Британка-2017: лучшее

Программу BA (Hons) Interior Architecture and Design БВШД часто путают с курсом по дизайну интерьеров. Тем не менее архитектурная составляющая для нее – ключевая. Мы поговорили с архитекторами-преподавателями Британки, попросили рассказать об особенностях программы и показать, над чем работают студенты.

mainImg
Кураторы программы BA (Hons)
Interior Architecture & Design – Джозеф Ван дер Стин, Джеймс О’Брайан: 


«Четкая грань между внешним и внутренним размывается в отношении комнаты к зданию, здания к кварталу, квартала к району и района к городу, экстерьер и интерьер становятся непрерывной составляющей сложной неоднородной городской структуры. Мы учим студентов критически рассматривать город, изучать его, принимая вызов контекста и учитывая современный глобальный архитектурный дискурс, а также вдохновляться локальной историей. В рамках учебных проектов исследуются возможности адаптации и программирования зданий в постоянно меняющейся городской среде. Сложность сочетания истории и культуры, политики и экономики, общества и города формируют особенный, интересный для изучения контекст. На программе затрагивается два основополагающих вопроса: Что такое правильное здание и каков его потенциал? Каким образом правильное здание может качественно изменить городскую среду?
Бакалавриат Interior Architecture and Design БВШД в Индии. Фотография предоставлена БВШД
Баня 1 к 1. Фотография предоставлена БВШД

В 2016-17 учебном году наши проектные студии трех курсов бакалавриата исследовали различные по масштабу и сложности, характерные пространства Москвы:

– первый курс занимался осмыслением базовых функций и форм, того, как пользователь и архитектор влияют на них. Двигаясь от простого к сложному, студенты смогли ощутить различные масштабы пространств и узнать принципиальные методы работы с ними.

– второкурсники рассматривали проблемы пористости «закупоренности» Москвы на примере «недостроев», неиспользуемых и заброшенных зданий, среди которых оказалась забытая жемчужина конструктивизма – рабочий клуб завода «Серп и Молот» по проекту Игнатия Милиниса.

– третий курс изучал потенциал сохранения и адаптации зданий и неосвоенных территорий, спальных районов и промышленных зон вокруг МЦК в контексте неминуемого сноса и уничтожения памяти места».
***

Выставка Interior Architecture and Design БВШД. Фотография предоставлена БВШД
Макет кровли. Фотография предоставлена БВШД
Изготовление макета кровли в процессе. Фотография предоставлена БВШД
Макет перголы. Фотография предоставлена БВШД
Павильоны для keune. Фотография предоставлена БВШД
Павильоны для keune. Фотография предоставлена БВШД
Печка. Фотография предоставлена БВШД
Печка в процессе строительства. Фотография предоставлена БВШД
Строительство портика. Фотография предоставлена БВШД
Павильоны для keune. Фотография предоставлена БВШД
Стройка keune. Фотография предоставлена БВШД
Процесс проектирования. Фотография предоставлена БВШД
Первый курс
В рамках первого модуля «Representing Space» студенты знакомятся с пространством как главным материалом и основными конвенциями его репрезентации.
Франциска Дедерер, 1 курс БВШД. Пространство вестибюля станции метро “Автозаводская”. Изображение предоставлено БВШД

Второй модуль «Anatomy of Space» посвящен осознанию пространства как многогранного концепта, связанного не только с объемом, но и с другими физическими и метафизическими аспектами. Серия заданий, помогающих воспринять и опробовать архитектуру как процесс, как череду исследований и размышлений, открывающих мыслительную и гуманитарную сторону профессии – взаимосвязь архитектуры с культурным, социальным и политическим контекстами. В рамках «Anatomy of Space» студенты впервые сталкиваются с фигурой заказчика, которого они должны найти, для того чтобы придумать для него сначала многофункциональный предмет мебели, а затем организовать вокруг него и всё жилое пространство, основываясь на пожеланиях заказчика.
Изготовление макета. Фотография предоставлена БВШД
Франциска Дедерер, 1 курс БВШД. Жилище. Вид в окружении. Изображение предоставлено БВШД
Кристина Микрюкова, 1 курс БВШД. Многофункциональный предмет мебели. Изображение предоставлено БВШД

