Как изучать

Дмитрий Хмельницкий о том, чего не хватает в истории советской архитектуры.

Дмитрий Хмельницкий

Автор текста:
Дмитрий Хмельницкий

20 Февраля 2017
mainImg
Любая наука нарастает слоями. Сначала возникает фундаментальный базис, объясняющий и формулирующий основные закономерности изучаемых процессов. Затем исследования идут вширь и вглубь. Захватывают новые области и одновременно углубляются в частности. В идеале через какое-то время возникает ясная картина всего явления, постоянно совершенствуемая и уточняемая, но опирающаяся на многократно и перекрестно проверенную доказательную базу.

В этом смысле истории советской архитектуры как единого научного целого пока не существует. За 25 постсоветских лет не сложились даже самые общие представления о том, как и по каким законам протекали ключевые процессы в этой области. При огромном количестве локальных исследований полностью не изученными остаются самые фундаментальные проблемы, без решения которых все частные вопросы зависают в воздухе.

Фундаментальные проблемы можно разделить на несколько принципиальных групп.
  1. Социально-политический анализ существования архитектурной профессии в разные эпохи. Формы организации архитектурной профессии
  2. Роль государственных органов в регулировании архитектурной деятельности. Контроль и цензура. Законодательство. Авторское право. Государственная политика в области строительства, архитектуры, жилищная политика. Государство как заказчик.
  3. Общественные организации в архитектуре. Их формы, условия существования, обстоятельства возникновения и исчезновения.
  4. История архитектурной прессы.
  5. Эволюция советской архитектурной типологии (общественные здания, жилища, инфраструктура обслуживания). 
    1. Эволюция советского градостроительства.
  6. История ключевых архитектурных конкурсов, определявших повороты в истории советской архитектуры. 
  7. История взаимосвязей и взаимовлияний советской и западной архитектур.
Белые пятна истории советской архитектуры можно перечислять бесконечно.

Совершенно не изучены процессы формирования и эволюции профессиональной архитектурной иерархии в 20-30 годы. Непонятны и необъяснимы причины включения в нее и исключения из нее отдельных архитекторов. Неизвестно кто, где и когда работал; неизвестны взаимная подчиненность и обстоятельства развития карьеры ведущих советских архитекторов; характер их сотрудничества с государственными органами и положение во внутригосударственной иерархии; взаимосвязь государственной карьеры ведущих архитекторов с положением, ролью и активностью архитектурных объединений, к которым они принадлежали.

Не изучена история проектных организаций в СССР, частных и государственных.

Очень поверхностно известна история архитектурных объединений 20-х годов – МАО, ОСА, АСНОВА, АРУ, ВОПРА и пр. Непонятно, почему одни объединения регистрировались, другие нет. Неизвестны юридические формы их существования и способы финансирования, их структуры, цели, задачи; их взаимоотношения с государством; иерархическое положение их руководителей в государственных структурах и влияние этого положения на судьбу объединений; причины смены названий и организационных форм; причины и обстоятельства их ликвидаций и самоликвидаций.

Не изучены архитектурные конкурсы 20-30-40-х годов.  Неизвестно, были ли это конкурсы в профессиональном смысле, или только их формальные имитации. Предстоит выяснить, кто, как и почему их организовывал, на какой юридической и финансовой основе; как и кем организовывалось судейство; каковы были критерии присуждения премий; какую роль играло государство в организации конкурсов, присуждении премий и реализации проектов.

Не изучена история создания и функционирования Союза советских архитекторов СССР.

Не изучен механизм государственного управления архитектурой.

Не изучена история архитектурной прессы 20-40 годов, неизвестны причины возникновения и ликвидации тех или иных архитектурных газет и журналов.

Наконец, отсутствуют серьезные комплексные исследования жизни и творчества отдельных, даже самых известных советских архитекторов – Весниных, Гинзбурга, Мельникова, Чернихова… Причина очевидна – личные биографии архитекторов намертво увязаны с общекультурными и политическими процессами, а последние по-прежнему непонятны.

Исследуя биографии архитекторов нельзя оставлять белые пятна и нерешенные вопросы. Надо обязательно анализировать всю эволюцию творчества, объясняя ее причины, выявлять личные взгляды архитектора и отличать проекты им соответствующие от тех, где сказалась воля заказчика или иные обстоятельства.
Для советских условий, в которых профессия архитектора рано перестала быть свободной, и автор потерял возможность защищать и демонстрировать свои взгляды, требуется тщательный анализ карьеры и мест службы. Выяснение того, кто кому подчинялся, кто влиял на принятие художественных решений и почему.

Такие (обязательные!) методы научных исследований используются крайне редко. Чаще считается правильным полностью исключить из научного рассмотрения социальный фон, обстоятельства и причины карьеры изучаемых персонажей. Что резко снижает научный уровень исследований.

