Простор для обучения

Новое здание частной гимназии в Хорошево-Мневниках – пример архитектуры, ориентированной на новейшие тенденции проектирования школьных зданий. К тому же некоторые технические приемы здесь использованы впервые в России.

Автор текста:
Мария Трошина

mainImg

Мастерская:

А-Проект.К

Проект:

Хорошевская гимназия Хорошкола
Россия, Москва, ул. Народного Ополчения

2016

Застройщик: концерн «КРОСТ»
Хорошевская гимназия – вторая часть образовательного проекта «Хорошкола». Первая была открыта в 2013 в 82 квартале Хорошево-Мневников и представляет собой детский сад с прогимназией. Проект оказался настолько успешным, что заказчик решил продолжить его средней школой для 5-11 классов. Новое здание расположено по соседству, в жилом комплексе Wellton park между Карамышевской набережной Москвы-реки и проспектом Маршала Жукова. Школа, построенная по проекту архитектурного подразделения компании «Крост» – «А Проект» – только что открылась; но в нее все еще водят экскурсии, поскольку здание отличается новациями как архитектурными и строительными, так и педагогическими – гимназия, по замыслу ее создателей, должна стать моделью идеальной среды для формирования человека будущего. Ее архитектура привлекла к себе внимание еще на стадии проекта: в 2016 году «Хорошкола»-2 вошла в шорт-лист WAF в номинации «Проект образовательного учреждения», в 2017 – заняла первое место в категории «Концепция общеобразовательных учреждений» на международном конкурсе инновационных проектов Re-thinking The Future.
Хорошевская гимназия. Фотография © Анатолий Белов / предоставлена КРОСТ
Хорошевская гимназия. Проект © А-Проект

Что же сделало проект, спроектированный и реализованный всего за два с половиной года, таким успешным и привлекательным?

Во-первых, в процессе проектирования активно участвовали преподаватели и психологи: во многих странах это непременная часть процесса – в России же пока новация. В основу образовательной концепции положены три ключевых принципа: IQ – интеллектуальные навыки, EQ – эмоциональное развитие и VQ – жизненная энергия. Работая над проектом, архитекторы использовали опыт передовых школ Финляндии, признанного флагмана в области творческого поиска образовательных новшеств; финские школы они посетили и исследовали лично, также как и известную школу UWC в Дилижане, построенную архитекторами бюро Тима Флинна по заказу RD Group. Учли и опыт «Хорошколы»-1, построенной при участии норвежского бюро 70ºN arkitektur as.
 
Прозрачность и простор
Хорошевская гимназия. Фотография © Анатолий Белов / предоставлена КРОСТ

Результатом исследования актуальных тенденций и откликом на пожелания педагогов стали визуальная проницаемость и открытость, незамкнутость большинства пространств. Из одной части здания можно увидеть другую «на прострел», благодаря чему люди в здании постоянно находятся в зоне визуального контакта. Прозрачны также высокие стеклянные двери Schorghuber, кроме того, между кабинетами устроены вертикальные витражи от пола до потолка. Проницаемость обеспечивает ненавязчивый надзор: «Такая завязка пространства – один из самых ценных эффектов, которые мы получили в этом здании, – говорят архитекторы «А-Проект». – С одной стороны это красиво, а с другой – создает ощущение безопасности, так как, находясь в любом месте, ученик не будет чувствовать себя изолированным. Этот пассивный надзор также заставляет человека все время держать себя в форме, чувствовать, что он на виду. Для детей важный навык – понимать, что они в обществе».
Хорошевская гимназия. Проект © А-Проект
Хорошевская гимназия. Проект © А-Проект

Здание прозрачно внутри, прозрачно и снаружи: множество витражей и окон обеспечивают обилие естественного света. Стекло – прочный закаленный триплекс. Проветривается школа, как и полагается при использовании витражного остекления, с помощью щелевых клапанов – но не обыкновенных, а увеличенных по высоте: компания Schuko по заказу «Кроста» разработала клапаны высотой 3,6 м для окон высотой 4 м.
Слева – щель для проветривания, справа одна из лестниц. Хорошевская гимназия, А-Проект. Фотография © Мария Трошина

Прозрачность дополняет простор: архитекторы заложили в проекте запас по высоте этажей и по ширине коридоров, отступив от нормативов примерно на метр в бóльшую сторону – ученики не должны ощущать нехватки ни света, ни места.

