English version

Из Солнцева в Переделкино

Названы имена десяти финалистов конкурса на разработку архитектурно-художественного решения станций метро «Новопеределкино» и «Солнцево» Калининско-Солнцевской линии московского метро.

mainImg
На проектирование каждой из станций претендуют пять команд. Имена победителей конкурса планируется объявить в ноябре 2014 года.

Метро «Солнцево»: мелодия сфер
Метро «Солнцево», ситуация и расположение выходов из метро. Плакат предоставлен организаторами конкурса

Яркий топоним очаровал буквально всех, во всяком случае – всех финалистов. В каждом проекте главную скрипку играет свет, все усеяли свои варианты станции солнечными дисками, бликами и звездами.И то: погода у нас как правило не очень, каждый намек на солнце заслуженно ценится. 
***
NEFA ARCHITECTS [NEFARESEARCH]
(Москва, Россия)

Перфорированные стены входных павильонов, напоминающие своими пропорциями классические московские гаражи (только покрупнее) – призваны собирать внутри солнечный свет во множество лучей. Лучи сверху, впрочем образно, проникают под землю, где брызги света (множество солнц) имитируют круглые светильники. Навигацию предлагается выполнить в виде светящейся полосы в полупрозрачном искусственном камне.
Проект станции метро «Солнцево» © NEFA ARCHITECTS [NEFARESEARCH]
zooming
Проект станции метро «Солнцево» © NEFA ARCHITECTS [NEFARESEARCH]
zooming
Проект станции метро «Солнцево» © NEFA ARCHITECTS [NEFARESEARCH]
zooming
Проект станции метро «Солнцево» © NEFA ARCHITECTS [NEFARESEARCH]
***
Rhizome Group
(Санкт-Петербург, Россия)

Солнечное название остановки метро спровоцировало авторов прежде всего на использование ярких цветов, и уже затем – «солнечных» дисков. Вертикальные поверхности облицованы керамической плиткой желтого и белого цвета, причем рисунок плиточной кладки планируется сделать разнообразным для оживления и даже создания иллюзии динамики. Освещение – два ряда подвешенных к потолку больших «солнечных дисков». Центральная часть платформы выделена широкой криволинейной полосой, где можно разместить различную мебель, на которую можно не только присесть, но и прислониться к ней. Пространство между павильонами авторы также предложили облицевать ярким кафелем.
zooming
Проект станции метро «Солнцево» © Rhizome Group
zooming
Проект станции метро «Солнцево» © Rhizome Group
Проект станции метро «Солнцево» © Rhizome Group
***
Wall
(Москва, Россия)

И здесь астрономия: станция похожа на планетарий, в котором демонстрируется звездопад и движение небесных тел. Перед входом в метро – арт-объект, изображающий траектории движения планет солнечной системы. Стены переходов между наземной и подземной частью выполнены из матового стекла, одна из которых «прогибается», образуя длинную скамью. Платформа снабжена стеной с раздвижными дверьми в местах входов в вагоны (решение, известное многим по некоторым станциям метро Петербурга). Светящиеся полоски на стенах и потолке, похожие на снимок звездного неба в движении усиливает эффект, позволяя пассажирам почувствовать себя небесными телами в космическом пространстве. 
zooming
Проект станции метро «Солнцево» © Wall
zooming
Проект станции метро «Солнцево» © Wall
zooming
Проект станции метро «Солнцево» © Wall
zooming
Проект станции метро «Солнцево» © Wall
***
Антон Барклянский
(Москва, Россия)
В этом проекте станция похожа на пещеру из компьютерной игры. Опоры напоминают стилизованные сталактиты или – видеосъемку исполинских струй белой краски, вылитой на синюю поверхность, поставленное на паузу и перевернутое вверх ногами. В результате получился зал, в котором каждый из пилонов завершен криволинейным зонтом-навесом, которые из-за своей не вполне правильной формы кажутся расставленными хаотично. Зонты-навесы расставлены не только на станции, они также, смягчая границы между подземным и наземным, появляются на территории парка.
Проект станции метро «Солнцево» © Антон Барклянский
Проект станции метро «Солнцево» © Антон Барклянский
Проект станции метро «Солнцево» © Антон Барклянский
Проект станции метро «Солнцево» © Антон Барклянский
***
Роспроект М
(Санкт-Петербург, Россия)

