МАРШ: Переосмысление материальности

Металл, кирпич, земля: работы студии Rethinking materiality Евгения Асса и Игоря Чиркина, 2017/2018 учебный год.

mainImg
Евгений Асс, Игорь Чиркин, 
руководители студии: 

«В магистратуре МАРШ традиционно существует студия, посвященная переосмыслению фундаментальных тем архитектуры: в этом году студенты исследовали роль и значение материала в архитектуре и, шире, субстанциальность архитектуры вообще.

Изначально слово материя и в древнегреческом (ὕλη), и в латинском (materia) языках означало дерево, древесину. Сегодня этим словом мы обозначаем огромную палитру естественных и искусственных материалов.

В процессе работы студенты провели исследования, которые касались Физики материалов, то есть их физических свойств – прочности, упругости, теплопроводности, прозрачности, звукоизоляции и прочих скучных, но необходимым архитектору знаний.

Вторая группа исследований касалась Поэтики материала, то есть художественных, образных, символических качеств материалов. Третья серия исследований, Жизнь материала, была посвящена изучению прототипов: выдающихся построек разных эпох, в которых роль материала особенно существенна. Студия фокусировалась на том, из чего создаётся архитектура, и, в конечном счете, на вопросе о природе и смысле архитектуры.

На основании исследований каждый из студентов сформулировал персональный Манифест материальности, в котором отразил собственные представления о роли и значении материала в архитектуре. Затем каждый выбрал материал и составил программу сооружения, типология которого в наибольшей степени соотносится с выбранным материалом. Итогом работы в студии стал проект сооружения, разработанный на основе авторского Манифеста».
***
 
Переосмысление металла
Александр Белозерцев
Переосмысление металла. Автор работы: Александр Белозерцев. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ
Переосмысление металла. Автор работы: Александр Белозерцев. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ

«Первый металл, используемый человеком – метеоритное железо. То есть достаточно твердый материал – своего рода пришелец. Это означает, что еще до того, как человечество смогло освоить производство твердых тел из руды, оно уже имело перед глазами пример готового результата. С развитием человечества менялся химический состав, технологические характеристики и способы производства металла, но стремясь переосмыслить этот материал, человек всегда имел дело с уже существующим объектом и процессом его возникновения. История обработки металлов, от примитивной печи до гигантских промышленных печей, говорит о том, что связь материала с историей человечества намного теснее, чем кажется, если думать только об изделии и его технических характеристиках. Потеряв свою первоначальную функцию, объект обретает новое значение.

В моем проекте основным материалом будет сталь. Сталь является самым распространенным и широко применяемым в строительстве видом металла, но все же в работе над своим проектом я хотел посмотреть на материал во всей широте его контекста. Для меня металл – это процесс, плоды которого имеют номадический характер и, подобно метеоритам, попадают в контекст.
Переосмысление металла. Автор работы: Александр Белозерцев. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ
Переосмысление металла. Автор работы: Александр Белозерцев. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ
Переосмысление металла. Автор работы: Александр Белозерцев. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин

В качестве локации для проектирования мною была выбрана набережная города Волгодонск. Если смотреть на карту речных круизов европейской части России, Волгодонск расположен по маршруту Москва – Ростов-на-Дону.

Пирс является примером сооружения, которое изначально отвечало только своей прямой функции – быть причалом для кораблей. Позднее пирс превращается, скорее, в развлекательный объект, точку притяжения городской жизни. Для условий нестабильного уровня воды пирс также является верным решением, поскольку протяженность словно следует за водой. В зависимости от популярности у горожан и туристов, пирс может быть как простой пустой плоскостью, так и местом отдыха и развлечений.
Переосмысление металла. Автор работы: Александр Белозерцев. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин
Переосмысление металла. Автор работы: Александр Белозерцев. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин
Переосмысление металла. Разрез B-B. Автор работы: Александр Белозерцев. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин
Переосмысление металла. Автор работы: Александр Белозерцев. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин
Переосмысление металла. Схема секции конструкции пирса. Автор работы: Александр Белозерцев. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин

В моем проекте диагональ, уходящая от дамбы, может стать местом размещения функционального наполнения. Устаревшая типология речного вокзала, помещения, относящиеся к речному вокзалу, будут максимально интегрированы в структуру других помещений пирса. В качестве зала ожидания – многофункциональное пространство, отвечающее требованиям для временного размещения функциональных зон. Часть конструкции будет оборудована под рыбный рынок и места для отдыха.

Само понятие наружной отделки утрачивается: другие материалы возникают не как часть образа, но как необходимость для человека».
***

Переосмысление кирпича
Александра Полидовец
Переосмысление кирпича. Балкон. Автор: Александра Полидовец. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ

«Для меня работа с кирпичом началась с необходимости придумать манифест. Бриф гласил: в своём манифесте нужно выразить свои взгляды на материал и материальность, на современную архитектуру, сформировать своё кредо архитектора. У меня родилась идея о том, что материал нужно познавать, непосредственно работая с ним, закончить теоретизировать и взять в руки шпатель и кирпич. Я купила 300 килограммов кирпича и начала возводить стену, фиксируя на видео все происходящее.

