Всемирная выставка как смешение прошлого и будущего

Рассказ о миланской Экспо-2015: от невоплощенных благих намерений до лучших павильонов – экспериментов с экспозицией и зрителями.

mainImg
Всемирные выставки, по большому счету, давно превратились в анахронизм. Когда-то они были важной площадкой обмена товарами и технологиями, инструментом продвижения стилей и идеологий, сыграв свою роль в становлении глобализма. Все эти процессы давно переместились в другие пространства и пользуются иными механизмами, а смысл Экспо редуцировался до туристического аттракциона и ярмарки тщеславия государств. Миланская Экспо 2015 года задумывалась как попытка переосмысления обветшавшего формата. Тема «Накормить планету – Энергия для жизни» была многообещающей: еду онлайн не попробуешь, а проблемы борьбы с голодом в бедных регионах, здорового и разнообразного питания населения благополучных стран, бережного обращения с ресурсами действительно нужно обсуждать в глобальном масштабе. Разработавшие изначальную концепцию Экспо-2015 Стефано Боэри, Рикки Бердетт, Жак Херцог исходили из того, что абсурдно тратить на саморекламу стран и корпораций средства, которые можно направить на реальное решение насущных проблем. Они предложили разбить на окраине Милана «всемирный ботанический сад» или, точнее, «планетарный огород»: там каждая страна получила бы участок, где показывала бы, как выращиваются характерные для нее продукты питания. Крытые помещения, предназначенные в первую очередь для ресторанов национальной кухни, должны были быть максимально простыми, дешевыми и экологичными.


Представленный в 2011 году мастерплан (к Боэри, Бердетту и бюро Herzog & de Meuron присоединились специалисты по энергосберегающему строительству Уильям Макдонах и Марк Риландер) предусматривал превращение выделенного для выставки продолговатого участка в окруженный водой остров, расчерченный прямоугольной сеткой. В память о традиционной планировке римского лагеря его пересекли две прямые широкие дороги, кардо и декуманум, перекресток которых образует форум. По сторонам от продольной оси декуманума к водной преграде тянулись узкие делянки, предназначенные для экспозиций стран. Часть этих делянок предполагалось накрыть стеклянными колпаками с регулируемым климатом, часть оставить открытой, а часть защитить от солнца тентами, как и главный проход для посетителей – декуманум. Однако такая концепция не встретила понимания у стран-участниц, и организаторы, на которых, вероятно, повлиял пример прошедшей в 2010 году Всемирной выставки в Шанхае (Архи.ру рассказывал о ней тут и тут), предпочли традиционную модель с национальными павильонами.

Все авторы концепции отказались участвовать в дальнейшей разработке проекта, хотя в 2014 году Herzog & de Meuron смягчились и спроектировали на дальней оконечности участка павильон «Медленной еды», по которому можно составить представление о том, как они первоначально представляли себе архитектуру выставки. Жак Херцог дал журналу Uncube интервью, в котором выразил свое глубокое разочарование провалом первоначального замысла. Оно широко разошлось по сети и во многом окрасило восприятие Экспо в профессиональном сообществе. Возмущение архитекторов, в особенности миланских, усугубляется тем, что на общественные деньги была создана инфраструктура для территории, которая после окончания Экспо останется в частных руках. О выставке говорят как о скандальной афере и возмущаются ее банальностью.
 
Искусственный канал при входе на Экспо. Фотография © Юлия Тарабарина, 05.2015
Остаток первоначальной концепции: павильоны Slow food («Медленной еды»), Herzog & de Meuron, в перспективе декуманума. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильоны Slow food («Медленной еды»), Herzog & de Meuron. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильоны Slow food («Медленной еды»), Herzog & de Meuron. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильоны Slow food («Медленной еды»), Herzog & de Meuron. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильоны Slow food («Медленной еды»), Herzog & de Meuron. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильоны Slow food («Медленной еды»), Herzog & de Meuron: согласно авторскому плану, павильоны – модульные, и могут быть разделены на меньшие части, а также могут быть использованы после выставки. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильоны Slow food («Медленной еды»), Herzog & de Meuron. Деталь: прозрачная конструкция из клееной древесины укреплена металлическими стяжками. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильоны Slow food («Медленной еды»), Herzog & de Meuron: между тремя павильонами расположены несколько огородов, на которых растет экологически чистая еда. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильоны Slow food («Медленной еды»), Herzog & de Meuron. Фотография © Юлия Тарабарина
Перед открытием Экспо город и вход на выставку был оклеен листовками протестующих. Фотография © Юлия Тарабарина, 05.2015
В день открытия Экспо в Милане прошли демонстрации протеста против выставки с разбиванием витрин, в особенности – банка Интеза, и писанием на стенах. Фотография © Юлия Тарабарина, 05.2015

