Два брата

Мастерская А. Асадова проектирует два торгово-офисных комплекса, в Тюмени и Липецке. Типологически они похожи – состоят из распластанного торгового центра и офисной башни, а образно – различаются: один острый, угловатый, подвижный, второй – сдержанный и спокойный, тягучий, компактный. Как будто два брата с разными характерами

Автор текста:
Анна Герасименко

05 Августа 2008
mainImg

Проект:

Многофункциональный торгово-офисный комплекс в г. Тюмени
Россия, Тюмень

Авторский коллектив:
архитекторы: А.Асадов, Е.Вдовин (ГАП), А.А.Асадов, А.Порошкин, Н.Порошкина, А.Асташов, Н.Ульянова; инженер – Г.Каркло

2008

Заказчик: компания «DVI Group»
Многофункциональный торгово-офисный комплекс в Липецке
Россия, Липецк

Авторский коллектив:
архитекторы: А.Асадов, Е.Вдовин (ГАП), А.А.Асадов, Б.Насыров, А.Асташов инженер: Г. Каркло

2008

Заказчик: компания «DVI Group»

Современный город, где бы он не находился, в Европе, Америке или Азии, многослоен, каждая эпоха, пережитая им, вкладывает свою лепту в его облик. В России когда-то на смену усадебным домам пришли площади с памятниками Ленину и дома-коммуны, теперь же их сменяют знаковые постройки «рыночной» современности – огромные торговые центры, молы, как их называют в Америке, родоначальнице их типологии. Сравнительно новая тенденция состоит в том, чтобы делать их частью многофункциональных комплексов, объединяя с общественными пространствами – магазинами, кафе, кинотеатрами, а также – c офисными башнями и гостиницами. Надо признать что сейчас эта типология – хит, московские архитекторы и девелоперы активно ее разрабатывают. Мастерская А. Асадова по заказу «DVI Group» разработала два проекта торговых центров, объединенных в один ансамбль с офисной башней, для Тюмени и Липецка. Оба комплекса претендуют на роль   новой городской доминанты, своего рода «маяка», видного издалека отовсюду и притягивающего жителей. По типологии – и даже по цвету – комплексы похожи, а архитектурным решением различаются.

Комплекс в Тюмени входит в обширную концепцию реконструкции территории бывшего завода, которая также была предложена архитекторами мастерской А. Асадова. Помимо торгово-офисного здания здесь должны расположиться большой спортивный комплекс с аквапарком и несколько жилых башен, поднимающихся из искусственного ландшафта крыши еще одного одноэтажного объема. Овеществление этой концепции начинается с проекта торгового центра.

Его основная часть – это протяженный одноэтажный объем, на торце которого змеей извивается огромный экран-мост, частично приподнятый на ножки и подныривающий под башню с офисами. V-образное в плане офисное здание возвышается над всем комплексом и окружающей застройкой. Рисунок его фасадов напоминает на секунду приоткрытый театральный занавес, куда успел прошмыгнуть изогнутый мост – как будто бы для того, чтобы попасть за кулисы всего этого представления. Перед упомянутым экраном-мостом авторы предложили устроить небольшую площадь и амфитеатр – место проведения городских праздников. Новая площадь задумана так, чтобы войти «в резонанс» с интерьерами комплекса, устройство которых – изогнутые улочки со сдвинутыми ячейками магазинов – имитирует для посетителей ощущение передвижения в старом городе, когда не знаешь, что ждет за поворотом. По замыслу архитекторов, город внешний и внутренний взаимодействуют друг с другом, создавая подобие общности. А снаружи комплекс выглядит заостренным, подвижным, жестковато-энергичным, как будто бы он состоит из медно-стеклянных полос, срастающихся в здания с помощью какого-то неизвестного спрятанного механизма.

Архитектурное решение торгово-офисного комплекса для Липецка иное – здесь здание похоже на подводную лодку с обтекаемыми и слоящимися поверхностями. «Лодка» всплывает в городском пространстве, а высотная башня служит «перископом», поднявшемся повыше, чтобы рассмотреть все вокруг.