Оят Шукуров, ведущий преподаватель BA (Hons) Interior Architecture and Design: «Важное место в первом семестре занимает воркшоп под названием «Introducing Materiality», посвященный изучению строительных практик. Он состоит из двух частей, сначала студенты изучают фрагмент существующей постройки, вычерчивая ее и создавая ее макет, стараясь отразить методы возведения и узлы с наибольшим количеством подробностей. Во второй части этого модуля, студенты знакомятся с кирпичной кладкой, видами кирпича и растворов, типами швов и штукатурок. Результат этого модуля – кирпичные колонны спроектированные и возведенные студентами».
Франциска Дедерер, 1 курс БВШД. Интерьерные виды жилища. Изображение предоставлено БВШД
Воркшоп под названием «Introducing Materiality». Фотография предоставлена БВШД

Во втором семестре, уже имея представления о базовых этапах проектной работы, техниках рисунка, черчения и изготовления макетов, студенты приступают к третьему модулю, «Serious Play», на который отведен целый семестр. Если предыдущий модуль сконцентрирован на переходе от объекта к пространству, содержащему его, и единственной их функции – жилой, то в этом модуле студенты берутся за преобразования того или иного участка в городе, состоящего из множества пространств, имеющих разные функции. Цель семестра не только углубить и расширить знания, полученные ранее, но и осознать пространство, как сложную систему взаимодействующих субъектов, и найти пути его трансформации.
Воркшоп под названием «Introducing Materiality». Фотография предоставлена БВШД

В этом учебном году студенты занимались изучением возможностей преобразования гаражного кооператива в маленькое самодостаточное селение.

Между членами группы были распределены базовые функции (мэрия, полиция, библиотека, банк, медицинское заведение, пекарня, крематорий и т.д.), которые каждый студент должен был исследовать и, после размышлений о природе той или иной функции, найти в обсуждении с группой место для своего объекта и выработать программу для него, после чего объект спроектировать.
Групповой макет гаражного кооператива с интервенциями для модуля “Serious Play”. Фотография предоставлена БВШД
Работа 1 курса бакалавриата Interior Architecture and Design БВШД. Изображение предоставлено БВШД
Работа Юлии Осиной, студентки 1 курса бакалавриата Interior Architecture and Design БВШД. Изображение предоставлено БВШД
Работа Юлии Осиной, студентки 1 курса бакалавриата Interior Architecture and Design БВШД. Изображение предоставлено БВШД
Работа 1 курса бакалавриата Interior Architecture and Design БВШД. Изображение предоставлено БВШД
Второй курс
Обращаясь к Вальтеру Беньямину и к категории «пористости», мы считаем, что московские городские «поры» сильно забиты. Бриф предлагает студентам поразмышлять о «восстановлении пористости» Москвы. Студентам необходимо найти и идентифицировать «забитые поры» города, тщательно изучить их, сформулировать проблему в результате анализа, а затем прийти к комплексному проектному решению, которое позволяет «включить» эти пространства, вернуть их городу.

Структура брифа методично и последовательно комбинирует теорию с практикой, исследование и проектирование, одновременно с этим, поставленные задачи симулируют действительные проектные этапы, изложенные в стандартах и рекомендациях RIBA. Учебный модуль и бриф рассчитан на развитие у студентов критических и аналитических навыков, а также различных техник репрезентации.

Михаил Микадзе, ведущий преподаватель BA (Hons) Interior Architecture and Design:
«Город для нас есть некое первичное внутреннее пространство для спора и изучения. В частности нас интересуют метаморфозы городского пространства, поэтому мы со студентами внимательно исследуем потенциал существующих морфем Москвы, будь то первые этажи жилых домов, заброшенные или неиспользуемые здания, объекты инфраструктуры и иные, так называемые, «городские неудобья».

Первым делом мы просим студентов заняться фланерством по, казалось бы, известному им пространству и попытаться в процессе этого «проживания» по-новому взглянуть на привычное, прочувствовать характер пространства и отношение между человеком и средой его обитания. Результатом фланерства является обнаружение городской «закупоренности», будь то недострой из 90-ых, ничего не производящий завод или же заколоченный объект культурного наследия. Следующим этапом исследования студенты рассматривают эти здания или пространства с точки зрения ценностей как общекультурных так и непосредственно личных. Нам интересно рассматривать Москву сквозь призму формулы Лефевра «право на город», где центральным моментом является право на изменение сложившегося порядка вещей – в сторону лучшего порядка.

