English version

Римский Рим

UP-квартал «Римский» архитектора Михаила Филиппова компания ФСК «Лидер» строит на пересечении Каширского шоссе и МКАД. Это место никогда не было дорогим и респектабельным, но появление уникального проекта с авторской архитектурой может многое изменить.

mainImg
Архитектор:
Михаил Филиппов
Мастерская:
Мастерская Михаила Филиппова http://www.filippovm.ru/
Проект:
UP-квартал «Римский» (I очередь)
Россия, Развилка, Римский пр., 5

2016 / 2018

Девелопер проекта – ФСК «Лидер»
 

По масштабу «Римский», скорее, не квартал, а традиционный европейский городок из нескольких кварталов. В плане город напоминает букву L. В одной части, которая сейчас строится, находится дом из семнадцати секций с полукруглым двором, а через футбольное поле от него расположена школа – треугольник с пропилеями. Первая очередь будет сдана в IVквартале 2018, а весь проект из семи очередей – в 2023 году. «Римский» будет представлять собой ансамбль из пяти площадей на одной оси, соединенных улицами. На Центральной круглой площади будут кафе, магазины, а на Новый год – елка, на площади Гармонии – спортивная инфраструктура, на площади Красоты – салоны и спа, на площади Искусств – места для творческих занятий взрослых и детей, на Ярмарочной площади – модный сегодня продуктовый рынок. Этажность варьируется от 3 до 12 этажей. В комплексе запланированы несколько детских садов, также жители смогут пользоваться богатой инфраструктурой соседних поселений. Первые этажи – общественные. Квартиры будут самых разных типов: от однокомнатной до пентхауса с террасой, двухуровневые, антресольные, с окном в ванной и так далее. Архитектура – классическая, филипповская.
UP-квартал «Римский» (I очередь)
© Мастерская Михаила Филиппова
UP-квартал «Римский» (I очередь)
© Мастерская Михаила Филиппова
UP-квартал «Римский» (I очередь)
© Мастерская Михаила Филиппова

 
Контекст 1: массовое строительство. Начало прекрасной эпохи
Прежде чем рассказать о многочисленных изобретениях Михаила Филиппова, стоит изумиться тому, что мы живем в эпоху, когда массовое жилье выглядит таким образом. Я бы на месте социологов и урбанистов занялась исследованием феномена. Уход панели – явный знак конца индустриальной эпохи, выражением которой она была, а для креативных новых экономик больше подходит более разнообразная и гуманная архитектура, темой которой становится город с большой буквы. Казалось, что у панели нет альтернативы, но за недавние семь лет некоторым архитекторам и просвещенным девелоперам удалось сформулировать концепцию жилья достаточно доступного, но наделенного гуманной образностью традиционной архитектуры – в России это произошло едва ли не впервые со времен памятного постановления Никиты Хрущева об излишествах 1955 года. В этот контекст попадают города Максима Атаянца, построенные вокруг Москвы, а также город Валь-де-Марн под Парижем Пьеркарло Бонтемпи (но масштаб там меньше). В этом же русле существуют традиционные города Нового урбанизма вроде Паундбери в Великобритании или Сисайда и Селебрейшн в США, но они меньше по высоте и ближе по типу к деревне.
 
Контекст 2: другие кварталы и города Михаила Филиппова
«Римский» – очередной классический город Филиппова. Начиная с манифеста 1984 года, когда Филиппов представил серию акварелей, в которых панельный район постепенно заменялся традиционной архитектурой, и выиграл с ними японский конкурс «Стиль 2001 года», архитектор последовательно реализовывал эту идею. В 2000-х появились «Римский дом» в Казачьем, «Итальянский квартал» на Долгоруковской и ЖК «Маршал» на Октябрьском поле, а к Олимпиаде 2014 года был построен Горки-город в Сочи. И теперь еще один римский город появится около Москвы.

