Со шведским акцентом

Для работы над UP-кварталом «Скандинавский» компания ФСК «Лидер» пригласила шведское архитектурное бюро Semrén & Månsson.

mainImg

Мастерская:

Semrén+Månsson

Проект:

UP-квартал «Скандинавский»
Россия, дер. Бородино

– 2016

Девелопер проекта – ФСК «Лидер»
Генеральный подрядчик – МСУ-1
UP-квартал «Скандинавский» строится в трех километрах от МКАДа, к северо-западу от Мытищ, на территории деревни Бородино (не единственной, надо сказать, российской тезке знаменитого поселка). От метро «Медведково» здесь – 15 минут езды на автобусе. И хотя Мытищи, как известно, уже застроены достаточно плотно, здесь, за границей столичного сателлита, ситуация иная: преобладают деревни, заполненные в основном коттеджами, и леса, которых сохранилось достаточно много. Если смотреть шире, то от мытищинского Бородина – 6 км до Пироговского водохранилища, рядом Хлебниковский и Пироговский лесопарки, но ближе всего лес, принадлежащий «Мытищинскому лесхозу». Как видим, место, несмотря на близость ко МКАДу, довольно зеленое и – из-за близости знаменитой «Пироговки» – почти курортное. Вблизи же построено и уже строится несколько ТРЦ. Не удивительно, что компания-девелопер ФСК «Лидер» выбрала его для строительства крупного жилого комплекса, принадлежащего к новому формату жилья, недавно выведенному на рынок этой компанией: формально оно относится к комфорт-классу, но наделено рядом приятных дополнений. Для проектирования пригласили шведское бюро Semrén & Månsson – отсюда название «Скандинавский». Впрочем, в бюро работают и российские архитекторы.

Итак, на 12 гектарах территории, вытянутой с юга на север вдоль Осташковского шоссе (к слову, оно-то и ведет в сторону Пироговского водохранилища), на расстоянии от 40 до 90 м от собственно шоссе, уже начато строительство двух жилых корпусов из четырех, в целом рассчитанных на 80 000 м2 квартир. Все они входят в первую очередь строительства. В рамках второй очереди планируется построить еще два корпуса, детский сад и школу.

«Это должен быть небольшой городок, полностью самодостаточный», – говорит Мария Броман, главный архитектор проекта бюро Semrén+Månsson. Три больших секционных корпуса решены в виде кварталов с незамкнутым планом. «Как известно, кварталы стали трендом в Москве, – комментируют архитекторы, – но в Швеции они, как кажется, никогда не теряли популярности. Так что это в некотором смысле и скандинавская черта». Впрочем как известно, «чистый» вариант квартальной планировки подходит для домов высотой не больше 6-8 этажей, так что вполне логично, что в данном случае планировка – смешанная. Рамки кварталов разомкнуты, высота секций варьируется от 8 до 16 этажей, делая силуэт непрямым. Под тремя корпусами квартальной планировки запланированы подземные паркинги. Перед торцом третьего корпуса в сторону шоссе выдвинута 16-этажная башня-акцент, чей слегка заостренный юго-восточный угол «смотрит» на трассу. За ним расположился двухэтажный офис продаж – вместе с открытой гостевой парковкой они формируют образ жилого комплекса со стороны шоссе.
UP-квартал «Скандинавский» © Semrén+Månsson
UP-квартал «Скандинавский». Корпус 4 (башня) и корпус 3, строительство которых уже началось, входят в состав первой очереди строительства © Semrén+Månsson

Дальше, севернее, шоссе отделено участками других собственников. И надо сказать, что в данном случае такое отделение от трассы – обстоятельство скорее удачное. «Скандинавский» в большей степени ориентирован на собственный внутренний бульвар, который начинается у башни 4 корпуса на юге, и тянется внутри комплекса, образуя его внутреннюю ось. Бульвар открыт для машин, но только машин обитателей комплекса и их гостей. Он разделяет ряд жилых корпусов первой очереди и пространство, отданное второй очереди: двум жилым домам, детскому саду, школе и стадиону. Кроме того, замкнутые части кварталов обращены к бульвару и образуют вдоль него фронт застройки городского типа – с кафе, магазинами и – это заявлено отдельно – салонами красоты в первых этажах. Арок в домах нет, но входные вестибюли спроектированы сквозными: можно войти с улицы, можно со двора, или пройти насквозь, что ощутимо повышает пористость комплекса и сокращает пути. Вся территория будет охраняемой, так что чужих можно не опасаться.

