Город: в теории и на практике

Публикуем исследовательские работы на степень магистра первых выпускников Высшей Школы Урбанистики.

Автор текста:
Маргарита Чубукова

12 Сентября 2013
mainImg
С 6 по 8 сентября в центре «Сахарт» на территории бывшего Краснопресненского сахарорафинадного завода, в одном из отживших свой промышленный век цехов прошла выставка магистерских работ первых выпускников ВШУ. Двоеточие из названия выставки – «Город:» – предполагает уточнение.  Действительно, каждая из 13-ти представленных магистерских диссертаций заставила посетителей взглянуть на город со своей особой стороны. Причем одни работы уже находятся в русле практического применения добытого знания, а другие лишь открывают новые исследовательские области.
Фото предоставлено пресс-службой Высшей Школы Урбанистики.

По мнению декана ВШУ Александра Высоковского, выставленные проекты и исследования радикально отличаются от традиционных отечественных урбанистических штудий: «Обычно приходишь на выставку и видишь много более-менее красивых картинок, но всегда остается непонимание, зачем они все-таки нужны, кроме того, чтобы продемонстрировать умение рисовать. Здесь же – на стендах и в самих работах – наконец-то можно увидеть, как анализируются городские проблемы и процессы. Это маленький шаг к легализации урбанистики в научной среде».

Неслучайный выбор места и формата проведения выставки прокомментировал куратор мероприятия Юрий Милевский, научный сотрудник ВШУ. «СахАрт», бывшая промзона, находится практически в географическом центре Москвы, но при этом обладает характеристиками городской периферии. Эта площадка метафорически отражает состояние формирующейся науки о градостроительстве: несмотря на то, что урбанистика в России является предметом интенсивных обсуждений, глубина дискуссий невелика, а серьезные научные исследования в этой области по сию пору можно перечесть по пальцам. Так, мнимая периферийность обживаемой промзоны сочетается с периферией интеллектуальной. Урбанистика, дешифруемая в ключе "urban studies" – по-прежнему не мейнстрим для научных исследований и осознанных действий городской власти. Центральные проблемы российских городов пока еще не попали в фокус сегодняшних исследований, однако не за горами тот час, когда бывший цех рафинадного завода станет частью «Сити», а представленные исследования – прочной основой для последующих изысканий. Посмотрим на них глазами самих студентов и декана ВШУ.

Город: Какая зелень важнее?
Автор: Кристина Ишханова
Н
аучный руководитель: Александр Высоковский


Комментируя ход и результаты исследования Кристины Ишхановой, Александр Высоковский оценил ее как «супер-эффективную и интересную». Во-первых, потому, что она уже сейчас получила общественный резонанс – в рамках исследования составлялся рейтинг парков по заказу РИА Новости. Для этого была разработана специальная методика исследования, которая отрабатывалась и уточнялась по ходу работы.

Во-вторых, воодушевил мощный результат: удалось прийти к новому пониманию того, что сейчас происходит в городе с парками. По сути дела, была введена новая концепция – потребительских свойств парка. До сих пор под парком подразумевалось или коммерческое предприятие с предоставлением услуг, или природоохранный комплекс. Оказалось же, что стоит ориентироваться не на охрану природы и не на получение дохода, а на улучшение потребительских показателей, которые включают в себя массу параметров.
Фрагмент выставочного стенда Кристины Ишхановой.


Город: Университет в пространстве
Автор: Анастасия Евсягина
Научный руководитель: Александр Высоковский


Если над этим задуматься, легко поймешь, что университеты представляют собой не просто учебные корпуса, а целые комплексы объектов, разных по назначению и форме собственности, и Анастасия Евсягина изучила то, как все эти объекты вписываются в городскую среду.
Фрагмент выставочного стенда Анастасии Евсягиной.

Александр Высоковский заметил, что исследование оказалось ценным с методической точки зрения, потому что в его ходе удалось проверить массу гипотез. В том числе, выяснилось, что на данный момент в московских реалиях кампусное развитие университетов – насущная, но непростая задача. Сложности связаны в первую очередь с тем, что кампус – целостная система, а в наших широтах каждый из элементов это целого стремится обособиться и жить так же, как городские объекты схожей типологии. Например, общежития, как и все жилье, тяготеют к периферии, а места приложения труда и обучения – к центру. И это лишь единичный пример пространственного разрыва. Статья, написанная Анастасией на основе исследовательской работы в соавторстве с научным руководителем, опубликована в «Отечественных записках».
Фрагмент выставочного стенда Анастасии Евсягиной.
Фрагмент выставочного стенда Анастасии Евсягиной.


