Река через века

250 лет истории набережных Москвы-реки.

Автор текста:
Борис Кондаков

mainImg
Сейчас, когда идет конкурс на концепцию развития территорий вдоль Москвы-реки и ее берега ждет новый этап реконструкции, уместно вспомнить, как изменялась береговая линия Москвы на протяжении последних двух с половиной столетий. Что представляют собой набережные главной столичной реки и почему они стали такими, какими мы их знаем сейчас? На эти вопросы мы постараемся ответить в нашем кратком историческом очерке.
Деревянные набережные Москвы-реки в XVIII столетии. Изображение с сайта www.nevsepic.com.ua

Первая каменная набережная напротив кремлевской стены была предусмотрена прожективным планом 1775 года, созданным примерно на 15 лет позже аналогичного плана для Парижа. В плане уделялось большое внимание рекам в черте города: он, в том числе, намечал трассировку грандиозного гидротехнического сооружения – водоотводного канала. Капитальные набережные, согласно плану, планировалось возвести перед Кремлем и Китай-городом, включая Воспитательный дом. На европейский манер эти набережные предписывалось обсадить двумя рядами деревьев.

В 1795 было начато строительство первой каменной набережной перед Кремлем (взамен старой, обшитой бревнами). Работы, проведенные Экспедицией кремлевского строения, заключались в облицовке диким камнем устроенных ранее деревянных «обрубов». До 1800 был сооружен лишь фрагмент набережной протяженностью около 1 километра. Тело стенки набережной было сложено из известняка, на известковой же основе с гидравлическими добавками. В облицовке был использован песчаник, а фундаментом для набережной служил деревянный свайный ростверк.
Одно из первых изображений набережной перед Воспитательным домом в исполнении художника мастерской Федора Алексеева. На пейзаже можно видеть место старейшей пристани на Москве-реке. Акварель из собрания ГЭ. 1800-е гг. С сайта http://www.artscroll.ru

В эти же годы (1796–1801) по проекту Матвея Казакова на высоком берегу реки напротив Хамовников было построено здание Голицынской больницы. Берег реки в этом месте был укреплен так называемой «Голицынской стенкой», включавшей подпорную стенку из известняковых плит разной величины с парапетом и две фланкирующие ее беседки. В XX веке партерный парк больницы вошел в состав Парка Горького. Во время комплексной реконструкции набережных в 1930-е гг. подпорная стенка была сохранена, поэтому сегодня это самый старый фрагмент московских набережных.

Вернемся в центральную часть Москвы – на Москворецкую набережную. Следующей благоустроенной набережной стал участок возле Воспитательного дома. В 1801 было «повелено» облицевать берег камнем так же, как это было сделано возле Кремля, однако деревья было позволено не сажать. Строительные работы растянулись до 1806 года, но даже после их окончания горожане долгое время не могли пользоваться набережной, отданной в полное распоряжение обитателей Воспитательного дома – сирот, подкидышей и детей, родившихся вне брака или у неимущих родителей.
Кремлевская набержная на картине Федора Алексеева «Вид Московского Кремля и Каменного моста». 1815. Из собрания ГИМ. С сайта http://www.artscroll.ru
Схема расположения сходов на старых набережных. Источник: П.И. Гольденберг, Л.С. Аксельрод. «Набережные Москвы. Архитектура и конструкции». М., 1940.

В течение следующих десяти лет была выстроена набережная напротив Китай-города протяженностью 405 м. Попутно была произведена подсыпка и регулирование низкого берега.

В рамках масштабных работ по восстановлению Москвы после пожара 1812 года, в 1832–1836 в дополнение к существующим Кремлевской и Москворецкой набережным были выстроены каменные Софийская и Раушская. Любопытно, что для Софийской набережной был утвержден необычный двухуровневый проект: с подпорной стенкой у воды и верхним ярусом, устроенным на арках над рекой.

