Простор для обучения

Новое здание частной гимназии в Хорошево-Мневниках – пример архитектуры, ориентированной на новейшие тенденции проектирования школьных зданий. К тому же некоторые технические приемы здесь использованы впервые в России.

mainImg
Архитектор:
Юлия Солдатенкова
Мастерская:
А-Проект https://www.krost.ru/projects/#realized-projects
А-Проект.К
Проект:
Хорошевская гимназия «Хорошкола»
Россия, Москва, ул. Народного Ополчения, д. 9 А

Авторский коллектив:
Руководители проекта: А. Добашин, Д. Капралов
Архитекторы «А-Проект»: Ю. Солдатенкова, А. Дмитриев, О. Сафронова, Е. Мирошкина, А. Шорин, И. Рубакова
Главный конструктор: И. Гримайло
Главный инженер: С. Шевченко
Металлические, светопрозрачные и фасадные конструкции: Т. Никушкина, А. Мельник, С. Федорченко

2011 / 9.2017

Застройщик: Концерн «КРОСТ»
Хорошевская гимназия – вторая часть образовательного проекта «Хорошкола». Первая была открыта в 2013 в 82 квартале Хорошево-Мневников и представляет собой детский сад с прогимназией. Проект оказался настолько успешным, что заказчик решил продолжить его средней школой для 5-11 классов. Новое здание расположено по соседству, в жилом комплексе Wellton park между Карамышевской набережной Москвы-реки и проспектом Маршала Жукова. Школа, построенная по проекту архитектурного подразделения компании «Крост» – «А Проект» – только что открылась; но в нее все еще водят экскурсии, поскольку здание отличается новациями как архитектурными и строительными, так и педагогическими – гимназия, по замыслу ее создателей, должна стать моделью идеальной среды для формирования человека будущего. Ее архитектура привлекла к себе внимание еще на стадии проекта: в 2016 году «Хорошкола»-2 вошла в шорт-лист WAF в номинации «Проект образовательного учреждения», в 2017 – заняла первое место в категории «Концепция общеобразовательных учреждений» на международном конкурсе инновационных проектов Re-thinking The Future.
Хорошевская гимназия. Фотография © Анатолий Белов / предоставлена КРОСТ
Хорошевская гимназия. Проект © А-Проект

Что же сделало проект, спроектированный и реализованный всего за два с половиной года, таким успешным и привлекательным?

Во-первых, в процессе проектирования активно участвовали преподаватели и психологи: во многих странах это непременная часть процесса – в России же пока новация. В основу образовательной концепции положены три ключевых принципа: IQ – интеллектуальные навыки, EQ – эмоциональное развитие и VQ – жизненная энергия. Работая над проектом, архитекторы использовали опыт передовых школ Финляндии, признанного флагмана в области творческого поиска образовательных новшеств; финские школы они посетили и исследовали лично, также как и известную школу UWC в Дилижане, построенную архитекторами бюро Тима Флинна по заказу RD Group. Учли и опыт «Хорошколы»-1, построенной при участии норвежского бюро 70ºN arkitektur as.
 
Прозрачность и простор
Хорошевская гимназия. Фотография © Анатолий Белов / предоставлена КРОСТ

Результатом исследования актуальных тенденций и откликом на пожелания педагогов стали визуальная проницаемость и открытость, незамкнутость большинства пространств. Из одной части здания можно увидеть другую «на прострел», благодаря чему люди в здании постоянно находятся в зоне визуального контакта. Прозрачны также высокие стеклянные двери Schorghuber, кроме того, между кабинетами устроены вертикальные витражи от пола до потолка. Проницаемость обеспечивает ненавязчивый надзор: «Такая завязка пространства – один из самых ценных эффектов, которые мы получили в этом здании, – говорят архитекторы «А-Проект». – С одной стороны это красиво, а с другой – создает ощущение безопасности, так как, находясь в любом месте, ученик не будет чувствовать себя изолированным. Этот пассивный надзор также заставляет человека все время держать себя в форме, чувствовать, что он на виду. Для детей важный навык – понимать, что они в обществе».
Хорошевская гимназия. Проект © А-Проект
Хорошевская гимназия. Проект © А-Проект