Денис Капралов,
заместитель генерального директора Концерна «КРОСТ» и руководитель бюро «А-Проект»: 

«Все началось с проекта детского сада, совмещенного с начальной школой. Это был эксперимент группы энтузиастов, которые верили в свою идею и стремились создать совершенно новую концепцию объекта образования», – рассказывает Денис Капралов, заместитель генерального директора Концерна «КРОСТ» и руководитель бюро «А-Проект.

Школа должна была стать моделью некой идеальной среды для формирования человека будущего. При этом перед нами стояла цель вместить все необходимые для современного образовательного процесса помещения, выполнить нормативы, уложиться в бюджет – и сделать все это красиво».

Парящие лестницы
Поскольку основной корпус широкий, квадратный в плане, для освещения ему потребовался атриум, который должен стать главным общественным пространством и коммуникационным ядром школы. Он перекрыт зенитным витражом 24х12 м на четырехэтажной высоте – более 20 м от пола, и окружен высокими – 1,35 м – ограждениями из безимпостного стекла, прозрачными и безопасными.
Хорошевская гимназия. Атриум. Фотография © Анатолий Белов / предоставлена КРОСТ

Атриум пересекают, связывая между собой этажи и напоминая о Хогвартсе, три длинные (16 м) и необычно тонкие (из толщина косоуров всего полметра) лестницы. Они легко парят в пространстве, превращаясь из коммуникационного узла в главный визуальный акцент, эффектное ядро пространства, почти аттракцион.

Добиться столь тонкого силуэта: если бы лестницы были металлические, толщина их косоуров составляла бы метр с лишним, а тут полметра – архитекторы смогли благодаря использованию фибробетона «Фиброль», отечественного аналога французского материала Ductal, который, в частности, Заха Хадид использовала в лондонской «Парящей лестнице»). По прочности этот материал равен стали, а его износостойкость в 6–8 раз выше, чем у обычного бетона. Помимо превосходных физических и эстетических свойств: тонкости, пластичности и возможности разных цветовых решений, в конструкциях не используется традиционная арматура – ее роль играют волокна, входящие в состав композитного материала.
Хорошевская гимназия. Фотография © А-Проект
Хорошевская гимназия. Проект © А-Проект

Изящные лестницы в атриуме дополнят три крупномерных живых дерева высотой от 8 до 12 метров. Для их корневой системы в полуподземном этаже предусмотрена система полива и подвешенные на перекрытиях без опоры на фундамент бетонные «кадки»: глубиной 2 м и диаметром 2,5 м, а также система полива и дренажа. «Выбрать деревья было непросто – рассказывает архитектор Юлия Солдатенкова, – в атриуме все время будет плюсовая температура, а деревьям средней полосы и даже средиземноморским требуется в течение года период с температурой по меньшей мере около 0°. Мы могли выбирать только из экваториальных пород, но решили обойтись без пальм – хотелось видеть что-то, более традиционное. Поэтому остановились на фикусах».
Хорошевская гимназия. Атриум. Фотография © Анатолий Белов / предоставлена КРОСТ

 
Многофункциональность
Помимо классных комнат, размещенных вдоль южного и восточного фасадов, лучше всего освещаемых солнцем, в школе есть все необходимое для гармоничного обучения: 4-этажном квадратном объеме главного здания уместились двухсветный спортзал и двухъярусный театральный зал с балконом и большой сценой. Под театральным залом в первом этаже расположена столовая, под ней в полуподвальном этаже – кухня. Технические помещения, также как и кабинеты администрации – вообще все пространства «для взрослых», даже кабинет директора – здесь перенесли под землю, оставив надземные этажи детям. Впрочем, минус-первый этаж не означает темный: он получает достаточно естественного света через широкие приямки, настолько большие, что им больше подходит определение «патио». Верхний этаж отдан старшеклассникам: там расположен форум для их занятий, а также научный кластер, объединяющий биологическую, физическую и химическую лабораторию, классы для занятий робототехникой, 3D-моделированием, цифровыми технологиями.
Хорошевская гимназия. Проект © А-Проект
zooming
Хорошевская гимназия. Проект © А-Проект