Последние крупные работы по благоустройству набережных в дореволюционной Москве проводились в 1880, когда перед храмом Христа Спасителя по проекту инженера Н. М. Левачева было выстроено еще 516 метров набережной с лестничным спуском и купелью. В итоге на рубеже XIX­–XX веков Москва имела всего 4 км благоустроенных набережных при общей длине береговой линии 40 км (в тогдашних границах города).

Устройство старых сходов московских набережных

Как и нынешние набережные в центре города, старые московские набережные представляли собой стены, отделяющие берег от воды. Они имели форму бутовой стенки на свайном основании и были облицованы татаровским камнем (песчаник, добывавшийся близ села Татарово, недалеко от села Крылатского) и ограждены тумбами с решетками. Высота стандартной тумбы составляла 1,36 м. Подпорная стенка имела уклон в 80 градусов и украшалась карнизом в виде вала диаметром в 25 см. Размер стандартной плиты равнялся примерно 100 см х 50–60 см, что значительно меньше современных облицовочных плит.

Важной характеристикой старых набережных было то, что сходы и съезды были углублены в тело набережной и не выдавались за линию регулирования, дабы не сужать речного русла. Ширина схода равнялась примерно 3 м, съезда – 7 м. Таким образом, они были заглублены в набережную на 10 м. Более импозантные сооружения такого типа были расположены на левом, кремлевском берегу, а утилитарные сооружения – грузовые съезды – устраивались на правом берегу, преимущественно ниже Кремля по течению.
При реконструкции набережных в 1930-е годы старые набережные были сохранены и включены в тело новых. Наружный профиль с почти вертикальной лицевой гранью был заменен на новый откосный. Источник: П.И. Гольденберг, Л.С. Аксельрод. «Набережные Москвы. Архитектура и конструкции». М., 1940.

После реконструкции 1930-х годов количество точек доступа к воде было сокращено. Например, на участке между Большим Каменным и Москворецким мостами изначально было 6 спусков к воде, а после реконструкции остался всего один, расположенный по оси Тайницкой башни Кремля, на противоположной стороне реки. На участке между Москворецким и Большим Устьинским мостом было 7 спусков к воде, после реконструкции остался также всего один сход – у Воспитательного дома.
zooming
Евгений Лансере. Волга у стен Кремля. 1937. Из собрания Донецкого областного художественного музея. С сайта http://moscowwalks.ru


Реконструкция набережных в 1930-е годы
Набережная-трибуна в ЦПКиО им. Горького была сооружена для наблюдения за водными соревнованиями на реке. Архитектор А.В. Власов. 1934. Источник: П.И. Гольденберг, Л.С. Аксельрод. «Набережные Москвы. Архитектура и конструкции». М., 1940.

Сегодняшние набережные и спуски к воде – это результат комплексной реконструкции водной инфраструктуры, проходившей с середины 1930-х годов в рамках реализации Генерального плана Москвы 1935 года. В этот период произошло кардинальное переосмысление роли реки в городе. Помимо утилитарной, транспортной функции, она стала пониматься как важнейший градообразующий элемент. Это качество дополнительно усиливалась двумя параллельными реке трассами: «Река заключена между двумя главными магистралями города: осью старого города (диаметром: Ленинградское шоссе – центр – ЗИС), осью нового города на Юго-западе (Рублевское шоссе – Каширское шоссе)» (Цит. из книги «Набережные Москвы. Архитектура и конструкции». М., 1940). Одновременно на транспортный каркас, важнейшим компонентом которого была Москва-река, накладывался зеленый каркас, одним из крупнейших «клиньев» которого становилась парковая зона, протянувшаяся от Воробьевых гор через ЦПКиО и Болотную площадь к Кремлю.

Транспортная функции также получила свое дальнейшее развитие за счет активного строительства новых каналов и гидротехнических сооружений, связывающих Москву с Волгой. В общей сложности в составе ансамбля канала Москва–Волга, растянувшегося на 128 километров, было построено более 240 сооружений, обладающих историко-культурным потенциалом, соизмеримым с ВДНХ.

