English version

Римский Рим

UP-квартал «Римский» архитектора Михаила Филиппова компания ФСК «Лидер» строит на пересечении Каширского шоссе и МКАД. Это место никогда не было дорогим и респектабельным, но появление уникального проекта с авторской архитектурой может многое изменить.

Лара Копылова

Автор текста:
Лара Копылова

mainImg
Архитектор:
Михаил Филиппов
Мастерская:
Мастерская Михаила Филиппова http://www.filippovm.ru/
Проект:
UP-квартал «Римский» (I очередь)
Россия, Развилка, Римский пр., 5

2016 / 2018

Девелопер проекта – ФСК «Лидер»
0
 

По масштабу «Римский», скорее, не квартал, а традиционный европейский городок из нескольких кварталов. В плане город напоминает букву L. В одной части, которая сейчас строится, находится дом из семнадцати секций с полукруглым двором, а через футбольное поле от него расположена школа – треугольник с пропилеями. Первая очередь будет сдана в IVквартале 2018, а весь проект из семи очередей – в 2023 году. «Римский» будет представлять собой ансамбль из пяти площадей на одной оси, соединенных улицами. На Центральной круглой площади будут кафе, магазины, а на Новый год – елка, на площади Гармонии – спортивная инфраструктура, на площади Красоты – салоны и спа, на площади Искусств – места для творческих занятий взрослых и детей, на Ярмарочной площади – модный сегодня продуктовый рынок. Этажность варьируется от 3 до 12 этажей. В комплексе запланированы несколько детских садов, также жители смогут пользоваться богатой инфраструктурой соседних поселений. Первые этажи – общественные. Квартиры будут самых разных типов: от однокомнатной до пентхауса с террасой, двухуровневые, антресольные, с окном в ванной и так далее. Архитектура – классическая, филипповская.
UP-квартал «Римский» (I очередь)
© Мастерская Михаила Филиппова
UP-квартал «Римский» (I очередь)
© Мастерская Михаила Филиппова
UP-квартал «Римский» (I очередь)
© Мастерская Михаила Филиппова

 
Контекст 1: массовое строительство. Начало прекрасной эпохи
Прежде чем рассказать о многочисленных изобретениях Михаила Филиппова, стоит изумиться тому, что мы живем в эпоху, когда массовое жилье выглядит таким образом. Я бы на месте социологов и урбанистов занялась исследованием феномена. Уход панели – явный знак конца индустриальной эпохи, выражением которой она была, а для креативных новых экономик больше подходит более разнообразная и гуманная архитектура, темой которой становится город с большой буквы. Казалось, что у панели нет альтернативы, но за недавние семь лет некоторым архитекторам и просвещенным девелоперам удалось сформулировать концепцию жилья достаточно доступного, но наделенного гуманной образностью традиционной архитектуры – в России это произошло едва ли не впервые со времен памятного постановления Никиты Хрущева об излишествах 1955 года. В этот контекст попадают города Максима Атаянца, построенные вокруг Москвы, а также город Валь-де-Марн под Парижем Пьеркарло Бонтемпи (но масштаб там меньше). В этом же русле существуют традиционные города Нового урбанизма вроде Паундбери в Великобритании или Сисайда и Селебрейшн в США, но они меньше по высоте и ближе по типу к деревне.
 
Контекст 2: другие кварталы и города Михаила Филиппова
«Римский» – очередной классический город Филиппова. Начиная с манифеста 1984 года, когда Филиппов представил серию акварелей, в которых панельный район постепенно заменялся традиционной архитектурой, и выиграл с ними японский конкурс «Стиль 2001 года», архитектор последовательно реализовывал эту идею. В 2000-х появились «Римский дом» в Казачьем, «Итальянский квартал» на Долгоруковской и ЖК «Маршал» на Октябрьском поле, а к Олимпиаде 2014 года был построен Горки-город в Сочи. И теперь еще один римский город появится около Москвы.

Филиппов всегда мыслил свою архитектуру наследницей неоклассики Серебряного века, минуя сталинский советский классицизм, который считает компромиссным. Типология многих его произведений идет от дома-квартала Серебряного века вроде Дома Бенуа на Каменноостровском проспекте. У неоклассиков Серебряного века парадным фасадом был уличный, а двор украшали колоннадой только в виде исключения, остальные дворы были утилитарными. У Филиппова все дворы стали парадными, с разработанными фасадами и системой колоннад и аркад. Так сделано в «Итальянском квартале» и в «Маршале». Тот же принцип в UP-квартале «Римском», только дом-квартал разросся до размеров дома-города. Но главное в «Римском» – не типология.
UP-квартал «Римский» (I очередь)
© Мастерская Михаила Филиппова
UP-квартал «Римский» (I очередь)
© Мастерская Михаила Филиппова
UP-квартал «Римский» (I очередь)
© Мастерская Михаила Филиппова