В процессе исследования физики и поэтики кирпича, я наткнулась на книгу по архитектурной кладке 1762 года, в которой в качестве архитектурной детали была представлена печь. Эта печь сама по себе напоминала архитектурную постройку и, углубившись в тему взаимодействия кирпича и тепла, я пришла к выводу, что кирпич не хочет стать аркой, как говорил Луис Канн, а хочет быть в тепле.
Переосмысление кирпича. Автор: Александра Полидовец. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ
Переосмысление кирпича. Автор: Александра Полидовец. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ

Кирпич известен своей способностью сохранять тепло. Проанализировав кирпичные печи в архитектуре, я выделила 3 основных типологии, в которых встречаются печи: пекарня, керамическая мастерская и крематорий. В данных типологиях кирпич взаимодействует с тестом, глиной и телом, и три этих материи являются метафорически триедиными. Проанализировав контекст моей постройки, я остановила свой выбор на типологии пекарни, в дальнейшем развивая свой проект по направлению взаимодействия кирпича и хлеба.

В качестве места проектирования я выбрала небольшой участок в поле, рядом с агрогородком Островно, расположенным в Витебской области. В Витебскую область меня привела совокупность воспоминаний из детства и взрослой жизни.

Островно – это агрогородок, уникальный тип сельских населенных пунктов который появился в Беларуси сравнительно недавно. В Островно находится бывший римско-католический храм (XVI век), сейчас он практически разрушен. Толстые кирпичные стены и мощные своды, ощущение сакральности и величия объединяют этот храм и мою будущую пекарню.
Переосмысление кирпича. Автор: Александра Полидовец. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ
Переосмысление кирпича. Автор: Александра Полидовец. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ

Вдохновение с лёгким налётом грусти за этот покинутый разрушающийся храм, находящийся в центре неизвестности, стало для меня тем последующим связующим звеном места и постройки.

Я подумала, что весьма символично будет, если вместо умирающего кирпичного здания появится что-то новое, возведенное по традиционным технологиям кирпичной кладки, которые отдавали бы дань времени и отражали преемственность архитектурной материальности.

В первом эскизе плана я размышляла о функциональной и чувственной взаимосвязи всех помещений, а также соотнесла каждое из помещений со своим видом кладки и своим видом хлеба. При этом я соотнесла их не только по форме, но и по значению. Например, гостиную – место, где происходит дегустация хлеба и мастер-классы, процесс познания хлеба – я соотнесла с караваем, традиционным хлебом гостеприимства, и грубой традиционной кладкой.
Переосмысление кирпича. Автор: Александра Полидовец. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ
Переосмысление кирпича. Разрез 1-1. Автор: Александра Полидовец. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ

Изучая технологии производства кирпича, я нашла параллели между процессами производства хлеба и кирпича: и в технологическом (получение сырья – замес – формовка – выпекание – поставка готовой продукции), и в визуальном смысле. Булки хлеба и кирпичи – это модульные предметы, которые стремятся к строгой и правильной сетке. Но и тот, и другой процесс на том или ином этапе встречаются с человеком, что приводит к появлению случайностей и мелких сбоев, будь то сдвиг кирпича относительно толщины шва или поворот одной буханки относительно другой.

Продолжая свой метод познания материала через ручную работу, я сделала 600 кирпичей, чтобы прочувствовать размер, модуль и поэкспериментировать с кладкой и деталями.

Мой проект устроен так: на первом этаже располагается парадный вход с магазином, где можно выпить чашку кофе и купить буханку хлеба или свежие круассаны. Также хлебная лавка объединена с ресепшеном для мини-гостиницы. Далее, минуя ряды с хлебом, посетитель попадает в галерею. Прямо находится производство хлебобулочных изделий на 3000 т/сут, завернув налево, посетитель проходит мимо производства, заглядывая в окошки и наблюдая за хлебопекарным процессом. Дойдя до конца, он упирается в мини-гостиницу, на первом этаже которой располагается гостиная для завтраков и мини-кухня.
Переосмысление кирпича. разрез 2-2, 3-3. Автор: Александра Полидовец. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ
Переосмысление кирпича. Разрез 4-4. Автор: Александра Полидовец. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ

Если же от входа повернуть направо, то, пройдя по галерее, посетитель может выйти на площадь с нефункционирующей трубой, в которую можно зайти, чтобы посмотреть на ясное звездное небо, как в подзорную трубу. А пройдя чуть дальше, посетитель попадает в пространство познания приготовления хлеба, где располагается помещение для мастер-классов по хлебопечению. Прямо от входа ведет лестница на второй этаж. Если повернуть налево, в арку, открывается двусветное пространство с большим столом для группы начинающих пекарей. Приготовив хлеб, посетитель может пройти в индивидуальные кабины знакомства с хлебом, расположенные слева. Также справа, в отдельном помещении, располагается мини-кухня по приготовлению легких закусок и напитков в дополнение к хлебу – мёд, деревенский сыр, домашнее вино и медовуха.