В 1930-е русло Москвы-реки было реконструировано, чтобы приспособить его для прохода комбинированного волжского транспорта, нефтеналивных судов, грузовых караванов. В соответствии с трассой судового хода была скорректирована и частично спрямлена береговая линия. В литературе того времени указывается, что достичь идеального выравнивании линии регулирования удалось далеко не везде. Так, например, линия регулирования Крымской набережной (у нынешнего парка «Музеон») не была в достаточной степени спрямлена и сохранила небольшой излом, что объясняется крупной водопроводной трубой, проходящей вблизи от берега: ее решено было не перекладывать.

Транспортная роль реки наложила свой отпечаток и на конструкцию новых мостов. На раннем этапе проектирования за базовый тип моста предполагалось взять мост балочной конструкции, но такие мосты потребовали бы возведения дополнительных опор в русле реки, что ограничило бы свободу передвижения речных судов, поэтому в итоге предпочтение было отдано однопролетной конструкции арочного типа. В результате сегодня все мосты через Москву-реку имеют схожую конструкцию, исключение составляют лишь построенные ранее Бородинский и Новоспасский.

Основные типы московских набережных

Для реконструкции 1930-х годов характерно строгое деление набережных на общегородские, парковые и портовые. Такое разграничение до сих пор определяет характер береговой линии Москвы-реки на значительном ее протяжении.

Общегородская набережная подразумевала прежде всего устройство проездной дороги и новую красную линию с отступом в 40 м от линии регулирования набережной. В ходе строительных работ в первую очередь производилась реконструкция самих набережных, во вторую – примыкающей застройки, причем эта вторая очередь, включающая в себя возведение домов по новым красным линиям, была осуществлена лишь частично. Пожалуй, единственный пример, где она была доведена до идеала – это Фрунзенская набережная.

Особенность парковой набережной – отсутствие четкого отделения берега от воды при помощи стенки и отведение транзитного транспортного потока от реки. Набережная такого типа реализована в Москве только в Парке Горького. Она имеет два уровня: верхний – для ограниченного транзита (внутрипарковый проезд) и нижний, расположенный практически на уровне воды, что дает ощущение непосредственного контакта с водным зеркалом, что использовалось в середине XX века при организации спортивных мероприятий и торжеств. Подобные спуски планировалось возвести на нескольких участках Москвы-реки, в частности, у Новодевичьего монастыря, но этот план не был реализован.
zooming
Строительство набережной в ЦПКиО им. Горького. 1934. В некоторых местах набережная была отодвинута в сторону воды на 5 метров, чтобы сохранить существующие деревья. Фотография: А. Гринберг. С сайта samlib.ru

Портовые набережные предназначались для технических нужд, что автоматически исключало возможность транзита и общегородской характер использования. К таким набережным относятся территории Западного и Южных речных портов. Следует отметить, что по плану реконструкции Москвы 1935 года предполагалось также строительство новых грузовых пристаней на спрямляющих каналах (Дорогомиловском, Андреевском, Лужнецком). По всей видимости, в дальнейшем предполагался перенос технической функции с берегов основного русла Москва-реки на берега каналов, но этого не произошло. Сегодня территории промышленных набережных представляют серьезную проблему и, вместе с тем, значительный потенциал для развития.

Оформление подпорных стенок
zooming
Схема архитектурных профилей стенок московских набережных. Источник: П.И. Гольденберг, Л.С. Аксельрод. «Набережные Москвы. Архитектура и конструкции». М., 1940.

В соответствии с программой реконструкции 1930-х годов, набережные получили гранитное оформление на протяжении около 30 километров русла Москва-реки (от Краснопресненской набережной до Кожухова). При облицовке набережных были использованы профили разных типов. За базовый был принят наклонный тип стенки с переменной крутизной граней. Предпочтение этому типу было отдано ввиду того, что такая стенка меньше заслоняет здания на берегу при восприятии с зеркала воды, а также поскольку наклонная стенка хорошо подчеркивает плавность изгибов реки, что в случае с извилистым руслом Москвы-реки было весьма актуально. Применение профилей с различной степенью уклона было связано с различным конструктивным устройством набережных. Строго вертикальный тип стенки был использован лишь в одном месте: на набережной нереализованного Дворца Советов.
Сход у южной проходной ЗИЛа. Проект. Источник: П.И. Гольденберг, Л.С. Аксельрод. «Набережные Москвы. Архитектура и конструкции». М., 1940.

В облицовке набережных был использован гранит нескольких цветов из украинских и уральских месторождений. Так, набережная у Кремля была облицована породами серого оттенка, а стенка Раушской набережной выполнена из гранита серого цвета с парапетом розового оттенка. Такое сочетание цветов было признано критиками не очень удачным. Некоторые отрезки набережных (у Краснопресненской ТЭЦ, на территории ЗИЛа) облицованы красным гранитом.

Парапеты набережных были выполнены в двух вариантах: сплошные гранитные в центральной части города, в виде чугунных решеток с гранитными пилонами – за пределами центра. При этом сразу после окончания работ критиками замечалось, что сплошные стенки набережных хотя и делают ее более монументальной (что было основной задачей при решении облика набережных), закрывают вид на речное зеркало на узких фрагментах реки, например, у Воспитательного дома.

Архитектура сходов

Поскольку река в 1930-е годы воспринималась как транспортная магистраль, в первую очередь набережные должны были быть приспособлены для причаливания судов, и лишь затем – для доступа людей, причем только на отдельных участках. Возможность обустройства пониженных прогулочных уровней вдоль реки не предусматривалась совсем (за исключением набережной Парка Горького), чтобы не сужать и без того достаточно узкое (около 90 м в ширину) русло в центре столицы.
Сход у южной проходной ЗИЛа. Современное состояние. Фотография: Борис Кондаков
Насосная станция берегового дренажа. Архитектор Г.П. Гольц. Проектная графика. Источник: Антонов О.Н. Георгий Павлович Гольц. 1893-1946. Каталог выставки. М., 2006.

Если архитектура сходов в XIX в. была подчеркнуто утилитарна, то в 1930-е гг. ей придавалась гораздо большее значение: прежде всего она должна была быть выразительной. Приходится признать, мы редко обращаем внимание на архитектурное оформление спусков к воде (главным образом, ввиду их труднодоступности из-за автомагистралей). А ведь решение каждого схода должно было быть уникальным, пожалуй, сложно назвать два одинаковых схода на Москве-реке.

Перечислим архитекторов, участвовавших в создании спусков к воде (к сожалению, не везде удалось установить инициалы): Соколов (Дербеневская, Крутицкая, Москворецкая, Павелецкая набережные), И. А. Француз (Киевская, Бережковская, Смоленская, Ростовская, Котельническая, Гончарная набережные), Кириллов (Софийская набережная), А. В. Власов совместно с Москвиным и Шмидтом (Пушкинская набережная), А. М. Файфель (набережные Яузы), Г. П. Гольц (Высокояузская набережная Яузы), А. Д. Сурис (Краснохолмская стрелка). Конечно этот список далеко не полный и подлежит уточнению.
zooming
Насосная станция берегового дренажа. Архитектор Г.П. Гольц. Фотография, фиксирующая современное состояние. Изображение с сайта wikimapia.org
Берсеневская стрелка. Архитектор И.А. Француз. 1935. По первоначальному замыслу здесь должна была быть установлена скульптура В.И. Мухиной «Спасение челюскинцев», а в 1940 разрабатывался проект установки на Стрелке скульптуры «Рабочий и колхозница».
zooming
Схема центральной части Москвы с местами размещения более 30 сходов к воде. Источник: П.И. Гольденберг, Л.С. Аксельрод. «Набережные Москвы. Архитектура и конструкции». М., 1940.

