МАРШ: Переосмысление материальности

Металл, кирпич, земля: работы студии Rethinking materiality Евгения Асса и Игоря Чиркина, 2017/2018 учебный год.

mainImg
Евгений Асс, Игорь Чиркин, 
руководители студии: 

«В магистратуре МАРШ традиционно существует студия, посвященная переосмыслению фундаментальных тем архитектуры: в этом году студенты исследовали роль и значение материала в архитектуре и, шире, субстанциальность архитектуры вообще.

Изначально слово материя и в древнегреческом (ὕλη), и в латинском (materia) языках означало дерево, древесину. Сегодня этим словом мы обозначаем огромную палитру естественных и искусственных материалов.

В процессе работы студенты провели исследования, которые касались Физики материалов, то есть их физических свойств – прочности, упругости, теплопроводности, прозрачности, звукоизоляции и прочих скучных, но необходимым архитектору знаний.

Вторая группа исследований касалась Поэтики материала, то есть художественных, образных, символических качеств материалов. Третья серия исследований, Жизнь материала, была посвящена изучению прототипов: выдающихся построек разных эпох, в которых роль материала особенно существенна. Студия фокусировалась на том, из чего создаётся архитектура, и, в конечном счете, на вопросе о природе и смысле архитектуры.

На основании исследований каждый из студентов сформулировал персональный Манифест материальности, в котором отразил собственные представления о роли и значении материала в архитектуре. Затем каждый выбрал материал и составил программу сооружения, типология которого в наибольшей степени соотносится с выбранным материалом. Итогом работы в студии стал проект сооружения, разработанный на основе авторского Манифеста».
***
 
Переосмысление металла
Александр Белозерцев
Переосмысление металла. Автор работы: Александр Белозерцев. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ
Переосмысление металла. Автор работы: Александр Белозерцев. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ

«Первый металл, используемый человеком – метеоритное железо. То есть достаточно твердый материал – своего рода пришелец. Это означает, что еще до того, как человечество смогло освоить производство твердых тел из руды, оно уже имело перед глазами пример готового результата. С развитием человечества менялся химический состав, технологические характеристики и способы производства металла, но стремясь переосмыслить этот материал, человек всегда имел дело с уже существующим объектом и процессом его возникновения. История обработки металлов, от примитивной печи до гигантских промышленных печей, говорит о том, что связь материала с историей человечества намного теснее, чем кажется, если думать только об изделии и его технических характеристиках. Потеряв свою первоначальную функцию, объект обретает новое значение.

В моем проекте основным материалом будет сталь. Сталь является самым распространенным и широко применяемым в строительстве видом металла, но все же в работе над своим проектом я хотел посмотреть на материал во всей широте его контекста. Для меня металл – это процесс, плоды которого имеют номадический характер и, подобно метеоритам, попадают в контекст.
Переосмысление металла. Автор работы: Александр Белозерцев. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ
Переосмысление металла. Автор работы: Александр Белозерцев. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ
Переосмысление металла. Автор работы: Александр Белозерцев. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин

В качестве локации для проектирования мною была выбрана набережная города Волгодонск. Если смотреть на карту речных круизов европейской части России, Волгодонск расположен по маршруту Москва – Ростов-на-Дону.

Пирс является примером сооружения, которое изначально отвечало только своей прямой функции – быть причалом для кораблей. Позднее пирс превращается, скорее, в развлекательный объект, точку притяжения городской жизни. Для условий нестабильного уровня воды пирс также является верным решением, поскольку протяженность словно следует за водой. В зависимости от популярности у горожан и туристов, пирс может быть как простой пустой плоскостью, так и местом отдыха и развлечений.
Переосмысление металла. Автор работы: Александр Белозерцев. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин
Переосмысление металла. Автор работы: Александр Белозерцев. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин
Переосмысление металла. Разрез B-B. Автор работы: Александр Белозерцев. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин
Переосмысление металла. Автор работы: Александр Белозерцев. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин
Переосмысление металла. Схема секции конструкции пирса. Автор работы: Александр Белозерцев. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин

В моем проекте диагональ, уходящая от дамбы, может стать местом размещения функционального наполнения. Устаревшая типология речного вокзала, помещения, относящиеся к речному вокзалу, будут максимально интегрированы в структуру других помещений пирса. В качестве зала ожидания – многофункциональное пространство, отвечающее требованиям для временного размещения функциональных зон. Часть конструкции будет оборудована под рыбный рынок и места для отдыха.

Само понятие наружной отделки утрачивается: другие материалы возникают не как часть образа, но как необходимость для человека».
***

Переосмысление кирпича
Александра Полидовец
Переосмысление кирпича. Балкон. Автор: Александра Полидовец. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ

«Для меня работа с кирпичом началась с необходимости придумать манифест. Бриф гласил: в своём манифесте нужно выразить свои взгляды на материал и материальность, на современную архитектуру, сформировать своё кредо архитектора. У меня родилась идея о том, что материал нужно познавать, непосредственно работая с ним, закончить теоретизировать и взять в руки шпатель и кирпич. Я купила 300 килограммов кирпича и начала возводить стену, фиксируя на видео все происходящее.