Здание прозрачно внутри, прозрачно и снаружи: множество витражей и окон обеспечивают обилие естественного света. Стекло – прочный закаленный триплекс. Проветривается школа, как и полагается при использовании витражного остекления, с помощью щелевых клапанов – но не обыкновенных, а увеличенных по высоте: компания Schuko по заказу «Кроста» разработала клапаны высотой 3,6 м для окон высотой 4 м.
Слева – щель для проветривания, справа одна из лестниц. Хорошевская гимназия, А-Проект. Фотография © Мария Трошина

Прозрачность дополняет простор: архитекторы заложили в проекте запас по высоте этажей и по ширине коридоров, отступив от нормативов примерно на метр в бóльшую сторону – ученики не должны ощущать нехватки ни света, ни места.

Денис Капралов,
заместитель генерального директора Концерна «КРОСТ» и руководитель бюро «А-Проект»: 

«Все началось с проекта детского сада, совмещенного с начальной школой. Это был эксперимент группы энтузиастов, которые верили в свою идею и стремились создать совершенно новую концепцию объекта образования», – рассказывает Денис Капралов, заместитель генерального директора Концерна «КРОСТ» и руководитель бюро «А-Проект.

Школа должна была стать моделью некой идеальной среды для формирования человека будущего. При этом перед нами стояла цель вместить все необходимые для современного образовательного процесса помещения, выполнить нормативы, уложиться в бюджет – и сделать все это красиво».

Парящие лестницы
Поскольку основной корпус широкий, квадратный в плане, для освещения ему потребовался атриум, который должен стать главным общественным пространством и коммуникационным ядром школы. Он перекрыт зенитным витражом 24х12 м на четырехэтажной высоте – более 20 м от пола, и окружен высокими – 1,35 м – ограждениями из безимпостного стекла, прозрачными и безопасными.
Хорошевская гимназия. Атриум. Фотография © Анатолий Белов / предоставлена КРОСТ

Атриум пересекают, связывая между собой этажи и напоминая о Хогвартсе, три длинные (16 м) и необычно тонкие (из толщина косоуров всего полметра) лестницы. Они легко парят в пространстве, превращаясь из коммуникационного узла в главный визуальный акцент, эффектное ядро пространства, почти аттракцион.

Добиться столь тонкого силуэта: если бы лестницы были металлические, толщина их косоуров составляла бы метр с лишним, а тут полметра – архитекторы смогли благодаря использованию фибробетона «Фиброль», отечественного аналога французского материала Ductal, который, в частности, Заха Хадид использовала в лондонской «Парящей лестнице»). По прочности этот материал равен стали, а его износостойкость в 6–8 раз выше, чем у обычного бетона. Помимо превосходных физических и эстетических свойств: тонкости, пластичности и возможности разных цветовых решений, в конструкциях не используется традиционная арматура – ее роль играют волокна, входящие в состав композитного материала.
Хорошевская гимназия. Фотография © А-Проект
Хорошевская гимназия. Проект © А-Проект

Изящные лестницы в атриуме дополнят три крупномерных живых дерева высотой от 8 до 12 метров. Для их корневой системы в полуподземном этаже предусмотрена система полива и подвешенные на перекрытиях без опоры на фундамент бетонные «кадки»: глубиной 2 м и диаметром 2,5 м, а также система полива и дренажа. «Выбрать деревья было непросто – рассказывает архитектор Юлия Солдатенкова, – в атриуме все время будет плюсовая температура, а деревьям средней полосы и даже средиземноморским требуется в течение года период с температурой по меньшей мере около 0°. Мы могли выбирать только из экваториальных пород, но решили обойтись без пальм – хотелось видеть что-то, более традиционное. Поэтому остановились на фикусах».
Хорошевская гимназия. Атриум. Фотография © Анатолий Белов / предоставлена КРОСТ

