Программу BA (Hons) Interior Architecture and Design БВШД часто путают с курсом по дизайну интерьеров. Тем не менее архитектурная составляющая для нее – ключевая. Мы поговорили с архитекторами-преподавателями Британки, попросили рассказать об особенностях программы и показать, над чем работают студенты.
Кураторы программы BA (Hons) Interior Architecture & Design – Джозеф Ван дер Стин, Джеймс О’Брайан:
«Четкая грань между внешним и внутренним размывается в отношении комнаты к зданию, здания к кварталу, квартала к району и района к городу, экстерьер и интерьер становятся непрерывной составляющей сложной неоднородной городской структуры. Мы учим студентов критически рассматривать город, изучать его, принимая вызов контекста и учитывая современный глобальный архитектурный дискурс, а также вдохновляться локальной историей. В рамках учебных проектов исследуются возможности адаптации и программирования зданий в постоянно меняющейся городской среде. Сложность сочетания истории и культуры, политики и экономики, общества и города формируют особенный, интересный для изучения контекст. На программе затрагивается два основополагающих вопроса: Что такое правильное здание и каков его потенциал? Каким образом правильное здание может качественно изменить городскую среду?
Бакалавриат Interior Architecture and Design БВШД в Индии. Фотография предоставлена БВШД
Баня 1 к 1. Фотография предоставлена БВШД
В 2016-17 учебном году наши проектные студии трех курсов бакалавриата исследовали различные по масштабу и сложности, характерные пространства Москвы:
– первый курс занимался осмыслением базовых функций и форм, того, как пользователь и архитектор влияют на них. Двигаясь от простого к сложному, студенты смогли ощутить различные масштабы пространств и узнать принципиальные методы работы с ними.
– второкурсники рассматривали проблемы пористости «закупоренности» Москвы на примере «недостроев», неиспользуемых и заброшенных зданий, среди которых оказалась забытая жемчужина конструктивизма – рабочий клуб завода «Серп и Молот» по проекту Игнатия Милиниса.
– третий курс изучал потенциал сохранения и адаптации зданий и неосвоенных территорий, спальных районов и промышленных зон вокруг МЦК в контексте неминуемого сноса и уничтожения памяти места».
***
Выставка Interior Architecture and Design БВШД. Фотография предоставлена БВШД
Макет кровли. Фотография предоставлена БВШД
Изготовление макета кровли в процессе. Фотография предоставлена БВШД
Макет перголы. Фотография предоставлена БВШД
Павильоны для keune. Фотография предоставлена БВШД
Павильоны для keune. Фотография предоставлена БВШД
Печка. Фотография предоставлена БВШД
Печка в процессе строительства. Фотография предоставлена БВШД
Строительство портика. Фотография предоставлена БВШД
Павильоны для keune. Фотография предоставлена БВШД
Стройка keune. Фотография предоставлена БВШД
Процесс проектирования. Фотография предоставлена БВШД
Первый курс
В рамках первого модуля «Representing Space» студенты знакомятся с пространством как главным материалом и основными конвенциями его репрезентации.
Франциска Дедерер, 1 курс БВШД. Пространство вестибюля станции метро “Автозаводская”. Изображение предоставлено БВШД
Второй модуль «Anatomy of Space» посвящен осознанию пространства как многогранного концепта, связанного не только с объемом, но и с другими физическими и метафизическими аспектами. Серия заданий, помогающих воспринять и опробовать архитектуру как процесс, как череду исследований и размышлений, открывающих мыслительную и гуманитарную сторону профессии – взаимосвязь архитектуры с культурным, социальным и политическим контекстами. В рамках «Anatomy of Space» студенты впервые сталкиваются с фигурой заказчика, которого они должны найти, для того чтобы придумать для него сначала многофункциональный предмет мебели, а затем организовать вокруг него и всё жилое пространство, основываясь на пожеланиях заказчика.
Франциска Дедерер, 1 курс БВШД.