Сходы к реке, служащие причальными площадками – остановками для речного транспорта, были выполнены с разным шагом, но расстояние между ними практически никогда не превышает 1000 м, что соответствует требованиям водно-транспортного сообщения. Исключение в центре города составляет лишь участок реки между Москворецким и Софийским сходами, достигающий длины 1100 м.
zooming
Проект жилого дома работников правительственных учреждений РСФСР на Ростовской набережной в Москве. Архитекторы А.В. Щусев, А. К. Ростковский. 1936. С сайта retromap.ru

Размещение сходов отнюдь не случайно. Перед архитекторами стояла задача их строгой привязки к осям зданий: по представлениям 1930-х годов, набережная мыслилась как стилобат монументальной застройки берега, и все элементы берегового устройства (подпорная стенка со сходами, мосты, здания на обоих берегах) должны были быть строго увязаны между собой и составлять единый ансамбль.

Следует отметить, что привязка зданий к набережным была осуществлена также далеко не везде. Так, жилой дом архитекторов напротив площади Киевского вокзала (архитекторы А. В. Щусев и А. К. Ростковский) так и остался отделен широкой плоскостью партера от водной глади и не получил доступа к воде.
zooming
Дом архитекторов. Современное состояние. Фотография: Борис Кондаков

Реализация этого плана растянулась на несколько десятилетий. Практически все запроектированные сходы были воплощены в жизнь, однако границы города продолжали расширяться, и единого осмысления береговой линии так и не произошло. Мощный импульс, который был дан осмыслению темы воды в городе в 1930-е годы, влиял на ситуацию два десятилетия и впоследствии постепенно угасал. Будет справедливым отметить, что некоторые идеи развития водной инфраструктуры декламировались и в генеральном плане 1971 года, но они так и остались идеями, и принципиально нового развития этого вопроса не произошло.

Сегодня нам предстоит заново открыть реку городу, который и создавался изначально как город на воде. Какими качествами должны обладать заново осмысленные московские набережные? В первую очередь, хочется надеяться, что набережные города на всем своем протяжении сформируют полноценный каркас со сбалансированной водной, пешеходной, велосипедной и автомобильной инфраструктурой. На большей части своей длины (а не только в парковых зонах, как это происходит сегодня) набережные должны предлагать городу доступную среду с «контактной» водой. Набережные должны стать комфортным пространством и дать городу новое качество жизни.
 

18 Ноября 2014

Автор текста:

Борис Кондаков
comments powered by HyperComments
Пресса: Власти Москвы планируют проложить 246 километров велодорожек
По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, велодорожки планируется сделать частью единой взаимосвязанной системы пешеходно-рекреационных пространств, предусмотренной рамочной концепцией преобразования прилегающих к Москве-реке территорий.
Пресса: Экология реки: стратегия и практики
Экологическая стратегия является важным разделом общей концепции развития прибрежных территорий Москвы-реки. В проекте победившей в конкурсе команды «Проект Меганом» за экологизацию реки отвечает партнер всемирно известного бюро Gillespies Брайан Эванс. Мы попросили Брайана прокомментировать его предложения, а также задали вопросы эксперту конкурса, директору Института комплексного развития территорий Анне Курбатовой.
Пресса: «Проект Меганом»: на Москве-реке могут появиться очищающие...
Как решить проблему загрязнения Москвы-реки, открыть доступ к реке для горожан и сделать столичные набережные благоустроенными с применением инновационных идей? Об этом в интервью корреспонденту портала Стройкомплекса рассказала Анна Камышан, менеджер проекта-победителя международного конкурса на развитие прибрежных территорий Москвы-реки архитектурного бюро «Проект Меганом».
Пресса: Юрий Григорян: Москва-река станет самой оживленной...
Архитектор, основатель и руководитель бюро «Проект Меганом» Юрий Григорян рассказал о преобразовании набережных Москвы-реки, «портах будущего» и развитии новых городских центров в периферийных районах Москвы.
Пресса: Архитекторы решают – какой станет Москва-река через...
Подведение итогов конкурса на развитие набережных Москвы-реки стало отправной точкой более предметного разговора о будущем этих территорий. В ходе прошедших накануне дискуссий финалисты конкурса и эксперты обсудили перспективы воплощения концепций — рациональные идеи для Москвы-реки есть в каждом из шести проектов.
Пресса: Быстрое течение
В 2015 году в столице начнется реализация нового масштабного проекта, связанного с реабилитацией городских набережных и застройкой территорий, тяготеющих к Москве-реке. За основу будет взята концепция архитектурного бюро «Меганом», победившая на международном конкурсе.
Пресса: Финалисты конкурса по развитию Москвы-реки: плюсы...
13 декабря в рамках Фестиваля Урбанфорума-2014 прошла презентация концепций финалистов конкурса на развитие территорий, прилегающих к Москве-реке. О достоинствах и недостатках проектов рассказали главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и главный архитектор НИиПИ Генплана Москвы Андрей Гнездилов.
Пресса: Архитектуру Москвы-реки вводят в жилое русло
Столичные власти подвели итоги международного конкурса на разработку облика московских набережных. Победители из бюро «Проект Меганом» задались целью превратить реку в «позвоночник» города, спроектировав в каждом районе «порты будущего» с магазинами, жильем и спорткомплексами. Эксперты полагают, что концепция позволит построить вдоль реки 30 млн кв. м недвижимости стоимостью до $180 млрд.
Пресса: Москва-река и 37 портов
Столичные власти выбрали концепцию, определяющую развитие главной водной артерии города до 2035 года. Победителем стал проект российской компании «Меганом». Для его воплощения в правительстве города будет создана специальная рабочая группа, призванная координировать действия органов исполнительной власти.
Пресса: Новое течение Москвы-реки
Победителем международного конкурса на концепцию градостроительного развития территории у Москвы-реки стал консорциум во главе с российским архитектурным бюро «Проект Меганом». Программа ляжет в основу развития Москвы-реки, которая будет представлена в апреле 2015 года, а реализована полностью к 2035 году.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Пресса: Победители конкурса на метро: MAParchitects
Представляем проект победителей конкурса на три станции метро — бюро MAParchitects — разработавших оригинальную концепцию «техногенного леса» для станции «Стромынка». Подробности проекта комментирует руководитель бюро Александр Порошкин.
Пресса: Победители конкурса на метро: ai-architects
Архитекторов необходимо привлекать к разработке архитектурной концепции станций метро еще на этапе проектирования. Тогда в проект можно будет заложить оригинальные решения, которые сделают передвижение пассажиров еще комфортнее и безопаснее, считают основатели бюро ai-architects Иван Колманок и Александр Томашенко. Их проект станции «Шереметьевская» победил в голосовании на портале «Активный гражданин».
Технологии и материалы
