МАРШ: Переосмысление материальности

Металл, кирпич, земля: работы студии Rethinking materiality Евгения Асса и Игоря Чиркина, 2017/2018 учебный год.

mainImg
Евгений Асс, Игорь Чиркин, 
руководители студии: 

«В магистратуре МАРШ традиционно существует студия, посвященная переосмыслению фундаментальных тем архитектуры: в этом году студенты исследовали роль и значение материала в архитектуре и, шире, субстанциальность архитектуры вообще.

Изначально слово материя и в древнегреческом (ὕλη), и в латинском (materia) языках означало дерево, древесину. Сегодня этим словом мы обозначаем огромную палитру естественных и искусственных материалов.

В процессе работы студенты провели исследования, которые касались Физики материалов, то есть их физических свойств – прочности, упругости, теплопроводности, прозрачности, звукоизоляции и прочих скучных, но необходимым архитектору знаний.

Вторая группа исследований касалась Поэтики материала, то есть художественных, образных, символических качеств материалов. Третья серия исследований, Жизнь материала, была посвящена изучению прототипов: выдающихся построек разных эпох, в которых роль материала особенно существенна. Студия фокусировалась на том, из чего создаётся архитектура, и, в конечном счете, на вопросе о природе и смысле архитектуры.

На основании исследований каждый из студентов сформулировал персональный Манифест материальности, в котором отразил собственные представления о роли и значении материала в архитектуре. Затем каждый выбрал материал и составил программу сооружения, типология которого в наибольшей степени соотносится с выбранным материалом. Итогом работы в студии стал проект сооружения, разработанный на основе авторского Манифеста».
***
 
Переосмысление металла
Александр Белозерцев
Переосмысление металла. Автор работы: Александр Белозерцев. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ
Переосмысление металла. Автор работы: Александр Белозерцев. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ

«Первый металл, используемый человеком – метеоритное железо. То есть достаточно твердый материал – своего рода пришелец. Это означает, что еще до того, как человечество смогло освоить производство твердых тел из руды, оно уже имело перед глазами пример готового результата. С развитием человечества менялся химический состав, технологические характеристики и способы производства металла, но стремясь переосмыслить этот материал, человек всегда имел дело с уже существующим объектом и процессом его возникновения. История обработки металлов, от примитивной печи до гигантских промышленных печей, говорит о том, что связь материала с историей человечества намного теснее, чем кажется, если думать только об изделии и его технических характеристиках. Потеряв свою первоначальную функцию, объект обретает новое значение.

В моем проекте основным материалом будет сталь. Сталь является самым распространенным и широко применяемым в строительстве видом металла, но все же в работе над своим проектом я хотел посмотреть на материал во всей широте его контекста. Для меня металл – это процесс, плоды которого имеют номадический характер и, подобно метеоритам, попадают в контекст.
Переосмысление металла. Автор работы: Александр Белозерцев. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ
Переосмысление металла. Автор работы: Александр Белозерцев. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ
Переосмысление металла. Автор работы: Александр Белозерцев. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин

В качестве локации для проектирования мною была выбрана набережная города Волгодонск. Если смотреть на карту речных круизов европейской части России, Волгодонск расположен по маршруту Москва – Ростов-на-Дону.

Пирс является примером сооружения, которое изначально отвечало только своей прямой функции – быть причалом для кораблей. Позднее пирс превращается, скорее, в развлекательный объект, точку притяжения городской жизни. Для условий нестабильного уровня воды пирс также является верным решением, поскольку протяженность словно следует за водой. В зависимости от популярности у горожан и туристов, пирс может быть как простой пустой плоскостью, так и местом отдыха и развлечений.
Переосмысление металла. Автор работы: Александр Белозерцев. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин
Переосмысление металла. Автор работы: Александр Белозерцев. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин
Переосмысление металла. Разрез B-B. Автор работы: Александр Белозерцев. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин
Переосмысление металла. Автор работы: Александр Белозерцев. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин
Переосмысление металла. Схема секции конструкции пирса. Автор работы: Александр Белозерцев. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин

В моем проекте диагональ, уходящая от дамбы, может стать местом размещения функционального наполнения. Устаревшая типология речного вокзала, помещения, относящиеся к речному вокзалу, будут максимально интегрированы в структуру других помещений пирса. В качестве зала ожидания – многофункциональное пространство, отвечающее требованиям для временного размещения функциональных зон. Часть конструкции будет оборудована под рыбный рынок и места для отдыха.

Само понятие наружной отделки утрачивается: другие материалы возникают не как часть образа, но как необходимость для человека».
***

Переосмысление кирпича
Александра Полидовец
Переосмысление кирпича. Балкон. Автор: Александра Полидовец. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ

«Для меня работа с кирпичом началась с необходимости придумать манифест. Бриф гласил: в своём манифесте нужно выразить свои взгляды на материал и материальность, на современную архитектуру, сформировать своё кредо архитектора. У меня родилась идея о том, что материал нужно познавать, непосредственно работая с ним, закончить теоретизировать и взять в руки шпатель и кирпич. Я купила 300 килограммов кирпича и начала возводить стену, фиксируя на видео все происходящее.