Также немаловажно то, что к строящейся первой очереди почти вплотную подходит небольшая роща, а в северной части расположен небольшой, существующий сейчас, пруд. К пруду в проекте благоустройства ведет тропинка, доступная для всех жильцов. Таким образом получается, что ось общественного пространства UP-квартала «Скандинавский» вытянута между рощей и прудом, что должно обеспечить разнообразие впечатлений.
UP-квартал «Скандинавский». Генплан © Semrén+Månsson

Работая с фасадами, архитекторы стремились «персонализировать» пространство: секции не только разновысотные, их фасады решены в разных цветах – сдержанного «северо-европейского» тона, с вариациями от белого и серого до желто-бежевого и кирпично-красного. Актуальный прием имитации городской улицы не доведен, однако, до предела: фасады лаконичны и подчинены общей теме. «У нас был своего рода «тулбокс» из элементов: окна, балконы, цвета. Мы их перемешивали, и каждая секция становилась индивидуальной, – объясняет ГАП проекта Мария Броман. – Нам кажется, что для жильцов важно, когда они осознают, что живут именно в этом, к примеру, коричневом доме. А во-вторых, индивидуальность важна для масштаба. Так создается впечатление, что комплекс немного меньше, чем он есть на самом деле».

На редуцирование масштаба отчасти работает также то, что верхние и нижние этажи решены иначе, чем фасады основной части. У домов появляется кирпичный цоколь, причем со стороны бульвара он трехъярусный и предлагает глазу идущего комфортный городской масштаб: витрина плюс два этажа. Но высота цоколя варьируется, как и оформление верхних этажей: в 3 корпусе они только выделены цветом, а во 2 и 1 корпусах, которые будут строиться позднее, верхние два этажа объединяет скошенная, облицованная металлом стена, придающая им сходство с несколько преувеличенной мансардой. Мансарды иногда образуют ступеньку-возвышение, а иногда чередуются с отступами модернистских террас, что тоже помогает авторам формировать иллюзию спонтанно развивавшейся городской улицы. Внутри мансардных этажей задуманы двухъярусные квартиры.
UP-квартал «Скандинавский» © Semrén+Månsson
UP-квартал «Скандинавский» © Semrén+Månsson

Башня корпуса 4, которая, как мы помним, расположена ближе других домов к шоссе, отличается довольно существенно: она полностью лишена легкого ретро-флёра, ощутимого в домах-кварталах, и если кварталы сдержанно-консервативны, то башня – скорее сдержанно-новаторская. Ее фасады «окутаны» сеткой рельефной белой решетки – тонкие ребра, то сгущенные вертикальными пучками в области лестниц, то разреженные, делают объем стройным и графичным. Серый цвет углубленных плоскостей образует фон – все это немного похоже на ренессансную технику украшения фасадов сграфитто, только в значительно укрупненном виде.
UP-квартал «Скандинавский» © Semrén+Månsson

Авторы уделили немало внимания благоустройству. Деревья на бульваре, детские площадки, встроенные в скамейки клумбы – все это стало «джентльменским набором» нашего времени, как и дворы, закрытые для машин. Зона пешехода – нижние части фасадов, подъезды – проработана в мелочах, что призвано сделать непосредственное, сродни тактильному, восприятие пространства людьми комфортным и насыщенным эмоционально. К тому же предусмотрены разного рода приятные мелочи – во входных зонах, к примеру, не только колясочные и гостевая зона, но и места для мытья лап домашних животных после прогулки.
UP-квартал «Скандинавский» © Semrén+Månsson
UP-квартал «Скандинавский» © Semrén+Månsson
UP-квартал «Скандинавский» © Semrén+Månsson

Планировки квартир продавцы называют «типично скандинавскими»: с квадратными комнатами и встроенными шкафами. Квартиры – от студий до 3-комнатных, во всех имеется лоджия, либо углубленная, либо выступающая вперед застекленная. К лоджиям прилагаются ящики для кондиционеров – к слову сказать, их решетки, похожие на деревянные, неплохо украшают фасады. В секционных домах небольшие коридоры неизбежны, а в башне планировки, по словам авторов, получились особенно шведскими: без коридоров, с большой кухней-гостиной, откуда можно сразу попасть в спальни. Во всех квартирах нет ни несущих стен, ни колонн, что облегчит вероятные перепланировки.
UP-квартал «Скандинавский». Корпус 4. План 2 этажа © Semrén+Månsson
UP-квартал «Скандинавский». Корпус 3. План 3-14 этажей © Semrén+Månsson

Очевидно, что в Швеции редко строят такие большие жилые дома. Но если говорить о реальности российских городов и особенно Подмосковья – оно застраивается крупными жилыми комплексами, и любая попытка облагородить их внешность, выстроить внутри пространство сродни городскому – уже примечательна, как примечательно развитие рынка в сторону идей UP-кварталов, смысл которых, даже исходя из названия, заключается в том, чтобы немного «приподнять» определенный класс жилья. 