Жилище. Вид в окружении. Изображение предоставлено БВШД
Кристина Микрюкова, 1 курс БВШД. Многофункциональный предмет мебели. Изображение предоставлено БВШД
Оят Шукуров, ведущий преподаватель BA (Hons) Interior Architecture and Design: «Важное место в первом семестре занимает воркшоп под названием «Introducing Materiality», посвященный изучению строительных практик. Он состоит из двух частей, сначала студенты изучают фрагмент существующей постройки, вычерчивая ее и создавая ее макет, стараясь отразить методы возведения и узлы с наибольшим количеством подробностей. Во второй части этого модуля, студенты знакомятся с кирпичной кладкой, видами кирпича и растворов, типами швов и штукатурок. Результат этого модуля – кирпичные колонны спроектированные и возведенные студентами».
Франциска Дедерер, 1 курс БВШД. Интерьерные виды жилища. Изображение предоставлено БВШД
Воркшоп под названием «Introducing Materiality». Фотография предоставлена БВШД
Во втором семестре, уже имея представления о базовых этапах проектной работы, техниках рисунка, черчения и изготовления макетов, студенты приступают к третьему модулю, «Serious Play», на который отведен целый семестр. Если предыдущий модуль сконцентрирован на переходе от объекта к пространству, содержащему его, и единственной их функции – жилой, то в этом модуле студенты берутся за преобразования того или иного участка в городе, состоящего из множества пространств, имеющих разные функции. Цель семестра не только углубить и расширить знания, полученные ранее, но и осознать пространство, как сложную систему взаимодействующих субъектов, и найти пути его трансформации.
Воркшоп под названием «Introducing Materiality». Фотография предоставлена БВШД
В этом учебном году студенты занимались изучением возможностей преобразования гаражного кооператива в маленькое самодостаточное селение.
Между членами группы были распределены базовые функции (мэрия, полиция, библиотека, банк, медицинское заведение, пекарня, крематорий и т.д.), которые каждый студент должен был исследовать и, после размышлений о природе той или иной функции, найти в обсуждении с группой место для своего объекта и выработать программу для него, после чего объект спроектировать.
Групповой макет гаражного кооператива с интервенциями для модуля “Serious Play”. Фотография предоставлена БВШД
Работа 1 курса бакалавриата Interior Architecture and Design БВШД. Изображение предоставлено БВШД
Работа Юлии Осиной, студентки 1 курса бакалавриата Interior Architecture and Design БВШД. Изображение предоставлено БВШД
Работа Юлии Осиной, студентки 1 курса бакалавриата Interior Architecture and Design БВШД. Изображение предоставлено БВШД
Работа 1 курса бакалавриата Interior Architecture and Design БВШД. Изображение предоставлено БВШД
Второй курс
Обращаясь к Вальтеру Беньямину и к категории «пористости», мы считаем, что московские городские «поры» сильно забиты. Бриф предлагает студентам поразмышлять о «восстановлении пористости» Москвы. Студентам необходимо найти и идентифицировать «забитые поры» города, тщательно изучить их, сформулировать проблему в результате анализа, а затем прийти к комплексному проектному решению, которое позволяет «включить» эти пространства, вернуть их городу.
Структура брифа методично и последовательно комбинирует теорию с практикой, исследование и проектирование, одновременно с этим, поставленные задачи симулируют действительные проектные этапы, изложенные в стандартах и рекомендациях RIBA. Учебный модуль и бриф рассчитан на развитие у студентов критических и аналитических навыков, а также различных техник репрезентации.
Михаил Микадзе, ведущий преподаватель BA (Hons) Interior Architecture and Design: «Город для нас есть некое первичное внутреннее пространство для спора и изучения. В частности нас интересуют метаморфозы городского пространства, поэтому мы со студентами внимательно исследуем потенциал существующих морфем Москвы, будь то первые этажи жилых домов, заброшенные или неиспользуемые здания, объекты инфраструктуры и иные, так называемые, «городские неудобья».
