Город: в теории и на практике

Публикуем исследовательские работы на степень магистра первых выпускников Высшей Школы Урбанистики.

mainImg
С 6 по 8 сентября в центре «Сахарт» на территории бывшего Краснопресненского сахарорафинадного завода, в одном из отживших свой промышленный век цехов прошла выставка магистерских работ первых выпускников ВШУ. Двоеточие из названия выставки – «Город:» – предполагает уточнение.  Действительно, каждая из 13-ти представленных магистерских диссертаций заставила посетителей взглянуть на город со своей особой стороны. Причем одни работы уже находятся в русле практического применения добытого знания, а другие лишь открывают новые исследовательские области.
Фото предоставлено пресс-службой Высшей Школы Урбанистики.

По мнению декана ВШУ Александра Высоковского, выставленные проекты и исследования радикально отличаются от традиционных отечественных урбанистических штудий: «Обычно приходишь на выставку и видишь много более-менее красивых картинок, но всегда остается непонимание, зачем они все-таки нужны, кроме того, чтобы продемонстрировать умение рисовать. Здесь же – на стендах и в самих работах – наконец-то можно увидеть, как анализируются городские проблемы и процессы. Это маленький шаг к легализации урбанистики в научной среде».

Неслучайный выбор места и формата проведения выставки прокомментировал куратор мероприятия Юрий Милевский, научный сотрудник ВШУ. «СахАрт», бывшая промзона, находится практически в географическом центре Москвы, но при этом обладает характеристиками городской периферии. Эта площадка метафорически отражает состояние формирующейся науки о градостроительстве: несмотря на то, что урбанистика в России является предметом интенсивных обсуждений, глубина дискуссий невелика, а серьезные научные исследования в этой области по сию пору можно перечесть по пальцам. Так, мнимая периферийность обживаемой промзоны сочетается с периферией интеллектуальной. Урбанистика, дешифруемая в ключе "urban studies" – по-прежнему не мейнстрим для научных исследований и осознанных действий городской власти. Центральные проблемы российских городов пока еще не попали в фокус сегодняшних исследований, однако не за горами тот час, когда бывший цех рафинадного завода станет частью «Сити», а представленные исследования – прочной основой для последующих изысканий. Посмотрим на них глазами самих студентов и декана ВШУ.

Город: Какая зелень важнее?
Автор: Кристина Ишханова
Н
аучный руководитель: Александр Высоковский


Комментируя ход и результаты исследования Кристины Ишхановой, Александр Высоковский оценил ее как «супер-эффективную и интересную». Во-первых, потому, что она уже сейчас получила общественный резонанс – в рамках исследования составлялся рейтинг парков по заказу РИА Новости. Для этого была разработана специальная методика исследования, которая отрабатывалась и уточнялась по ходу работы.

Во-вторых, воодушевил мощный результат: удалось прийти к новому пониманию того, что сейчас происходит в городе с парками. По сути дела, была введена новая концепция – потребительских свойств парка. До сих пор под парком подразумевалось или коммерческое предприятие с предоставлением услуг, или природоохранный комплекс. Оказалось же, что стоит ориентироваться не на охрану природы и не на получение дохода, а на улучшение потребительских показателей, которые включают в себя массу параметров.
Фрагмент выставочного стенда Кристины Ишхановой.


Город: Университет в пространстве
Автор: Анастасия Евсягина
Научный руководитель: Александр Высоковский


Если над этим задуматься, легко поймешь, что университеты представляют собой не просто учебные корпуса, а целые комплексы объектов, разных по назначению и форме собственности, и Анастасия Евсягина изучила то, как все эти объекты вписываются в городскую среду.
Фрагмент выставочного стенда Анастасии Евсягиной.

Александр Высоковский заметил, что исследование оказалось ценным с методической точки зрения, потому что в его ходе удалось проверить массу гипотез. В том числе, выяснилось, что на данный момент в московских реалиях кампусное развитие университетов – насущная, но непростая задача. Сложности связаны в первую очередь с тем, что кампус – целостная система, а в наших широтах каждый из элементов это целого стремится обособиться и жить так же, как городские объекты схожей типологии. Например, общежития, как и все жилье, тяготеют к периферии, а места приложения труда и обучения – к центру. И это лишь единичный пример пространственного разрыва. Статья, написанная Анастасией на основе исследовательской работы в соавторстве с научным руководителем, опубликована в «Отечественных записках».
Фрагмент выставочного стенда Анастасии Евсягиной.
Фрагмент выставочного стенда Анастасии Евсягиной.