В процессе исследования физики и поэтики кирпича, я наткнулась на книгу по архитектурной кладке 1762 года, в которой в качестве архитектурной детали была представлена печь. Эта печь сама по себе напоминала архитектурную постройку и, углубившись в тему взаимодействия кирпича и тепла, я пришла к выводу, что кирпич не хочет стать аркой, как говорил Луис Канн, а хочет быть в тепле.
Переосмысление кирпича. Автор: Александра Полидовец. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ
Переосмысление кирпича. Автор: Александра Полидовец. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ

Кирпич известен своей способностью сохранять тепло. Проанализировав кирпичные печи в архитектуре, я выделила 3 основных типологии, в которых встречаются печи: пекарня, керамическая мастерская и крематорий. В данных типологиях кирпич взаимодействует с тестом, глиной и телом, и три этих материи являются метафорически триедиными. Проанализировав контекст моей постройки, я остановила свой выбор на типологии пекарни, в дальнейшем развивая свой проект по направлению взаимодействия кирпича и хлеба.

В качестве места проектирования я выбрала небольшой участок в поле, рядом с агрогородком Островно, расположенным в Витебской области. В Витебскую область меня привела совокупность воспоминаний из детства и взрослой жизни.

Островно – это агрогородок, уникальный тип сельских населенных пунктов который появился в Беларуси сравнительно недавно. В Островно находится бывший римско-католический храм (XVI век), сейчас он практически разрушен. Толстые кирпичные стены и мощные своды, ощущение сакральности и величия объединяют этот храм и мою будущую пекарню.
Переосмысление кирпича. Автор: Александра Полидовец. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ
Переосмысление кирпича. Автор: Александра Полидовец. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ

Вдохновение с лёгким налётом грусти за этот покинутый разрушающийся храм, находящийся в центре неизвестности, стало для меня тем последующим связующим звеном места и постройки.

Я подумала, что весьма символично будет, если вместо умирающего кирпичного здания появится что-то новое, возведенное по традиционным технологиям кирпичной кладки, которые отдавали бы дань времени и отражали преемственность архитектурной материальности.

В первом эскизе плана я размышляла о функциональной и чувственной взаимосвязи всех помещений, а также соотнесла каждое из помещений со своим видом кладки и своим видом хлеба. При этом я соотнесла их не только по форме, но и по значению. Например, гостиную – место, где происходит дегустация хлеба и мастер-классы, процесс познания хлеба – я соотнесла с караваем, традиционным хлебом гостеприимства, и грубой традиционной кладкой.
Переосмысление кирпича. Автор: Александра Полидовец. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ
Переосмысление кирпича. Разрез 1-1. Автор: Александра Полидовец. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ

Изучая технологии производства кирпича, я нашла параллели между процессами производства хлеба и кирпича: и в технологическом (получение сырья – замес – формовка – выпекание – поставка готовой продукции), и в визуальном смысле. Булки хлеба и кирпичи – это модульные предметы, которые стремятся к строгой и правильной сетке. Но и тот, и другой процесс на том или ином этапе встречаются с человеком, что приводит к появлению случайностей и мелких сбоев, будь то сдвиг кирпича относительно толщины шва или поворот одной буханки относительно другой.

Продолжая свой метод познания материала через ручную работу, я сделала 600 кирпичей, чтобы прочувствовать размер, модуль и поэкспериментировать с кладкой и деталями.

Мой проект устроен так: на первом этаже располагается парадный вход с магазином, где можно выпить чашку кофе и купить буханку хлеба или свежие круассаны. Также хлебная лавка объединена с ресепшеном для мини-гостиницы. Далее, минуя ряды с хлебом, посетитель попадает в галерею. Прямо находится производство хлебобулочных изделий на 3000 т/сут, завернув налево, посетитель проходит мимо производства, заглядывая в окошки и наблюдая за хлебопекарным процессом. Дойдя до конца, он упирается в мини-гостиницу, на первом этаже которой располагается гостиная для завтраков и мини-кухня.
Переосмысление кирпича. разрез 2-2, 3-3. Автор: Александра Полидовец. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ
Переосмысление кирпича. Разрез 4-4. Автор: Александра Полидовец. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ

Если же от входа повернуть направо, то, пройдя по галерее, посетитель может выйти на площадь с нефункционирующей трубой, в которую можно зайти, чтобы посмотреть на ясное звездное небо, как в подзорную трубу. А пройдя чуть дальше, посетитель попадает в пространство познания приготовления хлеба, где располагается помещение для мастер-классов по хлебопечению. Прямо от входа ведет лестница на второй этаж. Если повернуть налево, в арку, открывается двусветное пространство с большим столом для группы начинающих пекарей. Приготовив хлеб, посетитель может пройти в индивидуальные кабины знакомства с хлебом, расположенные слева. Также справа, в отдельном помещении, располагается мини-кухня по приготовлению легких закусок и напитков в дополнение к хлебу – мёд, деревенский сыр, домашнее вино и медовуха.