Первым делом мы просим студентов заняться фланерством по, казалось бы, известному им пространству и попытаться в процессе этого «проживания» по-новому взглянуть на привычное, прочувствовать характер пространства и отношение между человеком и средой его обитания. Результатом фланерства является обнаружение городской «закупоренности», будь то недострой из 90-ых, ничего не производящий завод или же заколоченный объект культурного наследия. Следующим этапом исследования студенты рассматривают эти здания или пространства с точки зрения ценностей как общекультурных так и непосредственно личных. Нам интересно рассматривать Москву сквозь призму формулы Лефевра «право на город», где центральным моментом является право на изменение сложившегося порядка вещей – в сторону лучшего порядка.
Таким образом, постепенно погружаясь в процесс понимания пространства через поиск и вырабатывание субъективного нарратива и происходит формирование критического мышления – краеугольного камня всей профессиональной деятельности, что, в свою очередь, приводит к проектам осмысленным, ответственным и прочувствованным».
***
СЕРП И МОЛОТ Архитектурная Институция Александра Ивашкевич
Проект Александры Ивашкевич, 2 курс БВШД.
СЕРП И МОЛОТ Архитектурная Институция. Изображение предоставлено БВШД
Клуб рабочих завода «Серп и Молот» является ярчайшим примером беспощадности времени и безответственности нашего общества. Крайне симптоматично, что памятник авангарда, выявленный объект культурного наследия, охраняемый государством, превратился в руину. Первоначально, концепция культурного комплекса была задумана и спроектирована Игнатием Милинисом в 1927-33 гг. «Серп и Молот» стал отражением ключевых принципов конструктивизма: свободная планировка, крупное ленточное остекление, приподнятый на пилонах первый этаж, открытые террасы на крыше. Комплекс являлся манифестом возрождения плановой экономики во время первого Пятилетнего плана. Здание претерпело существенные изменения в ходе реконструкции 50-х годов: фасады и интерьеры были украшены пилястрами, розеттами и другими несвойственными архитектуре авангарда деталями. В 70-х пространство между пилонами было застроено дополнительными помещениями. А в самом начале 21-го века интерьер был практически полностью разрушен. В данный момент, лишь полуциркульный портик намекает на былое величие архитектуры авангарда.
Воссозданный на основе бывшего клуба рабочих завода «Серп и Молот» архитектурный институт наследует традиции двух либеральных школ: UNAM и Black Mountain College, которые отстаивали свободу мысли, самовыражение, повышали уровень компетентности, опираясь на практический опыт работы. Проект архитектурной институции состоит из четырех основополагающих частей целого: теории, практики, этики и политики. Ядром данного проекта является существование архитектурной практики на кампусе. Обычно закрытое для широкой аудитории бюро превращается в доброжелательную, открытую рабочую среду, интегрирующую теорию с непосредственной практикой. Вопрос взаимодействия архитектуры и общества отражается в открытых общественных пространствах проектируемой институции, позволяющих проводить открытые презентации, встречи, лекции и другие публичные мероприятия. Проект кампуса также предусматривает жилой корпус, предоставляющий возможность постоянного пребывания в архитектурной среде.
Проект Александры Ивашкевич, 2 курс БВШД.
СЕРП И МОЛОТ Архитектурная Институция. Изображение предоставлено БВШД
Проект Александры Ивашкевич, 2 курс БВШД.
СЕРП И МОЛОТ Архитектурная Институция. Интерьер. Изображение предоставлено БВШД
Проект Александры Ивашкевич, 2 курс БВШД.
СЕРП И МОЛОТ Архитектурная Институция. Интерьер. Изображение предоставлено БВШД
Проект Александры Ивашкевич, 2 курс БВШД.
СЕРП И МОЛОТ Архитектурная Институция. Изображение предоставлено БВШД
Проект Александры Ивашкевич, 2 курс БВШД.
СЕРП И МОЛОТ Архитектурная Институция. Фото детали. Изображение предоставлено БВШД
Проект Александры Ивашкевич, 2 курс БВШД.
СЕРП И МОЛОТ Архитектурная Институция. Мастер-план. Изображение предоставлено БВШД
Проект Александры Ивашкевич, 2 курс БВШД.