Город: Взаимодействие с университетом
Автор:
Марина Сапунова
Научный руководитель: Александр Высоковский


Одна из основных целей этой диссертации - исследование того, как университет участвует в формировании городской среды. «Оказалось, что эти возможности просто безграничны», – с удивлением отмечает Александр Высоковский. Вопрос заключается лишь в том, какими стратегиями пользуется университет, насколько активно проявляет себя, есть ли у его представителей мотивация развивать университетское пространство.
Фрагмент выставочного стенда Марины Сапуновой.

Безусловно, частный американский университет, самостоятельно формирующий повестку дня, и крупный, но государственный европейский – это совсем разные истории, об этом свидетельствуют результаты анализа пространственной организации 30-ти крупнейших мировых университетов (среди которых – HU (Голландия), UvA (Нидерланды), KU (Дания), Pitt (США), Penn (США). Работа Марины, как и исследование Анастасии Евсягиной, является частью проекта ВШУ, на данном этапе представляющем собой концепцию распределенного кампуса ВШЭ  (отметим, что здесь речь идет не об архитектурном проекте, а концепции пространственного развития). Практическая часть диссертации, во-первых, показала, каким образом стоит переформировать университетское пространство, во-вторых, ответила на вопрос: возможно ли устройство кампуса распределенного типа за счет дополнительной аренды зданий.
Фрагмент выставочного стенда Марины Сапуновой.
Фрагмент выставочного стенда Марины Сапуновой.
Фрагмент выставочного стенда Марины Сапуновой.


Город: Говорят и показывают дети
Автор:
Вера Гошкодеря
Научный руководитель: Владимир Николаев


Центральное место в этой работе занял метод партисипаторного планирования. Чтобы горожане чувствовали город «своим», им необходимо быть причастным к формированию городской среды, важно, что бы они понимали: их мнение учтено. Нельзя забывать о том, что дети представляют не менее, а может, даже и более важную, чем взрослые, группу, которая уже пользуется и будет пользоваться городским пространством. Международный опыт, мнения экспертного сообщества, а также проведенное исследование подсказали, что возможности для вовлечения детей в городское планирование действительно существуют: даже в России – в Москве или, например, в Ярославле.
Стенд Веры Гошкодери. Посетители рисовали любимые места в городе и соединяли их с точками на карте. Фото предоставлено пресс-службой Высшей Школы Урбанистики.

Практическая часть магистерской работы была выполнена совместно с проектом «Город Друг» (при поддержке «Проекта Белый Город»), цель которого – «снизу вверх» создать дружелюбную к детям среду. Результаты анкетирования родителей показали: взрослые выступают «за» вовлечение детей в планирование, но от них никаких инициатив, как правило, не исходит. Также с детьми дошкольного и школьного возраста проводились творческие занятия, чтобы понять, как дети оценивают районы, в которых проживают или пребывают. Такой формат работы оказался действительно хорош, но для эффективного участия детей в планировании нужно, чтобы решалась какая-то конкретная проблема, нельзя сказать: «Дети, давайте спланируем что-нибудь», – получится мнимое участие, которое скорее отбивает, чем привлекает интерес. В ходе исследования удалось подтвердить идею о том, следует выстраивать систему взаимодействия лиц, принимающих решения по планированию, с детской аудиторией.

Город: (Вне)закона
Автор:
Евгения Воронцова
Научный руководитель:  Мария Сафарова


Оценить влияние правоприменительной практики на развитие градостроительного законодательства – довольно непростая, но очень важная задача. С целью проследить эту связь был проведен анализ судебной практики по вопросам градостроительной деятельности: рассматривались принятые судами решения, анализировались нормативно-правовые акты, принимаемые органами публичной власти. Удалось выявить, что с каждым годом количество судебных прецедентов растет. Рассмотрев востребованные в судебной практике коллизии, возникающие при применении норм градостроительного законодательства, Евгения подобрала и проанализировала  наиболее резонансные случаи, например, о нашумевшем проекте «Охта центр» или о законодательных нововведениях, действующих на территории Новой Москвы.  В работе удалось оценить, как соблюдается законодательство, и значение ее заключается в том, что она позволяет оценить перспективы развития градостроительного законодательства в России и системы градорегулирования в целом.
Фрагмент выставочного стенда Евгении Воронцовой.
Фрагмент выставочного стенда Евгении Воронцовой.