Стеклянный переход соединяет основной корпус с протяженной пристройкой: в ней расположены 25-метровый бассейн, зал борьбы, хореографический и тренажерный залы. Во внеурочное время эта часть здания будет доступна для занятий детей и взрослых из окружающих домов, для чего предусмотрены отдельный вход, вестибюль и гардероб. Такого рода совместное использование – тоже актуальная тенденция: здание работает и вечером, и по выходным, почти никогда не простаивая.

«Очень важно, что школа изначально планировалось не как изолированное здание, а как социально-культурный центр квартала. Разделив ее на собственно классы и публичные пространства, можно разработать сценарии использования последних после уроков. Здание максимально работает даже в тот момент, когда основные его «пользователи» уже отдыхают дома», – говорит Денис Капралов.
 
Авангард и нейтралитет
Через двухсветный витраж бассейна снаружи будет видна репродукция картины «Полет» Марка Шагала, установленная на его внутренней торцевой стене. В этом он вторит бассейну прогимназии, украшенному «Купанием красного коня» Петрова-Водкина, и продолжает важную для Wellton park-а в целом тему картин авангарда – в ЖК имеется собственная галерея произведений 1920-х годов.
Хорошевская гимназия. Бассейн. Фотография (с) Анатолий Белов / предоставлена КРОСТ

Но вкрапление яркой картины становится скорее исключением, чем правилом – интерьеры школы нарочито сдержанны по цвету, и это тоже – одна из новых тенденций, она пришла на смену приевшемуся радужному разноцветью школьных зданий, столь популярному в 2000-е. Была выбрана единая цветовая гамма для всего здания: оттенки серого и светлое дерево, плюс много стекла. Хотя от «финского» приема бетонных стен и пола пришлось отказаться по техническим соображениям, решение интерьеров осталось подчеркнуто нейтральным: стены оштукатурены и окрашены в светло-серый цвет, полы отделаны серым покрытием Nora с повышенной износостойкостью, в коридорах использованы реечные металлические потолки Албес, имитирующие натуральное дерево (использовать настоящее запрещают пожарные нормы), в классах – акустические потолки Гиродизайн из негорючего волокнистого материала цвета светлого дерева. «Когда здание начнет жить, оно наполнится цветом: мебелью, детскими работами…», – говорят архитекторы.
Акустические потолки. Хорошевская гимназия, А-Проект. Фотография © Мария Трошина

 
Бетонный лес
Если поработать с фактурой бетона в интерьерах архитекторам не удалось, то фасады целиком подчинены взаимодействию стеклянных и бетонных поверхностей. Здесь использован стеклофибробетон, произведенный на собственном заводе компании «Крост» – «Бетон 224». Это пластичный материал, позволяющий создавать прочные конструкции любой формы, размера, фактуры и цвета. В здании «Хорошколы» сочетаются два вида текстур: одна, сдержанно-серая, имитирует травертин – для нее строители использовали формообразующую опалубку немецкого производства. Часть этих панелей сохранила натуральный цвет, их лишь покрыли гидрофобным составом, часть – тонировали более темным оттенком.
Хорошевская гимназия. Атруим. Фотография © Анатолий Белов / предоставлена КРОСТ

Вторая текстура – коричневатая и имитирует дерево, так как облицовку натуральным деревом было невозможно использовать по требованиям огнестойкости фасадных материалов. Собственное производство позволило «А.Проекту» экспериментировать с вариантами. Отвергнув стандартный формлайнер, архитекторы использовали для создания опалубки натуральное дерево с углубленной – брашированной – фактурой, и получили в итоге эффект разнообразной, почти живой «древесины из бетона». Поверхность, подчеркнутая тонировкой, даже с близкого расстояния почти неотличима от натурального дерева.
с

Между тем сочетание «каменных» и «деревянных» поверхностей – во внешнем образе здания школы играет лишь подчиненную роль. Главную скрипку играет мотив, который архитекторы с долей условности называют «хворостом» – крупная решетка скрещенных под разными углами тонких бетонных балок, похожих на укрупненное стилизованное изображение древесных ветвей. Архитекторы разместили его перед панорамными витражами и подчинили наклонным линиям контуры окон, а кое-где – даже наклон опор за стеклами, задав таким образом фасадам общий танцующий ритм.

Больше всего ажурного «хвороста» на западном фасаде, перед витражом спортивного зала – с этой стороны узор кажется почти-настоящим лесом – так рисовали лес в лучших мультфильмах 1970-х, обобщенно, но узнаваемо. Переплетение линий целиком закрывает и стеклянные фасады залов хореографии и борьбы.
Хорошевская гимназия. В процессе строительства. Фотография © А-Проект
Хорошевская гимназия. Атруим. Фотография © Анатолий Белов / предоставлена КРОСТ
Хорошевская гимназия. Атруим. Фотография © Анатолий Белов / предоставлена КРОСТ
Хорошевская гимназия. Атруим. Фотография © Анатолий Белов / предоставлена КРОСТ
Хорошевская гимназия. Фотография © А-Проект
Спортзал. Хорошевская гимназия, А-Проект. Фотография © Мария Трошина

Ажурные бетонные решетки изготовлены на фабрике «Мажино», также входящей в состав концерна «Крост». На основе архитектурных чертежей конструкторы разработали систему крепления деталей: основную сложность при разработке этих элементов представлял будущий монтаж обширного витража за ними и возможность его демонтировать при необходимости (например, если окно разобьется). Элементы оштукатурены и окрашены в белый цвет.
***

Свет, простор, прозрачность, силуэт ажурного леса на фасаде и деревья внутри – здание гимназии определенно противоречит всему, что мы привыкли считать «школярским». В то же время оно не избыточно, не «кричит», избегает броского, работая с пространством и светом. Заявлена амбициозная цель – школа должна стать «моделью идеальный среды для формирования человека будущего». Архитектура, пожалуй, соответствует задаче в ее сегодняшнем понимании – теперь дело за педагогами; гимназия приняла первых учеников в пятницу, первого сентября. 
zooming
Хорошевская гимназия. Проект © А-Проект
Хорошевская гимназия. Проект © А-Проект
zooming
Хорошевская гимназия. Проект © А-Проект
Хорошевская гимназия. Проект © А-Проект
zooming
Хорошевская гимназия. Проект © А-Проект
zooming
Хорошевская гимназия. Проект © А-Проект
zooming
Хорошевская гимназия. Проект © А-Проект
Хорошевская гимназия. Проект © А-Проект


0

Мастерская:

А-Проект.К

Проект:

Хорошевская гимназия Хорошкола
Россия, Москва, ул. Народного Ополчения

2016

Застройщик: концерн «КРОСТ»

04 Сентября 2017

Автор текста:

Мария Трошина

Поставщики, технологии

Технологии и материалы

Condair – партнёр архитекторов
Награждать архитекторов деловыми профессиональными поездками мы решили на постоянной основе. Это даст возможность архитекторам совершенствоваться, получать новые знания и посмотреть на мир с позиции людей, создающих качественный воздух в архитектурных пространствах.
Life Challenge 2020: проекты российских архитекторов борются...
Стартовал международный конкурс Baumit на лучшие европейские фасады Life Challenge 2020, в котором принимают участие более 300 работ из 25 стран. Раз в два года профессиональное жюри выбирает самый яркий и неповторимый проект. В этом году за престижную премию будут бороться российские архитекторы. С февраля по апрель также проходит открытое голосование за лучшее оформление здания.
ArchYouth-2020: объявлены победители III сезона
Каждый из победителей детально разобрался в тонкостях остекления своего проекта, правильно рассчитал формулы стеклопакетов, подобрал стёкла и профильные системы.
Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.