 
Контекст 3: исторический город
Феномен исторического города, который, если судить по туристическим потокам, нравится большинству людей, не так легко описать и еще труднее структурно осмыслить и воспроизвести, не копируя. Филиппов всю жизнь этим занимается, изучая город через рисование акварелей. Метод, примененный, в частности, в Горки-Городе, а теперь в UP-квартале «Римском», заключается в следующем. Красота исторических городов, например, Парижа, по мнению Филиппова, объясняется наложением двух систем координат: радиально-лучевой и прямоугольной Гипподамовой сеток. От этого наложения в местах пересечения образуются живописные перекрестки с видовыми точками, которые делают нашу прогулку по городу полной визуальных наслаждений. Филиппов воспроизвел это наложение в Горки-Городе в Сочи, и там количество видов потрясающее. Тот же принцип применен в «Римском». Улицы, расходящиеся лучами от круглой площади, пересекаются с прямоугольной системой координат, а те – с еще одной сеткой и так далее.

Но недостаточно сочинить живописный план, нужны фасады, достаточно артикулированные, чтобы их приятно было рассматривать – и в «Римском» дома членятся на секции с фасадами длиной 20-30 м, как в историческом городе, а рисунок фасадов у Филиппова всегда безошибочный; нужны неширокие улицы и не очень высокие дома – и в «Римском» дома разной высоты создают живописный пейзаж из скатных крыш; нужны ведуты, которые открываются в переулках, прерывающих линию фасадов, – и в «Римском» количество видов, просящихся на мольберт, огромное. Как сказал сам Филиппов, надо форму симфонии еще наполнить мелодиями (см. ПР72). С «мелодическим даром» у него все хорошо. Например, в Горки-Городе исключительно хорош рисунок фасадов – до последнего оконного переплета, и довольно изысканные цвета штукатурки, камня и кирпича (речь, конечно, о зданиях, не испорченных строителями). В UP-квартале «Римском», в частности в домах первой очереди строительства, принцип несколько другой – не классическая массивная стена с окнами правильных пропорций по Альберти, а большие современные стеклянные окна, фактически, стеклянные экраны с ордерной декорацией, впервые примененные в Серебряном веке, например, в Торговом доме Мертенс на Невском. Соединение стекла и ордера – очень перспективный путь для развития классики.

В конце концов, если эстетические аргументы не убеждают, есть экономические. Eye-walking уровень, как нам объяснили урбанисты (см. интервью с Алексеем Новиковым), невероятно важен. Потому что, если на уровне глаза пешеход видит красивые фасады из благородных материалов, приглашающие войти двери, проницаемые окна, которые свидетельствуют о жизни за ними, то человеку хочется там гулять, малый бизнес процветает, а люди получают разнообразные и необходимые функции в шаговой доступности.
UP-квартал «Римский» (I очередь)
© Мастерская Михаила Филиппова
UP-квартал «Римский» (I очередь)
© Мастерская Михаила Филиппова

 
Контекст 4: Рим
С Римом у Михаила Филиппова особые отношения. В своих произведениях он постоянно ведет диалог с великой архитектурой Вечного города. Колоннада Собора Святого Петра отразилась в крыльях, обнимающих круглый двор дома в Казачьем, а театр Марцелла, обстроенный в последующие века, – в форме Итальянского квартала на Долгоруковской. Римские мотивы есть в «Маршале» (скошенная руинированная стена) и в Горки-Городе. Но в UP-квартале «Римский» это не только отдельные здания, а гораздо больше. Попытаюсь сформулировать, что именно.

Дело в том, что Рим – это такой авангард до авангарда. В нем очень авангардная форма построения города. Это город с рельефом. Из-за холмов там образуются вертикальные «регистры» архитектуры. Ты поднимаешь глаза, а над зданием в некотором отдалении стоит еще одно здание, а выше – следующее, уходящее в небо. И ты мысленно скачешь по этим ярусам ввысь. Я даже думаю, что знаменитая филипповская фишка «лестница в небо» пришла оттуда. В то же время это не террасный средиземноморский город на горе, поэтому движение ввысь не предсказуемо. Про наложение прямоугольной и лучевой сеток уже говорилось. Оно не мешает Риму, как всем историческим городам, обладать ясной структурой улиц и площадей. Но самое интересное, что когда линия римских фасадов разрывается, в разрыве виден не двор правильной формы, а дом, стоящий под углом к улице или иная угловая композиция. Этот «клин» встречается очень часто. Динамика такая, что «красный клин» авангарда отдыхает. У Филиппова в «Римском» буквально воспроизведен этот прием.