Город: Взаимодействие с университетом
Автор:
Марина Сапунова
Научный руководитель: Александр Высоковский


Одна из основных целей этой диссертации - исследование того, как университет участвует в формировании городской среды. «Оказалось, что эти возможности просто безграничны», – с удивлением отмечает Александр Высоковский. Вопрос заключается лишь в том, какими стратегиями пользуется университет, насколько активно проявляет себя, есть ли у его представителей мотивация развивать университетское пространство.
Фрагмент выставочного стенда Марины Сапуновой.

Безусловно, частный американский университет, самостоятельно формирующий повестку дня, и крупный, но государственный европейский – это совсем разные истории, об этом свидетельствуют результаты анализа пространственной организации 30-ти крупнейших мировых университетов (среди которых – HU (Голландия), UvA (Нидерланды), KU (Дания), Pitt (США), Penn (США). Работа Марины, как и исследование Анастасии Евсягиной, является частью проекта ВШУ, на данном этапе представляющем собой концепцию распределенного кампуса ВШЭ  (отметим, что здесь речь идет не об архитектурном проекте, а концепции пространственного развития). Практическая часть диссертации, во-первых, показала, каким образом стоит переформировать университетское пространство, во-вторых, ответила на вопрос: возможно ли устройство кампуса распределенного типа за счет дополнительной аренды зданий.
Фрагмент выставочного стенда Марины Сапуновой.
Фрагмент выставочного стенда Марины Сапуновой.
Фрагмент выставочного стенда Марины Сапуновой.


Город: Говорят и показывают дети
Автор:
Вера Гошкодеря
Научный руководитель: Владимир Николаев


Центральное место в этой работе занял метод партисипаторного планирования. Чтобы горожане чувствовали город «своим», им необходимо быть причастным к формированию городской среды, важно, что бы они понимали: их мнение учтено. Нельзя забывать о том, что дети представляют не менее, а может, даже и более важную, чем взрослые, группу, которая уже пользуется и будет пользоваться городским пространством. Международный опыт, мнения экспертного сообщества, а также проведенное исследование подсказали, что возможности для вовлечения детей в городское планирование действительно существуют: даже в России – в Москве или, например, в Ярославле.
Стенд Веры Гошкодери. Посетители рисовали любимые места в городе и соединяли их с точками на карте. Фото предоставлено пресс-службой Высшей Школы Урбанистики.

Практическая часть магистерской работы была выполнена совместно с проектом «Город Друг» (при поддержке «Проекта Белый Город»), цель которого – «снизу вверх» создать дружелюбную к детям среду. Результаты анкетирования родителей показали: взрослые выступают «за» вовлечение детей в планирование, но от них никаких инициатив, как правило, не исходит. Также с детьми дошкольного и школьного возраста проводились творческие занятия, чтобы понять, как дети оценивают районы, в которых проживают или пребывают. Такой формат работы оказался действительно хорош, но для эффективного участия детей в планировании нужно, чтобы решалась какая-то конкретная проблема, нельзя сказать: «Дети, давайте спланируем что-нибудь», – получится мнимое участие, которое скорее отбивает, чем привлекает интерес. В ходе исследования удалось подтвердить идею о том, следует выстраивать систему взаимодействия лиц, принимающих решения по планированию, с детской аудиторией.