 
Многофункциональность
Помимо классных комнат, размещенных вдоль южного и восточного фасадов, лучше всего освещаемых солнцем, в школе есть все необходимое для гармоничного обучения: 4-этажном квадратном объеме главного здания уместились двухсветный спортзал и двухъярусный театральный зал с балконом и большой сценой. Под театральным залом в первом этаже расположена столовая, под ней в полуподвальном этаже – кухня. Технические помещения, также как и кабинеты администрации – вообще все пространства «для взрослых», даже кабинет директора – здесь перенесли под землю, оставив надземные этажи детям. Впрочем, минус-первый этаж не означает темный: он получает достаточно естественного света через широкие приямки, настолько большие, что им больше подходит определение «патио». Верхний этаж отдан старшеклассникам: там расположен форум для их занятий, а также научный кластер, объединяющий биологическую, физическую и химическую лабораторию, классы для занятий робототехникой, 3D-моделированием, цифровыми технологиями.
Хорошевская гимназия. Проект © А-Проект
zooming
Хорошевская гимназия. Проект © А-Проект

Стеклянный переход соединяет основной корпус с протяженной пристройкой: в ней расположены 25-метровый бассейн, зал борьбы, хореографический и тренажерный залы. Во внеурочное время эта часть здания будет доступна для занятий детей и взрослых из окружающих домов, для чего предусмотрены отдельный вход, вестибюль и гардероб. Такого рода совместное использование – тоже актуальная тенденция: здание работает и вечером, и по выходным, почти никогда не простаивая.

«Очень важно, что школа изначально планировалось не как изолированное здание, а как социально-культурный центр квартала. Разделив ее на собственно классы и публичные пространства, можно разработать сценарии использования последних после уроков. Здание максимально работает даже в тот момент, когда основные его «пользователи» уже отдыхают дома», – говорит Денис Капралов.
 
Авангард и нейтралитет
Через двухсветный витраж бассейна снаружи будет видна репродукция картины «Полет» Марка Шагала, установленная на его внутренней торцевой стене. В этом он вторит бассейну прогимназии, украшенному «Купанием красного коня» Петрова-Водкина, и продолжает важную для Wellton park-а в целом тему картин авангарда – в ЖК имеется собственная галерея произведений 1920-х годов.
Хорошевская гимназия. Бассейн. Фотография (с) Анатолий Белов / предоставлена КРОСТ

Но вкрапление яркой картины становится скорее исключением, чем правилом – интерьеры школы нарочито сдержанны по цвету, и это тоже – одна из новых тенденций, она пришла на смену приевшемуся радужному разноцветью школьных зданий, столь популярному в 2000-е. Была выбрана единая цветовая гамма для всего здания: оттенки серого и светлое дерево, плюс много стекла. Хотя от «финского» приема бетонных стен и пола пришлось отказаться по техническим соображениям, решение интерьеров осталось подчеркнуто нейтральным: стены оштукатурены и окрашены в светло-серый цвет, полы отделаны серым покрытием Nora с повышенной износостойкостью, в коридорах использованы реечные металлические потолки Албес, имитирующие натуральное дерево (использовать настоящее запрещают пожарные нормы), в классах – акустические потолки Гиродизайн из негорючего волокнистого материала цвета светлого дерева. «Когда здание начнет жить, оно наполнится цветом: мебелью, детскими работами…», – говорят архитекторы.
Акустические потолки. Хорошевская гимназия, А-Проект. Фотография © Мария Трошина

