Рождественские территории

Шесть проектов второго тура конкурса компании Glorax на концепцию застройки части намывных территорий Васильевского острова.

mainImg
Результаты конкурса на застройку части намывных территорий Васильевского острова были объявлены 17 декабря. Первое место разделили проекты команды KCAP&Orange и бюро «А.Лен», но уже прозвучали мнения о творческом использовании всех предложений при разработке итоговой версии – так, главный архитектор Петербурга Владимир Григорьев предложил организаторам «еще раз внимательно рассмотреть все проекты и использовать уникальный шанс привлечения к осмыслению проекта ярких и профессиональных архитекторов».

Во втором туре работали шесть команд. Проекты получились предсказуемо новогодними – мало кто из авторов удержался от того, чтобы украсить графику наряженной ёлкой или хотя бы обыграть петербургскую тему холода, снега, ветра с залива. Создается ощущение, что намывные территории – ещё один дом Деда Мороза: холодные и немного сказочные, во всяком случае недавно же ведь их не было. Что, конечно же, обманчиво: обычный декабрьский морок.

Публикуем все шесть проектов. Комментарий члена жюри Юрия Земцова см. ниже. 
***

первое место /1
KCAP & Orange, Нидерланды
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © KCAP Holding B.V. & Orange Architects. Предоставлено компанией Glorax Development

Подробно проработано множество аспектов развития территории, которую авторы превращают в кусочек «Северной Венеции» – протяженный полуостров с юга ограничен искусственным каналом, пересечен небольшими поперечными каналами и кроме того снабжен искусственными водоемами – чтобы было, где кататься на «серебряных коньках». В других проектах такого количества воды нет, воде уделено особенное внимание, для неё как будто отвоевывают часть пространства обратно. Предполагается водный транспорт – получился не только парафраз одного из прозвищ Петербурга, но и очень голландский, портовый проект, что неудивительно и очень подходит самому понятию отвоеванных у воды намывных территорий.

Застройка в проекте KCAP & Orange объединяет два или даже три принципа объемного построения: в нижних этажах рамки кварталов замкнуты и отданы магазинам, выше вырастают строчки параллельных пластин, ориентированных с севера на юг, и еще более высоких башен, до 24 этажей. Одна из башен, на мысу – парафраз шпиля Петропавловской крепости, но устремленного ка Запад, как Рабочий и колхозница. Шпиль башни в материковой части комплекса напоминает Empire state building, он тоже асимметричный, как будто сдвинутый порывом ветра несмотря на его решетчатую структуру. Главная образная зацепка – контекстуальная: белые объемы с подсвеченными золотистыми верхушками должны напоминать купола и шпили Петербурга, хотя напоминают – неожиданно – московскую Академию наук. За контекст также отвечает здание в форме яйца Фаберже.

Все фасады превращены в тонкие, рельефные решетки; для офисных корпусов авторы предусмотрели строгий, рациональный рисунок, а для жилых – более живописный асимметричный. Функции, прежде всего жилая и офисная, тщательно перемешаны.
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © KCAP Holding B.V. & Orange Architects. Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © KCAP Holding B.V. & Orange Architects. Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © KCAP Holding B.V. & Orange Architects. Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © KCAP Holding B.V. & Orange Architects. Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © KCAP Holding B.V. & Orange Architects. Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © KCAP Holding B.V. & Orange Architects. Предоставлено компанией Glorax Development
***
первое место /2
«А.Лен», Россия
zooming
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © Архитектурное бюро «А.Лен». Предоставлено компанией Glorax Development

Описание проекта бюро Сергея Орешкина, автора Морского пассажирского терминала, уже построенного в составе «Морского фасада», начинается с исторической справки и основан на модуле, предложенном бюро Gensler в его проекте застройки намывных территорий 2006 года (переработан российским бюро «Союз 55» в 2014). Архитекторы «А.Лен» сгруппировали застройку в кварталы, назвав каждый по имени морского ветра, от Бриза до Борея, но между тем, проанализировав направления холодных ветров в этой части острова, постарались закрыть от них жилые дворы.

Все кварталы, как и в проекте KCAP, нанизаны на петляющий внутренний бульвар, выходящий к заливу; вдоль южной границы также запланирована прогулочная зона. Высотные отметки кварталов плавно изменяются от 26 до 70 метров, формируя спокойный зигзаг. Преобладает трапециевидная форма зданий, оттененная круглым кольцом театра. Фасады чередуются: тонкие белые решетки – с темными кирпичными и асимметричной мозаикой вертикальных панелей; внутренние стены кварталов подцвечены кислотными оттенками: желтым, оранжевым, светло-зеленым – последний отмечает внутреннюю ось. Разнообразные планировки квартир проработаны очень детально и изобилуют глубокими лоджиями и балконами.
zooming
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © Архитектурное бюро «А.Лен». Предоставлено компанией Glorax Development
zooming
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © Архитектурное бюро «А.Лен». Предоставлено компанией Glorax Development
zooming
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © Архитектурное бюро «А.Лен». Предоставлено компанией Glorax Development
zooming
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © Архитектурное бюро «А.Лен». Предоставлено компанией Glorax Development
zooming
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © Архитектурное бюро «А.Лен». Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © Архитектурное бюро «А.Лен». Предоставлено компанией Glorax Development
***

