24.09.2013

Образовательный диалог

Преподаватели "Стрелки", МАРШ и Высшей школы урбанистики обсудили актуальные проблемы градостроительного образования в России.

информация:

Круглый стол под названием «Стрелка, МАРШ, ВШУ: пересечения образовательных полей» прошел в рамках выставки магистерских работ выпускников Высшей Школы Урбанистики «Город:». Кураторы московских постдипломных программ в области архитектуры и управления городским пространством встретились, чтобы обсудить точки соприкосновения и перспективы развития градостроительного образования. Директор образовательной программы «Стрелки» Юрий Григорян, декан факультета ВШУ Александр Высоковский и профессор МАРШа Оскар Мамлеев ответили на  вопросы Алексея Муратова, главного редактора журнала «Проект Россия», выступившего в качестве модератора круглого стола.

Круглый стол «Стрелка, МАРШ, ВШУ: Пересечения образовательных полей». Алексей Муратов, Оскар Мамлеев, Александр Высоковский, Юрий Григорян
Круглый стол «Стрелка, МАРШ, ВШУ: Пересечения образовательных полей». Алексей Муратов, Оскар Мамлеев, Александр Высоковский, Юрий Григорян

Эта дискуссия стала не просто содержательной беседой талантливых профессионалов, но моментом рефлексии: прозвучали ответы на вопросы: «Чем мы все (а не каждый по отдельности) занимаемся?» и «Куда движемся?». Спикеры обсудили ценность выдаваемых дипломов и преимущества, которые дает образование, мотивацию студентов, социальный капитал в стенах альма-матер, политическую окраску образовательной деятельности и возможные перспективы изменений в архитектурно-градостроительной системе.

Рассказ о программах развернулся словно по спирали: несколько кругов, – и все три учебных заведения оказались у слушателей как на ладони. У «Стрелки» было три выпуска, у ВШУ – один, а первые магистранты МАРШа получат свои дипломы еще только в будущем году. Представители программ с государственным и международным дипломом, а также собственным сертификатом расставляют акценты по-разному. Александр Высоковский вводит «градостроителя» в перечень специальностей, Юрий Григорян говорит о возможности неинституционального проникновения в профессию, а Оскар Мамлеев раскрывает смысл новой планки, которая задается современными мировыми образовательными стандартами (в частности –  стандартом London Metropolitan University).

С одной стороны, все три школы относятся к единой области, а с другой – между ними проведены ясные границы, потому соперничества нет. Для бакалавров-архитекторов, желающих усовершенствовать свое мастерство, открыты двери платной Московской Архитектурной Школы. Те, кто мыслят себя планировщиком и/или классическим исследователем в междисциплинарной среде, приглашаются в Высшую Школу Урбанистики, где можно учиться как на бюджетных, так и платных местах. Институт «Стрелка», как отметил Юрий Григорян, «охотится за более зрелыми студентами»: за теми, кто готов работать вне традиционной системы, участвуя в медиа-проектах и «выпадая» из академических рамок.
Круглый стол «Стрелка, МАРШ, ВШУ: Пересечения образовательных полей». Алексей Муратов, Оскар Мамлеев, Александр Высоковский, Юрий Григорян. Фото предоставлено пресс-службой Высшей Школы Урбанистики.
Круглый стол «Стрелка, МАРШ, ВШУ: Пересечения образовательных полей». Алексей Муратов, Оскар Мамлеев, Александр Высоковский, Юрий Григорян. Фото предоставлено пресс-службой Высшей Школы Урбанистики.


Проблема «переученности», о которой напомнил Алексей Муратов, – ее суть заключается в том, что на Западе в силу ряда причин с трудом принимают на работу тех, кто долго учился – ни «Стрелку», ни МАРШ, ни ВШУ не пугает. Все уверены: спрос на образование есть и будет. Оскар Мамлеев видит миссию Школы традиционно: в углублении знаний студентов. Но качественно отличается сам подход к преподаванию: студент больше не «контейнер» для знаний, обучение построено таким образом, что преподаватель является их «транслятором», а учащийся – «поисковиком». Для Александра Высоковского основная ценность магистратуры по направлению «Управление пространственным развитием городов» заключается в формировании особой оптики: студенты, осваивая специальный инструментарий, учатся видеть профессиональные проблемы на разных уровнях – в мельчайших деталях и крупным планом. Учитывая состав студенческих групп, возникают параллельные задачи: архитекторов – научить писать, а географов и социологов – проектному мышлению.

Сжимая двухлетнюю программу в один год, «Стрелка» первые полгода занимается ликвидацией лакун в образовании своих студентов, причем особое внимание уделяется тренировке коммуникативной техники, а вторая половина года посвящена проектной деятельности. Все это дает учащемуся возможность выйти на качественно новый уровень, позволяющий грамотно маневрировать в международной профессиональной среде. Одной из главных целей «Стрелки»  остается – научить критическому мышлению.