СЕРП И МОЛОТ Архитектурная Институция. Ситуационный макет. Изображение предоставлено БВШД
Проект Александры Ивашкевич, 2 курс БВШД.
СЕРП И МОЛОТ Архитектурная Институция. Отпечатки памяти. Изображение предоставлено БВШД
Проект Александры Ивашкевич, 2 курс БВШД.
СЕРП И МОЛОТ Архитектурная Институция. Макет. Изображение предоставлено БВШД
Проект Александры Ивашкевич, 2 курс БВШД.
СЕРП И МОЛОТ Архитектурная Институция. Концепция. Изображение предоставлено БВШД
Проект Александры Ивашкевич, 2 курс БВШД.
СЕРП И МОЛОТ Архитектурная Институция. Аксонометрия. Изображение предоставлено БВШД
Проект Александры Ивашкевич, 2 курс БВШД.
СЕРП И МОЛОТ Архитектурная Институция. Разрез 1. Изображение предоставлено БВШД
Проект Александры Ивашкевич, 2 курс БВШД.
СЕРП И МОЛОТ Архитектурная Институция. Разрез 2. Изображение предоставлено БВШД
***
Культурный центр и архив
Полина Муравинская
Проект Полины Муравинской, 2 курс БВШД. Культурный центр и архив. Изображение предоставлено БВШД
«Человек смертен, и его единственная возможность стать бессмертным состоит в том, чтобы оставить после себя нечто бессмертное», – Уильям Фолкнер.
Недостроенный гаражный комплекс на улице Большая Декабрьская 11 находится между Армянским и Ваганьковским кладбищем в жилом районе на северо-западе Москвы. Этот объект является уникальным, так как является барьером между «жизнью» и «смертью» в эмоциональном и физическом плане, где «смерть» – это кладбище, а «жизнь» – это жилой район по соседству. Для предотвращения приближения кладбища к жилой среде, снос здания абсолютно исключен. Общей концепцией проекта стала тема Жизни, Смерти и Бессмертия. Согласно этой концепции Культурный центр и архив – это место процессов, которые можно описать, как бессмертные: информация и воспоминания, собранные в архиве, а также результаты творческой и научной деятельности, проходящие в центре, и есть воплощение бессмертия.
Культурный центр и архив является плавным переходом между двумя контрастными зонами, потому что он обладает как функционалом для посетителей кладбища, так и для обычных людей. В Центре есть цветочный магазин, который находится прямо напротив входа на кладбище. Он невидим для местных жителей, но удобно расположен для посетителей кладбища. В проекте также предусмотрено пространство для медитации, где люди могли бы провести время после посещения кладбища. Они также могут посетить библиотеку, архив и небольшое кафе, которые расположены на первом этаже культурного центра, или посетить мастер-классы, лекции и выставки, которые находятся на втором этаже. Посетители центра также могут подняться на террасу на третьем этаже или перейти в один из внутренних дворов, в которые есть выходы из каждого помещения центра. Проект также призван решить некоторые очевидные проблемы, вызванные недостроенным состоянием объекта. В частности, сделать удобный вход на кладбище и перевести все ритуальные услуги с первых этажей жилых зданий в этом районе.
Проект также предусматривает существенные изменения в существующей структуре здания. Без изменений были оставлены только коммуникационные узлы – лестницы и рампа, а также колонны, которые задают навигацию по зданию. Фасад здания, выходящий на кладбище, скрывает его пейзаж от посетителей. Первый этаж создает чувство защищённости за счёт минимального использования дневного света и аскетичности форм. Второй этаж является просторным с рассеянным мягким светом в течении всего дня. Площадь мастерских имеет систему мобильных перегородок, которые при необходимости делят одно большое пространство на несколько разных по размеру.