Однако, если отвлечься от этих печальных обстоятельств и на правах обычного туриста посетить миланскую Экспо, там найдется, на что посмотреть. Организаторы сохранили основу планировки, просто сделали участки шире, чтобы на них могли разместиться павильоны – национальные, тематические и чисто гастрономические. Предложенные Herzog & de Meuron тенты остались только над протянувшимся на полтора километра декуманумом. Свою роль защиты от солнца и дождя они выполняют, но одновременно перекрывают вид на фасады выстроившихся по сторонам павильонов. Плохо склеенные «старую» и «новую» концепции выдает и контраст между ландшафтными участками, оформленными, как сейчас принято, дикорастущими растениями, и расставленными по центральной оси невероятно архаичными и китчевыми гигантскими прилавками с итальянскими продуктами – сырами, плодами, мясными деликатесами. Фокус и символ выставки – замыкающее 350-метровую кардо «Древо жизни» (дизайнер Марко Балик) – было бы этически и эстетически неуместно на «планетарном огороде», но хорошо выполняет свою роль эффектного ориентира. Поставленные перпендикулярно к декумануму и равномерно распределенные по его длине павильоны, представляющие традиционную кухню областей Италии получили очень красивые торцевые фасады (по серовато-коричневым стенам непрерывно тонким слоем течет вода) и нейтральные боковые, а внутри простота иногда доходит до убожества: видимо, в интерьеры должны были вкладываться правительства областей либо сами рестораторы. В архитектуре многих павильонов заметны следы размышлений о теме планетарного огорода: нередко встречаются стены, составленные из ящиков с разнообразными растениями, а одна из стен павильона Израиля представляет собой поставленное практически вертикально, но хорошо возделанное поле.
Фрагмент конструкций декумануса над прудом у торца общественного павильона. Фотография © Юлия Тарабарина
Главная ось – декуманум – Экспо. Фотография © Юлия Тарабарина
Главная ось – декуманум – Экспо. Фотография © Юлия Тарабарина
Главная ось – декуманум – Экспо. Фотография © Юлия Тарабарина
Главная площадь, пересечение кардо и декуманума. Фотография © Юлия Тарабарина
Вид на «Древо жизни» с кровли павильона Германии. Справа – павильон китайской компании Vanke, построенный по проекту Даниэля Либескинда. Фотография © Юлия Тарабарина
«Древо жизни» расположено в торце северного крыла кардо; даже в плохую погоду вокруг него бьют фонтаны, а само «древо» играет музыку и выпускает мыльные пузыри. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Израиля. Слева – растительность на экране, справа – настоящие растения. Фотография © Анна Броновицкая
Общий вид Экспо. В перспективе вижны соперничающие «носы» павильонов России и Эстонии. Фотография © Елизавета Клепанова

Среди национальных павильонов есть весьма любопытные. Вроде бы ушедшая в прошлое эпоха архитектурных аттракционов задержалась в тех уголках Земного шара, где вкус к броским зрелищам соединяется с готовностью расходовать на них значительные средства. Неудивительно, что одним из самых эффектных на нынешней Экспо оказался павильон Арабских Эмиратов, спроектированный непревзойденным мастером «иконических» зданий Норманом Фостером. Входная часть имеет вид извилистого ущелья среди скал красного песчаника: на поверхность облицовывающего стены высокотехнологичного материала нанесены бороздки, сосканированные с камней настоящей пустыни, изгибы же их просчитаны таким образом, чтобы наилучшим образом защитить посетителей от солнца и одновременно обеспечить циркуляцию воздуха. Хитроумные способы регулирования климата встречаются во многих павильонах, но в данном случае приобретают особое значение – в дальнейшем павильон перевезут в Эмираты. Пройдя сквозь ущелье, где с помощью интерактивных голограмм демонстрируются важнейшие технологии аккумуляции и бережного расходования ресурсов, посетители попадают в облицованный золотистой плиткой барабан панорамного кинотеатра, а затем – в зал, где идет масштабное 3D-представление. Интерьерам, как и выходящей к задней стороне участка части объема, архитектор внимания не уделил – незачем.
 