Цилиндрические опоры: вверху тонкие, расставленные под разными углами, вторят московским ясеням; внизу – почти брутальные, посередине платформы, уходят в диски света, визуально пронизывая плоскость потолка. Свет – опять солнце, никуда не деться от топонима! – разбросан по потолку станции мелкими дисками, похожими на звезды или солнечных зайчиков. В переходах лампы собирается тонкими линиями, а входные павильоны, прозрачные и тонконогие, будут уютно светиться по вечерам. Так или иначе, солнце здесь получается какое-то подземное, идущее изнутри наружу, а не наоборот. 
zooming
Проект станции метро «Солнцево» © Роспроект М
zooming
Проект станции метро «Солнцево» © Роспроект М
zooming
Проект станции метро «Солнцево» © Роспроект М
zooming
Проект станции метро «Солнцево» © Роспроект М


Станция метро «Новопеределкино»
Так как ни название, ни окружение, по-видимому, не предоставили авторам явной точки отсчета, станция «Новопеределкино» получила веер разнообразных решений, не связанных, в отличие от светоносного «Солнцева», одной темой. Архитекторы скорее думали над русской идентичностью в целом, представив ее в виде бетонного бункера в лесу, рябящего в глазах геральдического орла, ярмарки аляповатого орнамента, а также и менее сюжетных вещей – набора кислотных цветов или застывшего белого «шарфика». 
Метро «Новопеределкино», ситуация и расположение выходов из метро. Плакат предоставлен организаторами конкурса
***
FAS(t)
(Москва, Россия)
Идея проекта: «лес под землей». Станция подземная, но с помощью светящихся полос с изображениями деревьев архитекторы имитируют открытую остановку метро (такую, как, к примеру, станции Филевской линии, но там под открытым небом ходит поезд, а здесь живой лес имитирован по краям станции). Все реальное, то есть все кроме нарисованных деревьев, –  [UPD: Авторы уточнили, что лес будет не нарисованным, а самым настоящим. Планируется плавно опустить до отметки железнодорожного полотна 'зеленые' полосы, отделяющие на поверхности основное шоссе от дорог дублеров, и засадить их кустарниками и небольшими деревьями, создав тем самым ощущение смешанного леса и природного рельефа. Отделяется все это от железнодорожных путей витражным остеклением." ] Пространство станции по контрасту с деревьями очень брутальное, темное-бетонное, коммуникации открыты, тяжесть рукотворного подчеркивает эфемерность пасторального леса. Киношная тема бетонного бункера, столь несвойственная московскому метро и столь характерная для западного, впрочем, обыграна умело: шершавость стен усилена боковым светом, полосы которого к тому же в нужных местах отрывают потолок от стен или затягивают нас в туннели переходов. 
zooming
Проект станции метро «Новопеределкино» © FAS(t)
Проект станции метро «Новопеределкино» © FAS(t)
Проект станции метро «Новопеределкино» © FAS(t)
Проект станции метро «Новопеределкино» © FAS(t)
***
Gerber Architekten
(Дортмунд, Германия)
Проект держится на одной красивой пластической теме: белый гофрированный веер, крупные складки которого напоминают скорее шелк, чем бумагу (хотя еще сильнее напоминают кориан), на станции служит скульптурным нелинейным потолком, тянется над платформой; перед выходом собирается большой колонной (примерно как на «Курской»), и вырывается на поверхность почти как платок эстета-летчика тридцатых годов: белый шарф из-под черной земли. Веер-шарф планируется подсвечивать приятным для глаза спектром дневного света. 
