По реке Москве

18 октября состоялась «пресс-экскурсия» по маршруту ММДЦ «Москва-Сити» – «полуостров ЗИЛ», организованная НИиПИ Генплана Москвы.

Автор текста:
Татьяна Пашинцева

mainImg
0 Главная река Москвы даже для большинства коренных москвичей – это во многом terra incognita. Фрагментарное представление можно получить от поездки на речном трамвайчике или прогулке по набережным в самом центре города, гарантирующим позитивное настроение и эйфорию от открывающихся панорам. Однако за пределами Садового кольца многие участки реки оказываются недосягаемыми: где-то вплотную к воде проходит оживленная автомобильная дорога, где-то путь преграждают заборы очередной промзоны. В такие места и сам идти не захочешь: захламленные берега, живущие своей тайной жизнью, своим отнюдь не столичным видом словно говорят: «Вам здесь не рады».
zooming
Фотография © Татьяна Пашинцева

Сколько таких «сталкерских зон» расположено вдоль реки, можно узнать, только прокатившись на теплоходе, специально арендованном для знакомства с неизвестной Москвой-рекой: тогда маршрут включает и те места, куда туристические и прогулочные суда не заглядывают.
zooming
Фотография © Татьяна Пашинцева

Сотрудники института Генплана выступили в необычной для себя роли экскурсоводов и по ходу путешествия давали подробные комментарии о результатах исследований, проведенных институтом в 2013 и начале 2014 годах, и о том, какие задачи поставлены перед участниками проходящего проходящего сейчас международного конкурса, посвященного как раз зонам вдоль Москвы-реки. Благодаря этому журналисты смогли познакомиться с предметом этого конкурса и наглядно убедиться в существовании накапливавшихся годами проблем. Большая их часть, выявленная в ходе исследования, вошла в техническое задание конкурса, некоторые (например, развитие парковой зоны от Крымской набережной до Воробьевых гор и реконструкция территории ЗИЛа) уже решаются, а еще ряд проблем – будут предметом анализа в ходе дальнейшей работы, по мере накопления опыта и ресурсов. Международный конкурс и полученные в его результате наиболее удачные решения будут использованы в создании концепции развития Москвы-реки, в работе над которой задействованы специалисты различных департаментов и проектных организаций столицы, а также международные эксперты.

Первое, на что обращают особое внимание все эксперты – набережные практически исключены из городского общественного пространства. Они мало приспособлены для пешеходов и использование их в качестве рекреационных зон чрезвычайно затруднено.
zooming
Фотография © Елена Петухова

По словам Андрея Гнездилова, главного архитектора института Генплана, отсутствие этой функции у набережных сложилось исторически: «Набережные вдоль Москвы-реки на протяжении столетий имели утилитарный характер: они защищали берега, использовались для грузовых перевозок, и как коммуникационный коридор, вдоль которого прокладывались автодороги».  
Андрей Гнездилов. Фотография © Елена Петухова

Поэтому на реке нет не только системы «объектов для посещения», но и «системы комфортных связей, по которым пешеход может передвигаться от одного объекта к другому».
zooming
Фотография © Татьяна Пашинцева

Имеющихся тротуаров явно не достаточно, чтобы обеспечить нужные связи и сделать берега реки привлекательными для прогулок.
zooming
Фотография © Татьяна Пашинцева

Заведующий отделом организации дорожного движения Сергей Канеп подтвердил общее впечатление о том, что набережные используются исключительно как транспортные артерии.
zooming
Сергей Канеп и участники экскурсии. Фотография © Елена Петухова

Это одна из самых серьезных проблем, требующая продуманного подхода. Наиболее очевидные решения, вроде перекрытия движения автотранспорта по основным набережным внутри Садового кольца (как это было сделано на Крымской набережной) чревато многократным увеличением нагрузки на прилегающие улицы, а значит – транспортным коллапсом, и потому нереализуемы. Конкурсантам предстоит найти свои варианты прокладки пешеходных маршрутов вдоль реки. Одним из ключевых пунктов технического задания стало «наполнение набережных новым качеством, создание на берегах реки общественных пространств, привлекательных для посещения, которые станут пунктами притяжения в цепочке пешеходных маршрутов».

