Обзор прессы и блогов: 28 июня – 4 июля

Москва без скучных панельных домов, дом Наркомфина как капиталистическая коммуна, жилье в водонапорной башне и рецепты успешных европейских парков – в прессе и блогах на этой неделе.

mainImg
Пресса / Новый облик Москвы

Портал Архсовета Москвы сообщает долгожданную новость: панельные дома устаревших типов в столице больше строить не будут. По решению мэра Сергея Собянина, их выпуск прекратится в 2016. А для  строительства по типовым проектам Москомархитектура разработала новые требования: разноэтажность, угловые секции, которые позволят формировать кварталы, разнообразие цветов и материалов фасадов, свободная планировка, открытые и благоустроенные общественные пространства. Первые этажи должны занимать магазины, кафе и социальные службы. В качестве примера строительства «по-новому» рассмотрен квартал на Базовской улице. Массовый выпуск новых серий хотят начать в 2015. 

«Газета.ру» написала о том, как облик Москвы меняют иностранцы, идеи которых приближают город по уровню комфорта и удобству к Европе. Зарубежные проектировщики начинали в столице с реализации интерьерных проектов, более сложные вещи проходили с трудом – вспомнить хотя бы жилой комплекс «Русский авангард» Эрика ван Эгераата. Сейчас ситуация намного лучше – иностранные специалисты активно проектируют жилые комплексы с доступными ценами и значимые общественные зоны.

РБК рассказывает о планах превратить Новый Арбат в подобие нью-йоркской Таймс-сквер с помощью гигантской рекламы и иллюминации. На высотных зданиях могут появиться девять медиафасадов, на крышах двухэтажных корпусов – световые купола, к которым будут вести подсвеченные лестницы. По мнению авторов идеи, таким образом можно одновременно и зарабатывать на рекламе огромные деньги, и превратить Новый Арбат в культурный феномен, привлекающий миллионы туристов. 

Интервью: архитектор и девелопер

«Афиша-Город» опубликовала интервью с главой инвестиционной группы «Коперник» Александром Сенаторовым, который владеет большей частью дома Наркомфина и занимается его приспособлением к современному использованию. Герой материала высказывает мысль: «тот, кто не жертвует малым, теряет все» – поэтому в ходе работ избавляются от камышита («последний слог слова лучше всего характеризует этот материал»), оригинальных батарей и окон. Зато сохраняют планировочные решения и функциональное зонирование. Несмотря на использование новых материалов, «выглядеть новый фасад будет так же». Домом Сенаторов занимается уже 8 лет, поэтому главными регуляторами всего проекта называет свой здравый смысл и совесть («Тут должен быть один человек, который принимает решения. Им буду я»). Если удастся получить оставшиеся 30% дома и завершить ремонтно-реставрационные работы, квартиры в доме будут продавать определенному кругу людей. По мере чтения интервью почти начинаешь верить его герою, но тут он предлагает свой план спасения Шуховской башни: «мы ее режем, весь старый, подлинный, материал переплавляем, добавляем к нему новый металл, и затем из этой смеси на новом месте строим башню в ее первоначальном 350-метровом виде». 
zooming
Проект реставрации дома наркомфина, разработанный Kleinwelt Architecten. Изображение: cityboom.ru

Более сдержанное интервью Сенаторов дал порталу «Ситибум», где высказал, возможно, лозунг девелоперов будущего: «Возрождать и реставрировать памятники конструктивизма (или любой другой эпохи) не только престижно, не только почетно, что об этом пишут журналы, – это еще и выгодно. Будет сделана красота, людям нравится, люди платят за это деньги». Концепцию реставрации дома готовили совместно с  бюро Kleinewelt architecten, ее недавно закончили и сейчас планируют представить Мосгорнаследию. 

Для поклонников творчества Сантьяго Калатравы, выступавшего недавно с лекцией в Москве, появилось еще два интервью испанского архитектора: на нашем портале и в «Афише-Город».

Петербург и регионы

В Петербурге одобрена новая концепция приспособления под современное использование Новой Голландии, сообщает «Коммерсант». Тактичное и минималистическое решение без нового строительства устроило и чиновников, и градозащитников. Некоторые споры вызвало лишь решение сделать окна в крышах бывших складов корабельного леса, также отдельно рассмотрят тему мостов.

Далекой от позитивной была реакция Совета по сохранению культурного наследия на проект приспособления
под гостиницу комплекса зданий Конюшенного ведомства, о чем пишет РБК. Правительство без конкурса передало памятник компании ООО «Плаза Лотос Груп», а детали проекта стали известны только недавно. Все переделки, которые возмущают экспертов и градозащитников, стали возможны благодаря историко-культурной экспертизе, подписанной директором института «Спецпроектреставрация» Владимиром Фоминым. Сейчас подготовкой новой экспертизы занимается один из самых авторитетных в городе специалистов Маргарита Штиглиц. При этом инвестор готов идти на встречу специалистам по наследию, а вот губернатор все время уклоняется от открытого обсуждения проблем с памятником.