Ниже предлагается ориентировочный и очень короткий список научных тем для магистерских, кандидатских и докторских диссертаций по ключевым, не изученным вопросам истории советской архитектуры. Их разработка позволит, наконец, создать взаимоувязанную картину архитектурно-исторического процесса советской эпохи.
 
  1. Правовые и организационные формы проектных организаций 20-30-х годов. Эволюция системы проектирования.
     
  2. Механизм формирования внутрипрофессиональной иерархии в советской архитектуре.
     
  3. Проектные организации 20-30-х годов и их взаимодействие с советской властью. Система получения заказов и утверждения проектов.
     
  4. Формирование рынка архитектурно-строительных фирм в первой половине- середине 20-х годов. Организационные формы, типология заказов, реализованные объекты.
     
  5. Государство как заказчик архитектурных проектов в СССР в 20-е годы. Типология проектирования, исполнителей, характер финансирования, способы строительства.
     
  6. Частная архитектурная деятельность в СССР в 20-е годы. Формы существования, регулирование, взаимодействие с государством, типы заказчиков, причины и механизм ликвидации.
     
  7. Формирование и функционирование государственной цензуры в области архитектуры.
     
  8. История творческих группировок 20-х годов: возникновение, состав, взаимоотношения с властью, источники финансирования, эволюция творческих установок, обстоятельства ликвидаций.
     
  9. Архитектурно-строительная деятельность ОГПУ-НКВД-МГБ в 20-50-е годы.
     
  10. Архитектурно-градостроительное и жилищное законодательство СССР в 20-е годы. История развития.
     
  11. История конкурсного проектирования в СССР 20-40-50-х годов. Законодательная основа, механизм проведения конкурсов, формирование состава жюри, механизм принятия решений и распределения заказов.
     
  12. Авторское право в советской архитектуре (отличие от дореволюционного, трансформация содержания, формы реализации, государственные гарантии).
     
  13. История возникновения, деятельности и ликвидации журнала «Современная архитектура» 1924-1930.
     
  14. История возникновения, деятельности и ликвидации журнала «Советская архитектура» 1930-1934.
     
  15. История конкурсов на ключевые и образцовые для советской архитектуры здания: на сельхозвыставку 1923 г., на мавзолей Ленина, на здание Центросоюза, на Днепрогэс, на Дворец Советов, на здание библиотеки им. Ленина, на гостиницу Москва и т.д.
     
  16. История подготовки несостоявшегося московского конгресса СИАМ, 1933.
     
  17. Деятельность иностранных архитекторов в СССР (1926-1932): причины приглашения, характер деятельности, специфика методологии, роль и значение.
     
  18. История Союза советских архитекторов СССР: причины, обстоятельства и цель создания, функции, историческая роль.
     
  19. Комплексные исследования творчества крупнейших советских архитекторов.
     
  20. Эволюция принципов советского градостроительства в 1920-50-е годы. 
Список этот можно расширять бесконечно, к чему автор и призывает читателей.
Лев Руднев. Музей Отечественной войны на Красной площади, проект 1943 г.

20 Февраля 2017

Дмитрий Хмельницкий

Автор текста:

Дмитрий Хмельницкий
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Пять вредных вопросов
Интернет-издание Fast Company попыталось выяснить, какие вопросы лучше не задавать самому себе, чтобы не растерять свой творческий потенциал. К разговору о проблеме подключились специалисты, которые исследуют творчество или работу мозга.
Сергей Кузнецов: «Архитектура – мягкая сила для продвижения...
О карьере молодых архитекторов, том, как развивать новый профессиональный ландшафт и о главных препятствиях при реализации проектов главный архитектор Москвы рассказал на лекции, прошедшей в рамках образовательного проекта «Открытый город» на площадке МИТУ-МАСИ. На лекции собралось более 300 студентов из разных профильных вузов и архитектурных факультетов столицы.
Уже не избушки
Сформирован шорт-лист премии АРХИWOOD-2018. Сегодня стартует «народное» голосование премии. О номинантах рассказывает куратор премии Николай Малинин.
Городские сады
В проекте реновации кварталов в районе Хорошево-Мневники архитекторы UNK project использовали принцип подобия, в меньшем масштабе повторяя композиционное и функциональное построение, характерное для всей Москвы
Заметки о двадцати
Мы достаточно подробно – настолько, насколько это возможно сейчас, рассказали о конкурсных проектах пилотных площадок реновации, теперь можно немного и порассуждать.
Шесть измерений
Перевод эссе Шимона Матковски, партнера бюро «Blank Architects», посвященного «теории шести измерений», отвечающих за хорошую архитектуру. Полезно молодым архитекторам; главный совет – думать головой.
Леон Крие
Публикуем остроумный очерк об одном из самых противоречивых архитекторов наших дней – Леоне Крие – из книги Деяна Суджича «B как Bauhaus: Азбука современного мира», выпущенной издательством Strelka Press.
Эталон качества
Архи.ру запускает проект «Эталон качества», главными элементами которого станут большая экспозиция с авторскими инсталляциями и круглый стол на фестивале «Зодчество», а также серия видео-интервью с рядом ведущих российских архитекторов.
Поиск героя
В галерее на Шаболовке до 10 сентября открыта выставка «Степан Липгарт. Семнадцатая утопия. Архитектурные проекты 2007 – 2017».
Технологии и материалы
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Сейчас на главной
Тиана Плотникова: «Наша миссия – разработать user-friendly...
Говорим с основательницей стартапа Uflo – программы, помогающей конвертировать числовые данные в геометрию, о том, что побудило придумать проект, о карьере в крупных зарубежных компаниях и о страхах перед цифровыми технологиями
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
Образ прощания
Объект MAMA самарских архитекторов Дмитрия и Марии Храмовых стал единственным российским победителем конкурса фестиваля ландшафтных объектов SMACH2021, который проводится на северо-востоке Италии в Доломитовых Альпах.
Связь с прошлым и будущим
Нидерландские мастерские Benthem Crouwel и West 8 выиграли конкурс на проект нового вокзала в Брно: этот архитектурный конкурс стал крупнейшим в истории Чехии.
Новое качество Личного
В Никола-Ленивце Калужской области в эти выходные проходит фестиваль Архстояние с темой «Личное». Главной постройкой фестиваля стал дом «Русское идеальное», спроектированный Сергеем Кузнецовым и реализованный компанией КРОСТ в короткие сроки. Рассматриваем дом и новые объекты Архстояния 2021.
«Место для всех»
Победителем международного конкурса на разработку концепции Приморской набережной в Сочи стал консорциум во главе с UNStudio.
Пресса: "Непостижимое решение". ЮНЕСКО отобрало у Ливерпуля...
ЮНЕСКО решило исключить Ливерпуль из своего Списка всемирного наследия, поскольку городские власти ведут активное строительство в районе доков и порта - архитектурного ансамбля, которое агентство ООН считало важнейшим памятником. В Ливерпуле такое решение называют "непостижимым" и надеются на его пересмотр.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
На берегу очень тихой реки
Проект благоустройства территории ЖК NOW в Нагатинской пойме выходит за рамки своих задач и напоминает скорее современный парк: с видовыми точками, набережной, разнообразными по настроению пространствами и продуманными сценариями «от 0 до 80».
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Стилисты села
Дизайн-код как способ привести небольшое поселение в порядок к юбилею или крупному событию: борьба с визуальным мусором, поиск духа места и унификация городских элементов.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Плавная консоль
У здания банка в окрестностях ливанского города Сура нет привычных ограждений, а еще Domaine Public Architects удалось добавить в проект небольшую площадь.
Туман над Янцзы
В сети обсуждают новую ленд-арт-инсталляцию Григория Орехова Crossroads, «пешеходную зебру» проложенную художником по воде Москвы-реки 7 июля недалеко от Николиной горы. Рассматриваем несколько недавних работ Орехова – от «перекрестка» 2021 года на реке до «перекрестка» 2020 года в зеркалах «Черного куба», созданного в честь Казимира Малевича в Немчиновке.
Неоконюшня
На территории ВДНХ появится новый конноспортивный манеж: его авторы обращаются к традиционной для типологии форме и материалам, трактуя их как современный парковый павильон.
Еще один конструктор
В Мангейме началось строительство жилого комплекса по проекту MVRDV и производителя сборных домов Traumhaus. Он должен дать будущим обитателям максимум разнообразия и кастомизации по доступной цене, что в свою очередь позволит создать там живое сообщество соседей.
Градсовет Петербурга 15.07.2021
Архитекторы предложили обновить торговый центр в петербургском Купчино, вдохновляясь снежными пиками Балканских гор. Эксперты отнеслись к идее прохладно.
Галька на берегу
Проект аэропорта в Геленджике от АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» стал единственным российским победителем премии Architizer A+Awards 2021 года.
Стратегия преображения
Публикуем 8 проектов реконструкции построек послевоенного модернизма, реализованных за последние 15 лет Tchoban Voss Architekten и показанных в галерее AEDES на недавней выставке Re-Use. Попутно размышляя о продемонстрированных подходах к сохранению того, что закон сохранять не требует.
Ажурные узоры
Манчестерский Еврейский музей приобрел после реконструкции по проекту Citizens Design Bureau новый корпус с орнаментом на фасаде: он напоминает о культуре сефардов.
Дворцовый переворот
Еще один ДК, который возвращает к жизни команда «Идентичность в типовом», на этот раз – в Ельце. Согласно программе, универсальные решения встречаются с локальными особенностями, благодаря чему появляется новая точка притяжения.