Павильон ОАЭ. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон ОАЭ. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон ОАЭ. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон ОАЭ. Вид на «ущелье» входа сверху, с кровли павильона Азербайджана. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон ОАЭ. Центральная часть – кинозал – снаружи решена в виде чуть припухлого золотого цилиндра. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон ОАЭ. Золотой объем и терракотовая стена-бархан. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон ОАЭ. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон ОАЭ. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон ОАЭ. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон ОАЭ. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон ОАЭ. Фотография © Анна Броновицкая
Павильон ОАЭ. Фотография © Юлия Тарабарина

В той же традиции середины 2000-х выдержан и соседствующий с Эмиратами павильон Азербайджана. Эта страна, впервые самостоятельно участвующая во Всемирной выставке, доверила свою архитектурную репрезентацию молодым итальянским бюро Simmetrico Network, Arassociati Architecture и ландшафтникам AG&P. Архитектурный образ задается диагонально расчерченной стеклянной сферой оранжереи, выступающей из немного волнистого, но в основе прямоугольного объема. Горизонтальные деревянные ламели отдают дань теме энергосбережения.
 
Павильон Азербайджана. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Азербайджана. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Азербайджана. Инсталляция-крыло, подвешена в центральной части и тихо шевелится под музыку. Фотография © Юлия Тарабарина

Панковскую трактовку темы архитектурного аттракциона являет собой павильон Белоруссии, спроектированный молодым коллективом с говорящим названием Kolya Shizza (Igor Kozioulkov, Dzmitry Beliakovich, Aliaksandr Shypilau). Покрытый зеленой травкой холм яйцеобразной формы разрезан пополам, и в проем вставлено гигантское колесо, кажущееся вращающимся благодаря переливам светодиодов на ободе. Для пущей брутальности перед входом установлены мельничный жернов и трактор «Беларус». Пройти мимо невозможно, но экспозиция, увы, разочаровывает.
Павильон Белоруссии. Фотография © Анна Броновицкая
Павильон Белоруссии. Фотография © Анна Броновицкая
Павильон Белоруссии. Фотография © Юлия Тарабарина, 05.2015
Павильон Белоруссии: озеленение искусственного «холма». Фотография © Юлия Тарабарина, 05.2015
Павильон Белоруссии. Фотография © Анна Броновицкая

В большей степени отвечает современным тенденциям павильон Германии, спроектированный мюнхенской фирмой SCHMIDHUBER: деревянные рампы соединяют террасы, частично накрытые округлыми тентами, в ткань которых интегрированы фотоэлементы, снабжающие энергией экспозицию. Изгибы тентов собирают из атмосферы влагу, используемую для полива выставленных растений. Под всем этим скрыт двухъярусный объем, вмещающий очень информативную и остроумно поданную экспозицию, созданную штутгартской компанией Milla & Partner.
Павильон Германии ночью. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Германии. Фотография © Анна Броновицкая
Павильон Германии. Фотография © Анна Броновицкая
Павильон Германии. Чабрец в саду на кровле. Фотография © Юлия Тарабарина, 05.2015
Павильон Германии. Фотография © Анна Броновицкая
Павильон Германии ночью. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Германии. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Германии. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Германии. Фотография © Анна Броновицкая

Соединенное Королевство продолжает ту же линию, что так успешно представил в 2010 году в Шанхае «еж» Томаса Хезервика. Для Милана художник Волфганг Баттресс придумал инсталляцию, посвященную пчелам. Посетители проходят через ряд плодовых деревьев, затем сквозь лабиринт среди медоносных «лугов» и оказываются перед «ульем» – ажурной конструкцией, воспроизводящей структуру гнезда диких пчел. «Улей» построен из металлических деталей, подсвеченных меняющими цвет светодиодами и снабжен многочисленными динамиками, издающими тихие «пчелиные» звуки. Выглядит все это совершенно завораживающее. В полной мере оценить эффект можно, поднявшись по лестнице и войдя внутрь «улья»: благодаря стеклянному полу ты видишь, как соты расходятся во все стороны. Прийти в себя можно в баре на примыкающей деревянной террасе, где подают британские напитки и непритязательную еду типа fish & chips.
 