Проект Полины Муравинской, 2 курс БВШД. Культурный центр и архив. Изображение предоставлено БВШД
Проект Полины Муравинской, 2 курс БВШД. Культурный центр и архив. Изображение предоставлено БВШД
Проект Полины Муравинской, 2 курс БВШД. Культурный центр и архив. Изображение предоставлено БВШД
Проект Полины Муравинской, 2 курс БВШД. Культурный центр и архив. Изображение предоставлено БВШД
Проект Полины Муравинской, 2 курс БВШД. Культурный центр и архив. Изображение предоставлено БВШД
Проект Полины Муравинской, 2 курс БВШД. Культурный центр и архив. Изображение предоставлено БВШД
Проект Полины Муравинской, 2 курс БВШД. Культурный центр и архив. Изображение предоставлено БВШД
Проект Полины Муравинской, 2 курс БВШД. Культурный центр и архив. Изображение предоставлено БВШД
Проект Полины Муравинской, 2 курс БВШД. Культурный центр и архив. Изображение предоставлено БВШД
Проект Полины Муравинской, 2 курс БВШД. Культурный центр и архив. Изображение предоставлено БВШД
Проект Полины Муравинской, 2 курс БВШД. Культурный центр и архив. Изображение предоставлено БВШД
Проект Полины Муравинской, 2 курс БВШД. Культурный центр и архив. Изображение предоставлено БВШД
Проект Полины Муравинской, 2 курс БВШД. Культурный центр и архив. Изображение предоставлено БВШД
***
Третий курс
Заключительный дипломный год обучения позволяет учащимся объединить все свои навыки для проведения широкого круга исследований и разработки комплексного архитектурного проекта. В этом году мы рассмотрели вопрос о размещении жилья и общественных пространств в промышленных зданиях 20-го века и порассуждали о том, как их повторное использование может служить основой того, как мы думаем о городе, о его наследии и общих стандартах жилья и пространства.
Наследие в последние годы все чаще становится ненужным современной Москве ввиду своей «несовременности», опускается вопрос последствий стирания памяти о городе. Таким образом наследие стало поляризованной темой в более широком контексте развития или регенерации города, нужно ли помнить о прошлом, чтобы двигаться в будущее?
В этом году мы сосредоточились на открытии MЦК и промышленных территорий, расположенных поблизости от новых станций на этой транспортной артерии. Интеграция этой железнодорожной линии в гражданскую инфраструктуру города, в отличие от промышленной сети, открывает потенциал для перестройки этих районов Москвы, которые в основном являются промышленными для жилья и общественных удобств.
Мы критически посмотрели на здания и дворы в этих районах, чтобы определить их потенциал для повторного использования с намерением предложить альтернативное мышление постоянному циклу сноса и реконструкции, который пронизывает любой город. Уделяя особое внимание определению наследия промышленной архитектуры 20-го века, мы активно пытаемся интегрировать существующий строительный фонд города в его идею о будущем.
Год был структурирован таким образом, чтобы каждый модуль мог быть интегрирован в тему дипломного проекта, чтобы создать единое синтетическое поле. В течение первого семестра через каждый модуль мы критически оценивали районы, в которых находилось здание, и составляли подробный индивидуальный отчет для каждого участка (модуль «Generator»), проводили технический осмотр и анализ зданий, рассматривали их структурное состояние и потенциал (модуль «Contemporary Technologies»), а также углублялись в теоретических аспектах, изучая интеллектуальные наработки в отношении жилья в течение всего 20-го века (модуль Degree Essay). Во втором семестре мы методично приступили к проектированию, тщательно тестируя и моделируя те или иные идеи. При работе со зданиями и прилегающими участками важно не только уловить характер этого пространства и артикулировать его, но также обеспечить современные стандарты жизни. Эти два условия не являются взаимоисключающими и с более критическим подходом к городу и тем, как мы можем восстановить наш существующий строительный фонд, получается интегрировать «память места» в будущее своего города. Это достигается с помощью концептуально выверенного и технически строгого процесса исследования и тестирования идей. Мы стремимся к проектным предложениям, которые сочетают архитектурное мышление с технической и инженерной реальностью. Так, проекты выпускников нашей программы, рассматривают проблему повторного использования зданий во всей полноте, принимая во внимание все разнообразие факторов влияющих на городское пространство и общество.