Проект станции метро «Новопеределкино» © Gerber Architekten
Проект станции метро «Новопеределкино» © Gerber Architekten
Проект станции метро «Новопеределкино» © Gerber Architekten
Проект станции метро «Новопеределкино» © Gerber Architekten
***
Студия Бориса Воскобойникова [NEFARESEARCH]
(Москва, Россия)
Простой параллелепипед входного павильона, выполнен из материала, похожего на перфорированную макетную плату или соты. Весь проект наполнен цветом и оптимизмом; яркий люминесцентный свет, который заставляет пассажиров чувствовать себя подавленно, авторы предлагают заменить на свет в жизнерадостной цветовой гамме зеленых, оранжевых и лиловых оттенков. Стены перехода превратятся в активную навигационно-информационную панель. Предупреждающие линии на платформе и схемы линии задумано сделать в форме дорожек печатной платы.
zooming
Проект станции метро «Новопеределкино» © Студия Бориса Воскобойникова [NEFARESEARCH]
zooming
Проект станции метро «Новопеределкино» © Студия Бориса Воскобойникова [NEFARESEARCH]
zooming
Проект станции метро «Новопеределкино» © Студия Бориса Воскобойникова [NEFARESEARCH]
zooming
Проект станции метро «Новопеределкино» © Студия Бориса Воскобойникова [NEFARESEARCH]
***
Palast Architekts
(Рига, Латвия)
Авторы решили прославить станцию метро «Новопеределкино» как самую тихую станцию в мире. Для этого они предлагают покрыть стены и потолок станции инновационными панелями из звукоизоляционных и шумопоглощающих материалов, которые не позволяют звуковым волнам отражаться от стен и создавать эхо. Для этой же цели значительно увеличена плоскость поверхности стен на станции  –  она сделана в форме гофра, а местами бриллиантового руста (Грановитой палаты), который ненавязчиво складывается во что-то то ли вавилонское, то ли византийское, то ли просто имперски-геральдическое. Крупная каменная решетка входного павильона, составленная из рельефных «окон», дополняет сюжет. 
zooming
Проект станции метро «Новопеределкино» © Palast Architekts
zooming
Проект станции метро «Новопеределкино» © Palast Architekts
zooming
Проект станции метро «Новопеределкино» © Palast Architekts
zooming
Проект станции метро «Новопеределкино» © Palast Architekts
***
Евгений Леонов
(Рига, Латвия)
Здесь акцент сделан на старую Русь: мотивы убранства московских теремов и палат, травяные (впрочем, похожие на Холуй, а также на фирменные олимпийские рисунки Сочи), столбы, расширяющиеся кверху как будто им надо держать каменные своды. На самом деле, «своды» – это световые короба, оснащенные RGB-LED-светодиодными излучателями, которые могут менять цвета освещения во время городских праздников.
Проект станции метро «Новопеределкино» © Евгений Леонов
Проект станции метро «Новопеределкино» © Евгений Леонов
Проект станции метро «Новопеределкино» © Евгений Леонов
Проект станции метро «Новопеределкино» © Евгений Леонов
***
На конкурс поступило более 600 проектов, к рассмотрению жюри допущено 96 соответствующих всем требованиям конкурса («Новопеределкино» – 46, «Солнцево» – 50). Из них 22 проекта – от зарубежных участников: Словении, Нидерландов, Германии, Индии, Франции, Болгарии, Испании, Кипра, Великобритании, Канады, Италии.
 
