Река через века

250 лет истории набережных Москвы-реки.

mainImg
Сейчас, когда идет конкурс на концепцию развития территорий вдоль Москвы-реки и ее берега ждет новый этап реконструкции, уместно вспомнить, как изменялась береговая линия Москвы на протяжении последних двух с половиной столетий. Что представляют собой набережные главной столичной реки и почему они стали такими, какими мы их знаем сейчас? На эти вопросы мы постараемся ответить в нашем кратком историческом очерке.
Деревянные набережные Москвы-реки в XVIII столетии. Изображение с сайта www.nevsepic.com.ua

Первая каменная набережная напротив кремлевской стены была предусмотрена прожективным планом 1775 года, созданным примерно на 15 лет позже аналогичного плана для Парижа. В плане уделялось большое внимание рекам в черте города: он, в том числе, намечал трассировку грандиозного гидротехнического сооружения – водоотводного канала. Капитальные набережные, согласно плану, планировалось возвести перед Кремлем и Китай-городом, включая Воспитательный дом. На европейский манер эти набережные предписывалось обсадить двумя рядами деревьев.

В 1795 было начато строительство первой каменной набережной перед Кремлем (взамен старой, обшитой бревнами). Работы, проведенные Экспедицией кремлевского строения, заключались в облицовке диким камнем устроенных ранее деревянных «обрубов». До 1800 был сооружен лишь фрагмент набережной протяженностью около 1 километра. Тело стенки набережной было сложено из известняка, на известковой же основе с гидравлическими добавками. В облицовке был использован песчаник, а фундаментом для набережной служил деревянный свайный ростверк.
Одно из первых изображений набережной перед Воспитательным домом в исполнении художника мастерской Федора Алексеева. На пейзаже можно видеть место старейшей пристани на Москве-реке. Акварель из собрания ГЭ. 1800-е гг. С сайта http://www.artscroll.ru

В эти же годы (1796–1801) по проекту Матвея Казакова на высоком берегу реки напротив Хамовников было построено здание Голицынской больницы. Берег реки в этом месте был укреплен так называемой «Голицынской стенкой», включавшей подпорную стенку из известняковых плит разной величины с парапетом и две фланкирующие ее беседки. В XX веке партерный парк больницы вошел в состав Парка Горького. Во время комплексной реконструкции набережных в 1930-е гг. подпорная стенка была сохранена, поэтому сегодня это самый старый фрагмент московских набережных.

Вернемся в центральную часть Москвы – на Москворецкую набережную. Следующей благоустроенной набережной стал участок возле Воспитательного дома. В 1801 было «повелено» облицевать берег камнем так же, как это было сделано возле Кремля, однако деревья было позволено не сажать. Строительные работы растянулись до 1806 года, но даже после их окончания горожане долгое время не могли пользоваться набережной, отданной в полное распоряжение обитателей Воспитательного дома – сирот, подкидышей и детей, родившихся вне брака или у неимущих родителей.
Кремлевская набержная на картине Федора Алексеева «Вид Московского Кремля и Каменного моста». 1815. Из собрания ГИМ. С сайта http://www.artscroll.ru
Схема расположения сходов на старых набережных. Источник: П.И. Гольденберг, Л.С. Аксельрод. «Набережные Москвы. Архитектура и конструкции». М., 1940.

В течение следующих десяти лет была выстроена набережная напротив Китай-города протяженностью 405 м. Попутно была произведена подсыпка и регулирование низкого берега.

В рамках масштабных работ по восстановлению Москвы после пожара 1812 года, в 1832–1836 в дополнение к существующим Кремлевской и Москворецкой набережным были выстроены каменные Софийская и Раушская. Любопытно, что для Софийской набережной был утвержден необычный двухуровневый проект: с подпорной стенкой у воды и верхним ярусом, устроенным на арках над рекой.

Последние крупные работы по благоустройству набережных в дореволюционной Москве проводились в 1880, когда перед храмом Христа Спасителя по проекту инженера Н. М. Левачева было выстроено еще 516 метров набережной с лестничным спуском и купелью. В итоге на рубеже XIX­–XX веков Москва имела всего 4 км благоустроенных набережных при общей длине береговой линии 40 км (в тогдашних границах города).