Таким образом, постепенно погружаясь в процесс понимания пространства через поиск и вырабатывание субъективного нарратива и происходит формирование критического мышления – краеугольного камня всей профессиональной деятельности, что, в свою очередь, приводит к проектам осмысленным, ответственным и прочувствованным».
***

СЕРП И МОЛОТ Архитектурная Институция
Александра Ивашкевич
Проект Александры Ивашкевич, 2 курс БВШД. СЕРП И МОЛОТ Архитектурная Институция. Изображение предоставлено БВШД

Клуб рабочих завода «Серп и Молот» является ярчайшим примером беспощадности времени и безответственности нашего общества. Крайне симптоматично, что памятник авангарда, выявленный объект культурного наследия, охраняемый государством, превратился в руину. Первоначально, концепция культурного комплекса была задумана и спроектирована Игнатием Милинисом в 1927-33 гг. «Серп и Молот» стал отражением ключевых принципов конструктивизма: свободная планировка, крупное ленточное остекление, приподнятый на пилонах первый этаж, открытые террасы на крыше. Комплекс являлся манифестом возрождения плановой экономики во время первого Пятилетнего плана. Здание претерпело существенные изменения в ходе реконструкции 50-х годов: фасады и интерьеры были украшены пилястрами, розеттами и другими несвойственными архитектуре авангарда деталями. В 70-х пространство между пилонами было застроено дополнительными помещениями. А в самом начале 21-го века интерьер был практически полностью разрушен. В данный момент, лишь полуциркульный портик намекает на былое величие архитектуры авангарда.

Воссозданный на основе бывшего клуба рабочих завода «Серп и Молот» архитектурный институт наследует традиции двух либеральных школ: UNAM и Black Mountain College, которые отстаивали свободу мысли, самовыражение, повышали уровень компетентности, опираясь на практический опыт работы. Проект архитектурной институции состоит из четырех основополагающих частей целого: теории, практики, этики и политики. Ядром данного проекта является существование архитектурной практики на кампусе. Обычно закрытое для широкой аудитории бюро превращается в доброжелательную, открытую рабочую среду, интегрирующую теорию с непосредственной практикой. Вопрос взаимодействия архитектуры и общества отражается в открытых общественных пространствах проектируемой институции, позволяющих проводить открытые презентации, встречи, лекции и другие публичные мероприятия. Проект кампуса также предусматривает жилой корпус, предоставляющий возможность постоянного пребывания в архитектурной среде.
Проект Александры Ивашкевич, 2 курс БВШД. СЕРП И МОЛОТ Архитектурная Институция. Изображение предоставлено БВШД
Проект Александры Ивашкевич, 2 курс БВШД. СЕРП И МОЛОТ Архитектурная Институция. Интерьер. Изображение предоставлено БВШД
Проект Александры Ивашкевич, 2 курс БВШД. СЕРП И МОЛОТ Архитектурная Институция. Интерьер. Изображение предоставлено БВШД
Проект Александры Ивашкевич, 2 курс БВШД. СЕРП И МОЛОТ Архитектурная Институция. Изображение предоставлено БВШД
zooming
Проект Александры Ивашкевич, 2 курс БВШД. СЕРП И МОЛОТ Архитектурная Институция. Фото детали. Изображение предоставлено БВШД
Проект Александры Ивашкевич, 2 курс БВШД. СЕРП И МОЛОТ Архитектурная Институция. Мастер-план. Изображение предоставлено БВШД
Проект Александры Ивашкевич, 2 курс БВШД. СЕРП И МОЛОТ Архитектурная Институция. Ситуационный макет. Изображение предоставлено БВШД
Проект Александры Ивашкевич, 2 курс БВШД. СЕРП И МОЛОТ Архитектурная Институция. Отпечатки памяти. Изображение предоставлено БВШД
Проект Александры Ивашкевич, 2 курс БВШД. СЕРП И МОЛОТ Архитектурная Институция. Макет. Изображение предоставлено БВШД
Проект Александры Ивашкевич, 2 курс БВШД. СЕРП И МОЛОТ Архитектурная Институция. Концепция. Изображение предоставлено БВШД
Проект Александры Ивашкевич, 2 курс БВШД. СЕРП И МОЛОТ Архитектурная Институция. Аксонометрия. Изображение предоставлено БВШД
zooming
Проект Александры Ивашкевич, 2 курс БВШД. СЕРП И МОЛОТ Архитектурная Институция. Разрез 1. Изображение предоставлено БВШД
zooming
Проект Александры Ивашкевич, 2 курс БВШД. СЕРП И МОЛОТ Архитектурная Институция. Разрез 2. Изображение предоставлено БВШД
***