Город: (Вне)закона
Автор:
Евгения Воронцова
Научный руководитель:  Мария Сафарова


Оценить влияние правоприменительной практики на развитие градостроительного законодательства – довольно непростая, но очень важная задача. С целью проследить эту связь был проведен анализ судебной практики по вопросам градостроительной деятельности: рассматривались принятые судами решения, анализировались нормативно-правовые акты, принимаемые органами публичной власти. Удалось выявить, что с каждым годом количество судебных прецедентов растет. Рассмотрев востребованные в судебной практике коллизии, возникающие при применении норм градостроительного законодательства, Евгения подобрала и проанализировала  наиболее резонансные случаи, например, о нашумевшем проекте «Охта центр» или о законодательных нововведениях, действующих на территории Новой Москвы.  В работе удалось оценить, как соблюдается законодательство, и значение ее заключается в том, что она позволяет оценить перспективы развития градостроительного законодательства в России и системы градорегулирования в целом.
Фрагмент выставочного стенда Евгении Воронцовой.
Фрагмент выставочного стенда Евгении Воронцовой.


Город: Площадка для дискуссий
Автор:
Дарья Жмурко
Научный руководитель: Виктория Антонова


Города не могут жить произвольной жизнью. На государственном уровне существует инструмент стратегического планирования, и последнее время все больше российских городов начинают им пользоваться. Современная проблема отечественного стратегического планирования заключается в его неэффективности: нередко разработанная стратегия становится данью моде или «закрывает дыру». Однако исследование подтвердило, что документ может быть полезен: он способен консолидировать городское сообщество, объединить интересы горожан, наладить коммуникацию, а также может помочь городским управляющим принять не «проходные», а действительно верные решения.
Фрагмент выставочного стенда Дарьи Жмурко.


Город: Чего хочет молодежь?
Автор:
Лилия Бурангулова
Научный руководитель: Виктория Антонова


Исследуя требования молодежи Норильска, предъявляемые ей городу, Лилия Бурангулова провела там социологический опрос и составила на его основе список насущных проблем. Самая активная группа горожан, школьники и студенты,  хотела бы улучшить экологическую ситуацию и повысить качество благоустройства Норильска; преодолеть недостатки, обусловленные географической отдаленностью; справиться с климатическими трудностями; восполнить список недостающих объектов инфраструктур, а также наладить телекоммуникацию – в городе неудовлетворительно работает Интернет: скорость низка, мало провайдеров, нет широкополосного доступа. Результаты исследования трудно назвать утешительными: отвечая на вопросы о своем будущем, стабильно менее 20% респондентов связывают его с жизнью в Норильске.
zooming
Фрагмент выставочного стенда Лилии Бурангуловой.
zooming
Норильск, фото Елены Чернышовой, фотопроект «Дни ночей – Ночи дней»
zooming
Норильск, фото Елены Чернышовой, фотопроект «Дни ночей – Ночи дней»


Город: (Не)детские проблемы
Автор:
Зиля Вафина
Научный руководитель: Виктория Антонова


Говорить о «дружелюбности» городской среды в мегаполисе в принципе трудно, работать же над пространством, «дружелюбным» к детям, еще труднее. Зиля Вафина, проанкетировав родителей, выявила проблемы в коммуникации между городом и ребенком (на уровне государства, общества, семьи), а также сформулировала общие характеристики пространства, благоприятного для жизни и развития детей.  Естественно, не остались за кадром эмоции родителей: сегодня большинство из них очень сильно сомневается, что большой город может быть комфортной средой для дошкольников.
 
Инсталляция, посвященная работе Зили Вафиной. Таким – с яркими и мягкими пуфами – очевидно, должен быть город, «дружелюбный» к детям. Фото предоставлено пресс-службой Высшей Школы Урбанистики.


Город: Перезагрузка
Автор:
Арина Миксюк
Научный руководитель: Григорий Ревзин


Брендинг города – сложная и актуальная задача, решить ее непросто и, в то же время, очень важно. Удачно разработанный бренд позволяет скорректировать имидж города и увеличить туристические, инвестиционные и миграционные потоки. Исследование было направлено на выявление имиджа города, который состоит из компонентов объективного и субъективного.

Поэтому практическая работа представляла собой анализ туристического рынка, анализ новостных порталов и проведение опроса. Респонденты, принявшие в нем участие – москвичи, жители регионов и иностранцы - видят столицу как активный, волнующий и процветающий, но, в то же время, некомфортный и недружелюбный город. Такие результаты подтолкнули автора работы к идее бренда, основанного на идеи инициации: каждый попадающий в Москву оказывается очевидцем или главным героем «приключения или испытания», за что впоследствии он получит поощрение.
Фрагмент выставочного стенда Арины Миксюк.
Фрагмент выставочного стенда Арины Миксюк.
Фрагмент выставочного стенда Арины Миксюк.