Мастерская:

Semrén+Månsson

Проект:

UP-квартал «Скандинавский»
Россия, дер. Бородино

– 2016

Девелопер проекта – ФСК «Лидер»
Генеральный подрядчик – МСУ-1

02 Августа 2017

author pht

Авторы текста:

Юлия Тарабарина, Наталья Мурадова

Технологии и материалы

Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.

Сейчас на главной

Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Век бетона
23 января исполнилось 100 лет Готфриду Бёму, первому немецкому лауреату Притцкеровской премии и создателю церквей и ратуш, напоминающих скульптуры из бетона. Он каждый день бывает в бюро и наставляет сыновей-архитекторов.
Архитектура эфемерности
На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.
Центр мега-выставок
Новый международный выставочный центр по проекту Valode & Pistre в «близнеце» Гонконга мегаполисе Шэньчжэнь может считаться крупнейшим в мире.
Театрально-музыкальный круг
Масштабный и амбициозный проект главного театрально-концертного комплекса Подмосковья, победитель конкурса, объединяет три зала, двор – общественную площадь, консерваторское училище, гостиницы. Он обещает стать заметным центром фестивалей классической музыки для всей страны.
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.
Дальше... дальше... дальше... В поиске нового поколения
Конкурс OPEN! на участие в национальном павильоне Джардини рассчитан на молодых архитекторов с максимально свежим взглядом на вещи, а его рамки так широки, что их почти не видно. Нужны смелые люди, которые совпадут с мировоззрением куратора Ипполито Лапарелли. Награда – работа в Венеции, дедлайн 31 января.
«Остров единорогов»
В Чэнду на западе Китая почти готов выставочный и конференц-центр Start-Up – первое здание на спроектированном Zaha Hadid Architects «Острове единорогов» для компаний-стартапов в сфере цифровых технологий.
Стирая границы
IND architects и китайское бюро DA! победили в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань. Архитекторам удалось сделать музей частью ландшафта, а природу – полноправной участницей экспозиции.
Бетон и цвет
Школа с музыкальным уклоном имени Сервете Мачи в центре Тираны по проекту албанского бюро Studioarch4.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Сахарные кристаллы
Бюро ODA превратило историческое здание сахарорафинадного завода на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке в офисный комплекс с эффектным кристаллическим фасадом вместо утраченного.
Татами и роботы
Бюро BIG спроектировало для Toyota «город будущего» у подножия Фудзиямы: с почти нулевым углеродным следом, прогрессивной транспортной схемой, разными видами роботов, зданиями из дерева и модулем по размеру татами.
Тема треугольника
Бюро Lemay благоустроило парк Экспо 1967 года в Монреале – самой успешной Всемирной выставки XX века, сохраненной в наши дни как рекреационная зона.
Дерево среди стекла
Архитекторы Sheppard Robson придали «человеческое измерение» площади в новом деловом районе Манчестера с помощью деревянного павильона с озелененными фасадами и кровлей.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Декор без птичьих гнезд
Керамические ажурные фасады входа ТПУ в Пальма-де-Мальорка по проекту Joan Miquel Seguí Arquitectura точно рассчитаны так, что голубям в их отверстиях угнездиться не получится.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Пресса: Диалоги о вечных ценностях: Степан Липгарт и Алексей...
В ноябре 2019 года в Калугу приехал архитектор Степан Липгарт — через месяц после торжественного открытия спроектированной им швейной фабрики Мануфактуры Bosco. Открывая цикл «ГЛАВАРХитектура», Липгарт прочитал на «Точке кипения» лекцию о профессиональном призвании и источниках вдохновения, о роли заказчика и о системе ценностей и убеждений, которая позволяет гордиться результатами своего труда. Главный архитектор Калуги Алексей Комов специально для Калугахауса поговорил со Степаном о вечном — и о том, как приспособить это вечное к жизни в нашем городе.
Зона комфорта
Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.
Для испытаний на прочность
В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Оригами из лиственницы
Тренировочная байдарочная база в Августове на северо-востоке Польши по проекту бюро INOONI и PSBA получила фасады из сибирской лиственницы.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Десять часов роста
В кантоне Берн открылся новый кампус Swatch – Omega по проекту Сигэру Бана: объем древесины, использованный для каркаса трех зданий, «вырастет» в швейцарских лесах всего за 10 часов.