«Коммерсант» пишет, что интерес к строительству пешеходного моста, который должен соединить Крестовский остров и Приморский район, проявили уже две инвестиционные группы: итальянская компания INC и Scp Basillique из Монако. Именно этим мостом воспользуются массы футбольных болельщиков, которые после матчей на стадионе «Зенит-Арена» будут добираться до строящейся станции метро «Беговая». Один уровень моста достанется пешеходам и велосипедистам, второй – отдадут под магазины и рестораны. Построить мост должны в 2015-2017.

Тот же источник сообщает об интересном проекте в Воронеже: реновации территории бывшей типографии «Коммуна» в историческом центре города. Концепция предусматривает «комплексное благоустройство с демонтажем диссонирующих объектов» и реставрацию типографии «с последующей пристройкой к дворовому фасаду здания переменной этажности». Получившийся комплекс зданий предлагается использовать под различные общественные мероприятия, а внутреннюю площадь – для репетиций музыкального училища.

Об оригинальном опыте выбора жилплощади рассказывает The Village. Весной 2012 года Александр Лунев из Томска выкупил у городской мэрии старую водонапорную башню, чтобы поселиться в ней. В 2016 году, если удастся собрать достаточно денег, он планирует закончить реставрационные работы и оборудовать около памятника пешеходную зону, игровые площадки и небольшой сад.

Блоги

Интервью «Афиши-Город» с Александром Сенаторовым не могло не вызвать обсуждения в Facebook. Юрий Пальмин считает, что герой «родом из лихих 90-х» «использует идеологический потенциал Дома Наркомфина для собственной культурной идентификации», совершенно естественно его «желание апроприировать невостребованные властью культурные пласты и построить на их основе систему самовоспроизведения». Интервью вызывает смешанные чувства, его называют честным и страшным. По мнению Антона Кальгаева, персонаж словно вышел с «Fair enough» – выставки-«ярмарки» в российском павильоне на биеннале в Венеции. Дмитрий Гусев же считает, что в Петербурге о таком подходе к наследию можно только мечтать – «посреди псевдо-исторической застройки и апокалипсиса нынешней архитектурной мысли». Anna Ratafyeva пишет: «система ценностей интервьюируемого настолько иная, но настолько складная, что завораживает». Елена Гонсалес объясняет ситуацию: властям этот дом не нужен, взволнованная общественность денег на реставрацию никогда не соберет. Возникновение инвестора в данной ситуации – чудо. И хоть он «злодей», но все равно единственная надежда дома, остается принуждать его к добру всеми доступными средствами. 

Дмитрий Терновский в своем блоге рассказывает о велодорожках Москвы, которых в столице сейчас 146 км. Все они в первую очередь прогулочные, то есть не рассчитаны на выполнение транспортной функции. Нынешние велодорожки показательно красивые, самый яркий тому пример – участки от Крымского моста до Лужников и от Крымской набережной до Парка Победы. С одной стороны, есть двустороннее движение, идеальная разметка, пункты проката и даже специальные урны, в которые можно выбросить мусор на ходу. Но в то же время дорожки обычно делят велосипедисты, роллеры и пешеходы, а машины используют их как парковочные места. Впрочем, дела все равно обстоят намного лучше, чем в Екатеринбурге, где дорожки закладывают во все проекты новых улиц. О них пишет блог о городской среде «Живые улицы».

Аркадий Гершман пишет про парк в Юрмале, который понравился ему зонированием, элементами благоустройства, велосипедными и пешеходными дорожками, а также хорошими материалами. Его изюминкой стала высокая обзорная башня. Дарья Бычкова для портала UrbanUrban написала о другом успешном европейском опыте: детских игровых площадках в шведском Мальмё, которые принесли городу награду City for children. Мальмё с населением 300 тыс. человек насчитывает около 220 городских игровых площадок, 20 из которых – тематические, их дизайн заимствуют многие города мира. Дарья Бычкова подробно рассказывает о том, как и кем эти парки создаются. 

Пользователь babs71 отправился посмотреть на жилой комплекс «Александрия», построенный в Петербурге по проекту Рикардо Бофилла. По его словам, здание практически сразу заставляет вспомнить о «пролетарской дорике» 30-х годов при том, что выглядит куда жизнерадостней. Смотрится оно неплохо, но очень странно расположено: два самых эффектных фасада обращены в глубину квартала, а на улицы выходят не слишком удачные коротенькие «огрызки». У автора возникает подозрение, что Бофилл вообще никогда не видел участка.

04 Июля 2014

Похожие статьи
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Технологии и материалы
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
Сейчас на главной
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Все в школу
Проектируя школу на 1500 учеников в районе Новоселье, архитектурная мастерская Юсупова подошла к зданию как к общественной и пространственной доминанте. Ее объемы отражают функцию и реагируют на градостроительные оси, а центр прикладных искусств и спорткомплекс доступны не только детям, но и взрослым жителям квартала.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.