Филиппов всегда мыслил свою архитектуру наследницей неоклассики Серебряного века, минуя сталинский советский классицизм, который считает компромиссным. Типология многих его произведений идет от дома-квартала Серебряного века вроде Дома Бенуа на Каменноостровском проспекте. У неоклассиков Серебряного века парадным фасадом был уличный, а двор украшали колоннадой только в виде исключения, остальные дворы были утилитарными. У Филиппова все дворы стали парадными, с разработанными фасадами и системой колоннад и аркад. Так сделано в «Итальянском квартале» и в «Маршале». Тот же принцип в UP-квартале «Римском», только дом-квартал разросся до размеров дома-города. Но главное в «Римском» – не типология.
UP-квартал «Римский» (I очередь)
© Мастерская Михаила Филиппова
UP-квартал «Римский» (I очередь)
© Мастерская Михаила Филиппова
UP-квартал «Римский» (I очередь)
© Мастерская Михаила Филиппова

 
Контекст 3: исторический город
Феномен исторического города, который, если судить по туристическим потокам, нравится большинству людей, не так легко описать и еще труднее структурно осмыслить и воспроизвести, не копируя. Филиппов всю жизнь этим занимается, изучая город через рисование акварелей. Метод, примененный, в частности, в Горки-Городе, а теперь в UP-квартале «Римском», заключается в следующем. Красота исторических городов, например, Парижа, по мнению Филиппова, объясняется наложением двух систем координат: радиально-лучевой и прямоугольной Гипподамовой сеток. От этого наложения в местах пересечения образуются живописные перекрестки с видовыми точками, которые делают нашу прогулку по городу полной визуальных наслаждений. Филиппов воспроизвел это наложение в Горки-Городе в Сочи, и там количество видов потрясающее. Тот же принцип применен в «Римском». Улицы, расходящиеся лучами от круглой площади, пересекаются с прямоугольной системой координат, а те – с еще одной сеткой и так далее.

Но недостаточно сочинить живописный план, нужны фасады, достаточно артикулированные, чтобы их приятно было рассматривать – и в «Римском» дома членятся на секции с фасадами длиной 20-30 м, как в историческом городе, а рисунок фасадов у Филиппова всегда безошибочный; нужны неширокие улицы и не очень высокие дома – и в «Римском» дома разной высоты создают живописный пейзаж из скатных крыш; нужны ведуты, которые открываются в переулках, прерывающих линию фасадов, – и в «Римском» количество видов, просящихся на мольберт, огромное. Как сказал сам Филиппов, надо форму симфонии еще наполнить мелодиями (см. ПР72). С «мелодическим даром» у него все хорошо. Например, в Горки-Городе исключительно хорош рисунок фасадов – до последнего оконного переплета, и довольно изысканные цвета штукатурки, камня и кирпича (речь, конечно, о зданиях, не испорченных строителями). В UP-квартале «Римском», в частности в домах первой очереди строительства, принцип несколько другой – не классическая массивная стена с окнами правильных пропорций по Альберти, а большие современные стеклянные окна, фактически, стеклянные экраны с ордерной декорацией, впервые примененные в Серебряном веке, например, в Торговом доме Мертенс на Невском. Соединение стекла и ордера – очень перспективный путь для развития классики.

В конце концов, если эстетические аргументы не убеждают, есть экономические. Eye-walking уровень, как нам объяснили урбанисты (см. интервью с Алексеем Новиковым), невероятно важен. Потому что, если на уровне глаза пешеход видит красивые фасады из благородных материалов, приглашающие войти двери, проницаемые окна, которые свидетельствуют о жизни за ними, то человеку хочется там гулять, малый бизнес процветает, а люди получают разнообразные и необходимые функции в шаговой доступности.
UP-квартал «Римский» (I очередь)
© Мастерская Михаила Филиппова
UP-квартал «Римский» (I очередь)
© Мастерская Михаила Филиппова

 
Контекст 4: Рим
С Римом у Михаила Филиппова особые отношения. В своих произведениях он постоянно ведет диалог с великой архитектурой Вечного города. Колоннада Собора Святого Петра отразилась в крыльях, обнимающих круглый двор дома в Казачьем, а театр Марцелла, обстроенный в последующие века, – в форме Итальянского квартала на Долгоруковской. Римские мотивы есть в «Маршале» (скошенная руинированная стена) и в Горки-Городе. Но в UP-квартале «Римский» это не только отдельные здания, а гораздо больше. Попытаюсь сформулировать, что именно.

Дело в том, что Рим – это такой авангард до авангарда. В нем очень авангардная форма построения города. Это город с рельефом. Из-за холмов там образуются вертикальные «регистры» архитектуры. Ты поднимаешь глаза, а над зданием в некотором отдалении стоит еще одно здание, а выше – следующее, уходящее в небо. И ты мысленно скачешь по этим ярусам ввысь. Я даже думаю, что знаменитая филипповская фишка «лестница в небо» пришла оттуда. В то же время это не террасный средиземноморский город на горе, поэтому движение ввысь не предсказуемо. Про наложение прямоугольной и лучевой сеток уже говорилось. Оно не мешает Риму, как всем историческим городам, обладать ясной структурой улиц и площадей. Но самое интересное, что когда линия римских фасадов разрывается, в разрыве виден не двор правильной формы, а дом, стоящий под углом к улице или иная угловая композиция. Этот «клин» встречается очень часто. Динамика такая, что «красный клин» авангарда отдыхает. У Филиппова в «Римском» буквально воспроизведен этот прием.

Я уже не говорю про постоянные в Риме вкрапления античных стен или арок в здания 200-летней давности. Из-под девятнадцатого века торчит второй. Неправильной формы кусок древней стены или арки выступает из правильного классического фасада, и этот прием Филиппов тоже довольно часто применяет. Короче, Рим – архитектурная форма удивительной мощи. Плюс богатство классической гармонии, сила и красота, энергия и сложность. На этом фоне модернистская архитектура бледнеет и слабеет, поэтому в Риме выглядит неуместно. Странно, что никто из архитекторов не заметил этой авангардности классического Рима. А Филиппов сделал это темой своего творчества. Наложение логик и наслоение эпох плюс красота – это и есть современный город, и про это филипповская архитектура.
 
Лестница в небо
UP-квартал «Римский» (I очередь)
© Мастерская Михаила Филиппова

Лестница в небо – фирменный филипповский прием, кочующий из произведения в произведение. В UP-квартале «Римском» он воплощается в двух видах: либо лесенка из аркад (портиков) на фасаде, либо террасная композиция домов. Метафизический смысл каждый может додумать сам: от песни Led Zeppelin до Небесной лествицы. Ступенчатое расположение аркад встречается и в историческом Риме. Это выглядит примерно так: рядом с главным зданием есть соседнее, поздняя пристройка, и аркада на нем расположена чуть ниже, чем на главном, но пропорционально связана с ним. У Филиппова этот прием отточен до блеска и есть во всех его домах. В «Римском» фасады, например, секции № 5 оформлены такими ступенчатыми аркадами. Получается, что, с одной стороны, у здания есть четкий нижний ярус аркад – и вообще у дома есть низ, середина и украшенный верх, что важно для восприятия человеком: глаз утомляют монотонные, нечленораздельные фасады. С другой стороны, эти аркады варьируются по высоте и как бы подвижны, возникает кинетический эффект. Если архитектор делает лесенку из портиков, он не нарушает их пропорций. Развивая классический канон, не покушается на сущностные вещи, и этим отличается от постмодернистов.

В «Римском» возник еще один вариант лестницы – двойная спираль Леонардо да Винчи, лестница из замка Шамбор (см. интервью с Михаилом Филипповым). Эти лестницы расположены в нескольких домах, в башнях, соединяющих жилые секции. По одной спирали можно подняться в правую секцию, по другой – в левую. Лестничные башни с огромными окнами просвечиваются солнцем насквозь. Наверху планируются смотровые площадки. По проекту предполагалось, что лестницы Шамбора будут также соединять круглые площади нижнего и верхнего города (первой и второй, еще не построенной части «Римского»), но решение пока не принято.
 
Античный театр
Филиппов неоднократно говорил, что его увлекает тема грандиозной руины, – античного амфитеатра, обстроенного в последующие века, подобно театру Марцелла. Архитектор увидел в этой теме современную динамику и жизнеутверждающий смысл и опробовал ее в Итальянском квартале и других вещах. В «Римском» это уже не амфитеатр, а круглый театр в правой двухуровневой части комплекса, где ансамбль из пяти площадей. Античный театр по типу Колизея окружает центральную площадь. Дома террасно понижаются к этой площади. Это как бы игра в гигантские субструкции римского Колизея и в то же время динамичная современная форма, объединяющая множество разных зданий с разными фасадами.
UP-квартал «Римский» (I очередь)
© Мастерская Михаила Филиппова

