По реке Москве

18 октября состоялась «пресс-экскурсия» по маршруту ММДЦ «Москва-Сити» – «полуостров ЗИЛ», организованная НИиПИ Генплана Москвы.

mainImg
Главная река Москвы даже для большинства коренных москвичей – это во многом terra incognita. Фрагментарное представление можно получить от поездки на речном трамвайчике или прогулке по набережным в самом центре города, гарантирующим позитивное настроение и эйфорию от открывающихся панорам. Однако за пределами Садового кольца многие участки реки оказываются недосягаемыми: где-то вплотную к воде проходит оживленная автомобильная дорога, где-то путь преграждают заборы очередной промзоны. В такие места и сам идти не захочешь: захламленные берега, живущие своей тайной жизнью, своим отнюдь не столичным видом словно говорят: «Вам здесь не рады».
zooming
Фотография © Татьяна Пашинцева

Сколько таких «сталкерских зон» расположено вдоль реки, можно узнать, только прокатившись на теплоходе, специально арендованном для знакомства с неизвестной Москвой-рекой: тогда маршрут включает и те места, куда туристические и прогулочные суда не заглядывают.
zooming
Фотография © Татьяна Пашинцева

Сотрудники института Генплана выступили в необычной для себя роли экскурсоводов и по ходу путешествия давали подробные комментарии о результатах исследований, проведенных институтом в 2013 и начале 2014 годах, и о том, какие задачи поставлены перед участниками проходящего проходящего сейчас международного конкурса, посвященного как раз зонам вдоль Москвы-реки. Благодаря этому журналисты смогли познакомиться с предметом этого конкурса и наглядно убедиться в существовании накапливавшихся годами проблем. Большая их часть, выявленная в ходе исследования, вошла в техническое задание конкурса, некоторые (например, развитие парковой зоны от Крымской набережной до Воробьевых гор и реконструкция территории ЗИЛа) уже решаются, а еще ряд проблем – будут предметом анализа в ходе дальнейшей работы, по мере накопления опыта и ресурсов. Международный конкурс и полученные в его результате наиболее удачные решения будут использованы в создании концепции развития Москвы-реки, в работе над которой задействованы специалисты различных департаментов и проектных организаций столицы, а также международные эксперты.

Первое, на что обращают особое внимание все эксперты – набережные практически исключены из городского общественного пространства. Они мало приспособлены для пешеходов и использование их в качестве рекреационных зон чрезвычайно затруднено.
zooming
Фотография © Елена Петухова

По словам Андрея Гнездилова, главного архитектора института Генплана, отсутствие этой функции у набережных сложилось исторически: «Набережные вдоль Москвы-реки на протяжении столетий имели утилитарный характер: они защищали берега, использовались для грузовых перевозок, и как коммуникационный коридор, вдоль которого прокладывались автодороги».  
Андрей Гнездилов. Фотография © Елена Петухова

Поэтому на реке нет не только системы «объектов для посещения», но и «системы комфортных связей, по которым пешеход может передвигаться от одного объекта к другому».
zooming
Фотография © Татьяна Пашинцева

Имеющихся тротуаров явно не достаточно, чтобы обеспечить нужные связи и сделать берега реки привлекательными для прогулок.
zooming
Фотография © Татьяна Пашинцева

Заведующий отделом организации дорожного движения Сергей Канеп подтвердил общее впечатление о том, что набережные используются исключительно как транспортные артерии.
zooming
Сергей Канеп и участники экскурсии. Фотография © Елена Петухова

Это одна из самых серьезных проблем, требующая продуманного подхода. Наиболее очевидные решения, вроде перекрытия движения автотранспорта по основным набережным внутри Садового кольца (как это было сделано на Крымской набережной) чревато многократным увеличением нагрузки на прилегающие улицы, а значит – транспортным коллапсом, и потому нереализуемы. Конкурсантам предстоит найти свои варианты прокладки пешеходных маршрутов вдоль реки. Одним из ключевых пунктов технического задания стало «наполнение набережных новым качеством, создание на берегах реки общественных пространств, привлекательных для посещения, которые станут пунктами притяжения в цепочке пешеходных маршрутов».