Сейчас на главной

Градсовет удалённо / 25.03.2020
Градсовет впервые за историю своего существования работал дистанционно: обсуждали «готичный» бизнес-центр и эскиз жилого комплекса на севере города. Мы попытались подготовить удаленный же репортаж и заодно расспросить петербургских архитекторов о работе он-лайн.
Жилье с поддержкой
Комплекс MLK1101 в Лос-Анджелесе по проекту Lorcan O’Herlihy Architects – это жилье для бездомных ветеранов вооруженных сил, «хронических» бездомных и семей без места жительства.
Баланс уплотнения
Мастерская Анатолия Столярчука проектирует дом, который вынужденно доминирует над окружающей застройкой, но стремится привести сложившуюся среду к гармонии и развитию.
Сечение «Армады»
Клубный дом в историческом центре Екатеринбурга превращает разновысотность в основу образа: скос его силуэта созвучен скатным кровлям старых зданий, но он же становится ярким и современным пластическим акцентом.
Умер Майкл Соркин
Скончался американский архитектор, урбанист и публицист Майкл Соркин – второй, после Витторио Греготти, крупный архитектурный деятель, ставший жертвой коронавируса.
Александра Черткова: «Для нас принципиально важно...
В преддверии выставки «Город: детали», которая должна была открыться сегодня на ВДНХ, а теперь перенеслась на неопределенный срок, архитектор и партнер бюро «Дружба» Александра Черткова рассказала об основных принципах создания комфортного пространства для детей, ключевых трендах в проектировании детских площадок, а также о том, как москвичи принимают участие в городском развитии.
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Каменная мозаика
Универмаг Galleria по проекту бюро OMA в южнокорейском Квангё получил «мозаичный» фасад из 12 000 гранитных и 2500 стеклянных треугольников.
Салют Кикоину!
Проект-победитель конкурса Малых городов для Новоуральска прославляет знаменитого физика, а также превращает бульвар на окраине в одно из главных общественных пространств.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Лестница без конца
Берлинское бюро Barkow Leibinger создало декорации для постановки оперы «Фиделио» Людвига ван Бетховена в венском Театре ан дер Вин. Режиссер – Кристоф Вальц, дважды лауреат «Оскара» за роли в фильмах Квентина Тарантино.
Пресса: Выживет ли урбанистика в России
Урбанистика сегодня в России — синоним воровства. Если человек посадил дерево или построил дом, то понятно зачем. Чтобы стибрить, вот зачем. Отсюда вопрос об урбанизме в России будущего — по крайней мере, если мы исходим из надежды, что дальше должно быть как-то лучше,— решается однозначно: его не будет <...>
Мрамор среди домн
Библиотека Люксембургского университета на территории бывшего сталелитейного завода – это перестроенное мастерской Valentiny Hvp Architects хранилище для руды.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
«Дом бездомных»
Католический приют для социально незащищенных людей в деревне на юго-востоке Польши построен по проекту бюро xystudio с бережным отношением к окружающей среде.
Драгоценное пространство
Evotion design и T+T architects сообщили о завершении интерьера штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте. В центре атриума здесь парит переговорная-«Диамант», и все похоже на шкатулку с драгоценностями, в том числе высокотехнологичными.
Берег Дона
Проект из числа победителей конкурса Малых городов посвящен благоустройству берега реки Дон в промышленой части городка Данков, небольшого, но экономически успешного.
Реконструкция с чувством
Перед стартом курса МАРШ Re(New), слушатели которого будут работать со зданиями Хлопкопрядильной фабрики, куратор Дарья Минеева рассуждает о смысле и путях реконструкции.
Живописное жилье
В новом нью-йоркском комплексе Denizen Bushwick – 900 квартир, из которых 20% доступных, а высокую плотность смягчает монументальное искусство, озеленение и разнообразная инфраструктура. Авторы проекта – бюро ODA.
Верста на соляных берегах
Пешеходный маршрут с уклоном в туризм и исторические реконструкции, но не без спорта: проект-победитель конкурса Малых городов для Соликамска.
Большая маленькая победа
В небольшой по масштабу школе в Домодедове бюро ASADOV_ мастерски справилось с ограничениями в виде скромного бюджета и жестких лимитов площади, спроектировав светлые классы, гуманные рекреации и даже многосветный атриум с амфитеатром, ставший центром школьной жизни.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Здание как Интернет
В культурно-общественном центре Forum Groningen по проекту NL Architects на севере Нидерландов можно бродить и находить информацию по всем областям знаний так же свободно, как во Всемирной сети.
Высокая горка
Начинаем публикацию проектов, победивших в конкурсе «Исторические поселения и малые города». Первый присланный – проект для Новохопёрска. Он соединяет две части города, вписан в пешеходные маршруты и эффектно использует ландшафтные красоты.
АБ Крупный план: «Важно, чтобы форма не была случайной,...
Беседа с Сергеем Никешкиным и Андреем Михайловым, партнерами-сооснователями архитектурно-инжиниринговой компании «Крупный план» – о ее структуре и истории развития, принципах, поиске формы и понятии современности.
Коворкинг под вуалью
Бюро Cano Lasso Arquitectos дало фасаду лондонского коворкинга полимерную «вуаль», а интерьер превратило в фантастический ландшафт – в соответствии с идеями заказчика, борющейся со скукой арендаторов компании Second Home.
Искушение традицией
В вилле по проекту Simone Subissati Architects в итальянской области Марке соединены геометрия традиционных сельских домов и идеи радикальной архитектуры 1970-х.
Градсовет 4.03.2020
Как паркинг привел к разговору об энергоэффективности, а памятник Федору Ушакову поднял проблему восстановления собора.
Социо-биология ландшафта
Список новых типологий общественных пространств и объектов вновь пополнился благодаря бюро Wowhaus. На этот раз команда предложила кардинально новый для России подход к созданию места общения людей и животных
Старое и новое на техасском солнце
Промышленный комплекс начала XX века в пригороде столицы Техаса Остина, сохранив свой облик, вместил после реконструкции по проекту бюро Cushing Terrell рестораны, магазины, учреждения сервиса и общественные пространства.
Малые города: 2020/2021
В конце февраля Минстрой объявил 80 победителей конкурса «Малых городов», призовой фонд которого теперь, на третий год проведения, увеличен вдвое, с 5 до 11 млрд рублей. Перечисляем победителей, рассматриваем несколько проектов.
Под взглядом ангелов с небес
Юбилейная выставка «Студии 44» в эрмитажном Генштабе амбициозна, масштабна и разнообразна. Ее задача – показать архитектуру со всех сторон: через кино, макет, чертеж, инсталляцию, и наконец через произведение, саму Анфиладу, которую выставка раскрывает, интенсифицирует и заставляет работать так, как было с самого начала задумано.
Имена многократного использования
Дублинское бюро Grafton стало лауреатом Притцкеровской премии-2020: это лишь последняя из града наград и других знаков признания, который сыпется на основательниц этой мастерской в последние годы.
Проект «в рубчик»
Бюро FTA Group превратило фабрику по производству вельвета в Шанхае в комплекс офисных и сервисных пространств, сохранив историю места – в общем и в деталях.
Новая версия старого города
Дом на Малой Ордынке, 19 идеально вписался в строй улицы и даже как будто выправил ее, задал новый тон – фактуры, блеска, «солнечного» тепла и одновременно сдержанной гармонии всех этих необходимых составляющих архитектуры дорогого современного дома.
Горки Дружбы
Детская площадка дома на Малой Ордынке, 19, подается и авторами, и девелопером как произведение с отдельной ценностью. Она, действительно, насыщена: как функциями, так и пространством, и пластикой.