Устройство старых сходов московских набережных

Как и нынешние набережные в центре города, старые московские набережные представляли собой стены, отделяющие берег от воды. Они имели форму бутовой стенки на свайном основании и были облицованы татаровским камнем (песчаник, добывавшийся близ села Татарово, недалеко от села Крылатского) и ограждены тумбами с решетками. Высота стандартной тумбы составляла 1,36 м. Подпорная стенка имела уклон в 80 градусов и украшалась карнизом в виде вала диаметром в 25 см. Размер стандартной плиты равнялся примерно 100 см х 50–60 см, что значительно меньше современных облицовочных плит.

Важной характеристикой старых набережных было то, что сходы и съезды были углублены в тело набережной и не выдавались за линию регулирования, дабы не сужать речного русла. Ширина схода равнялась примерно 3 м, съезда – 7 м. Таким образом, они были заглублены в набережную на 10 м. Более импозантные сооружения такого типа были расположены на левом, кремлевском берегу, а утилитарные сооружения – грузовые съезды – устраивались на правом берегу, преимущественно ниже Кремля по течению.
При реконструкции набережных в 1930-е годы старые набережные были сохранены и включены в тело новых. Наружный профиль с почти вертикальной лицевой гранью был заменен на новый откосный. Источник: П.И. Гольденберг, Л.С. Аксельрод. «Набережные Москвы. Архитектура и конструкции». М., 1940.

После реконструкции 1930-х годов количество точек доступа к воде было сокращено. Например, на участке между Большим Каменным и Москворецким мостами изначально было 6 спусков к воде, а после реконструкции остался всего один, расположенный по оси Тайницкой башни Кремля, на противоположной стороне реки. На участке между Москворецким и Большим Устьинским мостом было 7 спусков к воде, после реконструкции остался также всего один сход – у Воспитательного дома.
zooming
Евгений Лансере. Волга у стен Кремля. 1937. Из собрания Донецкого областного художественного музея. С сайта http://moscowwalks.ru


Реконструкция набережных в 1930-е годы
Набережная-трибуна в ЦПКиО им. Горького была сооружена для наблюдения за водными соревнованиями на реке. Архитектор А.В. Власов. 1934. Источник: П.И. Гольденберг, Л.С. Аксельрод. «Набережные Москвы. Архитектура и конструкции». М., 1940.

Сегодняшние набережные и спуски к воде – это результат комплексной реконструкции водной инфраструктуры, проходившей с середины 1930-х годов в рамках реализации Генерального плана Москвы 1935 года. В этот период произошло кардинальное переосмысление роли реки в городе. Помимо утилитарной, транспортной функции, она стала пониматься как важнейший градообразующий элемент. Это качество дополнительно усиливалась двумя параллельными реке трассами: «Река заключена между двумя главными магистралями города: осью старого города (диаметром: Ленинградское шоссе – центр – ЗИС), осью нового города на Юго-западе (Рублевское шоссе – Каширское шоссе)» (Цит. из книги «Набережные Москвы. Архитектура и конструкции». М., 1940). Одновременно на транспортный каркас, важнейшим компонентом которого была Москва-река, накладывался зеленый каркас, одним из крупнейших «клиньев» которого становилась парковая зона, протянувшаяся от Воробьевых гор через ЦПКиО и Болотную площадь к Кремлю.

Транспортная функции также получила свое дальнейшее развитие за счет активного строительства новых каналов и гидротехнических сооружений, связывающих Москву с Волгой. В общей сложности в составе ансамбля канала Москва–Волга, растянувшегося на 128 километров, было построено более 240 сооружений, обладающих историко-культурным потенциалом, соизмеримым с ВДНХ.

В 1930-е русло Москвы-реки было реконструировано, чтобы приспособить его для прохода комбинированного волжского транспорта, нефтеналивных судов, грузовых караванов. В соответствии с трассой судового хода была скорректирована и частично спрямлена береговая линия. В литературе того времени указывается, что достичь идеального выравнивании линии регулирования удалось далеко не везде. Так, например, линия регулирования Крымской набережной (у нынешнего парка «Музеон») не была в достаточной степени спрямлена и сохранила небольшой излом, что объясняется крупной водопроводной трубой, проходящей вблизи от берега: ее решено было не перекладывать.

Транспортная роль реки наложила свой отпечаток и на конструкцию новых мостов. На раннем этапе проектирования за базовый тип моста предполагалось взять мост балочной конструкции, но такие мосты потребовали бы возведения дополнительных опор в русле реки, что ограничило бы свободу передвижения речных судов, поэтому в итоге предпочтение было отдано однопролетной конструкции арочного типа. В результате сегодня все мосты через Москву-реку имеют схожую конструкцию, исключение составляют лишь построенные ранее Бородинский и Новоспасский.

Основные типы московских набережных

Для реконструкции 1930-х годов характерно строгое деление набережных на общегородские, парковые и портовые. Такое разграничение до сих пор определяет характер береговой линии Москвы-реки на значительном ее протяжении.

Общегородская набережная подразумевала прежде всего устройство проездной дороги и новую красную линию с отступом в 40 м от линии регулирования набережной. В ходе строительных работ в первую очередь производилась реконструкция самих набережных, во вторую – примыкающей застройки, причем эта вторая очередь, включающая в себя возведение домов по новым красным линиям, была осуществлена лишь частично. Пожалуй, единственный пример, где она была доведена до идеала – это Фрунзенская набережная.

Особенность парковой набережной – отсутствие четкого отделения берега от воды при помощи стенки и отведение транзитного транспортного потока от реки. Набережная такого типа реализована в Москве только в Парке Горького. Она имеет два уровня: верхний – для ограниченного транзита (внутрипарковый проезд) и нижний, расположенный практически на уровне воды, что дает ощущение непосредственного контакта с водным зеркалом, что использовалось в середине XX века при организации спортивных мероприятий и торжеств. Подобные спуски планировалось возвести на нескольких участках Москвы-реки, в частности, у Новодевичьего монастыря, но этот план не был реализован.
zooming
Строительство набережной в ЦПКиО им. Горького. 1934. В некоторых местах набережная была отодвинута в сторону воды на 5 метров, чтобы сохранить существующие деревья. Фотография: А. Гринберг. С сайта samlib.ru

Портовые набережные предназначались для технических нужд, что автоматически исключало возможность транзита и общегородской характер использования. К таким набережным относятся территории Западного и Южных речных портов. Следует отметить, что по плану реконструкции Москвы 1935 года предполагалось также строительство новых грузовых пристаней на спрямляющих каналах (Дорогомиловском, Андреевском, Лужнецком). По всей видимости, в дальнейшем предполагался перенос технической функции с берегов основного русла Москва-реки на берега каналов, но этого не произошло. Сегодня территории промышленных набережных представляют серьезную проблему и, вместе с тем, значительный потенциал для развития.

Оформление подпорных стенок
zooming
Схема архитектурных профилей стенок московских набережных. Источник: П.И. Гольденберг, Л.С. Аксельрод. «Набережные Москвы. Архитектура и конструкции». М., 1940.

В соответствии с программой реконструкции 1930-х годов, набережные получили гранитное оформление на протяжении около 30 километров русла Москва-реки (от Краснопресненской набережной до Кожухова). При облицовке набережных были использованы профили разных типов. За базовый был принят наклонный тип стенки с переменной крутизной граней. Предпочтение этому типу было отдано ввиду того, что такая стенка меньше заслоняет здания на берегу при восприятии с зеркала воды, а также поскольку наклонная стенка хорошо подчеркивает плавность изгибов реки, что в случае с извилистым руслом Москвы-реки было весьма актуально. Применение профилей с различной степенью уклона было связано с различным конструктивным устройством набережных. Строго вертикальный тип стенки был использован лишь в одном месте: на набережной нереализованного Дворца Советов.
Сход у южной проходной ЗИЛа. Проект. Источник: П.И. Гольденберг, Л.С. Аксельрод. «Набережные Москвы. Архитектура и конструкции». М., 1940.

В облицовке набережных был использован гранит нескольких цветов из украинских и уральских месторождений. Так, набережная у Кремля была облицована породами серого оттенка, а стенка Раушской набережной выполнена из гранита серого цвета с парапетом розового оттенка. Такое сочетание цветов было признано критиками не очень удачным. Некоторые отрезки набережных (у Краснопресненской ТЭЦ, на территории ЗИЛа) облицованы красным гранитом.

Парапеты набережных были выполнены в двух вариантах: сплошные гранитные в центральной части города, в виде чугунных решеток с гранитными пилонами – за пределами центра. При этом сразу после окончания работ критиками замечалось, что сплошные стенки набережных хотя и делают ее более монументальной (что было основной задачей при решении облика набережных), закрывают вид на речное зеркало на узких фрагментах реки, например, у Воспитательного дома.