Культурный центр и архив
Полина Муравинская
zooming
Проект Полины Муравинской, 2 курс БВШД. Культурный центр и архив. Изображение предоставлено БВШД

«Человек смертен, и его единственная возможность стать бессмертным состоит в том, чтобы оставить после себя нечто бессмертное», – Уильям Фолкнер.

Недостроенный гаражный комплекс на улице Большая Декабрьская 11 находится между Армянским и Ваганьковским кладбищем в жилом районе на северо-западе Москвы. Этот объект является уникальным, так как является барьером между «жизнью» и «смертью» в эмоциональном и физическом плане, где «смерть» – это кладбище, а «жизнь» – это жилой район по соседству. Для предотвращения приближения кладбища к жилой среде, снос здания абсолютно исключен. Общей концепцией проекта стала тема Жизни, Смерти и Бессмертия. Согласно этой концепции Культурный центр и архив – это место процессов, которые можно описать, как бессмертные: информация и воспоминания, собранные в архиве, а также результаты творческой и научной деятельности, проходящие в центре, и есть воплощение бессмертия.

Культурный центр и архив является плавным переходом между двумя контрастными зонами, потому что он обладает как функционалом для посетителей кладбища, так и для обычных людей. В Центре есть цветочный магазин, который находится прямо напротив входа на кладбище. Он невидим для местных жителей, но удобно расположен для посетителей кладбища. В проекте также предусмотрено пространство для медитации, где люди могли бы провести время после посещения кладбища. Они также могут посетить библиотеку, архив и небольшое кафе, которые расположены на первом этаже культурного центра, или посетить мастер-классы, лекции и выставки, которые находятся на втором этаже. Посетители центра также могут подняться на террасу на третьем этаже или перейти в один из внутренних дворов, в которые есть выходы из каждого помещения центра. Проект также призван решить некоторые очевидные проблемы, вызванные недостроенным состоянием объекта. В частности, сделать удобный вход на кладбище и перевести все ритуальные услуги с первых этажей жилых зданий в этом районе.

Проект также предусматривает существенные изменения в существующей структуре здания. Без изменений были оставлены только коммуникационные узлы – лестницы и рампа, а также колонны, которые задают навигацию по зданию. Фасад здания, выходящий на кладбище, скрывает его пейзаж от посетителей. Первый этаж создает чувство защищённости за счёт минимального использования дневного света и аскетичности форм. Второй этаж является просторным с рассеянным мягким светом в течении всего дня. Площадь мастерских имеет систему мобильных перегородок, которые при необходимости делят одно большое пространство на несколько разных по размеру.
zooming
Проект Полины Муравинской, 2 курс БВШД. Культурный центр и архив. Изображение предоставлено БВШД
zooming
Проект Полины Муравинской, 2 курс БВШД. Культурный центр и архив. Изображение предоставлено БВШД
zooming
Проект Полины Муравинской, 2 курс БВШД. Культурный центр и архив. Изображение предоставлено БВШД
Проект Полины Муравинской, 2 курс БВШД. Культурный центр и архив. Изображение предоставлено БВШД
Проект Полины Муравинской, 2 курс БВШД. Культурный центр и архив. Изображение предоставлено БВШД
Проект Полины Муравинской, 2 курс БВШД. Культурный центр и архив. Изображение предоставлено БВШД
Проект Полины Муравинской, 2 курс БВШД. Культурный центр и архив. Изображение предоставлено БВШД
Проект Полины Муравинской, 2 курс БВШД. Культурный центр и архив. Изображение предоставлено БВШД
Проект Полины Муравинской, 2 курс БВШД. Культурный центр и архив. Изображение предоставлено БВШД
Проект Полины Муравинской, 2 курс БВШД. Культурный центр и архив. Изображение предоставлено БВШД
Проект Полины Муравинской, 2 курс БВШД. Культурный центр и архив. Изображение предоставлено БВШД
zooming
Проект Полины Муравинской, 2 курс БВШД. Культурный центр и архив. Изображение предоставлено БВШД
Проект Полины Муравинской, 2 курс БВШД. Культурный центр и архив. Изображение предоставлено БВШД
***
Третий курс