На втором этаже находится прогулочный балкон, с которого открывается красивый вид на окружающие леса, поля и озёра. В мини-гостинице на этаже находятся три номера, в каждом есть ванная комната, небольшой комод и рабочий стол. Выходя из номера, постоялец попадает на открытый балкон, с которого можно наблюдать окружающие поля, луга, озёра и леса. Проходя мимо производственного цеха, можно заглянуть в пространство запаха хлеба, внутри которого расположены скамейки, сидя на которых можно смотреть на весь цикл производства хлеба сквозь арочную колоннаду. На противоположной стороне от производства находятся административные помещения, кабинет главного пекаря и директора производства, место для отдыха работников с обеденным столом.
Переосмысление кирпича. Автор: Александра Полидовец. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ

В конце балкона расположено небольшое кафе на балкончике, откуда можно наблюдать за мастер-классом, проходящим внизу. Таким образом, увидев воочию процесс производства, в конце пути можно насладиться свежей буханкой хлеба.

На третьем и четвёртом этажах находятся гостиничные номера. В обоих концах коридора лестничного холла находятся круглые окна для света и обзора.

Поднявшись по лестнице в гостинице на 5 этаж, посетитель попадает на обзорную площадку, с которой открывается вид на Островно и можно охватить взглядом все окружение».
***

Переосмысление земли
Анвар Гарипов
Переосмысление земли. Автор: Анвар Гарипов. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ

«Этот мир стремительно дематериализуется. Стерильность, гладкость и блеск – ключевые характеристики современности. Мы не знаем, из чего сделано большинство окружающих нас предметов, мы даже не можем предположить, как они устроены. Искусственность и имитация лишают вещь многих свойств.

Материал в архитектуре должен не только предлагать богатую пищу для глаз, но и работать на все органы чувств, расчет на чисто визуальное восприятие приводит к потере материальности. Архитектура имеет право стареть, и материал должен передавать физическое ощущение времени.

Земля является основным материалом проекта. Изучив все способы строительства из земли, был выбран метод трамбовки в опалубку, как наиболее подходящий для наших климатических и технологических условий. Земля – материал, который напрямую отражает геологическую память места. Грунты даже на соседних участках могут сильно различаться, поэтому каждое землебитное здание уникально.
Переосмысление земли. Вестибюль. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ
Переосмысление земли. Библиотека. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ
Переосмысление земли. Вид с площади. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ

Место проектирования расположено в городе Можге. Это ничем не примечательный город, без культурных, архитектурных и природных достопримечательностей. Первый генеральный план города от 1927 года предусматривал организацию городской площади, но этот проект не был реализован. На месте предполагаемой площади был создан парк. Полноценный городской центр с площадью и общественными пространствами не сформирован до сих пор. Большую часть застройки города составляют индивидуальные жилые дома с приусадебными участками. В этих домах проживает большая часть жителей города. Плотность населения очень низкая, активной общественной жизни в городе не наблюдается.
Переосмысление земли. Автор: Анвар Гарипов. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ
Переосмысление земли. Автор: Анвар Гарипов. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ
Переосмысление земли. Автор: Анвар Гарипов. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ

Все заведения, которые могли бы служить местами объединения местных жителей, находятся вдали от центра и не принимают участие в повседневной жизни города. Я выбрал типологию дома культуры или общественно-культурного центра, чтобы решить обозначенные проблемы.Мой объект будет располагаться на площадке перед зданием горсовета. Эта площадка используется для проведения общегородских мероприятий, однако большую часть времени она служит парковкой и в жизни города не играет существенной роли.

Земля берётся непосредственно на месте строительства. Котлован, образующийся на месте выемки земли, может быть превращен в пруд. Всего для возведения здания необходимо 6 200 м³ земли. Площадь пруда 3100 м² при средней глубине 2 м.

Переосмысление земли. Автор: Анвар Гарипов. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ
Переосмысление земли. Фото макета №2. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ
Переосмысление земли. Автор: Анвар Гарипов. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ

Между слоёв трамбованной земли через каждые 400 мм укладываются отсечки из известкового цемента. Спустя некоторое время под влиянием атмосферных воздействий фасад начинает разрушаться, обнажая известковые слои. Обнажившись, известковые пласты начинают препятствовать стеканию воды по фасаду, тем самым защищают его от размывания.

Естественная неравномерность вручную уложенных слоёв в сочетании с природными силами создает не просто конструктивный прием, но и живописную фактуру фасада».
***

29 Августа 2018

Похожие статьи
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.