Павильон Великобритании. Фотография © Анна Броновицкая, 07.2015
Павильон Великобритании. Так выглядели полевые цветы перед павильоном в мае. Фотография © Юлия Тарабарина, 05. 2015
Павильон Великобритании. Фотография © Елизавета Клепанова
Павильон Великобритании. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Великобритании. Фотография © Анна Броновицкая
Павильон Великобритании. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Великобритании. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Великобритании. Фотография © Анна Броновицкая
Павильон Великобритании. Фотография © Анна Броновицкая
Павильон Великобритании. Одна из лапочек, образующих «улей». Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Великобритании. Скамейки. Фотография © Юлия Тарабарина

Не столь эстетское, но не менее захватывающее переживание предлагает посетителям павильон Бразилии. В вытянутом в длину огромном контейнере с деревянными стенами представлены растения (не только съедобные) из разных климатических зон страны. Но фокус в том, что посетителям предлагается с ними знакомиться, проходя по тропе из натянутой в воздухе сетке. В результате, телесные ощущения сильно окрашивают поступающую информацию.
 
Павильон Бразилии. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Бразилии. Сетка. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Бразилии. Сетка. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Бразилии. Экспозиция, вид сверху. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Бразилии. Экспозиция, ананас. Фотография © Юлия Тарабарина

Мой же личный фаворит – павильон Австрии. Нельзя сказать, чтобы он был совершенно революционным: в чем-то он следует традиции Hortus conclusus, воскрешенной Петером Цумтором в 2011 году в летнем павильоне лондонской галереи Серпентайн. Но все же междисциплинарная команда под предводительством профессора Клауса Ленхарта создала нечто неожиданное. За высокими деревянными стенами скрывается настоящий лес. Пригорки и низины, высокие мощные деревья и подлесок, мох и папоротник – все на месте. Все растения живые, но искусственность ландшафта не скрывается. Кое-где сквозь траву проглядывает держащая грунт сетка, между ветвями возвышаются вентиляторы и иные приборы, назначение которых не всегда понятно без объяснений, а вдоль ведущей вглубь тропинки расставлены белые буквы. От входа они складываются в слоган павильона, BREATH AUSTRIA («дышите Австрией»), а по мере продвижения тают, пока в поле зрения не остаются только три: EAT («ешь»). В этот момент вы оказываетесь перед баром, где, действительно, можно перекусить. Однако, воздух здесь – все-таки главное. Как сообщают надписи и диаграммы, как будто нанесенные мелом на дощатые стены галереи второго яруса, кислород – главное питательное вещество, необходимое нашему организму. Растения австрийского павильона вырабатывают столько кислорода, что его содержание в воздухе внутри стен в два раза выше, чем снаружи, а температура – примерно на пять градусов ниже, что немаловажно в жару.
 
Павильон Австрии. Фотография © Анна Броновицкая
Павильон Австрии. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Австрии. Фотография © Елизавета Клепанова
Павильон Австрии. Фотография © Анна Броновицкая
Павильон Австрии. Фотография © Елизавета Клепанова
Павильон Австрии. Фотография © Елизавета Клепанова
Павильон Австрии. Фотография © Анна Броновицкая
Павильон Австрии. Фотография © Елизавета Клепанова

Безусловно, на миланской Экспо есть и другие заслуживающие внимания павильоны. Архитектурные критики хвалят павильон Кореи, публика стремится в экспозиции Китая, Японии и, конечно, Италии. За пределами этой заметки они остались по простой причине: обойти выставку за один день совершенно нереально. Это обстоятельство возвращает нас к вопросу об уместности такого рода мероприятий в наше время. Все больше людей рассматривает Всемирные выставки, как и Олимпийские игры, как совершенно излишние затеи, служащие главным образом для демонстрации амбиций государств. Они требуют больших затрат, а, в итоге, ведут лишь к обогащению коррупционеров и наиболее ловких подрядчиков, нередко оборачиваясь большими убытками для принимающих их городов и стран. Жак Херцог с ехидцей отмечает, что следующие экспо под патронажем Бюро международных выставок пройдут в местах, где демократическим ценностям не придают большого значения: в Анталье, Астане и Дубае.
Павильон Кореи ночью. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Кореи. Изображение отходов; часть экспозиции внешней части цокольного этажа. Фотография © Юлия Тарабарина