Город: Площадка для дискуссий
Автор:
Дарья Жмурко
Научный руководитель: Виктория Антонова


Города не могут жить произвольной жизнью. На государственном уровне существует инструмент стратегического планирования, и последнее время все больше российских городов начинают им пользоваться. Современная проблема отечественного стратегического планирования заключается в его неэффективности: нередко разработанная стратегия становится данью моде или «закрывает дыру». Однако исследование подтвердило, что документ может быть полезен: он способен консолидировать городское сообщество, объединить интересы горожан, наладить коммуникацию, а также может помочь городским управляющим принять не «проходные», а действительно верные решения.
Фрагмент выставочного стенда Дарьи Жмурко.


Город: Чего хочет молодежь?
Автор:
Лилия Бурангулова
Научный руководитель: Виктория Антонова


Исследуя требования молодежи Норильска, предъявляемые ей городу, Лилия Бурангулова провела там социологический опрос и составила на его основе список насущных проблем. Самая активная группа горожан, школьники и студенты,  хотела бы улучшить экологическую ситуацию и повысить качество благоустройства Норильска; преодолеть недостатки, обусловленные географической отдаленностью; справиться с климатическими трудностями; восполнить список недостающих объектов инфраструктур, а также наладить телекоммуникацию – в городе неудовлетворительно работает Интернет: скорость низка, мало провайдеров, нет широкополосного доступа. Результаты исследования трудно назвать утешительными: отвечая на вопросы о своем будущем, стабильно менее 20% респондентов связывают его с жизнью в Норильске.
zooming
Фрагмент выставочного стенда Лилии Бурангуловой.
zooming
Норильск, фото Елены Чернышовой, фотопроект «Дни ночей – Ночи дней»
zooming
Норильск, фото Елены Чернышовой, фотопроект «Дни ночей – Ночи дней»


Город: (Не)детские проблемы
Автор:
Зиля Вафина
Научный руководитель: Виктория Антонова


Говорить о «дружелюбности» городской среды в мегаполисе в принципе трудно, работать же над пространством, «дружелюбным» к детям, еще труднее. Зиля Вафина, проанкетировав родителей, выявила проблемы в коммуникации между городом и ребенком (на уровне государства, общества, семьи), а также сформулировала общие характеристики пространства, благоприятного для жизни и развития детей.  Естественно, не остались за кадром эмоции родителей: сегодня большинство из них очень сильно сомневается, что большой город может быть комфортной средой для дошкольников.
 
Инсталляция, посвященная работе Зили Вафиной. Таким – с яркими и мягкими пуфами – очевидно, должен быть город, «дружелюбный» к детям. Фото предоставлено пресс-службой Высшей Школы Урбанистики.


Город: Перезагрузка
Автор:
Арина Миксюк
Научный руководитель: Григорий Ревзин


Брендинг города – сложная и актуальная задача, решить ее непросто и, в то же время, очень важно. Удачно разработанный бренд позволяет скорректировать имидж города и увеличить туристические, инвестиционные и миграционные потоки. Исследование было направлено на выявление имиджа города, который состоит из компонентов объективного и субъективного.

Поэтому практическая работа представляла собой анализ туристического рынка, анализ новостных порталов и проведение опроса. Респонденты, принявшие в нем участие – москвичи, жители регионов и иностранцы - видят столицу как активный, волнующий и процветающий, но, в то же время, некомфортный и недружелюбный город. Такие результаты подтолкнули автора работы к идее бренда, основанного на идеи инициации: каждый попадающий в Москву оказывается очевидцем или главным героем «приключения или испытания», за что впоследствии он получит поощрение.
Фрагмент выставочного стенда Арины Миксюк.
Фрагмент выставочного стенда Арины Миксюк.
Фрагмент выставочного стенда Арины Миксюк.


Город: пространство звука
Автор: Маргарита Чубукова
Научный руководитель: Григорий Ревзин


Наверное, на сегодняшний день изучение звуков города – задача не первостепенная, потому что трудно назвать ее практической. Однако автор термина «soundscape» – звуковой ландшафт – канадский композитор-инвайроменталист Мюррей Шафер наглядно демонстрирует, что звук – это полноценная часть экосистемы. Существует масса подходов к исследованию городской звуковой среды, однако общей основы у них нет. Чтобы классифицировать собранные "в поле" данные – звуки Арбатского района – и проанализировать их, по совету научного руководителя использовался принцип бинарных оппозиций, изобретенный и узаконенный структурными лингвистами. Улицы можно дифференцировать по разным основаниям: звуки бывают доминирующими и подчиненными, языковыми и неязыковыми, техногенными и естественными, динамичными и естественными, антропогенными и неантропогенными – в этом еще раз можно было убедиться на выставке, прослушав записи, сделанные в мае 2013 во время проведения полевого исследования. Кроме того, удалось установить, что каждый из звуков несет в себе информацию об исследуемом пространстве:  в саундскейпе отражаются черты локальной и общегородской идентичности. Ясно, что методов работы со звуковой средой пока еще нет, но чтобы их изобрести, сначала нужно хорошенько изучить сам предмет.

