Памяти мастера

Не стало мастера советской архитектуры, известного ленинградского, петербургского архитектора Тимофея Петровича Садовского.

19 Сентября 2015
mainImg
12 августа 2015 года на 87 году ушел из жизни Заслуженный архитектор РФ, лауреат Государственной премии России, действительный член Российской академии архитектуры и строительных наук, академик Международной академии архитектуры (Московское отделение), член правления Союза архитекторов Петербурга, руководитель персональной творческой мастерской, которую в настоящее время возглавляет его сын Алексей.

Поколение, ярким представителем которого являлся Т. П. Садовский, пришло в профессию в сложное время перехода советской архитектуры от периода освоения традиций к советскому модернизму.

Тимофей Петрович был учеником выдающегося зодчего Александра Сергеевича Никольского. Уже в годы студенчества он помогал мастеру в его работе над Приморским парком Победы и стадионом имени Кирова. Привлечение к его к работе над спортивными объектами Крестовского острова было не случайным совпадением, а естественным продолжением его спортивной юности. Он был мастером спорта и чемпионом Советского Союза по гребле, членом сборной страны.
Тимофей Петрович Садовский. 31 марта 1929 – 12 августа 2015
zooming
А.С. Никольский. Проект стадиона им. Кирова на Крестовском острове

Изначально сложилась концепция всей будущей творческой деятельности мастера, объединившая преемственность взглядов А. С. Никольского, собственный опыт освоения водных пространств через большой спорт, энергию диалога архитектуры Петербурга с Водой: Невой и ее реками, каналами, Финским заливом.

Сутью его многолетнего творчества стал уникальный симбиоз Воды, Воздуха и Архитектуры, включающий в себя весь комплекс взаимодействия набережных городов, гладей российских рек, застройки набережных, в том числе комплексов речных вокзалов, в постройке которых он стал первопроходцем в нашей стране.

В конце пятидесятых он создал авторскую архитектурную мастерскую в ЛенГИПроРечТрансе, которая изначально была творческой командой единомышленников, образовав нишу для творчества в сложный период советской архитектуры и являлся ее бессменным руководителем вплоть до 1994 года. Под его руководством созданы уникальные объекты – комплексные работы по организации набережных были выполнены для Ленинграда – Санкт-Петербурга, Сестрорецка, Архангельска, Нижнего Новгорода, Иркутска, Хабаровска, Астрахани, Саратова, Вологды, Твери, Рыбинска, Углича, Ульяновска, были предложены проектные решения реконструкции Северного порта на Химкинском водохранилище в Москве. А также им были реализованы уникальные объекты многофункциональных комплексов речных вокзалов в Омске, Волгограде, Ярославле, которые по настоящее время находятся в эксплуатации и являются не только знаковыми объектами для городов, но и общественными центрами.

Работы Тимофея Петровича были одним из первых примеров экспорта ленинградской архитектуры, начиная с 1960-х годов, и всегда высоко отмечались профессиональным сообществом Ленинграда и страны. А комплекс речного вокзала в историческом центре Ярославля удостоен государственной премии СССР за 1986 год.
zooming
Т.П. Садовский. Речной вокзал в Ярославле (1976–1985). Фотография: A.Savin, CC BY-SA 3.0
zooming
Т.П. Садовский. Речной вокзал в Волгограде (1967–1989). Фотография: Максим Кошелев, CC BY-SA 3.0

Он автор памятников русским и шведским морякам, создателям флота России, известным деятелям культуры нашей страны, а также героям Сталинградской битвы.

Творчество Тимофея Петровича Садовского – яркий пример поиска индивидуальности в трудную эпоху шестидесятых: в части единства градостроительных решений и объемно-планировочных решений архитектуры, масштабности, качества деталировки, интерьера, благоустройства и технологических новаций. Его авторская архитектура узнаваема везде, где он строил и по настоящее время служит импульсом для будущей архитектуры российских городов. Его работы являют собой естественное единство новой эстетики середины XX века и глубоких традиций русской культуры и общечеловеческих ценностей.

В нашей памяти Тимофей Петрович останется человеком, который всю свою жизнь посвятил архитектуре как служению, для которого главным критерием поступка было: а этичен ли он? Человеческие, душевные качества были такой же частью его натуры, как профессионализм и служение выбранному делу. Мы восхищались активной жизненной позицией Тимофея Петровича: ему всегда было не все равно – он боролся и искал, строил планы, общался, жил, искренне дружил.

Тимофей Петрович в течение почти полувека входил в состав Градостроительного совета Ленинграда-Петербурга, а в период перестроечных лет возглавлял общественный архитектурный совет. Тимофей Петрович воспитал целую плеяду архитекторов, активно участвующих в работе союза архитекторов Петербурга и России и Академий архитектуры.