В процессе исследования физики и поэтики кирпича, я наткнулась на книгу по архитектурной кладке 1762 года, в которой в качестве архитектурной детали была представлена печь. Эта печь сама по себе напоминала архитектурную постройку и, углубившись в тему взаимодействия кирпича и тепла, я пришла к выводу, что кирпич не хочет стать аркой, как говорил Луис Канн, а хочет быть в тепле.
Переосмысление кирпича. Автор: Александра Полидовец. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ
Переосмысление кирпича. Автор: Александра Полидовец. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ

Кирпич известен своей способностью сохранять тепло. Проанализировав кирпичные печи в архитектуре, я выделила 3 основных типологии, в которых встречаются печи: пекарня, керамическая мастерская и крематорий. В данных типологиях кирпич взаимодействует с тестом, глиной и телом, и три этих материи являются метафорически триедиными. Проанализировав контекст моей постройки, я остановила свой выбор на типологии пекарни, в дальнейшем развивая свой проект по направлению взаимодействия кирпича и хлеба.

В качестве места проектирования я выбрала небольшой участок в поле, рядом с агрогородком Островно, расположенным в Витебской области. В Витебскую область меня привела совокупность воспоминаний из детства и взрослой жизни.

Островно – это агрогородок, уникальный тип сельских населенных пунктов который появился в Беларуси сравнительно недавно. В Островно находится бывший римско-католический храм (XVI век), сейчас он практически разрушен. Толстые кирпичные стены и мощные своды, ощущение сакральности и величия объединяют этот храм и мою будущую пекарню.
Переосмысление кирпича. Автор: Александра Полидовец. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ
Переосмысление кирпича. Автор: Александра Полидовец. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ

Вдохновение с лёгким налётом грусти за этот покинутый разрушающийся храм, находящийся в центре неизвестности, стало для меня тем последующим связующим звеном места и постройки.

Я подумала, что весьма символично будет, если вместо умирающего кирпичного здания появится что-то новое, возведенное по традиционным технологиям кирпичной кладки, которые отдавали бы дань времени и отражали преемственность архитектурной материальности.

В первом эскизе плана я размышляла о функциональной и чувственной взаимосвязи всех помещений, а также соотнесла каждое из помещений со своим видом кладки и своим видом хлеба. При этом я соотнесла их не только по форме, но и по значению. Например, гостиную – место, где происходит дегустация хлеба и мастер-классы, процесс познания хлеба – я соотнесла с караваем, традиционным хлебом гостеприимства, и грубой традиционной кладкой.
Переосмысление кирпича. Автор: Александра Полидовец. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ
Переосмысление кирпича. Разрез 1-1. Автор: Александра Полидовец. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ

Изучая технологии производства кирпича, я нашла параллели между процессами производства хлеба и кирпича: и в технологическом (получение сырья – замес – формовка – выпекание – поставка готовой продукции), и в визуальном смысле. Булки хлеба и кирпичи – это модульные предметы, которые стремятся к строгой и правильной сетке. Но и тот, и другой процесс на том или ином этапе встречаются с человеком, что приводит к появлению случайностей и мелких сбоев, будь то сдвиг кирпича относительно толщины шва или поворот одной буханки относительно другой.

Продолжая свой метод познания материала через ручную работу, я сделала 600 кирпичей, чтобы прочувствовать размер, модуль и поэкспериментировать с кладкой и деталями.

Мой проект устроен так: на первом этаже располагается парадный вход с магазином, где можно выпить чашку кофе и купить буханку хлеба или свежие круассаны. Также хлебная лавка объединена с ресепшеном для мини-гостиницы. Далее, минуя ряды с хлебом, посетитель попадает в галерею. Прямо находится производство хлебобулочных изделий на 3000 т/сут, завернув налево, посетитель проходит мимо производства, заглядывая в окошки и наблюдая за хлебопекарным процессом. Дойдя до конца, он упирается в мини-гостиницу, на первом этаже которой располагается гостиная для завтраков и мини-кухня.
Переосмысление кирпича. разрез 2-2, 3-3. Автор: Александра Полидовец. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ
Переосмысление кирпича. Разрез 4-4. Автор: Александра Полидовец. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ

Если же от входа повернуть направо, то, пройдя по галерее, посетитель может выйти на площадь с нефункционирующей трубой, в которую можно зайти, чтобы посмотреть на ясное звездное небо, как в подзорную трубу. А пройдя чуть дальше, посетитель попадает в пространство познания приготовления хлеба, где располагается помещение для мастер-классов по хлебопечению. Прямо от входа ведет лестница на второй этаж. Если повернуть налево, в арку, открывается двусветное пространство с большим столом для группы начинающих пекарей. Приготовив хлеб, посетитель может пройти в индивидуальные кабины знакомства с хлебом, расположенные слева. Также справа, в отдельном помещении, располагается мини-кухня по приготовлению легких закусок и напитков в дополнение к хлебу – мёд, деревенский сыр, домашнее вино и медовуха.