Город: Границы идентичности

Автор:
Ксения Осипова
Научный руководитель: Виктория Антонова


В исследовании проблем мультикультурного городского сообщества проверялась гипотеза о том, что национальные особенности и длительность проживания на определенной территории определяют отношение к месту. Результат показал, что стереотипы, связанные с национальным вопросом, не имеют под собой никакого основания – вовсе не этнические признаки влияют на восприятие и освоение городского пространства, а все сокрыто в индивидуальных особенностях каждого горожанина, и метод экстраполяции здесь не подходит. Этот вывод позволили сделать ряд интервью в рамках трех тематических блоков «Я и мой дом», «Мой двор-микрорайон-район», «Третье место / социальные связи и контакты» с живущими в Москве представителями различных культур.
Инсталляция, посвященная исследованию Ксении Осиповой и отображающая характер социальных связей в городе. Фото предоставлено пресс-службой Высшей Школы Урбанистики.


Город: Норма шага
Автор:
Николай Залесский
Научный руководитель: Алексей Крашенинников


Работа ответила на вопрос о том, как изменились почти за век социалистические представления об идеальном устройстве жилых районов и пешеходных пространств. Из исследования можно узнать, как и почему менялись градостроительные нормы, а на представленном на выставке «таймлайне» были указаны переломные моменты, когда менялись нормы проектирования селитебных зон.
zooming
Фрагмент выставочного стенда Николая Залесского.
zooming
Фрагмент выставочного стенда Николая Залесского.

12 Сентября 2013

Дом-диплом
Студенты-магистры Каталонского института прогрессивной архитектуры (IAAC) в качестве дипломной работы спроектировали и реализовали павильон из инженерного дерева для наблюдения за фауной в барселонском природном парке Кольсерола.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
В горах Сванетии
Шесть дипломных проектов ярославских студентов, посвященных возрождению альпинистских лагерей в Грузии.
Технологии и материалы
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Сейчас на главной
Безопасное пространство
Для клиники доказательной психотерапии мастерская Lo design создала обволакивающий монохромный интерьер, который соединяет черты ваби-саби и ретрофутуризма. Наполненные предметами искусства и декора кабинеты отличаются по настроению и помогают выйти за рамки привычного мышления.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Диалог культур на острове
Этим летом стартует бронирование номеров в спроектированной BIG гостинице сети NOT A HOTEL на острове Сагисима во Внутреннем Японском море. Строительство отеля должно начаться чуть позже.
Пресса: АрхМосква: десять архитектурных бюро-финалистов NEXT...
На следующей неделе начнется выставка архитектуры и дизайна АРХ МОСКВА. Темой этого года стала «ПОЛЬЗА». Рассказываем про десять молодых архитектурных бюро, возраст которых не превышает 10 лет, а также про их мечты и видение будущего архитектуры. Проекты этих бюро стали финалистами спецпроекта выставки NEXT 2024 и будут представлять свои «полезные» разработки в Гостином дворе с 22 по 25 мая. Защита финалистов и объявление победителя состоится 23 мая в 13:00 в Амфитеатре.
Место под солнцем
Две виллы в Сочи по проекту бюро ArchiNOVA: одна «средиземноморская» со ставнями и черепицей для заказчиков из Санкт-Петербурга, вторая – минималистичная с панорамным обзором на горы и море.
Три глыбы
Конкурс на проект музеев современного искусства и естественной истории, а также Парка искусства и культуры в Подгорице выиграла команда во главе с бюро a-fact.
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр по проекту Graal Architecture в коммуне Бейн недалеко от Парижа идеально вписан в холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни-2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров реализовало здесь три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Гостиинца Ummahat 9-3 построена по проекту Кэнго Кумы на одноименном острове, принадлежащем Саудовской Аравии, в Красном море. Составляющие ее виллы мимикрируют под песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.