Я уже не говорю про постоянные в Риме вкрапления античных стен или арок в здания 200-летней давности. Из-под девятнадцатого века торчит второй. Неправильной формы кусок древней стены или арки выступает из правильного классического фасада, и этот прием Филиппов тоже довольно часто применяет. Короче, Рим – архитектурная форма удивительной мощи. Плюс богатство классической гармонии, сила и красота, энергия и сложность. На этом фоне модернистская архитектура бледнеет и слабеет, поэтому в Риме выглядит неуместно. Странно, что никто из архитекторов не заметил этой авангардности классического Рима. А Филиппов сделал это темой своего творчества. Наложение логик и наслоение эпох плюс красота – это и есть современный город, и про это филипповская архитектура.
 
Лестница в небо
UP-квартал «Римский» (I очередь)
© Мастерская Михаила Филиппова

Лестница в небо – фирменный филипповский прием, кочующий из произведения в произведение. В UP-квартале «Римском» он воплощается в двух видах: либо лесенка из аркад (портиков) на фасаде, либо террасная композиция домов. Метафизический смысл каждый может додумать сам: от песни Led Zeppelin до Небесной лествицы. Ступенчатое расположение аркад встречается и в историческом Риме. Это выглядит примерно так: рядом с главным зданием есть соседнее, поздняя пристройка, и аркада на нем расположена чуть ниже, чем на главном, но пропорционально связана с ним. У Филиппова этот прием отточен до блеска и есть во всех его домах. В «Римском» фасады, например, секции № 5 оформлены такими ступенчатыми аркадами. Получается, что, с одной стороны, у здания есть четкий нижний ярус аркад – и вообще у дома есть низ, середина и украшенный верх, что важно для восприятия человеком: глаз утомляют монотонные, нечленораздельные фасады. С другой стороны, эти аркады варьируются по высоте и как бы подвижны, возникает кинетический эффект. Если архитектор делает лесенку из портиков, он не нарушает их пропорций. Развивая классический канон, не покушается на сущностные вещи, и этим отличается от постмодернистов.

В «Римском» возник еще один вариант лестницы – двойная спираль Леонардо да Винчи, лестница из замка Шамбор (см. интервью с Михаилом Филипповым). Эти лестницы расположены в нескольких домах, в башнях, соединяющих жилые секции. По одной спирали можно подняться в правую секцию, по другой – в левую. Лестничные башни с огромными окнами просвечиваются солнцем насквозь. Наверху планируются смотровые площадки. По проекту предполагалось, что лестницы Шамбора будут также соединять круглые площади нижнего и верхнего города (первой и второй, еще не построенной части «Римского»), но решение пока не принято.
 
Античный театр
Филиппов неоднократно говорил, что его увлекает тема грандиозной руины, – античного амфитеатра, обстроенного в последующие века, подобно театру Марцелла. Архитектор увидел в этой теме современную динамику и жизнеутверждающий смысл и опробовал ее в Итальянском квартале и других вещах. В «Римском» это уже не амфитеатр, а круглый театр в правой двухуровневой части комплекса, где ансамбль из пяти площадей. Античный театр по типу Колизея окружает центральную площадь. Дома террасно понижаются к этой площади. Это как бы игра в гигантские субструкции римского Колизея и в то же время динамичная современная форма, объединяющая множество разных зданий с разными фасадами.
UP-квартал «Римский» (I очередь)
© Мастерская Михаила Филиппова

 
Материалы
Для UP-квартала «Римского» Филиппов изобрел некоторые ноу-хау в области материалов (см. интервью). Проблема ремесленного качества в классической архитектуре стоит очень остро. Индустрию уничтожили в 1955, ремесленников негде учить, но это не значит, что их нет или что они не научатся быстро, если этим заняться. Например, дворец Шлютера в Берлине восстановили с великолепным ремесленным качеством. Сейчас ситуация в области классического декора развивается.
UP-квартал «Римский» (I очередь)
© Мастерская Михаила Филиппова
UP-квартал «Римский» (I очередь)
© Мастерская Михаила Филиппова
UP-квартал «Римский» (I очередь)
© Мастерская Михаила Филиппова
UP-квартал «Римский» (I очередь)
© Мастерская Михаила Филиппова