 
Бетонный лес
Если поработать с фактурой бетона в интерьерах архитекторам не удалось, то фасады целиком подчинены взаимодействию стеклянных и бетонных поверхностей. Здесь использован стеклофибробетон, произведенный на собственном заводе компании «Крост» – «Бетон 224». Это пластичный материал, позволяющий создавать прочные конструкции любой формы, размера, фактуры и цвета. В здании «Хорошколы» сочетаются два вида текстур: одна, сдержанно-серая, имитирует травертин – для нее строители использовали формообразующую опалубку немецкого производства. Часть этих панелей сохранила натуральный цвет, их лишь покрыли гидрофобным составом, часть – тонировали более темным оттенком.
Хорошевская гимназия. Атруим. Фотография © Анатолий Белов / предоставлена КРОСТ

Вторая текстура – коричневатая и имитирует дерево, так как облицовку натуральным деревом было невозможно использовать по требованиям огнестойкости фасадных материалов. Собственное производство позволило «А.Проекту» экспериментировать с вариантами. Отвергнув стандартный формлайнер, архитекторы использовали для создания опалубки натуральное дерево с углубленной – брашированной – фактурой, и получили в итоге эффект разнообразной, почти живой «древесины из бетона». Поверхность, подчеркнутая тонировкой, даже с близкого расстояния почти неотличима от натурального дерева.
с

Между тем сочетание «каменных» и «деревянных» поверхностей – во внешнем образе здания школы играет лишь подчиненную роль. Главную скрипку играет мотив, который архитекторы с долей условности называют «хворостом» – крупная решетка скрещенных под разными углами тонких бетонных балок, похожих на укрупненное стилизованное изображение древесных ветвей. Архитекторы разместили его перед панорамными витражами и подчинили наклонным линиям контуры окон, а кое-где – даже наклон опор за стеклами, задав таким образом фасадам общий танцующий ритм.

Больше всего ажурного «хвороста» на западном фасаде, перед витражом спортивного зала – с этой стороны узор кажется почти-настоящим лесом – так рисовали лес в лучших мультфильмах 1970-х, обобщенно, но узнаваемо. Переплетение линий целиком закрывает и стеклянные фасады залов хореографии и борьбы.
Хорошевская гимназия. В процессе строительства. Фотография © А-Проект
Хорошевская гимназия. Атруим. Фотография © Анатолий Белов / предоставлена КРОСТ
Хорошевская гимназия. Атруим. Фотография © Анатолий Белов / предоставлена КРОСТ
Хорошевская гимназия. Атруим. Фотография © Анатолий Белов / предоставлена КРОСТ
Хорошевская гимназия. Фотография © А-Проект
Спортзал. Хорошевская гимназия, А-Проект. Фотография © Мария Трошина

Ажурные бетонные решетки изготовлены на фабрике «Мажино», также входящей в состав концерна «Крост». На основе архитектурных чертежей конструкторы разработали систему крепления деталей: основную сложность при разработке этих элементов представлял будущий монтаж обширного витража за ними и возможность его демонтировать при необходимости (например, если окно разобьется). Элементы оштукатурены и окрашены в белый цвет.
***

Свет, простор, прозрачность, силуэт ажурного леса на фасаде и деревья внутри – здание гимназии определенно противоречит всему, что мы привыкли считать «школярским». В то же время оно не избыточно, не «кричит», избегает броского, работая с пространством и светом. Заявлена амбициозная цель – школа должна стать «моделью идеальный среды для формирования человека будущего». Архитектура, пожалуй, соответствует задаче в ее сегодняшнем понимании – теперь дело за педагогами; гимназия приняла первых учеников в пятницу, первого сентября. 
zooming
Хорошевская гимназия. Проект © А-Проект
Хорошевская гимназия. Проект © А-Проект
zooming
Хорошевская гимназия. Проект © А-Проект
Хорошевская гимназия. Проект © А-Проект
zooming
Хорошевская гимназия. Проект © А-Проект
zooming
Хорошевская гимназия. Проект © А-Проект
zooming
Хорошевская гимназия. Проект © А-Проект
Хорошевская гимназия. Проект © А-Проект