Заключительный дипломный год обучения позволяет учащимся объединить все свои навыки для проведения широкого круга исследований и разработки комплексного архитектурного проекта. В этом году мы рассмотрели вопрос о размещении жилья и общественных пространств в промышленных зданиях 20-го века и порассуждали о том, как их повторное использование может служить основой того, как мы думаем о городе, о его наследии и общих стандартах жилья и пространства.

Наследие в последние годы все чаще становится ненужным современной Москве ввиду своей «несовременности», опускается вопрос последствий стирания памяти о городе. Таким образом наследие стало поляризованной темой в более широком контексте развития или регенерации города, нужно ли помнить о прошлом, чтобы двигаться в будущее?

В этом году мы сосредоточились на открытии MЦК и промышленных территорий, расположенных поблизости от новых станций на этой транспортной артерии. Интеграция этой железнодорожной линии в гражданскую инфраструктуру города, в отличие от промышленной сети, открывает потенциал для перестройки этих районов Москвы, которые в основном являются промышленными для жилья и общественных удобств.

Мы критически посмотрели на здания и дворы в этих районах, чтобы определить их потенциал для повторного использования с намерением предложить альтернативное мышление постоянному циклу сноса и реконструкции, который пронизывает любой город. Уделяя особое внимание определению наследия промышленной архитектуры 20-го века, мы активно пытаемся интегрировать существующий строительный фонд города в его идею о будущем.

Год был структурирован таким образом, чтобы каждый модуль мог быть интегрирован в тему дипломного проекта, чтобы создать единое синтетическое поле. В течение первого семестра через каждый модуль мы критически оценивали районы, в которых находилось здание, и составляли подробный индивидуальный отчет для каждого участка (модуль «Generator»), проводили технический осмотр и анализ зданий, рассматривали их структурное состояние и потенциал (модуль «Contemporary Technologies»), а также углублялись в теоретических аспектах, изучая интеллектуальные наработки в отношении жилья в течение всего 20-го века (модуль Degree Essay). Во втором семестре мы методично приступили к проектированию, тщательно тестируя и моделируя те или иные идеи. При работе со зданиями и прилегающими участками важно не только уловить характер этого пространства и артикулировать его, но также обеспечить современные стандарты жизни. Эти два условия не являются взаимоисключающими и с более критическим подходом к городу и тем, как мы можем восстановить наш существующий строительный фонд, получается интегрировать «память места» в будущее своего города. Это достигается с помощью концептуально выверенного и технически строгого процесса исследования и тестирования идей. Мы стремимся к проектным предложениям, которые сочетают архитектурное мышление с технической и инженерной реальностью. Так, проекты выпускников нашей программы, рассматривают проблему повторного использования зданий во всей полноте, принимая во внимание все разнообразие факторов влияющих на городское пространство и общество. 
***
Новая Хохловка
Евгения Хашимова

Проект Евгении Хашимовой, 3 курс БВШД. Новая Хохловка. Анализ освещения существующего положения. Изображение предоставлено БВШД

С появлением МЦК, некоторые прилегающие индустриальные территории сразу же попали во внимание девелоперов, в то время как остальные все еще находятся в плачевном состоянии.

Один из таких примеров – Нижегородский район. В век индустриализации земля, принадлежащая деревне Хохловке, была полностью застроена фабриками и заводами, на смену деревенским жителям пришли рабочие, а напоминанием об историческом поселении осталось только название улицы.

Сегодня район, известный как самая крупная индустриальная территория города, по факту таковым не является, так как большинство предприятий уже заброшены. Люди, проживающие здесь, страдают от неудобств, связанных с градостроительным планом места, его изолированностью и нехватки простейших функций, необходимых для жизни.

Таким образом, целью проекта стал поиск возможностей развития территории так, чтобы она вписывалась в современный характер города, но при этом не потеряла и свой собственный.