Частично такая работа уже ведется. Союз московских архитекторов при поддержке Москомархитектуры и института Генплана провел открытый конкурс на реконструкцию набережной Тараса Шевченко, в ходе которого участники предложили ряд нестандартных решений по обеспечению доступа жителей к набережной и организации автомобильного движения и пешеходных связей, в том числе – в форме переходов над автодорогами и сокращения трафика.

Формируемые вдоль реки маршруты могут и должны быть не только пешеходными, но и велосипедными. По словам Сергея Канепа, «есть идея формирования непрерывной велоструктуры, которая обеспечит основные связи по городу». Заметим, что часть веломаршрутов по набережным уже активно задействована: это рекреационные зоны Лужников, а также протяженная связка Воробьевы горы – Нескучный сад – Парк Горького – Крымская набережная. Во время экскурсии у всех была возможность убедиться в популярности этого маршрута. Несмотря на холодную погоду, по берегам неслись велосипедисты и бегуны. Протяженность этого уникального вело-пешеходного маршрута составляет около 10 км: не каждый европейский город может похвастаться такой парковой зоной.
zooming
Фотография © Елена Петухова

Экологическая, природная составляющая проекта береговой зоны составляет весомую часть конкурсного ТЗ. Как рассказал заместитель руководителя НПО «Экология» НИиПИ Генплана Василий Грицан, «в конкурсе стояли задачи по созданию неразрывных экологических зеленых систем вдоль реки, улучшению экологического состояния, оздоровлению и комфортному контакту граждан с природой».
Василий Грицан. Фотография © Елена Петухова

Пока такая инфраструктура есть только на единственной в  Москве территории, о которой упоминалось выше, но в перспективе аналогичные рекреационно-парковые зоны, оборудованные велодорожками и сервисной инфраструктурой появятся и в других районах города. В Марьинском парке формируется красивая, протяженная, раскрытая на реку территория, включающая набережные ЗИЛа и Симоновскую. По мнению экспертов, их можно решить в одной стилистике, с единым подходом, как и те территории, что входят в обязательный для проектирования список, связав все в единую приречную систему.

Помимо приспособления набережных для использования горожанами, конкурсанты в своих проектах должны учесть особенности каждого участка. Так, Воробьевы горы – «особо охраняемая территория со специфическим рельефом. Капитальные строения на ее крутых оползневых берегах строить нежелательно. Но можно размещать смотровые площадки и другие временные строения и элементы благоустройства». Только продлив прогулочные связи и инфраструктуру в сторону Киевского вокзала, удастся перераспределить избыточную «нагрузку» из посетителей, приходящуюся сейчас на Парк Горького.

В ходе экскурсии сложилось впечатление, что даже в центре города река воспринимается застройщиками (слово «архитекторами» катастрофически не вяжется с результатами) не как главный и самый выигрышный фасад – видный с набережных и с самой Москвы-реки – а как городские задворки. Это касается в первую очередь промышленных объектов, которые преобладают в застройке берегов.
zooming
Фотография © Елена Петухова

Но, как ни странно, этими же проблемами страдает и рядовая застройка.
zooming
Фотография © Елена Петухова

Говорить о полноценных градостроительных ансамблях, рассчитанных на вид с воды и сочетающихся с рекой, можно буквально в трех – пяти местах в центральной части города.
zooming
Фотография © Елена Петухова

Даже те комплексы и взаимосвязи, которые предполагалось создать в рамках генплана 1935 года, так и остались неосуществленными. Спуски и сходы к реке, существующие на набережных, отмечают эти потенциальные связи между застройкой правого и левого берегов Москвы-реки.

Об отсутствии выстроенной системы распределения архитектурных и градостроительных акцентов как еще об одной задаче конкурса высказалась начальник отдела архитектурных и градостроительных конкурсов НИиПИ Генплана Москвы Алиса Белякова: «В Техническом задании отражена цель создания новых имиджевых объектов на реке. Например, Москва-Сити – объект новой эры, который претендует на то, чтобы стать символом и акцентом в речном сюжете.
zooming
Фотография © Елена Петухова

Еще один – гостиница Украина. Конкурсантами должен быть проанализирован «речной фасад» и предложены новые объекты, новые доминанты для того, чтобы он был символичным, узнаваемым и разнообразным».
zooming
Алиса Белякова и Андрей Гнездилов. Фотография © Елена Петухова

Для решения проблемы градостроительного хаоса и асимметрии в «речном фасаде» конкурсантам предложено сконцентрировать свое внимание на нескольких зонах и разработать для них более детальные концепции развития. В этот особый перечень попали: Строгинская пойма, уже упомянутая территория ММДЦ «Москва-Сити», включающая набережные Тараса Шевченко и Краснопресненскую, а также промзона ЗИЛ.

О планах по застройке «полуострова ЗИЛ» рассказала Алиса Ткачук – ведущий специалист зональной мастерской №15.
Алиса Ткачук. Фотография © Елена Петухова

Выяснилось, что жилая застройка появится там в 50 метрах от берега: это достаточное расстояние, чтобы избежать затопления без удаления жилья от воды. Но сначала будет выполнена рекультивация почв, которая запланирована как одно из необходимых условий инвест-контракта для компании-застройщика.

Внимание участников экскурсии привлекли и к другим перспективным участкам, чье состояние разительно расходится с их градостроительным потенциалом. Они не внесены в обязательный перечень участков для проектирования, но могут быть рассмотрены конкурсантами факультативно, как дополнительная опция. Например, очень интересное место – Дорогомиловский полуостров, который сейчас занят промзоной, включающей товарный двор Киевского вокзала, Дорхимзавод и ТЭЦ. С учетом отличной транспортной инфраструктуры, он, по словам Андрея Гнездилова, заслуживает лучшей участи, и может стать полноценным и респектабельным московским районом.

Особое внимание в программе конкурса уделяется транспортной функции Москвы-реки. На ней уже есть 50 пассажирских причалов, 10 грузовых причалов и два грузовых порта. Но пока река используется в основном как туристический объект. Количество туристических поездок на прогулочных кораблях уже превышает миллион в год и, возможно, будет расти. А вот стоит ли увеличивать объемы грузовых перевозок, конкурсантам нужно подумать.
zooming
Фотография © Татьяна Пашинцева

По мнению экспертов, к речному судоходству можно и нужно добавить трансферную функцию. Но решение этой задачи должно идти в комплексе с предложениями по развитию береговой инфраструктуры. По словам Сергея Канепа, «есть заинтересованность судоходных компаний в том, чтобы возить пассажиров по реке. Но возникает вопрос: откуда и куда их возить? И одной из наших рекомендацией для конкурсантов было предложение: формировать пешеходные связи и предусматривать речные сооружения там, где к ним есть пешеходная доступность от станций скоростного транспорта». Такие пересадочные узлы станут основой речных маршрутов от периферийной части к станциям скоростного транспорта.
zooming
Фотография © Елена Петухова

Кроме того, на набережных Москвы-реки планируется построить около 40 очистных сооружений, а около 15 уже действующих требуется реконструировать и обновить оборудование. Даже если они пока хорошо справляются со своей функцией, это непрезентабельные сооружения, которые портят вид набережных. Во многих местах они не позволяют подойти к реке. Решение этих проблем должны предложить конкурсанты.  

Если подвести итог проведенным Генпланом исследований береговой зоны, то выясняется, что только 1/4 набережных имеет надлежащий вид, а 3/4 находятся в запущенном состоянии. После вычета федеральных земель, не подлежащих реорганизации, вниманию конкурсантов предлагается 3500 га. Из них 1000 га – это особо охраняемые территории, 850 га из которых требуют благоустройства, и только 150 га нуждаются в реорганизации.

Захватывающее путешествие продлилось всего два с половиной часа, но его участникам показалось, что оно заняло намного дольше. Обилие впечатлений, информации о прошлом и настоящем Москвы-реки, а также о перспективах ее развития создало особую атмосферу. Каждый пассажир теплохода почувствовал себя первооткрывателем, участником первого этапа действительно важного для столицы события. Вместо набившего оскомину формата пресс-тура получилась настоящая исследовательская экспедиция по Москве-реке, во время которой можно было не только полюбоваться красотой этого водного потока и его берегов, расцвеченных яркими осенними красками, но и увидеть воочию, сколько еще нужно сделать, чтобы река стала не просто символом Москвы, но и активным «участником» городской жизни.
zooming
Фотография © Елена Петухова

27 Октября 2014

Автор текста:

Татьяна Пашинцева
Пресса: Власти Москвы планируют проложить 246 километров велодорожек
По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, велодорожки планируется сделать частью единой взаимосвязанной системы пешеходно-рекреационных пространств, предусмотренной рамочной концепцией преобразования прилегающих к Москве-реке территорий.
Пресса: Экология реки: стратегия и практики
Экологическая стратегия является важным разделом общей концепции развития прибрежных территорий Москвы-реки. В проекте победившей в конкурсе команды «Проект Меганом» за экологизацию реки отвечает партнер всемирно известного бюро Gillespies Брайан Эванс. Мы попросили Брайана прокомментировать его предложения, а также задали вопросы эксперту конкурса, директору Института комплексного развития территорий Анне Курбатовой.
Пресса: «Проект Меганом»: на Москве-реке могут появиться очищающие...
Как решить проблему загрязнения Москвы-реки, открыть доступ к реке для горожан и сделать столичные набережные благоустроенными с применением инновационных идей? Об этом в интервью корреспонденту портала Стройкомплекса рассказала Анна Камышан, менеджер проекта-победителя международного конкурса на развитие прибрежных территорий Москвы-реки архитектурного бюро «Проект Меганом».
Пресса: Юрий Григорян: Москва-река станет самой оживленной...
Архитектор, основатель и руководитель бюро «Проект Меганом» Юрий Григорян рассказал о преобразовании набережных Москвы-реки, «портах будущего» и развитии новых городских центров в периферийных районах Москвы.
Пресса: Архитекторы решают – какой станет Москва-река через...
Подведение итогов конкурса на развитие набережных Москвы-реки стало отправной точкой более предметного разговора о будущем этих территорий. В ходе прошедших накануне дискуссий финалисты конкурса и эксперты обсудили перспективы воплощения концепций — рациональные идеи для Москвы-реки есть в каждом из шести проектов.
Пресса: Быстрое течение
В 2015 году в столице начнется реализация нового масштабного проекта, связанного с реабилитацией городских набережных и застройкой территорий, тяготеющих к Москве-реке. За основу будет взята концепция архитектурного бюро «Меганом», победившая на международном конкурсе.
Пресса: Финалисты конкурса по развитию Москвы-реки: плюсы...
13 декабря в рамках Фестиваля Урбанфорума-2014 прошла презентация концепций финалистов конкурса на развитие территорий, прилегающих к Москве-реке. О достоинствах и недостатках проектов рассказали главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и главный архитектор НИиПИ Генплана Москвы Андрей Гнездилов.
Пресса: Архитектуру Москвы-реки вводят в жилое русло
Столичные власти подвели итоги международного конкурса на разработку облика московских набережных. Победители из бюро «Проект Меганом» задались целью превратить реку в «позвоночник» города, спроектировав в каждом районе «порты будущего» с магазинами, жильем и спорткомплексами. Эксперты полагают, что концепция позволит построить вдоль реки 30 млн кв. м недвижимости стоимостью до $180 млрд.
Пресса: Москва-река и 37 портов
Столичные власти выбрали концепцию, определяющую развитие главной водной артерии города до 2035 года. Победителем стал проект российской компании «Меганом». Для его воплощения в правительстве города будет создана специальная рабочая группа, призванная координировать действия органов исполнительной власти.
Пресса: Новое течение Москвы-реки
Победителем международного конкурса на концепцию градостроительного развития территории у Москвы-реки стал консорциум во главе с российским архитектурным бюро «Проект Меганом». Программа ляжет в основу развития Москвы-реки, которая будет представлена в апреле 2015 года, а реализована полностью к 2035 году.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Пресса: Победители конкурса на метро: MAParchitects
Представляем проект победителей конкурса на три станции метро — бюро MAParchitects — разработавших оригинальную концепцию «техногенного леса» для станции «Стромынка». Подробности проекта комментирует руководитель бюро Александр Порошкин.
Пресса: Победители конкурса на метро: ai-architects
Архитекторов необходимо привлекать к разработке архитектурной концепции станций метро еще на этапе проектирования. Тогда в проект можно будет заложить оригинальные решения, которые сделают передвижение пассажиров еще комфортнее и безопаснее, считают основатели бюро ai-architects Иван Колманок и Александр Томашенко. Их проект станции «Шереметьевская» победил в голосовании на портале «Активный гражданин».
Технологии и материалы
Устойчивое завтра
Названы победители Holcim Awards – премии за достижения в области устойчивой архитектуры. Показываем все проекты из «короткого списка».
Новые декоры в европейской коллекции Homapal 2022-23
Еще больше уникальных цветов и поверхностей металлизированных HPL пластиков появилось в обновленной коллекции бренда Homapal. Самые изысканные металлические текстуры сочетаются с преимуществами износостойкого и гибкого ламината.
Блестящая жизнь в деталях
В ряду металлов, которые выигрышно смотрятся как в классическом, так и в ультрасовременном интерьере, латунь занимает особое место. Неслучайно ее называют «новым золотом». На примере проектов компании HÖGER смотрим, как добиваться эффекта “латуни” и других металлов при помощи современных технологий.
Фасадная подсистема от «ОРТОСТ-ФАСАД»: надежность...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» разработала и запустила собственное производство подсистемы для устройства облицовки навесных фасадов. Инновационная разработка позволяет решать проблемы, связанные со сложной геометрией фасадов и работами на высотных зданиях.
Декоративное панно из алюминиевых панелей ГК АСП...
На путевой стене станции метро «Яхромская» в Москве установили монументальное панно в честь празднования 800-летия столицы в 1947 году. Панно выполнялось из трехслойных алюминиевых панелей с сотовым заполнением от компании ГК АСП.
Зимний сценарий
Осень и зима – не повод грустить и сидеть дома.
Рассказываем, какие малые архитектурные формы делают общественные пространства теплее, уютнее и интереснее даже в самые промозглые, пасмурные или студеные дни.
Больше чем детская площадка
Компания «КБЭА» из Чебоксар переосмысливает функционал детских площадок: с их помощью наука выходит в городское пространство и становится частью социокультурного программирования территорий.
Будущее фасадной инженерии: как решить проблемы строительства...
Вместе с постоянно развивающимися технологиями строительства область фасадной инженерии также переживает значительные изменения, однако далеко не все оказались к ним готовы. Опытом делится компания Unistem, лидер на рынке фасадного консалтинга.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Краски и штукатурки Baumit: идеальное финишное покрытие
В процессе отделки дома или квартиры одним из главных вопросов является выбор финишного покрытия, ведь это решение влияет не только на внешний вид стен сегодня, но и на то, как они будут выглядеть со временем. Рассказываем о том, какие штукатурки и краски предлагает Baumit для создания идеального фасада и интерьера, которые будут радовать много лет.
Облицовочный кирпич от BRAER: размер имеет значение
Сегодня наиболее распространенными форматами кирпича являются 1НФ, 0,7 НФ и 1,4НФ. У каждого есть свои преимущества. В линейке облицовочных кирпичей BRAER есть все три, но как определиться с выбором нужного? Попробуем разобраться.
Отдых в большом городе
Простая скамейка, установленная в нужном месте, способна дарить минуты отдыха и объединять. Рассказываем, как с помощью городской мебели «Хоббика» даже в самом урбанизированном контексте можно устроить островки для полноценной релаксации.
Кто построит будущее
Детские площадки меняются вместе с городской средой и предлагают детям не только палитру сенсорных ощущений и физической активности, но и образы, заимствованные у мировой архитектуры. Один из примеров – футуристические игровые комплексы, спроектированные компанией «Новые горизонты».
Геометрия городского комфорта с Axyforma
Молодой и демократичный бренд Axyforma предлагает пересмотреть подход к благоустройству в пользу комплексных решений с лаконичными и взаимозаменяемыми элементами.
Напольные покрытия для здоровых помещений
Компания «Tarkett» – мировой лидер в производстве напольных покрытий – одной из первых перестроила свой бизнес в соответствии с зелеными стандартами и экономикой замкнутого цикла. Рассказываем о продукции Tarkett, безопасной для человека и природы.
Сейчас на главной
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Карельский лабиринт
Лабиринт-квест на территории музея «Карельский дом в Чашково» привлекает внимание посетителей и работает как продолжение экспозиции: для его создания архитекторы использовали национальные орнаменты и элементы традиционного зодчества.
Чайка серебристая
Реконструкция здания ресторана на Верхневолжской набережной в Нижнем Новгороде, по сути, окончательно утвердила название этого объекта. Даже если ресторану присвоят иное официальное наименование, все равно это – «серебристая чайка» – достаточно посмотреть на него и вспомнить историю места.
Здание D
Проект Харбинского центр дизайна на севере Китая создан архитекторами Wuxing Youxing Space Design на основе «типографского» мотива – буквы D.
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Лепка ракурсом
Степан Липгарт внедряет на окраине Казани «схематизированное ар-деко», да еще и зеленого цвета, со стеклянистой корочкой на фасадах. Главные достоинства проекта – он тщательно выстраивает ракурсы, стремясь сформировать в непростом окружении зародыш города не только в смысле пешеходности, но и пластически. Работает с силуэтами, предлагает любопытные треугольные «горки» террас. Да и выстроен он как кристалл, по двум сеткам, ортогональной и диагональной. Что получилось, что нет, в чем особенности – читайте в тексте.
«Плавательный оперный театр»
Крытый бассейн начала 1970-х годов в Гамбурге, памятник архитектуры модернизма и одна из крупнейших оболочечных конструкций в Европе, реконструирован архитекторами gmp и конструкторами schlaich bergermann partner.
Разнообразие фасадов
Комплекс из жилья и офисов по проекту бюро ALTA в ближнем пригороде Парижа учитывает соседство маловысотной частной застройки, будущей станции метро и послевоенных многоэтажек.
Образовательный эксперимент для Севера
Бюро «Сити-Арх» продолжает работу над проектами экспериментальных государственных ДОУ: по многим параметрам им могут позавидовать частные сады и школы. На этот раз – в городе Губкинском Ямало-Ненецкого автономного округа. Будущих воспитанников ждет разнообразная образовательная и игровая среда, которая включает зимний сад, педагогов – возможности для внедрения новых практик.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Над Жемчужной рекой
Самый большой в мире пешеходный мост Хайсинь в Гуанчжоу стал важнейшим общественным пространством этого гигантского города.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Парк на острове
Рядом с Королевским оперным театром во внутренней гавани Копенгагена открылся парк по проекту бюро Cobe.
Стиль лобби
Магазин бренда Emka выделяется в галерее торгового центра Ростова-на-Дону за счет ставки на сдержанность, ритм и асимметрию: проектируя пространство, архитекторы вдохновлялись образами хороших отелей. Среди сложных решений: гранитная кассовая стойка и деревянные кессоны на потолке.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Освоение степи
Современная вариация юрты, которая подойдет для цифровых кочевников: ее можно перевозить на автомобиле, воздействие на окружающую среду снижено за счет очистки бытовых вод, предусмотрен альтернативный источник электроснабжения.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.
Кладбище внутри и снаружи
Воркшоп под руководством Института Генплана Москвы занял на «Открытом городе» одно из двух первых мест. Его тема – пути реорганизации городских кладбищ. Предложено два направления, для пригорода и для центра, диаметрально противоположные.
В центре внимания
Лионское бюро Espace Libre спроектировало для курортного городка Кюк на севере Франции скейт-парк, который стал первым шагом по реорганизации всего прибрежного района Стелла-Плаж.