Cino Zucсhi, Италия
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © Cino Zucсhi Architetti Srl. Предоставлено компанией Glorax Development

Чино Дзукки, обильно ссылаясь на примеры исторического города: его удачное взаимодействие с природой, комфорт и уют общественных пространств и стремление защитить человека, в проекте предлагает разновысотные кварталы с несколькими башнями. Дома-пластины направлены преимущественно с юга на север, чем одновременно защищают комплекс от ветра с залива и обеспечивают хорошую инсоляцию. В остальном планировка квартальная, но с множеством разрывов. Функции перемешаны.

На выходящем к заливу самом зрелищном углу помещены три треугольные башни конгресс-центра, чей совокупный силуэт похож на острый, не без гордости приподнятый нос корабля, и должен перекликаться, таким образом, с припаркованными лайнерами, одновременно давая подплывающим туристам повод для восхищения. Башни решены как стеклянные объемы, на которые сверху как будто бы не до конца надет стеклянный же, более широкий чехол, чей нижний край очерчен рваной линией сопряженных дуг. Похожие дуги встречаются и в других корпусах – в частности, вдоль южного бульвара, где перед магазинами архитекторы размещают неглубокую прогулочную галерею с тонкими металлическими колоннами портика.
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © Cino Zucсhi Architetti Srl. Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © Cino Zucсhi Architetti Srl. Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © Cino Zucсhi Architetti Srl. Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © Cino Zucсhi Architetti Srl. Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © Cino Zucсhi Architetti Srl. Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © Cino Zucсhi Architetti Srl. Предоставлено компанией Glorax Development
***

«Остоженка», Россия
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © АБ «Остоженка». Предоставлено компанией Glorax Development

В западной подветренной части архитекторы «Остоженки» сделали кварталы небольшими и плотно замкнутыми, их дворы вызывают стойкие ассоциации с питерскими колодцами, хотя объективно они крупнее из-за большего масштаба зданий. Нарочито измельченная сетка фасадов, подчеркнуто противореча современным тенденциям маскировать количество этажей, визуально усиливает масштаб внутренних «ущелий» и высоких, многоэтажных, «фирменных» арок архитекторов «Остоженки». Решение входных групп с яркими углубленными акцентами, с другой стороны, заставляет вспомнить ЖК «Акварели».

Большая часть кварталов срезана по косой под разными углами с севера на юг, ловя солнце. Вдоль гавани Морского терминала вытянуты тонкие пластины, заканчивающиеся акцентом – очень строгой башней. В на одном из участков восточной части также обнаруживаем строчную застройку, ориентированную с севера на юг.

Южный бульвар в проекте «Остоженки» шире, чем у многих, и на воде переходит в тонкий пирс с причалами для яхт и скамейками для гуляющих – тех, кто не боится ветра.
zooming
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © АБ «Остоженка». Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © АБ «Остоженка». Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © АБ «Остоженка». Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © АБ «Остоженка». Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © АБ «Остоженка». Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © АБ «Остоженка». Предоставлено компанией Glorax Development
***

Snøhetta, Норвегия
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © Snøhetta AS. Предоставлено компанией Glorax Development

Отталкиваясь от образа протаявшего внутри айбрега, именитые норвежцы превратили свой вариант застройки в крупные кварталы с неровными краями. Снаружи здания белые, с мелкими квадратами окон, к внутренним дворам обращены длинные балконы вполне южного вида. Уровень двора поднят на один этаж, двор обильно озеленен, а все вместе напоминает «затерянный мир», этакий теплый рай, спрятанный в скалах от холодного ветра.
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © Snøhetta AS. Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © Snøhetta AS. Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © Snøhetta AS. Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © Snøhetta AS. Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © Snøhetta AS. Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © Snøhetta AS. Предоставлено компанией Glorax Development
***

«Студия 44», Россия
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © «Студия 44». Предоставлено компанией Glorax Development

Проект «Студии 44» Никиты Явейна отличается от предложений всех других участников циклопическим масштабом и смелостью. Функции здесь не перемешаны, а параллельны. Основные участки заняты каждый одной крупной рамкой жилого квартала, снаружи портово-кирпичной, уложенной в крупную вертикальную сетку прорезей, объединяющей несколько этажей. Фасады внутри двора первого с западной стороны квартала золотистые и испещрены треугольными эркерами как сыр или выработанный внутри кирпича слиток золота. Внутренность других дворов белая или палевая; но их южная сторона превращена для уловления солнца в гигантский телевизор – широкую раму, прерванную двумя стеклянными опорами лестничных узлов.
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © «Студия 44». Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © «Студия 44». Предоставлено компанией Glorax Development