Частично такая работа уже ведется. Союз московских архитекторов при поддержке Москомархитектуры и института Генплана провел открытый конкурс на реконструкцию набережной Тараса Шевченко, в ходе которого участники предложили ряд нестандартных решений по обеспечению доступа жителей к набережной и организации автомобильного движения и пешеходных связей, в том числе – в форме переходов над автодорогами и сокращения трафика.

Формируемые вдоль реки маршруты могут и должны быть не только пешеходными, но и велосипедными. По словам Сергея Канепа, «есть идея формирования непрерывной велоструктуры, которая обеспечит основные связи по городу». Заметим, что часть веломаршрутов по набережным уже активно задействована: это рекреационные зоны Лужников, а также протяженная связка Воробьевы горы – Нескучный сад – Парк Горького – Крымская набережная. Во время экскурсии у всех была возможность убедиться в популярности этого маршрута. Несмотря на холодную погоду, по берегам неслись велосипедисты и бегуны. Протяженность этого уникального вело-пешеходного маршрута составляет около 10 км: не каждый европейский город может похвастаться такой парковой зоной.
zooming
Фотография © Елена Петухова

Экологическая, природная составляющая проекта береговой зоны составляет весомую часть конкурсного ТЗ. Как рассказал заместитель руководителя НПО «Экология» НИиПИ Генплана Василий Грицан, «в конкурсе стояли задачи по созданию неразрывных экологических зеленых систем вдоль реки, улучшению экологического состояния, оздоровлению и комфортному контакту граждан с природой».
Василий Грицан. Фотография © Елена Петухова

Пока такая инфраструктура есть только на единственной в  Москве территории, о которой упоминалось выше, но в перспективе аналогичные рекреационно-парковые зоны, оборудованные велодорожками и сервисной инфраструктурой появятся и в других районах города. В Марьинском парке формируется красивая, протяженная, раскрытая на реку территория, включающая набережные ЗИЛа и Симоновскую. По мнению экспертов, их можно решить в одной стилистике, с единым подходом, как и те территории, что входят в обязательный для проектирования список, связав все в единую приречную систему.

Помимо приспособления набережных для использования горожанами, конкурсанты в своих проектах должны учесть особенности каждого участка. Так, Воробьевы горы – «особо охраняемая территория со специфическим рельефом. Капитальные строения на ее крутых оползневых берегах строить нежелательно. Но можно размещать смотровые площадки и другие временные строения и элементы благоустройства». Только продлив прогулочные связи и инфраструктуру в сторону Киевского вокзала, удастся перераспределить избыточную «нагрузку» из посетителей, приходящуюся сейчас на Парк Горького.

В ходе экскурсии сложилось впечатление, что даже в центре города река воспринимается застройщиками (слово «архитекторами» катастрофически не вяжется с результатами) не как главный и самый выигрышный фасад – видный с набережных и с самой Москвы-реки – а как городские задворки. Это касается в первую очередь промышленных объектов, которые преобладают в застройке берегов.
zooming
Фотография © Елена Петухова

Но, как ни странно, этими же проблемами страдает и рядовая застройка.
zooming
Фотография © Елена Петухова

Говорить о полноценных градостроительных ансамблях, рассчитанных на вид с воды и сочетающихся с рекой, можно буквально в трех – пяти местах в центральной части города.
zooming
Фотография © Елена Петухова

Даже те комплексы и взаимосвязи, которые предполагалось создать в рамках генплана 1935 года, так и остались неосуществленными. Спуски и сходы к реке, существующие на набережных, отмечают эти потенциальные связи между застройкой правого и левого берегов Москвы-реки.

