Дмитрий Хмельницкий о том, чего не хватает в истории советской архитектуры.
Лев Руднев. Музей Отечественной войны на Красной площади, проект 1943 г.
Любая наука нарастает слоями. Сначала возникает фундаментальный базис, объясняющий и формулирующий основные закономерности изучаемых процессов. Затем исследования идут вширь и вглубь. Захватывают новые области и одновременно углубляются в частности. В идеале через какое-то время возникает ясная картина всего явления, постоянно совершенствуемая и уточняемая, но опирающаяся на многократно и перекрестно проверенную доказательную базу.
В этом смысле истории советской архитектуры как единого научного целого пока не существует. За 25 постсоветских лет не сложились даже самые общие представления о том, как и по каким законам протекали ключевые процессы в этой области. При огромном количестве локальных исследований полностью не изученными остаются самые фундаментальные проблемы, без решения которых все частные вопросы зависают в воздухе.
Фундаментальные проблемы можно разделить на несколько принципиальных групп.- Социально-политический анализ существования архитектурной профессии в разные эпохи. Формы организации архитектурной профессии
- Роль государственных органов в регулировании архитектурной деятельности. Контроль и цензура. Законодательство. Авторское право. Государственная политика в области строительства, архитектуры, жилищная политика. Государство как заказчик.
- Общественные организации в архитектуре. Их формы, условия существования, обстоятельства возникновения и исчезновения.
- История архитектурной прессы.
- Эволюция советской архитектурной типологии (общественные здания, жилища, инфраструктура обслуживания).
- Эволюция советского градостроительства.
- История ключевых архитектурных конкурсов, определявших повороты в истории советской архитектуры.
- История взаимосвязей и взаимовлияний советской и западной архитектур.
Белые пятна истории советской архитектуры можно перечислять бесконечно.
Совершенно не изучены процессы формирования и эволюции профессиональной архитектурной иерархии в 20-30 годы. Непонятны и необъяснимы причины включения в нее и исключения из нее отдельных архитекторов. Неизвестно кто, где и когда работал; неизвестны взаимная подчиненность и обстоятельства развития карьеры ведущих советских архитекторов; характер их сотрудничества с государственными органами и положение во внутригосударственной иерархии; взаимосвязь государственной карьеры ведущих архитекторов с положением, ролью и активностью архитектурных объединений, к которым они принадлежали.
Не изучена история проектных организаций в СССР, частных и государственных.
Очень поверхностно известна история архитектурных объединений 20-х годов – МАО, ОСА, АСНОВА, АРУ, ВОПРА и пр. Непонятно, почему одни объединения регистрировались, другие нет. Неизвестны юридические формы их существования и способы финансирования, их структуры, цели, задачи; их взаимоотношения с государством; иерархическое положение их руководителей в государственных структурах и влияние этого положения на судьбу объединений; причины смены названий и организационных форм; причины и обстоятельства их ликвидаций и самоликвидаций.
Не изучены архитектурные конкурсы 20-30-40-х годов. Неизвестно, были ли это конкурсы в профессиональном смысле, или только их формальные имитации. Предстоит выяснить, кто, как и почему их организовывал, на какой юридической и финансовой основе; как и кем организовывалось судейство; каковы были критерии присуждения премий; какую роль играло государство в организации конкурсов, присуждении премий и реализации проектов.
Не изучена история создания и функционирования Союза советских архитекторов СССР.
Не изучен механизм государственного управления архитектурой.
Не изучена история архитектурной прессы 20-40 годов, неизвестны причины возникновения и ликвидации тех или иных архитектурных газет и журналов.
Наконец, отсутствуют серьезные комплексные исследования жизни и творчества отдельных, даже самых известных советских архитекторов – Весниных, Гинзбурга, Мельникова, Чернихова… Причина очевидна – личные биографии архитекторов намертво увязаны с общекультурными и политическими процессами, а последние по-прежнему непонятны.
Исследуя биографии архитекторов нельзя оставлять белые пятна и нерешенные вопросы. Надо обязательно анализировать всю эволюцию творчества, объясняя ее причины, выявлять личные взгляды архитектора и отличать проекты им соответствующие от тех, где сказалась воля заказчика или иные обстоятельства. Для советских условий, в которых профессия архитектора рано перестала быть свободной, и автор потерял возможность защищать и демонстрировать свои взгляды, требуется тщательный анализ карьеры и мест службы. Выяснение того, кто кому подчинялся, кто влиял на принятие художественных решений и почему.
Такие (обязательные!) методы научных исследований используются крайне редко. Чаще считается правильным полностью исключить из научного рассмотрения социальный фон, обстоятельства и причины карьеры изучаемых персонажей. Что резко снижает научный уровень исследований.
Ниже предлагается ориентировочный и очень короткий список научных тем для магистерских, кандидатских и докторских диссертаций по ключевым, не изученным вопросам истории советской архитектуры. Их разработка позволит, наконец, создать взаимоувязанную картину архитектурно-исторического процесса советской эпохи. - Правовые и организационные формы проектных организаций 20-30-х годов. Эволюция системы проектирования.
- Механизм формирования внутрипрофессиональной иерархии в советской архитектуре.
- Проектные организации 20-30-х годов и их взаимодействие с советской властью. Система получения заказов и утверждения проектов.
- Формирование рынка архитектурно-строительных фирм в первой половине- середине 20-х годов. Организационные формы, типология заказов, реализованные объекты.
- Государство как заказчик архитектурных проектов в СССР в 20-е годы. Типология проектирования, исполнителей, характер финансирования, способы строительства.
- Частная архитектурная деятельность в СССР в 20-е годы. Формы существования, регулирование, взаимодействие с государством, типы заказчиков, причины и механизм ликвидации.
- Формирование и функционирование государственной цензуры в области архитектуры.
- История творческих группировок 20-х годов: возникновение, состав, взаимоотношения с властью, источники финансирования, эволюция творческих установок, обстоятельства ликвидаций.
- Архитектурно-строительная деятельность ОГПУ-НКВД-МГБ в 20-50-е годы.
- Архитектурно-градостроительное и жилищное законодательство СССР в 20-е годы. История развития.
- История конкурсного проектирования в СССР 20-40-50-х годов. Законодательная основа, механизм проведения конкурсов, формирование состава жюри, механизм принятия решений и распределения заказов.
- Авторское право в советской архитектуре (отличие от дореволюционного, трансформация содержания, формы реализации, государственные гарантии).
- История возникновения, деятельности и ликвидации журнала «Современная архитектура» 1924-1930.
- История возникновения, деятельности и ликвидации журнала «Советская архитектура» 1930-1934.
- История конкурсов на ключевые и образцовые для советской архитектуры здания: на сельхозвыставку 1923 г., на мавзолей Ленина, на здание Центросоюза, на Днепрогэс, на Дворец Советов, на здание библиотеки им. Ленина, на гостиницу Москва и т.д.
- История подготовки несостоявшегося московского конгресса СИАМ, 1933.
- Деятельность иностранных архитекторов в СССР (1926-1932): причины приглашения, характер деятельности, специфика методологии, роль и значение.
- История Союза советских архитекторов СССР: причины, обстоятельства и цель создания, функции, историческая роль.
- Комплексные исследования творчества крупнейших советских архитекторов.
- Эволюция принципов советского градостроительства в 1920-50-е годы.
Список этот можно расширять бесконечно, к чему автор и призывает читателей.мнение редакции может совпадать, а может и не совпадать с позицией автора
|