По реке Москве

18 октября состоялась «пресс-экскурсия» по маршруту ММДЦ «Москва-Сити» – «полуостров ЗИЛ», организованная НИиПИ Генплана Москвы.

mainImg
Главная река Москвы даже для большинства коренных москвичей – это во многом terra incognita. Фрагментарное представление можно получить от поездки на речном трамвайчике или прогулке по набережным в самом центре города, гарантирующим позитивное настроение и эйфорию от открывающихся панорам. Однако за пределами Садового кольца многие участки реки оказываются недосягаемыми: где-то вплотную к воде проходит оживленная автомобильная дорога, где-то путь преграждают заборы очередной промзоны. В такие места и сам идти не захочешь: захламленные берега, живущие своей тайной жизнью, своим отнюдь не столичным видом словно говорят: «Вам здесь не рады».
zooming
Фотография © Татьяна Пашинцева

Сколько таких «сталкерских зон» расположено вдоль реки, можно узнать, только прокатившись на теплоходе, специально арендованном для знакомства с неизвестной Москвой-рекой: тогда маршрут включает и те места, куда туристические и прогулочные суда не заглядывают.
zooming
Фотография © Татьяна Пашинцева

Сотрудники института Генплана выступили в необычной для себя роли экскурсоводов и по ходу путешествия давали подробные комментарии о результатах исследований, проведенных институтом в 2013 и начале 2014 годах, и о том, какие задачи поставлены перед участниками проходящего проходящего сейчас международного конкурса, посвященного как раз зонам вдоль Москвы-реки. Благодаря этому журналисты смогли познакомиться с предметом этого конкурса и наглядно убедиться в существовании накапливавшихся годами проблем. Большая их часть, выявленная в ходе исследования, вошла в техническое задание конкурса, некоторые (например, развитие парковой зоны от Крымской набережной до Воробьевых гор и реконструкция территории ЗИЛа) уже решаются, а еще ряд проблем – будут предметом анализа в ходе дальнейшей работы, по мере накопления опыта и ресурсов. Международный конкурс и полученные в его результате наиболее удачные решения будут использованы в создании концепции развития Москвы-реки, в работе над которой задействованы специалисты различных департаментов и проектных организаций столицы, а также международные эксперты.

Первое, на что обращают особое внимание все эксперты – набережные практически исключены из городского общественного пространства. Они мало приспособлены для пешеходов и использование их в качестве рекреационных зон чрезвычайно затруднено.
zooming
Фотография © Елена Петухова

По словам Андрея Гнездилова, главного архитектора института Генплана, отсутствие этой функции у набережных сложилось исторически: «Набережные вдоль Москвы-реки на протяжении столетий имели утилитарный характер: они защищали берега, использовались для грузовых перевозок, и как коммуникационный коридор, вдоль которого прокладывались автодороги».  
Андрей Гнездилов. Фотография © Елена Петухова

Поэтому на реке нет не только системы «объектов для посещения», но и «системы комфортных связей, по которым пешеход может передвигаться от одного объекта к другому».
zooming
Фотография © Татьяна Пашинцева

Имеющихся тротуаров явно не достаточно, чтобы обеспечить нужные связи и сделать берега реки привлекательными для прогулок.
zooming
Фотография © Татьяна Пашинцева

Заведующий отделом организации дорожного движения Сергей Канеп подтвердил общее впечатление о том, что набережные используются исключительно как транспортные артерии.
zooming
Сергей Канеп и участники экскурсии. Фотография © Елена Петухова

Это одна из самых серьезных проблем, требующая продуманного подхода. Наиболее очевидные решения, вроде перекрытия движения автотранспорта по основным набережным внутри Садового кольца (как это было сделано на Крымской набережной) чревато многократным увеличением нагрузки на прилегающие улицы, а значит – транспортным коллапсом, и потому нереализуемы. Конкурсантам предстоит найти свои варианты прокладки пешеходных маршрутов вдоль реки. Одним из ключевых пунктов технического задания стало «наполнение набережных новым качеством, создание на берегах реки общественных пространств, привлекательных для посещения, которые станут пунктами притяжения в цепочке пешеходных маршрутов».