Об отсутствии выстроенной системы распределения архитектурных и градостроительных акцентов как еще об одной задаче конкурса высказалась начальник отдела архитектурных и градостроительных конкурсов НИиПИ Генплана Москвы Алиса Белякова: «В Техническом задании отражена цель создания новых имиджевых объектов на реке. Например, Москва-Сити – объект новой эры, который претендует на то, чтобы стать символом и акцентом в речном сюжете.
zooming
Фотография © Елена Петухова

Еще один – гостиница Украина. Конкурсантами должен быть проанализирован «речной фасад» и предложены новые объекты, новые доминанты для того, чтобы он был символичным, узнаваемым и разнообразным».
zooming
Алиса Белякова и Андрей Гнездилов. Фотография © Елена Петухова

Для решения проблемы градостроительного хаоса и асимметрии в «речном фасаде» конкурсантам предложено сконцентрировать свое внимание на нескольких зонах и разработать для них более детальные концепции развития. В этот особый перечень попали: Строгинская пойма, уже упомянутая территория ММДЦ «Москва-Сити», включающая набережные Тараса Шевченко и Краснопресненскую, а также промзона ЗИЛ.

О планах по застройке «полуострова ЗИЛ» рассказала Алиса Ткачук – ведущий специалист зональной мастерской №15.
Алиса Ткачук. Фотография © Елена Петухова

Выяснилось, что жилая застройка появится там в 50 метрах от берега: это достаточное расстояние, чтобы избежать затопления без удаления жилья от воды. Но сначала будет выполнена рекультивация почв, которая запланирована как одно из необходимых условий инвест-контракта для компании-застройщика.

Внимание участников экскурсии привлекли и к другим перспективным участкам, чье состояние разительно расходится с их градостроительным потенциалом. Они не внесены в обязательный перечень участков для проектирования, но могут быть рассмотрены конкурсантами факультативно, как дополнительная опция. Например, очень интересное место – Дорогомиловский полуостров, который сейчас занят промзоной, включающей товарный двор Киевского вокзала, Дорхимзавод и ТЭЦ. С учетом отличной транспортной инфраструктуры, он, по словам Андрея Гнездилова, заслуживает лучшей участи, и может стать полноценным и респектабельным московским районом.

Особое внимание в программе конкурса уделяется транспортной функции Москвы-реки. На ней уже есть 50 пассажирских причалов, 10 грузовых причалов и два грузовых порта. Но пока река используется в основном как туристический объект. Количество туристических поездок на прогулочных кораблях уже превышает миллион в год и, возможно, будет расти. А вот стоит ли увеличивать объемы грузовых перевозок, конкурсантам нужно подумать.
zooming
Фотография © Татьяна Пашинцева

По мнению экспертов, к речному судоходству можно и нужно добавить трансферную функцию. Но решение этой задачи должно идти в комплексе с предложениями по развитию береговой инфраструктуры. По словам Сергея Канепа, «есть заинтересованность судоходных компаний в том, чтобы возить пассажиров по реке. Но возникает вопрос: откуда и куда их возить? И одной из наших рекомендацией для конкурсантов было предложение: формировать пешеходные связи и предусматривать речные сооружения там, где к ним есть пешеходная доступность от станций скоростного транспорта». Такие пересадочные узлы станут основой речных маршрутов от периферийной части к станциям скоростного транспорта.
zooming
Фотография © Елена Петухова

Кроме того, на набережных Москвы-реки планируется построить около 40 очистных сооружений, а около 15 уже действующих требуется реконструировать и обновить оборудование. Даже если они пока хорошо справляются со своей функцией, это непрезентабельные сооружения, которые портят вид набережных. Во многих местах они не позволяют подойти к реке. Решение этих проблем должны предложить конкурсанты.  

Если подвести итог проведенным Генпланом исследований береговой зоны, то выясняется, что только 1/4 набережных имеет надлежащий вид, а 3/4 находятся в запущенном состоянии. После вычета федеральных земель, не подлежащих реорганизации, вниманию конкурсантов предлагается 3500 га. Из них 1000 га – это особо охраняемые территории, 850 га из которых требуют благоустройства, и только 150 га нуждаются в реорганизации.