Поставщики, технологии

ROCKWOOL
Архитектор:
Юлия Солдатенкова
Мастерская:
А-Проект https://www.krost.ru/projects/#realized-projects
А-Проект.К
Проект:
Хорошевская гимназия «Хорошкола»
Россия, Москва, ул. Народного Ополчения, д. 9 А

Авторский коллектив:
Руководители проекта: А. Добашин, Д. Капралов
Архитекторы «А-Проект»: Ю. Солдатенкова, А. Дмитриев, О. Сафронова, Е. Мирошкина, А. Шорин, И. Рубакова
Главный конструктор: И. Гримайло
Главный инженер: С. Шевченко
Металлические, светопрозрачные и фасадные конструкции: Т. Никушкина, А. Мельник, С. Федорченко

2011 / 9.2017

Застройщик: Концерн «КРОСТ»

04 Сентября 2017

Похожие статьи
Жилищный переворот
Бюро Philéas Architecture превратило бывшие корпуса инженерной школы Télécom Paris на юге Парижа в комплекс социального жилья, включающий доступные по арендной плате мастерские художников.
Domus Aurea
Рассматриваем дом Тессинский-1 Сергея Скуратова, завершенный в 2023 году. Расположенный в середине района Серебрянической набережной, на пересечении ее основных улиц, он берет на себя некую «узловую» роль: не только реагирует на все вокруг и не только сохраняет внутри себя много воспоминаний о заводе ЭМА, но сплетает это все в некий по-новому срежиссированный узор, примиряя яркое «золото» и темный кирпич, не в малой степени – с помощью нового, современно-архаичного кирпича Columba, который, если подумать, и есть тут самый драгоценный элемент.
Солярный символ
Жилой комплекс от бюро CEBRA расположен на месте старой паровой мельницы под Орхусом. Своей необычной формой он напоминает морскую звезду, нож для мясорубки или пиктограмму солнца.
Ярко-желтый дом
Корпус HAUS 1 авторства бюро MVRDV в модернизированной киностудии Atelier Gardens в Берлине отмечен премией best architects 25 award в категории «Реконструкция и расширение».
Облачный сервис
В китайском Шэньчжэне вовсю идет строительство кампуса технологического холдинга Tencent. Авторы проекта застройки важнейшего, 4-го, участка – MAD Architects – показали фотографии уже вполне «оформившихся» корпусов.
Hide and seek
Дом ID Moskovskiy, спроектированный Степаном Липгартом во дворах у Московского проспекта за Обводным каналом и завершенный недавно, во-первых, достаточно точно реализован, что существенно еще и потому, что это первый дом, в котором архитектор отвечал не только за фасады, но и за планировки, и смог лучше увязать их между собой. Но интересен он как пример «прорастания» новой архитектуры в городе: она опирается на лучшие образцы по соседству и становится улучшенной и развитой суммой идей, найденных в контексте.
Кровля двойного назначения
В Таоюане на Тайване началось строительство нового вокзала по проекту бюро Mecanoo. Проект входит в программу превращения железнодорожной системы страны в подземную.
Музейно-концертная функция
Завершена реконструкция домашней арены клуба Real Madrid CF, стадиона Сантьяго Бернабеу: теперь здесь проще проводить концерты и другие массовые мероприятия, а новый фасад согласован с пространством города.
Вибрация балконов
Школа в Шанхае по проекту австралийско-китайского бюро BAU рассчитана как на традиционную, так и на ориентированную на нужды конкретного ученика форму обучения.
Переживание звука
Для музея звука Audeum в Сеуле Кэнго Кума создал архитектуру, которая обращается к природным мотивам и стимулирует все пять чувств человека.
Белый свод
Herzog & de Meuron превратили руину исторического дома в центре австрийского Брегенца в «стопку» функций: культурное пространство с баром, гостиница, квартира.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.
Жалюзи для льда
В Домодедово по проекту мастерской Юрия Виссарионова построена ледовая арена. Чтобы протяженный фасад, обусловленный техническими характеристиками сооружения для зимних видов спорта, не выглядел однообразным, архитекторы предложили использовать навесные конструкции с разнонаправленными ламелями. Таким образом лед защищается от солнечных лучей, а стена приобретает фактурность и детализацию.