Немаловажный вопрос мотивации решается в МАРШе сам собой: все поступившие платят за свое образование, и этот момент оказывается решающим. В ВШУ, где есть и бесплатные места, декану приходится конкурировать за внимание студентов к обучению с работодателями студентов. Он объясняет, что в ходе работы учишься лучше всего, но часто на местах учат «по-старому», поэтому важно донести до студентов суть вещей. «Стрелка» методом проб и ошибок научилась отбирать мотивированных студентов, потому что финансового стимула там вообще нет: они учатся бесплатно и получают при этом стипендию.
Расчет на профессиональную интеграцию – не последний пункт при выборе вуза. В МАРШе и ВШУ на лекционные и семинарские занятия приглашаются опытные специалисты, кроме того, студенты ВШУ могут участвовать в проектной деятельности преподавателей. У «Стрелки» на создание социального капитала нацелены 4 платформы: образовательная, издательская, проектная и исследовательская.

На выходе каждый из новоиспеченных специалистов волен выбирать, что ему больше по душе: проектная деятельность, консалтинг или работа в государственных структурах, – полученная база в любом случае поможет реализоваться. Также помочь в самореализации архитекторам и урбанистам должно российское отделение международного конкурса дипломных работ Archiprix: кроме собственно конкурса, его руководитель Оскар Мамлеев планирует проводить в региональных архитектурных вузах мастер-классы и лекционные программы с участием ведущих российских и зарубежных профессионалов, а также приглашать студентов в Москву на летние школы и другие образовательные мероприятия. Подробнее об этой инициативе профессор Мамлеев рассказал в интервью Архи.ру.

Ознакомиться с полной версией круглого стола можно, посмотрев видео:


Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

статьи на эту тему:

все тексты темы

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Карен Сапричян
  • Никита Токарев
  • Андрей Асадов
  • Иван Рубежанский
  • Игорь Шварцман
  • Тотан Кузембаев
  • Сергей Труханов
  • Роман Леонидов
  • Екатерина Кузнецова
  • Станислав Белых
  • Антон Яр-Скрябин
  • Наталия Порошкина
  • Юрий Сафронов
  • Дмитрий Ликин
  • Андрей Романов
  • Никита Бирюков
  • Рустам Керимов
  • Валерий Лукомский
  • Андрей Ромашов
  • Наталия Зайченко
  • Антон Бондаренко
  • Владимир Плоткин
  • Юлий Борисов
  • Даниил Лоренц
  • Дмитрий Васильев
  • Зураб Басария
  • Олег Карлсон
  • Николай Миловидов
  • Вера Бутко
  • Сергей Орешкин
  • Сергей Сенкевич
  • Евгений Герасимов
  • Екатерина Грень
  • Иван Кожин
  • Всеволод Медведев
  • Александр Бровкин
  • Вероника Дубовик
  • Александр Скокан
  • Михаил Канунников
  • Левон Айрапетов
  • Кристина Павлова
  • Арсений Леонович
  • Илья Уткин
  • Константин Ходнев
  • Сергей Скуратов
  • Полина Воеводина
  • Павел Андреев
  • Владимир Ковалёв
  • Никита Явейн
  • Валерия Преображенская
  • Алексей Гинзбург
  • Марк Сафронов
  • Наталья Сидорова
  • Александра Кузьмина
  • Олег Шапиро
  • Сергей Кузнецов
  • Наталия Шилова
  • Олег Мединский
  • Сергей Чобан
  • Александр Асадов
  • Александр Порошкин
  • Андрей Гнездилов
  • Антон Надточий
  • Илья Машков
  • Юлия Тряскина
  • Василий Крапивин
  • Александр Попов
  • Анатолий Столярчук
  • Антон Лукомский
  • Татьяна Зульхарнеева

Постройки и проекты (новые записи):

  • Концепция территории «Парка будущих поколений»
  • Edison House
  • Гостиница с апартаментами и подземной автостоянкой в Электрическом переулке (2014)
  • Концепция развития территории завода «Красный треугольник»
  • Жилой комплекс «LVIII»
  • МФК с жилыми помещениями для временного проживания на ул. Ивана Франко
  • Дом нового формата
  • Дом Chkalov
  • Сад Баумана. Детская площадка

Технологии:

25.04.2019

Игра отражений

Шесть художественных эффектов, которых можно добиться в архитектуре с помощью зеркальных композитных панелей ALUCOBOND® naturAL Reflect.
ALUCOBOND®
24.04.2019

FunderMax: для людей, которые создают

В конце февраля в центра дизайна ARTPLAY открылся шоу-рум компании FunderMax.
Материалы FunderMax
09.04.2019

Сценография футбола как Звездные войны

Интерьер стадиона ФК «Краснодар» сочетает, казалось бы, несочетаемое: острый футуризм и вечную классику. За будущее отвечает акриловый камень HI-MACS® в сочетании и сопоставлении с представителем традиции, натуральным травертином.
LG Hausys
05.04.2019

Бруталистский трансформер

Композитные панели ALUCOBOND® Vintage с фактурой патинированного бетона в проекте голландского загородного дома.
ALUCOBOND®
28.03.2019

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
другие статьи