Жюри конкурса: 
  • Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по градостроительной политике и строительству (председатель жюри);
  • Андрей Бочкарев, руководитель департамента строительства города Москвы;
  • Андрей Гнездилов, главный архитектор НИиПИ Генплана Москвы;
  • Елена Гонсалес, архитектурный критик, куратор выставок;
  • Эркен Кагаров, арт-директор Студии Артемия Лебедева
  • Ольга Косырева, соучредитель «Дизайн-лектория»;
  • Сергей Кузнецов, главный архитектор города Москвы;
  • Константин Матвеев, генеральный директор ОАО «Мосинжпроект»;
  • Алексей Муратов, партнер КБ «Стрелка»;
  • Владимир Плоткин, партнер-основатель и главный архитектор ТПО «Резерв» ;
  • Елена Соловьева, руководитель НПО-38 «Исторические зоны» НИиПИ Генплана Москвы;
  • Василий Церетели, исполнительный директор Московского музея современного искусства;
  • Николай Шумаков, президент Союза московских архитекторов, главный архитектор Метрогипротранса.

01 Сентября 2014

Пресса: «Солнцево» утонет в свете
Платформы станции метро, которые утопают в солнечном свете, возможно ли это? По задумке архитекторов именно такой станет «Солнцево» Калининско-Солнцевской линии столичной подземки. О том, как добиться эффекта «солнечных брызг», и почему входные павильоны у этой станции будут похожи на дачные домики, рассказал руководитель студии «NEFA ARCHITECTS» Дмитрий Овчаров.
Пресса: Рубен Аракелян — об интеграции станций метро с другими...
С Порталом Архсовета беседует Рубен Аракелян, сооснователь архитектурного бюро WALL, выпускник МАрхИ, в прошлом главный архитектор в бюро «Проект Меганом». Предметом нашего разговора стал спроектированный им павильон станции «Технопарк», на примере которого архитектор рассказал, как современные станции сосуществуют с другими функциями и как это повышает мобильность и социальный контроль.
Пресса: Москомархитектура наградила финалистов конкурса...
Заседание Архитектурного совета Москомархитектуры 19 ноября открылось награждением финалистов конкурса на разработку архитектурно-художественного решения станций метро «Солнцево» и «Новопеределкино».
Пресса: Как москвичи выбирали дизайн новых станций метро
Московские власти в пятницу подвели итоги международного открытого конкурса на оформление станций метро «Солнцево» и «Ново-Переделкино»: разработкой дизайна станций, которые появятся в 2017 году, займутся российское бюро Nefa Architects и латвийское архитектурное бюро United Riga Architects.
Пресса: Москвичи совпали с жюри в выборе оформления будущих...
Жюри Международного конкурса на оформление станций московского метро подвело итоги. Мнение экспертов практически совпало с пожеланиями москвичей. Победителями стали российское архитектурное бюро Nefa architects и дизайнерское бюро United Riga Architect из Латвии.
Пресса: Дизайн-проект станции метро «Солнцево» в Москве от...
На завершившимся в понедельник, 6 октября 2014 года, смотре-конкурсе «АрхРазрез 2014» дизайн-проект станции метро «Солнцево» в Москве сочинских архитекторов Александра Амирова и Виктории Стрижак занял два первых места в номинациях «Общественные комплексы, здания и сооружения» и «Интерьеры».
Пресса: Архитектурный привет «Солнцеву»
Вписать свое имя в историю самого красивого метрополитена в мире, московского, решили около 600 команд со всего света. Первый этап открытого конкурса на разработку архитектурно-художественного решения станций «Солнцево» и «Новопеределкино» завершился. Члены жюри отобрали 10 лучших работ.
Пресса: Подземка идет на запад
То, о чем десятилетиями мечтали жители густонаселенных районов на западе столицы, расположенных за МКАД, - Солнцево и Ново-Переделкино, становится реальностью. Вдоль Боровского шоссе уже вовсю идет строительство новой Калининско-Солнцевской линии метрополитена.
Пресса: Облик станций метро «Солнцево» и «Новопеределкино»...
На архитектурно-художественное решение новых станций Калининской линии объявлен открытый национальный конкурс. Несмотря на рекордные сроки ввода, в проектах всех новых станций планируется уйти от однообразия типовых ре­шений и сделать дизайн каждой ярким и индивидуальным.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Технологии и материалы
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
Сейчас на главной
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.