 
Материалы
Для UP-квартала «Римского» Филиппов изобрел некоторые ноу-хау в области материалов (см. интервью). Проблема ремесленного качества в классической архитектуре стоит очень остро. Индустрию уничтожили в 1955, ремесленников негде учить, но это не значит, что их нет или что они не научатся быстро, если этим заняться. Например, дворец Шлютера в Берлине восстановили с великолепным ремесленным качеством. Сейчас ситуация в области классического декора развивается.
UP-квартал «Римский» (I очередь)
© Мастерская Михаила Филиппова
UP-квартал «Римский» (I очередь)
© Мастерская Михаила Филиппова
UP-квартал «Римский» (I очередь)
© Мастерская Михаила Филиппова
UP-квартал «Римский» (I очередь)
© Мастерская Михаила Филиппова

 
Подземный город и Небесный град
Идея двухуровневого пространства, как и лестницы Шамбора, пришла от Леонардо да Винчи. UP-квартал «Римский» стал одним из первых российских мини-городов, в котором реализована двухуровневая концепция, полностью разделяющая верхнюю, жилую и пешеходную, зону от нижнего уровня, где расположены объекты инфраструктуры, кафе и рестораны, где ездят автомобили, а ниже находится паркинг. Нижний уровень здесь – полноценный город с активной общественной жизнью и даже с собственной системой площадей. Верхний же уровень, подчиненный актуальному принципу «город без машин» – тих и безопасен, здесь преобладают скверы, спортивные и детские площадки – он становится своего рода Аркадией, Небесным градом. Если получится все то построить, UP-квартал определенно имеет шансы на то, чтобы стать достопримечательностью не только с точки зрения образности современной классики, но и в градостроительном отношении.
UP-квартал «Римский» (I очередь). Секция 13, план 6-7 этажей
© Мастерская Михаила Филиппова
UP-квартал «Римский» (I очередь). Секция 13, план 3 этажа
© Мастерская Михаила Филиппова
UP-квартал «Римский» (I очередь). Секция 9, план 3 этажа
© Мастерская Михаила Филиппова
Архитектор:
Михаил Филиппов
Мастерская:
Мастерская Михаила Филиппова http://www.filippovm.ru/
Проект:
UP-квартал «Римский» (I очередь)
Россия, Развилка, Римский пр., 5

2016 / 2018

Девелопер проекта – ФСК «Лидер»