***
Новая Хохловка Евгения Хашимова
Проект Евгении Хашимовой, 3 курс БВШД. Новая Хохловка. Анализ освещения существующего положения. Изображение предоставлено БВШД
С появлением МЦК, некоторые прилегающие индустриальные территории сразу же попали во внимание девелоперов, в то время как остальные все еще находятся в плачевном состоянии.
Один из таких примеров – Нижегородский район. В век индустриализации земля, принадлежащая деревне Хохловке, была полностью застроена фабриками и заводами, на смену деревенским жителям пришли рабочие, а напоминанием об историческом поселении осталось только название улицы.
Сегодня район, известный как самая крупная индустриальная территория города, по факту таковым не является, так как большинство предприятий уже заброшены. Люди, проживающие здесь, страдают от неудобств, связанных с градостроительным планом места, его изолированностью и нехватки простейших функций, необходимых для жизни.
Таким образом, целью проекта стал поиск возможностей развития территории так, чтобы она вписывалась в современный характер города, но при этом не потеряла и свой собственный.
Так как на территории полностью отсутствуют любые виды медицинских учреждений, было принято решение адаптировать выбранное место – заброшенную советскую прачечную – под жилой комплекс с функцией клиники на первых этажах.
Особенностью нового жилища стала цель вернуть дух общности, характерный как для деревенских жителей, так и для рабочего класса, посредством создания серии общественных и частных пространств.
Подобная система решит проблему разделения потоков, хаотичного наложения различного рода пространств друг на друга и в то же время поможет привнести дружественную, схожую с деревенской, атмосферу.
Ценность проекта заключается в том, что, сохраняя особенности пространств, с которыми мы работаем, более значимые и глобальные аспекты могут быть сохранены. То есть, попытки найти подход к уже существующей архитектуре и поиски путей для ее адаптации под новые функции, помогают людям, населяющим территории, продолжать сложившийся образ жизни и сохранять связь со своей культурой и историей.
Проект Евгении Хашимовой, 3 курс БВШД. Новая Хохловка. Вид из окна. Изображение предоставлено БВШД
Проект Евгении Хашимовой, 3 курс БВШД. Новая Хохловка. Внутренний двор. Изображение предоставлено БВШД
Проект Евгении Хашимовой, 3 курс БВШД. Новая Хохловка. Галерея. Изображение предоставлено БВШД
Проект Евгении Хашимовой, 3 курс БВШД. Новая Хохловка. Коллаж. Изображение предоставлено БВШД
Проект Евгении Хашимовой, 3 курс БВШД. Новая Хохловка. Макет (1:25). Изображение предоставлено БВШД
Проект Евгении Хашимовой, 3 курс БВШД. Новая Хохловка. Макет существующего положения. Изображение предоставлено БВШД
Проект Евгении Хашимовой, 3 курс БВШД. Новая Хохловка. Макет. Изображение предоставлено БВШД
Проект Евгении Хашимовой, 3 курс БВШД. Новая Хохловка. Мастер-план. Изображение предоставлено БВШД
Проект Евгении Хашимовой, 3 курс БВШД. Новая Хохловка. Макет существующего положения. Изображение предоставлено БВШД
Проект Евгении Хашимовой, 3 курс БВШД. Новая Хохловка. Планировка квартиры. Изображение предоставлено БВШД
Проект Евгении Хашимовой, 3 курс БВШД. Новая Хохловка. Разрез через двор. Изображение предоставлено БВШД
Проект Евгении Хашимовой, 3 курс БВШД. Новая Хохловка. Типовой жилой этаж. Изображение предоставлено БВШД
Проект Евгении Хашимовой, 3 курс БВШД. Новая Хохловка. Первый этаж. Изображение предоставлено БВШД
Проект Евгении Хашимовой, 3 курс БВШД. Новая Хохловка. Существующее положение. Изображение предоставлено БВШД
Проект Евгении Хашимовой, 3 курс БВШД. Новая Хохловка. Ценности. Изображение предоставлено БВШД
Проект Евгении Хашимовой, 3 курс БВШД. Новая Хохловка. Ситуационный план. Изображение предоставлено БВШД
***
Ростокинская фабрика Труд
Александра Ушакова
Проект Александры Ушаковой, 3 курс БВШД. Ростокинская фабрика Труд. Изображение предоставлено БВШД
Создание общественной среды на территории Ростокинской фабрики меха – это формирование точки притяжения и интеграции жилых микрорайонов района Ростокино. Прежде всего – Это внедрение необходимой городской инфраструктуры для нынешних и будущих жителей, которое связано с развитием базовых услуг и появлением культурных и образовательных программ. Жилая часть проекта – это другой подход к проектированию апартаментов по сравнению с жилыми комплексами, которые в настоящее время находятся в стадии строительства вблизи самого района и в рамках МЦК. Величина пространства, высота потолков и количество дневного света уже существующей структуры фабричных зданий являются потенциальными преимуществами, на основе которых создается нетиповой дизайн квартир, а также достижение комфортности полузакрытых общественных пространств.