Деревья и арки
В условиях дефицита площади спорткомплекс Шаосинского университета вместил на разных уровнях серию игровых полей и площадок, общественные пространства и даже деревья.
Технологии и материалы
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Сейчас на главной
Олива за углом
Ресторан в Екатеринбурге, над интерьером которого работало бюро ludi_architects, воспроизводит безмятежность нагретого солнцем итальянского дворика, затерянного в лабиринтах улиц. Лаконичные формы акцентируют внимание на материалах: тосканском травертине, необработанном мраморе, дереве и клинкерной плитке.
С белого листа
В детском саду в Ханчжоу по проекту бюро CLOU нет обилия ярких цветов: архитекторы рассматривают здание как нейтральный фон для игр и учебы малышей.
Эволюция теплицы
Дом по проекту архитектора Петра Першина в подмосковном Румянцево построен с антерсольным уровнем, витражами и специальным проходом для собаки.
Из детсада в сад
Опыт превращения заброшенного здания детского сада в комплекс доступного жилья в Ереване: проект Electric Architects.
Цветы и ячейки
По проекту DO buro на Площади Промышленности ВДНХ построен павильон для цветочной выставки. На временную деревянную конструкцию архитекторы предложили установить тент из разноцветных ромбов, созданный по подобию сети математика Пафнутия Чебышёва.
Пермское ар-деко
Жилой комплекс, построенный в центре Перми по проекту мастерской «ЛАД», сочетает выбранный заказчиком стиль ар-деко с мотивами из Пермского звериного стиля. Орнамент из травертина и краснокирпичные вставки подчеркивают связь с историческими зданиями города.
Позвоночник курорта
Бюро AIM Architecture спроектировало курортный комплекс «Хэйлунтань» в китайском городе Мэйшань. Все его сооружения соединены извилистыми переходами с общей деревянной кровлей с черепичным покрытием.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
Деревянный водоворот
Многофункциональная платформа по проекту индонезийского бюро RAD+ar на частном острове в Яванском море выстроена из вторично использованного дерева местных твердых пород.
Дерево в архитектуре: итоги 2024
Жюри V смотр-конкурса «Дерево в архитектуре» присудило главный приз коммерческому комплексу, построенному по проекту компании «Уникальные здания» в Одинцово. Также впервые вручался гран при за выставочный объект, его получила компания Ultralam. Знакомим читателей с этими и другими финалистами.
РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды
Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.
Жилищный переворот
Бюро Philéas Architecture превратило бывшие корпуса инженерной школы Télécom Paris на юге Парижа в комплекс социального жилья, включающий доступные по арендной плате мастерские художников.
Предания старины
Занимаясь интерьером ресторана русской кухни во Владимире, Raimer Bureau не поскупилось на идеи: каждый уголок исторического здания заполнен фактурами, текстурами и авторскими объектами, что превращает обед или ужин в небольшое путешествие в глубину веков.
Domus Aurea
Рассматриваем дом Тессинский-1 Сергея Скуратова, завершенный в 2023 году. Расположенный в середине района Серебрянической набережной, на пересечении ее основных улиц, он берет на себя некую «узловую» роль: не только реагирует на все вокруг и не только сохраняет внутри себя много воспоминаний о заводе ЭМА, но сплетает это все в некий по-новому срежиссированный узор, примиряя яркое «золото» и темный кирпич, не в малой степени – с помощью нового, современно-архаичного кирпича Columba, который, если подумать, и есть тут самый драгоценный элемент.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Пресса: 14 молодых архитекторов, бюро и команд, о которых скоро...
