Метро «Солнцево»: мелодия сфер
Яркий топоним очаровал буквально всех, во всяком случае – всех финалистов. В каждом проекте главную скрипку играет свет, все усеяли свои варианты станции солнечными дисками, бликами и звездами.И то: погода у нас как правило не очень, каждый намек на солнце заслуженно ценится.
***
NEFA ARCHITECTS [NEFARESEARCH](Москва, Россия)
Перфорированные стены входных павильонов, напоминающие своими пропорциями классические московские гаражи (только покрупнее) – призваны собирать внутри солнечный свет во множество лучей. Лучи сверху, впрочем образно, проникают под землю, где брызги света (множество солнц) имитируют круглые светильники. Навигацию предлагается выполнить в виде светящейся полосы в полупрозрачном искусственном камне.
***
Rhizome Group(Санкт-Петербург, Россия)
Солнечное название остановки метро спровоцировало авторов прежде всего на использование ярких цветов, и уже затем – «солнечных» дисков. Вертикальные поверхности облицованы керамической плиткой желтого и белого цвета, причем рисунок плиточной кладки планируется сделать разнообразным для оживления и даже создания иллюзии динамики. Освещение – два ряда подвешенных к потолку больших «солнечных дисков». Центральная часть платформы выделена широкой криволинейной полосой, где можно разместить различную мебель, на которую можно не только присесть, но и прислониться к ней. Пространство между павильонами авторы также предложили облицевать ярким кафелем.
***
Wall(Москва, Россия)
И здесь астрономия: станция похожа на планетарий, в котором демонстрируется звездопад и движение небесных тел. Перед входом в метро – арт-объект, изображающий траектории движения планет солнечной системы. Стены переходов между наземной и подземной частью выполнены из матового стекла, одна из которых «прогибается», образуя длинную скамью. Платформа снабжена стеной с раздвижными дверьми в местах входов в вагоны (решение, известное многим по некоторым станциям метро Петербурга). Светящиеся полоски на стенах и потолке, похожие на снимок звездного неба в движении усиливает эффект, позволяя пассажирам почувствовать себя небесными телами в космическом пространстве.
***
Антон Барклянский(Москва, Россия)
В этом проекте станция похожа на пещеру из компьютерной игры. Опоры напоминают стилизованные сталактиты или – видеосъемку исполинских струй белой краски, вылитой на синюю поверхность, поставленное на паузу и перевернутое вверх ногами. В результате получился зал, в котором каждый из пилонов завершен криволинейным зонтом-навесом, которые из-за своей не вполне правильной формы кажутся расставленными хаотично. Зонты-навесы расставлены не только на станции, они также, смягчая границы между подземным и наземным, появляются на территории парка.
***
Роспроект М(Санкт-Петербург, Россия)
Цилиндрические опоры: вверху тонкие, расставленные под разными углами, вторят московским ясеням; внизу – почти брутальные, посередине платформы, уходят в диски света, визуально пронизывая плоскость потолка. Свет – опять солнце, никуда не деться от топонима! – разбросан по потолку станции мелкими дисками, похожими на звезды или солнечных зайчиков. В переходах лампы собирается тонкими линиями, а входные павильоны, прозрачные и тонконогие, будут уютно светиться по вечерам. Так или иначе, солнце здесь получается какое-то подземное, идущее изнутри наружу, а не наоборот.
Станция метро «Новопеределкино»
Так как ни название, ни окружение, по-видимому, не предоставили авторам явной точки отсчета, станция «Новопеределкино» получила веер разнообразных решений, не связанных, в отличие от светоносного «Солнцева», одной темой. Архитекторы скорее думали над русской идентичностью в целом, представив ее в виде бетонного бункера в лесу, рябящего в глазах геральдического орла, ярмарки аляповатого орнамента, а также и менее сюжетных вещей – набора кислотных цветов или застывшего белого «шарфика».