Проект Александры Ушаковой, 3 курс БВШД. Ростокинская фабрика Труд.
Визуализация двора. Изображение предоставлено БВШД
Проект Александры Ушаковой, 3 курс БВШД. Ростокинская фабрика Труд.
Визуализация квартиры. Изображение предоставлено БВШД
Проект Александры Ушаковой, 3 курс БВШД. Ростокинская фабрика Труд.
Коммунальное пространство. Изображение предоставлено БВШД
Проект Александры Ушаковой, 3 курс БВШД. Ростокинская фабрика Труд. Мастер-план. Изображение предоставлено БВШД
Проект Александры Ушаковой, 3 курс БВШД. Ростокинская фабрика Труд. Планировки – жилой этаж. Изображение предоставлено БВШД
Проект Александры Ушаковой, 3 курс БВШД. Ростокинская фабрика Труд. Поиск. Изображение предоставлено БВШД
Проект Александры Ушаковой, 3 курс БВШД. Ростокинская фабрика Труд. Разрез. Изображение предоставлено БВШД
Проект Александры Ушаковой, 3 курс БВШД. Ростокинская фабрика Труд. Ситуационный макет. Изображение предоставлено БВШД
Проект Александры Ушаковой, 3 курс БВШД. Ростокинская фабрика Труд. Существующее положение и зоны. Изображение предоставлено БВШД
Проект Александры Ушаковой, 3 курс БВШД. Ростокинская фабрика Труд.
Топография местности. Изображение предоставлено БВШД
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая, в том числе, об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Жилые проекты Московской области: 12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Биомимикрия, подсознательное и мастер-план
Деловая программа АРХ Москвы практически необъятна, а многие интересные дискуссии проходят параллельно. Выбрали те, на которые хотели бы попасть сами.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Куда пойти учиться? 5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Вид на город
Узнать, что видно из московских окон и как меняется образ столицы по времени, можно на выставке в Подземном музее парка «Зарядье». Она работает до 15 октября.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Илья Голосов и приемы советской версии ар-деко
Сегодня архитектору Илье Голосову исполнилось бы 140 лет. В честь юбилея Андрей Бархин вновь рассказывает об особенностях советского декоративизма тридцатых годов на примере творчества мастера, с американскими и европейскими образцами.
Предсказания и заблуждения
В этом году на «Архстоянии» появится два новых арт-дома, а главный объект – капсулу предсказаний – в последний день фестиваля планируется закопать.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Весь в белом: особенности производства и применения...
Светлый кирпич – перспективный и востребованный продукт. Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным об особенностях производства белого кирпича и потенциале российского рынка.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Решение в малом масштабе
В основе схемы жилой застройки Cityplot Buiksloterham на месте портовой промзоны в Амстердаме – активное смешение масштабов и типов зданий.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
«Индийский дворец для XXI века»
Новый конгресс- и Экспоцентр по проекту бюро IDOM и CP Kukreja Architects в Нью-Дели должен стать ключевой мировой площадкой для конференций и выставок.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.