05 Августа 2015

Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Технологии и материалы
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Сейчас на главной
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.
Праздник для всех
Белорусское бюро ZROBIM architects активно расширяет географию своих проектов и выходит на растущий грузинский рынок с ярким офисным пространством, в равной мере универсальным и наделенным яркой индивидуальностью.
Мост в высоту
Архитекторы UNS уверены, что их офисная башня «Мост» в Варшаве стала местом, где история в буквальном смысле встречается с будущим.
Ответы провинции
Как нет маленьких ролей, так нет и скучных тем: бюро «Метаформа» совместно с командой музея-усадьбы «Ясная Поляна» придумали и открыли в городке Крапивна Музей Земства и градостроительной истории, куда обязательно стоит доехать, если вы оказались в Туле. В стенах «дома с колоннами» разворачивается энциклопедия провинциальной жизни, в которой нашлось место архитектуре и благоустройству, женскому образованию и инфраструктуре, дорогам и почтовым маркам Фаберже, а также Дэниэлу Рэдклиффу и Тонино Гуэрра. Какие средства и подходы сделали эту энциклопедию увлекательной – рассказываем в нашем материале.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Кинохолод
Концептуальный проект киностудии-фабрики в Якутске, разработанный бюро База 14, интересен и типологией, которая редко становится объектом архитектурного внимания, и экстремальной географией. Проект предлагает строгую и элегантную архитектуру, где функциональность первична, но не лишена выразительности.
Река как конструктор
Очередной воркшоп «Открытого города» – предложил новую оптику для работы с прибрежными территориями через проектирование пользовательского опыта и модульных решений. Три команды переосмыслили ключевые объекты у воды: пассажирский причал, марину для жилого района и яхт-клуб, превратив их в открытые городские хабы.
Сосуд для актуального искусства
Архитекторы Snøhetta реконструировали арт-центр в Дартмутском колледже на северо-востоке США в соответствии с меняющимися формами и методами творчества и преподавания.
Шорох страниц
Одним из объектов, созданных в рамках Биеннале в Бухаре в этом году, была библиотека в древней мечети и превратившая ее в волшебное книжное царство, но не благодаря стилизации под старину, а при помощи простых и элегантных предметов обстановки в модернистском стиле.
Алексей Ильин: «На все задачи я смотрю с интересом»
Алексей Ильин работает с крупными проектами в городе больше 30 лет. Располагает всеми необходимыми навыками для высотного строительства в Москве – но считает важным поддерживать разнообразие типологии и масштаба объектов, составляющих его портфолио. Увлеченно рисует – но только с натуры. И еще в процессе работы над проектом. Говорим о структуре и оптимальном размере бюро, о старых и новых проектах, крупных и небольших задачах; и о творческих приоритетах.
Функция переключения
Мастерская LATIFUNDIA спроектировала виллу в духе конструктивизма, предназначенную для краткосрочной аренды в парк-отеле Московской области. Сменить обстановку гостям предлагается с помощью новых пространственных ощущений и необычных планировок.
Пресса: Главный архитектор Москвы — Forbes: «Москва моей старости...
Замена жилого фонда — это один из самых больших вызовов для всех городов нашего времени, считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В интервью Forbes Talk он рассказал, зачем вообще обновлять облик города, какие здания, по его мнению, станут объектами наследия, будут ли сохранять «Лужковский стиль» и пойдут ли дома серии II-18/12 вслед за «хрущевками» в программу реновации.
Всмотреться в тишину
Проектируя смотровую площадку над рекой Леной архитекторы якутского бюро grd:studio размышляли, как обеспечить комфорт людям, не меняя при этом характер территории, одновременно подчеркивая энергию и тишину места. Решением стала заимствованная у природы форма и кортен – материал, который способен выдержать холод, отразить монументальность пейзажа и запечатлеть ход времени в своей фактуре.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
Сибириада нового быта
Публикуем рецензию на книгу Ивана Атапина «Утопия в снегах. Социально-архитектурные эксперименты в Сибири, 1910–1930-е», выпущенную издательством Музея современного искусства «Гараж».
Диалог с памятью места
Показываем избранные дипломные проекты выпускников профиля «Дизайн среды и интерьера» Школы дизайна НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Сквозная тема – бережный диалог с историческим и природным контекстом. Итак, четыре проекта: глэмпинг в Карелии, музей в древнем Аркаиме, ревитализация конюшен в Петербурге и новая жизнь советского ДК.
Возврат к реальности
Кураторами Венецианской архитектурной биеннале-2027 назначены китайские архитекторы Ван Шу и Лу Вэньюй, которые обещают показать «простые и истинные методы и идеи» – в отличие от оторванной от действительности погони за новизной, которую они считают причиной кризиса в архитектуре.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.