На втором этаже находится прогулочный балкон, с которого открывается красивый вид на окружающие леса, поля и озёра. В мини-гостинице на этаже находятся три номера, в каждом есть ванная комната, небольшой комод и рабочий стол. Выходя из номера, постоялец попадает на открытый балкон, с которого можно наблюдать окружающие поля, луга, озёра и леса. Проходя мимо производственного цеха, можно заглянуть в пространство запаха хлеба, внутри которого расположены скамейки, сидя на которых можно смотреть на весь цикл производства хлеба сквозь арочную колоннаду. На противоположной стороне от производства находятся административные помещения, кабинет главного пекаря и директора производства, место для отдыха работников с обеденным столом.
Переосмысление кирпича. Автор: Александра Полидовец. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ

В конце балкона расположено небольшое кафе на балкончике, откуда можно наблюдать за мастер-классом, проходящим внизу. Таким образом, увидев воочию процесс производства, в конце пути можно насладиться свежей буханкой хлеба.

На третьем и четвёртом этажах находятся гостиничные номера. В обоих концах коридора лестничного холла находятся круглые окна для света и обзора.

Поднявшись по лестнице в гостинице на 5 этаж, посетитель попадает на обзорную площадку, с которой открывается вид на Островно и можно охватить взглядом все окружение».
***

Переосмысление земли
Анвар Гарипов
Переосмысление земли. Автор: Анвар Гарипов. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ

«Этот мир стремительно дематериализуется. Стерильность, гладкость и блеск – ключевые характеристики современности. Мы не знаем, из чего сделано большинство окружающих нас предметов, мы даже не можем предположить, как они устроены. Искусственность и имитация лишают вещь многих свойств.

Материал в архитектуре должен не только предлагать богатую пищу для глаз, но и работать на все органы чувств, расчет на чисто визуальное восприятие приводит к потере материальности. Архитектура имеет право стареть, и материал должен передавать физическое ощущение времени.

Земля является основным материалом проекта. Изучив все способы строительства из земли, был выбран метод трамбовки в опалубку, как наиболее подходящий для наших климатических и технологических условий. Земля – материал, который напрямую отражает геологическую память места. Грунты даже на соседних участках могут сильно различаться, поэтому каждое землебитное здание уникально.
Переосмысление земли. Вестибюль. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ
Переосмысление земли. Библиотека. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ
Переосмысление земли. Вид с площади. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ

Место проектирования расположено в городе Можге. Это ничем не примечательный город, без культурных, архитектурных и природных достопримечательностей. Первый генеральный план города от 1927 года предусматривал организацию городской площади, но этот проект не был реализован. На месте предполагаемой площади был создан парк. Полноценный городской центр с площадью и общественными пространствами не сформирован до сих пор. Большую часть застройки города составляют индивидуальные жилые дома с приусадебными участками. В этих домах проживает большая часть жителей города. Плотность населения очень низкая, активной общественной жизни в городе не наблюдается.
Переосмысление земли. Автор: Анвар Гарипов. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ
Переосмысление земли. Автор: Анвар Гарипов. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ
Переосмысление земли. Автор: Анвар Гарипов. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ

Все заведения, которые могли бы служить местами объединения местных жителей, находятся вдали от центра и не принимают участие в повседневной жизни города. Я выбрал типологию дома культуры или общественно-культурного центра, чтобы решить обозначенные проблемы.Мой объект будет располагаться на площадке перед зданием горсовета. Эта площадка используется для проведения общегородских мероприятий, однако большую часть времени она служит парковкой и в жизни города не играет существенной роли.

Земля берётся непосредственно на месте строительства. Котлован, образующийся на месте выемки земли, может быть превращен в пруд. Всего для возведения здания необходимо 6 200 м³ земли. Площадь пруда 3100 м² при средней глубине 2 м.

Переосмысление земли. Автор: Анвар Гарипов. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ
Переосмысление земли. Фото макета №2. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ
Переосмысление земли. Автор: Анвар Гарипов. Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин © МАРШ

Между слоёв трамбованной земли через каждые 400 мм укладываются отсечки из известкового цемента. Спустя некоторое время под влиянием атмосферных воздействий фасад начинает разрушаться, обнажая известковые слои. Обнажившись, известковые пласты начинают препятствовать стеканию воды по фасаду, тем самым защищают его от размывания.

Естественная неравномерность вручную уложенных слоёв в сочетании с природными силами создает не просто конструктивный прием, но и живописную фактуру фасада».
***

29 Августа 2018

Похожие статьи
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Три стихии плюс
Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Сохраняя равновесие
Подведены итоги специальной номинации «Кирпичного конкурса» от журнала «Проект Балтия» и компании Архитайл. Участники работали над фасадами первых этажей нескольких зданий жилого комплекса «А101 Лаголово» в Ленинградской области.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Призрак города
Среди конкурсных проектов на въездной знак для южного въезда в Дербент нашим читателям больше всего понравится проект TOBE architects. Нам он тоже понравился и мы решили рассмотреть его чуть детальнее.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.