В адрес Санкт-Петербургского Союза архитекторов были получены соболезнования со всей страны. Мы скорбим в связи с кончиной Тимофея Петровича Садовского и выражаем глубокие соболезнования родным и близким.

Михаил Мамошин,
по поручению Санкт-Петербургского союза архитекторов России, Санкт-Петербургского отделения Российской академии архитектуры и строительных наук, Санкт-Петербургского Академического центра МААМ.

 

19 Сентября 2015

comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.

Сейчас на главной

Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Век бетона
23 января исполнилось 100 лет Готфриду Бёму, первому немецкому лауреату Притцкеровской премии и создателю церквей и ратуш, напоминающих скульптуры из бетона. Он каждый день бывает в бюро и наставляет сыновей-архитекторов.
Архитектура эфемерности
На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.
Центр мега-выставок
Новый международный выставочный центр по проекту Valode & Pistre в «близнеце» Гонконга мегаполисе Шэньчжэнь может считаться крупнейшим в мире.
Театрально-музыкальный круг
Масштабный и амбициозный проект главного театрально-концертного комплекса Подмосковья, победитель конкурса, объединяет три зала, двор – общественную площадь, консерваторское училище, гостиницы. Он обещает стать заметным центром фестивалей классической музыки для всей страны.
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.
Дальше... дальше... дальше... В поиске нового поколения
Конкурс OPEN! на участие в национальном павильоне Джардини рассчитан на молодых архитекторов с максимально свежим взглядом на вещи, а его рамки так широки, что их почти не видно. Нужны смелые люди, которые совпадут с мировоззрением куратора Ипполито Лапарелли. Награда – работа в Венеции, дедлайн 31 января.
«Остров единорогов»
В Чэнду на западе Китая почти готов выставочный и конференц-центр Start-Up – первое здание на спроектированном Zaha Hadid Architects «Острове единорогов» для компаний-стартапов в сфере цифровых технологий.
Стирая границы
IND architects и китайское бюро DA! победили в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань. Архитекторам удалось сделать музей частью ландшафта, а природу – полноправной участницей экспозиции.
Бетон и цвет
Школа с музыкальным уклоном имени Сервете Мачи в центре Тираны по проекту албанского бюро Studioarch4.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Сахарные кристаллы
Бюро ODA превратило историческое здание сахарорафинадного завода на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке в офисный комплекс с эффектным кристаллическим фасадом вместо утраченного.
Татами и роботы
Бюро BIG спроектировало для Toyota «город будущего» у подножия Фудзиямы: с почти нулевым углеродным следом, прогрессивной транспортной схемой, разными видами роботов, зданиями из дерева и модулем по размеру татами.
Тема треугольника
Бюро Lemay благоустроило парк Экспо 1967 года в Монреале – самой успешной Всемирной выставки XX века, сохраненной в наши дни как рекреационная зона.
Дерево среди стекла
Архитекторы Sheppard Robson придали «человеческое измерение» площади в новом деловом районе Манчестера с помощью деревянного павильона с озелененными фасадами и кровлей.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Декор без птичьих гнезд
Керамические ажурные фасады входа ТПУ в Пальма-де-Мальорка по проекту Joan Miquel Seguí Arquitectura точно рассчитаны так, что голубям в их отверстиях угнездиться не получится.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Пресса: Диалоги о вечных ценностях: Степан Липгарт и Алексей...
В ноябре 2019 года в Калугу приехал архитектор Степан Липгарт — через месяц после торжественного открытия спроектированной им швейной фабрики Мануфактуры Bosco. Открывая цикл «ГЛАВАРХитектура», Липгарт прочитал на «Точке кипения» лекцию о профессиональном призвании и источниках вдохновения, о роли заказчика и о системе ценностей и убеждений, которая позволяет гордиться результатами своего труда. Главный архитектор Калуги Алексей Комов специально для Калугахауса поговорил со Степаном о вечном — и о том, как приспособить это вечное к жизни в нашем городе.
Зона комфорта
Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.
Для испытаний на прочность
В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Оригами из лиственницы
Тренировочная байдарочная база в Августове на северо-востоке Польши по проекту бюро INOONI и PSBA получила фасады из сибирской лиственницы.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Десять часов роста
В кантоне Берн открылся новый кампус Swatch – Omega по проекту Сигэру Бана: объем древесины, использованный для каркаса трех зданий, «вырастет» в швейцарских лесах всего за 10 часов.
Евгений Подгорнов: «Проектировать надо так, чтобы...
Руководитель петербургского бюро Intercolumnium рассказывает, почему в портфолио компании есть работы от хай-тека до историзма, рассуждает о высотных доминантах и о заказчиках как источниках драйва, необходимого городу.
Новая ячейка
Жилой квартал на территории IT-парка: компания Архиматика сочетает инновационные технологии с человечным масштабом и уютной средой.