Архитектура сходов

Поскольку река в 1930-е годы воспринималась как транспортная магистраль, в первую очередь набережные должны были быть приспособлены для причаливания судов, и лишь затем – для доступа людей, причем только на отдельных участках. Возможность обустройства пониженных прогулочных уровней вдоль реки не предусматривалась совсем (за исключением набережной Парка Горького), чтобы не сужать и без того достаточно узкое (около 90 м в ширину) русло в центре столицы.
Сход у южной проходной ЗИЛа. Современное состояние. Фотография: Борис Кондаков
Насосная станция берегового дренажа. Архитектор Г.П. Гольц. Проектная графика. Источник: Антонов О.Н. Георгий Павлович Гольц. 1893-1946. Каталог выставки. М., 2006.

Если архитектура сходов в XIX в. была подчеркнуто утилитарна, то в 1930-е гг. ей придавалась гораздо большее значение: прежде всего она должна была быть выразительной. Приходится признать, мы редко обращаем внимание на архитектурное оформление спусков к воде (главным образом, ввиду их труднодоступности из-за автомагистралей). А ведь решение каждого схода должно было быть уникальным, пожалуй, сложно назвать два одинаковых схода на Москве-реке.

Перечислим архитекторов, участвовавших в создании спусков к воде (к сожалению, не везде удалось установить инициалы): Соколов (Дербеневская, Крутицкая, Москворецкая, Павелецкая набережные), И. А. Француз (Киевская, Бережковская, Смоленская, Ростовская, Котельническая, Гончарная набережные), Кириллов (Софийская набережная), А. В. Власов совместно с Москвиным и Шмидтом (Пушкинская набережная), А. М. Файфель (набережные Яузы), Г. П. Гольц (Высокояузская набережная Яузы), А. Д. Сурис (Краснохолмская стрелка). Конечно этот список далеко не полный и подлежит уточнению.
zooming
Насосная станция берегового дренажа. Архитектор Г.П. Гольц. Фотография, фиксирующая современное состояние. Изображение с сайта wikimapia.org
Берсеневская стрелка. Архитектор И.А. Француз. 1935. По первоначальному замыслу здесь должна была быть установлена скульптура В.И. Мухиной «Спасение челюскинцев», а в 1940 разрабатывался проект установки на Стрелке скульптуры «Рабочий и колхозница».
zooming
Схема центральной части Москвы с местами размещения более 30 сходов к воде. Источник: П.И. Гольденберг, Л.С. Аксельрод. «Набережные Москвы. Архитектура и конструкции». М., 1940.

Сходы к реке, служащие причальными площадками – остановками для речного транспорта, были выполнены с разным шагом, но расстояние между ними практически никогда не превышает 1000 м, что соответствует требованиям водно-транспортного сообщения. Исключение в центре города составляет лишь участок реки между Москворецким и Софийским сходами, достигающий длины 1100 м.
zooming
Проект жилого дома работников правительственных учреждений РСФСР на Ростовской набережной в Москве. Архитекторы А.В. Щусев, А. К. Ростковский. 1936. С сайта retromap.ru

Размещение сходов отнюдь не случайно. Перед архитекторами стояла задача их строгой привязки к осям зданий: по представлениям 1930-х годов, набережная мыслилась как стилобат монументальной застройки берега, и все элементы берегового устройства (подпорная стенка со сходами, мосты, здания на обоих берегах) должны были быть строго увязаны между собой и составлять единый ансамбль.

Следует отметить, что привязка зданий к набережным была осуществлена также далеко не везде. Так, жилой дом архитекторов напротив площади Киевского вокзала (архитекторы А. В. Щусев и А. К. Ростковский) так и остался отделен широкой плоскостью партера от водной глади и не получил доступа к воде.
zooming
Дом архитекторов. Современное состояние. Фотография: Борис Кондаков

Реализация этого плана растянулась на несколько десятилетий. Практически все запроектированные сходы были воплощены в жизнь, однако границы города продолжали расширяться, и единого осмысления береговой линии так и не произошло. Мощный импульс, который был дан осмыслению темы воды в городе в 1930-е годы, влиял на ситуацию два десятилетия и впоследствии постепенно угасал. Будет справедливым отметить, что некоторые идеи развития водной инфраструктуры декламировались и в генеральном плане 1971 года, но они так и остались идеями, и принципиально нового развития этого вопроса не произошло.