30 Августа 2017

Музейная экспансия
Публикуем статью историка архитектуры Марины Хрусталевой о стратегиях развития московских и петербуржских музеев, опубликованную в тематическом номере журнала «Проект Россия» – «Культура» (№ 80, июнь 2016).
Похожие статьи
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Кирпич в динамике
Ажурный фасад из кирпича защищает офисное здание в Хошимине по проекту местного бюро Tropical Space от солнца; часть его панелей можно раскрывать как ставни.
Ветряные арки и солнечные дымоходы
Zaha Hadid Architects представили проект Международного научно-исследовательского центра имени Алишера Навои для района Новый Ташкент, который увеличит площадь столицы Узбекистана на 25 тыс. га.
Трепещущий пик
Для арт-центра Sun River в китайском Ваньнине бюро Wutopia Lab «насыпало» три горы и «разлило» море. В качестве литературной основы концепции выбрали «Волшебную гору» Томаса Манна.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
От гайки до цеха
Датское бюро Cobe представило проект превращения Таллинского машиностроительного завода в район смешанной застройки; в трех центральных цехах расположится центр инноваций.
Недра земли, потоки воды
В районе Малой Охты по проекту Степана Липгарта построен дом Akzent. Он имеет классическую трехчастную структуру и при этом, что называется, нарисован от руки: фасады отличаются друг от друга как пластикой, так и разнообразными деталями, не все из которых открываются с первого взгляда. Рассказываем о контексте и вместе с архитектором разбираемся в том, как создавалась форма.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Перемена функций
В бывшей меннонитской церкви 1950-х в Роттердаме открылся центр для занятий и выступлений юных музыкантов. Реконструкцией занималось бюро Powerhouse Company.
В черепичном ажуре
Частный дом в городе Фули недалеко от Ханоя по проекту H&P Architects защищен от солнца проницаемой «шторой» из традиционной черепицы.
А где воланчик?
Бюро MVRDV выиграло конкурс на проект спортивного парка в Шэньчжэне. Главная арена здесь получит крышу в форме гигантской ракетки для бадминтона.
Планы «мельницей»
В Сан-Паулу завершено строительство жилого комплекса из двух башен по проекту UNStudio. Каждая квартира выходит здесь сразу на три стороны.
Пихтовая динамика
Холдинг «Аэропорты Регионов» планирует построить в Карачаево-Черкессии аэропорт, который должен сделать курорты Архыза и Домбая доступнее. Победивший в закрытом конкурсе проект бюро Сергея Никешкина KPLN соединяет природную образность, стартующую от формы семечки хвойного дерева, открытые пространства для ожидания, красивые крупные деревья и зеленую кровлю, приподнятую на колоннах-иголках. И природно, и WOW.
Под одеялом ландшафта
Военную базу времен Второй мировой архитекторы MVRDV и ландшафтная студия Buro Harro превратили в жилой комплекс, вернув при этом в природное окружение.
Крыша-листок
Архитекторы BIG представили проект трансформации здания супермаркета на севере Дании в Музей бумажного искусства.
Идеализация цилиндра
Студенческое общежитие Hoso в городе Порту по проекту местного бюро OODA удалось построить всего за 14 месяцев, причем на монтаж каждого из этажей уходило по неделе.
Инфраструктурный луг
По замыслу архитекторов C.F. Møller, ливневые воды в датском городе Раннерс собирают и очищают на заболоченной территории у реки, одновременно играющей роль заповедника и рекреационной зоны.
Холм как монумент
Памятником экономических и политических перемен, начавшихся в КНР в конце 1970-х, стали музей и парк в Шэньчжэне по проекту бюро Urbanus.
Искусство под холмами
Арт-лаборатории Хампи по проекту Sameep Padora & Associates – комплекс мастерских и жилья для художников в индийском штате Карнатака.
Кора из кирпича
Для проекта клубного дома, расположенного среди сосен престижного подмосковного района, бюро «А.Лен» поработало с фасадами. Сочетание разных видов кирпича и кладки соотносится с объемно-пластическими решениями дома, а также усложняется включением окрашенных под дерево фрагментов и металлической «лессировки».
Luzhniki Collection: новый образ Хамовников
Изучаем фасадные и объемные решения одного из крупных и громких проектов, реализуемых на берегу Москвы-реки между спортивными аренами Лужников и сталинской классикой Хамовников – Luzhniki Collection. Слово «коллекция» в его названии присутствует вполне справедливо: тут и коллекция авторов, и коллекция тем, в том числе вычитанная в морфологии окружающих районов.
Кирпичная энергетика
В Вантаа под Хельсинки бюро Kivinen Rusanen Architects построило новый корпус электроподстанции: его фактурные кирпичные фасады ведут диалог с соседним историческим зданием.
Молодежный апдейт
Торговому центру начала 2000-х в Гуанчжоу возвращена актуальность в ходе реконструкции по проекту местного бюро Atelier cnS.
Технологии и материалы
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Вторая ступень
Парк покорителей космоса имени Юрия Гагарина, расположенный недалеко от Саратова в месте приземления космонавта, власти города планируют развивать как тематический развлекательно-познавательный кластер. Согласно концепции, подготовленной архитектурной мастерской Алексея Ильина и медиагруппой «Красный квадрат», на его территории появится серия объектов, главным из которых станет павильон «Восток-1».
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Пресса: Архитектор Максим Атаянц — о выставке «Три времени...
Как не думать о Римской империи, когда в Пушкинском музее в Москве только что прошла эстетская выставка «Три времени Рима»? И теперь гравюры из коллекции, которую архитектор Максим Атаянц собирал долгие годы, обсуждают урбанисты со всей страны: вновь оказалось, что древнейший мегаполис — это база, и мы до сих пор не выучили его уроки.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Пресса: Рухнет ли центр Петербурга? Градозащитники правда...
Давно идут разговоры, что исторический центр Петербурга разрушается. Есть ли риск того, что он действительно однажды рухнет? Почему строгие законы об охране памятников не решают всех проблем? Чем вредно поклонение прошлому как самоценности? И, конечно, самый главный вопрос — что нужно делать, чтобы старый Петербург достался нашим потомкам в состоянии еще лучшем, чем он достался нам? Специально для «Собака.ru» архитектурный критик, автор телеграм-канала «Город, говори» Мария Элькина задала самые неудобные вопросы главному краеведу Петербурга Льву Лурье и девелоперу Игорю Водопьянову и собрала гид.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.