Вдоль северного фасада жилых кварталов, заворачивая затем по контуру Морского терминала, тянется офисный центр: крупный, похожий на акведук также как и на «горизонтальные небоскребы» авангардистов, с характерным зигзагом фермы в верхней горизонтальной части. Архитектор предлагает своё решение сразу для нескольких территорий застройки, гипотетически обрамляя «акведуком» весь Морской терминал. По внешнему контуру всей буквы «П» запланирован променад. На стрелке в юго-западной части офисный акведук заканчивается стеклянной башней с планом в виде трифолия; похожий акцент «Студия 44» предлагает также и на северной оконечности «акведука».
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © «Студия 44». Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © «Студия 44». Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © «Студия 44». Предоставлено компанией Glorax Development

Решение юго-восточных участков внезапно оказывается совершенно иным: на крайнем со стороны города треугольнике расположился дом-змея, совершенно в духе семидесятых, но повыше и повеселее, особенно внутри, где его белая круглящаяся стена испещрена множеством цветных балконов, образующих дискретные радужные пятна.
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © «Студия 44». Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © «Студия 44». Предоставлено компанией Glorax Development
***

Комментарий Юрия Земцова, [вернуться наверх]
члена жюри, академика МААМ и РААСН, руководителя фирмы «Земцов, Кондиайн и партнёры»:

«Конкурсное задание опиралось на планировку фирмы Генслер, которая изначально вызывала вопросы. Нарезка кварталов создавала дополнительные трудности для конкурсантов и препятствовала в создании яркого решения.

Наиболее цельный подход, учитывающий восприятие с порта и c залива, характеризует работы «Осторженки» и «Студии 44». При этом работа Скокана, представляющая собой, по замыслу автора, современное прочтение Дворцовой набережной, выглядит не вполне убедительно. Проект Никиты Явейна отпугнул жюри и, прежде всего, заказчика, технической сложностью. Проект жёсткий, но, по-моему, очень интересный, выполнен на одном порыве и по единому алгоритму.

Из двух конкурентов за первое место я бы отдал предпочтение работе Сергея Орешкина за решение объединить кварталы общим плавным силуэтом. Его приём ступенчатых в плане кварталов опирается на историческую планировку набережной Лейтенанта Шмидта, демонстрируя преемственность градостроительных традиций Васильевского острова. При этом, жюри отметило, что от проекта возникает ощущение избыточной плотности застройки.

Что касается работы второго победителя – фирмы KCAP – на мой взгляд, в ней слишком много контрастных акцентов. Все высотные доминанты обозначены золотыми шпилеобразными завершениями, что вызывает у меня ассоциации не столько с Петербургом, сколько с Шанхаем или Москвой. Поэтому я, а также Сергей Чобан, выступали против присуждения этой работе единственного первого места.

По планировке и её модулям решения обоих победителей близки, что, я надеюсь, поможет им в дальнейшей совместной работе.

Когда я увидел в вестибюле макет одного из кварталов норвежской фирмы “Snohetta”, он показался мне свежим и интересным. Однако общая концепция вызвала у меня впечатление некой суеты. Кроме того, есть проблемы с инсоляцией и с функциональным наполнением, которое, вероятно, трудно выполнимо.

Проект итальянского бюро CZ показался мне прямым переносом их национальных традиций в наш климат. Дворы ориентированы на север, дома выходят торцами к ковшу, что придаёт застройке довольно хаотичный вид со стороны порта».
***

Жюри конкурса:
  • Владимир Григорьев – главный архитектор Санкт-Петербурга, председатель жюри;
  • Висенте Гуайарт (Vicenete Guallart) – в 2011-2015 гг. главный архитектор Барселоны, основатель Института передовой архитектуры Каталонии (IAAC)
  • Юрий Земцов – архитектор, руководитель архитектурного бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры», профессор Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина
  • Евгения Муринец – начальник управления Архитектурного совета Москомархитектуры
  • Михил Ридейк (Michiel Riedijk) – архитектор, партнер бюро Neutelings Riedijk Architects (Роттердам), профессор архитектуры технического университета Дельфта
  • Олег Романов – архитектор, руководитель «Архитектурной мастерской Романова», президент Санкт-Петербургского союза архитекторов
  • Сергей Чобан – руководитель архитектурного бюро SPEECH
  • Алексей Балыкин – генеральный директор Glorax Development
  • Александр Моторин – директор департамента развития Glorax Development

21 Декабря 2015

Похожие статьи
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Три стихии плюс
Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Сохраняя равновесие
Подведены итоги специальной номинации «Кирпичного конкурса» от журнала «Проект Балтия» и компании Архитайл. Участники работали над фасадами первых этажей нескольких зданий жилого комплекса «А101 Лаголово» в Ленинградской области.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Призрак города
Среди конкурсных проектов на въездной знак для южного въезда в Дербент нашим читателям больше всего понравится проект TOBE architects. Нам он тоже понравился и мы решили рассмотреть его чуть детальнее.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.