По просьбе «Собака.ru» сооснователь АБ «Хвоя», куратор фестиваля «Архитектон» и вице-президент Санкт-Петербургского Союза архитекторов Георгий Снежкин делится мнением, кто из начинающих молодых архитекторов достоин внимания уже сейчас. Знакомьтесь, яркие представители архитектурной молодежной сцены! Они участвуют в проектировании кампусов по всей России (от Петербурга до Самары!) и в раскопках античного городища, открывают собственные бюро и архитектурный журнал, создают жилые дома на 3D-принтере, строят глэмпинг для Outline и готовят перформанс в рамках резиденции «Танец и архитектура» фестиваля Context.
Памяти Алексея Розенберга
Сегодня в 13:00 в церкви Нерукотворного Образа в Клязьме состоится отпевание Алексея Розенберга. Вспоминаем его архитектуру. Она была свободной, разнообразной, тонкой и узнаваемой.
Солярный символ
Жилой комплекс от бюро CEBRA расположен на месте старой паровой мельницы под Орхусом. Своей необычной формой он напоминает морскую звезду, нож для мясорубки или пиктограмму солнца.
«Изобретательность и разнообразие»
В коротком списке Премии Стерлинга-2024, отмечающей лучшее здание Великобритании, как и всегда соседствуют огромные и камерные проекты разных типов, например, реставрация музейного здания XIX века и линия городской железной дороги.
Труба Ленивца
Рассматриваем «Дом-Обелиск», спроектированный бюро KATARSIS и реализованный к Архстоянию 2023 года. Но доделан он был позднее – поэтому сейчас. Нам кажется, что с появлением Обелиска между домами временного пребывания в Никола-Ленивце выстроился диалог и внутренние связи. Они перестали соседствовать случайным образом. А вот почему так – смотрите в тексте.
Две ракушки
По проекту Ильи Гринберга на острове Бали построена вилла из бетона и стеклоблоков, план которой напоминает морскую раковину. Внутри прячется эффектная винтовая лестница и обращенные к океану террасы.
Ярко-желтый дом
Корпус HAUS 1 авторства бюро MVRDV в модернизированной киностудии Atelier Gardens в Берлине отмечен премией best architects 25 award в категории «Реконструкция и расширение».
СПбГАСУ 2024: Архитектурное и градостроительное наследие...
Серия работ бакалавров, выпускавшихся по специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» в этом году, посвящена Калининградской области. Студенты предложили как масштабные градостроительные концепции, так и конкретные решения для отдельно взятых объектов.
Перископ у залива
Второе место в конкурсе на общественно-культурный центр в Петропавловске-Камчатском жюри присудило бюро ГОРА и М4. В предложении консорциума здание напоминает кашалота с детенышем или же перископ, линзы которого выхватывают из окружающего пейзажа самые эффектные виды.
МАРШ: Переосмысление времени
Показываем избранные проекты магистратуры под руководством Евгения Асса и Анвара Гарипова. Три работы. Тема магистрам 2024 года – «Переосмысление времени» – досталась самая самая заковыристая, но и свободная в то же время. Итак: отель на краю земли, реставрация в духе консерации, и физико-косметический подход к теме.
Красные магниты
Три проекта Алексея Гурова для Центрального парка культуры и отдыха имени Владимира Маяковского в Екатеринбурге: павильон для лыжников и йога-тренировок, смотровая площадка в виде ветки березы и афишная тумба.
Облачный сервис
В китайском Шэньчжэне вовсю идет строительство кампуса технологического холдинга Tencent. Авторы проекта застройки важнейшего, 4-го, участка – MAD Architects – показали фотографии уже вполне «оформившихся» корпусов.
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Принцесса и конструктивизм
Дом в саратовской области, построенный по проекту мастерской Spirin architects, отвечает на два специфических запроса заказчика: отдать дань уважения русскому авангарду, а также порадовать дочь, которой хочется пожить в башне.