Захватывающее путешествие продлилось всего два с половиной часа, но его участникам показалось, что оно заняло намного дольше. Обилие впечатлений, информации о прошлом и настоящем Москвы-реки, а также о перспективах ее развития создало особую атмосферу. Каждый пассажир теплохода почувствовал себя первооткрывателем, участником первого этапа действительно важного для столицы события. Вместо набившего оскомину формата пресс-тура получилась настоящая исследовательская экспедиция по Москве-реке, во время которой можно было не только полюбоваться красотой этого водного потока и его берегов, расцвеченных яркими осенними красками, но и увидеть воочию, сколько еще нужно сделать, чтобы река стала не просто символом Москвы, но и активным «участником» городской жизни.
zooming
Фотография © Елена Петухова

27 Октября 2014

Пресса: Власти Москвы планируют проложить 246 километров велодорожек
По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, велодорожки планируется сделать частью единой взаимосвязанной системы пешеходно-рекреационных пространств, предусмотренной рамочной концепцией преобразования прилегающих к Москве-реке территорий.
Пресса: Экология реки: стратегия и практики
Экологическая стратегия является важным разделом общей концепции развития прибрежных территорий Москвы-реки. В проекте победившей в конкурсе команды «Проект Меганом» за экологизацию реки отвечает партнер всемирно известного бюро Gillespies Брайан Эванс. Мы попросили Брайана прокомментировать его предложения, а также задали вопросы эксперту конкурса, директору Института комплексного развития территорий Анне Курбатовой.
Пресса: «Проект Меганом»: на Москве-реке могут появиться очищающие...
Как решить проблему загрязнения Москвы-реки, открыть доступ к реке для горожан и сделать столичные набережные благоустроенными с применением инновационных идей? Об этом в интервью корреспонденту портала Стройкомплекса рассказала Анна Камышан, менеджер проекта-победителя международного конкурса на развитие прибрежных территорий Москвы-реки архитектурного бюро «Проект Меганом».
Пресса: Юрий Григорян: Москва-река станет самой оживленной...
Архитектор, основатель и руководитель бюро «Проект Меганом» Юрий Григорян рассказал о преобразовании набережных Москвы-реки, «портах будущего» и развитии новых городских центров в периферийных районах Москвы.
Пресса: Архитекторы решают – какой станет Москва-река через...
Подведение итогов конкурса на развитие набережных Москвы-реки стало отправной точкой более предметного разговора о будущем этих территорий. В ходе прошедших накануне дискуссий финалисты конкурса и эксперты обсудили перспективы воплощения концепций — рациональные идеи для Москвы-реки есть в каждом из шести проектов.
Пресса: Быстрое течение
В 2015 году в столице начнется реализация нового масштабного проекта, связанного с реабилитацией городских набережных и застройкой территорий, тяготеющих к Москве-реке. За основу будет взята концепция архитектурного бюро «Меганом», победившая на международном конкурсе.
Пресса: Финалисты конкурса по развитию Москвы-реки: плюсы...
13 декабря в рамках Фестиваля Урбанфорума-2014 прошла презентация концепций финалистов конкурса на развитие территорий, прилегающих к Москве-реке. О достоинствах и недостатках проектов рассказали главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и главный архитектор НИиПИ Генплана Москвы Андрей Гнездилов.
Пресса: Архитектуру Москвы-реки вводят в жилое русло
Столичные власти подвели итоги международного конкурса на разработку облика московских набережных. Победители из бюро «Проект Меганом» задались целью превратить реку в «позвоночник» города, спроектировав в каждом районе «порты будущего» с магазинами, жильем и спорткомплексами. Эксперты полагают, что концепция позволит построить вдоль реки 30 млн кв. м недвижимости стоимостью до $180 млрд.
Пресса: Москва-река и 37 портов
Столичные власти выбрали концепцию, определяющую развитие главной водной артерии города до 2035 года. Победителем стал проект российской компании «Меганом». Для его воплощения в правительстве города будет создана специальная рабочая группа, призванная координировать действия органов исполнительной власти.
Пресса: Новое течение Москвы-реки
Победителем международного конкурса на концепцию градостроительного развития территории у Москвы-реки стал консорциум во главе с российским архитектурным бюро «Проект Меганом». Программа ляжет в основу развития Москвы-реки, которая будет представлена в апреле 2015 года, а реализована полностью к 2035 году.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Технологии и материалы
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Сейчас на главной
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.