Для того, чтобы визуально объединить торговые помещения и офисную башню, архитекторы накрыли их общей кровлей текучей формы, «обнимающей» здания сверху, а где-то – и сбоку. Теплая оранжевая расцветка напоминает медь, а скругления углов подчеркивают это металлическое сходство – будучи завернут в такую оболочку гигантский комплекс выглядит довольно-таки компактным, во всяком случае – цельным. «Обертка» местами расслаивается, как будто бы ее разрезали на ленты, а общая полосатость расцветки поддерживает эту игру. По словам Андрея Асадова, при разработке силуэта комплекса архитекторам помогла местная легенда – «известно, что в Липецке есть огромный металлургический комбинат. Мы представили, что наше покрытие - это кусок металла, который раскатали и обернули им здание».
Учитывая довольно-таки обширную площадь крыши, архитекторы постарались найти ей полезное применение, устроив там площадки для открытых кафе и дополнительных зеленых территорий. Укутанность основного объема прорывает эффектный козырек перед входом – он выдвинут далеко и буквально разрезает площадь парковки на две части, зазывая потенциальных посетителей.

Надо сказать, что оба комплекса используют тему металла в сочетании со стеклом. Этот металл – коричневато-оранжевый создает между ними цветовую общность, но он определяет и различие. В Тюмени стеклянные фасады прикрыты полосами, напоминающими скульптуру, вырезанную из ржавого железа (очень популярный сейчас и недешевый материал). Ему свойственны острые углы, широкие прорези, некоторый налет романтической брутальности. В Липецке имитирующие металл части больше напоминают медь – гибкую, податливую, теплую. Сравнение, разумеется, более чем условно – но все же оно позволяет составить предствление о «разнице характеров» этих похожих зданий.

Многофункциональный комплекс в современном городе – это важное общественное пространство, можно сказать, это город в городе. В двух проектах многофункциональных центров мастерская А. Асадова предприняла попытку создать именно такое целостное городское образование, которое стало бы новой доминантой городов Тюмени и Липецка.

Многофункциональный торгово-офисный комплекс в г. Тюмени © Архитектурное бюро Асадова
Многофункциональный торгово-офисный комплекс в г. Тюмени © Архитектурное бюро Асадова
Многофункциональный торгово-офисный комплекс в г. Тюмени © Архитектурное бюро Асадова
Многофункциональный торгово-офисный комплекс в г. Тюмени © Архитектурное бюро Асадова
Многофункциональный торгово-офисный комплекс в г. Тюмени © Архитектурное бюро Асадова
Многофункциональный торгово-офисный комплекс в г. Тюмени © Архитектурное бюро Асадова
Многофункциональный торгово-офисный комплекс в г. Тюмени © Архитектурное бюро Асадова
Многофункциональный торгово-офисный комплекс в Липецке © Архитектурное бюро Асадова
Многофункциональный торгово-офисный комплекс в Липецке © Архитектурное бюро Асадова
Многофункциональный торгово-офисный комплекс в Липецке © Архитектурное бюро Асадова
Многофункциональный торгово-офисный комплекс в Липецке © Архитектурное бюро Асадова
Многофункциональный торгово-офисный комплекс в Липецке © Архитектурное бюро Асадова


Проект:

Многофункциональный торгово-офисный комплекс в г. Тюмени
Россия, Тюмень

Авторский коллектив:
архитекторы: А.Асадов, Е.Вдовин (ГАП), А.А.Асадов, А.Порошкин, Н.Порошкина, А.Асташов, Н.Ульянова; инженер – Г.Каркло

2008

Заказчик: компания «DVI Group»
Многофункциональный торгово-офисный комплекс в Липецке
Россия, Липецк

Авторский коллектив:
архитекторы: А.Асадов, Е.Вдовин (ГАП), А.А.Асадов, Б.Насыров, А.Асташов инженер: Г. Каркло

2008

Заказчик: компания «DVI Group»

05 Августа 2008

Автор текста:

Анна Герасименко

Технологии и материалы

Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.
Стекло для городского калейдоскопа
Современные технологии и классические традиции, строгий и даже торжественный ритм: «Искра-Парк» словно бы переносит нас в 1930-е. С одной поправкой – на объемный, крупного рельефа и зеркального стекла фасад южного корпуса; он возвращает в наши дни.
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.

Сейчас на главной

Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Что посмотреть на выходных
Для тех кто планирует на майских поотдыхать – вот, можно сделать и это с пользой. Только что завершившийся цикл лекций Анны Броновицкой, прогулки с гидами по гугл-панорамам, знакомство с любимыми книгами архитекторов и еще пара хороших вариантов.
Башня-знак
Самое высокое деревянное здание в мире, 18-этажная башня Mjøstårnet на юге Норвегии, одновременно привлекает внимание к своему городу – Брумунндалу – и служит знаком возможностей дерева как строительного материала.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.