 
Подземный город и Небесный град
Идея двухуровневого пространства, как и лестницы Шамбора, пришла от Леонардо да Винчи. UP-квартал «Римский» стал одним из первых российских мини-городов, в котором реализована двухуровневая концепция, полностью разделяющая верхнюю, жилую и пешеходную, зону от нижнего уровня, где расположены объекты инфраструктуры, кафе и рестораны, где ездят автомобили, а ниже находится паркинг. Нижний уровень здесь – полноценный город с активной общественной жизнью и даже с собственной системой площадей. Верхний же уровень, подчиненный актуальному принципу «город без машин» – тих и безопасен, здесь преобладают скверы, спортивные и детские площадки – он становится своего рода Аркадией, Небесным градом. Если получится все то построить, UP-квартал определенно имеет шансы на то, чтобы стать достопримечательностью не только с точки зрения образности современной классики, но и в градостроительном отношении.
UP-квартал «Римский» (I очередь). Секция 13, план 6-7 этажей
© Мастерская Михаила Филиппова
UP-квартал «Римский» (I очередь). Секция 13, план 3 этажа
© Мастерская Михаила Филиппова
UP-квартал «Римский» (I очередь). Секция 9, план 3 этажа
© Мастерская Михаила Филиппова
Архитектор:
Михаил Филиппов
Мастерская:
Мастерская Михаила Филиппова http://www.filippovm.ru/
Проект:
UP-квартал «Римский» (I очередь)
Россия, Развилка, Римский пр., 5

2016 / 2018

Девелопер проекта – ФСК «Лидер»

30 Августа 2017

Лара Копылова

Автор текста:

Лара Копылова
Музейная экспансия
Публикуем статью историка архитектуры Марины Хрусталевой о стратегиях развития московских и петербуржских музеев, опубликованную в тематическом номере журнала «Проект Россия» – «Культура» (№ 80, июнь 2016).
Похожие статьи
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Промежуточное состояние
Общественный центр нового района в Цзясине по проекту B.L.U.E. Architecture Studio совмещает достоинства интерьерных и открытых пространств, городских и природных зон.
Контринтуитивное решение
Архитекторы UNStudio выяснили на примере своего свежего люксембургского проекта, что углеродный след гибридной бетонно-стальной конструкции может быть меньше, чем у деревянного каркаса.
На нулевом уровне
Кэнго Кума построил в префектуре Эхиме небольшой отель Itomachi 0 с нулевым уровнем потребления энергии из внешних источников. Это первый подобный объект на территории Японии.
Всех накормить
На ВДНХ для выставки «Россия» силами Концерна КРОСТ был спроектирован и реализован «Дом российской кухни» – в рекордные сроки. Он умело выстроен с точки зрения современного общепита, помноженного на шумную культурную программу, – и столь же успешно интерпретирует разностилевой характер выставки достижений. В то же время значительная часть его интерьера восходит к прообразам 1960-х годов, хоть «про зайцев» тут пой.
Образовательные технологии
Бюро Vallet de Martinis architectes построило недалеко от Парижа корпус новой инженерной школы ESIEE-IT. Среда здесь стимулирует разноуровневую коммуникацию как неотъемлемую часть современного процесса обучения.
Вокзал в лесу
В основу проекта железнодорожного вокзала Цзясина, разработанного бюро MAD, легла концепция «вокзал в лесу».
Ансамбль у мечети
Бюро ОСА подготовило мастер-план микрорайона в южной части Дербента. Его задача – положить начало формированию современной комфортной среды в городе. Организация жилых кварталов подчинена духовному центру: в зависимости от расположения относительно соборной мечети дома отличаются фасадными и пластическими решениями. Программа также включает центр гостеприимства, административные здания, образовательный кластер и воздушный мост.
«Зеленая» сладкая жизнь
Zaha Hadid Architects представили типовой проект заправочной станции для прогулочных судов на водородном топливе. Сначала станции планируется возводить в Средиземноморье, а затем и в других популярных у любителей катеров и яхт регионах мира.
Дом за колоннадой
Жилой дом Highnote по проекту бюро Studioninedots в Алмере включает полуобщественные пространства, которые должны оживить центр этого основанного в 1970-х нидерландского города.
Спасти книжный
Бюро Wutopia Lab спроектировало в Шанхае книжный магазин для тех, кто не читает. Чтобы заставить потенциальных посетителей вынырнуть из своих смартфонов, для них создали целый вертикальный город и наполнили его жизнью.
Образовательный маяк
Здание мореходного училища в порту Свеннборга, спроектированное C.F. Møller Architects совместно с EFFEKT, получило жесткую сетку открытых бетонных конструкций. Решение позволило добиться функциональной гибкости и проницаемости пространства.
Технологии и материалы
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.