Многоликий габион
У габионов Zabor Modern, помимо эффектного внешнего вида, есть неочевидное преимущество: этот тип ограждения не требует фундаментных работ, благодаря чему устанавливать его можно даже там, где другой забор не пройдет по нормам. Кроме того, конструкция подходит и для ландшафтных решений.
Delabie идет в школу
Рассказываем о дизайнерских и инженерных разработках компании Delabie, которые могут быть полезны при обустройстве санузлов в детских учреждениях: блокировка кипятка, снижение расхода воды, самоочищение и многое другое.
Клинкерная брусчатка Penter: универсальное решение для...
Природная естественность – вот главная характеристика эстетических качеств клинкерной брусчатки Penter. Действительно, она изготавливается из глины без добавления искусственных красителей, а потому всегда органично смотрится в любом ландшафте. В сочетании с лаконичной традиционной формой это позволяют применять ее для самого широкого спектра средовых разработок – от классицизирующих до новаторских.
Долина Муми-троллей
Компания «Новые Горизонты» представила тематические площадки, созданные по мотивам знаменитых историй Туве Янссон и при участии законных правообладателей: голубая башня, палатка, бревно-тоннель и другие чудеса Муми-Долины.
Секреты городского пейзажа
В творчестве известного архитектора-неоклассика Михаила Филиппова мансардные окна VELUX используются практически во всех проектах, начиная с его собственной квартиры и мастерской и заканчивая монументальными ансамблями в центре Москвы и Тюмени. Об умном применении мансардных окон и их связи с силуэтом городских крыш мастер дал развернутый комментарий порталу archi.ru.
Золотисто-медное обрамление
Откосы окон и входные порталы, обрамленные панелями из алюминия Sevalcon, завершают и дополняют архитектурный образ клубного дома «Долгоруковская 25», построенного в неорусском стиле рядом с колокольней Николая Чудотворца.
Как защитить деревянную мебель в доме и на улице: разновидности...
Деревянные изделия ручной работы не выходят из моды, а потому деревянную мебель используют как в интерьерах, так и для оборудования уличных зон отдыха. В этой статье расскажем, как подобрать оптимальный защитный состав для деревянных изделий.
Русское высотное
Последние несколько лет в России отмечены новой волной интереса к высотному строительству, не просто высокоплотному, а именно башням. Об одной из них известно, что ее высота будет 703 м, что вновь претендует на европейский рекорд. Но дело, конечно, не только в высоте – происходит освоение нового формата: башен на стилобате, их уже достаточно много. Делаем попытку систематизировать самые новые из построенных небоскребов и актуальные проекты.
Чувство города
Бизнес-парк «Ростех-Сити» построен на Северо-Западе Москвы. Разновысотная застройка, облицованная затейливым клинкерным кирпичом разнообразных миксов Hagemeister, придаёт архитектурному ансамблю гуманный масштаб традиционного города.
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Сейчас на главной
Камертон озера
Новый жилой комплекс в Тюмени спроектирован при участии французских архитекторов, сочетает башню с таунхаусами и домиками на крыше, но прежде всего настроен на озеро, которое способно подарить ощущение загородной жизни.
В кольцах пандусов
Словенские архитекторы ENOTA и косовское бюро OUD+ Architects выиграли конкурс на проект спортивного центра в Приштине.
Градостроительные опыты
Этим летом Институт Генплана Москвы при поддержке Москомархитектуры провел стажировку-воркшоп для студентов и молодых архитекторов в новом расширенном формате. Задачей было предложить свежий взгляд на несколько территорий города, рассматриваемых сейчас специалистами института. Дипломами наградили четыре проекта, гран-при получил «самый запоминающийся».
Выставки больших надежд
В Strelka Press выпущено русскоязычное издание книги Ника Монтфорта «Будущее. Принципы и практики созидания». Публикуем отрывок о Всемирных выставках в Нью-Йорке 1939/40 и 1964 годов, где экспозиция General Motors «Футурама» представляла эффектную картину ближайшего будущего.
Длинный дом
Общественный центр по проекту бюро smartvoll должен вернуть оживление в сердце австрийской деревни Гросвайкердорф.
Архитектура СССР: измерение общее и личное
Новая книга Феликса Новикова «Образы советской архитектуры» представляет собой подборку из 247 зданий, построенных в СССР, которые автор считает ключевыми. Коллекция сопровождается цитатами из текстов Новикова и других исследователей, а также очерками истории трех периодов советской архитектуры, написанными в жанре эссе и сочетающими объективность с воспоминаниями, личный взглядом и предположениями.