На втором этаже находится прогулочный балкон, с которого открывается красивый вид на окружающие леса, поля и озёра. В мини-гостинице на этаже находятся три номера, в каждом есть ванная комната, небольшой комод и рабочий стол. Выходя из номера, постоялец попадает на открытый балкон, с которого можно наблюдать окружающие поля, луга, озёра и леса. Проходя мимо производственного цеха, можно заглянуть в пространство запаха хлеба, внутри которого расположены скамейки, сидя на которых можно смотреть на весь цикл производства хлеба сквозь арочную колоннаду. На противоположной стороне от производства находятся административные помещения, кабинет главного пекаря и директора производства, место для отдыха работников с обеденным столом.
Переосмысление кирпича. Автор: Александра Полидовец. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ

В конце балкона расположено небольшое кафе на балкончике, откуда можно наблюдать за мастер-классом, проходящим внизу. Таким образом, увидев воочию процесс производства, в конце пути можно насладиться свежей буханкой хлеба.

На третьем и четвёртом этажах находятся гостиничные номера. В обоих концах коридора лестничного холла находятся круглые окна для света и обзора.

Поднявшись по лестнице в гостинице на 5 этаж, посетитель попадает на обзорную площадку, с которой открывается вид на Островно и можно охватить взглядом все окружение».
***

Переосмысление земли
Анвар Гарипов
Переосмысление земли. Автор: Анвар Гарипов. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ

«Этот мир стремительно дематериализуется. Стерильность, гладкость и блеск – ключевые характеристики современности. Мы не знаем, из чего сделано большинство окружающих нас предметов, мы даже не можем предположить, как они устроены. Искусственность и имитация лишают вещь многих свойств.

Материал в архитектуре должен не только предлагать богатую пищу для глаз, но и работать на все органы чувств, расчет на чисто визуальное восприятие приводит к потере материальности. Архитектура имеет право стареть, и материал должен передавать физическое ощущение времени.

Земля является основным материалом проекта. Изучив все способы строительства из земли, был выбран метод трамбовки в опалубку, как наиболее подходящий для наших климатических и технологических условий. Земля – материал, который напрямую отражает геологическую память места. Грунты даже на соседних участках могут сильно различаться, поэтому каждое землебитное здание уникально.
Переосмысление земли. Вестибюль. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ
Переосмысление земли. Библиотека. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ
Переосмысление земли. Вид с площади. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ

Место проектирования расположено в городе Можге. Это ничем не примечательный город, без культурных, архитектурных и природных достопримечательностей. Первый генеральный план города от 1927 года предусматривал организацию городской площади, но этот проект не был реализован. На месте предполагаемой площади был создан парк. Полноценный городской центр с площадью и общественными пространствами не сформирован до сих пор. Большую часть застройки города составляют индивидуальные жилые дома с приусадебными участками. В этих домах проживает большая часть жителей города. Плотность населения очень низкая, активной общественной жизни в городе не наблюдается.
Переосмысление земли. Автор: Анвар Гарипов. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ
Переосмысление земли. Автор: Анвар Гарипов. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ
Переосмысление земли. Автор: Анвар Гарипов. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ

Все заведения, которые могли бы служить местами объединения местных жителей, находятся вдали от центра и не принимают участие в повседневной жизни города. Я выбрал типологию дома культуры или общественно-культурного центра, чтобы решить обозначенные проблемы.Мой объект будет располагаться на площадке перед зданием горсовета. Эта площадка используется для проведения общегородских мероприятий, однако большую часть времени она служит парковкой и в жизни города не играет существенной роли.

Земля берётся непосредственно на месте строительства. Котлован, образующийся на месте выемки земли, может быть превращен в пруд. Всего для возведения здания необходимо 6 200 м³ земли. Площадь пруда 3100 м² при средней глубине 2 м.

Переосмысление земли. Автор: Анвар Гарипов. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ
Переосмысление земли. Фото макета №2. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ
Переосмысление земли. Автор: Анвар Гарипов. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ

Между слоёв трамбованной земли через каждые 400 мм укладываются отсечки из известкового цемента. Спустя некоторое время под влиянием атмосферных воздействий фасад начинает разрушаться, обнажая известковые слои. Обнажившись, известковые пласты начинают препятствовать стеканию воды по фасаду, тем самым защищают его от размывания.

Естественная неравномерность вручную уложенных слоёв в сочетании с природными силами создает не просто конструктивный прием, но и живописную фактуру фасада».
***

29 Августа 2018

Похожие статьи
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Технологии и материалы
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Сейчас на главной
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».