***
FAS(t)(Москва, Россия)
Идея проекта: «лес под землей». Станция подземная, но с помощью светящихся полос с изображениями деревьев архитекторы имитируют открытую остановку метро (такую, как, к примеру, станции Филевской линии, но там под открытым небом ходит поезд, а здесь живой лес имитирован по краям станции). Все реальное, то есть все кроме нарисованных деревьев, – [UPD: Авторы уточнили, что лес будет не нарисованным, а самым настоящим. Планируется плавно опустить до отметки железнодорожного полотна 'зеленые' полосы, отделяющие на поверхности основное шоссе от дорог дублеров, и засадить их кустарниками и небольшими деревьями, создав тем самым ощущение смешанного леса и природного рельефа. Отделяется все это от железнодорожных путей витражным остеклением." ] Пространство станции по контрасту с деревьями очень брутальное, темное-бетонное, коммуникации открыты, тяжесть рукотворного подчеркивает эфемерность пасторального леса. Киношная тема бетонного бункера, столь несвойственная московскому метро и столь характерная для западного, впрочем, обыграна умело: шершавость стен усилена боковым светом, полосы которого к тому же в нужных местах отрывают потолок от стен или затягивают нас в туннели переходов.
***
Gerber Architekten(Дортмунд, Германия)
Проект держится на одной красивой пластической теме: белый гофрированный веер, крупные складки которого напоминают скорее шелк, чем бумагу (хотя еще сильнее напоминают кориан), на станции служит скульптурным нелинейным потолком, тянется над платформой; перед выходом собирается большой колонной (примерно как на «Курской»), и вырывается на поверхность почти как платок эстета-летчика тридцатых годов: белый шарф из-под черной земли. Веер-шарф планируется подсвечивать приятным для глаза спектром дневного света.
***
Студия Бориса Воскобойникова [NEFARESEARCH](Москва, Россия)
Простой параллелепипед входного павильона, выполнен из материала, похожего на перфорированную макетную плату или соты. Весь проект наполнен цветом и оптимизмом; яркий люминесцентный свет, который заставляет пассажиров чувствовать себя подавленно, авторы предлагают заменить на свет в жизнерадостной цветовой гамме зеленых, оранжевых и лиловых оттенков. Стены перехода превратятся в активную навигационно-информационную панель. Предупреждающие линии на платформе и схемы линии задумано сделать в форме дорожек печатной платы.
***
Palast Architekts(Рига, Латвия)
Авторы решили прославить станцию метро «Новопеределкино» как самую тихую станцию в мире. Для этого они предлагают покрыть стены и потолок станции инновационными панелями из звукоизоляционных и шумопоглощающих материалов, которые не позволяют звуковым волнам отражаться от стен и создавать эхо. Для этой же цели значительно увеличена плоскость поверхности стен на станции – она сделана в форме гофра, а местами бриллиантового руста (Грановитой палаты), который ненавязчиво складывается во что-то то ли вавилонское, то ли византийское, то ли просто имперски-геральдическое. Крупная каменная решетка входного павильона, составленная из рельефных «окон», дополняет сюжет.
***
Евгений Леонов(Рига, Латвия)
Здесь акцент сделан на старую Русь: мотивы убранства московских теремов и палат, травяные (впрочем, похожие на Холуй, а также на фирменные олимпийские рисунки Сочи), столбы, расширяющиеся кверху как будто им надо держать каменные своды. На самом деле, «своды» – это световые короба, оснащенные RGB-LED-светодиодными излучателями, которые могут менять цвета освещения во время городских праздников.
***
На конкурс поступило более 600 проектов, к рассмотрению жюри допущено 96 соответствующих всем требованиям конкурса («Новопеределкино» – 46, «Солнцево» – 50). Из них 22 проекта – от зарубежных участников: Словении, Нидерландов, Германии, Индии, Франции, Болгарии, Испании, Кипра, Великобритании, Канады, Италии.
Жюри конкурса: - Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по градостроительной политике и строительству (председатель жюри);
- Андрей Бочкарев, руководитель департамента строительства города Москвы;
- Андрей Гнездилов, главный архитектор НИиПИ Генплана Москвы;
- Елена Гонсалес, архитектурный критик, куратор выставок;
- Эркен Кагаров, арт-директор Студии Артемия Лебедева
- Ольга Косырева, соучредитель «Дизайн-лектория»;
- Сергей Кузнецов, главный архитектор города Москвы;
- Константин Матвеев, генеральный директор ОАО «Мосинжпроект»;
- Алексей Муратов, партнер КБ «Стрелка»;
- Владимир Плоткин, партнер-основатель и главный архитектор ТПО «Резерв» ;
- Елена Соловьева, руководитель НПО-38 «Исторические зоны» НИиПИ Генплана Москвы;
- Василий Церетели, исполнительный директор Московского музея современного искусства;
- Николай Шумаков, президент Союза московских архитекторов, главный архитектор Метрогипротранса.