От импрессионизма до фотореализма
В галерее Catacomba в Малом Власьевском переулке до 29 сентября открыта выставка рисунков студентов МАРХИ. Преподаватели отбирали неформальные креативные работы разных направлений. Публикуем несколько рисунков с выставки.
Контекст и детали
Финалистов премии Стерлинга-2021, британского «здания года», объединяет внимание к деталям и контексту – как и претендентов на награды RIBA за лучшие жилье и малый проект начинающего архитектора. Публикуем все три «коротких списка».
От ЗИМа до -изма
В Самаре 13 сентября торжественно, в сопровождении перформанса, спонсированного Сбербанком, была презентована общественности реставрация здания фабрики-кухни, нового филиала Третьяковской галереи. Вашему вниманию – репортаж о промежуточных, но уже вполне значительных, результатах реставрации памятника авангарда.
Печатные, но наполовину
В Техасе выставили на продажу дома, возведенные при помощи 3D-принтера. Приобрести высокотехнологичное жилище можно за 745 000 долларов.
Шкала времени Кумертау
Проект-победитель конкурса Малых городов: с помощью малых форм архитекторы рассказывают историю возникшего на буроугольном разрезе поселения, активируют центральную улицу и готовят почву для насыщенной социальной жизни.
Дерево живет и регулярно побеждает
Невзирая на вирусы и прочих короедов современная русская деревянная архитектура демонстрирует чудеса выживаемости. Определен шорт-лист премии АРХИWOOD – 12-й по счету. Куратор премии Николай Малинин представляет финалистов.
Buena vista
Проект частного дома в Подмосковье архитектор Роман Леонидов назвал Buena Vista, то есть хороший вид по-испански. И действительно, великолепный вид откроется не только из дома с бельведером, стоящего на возвышении, но и сама вилла на холме предназначена для созерцания из партера парка. В общем, буэна виста и бельведер, с какой стороны ни посмотреть.
Кирпичный текстиль
На фасадах офисного здания по проекту Make Architects в Солфорде – кирпичная кладка, имитирующая традиционные для этого города ткани.
Большая Астрахань live
Гибкое улучшение связности территорий, развитие полицентричности, улучшение качества жизни, экологичные инновации – все эти решения проекта-победителя конкурса на мастер-план Астраханской агломерации, разработанного консорциумом под руководством Института Генплана Москвы, основаны на синтезе профессиональных аналитических инструментов, позволяющих оценивать последствия решений в динамике, и общения с жителями города.
Архив архитектуры
В Музее архитектуры открылась выставка «Профессия – реставратор», первая из экспозиций, приуроченных к будущему юбилею. Нетрадиционная тема позволяет показать работу не самых заметных, но очень важных для музея людей – тех, кто восстанавливает предметы и готовит их к хранению и показу.
Вода для жизни
Пятый, а значит юбилейный по счету форум «Среда для жизни» прошел в Нижнем Новгороде сразу после юбилейных торжеств, посвященных 800-летию города, и стал, в сущности, частью празднования. В то же время среди показанных проектов лидировали решения, связанные с временно затопляемыми территориями, что можно признать одной из актуальных тенденций нашего времени.
Градсовет Петербурга 8.09.2021
Градсовет рассмотрел новый вариант перестройки станции метро «Фрунзенская»: проект от московских архитекторов, Единый диспетчерский центр и противоречивый традиционализм.
Медовая горка
Проект-победитель конкурса Малых городов для города Куртамыш: террасированный парк, который дает возможность по-новому проводить досуг
Традиции орнамента
На фасаде павильона для собраний по проекту OMA при синагоге на Уилшир-бульваре в Лос-Анджелесе – узор, вдохновленный оформлением ее исторического купола.
Кочевники и пряности
Два проекта павильона ресторана катарской кухни, который мог появиться в Экспофоруме: не отработанный в Петербурге формат временной архитектуры, способный пропустить в город более смелые решения.
Магистры ЯГТУ 2021: «Тени забытых предков»
Работы выпускников кафедры архитектуры Ярославского государственного технического университета: анализ сталинской архитектуры, возвращение к жизни города-призрака, актуализация советских гаражей и маршрут по исправительно-трудовому лагерю.
Домики в кронах
Свайные гостевые домики по проекту бюро aoe обеспечивают постояльцам близость к природе и уединение.
Дерево с удостоверением
Объявлены финалисты премии за постройки из сертифицированной древесины WAF 2021. Среди них: самое крупное CLT-здание в США, микро-библиотека в Индонезии, офисный комплекс в Сиднее и киоск в Гонконге.