Так как на территории полностью отсутствуют любые виды медицинских учреждений, было принято решение адаптировать выбранное место – заброшенную советскую прачечную – под жилой комплекс с функцией клиники на первых этажах.

Особенностью нового жилища стала цель вернуть дух общности, характерный как для деревенских жителей, так и для рабочего класса, посредством создания серии общественных и частных пространств.

Подобная система решит проблему разделения потоков, хаотичного наложения различного рода пространств друг на друга и в то же время поможет привнести дружественную, схожую с деревенской, атмосферу.

Ценность проекта заключается в том, что, сохраняя особенности пространств, с которыми мы работаем, более значимые и глобальные аспекты могут быть сохранены. То есть, попытки найти подход к уже существующей архитектуре и поиски путей для ее адаптации под новые функции, помогают людям, населяющим территории, продолжать сложившийся образ жизни и сохранять связь со своей культурой и историей.
Проект Евгении Хашимовой, 3 курс БВШД. Новая Хохловка. Вид из окна. Изображение предоставлено БВШД
Проект Евгении Хашимовой, 3 курс БВШД. Новая Хохловка. Внутренний двор. Изображение предоставлено БВШД
Проект Евгении Хашимовой, 3 курс БВШД. Новая Хохловка. Галерея. Изображение предоставлено БВШД
Проект Евгении Хашимовой, 3 курс БВШД. Новая Хохловка. Коллаж. Изображение предоставлено БВШД
Проект Евгении Хашимовой, 3 курс БВШД. Новая Хохловка. Макет (1:25). Изображение предоставлено БВШД
zooming
Проект Евгении Хашимовой, 3 курс БВШД. Новая Хохловка. Макет существующего положения. Изображение предоставлено БВШД
Проект Евгении Хашимовой, 3 курс БВШД. Новая Хохловка. Макет. Изображение предоставлено БВШД
Проект Евгении Хашимовой, 3 курс БВШД. Новая Хохловка. Мастер-план. Изображение предоставлено БВШД
Проект Евгении Хашимовой, 3 курс БВШД. Новая Хохловка. Макет существующего положения. Изображение предоставлено БВШД
Проект Евгении Хашимовой, 3 курс БВШД. Новая Хохловка. Планировка квартиры. Изображение предоставлено БВШД
zooming
Проект Евгении Хашимовой, 3 курс БВШД. Новая Хохловка. Разрез через двор. Изображение предоставлено БВШД
Проект Евгении Хашимовой, 3 курс БВШД. Новая Хохловка. Типовой жилой этаж. Изображение предоставлено БВШД
Проект Евгении Хашимовой, 3 курс БВШД. Новая Хохловка. Первый этаж. Изображение предоставлено БВШД
Проект Евгении Хашимовой, 3 курс БВШД. Новая Хохловка. Существующее положение. Изображение предоставлено БВШД
Проект Евгении Хашимовой, 3 курс БВШД. Новая Хохловка. Ценности. Изображение предоставлено БВШД
Проект Евгении Хашимовой, 3 курс БВШД. Новая Хохловка. Ситуационный план. Изображение предоставлено БВШД
***
Ростокинская фабрика Труд
Александра Ушакова
Проект Александры Ушаковой, 3 курс БВШД. Ростокинская фабрика Труд. Изображение предоставлено БВШД

