По реке Москве

18 октября состоялась «пресс-экскурсия» по маршруту ММДЦ «Москва-Сити» – «полуостров ЗИЛ», организованная НИиПИ Генплана Москвы.

Автор текста:
Татьяна Пашинцева

mainImg
Главная река Москвы даже для большинства коренных москвичей – это во многом terra incognita. Фрагментарное представление можно получить от поездки на речном трамвайчике или прогулке по набережным в самом центре города, гарантирующим позитивное настроение и эйфорию от открывающихся панорам. Однако за пределами Садового кольца многие участки реки оказываются недосягаемыми: где-то вплотную к воде проходит оживленная автомобильная дорога, где-то путь преграждают заборы очередной промзоны. В такие места и сам идти не захочешь: захламленные берега, живущие своей тайной жизнью, своим отнюдь не столичным видом словно говорят: «Вам здесь не рады».
zooming
Фотография © Татьяна Пашинцева

Сколько таких «сталкерских зон» расположено вдоль реки, можно узнать, только прокатившись на теплоходе, специально арендованном для знакомства с неизвестной Москвой-рекой: тогда маршрут включает и те места, куда туристические и прогулочные суда не заглядывают.
zooming
Фотография © Татьяна Пашинцева

Сотрудники института Генплана выступили в необычной для себя роли экскурсоводов и по ходу путешествия давали подробные комментарии о результатах исследований, проведенных институтом в 2013 и начале 2014 годах, и о том, какие задачи поставлены перед участниками проходящего проходящего сейчас международного конкурса, посвященного как раз зонам вдоль Москвы-реки. Благодаря этому журналисты смогли познакомиться с предметом этого конкурса и наглядно убедиться в существовании накапливавшихся годами проблем. Большая их часть, выявленная в ходе исследования, вошла в техническое задание конкурса, некоторые (например, развитие парковой зоны от Крымской набережной до Воробьевых гор и реконструкция территории ЗИЛа) уже решаются, а еще ряд проблем – будут предметом анализа в ходе дальнейшей работы, по мере накопления опыта и ресурсов. Международный конкурс и полученные в его результате наиболее удачные решения будут использованы в создании концепции развития Москвы-реки, в работе над которой задействованы специалисты различных департаментов и проектных организаций столицы, а также международные эксперты.

Первое, на что обращают особое внимание все эксперты – набережные практически исключены из городского общественного пространства. Они мало приспособлены для пешеходов и использование их в качестве рекреационных зон чрезвычайно затруднено.
zooming
Фотография © Елена Петухова

По словам Андрея Гнездилова, главного архитектора института Генплана, отсутствие этой функции у набережных сложилось исторически: «Набережные вдоль Москвы-реки на протяжении столетий имели утилитарный характер: они защищали берега, использовались для грузовых перевозок, и как коммуникационный коридор, вдоль которого прокладывались автодороги».  
Андрей Гнездилов. Фотография © Елена Петухова

Поэтому на реке нет не только системы «объектов для посещения», но и «системы комфортных связей, по которым пешеход может передвигаться от одного объекта к другому».
zooming
Фотография © Татьяна Пашинцева

Имеющихся тротуаров явно не достаточно, чтобы обеспечить нужные связи и сделать берега реки привлекательными для прогулок.
zooming
Фотография © Татьяна Пашинцева

Заведующий отделом организации дорожного движения Сергей Канеп подтвердил общее впечатление о том, что набережные используются исключительно как транспортные артерии.
zooming
Сергей Канеп и участники экскурсии. Фотография © Елена Петухова

Это одна из самых серьезных проблем, требующая продуманного подхода. Наиболее очевидные решения, вроде перекрытия движения автотранспорта по основным набережным внутри Садового кольца (как это было сделано на Крымской набережной) чревато многократным увеличением нагрузки на прилегающие улицы, а значит – транспортным коллапсом, и потому нереализуемы. Конкурсантам предстоит найти свои варианты прокладки пешеходных маршрутов вдоль реки. Одним из ключевых пунктов технического задания стало «наполнение набережных новым качеством, создание на берегах реки общественных пространств, привлекательных для посещения, которые станут пунктами притяжения в цепочке пешеходных маршрутов».

Частично такая работа уже ведется. Союз московских архитекторов при поддержке Москомархитектуры и института Генплана провел открытый конкурс на реконструкцию набережной Тараса Шевченко, в ходе которого участники предложили ряд нестандартных решений по обеспечению доступа жителей к набережной и организации автомобильного движения и пешеходных связей, в том числе – в форме переходов над автодорогами и сокращения трафика.

Формируемые вдоль реки маршруты могут и должны быть не только пешеходными, но и велосипедными. По словам Сергея Канепа, «есть идея формирования непрерывной велоструктуры, которая обеспечит основные связи по городу». Заметим, что часть веломаршрутов по набережным уже активно задействована: это рекреационные зоны Лужников, а также протяженная связка Воробьевы горы – Нескучный сад – Парк Горького – Крымская набережная. Во время экскурсии у всех была возможность убедиться в популярности этого маршрута. Несмотря на холодную погоду, по берегам неслись велосипедисты и бегуны. Протяженность этого уникального вело-пешеходного маршрута составляет около 10 км: не каждый европейский город может похвастаться такой парковой зоной.
zooming
Фотография © Елена Петухова

Экологическая, природная составляющая проекта береговой зоны составляет весомую часть конкурсного ТЗ. Как рассказал заместитель руководителя НПО «Экология» НИиПИ Генплана Василий Грицан, «в конкурсе стояли задачи по созданию неразрывных экологических зеленых систем вдоль реки, улучшению экологического состояния, оздоровлению и комфортному контакту граждан с природой».
Василий Грицан. Фотография © Елена Петухова

Пока такая инфраструктура есть только на единственной в  Москве территории, о которой упоминалось выше, но в перспективе аналогичные рекреационно-парковые зоны, оборудованные велодорожками и сервисной инфраструктурой появятся и в других районах города. В Марьинском парке формируется красивая, протяженная, раскрытая на реку территория, включающая набережные ЗИЛа и Симоновскую. По мнению экспертов, их можно решить в одной стилистике, с единым подходом, как и те территории, что входят в обязательный для проектирования список, связав все в единую приречную систему.

Помимо приспособления набережных для использования горожанами, конкурсанты в своих проектах должны учесть особенности каждого участка. Так, Воробьевы горы – «особо охраняемая территория со специфическим рельефом. Капитальные строения на ее крутых оползневых берегах строить нежелательно. Но можно размещать смотровые площадки и другие временные строения и элементы благоустройства». Только продлив прогулочные связи и инфраструктуру в сторону Киевского вокзала, удастся перераспределить избыточную «нагрузку» из посетителей, приходящуюся сейчас на Парк Горького.

В ходе экскурсии сложилось впечатление, что даже в центре города река воспринимается застройщиками (слово «архитекторами» катастрофически не вяжется с результатами) не как главный и самый выигрышный фасад – видный с набережных и с самой Москвы-реки – а как городские задворки. Это касается в первую очередь промышленных объектов, которые преобладают в застройке берегов.
zooming
Фотография © Елена Петухова

Но, как ни странно, этими же проблемами страдает и рядовая застройка.
zooming
Фотография © Елена Петухова

Говорить о полноценных градостроительных ансамблях, рассчитанных на вид с воды и сочетающихся с рекой, можно буквально в трех – пяти местах в центральной части города.
zooming
Фотография © Елена Петухова

Даже те комплексы и взаимосвязи, которые предполагалось создать в рамках генплана 1935 года, так и остались неосуществленными. Спуски и сходы к реке, существующие на набережных, отмечают эти потенциальные связи между застройкой правого и левого берегов Москвы-реки.

Об отсутствии выстроенной системы распределения архитектурных и градостроительных акцентов как еще об одной задаче конкурса высказалась начальник отдела архитектурных и градостроительных конкурсов НИиПИ Генплана Москвы Алиса Белякова: «В Техническом задании отражена цель создания новых имиджевых объектов на реке. Например, Москва-Сити – объект новой эры, который претендует на то, чтобы стать символом и акцентом в речном сюжете.
zooming
Фотография © Елена Петухова

Еще один – гостиница Украина. Конкурсантами должен быть проанализирован «речной фасад» и предложены новые объекты, новые доминанты для того, чтобы он был символичным, узнаваемым и разнообразным».
zooming
Алиса Белякова и Андрей Гнездилов. Фотография © Елена Петухова

Для решения проблемы градостроительного хаоса и асимметрии в «речном фасаде» конкурсантам предложено сконцентрировать свое внимание на нескольких зонах и разработать для них более детальные концепции развития. В этот особый перечень попали: Строгинская пойма, уже упомянутая территория ММДЦ «Москва-Сити», включающая набережные Тараса Шевченко и Краснопресненскую, а также промзона ЗИЛ.

О планах по застройке «полуострова ЗИЛ» рассказала Алиса Ткачук – ведущий специалист зональной мастерской №15.
Алиса Ткачук. Фотография © Елена Петухова

Выяснилось, что жилая застройка появится там в 50 метрах от берега: это достаточное расстояние, чтобы избежать затопления без удаления жилья от воды. Но сначала будет выполнена рекультивация почв, которая запланирована как одно из необходимых условий инвест-контракта для компании-застройщика.

Внимание участников экскурсии привлекли и к другим перспективным участкам, чье состояние разительно расходится с их градостроительным потенциалом. Они не внесены в обязательный перечень участков для проектирования, но могут быть рассмотрены конкурсантами факультативно, как дополнительная опция. Например, очень интересное место – Дорогомиловский полуостров, который сейчас занят промзоной, включающей товарный двор Киевского вокзала, Дорхимзавод и ТЭЦ. С учетом отличной транспортной инфраструктуры, он, по словам Андрея Гнездилова, заслуживает лучшей участи, и может стать полноценным и респектабельным московским районом.

Особое внимание в программе конкурса уделяется транспортной функции Москвы-реки. На ней уже есть 50 пассажирских причалов, 10 грузовых причалов и два грузовых порта. Но пока река используется в основном как туристический объект. Количество туристических поездок на прогулочных кораблях уже превышает миллион в год и, возможно, будет расти. А вот стоит ли увеличивать объемы грузовых перевозок, конкурсантам нужно подумать.
zooming
Фотография © Татьяна Пашинцева

По мнению экспертов, к речному судоходству можно и нужно добавить трансферную функцию. Но решение этой задачи должно идти в комплексе с предложениями по развитию береговой инфраструктуры. По словам Сергея Канепа, «есть заинтересованность судоходных компаний в том, чтобы возить пассажиров по реке. Но возникает вопрос: откуда и куда их возить? И одной из наших рекомендацией для конкурсантов было предложение: формировать пешеходные связи и предусматривать речные сооружения там, где к ним есть пешеходная доступность от станций скоростного транспорта». Такие пересадочные узлы станут основой речных маршрутов от периферийной части к станциям скоростного транспорта.
zooming
Фотография © Елена Петухова

Кроме того, на набережных Москвы-реки планируется построить около 40 очистных сооружений, а около 15 уже действующих требуется реконструировать и обновить оборудование. Даже если они пока хорошо справляются со своей функцией, это непрезентабельные сооружения, которые портят вид набережных. Во многих местах они не позволяют подойти к реке. Решение этих проблем должны предложить конкурсанты.  

Если подвести итог проведенным Генпланом исследований береговой зоны, то выясняется, что только 1/4 набережных имеет надлежащий вид, а 3/4 находятся в запущенном состоянии. После вычета федеральных земель, не подлежащих реорганизации, вниманию конкурсантов предлагается 3500 га. Из них 1000 га – это особо охраняемые территории, 850 га из которых требуют благоустройства, и только 150 га нуждаются в реорганизации.

Захватывающее путешествие продлилось всего два с половиной часа, но его участникам показалось, что оно заняло намного дольше. Обилие впечатлений, информации о прошлом и настоящем Москвы-реки, а также о перспективах ее развития создало особую атмосферу. Каждый пассажир теплохода почувствовал себя первооткрывателем, участником первого этапа действительно важного для столицы события. Вместо набившего оскомину формата пресс-тура получилась настоящая исследовательская экспедиция по Москве-реке, во время которой можно было не только полюбоваться красотой этого водного потока и его берегов, расцвеченных яркими осенними красками, но и увидеть воочию, сколько еще нужно сделать, чтобы река стала не просто символом Москвы, но и активным «участником» городской жизни.
zooming
Фотография © Елена Петухова

27 Октября 2014

Автор текста:

Татьяна Пашинцева
comments powered by HyperComments
Пресса: Власти Москвы планируют проложить 246 километров велодорожек
По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, велодорожки планируется сделать частью единой взаимосвязанной системы пешеходно-рекреационных пространств, предусмотренной рамочной концепцией преобразования прилегающих к Москве-реке территорий.
Пресса: Экология реки: стратегия и практики
Экологическая стратегия является важным разделом общей концепции развития прибрежных территорий Москвы-реки. В проекте победившей в конкурсе команды «Проект Меганом» за экологизацию реки отвечает партнер всемирно известного бюро Gillespies Брайан Эванс. Мы попросили Брайана прокомментировать его предложения, а также задали вопросы эксперту конкурса, директору Института комплексного развития территорий Анне Курбатовой.
Пресса: «Проект Меганом»: на Москве-реке могут появиться очищающие...
Как решить проблему загрязнения Москвы-реки, открыть доступ к реке для горожан и сделать столичные набережные благоустроенными с применением инновационных идей? Об этом в интервью корреспонденту портала Стройкомплекса рассказала Анна Камышан, менеджер проекта-победителя международного конкурса на развитие прибрежных территорий Москвы-реки архитектурного бюро «Проект Меганом».
Пресса: Юрий Григорян: Москва-река станет самой оживленной...
Архитектор, основатель и руководитель бюро «Проект Меганом» Юрий Григорян рассказал о преобразовании набережных Москвы-реки, «портах будущего» и развитии новых городских центров в периферийных районах Москвы.
Пресса: Архитекторы решают – какой станет Москва-река через...
Подведение итогов конкурса на развитие набережных Москвы-реки стало отправной точкой более предметного разговора о будущем этих территорий. В ходе прошедших накануне дискуссий финалисты конкурса и эксперты обсудили перспективы воплощения концепций — рациональные идеи для Москвы-реки есть в каждом из шести проектов.
Пресса: Быстрое течение
В 2015 году в столице начнется реализация нового масштабного проекта, связанного с реабилитацией городских набережных и застройкой территорий, тяготеющих к Москве-реке. За основу будет взята концепция архитектурного бюро «Меганом», победившая на международном конкурсе.
Пресса: Финалисты конкурса по развитию Москвы-реки: плюсы...
13 декабря в рамках Фестиваля Урбанфорума-2014 прошла презентация концепций финалистов конкурса на развитие территорий, прилегающих к Москве-реке. О достоинствах и недостатках проектов рассказали главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и главный архитектор НИиПИ Генплана Москвы Андрей Гнездилов.
Пресса: Архитектуру Москвы-реки вводят в жилое русло
Столичные власти подвели итоги международного конкурса на разработку облика московских набережных. Победители из бюро «Проект Меганом» задались целью превратить реку в «позвоночник» города, спроектировав в каждом районе «порты будущего» с магазинами, жильем и спорткомплексами. Эксперты полагают, что концепция позволит построить вдоль реки 30 млн кв. м недвижимости стоимостью до $180 млрд.
Пресса: Москва-река и 37 портов
Столичные власти выбрали концепцию, определяющую развитие главной водной артерии города до 2035 года. Победителем стал проект российской компании «Меганом». Для его воплощения в правительстве города будет создана специальная рабочая группа, призванная координировать действия органов исполнительной власти.
Пресса: Новое течение Москвы-реки
Победителем международного конкурса на концепцию градостроительного развития территории у Москвы-реки стал консорциум во главе с российским архитектурным бюро «Проект Меганом». Программа ляжет в основу развития Москвы-реки, которая будет представлена в апреле 2015 года, а реализована полностью к 2035 году.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Пресса: Победители конкурса на метро: MAParchitects
Представляем проект победителей конкурса на три станции метро — бюро MAParchitects — разработавших оригинальную концепцию «техногенного леса» для станции «Стромынка». Подробности проекта комментирует руководитель бюро Александр Порошкин.
Пресса: Победители конкурса на метро: ai-architects
Архитекторов необходимо привлекать к разработке архитектурной концепции станций метро еще на этапе проектирования. Тогда в проект можно будет заложить оригинальные решения, которые сделают передвижение пассажиров еще комфортнее и безопаснее, считают основатели бюро ai-architects Иван Колманок и Александр Томашенко. Их проект станции «Шереметьевская» победил в голосовании на портале «Активный гражданин».
Технологии и материалы
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
Сейчас на главной
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Переговоры среди лепестков
На Венецианской биеннале представлен новый проект Zaha Hadid Architects: модуль-переговорная Alis, подходящий как для интерьеров, так и для использования на открытом воздухе.
Выше всех
«Газпром» обещает построить в Петербурге башню высотой 703 метра. Рядом с Лахта центром должен появиться небоскреб Лахта-2, а автор – тот же, Тони Кеттл, только он уже не работает в RJMJ.
Метаболизм и Бах
Проект гостиницы для периферии исторического Петербурга, воплощающий непривычные для города идеи: транспарентность, незавершенность и сознательный отказ от контекстуальности.
DMTRVK: год в онлайне
За год с момента всеобщего перехода на удаленный формат взаимодействия проект «Дмитровка» организовал более 20 онлайн-лекций и дискуссий с участием российских и зарубежных архитекторов. Публикуем некоторые из них.