Частично такая работа уже ведется. Союз московских архитекторов при поддержке Москомархитектуры и института Генплана провел открытый конкурс на реконструкцию набережной Тараса Шевченко, в ходе которого участники предложили ряд нестандартных решений по обеспечению доступа жителей к набережной и организации автомобильного движения и пешеходных связей, в том числе – в форме переходов над автодорогами и сокращения трафика.

Формируемые вдоль реки маршруты могут и должны быть не только пешеходными, но и велосипедными. По словам Сергея Канепа, «есть идея формирования непрерывной велоструктуры, которая обеспечит основные связи по городу». Заметим, что часть веломаршрутов по набережным уже активно задействована: это рекреационные зоны Лужников, а также протяженная связка Воробьевы горы – Нескучный сад – Парк Горького – Крымская набережная. Во время экскурсии у всех была возможность убедиться в популярности этого маршрута. Несмотря на холодную погоду, по берегам неслись велосипедисты и бегуны. Протяженность этого уникального вело-пешеходного маршрута составляет около 10 км: не каждый европейский город может похвастаться такой парковой зоной.
zooming
Фотография © Елена Петухова

Экологическая, природная составляющая проекта береговой зоны составляет весомую часть конкурсного ТЗ. Как рассказал заместитель руководителя НПО «Экология» НИиПИ Генплана Василий Грицан, «в конкурсе стояли задачи по созданию неразрывных экологических зеленых систем вдоль реки, улучшению экологического состояния, оздоровлению и комфортному контакту граждан с природой».
Василий Грицан. Фотография © Елена Петухова

Пока такая инфраструктура есть только на единственной в  Москве территории, о которой упоминалось выше, но в перспективе аналогичные рекреационно-парковые зоны, оборудованные велодорожками и сервисной инфраструктурой появятся и в других районах города. В Марьинском парке формируется красивая, протяженная, раскрытая на реку территория, включающая набережные ЗИЛа и Симоновскую. По мнению экспертов, их можно решить в одной стилистике, с единым подходом, как и те территории, что входят в обязательный для проектирования список, связав все в единую приречную систему.

Помимо приспособления набережных для использования горожанами, конкурсанты в своих проектах должны учесть особенности каждого участка. Так, Воробьевы горы – «особо охраняемая территория со специфическим рельефом. Капитальные строения на ее крутых оползневых берегах строить нежелательно. Но можно размещать смотровые площадки и другие временные строения и элементы благоустройства». Только продлив прогулочные связи и инфраструктуру в сторону Киевского вокзала, удастся перераспределить избыточную «нагрузку» из посетителей, приходящуюся сейчас на Парк Горького.

В ходе экскурсии сложилось впечатление, что даже в центре города река воспринимается застройщиками (слово «архитекторами» катастрофически не вяжется с результатами) не как главный и самый выигрышный фасад – видный с набережных и с самой Москвы-реки – а как городские задворки. Это касается в первую очередь промышленных объектов, которые преобладают в застройке берегов.
zooming
Фотография © Елена Петухова

Но, как ни странно, этими же проблемами страдает и рядовая застройка.
zooming
Фотография © Елена Петухова

Говорить о полноценных градостроительных ансамблях, рассчитанных на вид с воды и сочетающихся с рекой, можно буквально в трех – пяти местах в центральной части города.
zooming
Фотография © Елена Петухова

Даже те комплексы и взаимосвязи, которые предполагалось создать в рамках генплана 1935 года, так и остались неосуществленными. Спуски и сходы к реке, существующие на набережных, отмечают эти потенциальные связи между застройкой правого и левого берегов Москвы-реки.

Об отсутствии выстроенной системы распределения архитектурных и градостроительных акцентов как еще об одной задаче конкурса высказалась начальник отдела архитектурных и градостроительных конкурсов НИиПИ Генплана Москвы Алиса Белякова: «В Техническом задании отражена цель создания новых имиджевых объектов на реке. Например, Москва-Сити – объект новой эры, который претендует на то, чтобы стать символом и акцентом в речном сюжете.
zooming
Фотография © Елена Петухова

Еще один – гостиница Украина. Конкурсантами должен быть проанализирован «речной фасад» и предложены новые объекты, новые доминанты для того, чтобы он был символичным, узнаваемым и разнообразным».
zooming
Алиса Белякова и Андрей Гнездилов. Фотография © Елена Петухова

Для решения проблемы градостроительного хаоса и асимметрии в «речном фасаде» конкурсантам предложено сконцентрировать свое внимание на нескольких зонах и разработать для них более детальные концепции развития. В этот особый перечень попали: Строгинская пойма, уже упомянутая территория ММДЦ «Москва-Сити», включающая набережные Тараса Шевченко и Краснопресненскую, а также промзона ЗИЛ.

О планах по застройке «полуострова ЗИЛ» рассказала Алиса Ткачук – ведущий специалист зональной мастерской №15.
Алиса Ткачук. Фотография © Елена Петухова

Выяснилось, что жилая застройка появится там в 50 метрах от берега: это достаточное расстояние, чтобы избежать затопления без удаления жилья от воды. Но сначала будет выполнена рекультивация почв, которая запланирована как одно из необходимых условий инвест-контракта для компании-застройщика.

Внимание участников экскурсии привлекли и к другим перспективным участкам, чье состояние разительно расходится с их градостроительным потенциалом. Они не внесены в обязательный перечень участков для проектирования, но могут быть рассмотрены конкурсантами факультативно, как дополнительная опция. Например, очень интересное место – Дорогомиловский полуостров, который сейчас занят промзоной, включающей товарный двор Киевского вокзала, Дорхимзавод и ТЭЦ. С учетом отличной транспортной инфраструктуры, он, по словам Андрея Гнездилова, заслуживает лучшей участи, и может стать полноценным и респектабельным московским районом.

Особое внимание в программе конкурса уделяется транспортной функции Москвы-реки. На ней уже есть 50 пассажирских причалов, 10 грузовых причалов и два грузовых порта. Но пока река используется в основном как туристический объект. Количество туристических поездок на прогулочных кораблях уже превышает миллион в год и, возможно, будет расти. А вот стоит ли увеличивать объемы грузовых перевозок, конкурсантам нужно подумать.
zooming
Фотография © Татьяна Пашинцева

По мнению экспертов, к речному судоходству можно и нужно добавить трансферную функцию. Но решение этой задачи должно идти в комплексе с предложениями по развитию береговой инфраструктуры. По словам Сергея Канепа, «есть заинтересованность судоходных компаний в том, чтобы возить пассажиров по реке. Но возникает вопрос: откуда и куда их возить? И одной из наших рекомендацией для конкурсантов было предложение: формировать пешеходные связи и предусматривать речные сооружения там, где к ним есть пешеходная доступность от станций скоростного транспорта». Такие пересадочные узлы станут основой речных маршрутов от периферийной части к станциям скоростного транспорта.
zooming
Фотография © Елена Петухова

Кроме того, на набережных Москвы-реки планируется построить около 40 очистных сооружений, а около 15 уже действующих требуется реконструировать и обновить оборудование. Даже если они пока хорошо справляются со своей функцией, это непрезентабельные сооружения, которые портят вид набережных. Во многих местах они не позволяют подойти к реке. Решение этих проблем должны предложить конкурсанты.  

Если подвести итог проведенным Генпланом исследований береговой зоны, то выясняется, что только 1/4 набережных имеет надлежащий вид, а 3/4 находятся в запущенном состоянии. После вычета федеральных земель, не подлежащих реорганизации, вниманию конкурсантов предлагается 3500 га. Из них 1000 га – это особо охраняемые территории, 850 га из которых требуют благоустройства, и только 150 га нуждаются в реорганизации.

Захватывающее путешествие продлилось всего два с половиной часа, но его участникам показалось, что оно заняло намного дольше. Обилие впечатлений, информации о прошлом и настоящем Москвы-реки, а также о перспективах ее развития создало особую атмосферу. Каждый пассажир теплохода почувствовал себя первооткрывателем, участником первого этапа действительно важного для столицы события. Вместо набившего оскомину формата пресс-тура получилась настоящая исследовательская экспедиция по Москве-реке, во время которой можно было не только полюбоваться красотой этого водного потока и его берегов, расцвеченных яркими осенними красками, но и увидеть воочию, сколько еще нужно сделать, чтобы река стала не просто символом Москвы, но и активным «участником» городской жизни.
zooming
Фотография © Елена Петухова

27 Октября 2014

Пресса: Власти Москвы планируют проложить 246 километров велодорожек
По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, велодорожки планируется сделать частью единой взаимосвязанной системы пешеходно-рекреационных пространств, предусмотренной рамочной концепцией преобразования прилегающих к Москве-реке территорий.
Пресса: Экология реки: стратегия и практики
Экологическая стратегия является важным разделом общей концепции развития прибрежных территорий Москвы-реки. В проекте победившей в конкурсе команды «Проект Меганом» за экологизацию реки отвечает партнер всемирно известного бюро Gillespies Брайан Эванс. Мы попросили Брайана прокомментировать его предложения, а также задали вопросы эксперту конкурса, директору Института комплексного развития территорий Анне Курбатовой.
Пресса: «Проект Меганом»: на Москве-реке могут появиться очищающие...
Как решить проблему загрязнения Москвы-реки, открыть доступ к реке для горожан и сделать столичные набережные благоустроенными с применением инновационных идей? Об этом в интервью корреспонденту портала Стройкомплекса рассказала Анна Камышан, менеджер проекта-победителя международного конкурса на развитие прибрежных территорий Москвы-реки архитектурного бюро «Проект Меганом».
Пресса: Юрий Григорян: Москва-река станет самой оживленной...
Архитектор, основатель и руководитель бюро «Проект Меганом» Юрий Григорян рассказал о преобразовании набережных Москвы-реки, «портах будущего» и развитии новых городских центров в периферийных районах Москвы.
Пресса: Архитекторы решают – какой станет Москва-река через...
Подведение итогов конкурса на развитие набережных Москвы-реки стало отправной точкой более предметного разговора о будущем этих территорий. В ходе прошедших накануне дискуссий финалисты конкурса и эксперты обсудили перспективы воплощения концепций — рациональные идеи для Москвы-реки есть в каждом из шести проектов.
Пресса: Быстрое течение
В 2015 году в столице начнется реализация нового масштабного проекта, связанного с реабилитацией городских набережных и застройкой территорий, тяготеющих к Москве-реке. За основу будет взята концепция архитектурного бюро «Меганом», победившая на международном конкурсе.
Пресса: Финалисты конкурса по развитию Москвы-реки: плюсы...
13 декабря в рамках Фестиваля Урбанфорума-2014 прошла презентация концепций финалистов конкурса на развитие территорий, прилегающих к Москве-реке. О достоинствах и недостатках проектов рассказали главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и главный архитектор НИиПИ Генплана Москвы Андрей Гнездилов.
Пресса: Архитектуру Москвы-реки вводят в жилое русло
Столичные власти подвели итоги международного конкурса на разработку облика московских набережных. Победители из бюро «Проект Меганом» задались целью превратить реку в «позвоночник» города, спроектировав в каждом районе «порты будущего» с магазинами, жильем и спорткомплексами. Эксперты полагают, что концепция позволит построить вдоль реки 30 млн кв. м недвижимости стоимостью до $180 млрд.
Пресса: Москва-река и 37 портов
Столичные власти выбрали концепцию, определяющую развитие главной водной артерии города до 2035 года. Победителем стал проект российской компании «Меганом». Для его воплощения в правительстве города будет создана специальная рабочая группа, призванная координировать действия органов исполнительной власти.
Пресса: Новое течение Москвы-реки
Победителем международного конкурса на концепцию градостроительного развития территории у Москвы-реки стал консорциум во главе с российским архитектурным бюро «Проект Меганом». Программа ляжет в основу развития Москвы-реки, которая будет представлена в апреле 2015 года, а реализована полностью к 2035 году.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Технологии и материалы
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Сейчас на главной
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.