Создание общественной среды на территории Ростокинской фабрики меха – это формирование точки притяжения и интеграции жилых микрорайонов района Ростокино. Прежде всего – Это внедрение необходимой городской инфраструктуры для нынешних и будущих жителей, которое связано с развитием базовых услуг и появлением культурных и образовательных программ. Жилая часть проекта – это другой подход к проектированию апартаментов по сравнению с жилыми комплексами, которые в настоящее время находятся в стадии строительства вблизи самого района и в рамках МЦК. Величина пространства, высота потолков и количество дневного света уже существующей структуры фабричных зданий являются потенциальными преимуществами, на основе которых создается нетиповой дизайн квартир, а также достижение комфортности полузакрытых общественных пространств.
Проект Александры Ушаковой, 3 курс БВШД. Ростокинская фабрика Труд. Визуализация двора. Изображение предоставлено БВШД
Проект Александры Ушаковой, 3 курс БВШД. Ростокинская фабрика Труд. Визуализация квартиры. Изображение предоставлено БВШД
Проект Александры Ушаковой, 3 курс БВШД. Ростокинская фабрика Труд. Коммунальное пространство. Изображение предоставлено БВШД
Проект Александры Ушаковой, 3 курс БВШД. Ростокинская фабрика Труд. Мастер-план. Изображение предоставлено БВШД
Проект Александры Ушаковой, 3 курс БВШД. Ростокинская фабрика Труд. Планировки – жилой этаж. Изображение предоставлено БВШД
Проект Александры Ушаковой, 3 курс БВШД. Ростокинская фабрика Труд. Поиск. Изображение предоставлено БВШД
Проект Александры Ушаковой, 3 курс БВШД. Ростокинская фабрика Труд. Разрез. Изображение предоставлено БВШД
Проект Александры Ушаковой, 3 курс БВШД. Ростокинская фабрика Труд. Ситуационный макет. Изображение предоставлено БВШД
Проект Александры Ушаковой, 3 курс БВШД. Ростокинская фабрика Труд. Существующее положение и зоны. Изображение предоставлено БВШД
Проект Александры Ушаковой, 3 курс БВШД. Ростокинская фабрика Труд. Топография местности. Изображение предоставлено БВШД

20 Сентября 2017

Похожие статьи
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Вид на город
Узнать, что видно из московских окон и как меняется образ столицы по времени, можно на выставке в Подземном музее парка «Зарядье». Она работает до 15 октября.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Илья Голосов и приемы советской версии ар-деко
Сегодня архитектору Илье Голосову исполнилось бы 140 лет. В честь юбилея Андрей Бархин вновь рассказывает об особенностях советского декоративизма тридцатых годов на примере творчества мастера, с американскими и европейскими образцами.
Предсказания и заблуждения
В этом году на «Архстоянии» появится два новых арт-дома, а главный объект – капсулу предсказаний – в последний день фестиваля планируется закопать.
Строители БАМа. Итоги конкурса
Подведены итоги открытого всероссийского конкурса «Строители БАМа» на лучшую концепцию мемориала создателям Байкало-Амурской магистрали. Публикуем 5 проектов победителей.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
Архитектура ДК
В «Манеже» до 2 апреля работает выставка «Дом культуры СССР». Один из кураторов, Ксения Кокорина, рассказывает о значимых проектах прошлого столетия.
Мета-музей
Проектная компания Genpro открыла музей-шоурум в метавселенной Spatial. Его виртуальное пространство состоит из нескольких залов и позволяет взаимодействовать с интерактивными планшетами.
Строители и первопроходцы
В рамках конкурса на лучшую идею памятника в честь 50-летия БАМа в Музее архитектуры прошла лекция Марка Акопяна, посвященная архитектурному и градостроительному наследию проекта. Публикуем тезисы выступления.
И в зной, и в стужу
Бюро Megabudka, известное разнообразными исследованиями творческих проблем, поделилось с нами статьей Артема Укропова, посвященной наработкам в области проектирования детских площадок в разных климатических условиях. Не то чтобы все изложенное в ней совершенно ново и неожиданно, но собрано вместе. Делимся.
Параметрические волны
В жилом комплексе Sydney City, который ГК «ФСК» возводит в районе Шелепихинской набережной, Genpro спроектировали центральный квартал, соединив в архитектуре параметрические фасады с модульной технологией.
Магистры и бакалавры Академии Глазунова 2022: кафедра...
Публикуем дипломы архитектурного факультета Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Это проекты реставрации и приспособления Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде, суконной фабрики в Павловской слободе, завода «Кристалл» в Калуге и мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево.
Архстояние 2022: четыре главных проекта
Фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» в этом году пройдет в Никола-Ленивце с 29 по 31 июля. Все три дня художники, архитекторы, перформеры и музыканты будут рассуждать на тему «Счастье есть?», а зрители смогут стать соавторами этого процесса.
От стула до жилого дома
Учебный год для студентов профиля «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна завершился традиционной итоговой выставкой.
Как быть в городе
Поскольку говорить о новых проектах довольно немыслимо, мы решили на какое-то, надеемся недолгое, время сосредоточиться на книгах. В этом обзоре – три новые книги о городской среде.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.