Сегодня нам предстоит заново открыть реку городу, который и создавался изначально как город на воде. Какими качествами должны обладать заново осмысленные московские набережные? В первую очередь, хочется надеяться, что набережные города на всем своем протяжении сформируют полноценный каркас со сбалансированной водной, пешеходной, велосипедной и автомобильной инфраструктурой. На большей части своей длины (а не только в парковых зонах, как это происходит сегодня) набережные должны предлагать городу доступную среду с «контактной» водой. Набережные должны стать комфортным пространством и дать городу новое качество жизни.
 

18 Ноября 2014

Пресса: Власти Москвы планируют проложить 246 километров велодорожек
По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, велодорожки планируется сделать частью единой взаимосвязанной системы пешеходно-рекреационных пространств, предусмотренной рамочной концепцией преобразования прилегающих к Москве-реке территорий.
Пресса: Экология реки: стратегия и практики
Экологическая стратегия является важным разделом общей концепции развития прибрежных территорий Москвы-реки. В проекте победившей в конкурсе команды «Проект Меганом» за экологизацию реки отвечает партнер всемирно известного бюро Gillespies Брайан Эванс. Мы попросили Брайана прокомментировать его предложения, а также задали вопросы эксперту конкурса, директору Института комплексного развития территорий Анне Курбатовой.
Пресса: «Проект Меганом»: на Москве-реке могут появиться очищающие...
Как решить проблему загрязнения Москвы-реки, открыть доступ к реке для горожан и сделать столичные набережные благоустроенными с применением инновационных идей? Об этом в интервью корреспонденту портала Стройкомплекса рассказала Анна Камышан, менеджер проекта-победителя международного конкурса на развитие прибрежных территорий Москвы-реки архитектурного бюро «Проект Меганом».
Пресса: Юрий Григорян: Москва-река станет самой оживленной...
Архитектор, основатель и руководитель бюро «Проект Меганом» Юрий Григорян рассказал о преобразовании набережных Москвы-реки, «портах будущего» и развитии новых городских центров в периферийных районах Москвы.
Пресса: Архитекторы решают – какой станет Москва-река через...
Подведение итогов конкурса на развитие набережных Москвы-реки стало отправной точкой более предметного разговора о будущем этих территорий. В ходе прошедших накануне дискуссий финалисты конкурса и эксперты обсудили перспективы воплощения концепций — рациональные идеи для Москвы-реки есть в каждом из шести проектов.
Пресса: Быстрое течение
В 2015 году в столице начнется реализация нового масштабного проекта, связанного с реабилитацией городских набережных и застройкой территорий, тяготеющих к Москве-реке. За основу будет взята концепция архитектурного бюро «Меганом», победившая на международном конкурсе.
Пресса: Финалисты конкурса по развитию Москвы-реки: плюсы...
13 декабря в рамках Фестиваля Урбанфорума-2014 прошла презентация концепций финалистов конкурса на развитие территорий, прилегающих к Москве-реке. О достоинствах и недостатках проектов рассказали главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и главный архитектор НИиПИ Генплана Москвы Андрей Гнездилов.
Пресса: Архитектуру Москвы-реки вводят в жилое русло
Столичные власти подвели итоги международного конкурса на разработку облика московских набережных. Победители из бюро «Проект Меганом» задались целью превратить реку в «позвоночник» города, спроектировав в каждом районе «порты будущего» с магазинами, жильем и спорткомплексами. Эксперты полагают, что концепция позволит построить вдоль реки 30 млн кв. м недвижимости стоимостью до $180 млрд.
Пресса: Москва-река и 37 портов
Столичные власти выбрали концепцию, определяющую развитие главной водной артерии города до 2035 года. Победителем стал проект российской компании «Меганом». Для его воплощения в правительстве города будет создана специальная рабочая группа, призванная координировать действия органов исполнительной власти.
Пресса: Новое течение Москвы-реки
Победителем международного конкурса на концепцию градостроительного развития территории у Москвы-реки стал консорциум во главе с российским архитектурным бюро «Проект Меганом». Программа ляжет в основу развития Москвы-реки, которая будет представлена в апреле 2015 года, а реализована полностью к 2035 году.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.