Город: пространство звука
Автор: Маргарита Чубукова
Научный руководитель: Григорий Ревзин


Наверное, на сегодняшний день изучение звуков города – задача не первостепенная, потому что трудно назвать ее практической. Однако автор термина «soundscape» – звуковой ландшафт – канадский композитор-инвайроменталист Мюррей Шафер наглядно демонстрирует, что звук – это полноценная часть экосистемы. Существует масса подходов к исследованию городской звуковой среды, однако общей основы у них нет. Чтобы классифицировать собранные "в поле" данные – звуки Арбатского района – и проанализировать их, по совету научного руководителя использовался принцип бинарных оппозиций, изобретенный и узаконенный структурными лингвистами. Улицы можно дифференцировать по разным основаниям: звуки бывают доминирующими и подчиненными, языковыми и неязыковыми, техногенными и естественными, динамичными и естественными, антропогенными и неантропогенными – в этом еще раз можно было убедиться на выставке, прослушав записи, сделанные в мае 2013 во время проведения полевого исследования. Кроме того, удалось установить, что каждый из звуков несет в себе информацию об исследуемом пространстве:  в саундскейпе отражаются черты локальной и общегородской идентичности. Ясно, что методов работы со звуковой средой пока еще нет, но чтобы их изобрести, сначала нужно хорошенько изучить сам предмет.

Город: Границы идентичности

Автор:
Ксения Осипова
Научный руководитель: Виктория Антонова


В исследовании проблем мультикультурного городского сообщества проверялась гипотеза о том, что национальные особенности и длительность проживания на определенной территории определяют отношение к месту. Результат показал, что стереотипы, связанные с национальным вопросом, не имеют под собой никакого основания – вовсе не этнические признаки влияют на восприятие и освоение городского пространства, а все сокрыто в индивидуальных особенностях каждого горожанина, и метод экстраполяции здесь не подходит. Этот вывод позволили сделать ряд интервью в рамках трех тематических блоков «Я и мой дом», «Мой двор-микрорайон-район», «Третье место / социальные связи и контакты» с живущими в Москве представителями различных культур.
Инсталляция, посвященная исследованию Ксении Осиповой и отображающая характер социальных связей в городе. Фото предоставлено пресс-службой Высшей Школы Урбанистики.


Город: Норма шага
Автор:
Николай Залесский
Научный руководитель: Алексей Крашенинников


Работа ответила на вопрос о том, как изменились почти за век социалистические представления об идеальном устройстве жилых районов и пешеходных пространств. Из исследования можно узнать, как и почему менялись градостроительные нормы, а на представленном на выставке «таймлайне» были указаны переломные моменты, когда менялись нормы проектирования селитебных зон.
zooming
Фрагмент выставочного стенда Николая Залесского.
zooming
Фрагмент выставочного стенда Николая Залесского.


12 Сентября 2013

Автор текста:

Маргарита Чубукова
comments powered by HyperComments
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
В горах Сванетии
Шесть дипломных проектов ярославских студентов, посвященных возрождению альпинистских лагерей в Грузии.
Лаконизм и уместность
Шквал курсов и публикаций, посвященных качеству подачи портфолио архитектора, приносит плоды. Публикуем несколько позитивных примеров портфолио третьекурсников МАРХИ с комментариями авторов.
МАРХИ-2019: 11 лучших рисунков
Как изображать современную архитектуру? Ответ постарались найти участники конкурса рисунка, прошедшего в МАРХИ. Представляем результаты творческих поисков.
МАРХИ-2019: 10 проектов на тему «Школа»
Школа для детей с инвалидностью, воспитательная колония для малолетних преступников, интернат для детей-сирот – студенты МАРХИ создают новый образ современного образования.
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Сейчас на главной
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Деревянное будущее
Бюро Рейульфа Рамстада выиграло конкурс на проект нового крыла музея корабля «Фрам» в Осло: проект называется Framtid – «будущее».
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Деревянный рай
Квартал по проекту Berger + Parkkinen и Querkraft в районе Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства новой ратуши по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО