Образовательный диалог

Преподаватели "Стрелки", МАРШ и Высшей школы урбанистики обсудили актуальные проблемы градостроительного образования в России.

Автор текста:
Маргарита Чубукова

mainImg

Круглый стол под названием «Стрелка, МАРШ, ВШУ: пересечения образовательных полей» прошел в рамках выставки магистерских работ выпускников Высшей Школы Урбанистики «Город:». Кураторы московских постдипломных программ в области архитектуры и управления городским пространством встретились, чтобы обсудить точки соприкосновения и перспективы развития градостроительного образования. Директор образовательной программы «Стрелки» Юрий Григорян, декан факультета ВШУ Александр Высоковский и профессор МАРШа Оскар Мамлеев ответили на  вопросы Алексея Муратова, главного редактора журнала «Проект Россия», выступившего в качестве модератора круглого стола.

Круглый стол «Стрелка, МАРШ, ВШУ: Пересечения образовательных полей». Алексей Муратов, Оскар Мамлеев, Александр Высоковский, Юрий Григорян

Эта дискуссия стала не просто содержательной беседой талантливых профессионалов, но моментом рефлексии: прозвучали ответы на вопросы: «Чем мы все (а не каждый по отдельности) занимаемся?» и «Куда движемся?». Спикеры обсудили ценность выдаваемых дипломов и преимущества, которые дает образование, мотивацию студентов, социальный капитал в стенах альма-матер, политическую окраску образовательной деятельности и возможные перспективы изменений в архитектурно-градостроительной системе.

Рассказ о программах развернулся словно по спирали: несколько кругов, – и все три учебных заведения оказались у слушателей как на ладони. У «Стрелки» было три выпуска, у ВШУ – один, а первые магистранты МАРШа получат свои дипломы еще только в будущем году. Представители программ с государственным и международным дипломом, а также собственным сертификатом расставляют акценты по-разному. Александр Высоковский вводит «градостроителя» в перечень специальностей, Юрий Григорян говорит о возможности неинституционального проникновения в профессию, а Оскар Мамлеев раскрывает смысл новой планки, которая задается современными мировыми образовательными стандартами (в частности –  стандартом London Metropolitan University).

С одной стороны, все три школы относятся к единой области, а с другой – между ними проведены ясные границы, потому соперничества нет. Для бакалавров-архитекторов, желающих усовершенствовать свое мастерство, открыты двери платной Московской Архитектурной Школы. Те, кто мыслят себя планировщиком и/или классическим исследователем в междисциплинарной среде, приглашаются в Высшую Школу Урбанистики, где можно учиться как на бюджетных, так и платных местах. Институт «Стрелка», как отметил Юрий Григорян, «охотится за более зрелыми студентами»: за теми, кто готов работать вне традиционной системы, участвуя в медиа-проектах и «выпадая» из академических рамок.
Круглый стол «Стрелка, МАРШ, ВШУ: Пересечения образовательных полей». Алексей Муратов, Оскар Мамлеев, Александр Высоковский, Юрий Григорян. Фото предоставлено пресс-службой Высшей Школы Урбанистики.


Проблема «переученности», о которой напомнил Алексей Муратов, – ее суть заключается в том, что на Западе в силу ряда причин с трудом принимают на работу тех, кто долго учился – ни «Стрелку», ни МАРШ, ни ВШУ не пугает. Все уверены: спрос на образование есть и будет. Оскар Мамлеев видит миссию Школы традиционно: в углублении знаний студентов. Но качественно отличается сам подход к преподаванию: студент больше не «контейнер» для знаний, обучение построено таким образом, что преподаватель является их «транслятором», а учащийся – «поисковиком». Для Александра Высоковского основная ценность магистратуры по направлению «Управление пространственным развитием городов» заключается в формировании особой оптики: студенты, осваивая специальный инструментарий, учатся видеть профессиональные проблемы на разных уровнях – в мельчайших деталях и крупным планом. Учитывая состав студенческих групп, возникают параллельные задачи: архитекторов – научить писать, а географов и социологов – проектному мышлению.

Сжимая двухлетнюю программу в один год, «Стрелка» первые полгода занимается ликвидацией лакун в образовании своих студентов, причем особое внимание уделяется тренировке коммуникативной техники, а вторая половина года посвящена проектной деятельности. Все это дает учащемуся возможность выйти на качественно новый уровень, позволяющий грамотно маневрировать в международной профессиональной среде. Одной из главных целей «Стрелки»  остается – научить критическому мышлению.

Немаловажный вопрос мотивации решается в МАРШе сам собой: все поступившие платят за свое образование, и этот момент оказывается решающим. В ВШУ, где есть и бесплатные места, декану приходится конкурировать за внимание студентов к обучению с работодателями студентов. Он объясняет, что в ходе работы учишься лучше всего, но часто на местах учат «по-старому», поэтому важно донести до студентов суть вещей. «Стрелка» методом проб и ошибок научилась отбирать мотивированных студентов, потому что финансового стимула там вообще нет: они учатся бесплатно и получают при этом стипендию.
Расчет на профессиональную интеграцию – не последний пункт при выборе вуза. В МАРШе и ВШУ на лекционные и семинарские занятия приглашаются опытные специалисты, кроме того, студенты ВШУ могут участвовать в проектной деятельности преподавателей. У «Стрелки» на создание социального капитала нацелены 4 платформы: образовательная, издательская, проектная и исследовательская.

На выходе каждый из новоиспеченных специалистов волен выбирать, что ему больше по душе: проектная деятельность, консалтинг или работа в государственных структурах, – полученная база в любом случае поможет реализоваться. Также помочь в самореализации архитекторам и урбанистам должно российское отделение международного конкурса дипломных работ Archiprix: кроме собственно конкурса, его руководитель Оскар Мамлеев планирует проводить в региональных архитектурных вузах мастер-классы и лекционные программы с участием ведущих российских и зарубежных профессионалов, а также приглашать студентов в Москву на летние школы и другие образовательные мероприятия. Подробнее об этой инициативе профессор Мамлеев рассказал в интервью Архи.ру.

Ознакомиться с полной версией круглого стола можно, посмотрев видео:



24 Сентября 2013

Автор текста:

Маргарита Чубукова
comments powered by HyperComments

Статьи по теме: Архитектурное образование

МАРХИ-2019: 10 проектов на тему «Школа»
Школа для детей с инвалидностью, воспитательная колония для малолетних преступников, интернат для детей-сирот – студенты МАРХИ создают новый образ современного образования.
Образовательный заплыв в центре города
Прошедшим летом Плавучий университет в Берлине по проекту коллектива raumlaborberlin стал площадкой для дискуссий и экспериментов на тему городов, переживающих бурную трансформацию. Этот необычный кампус – в фотографиях Дениса Есакова.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

Марина Игнатушко: «Наш рейтинг – не про абсолютные...
Говорим с куратором, организатором и вдохновителем Нижегородского архитектурного рейтинга – единственной российской архитектурной премии, которой удается сохранять несерьезность; ведь победившее здание съедают в виде торта.
Опалубка для экзоскелета
Жилая башня One Thousand Museum в Майами по проекту Zaha Hadid Architects получила вынесенную на фасад бетонную конструкцию с постоянной опалубкой из стеклофибробетона.
Зеленый холм у Потамака
Пристройка, расширившая Кеннеди-центр в Вашингтоне, почти полностью спрятана в зеленом холме. Она выстраивает задуманную в 1960-е связь центра с рекой и не закрывает никаких видов.
Дом молодежи
Реконструкция Дома молодежи на Фрунзенской, анонсированная год назад, получила АГР Москомархитектуры. Проект предполагает строительство нового здания между МДМ и парком Трубецких.
Двенадцать формул
Два московских учебных заведения показывают в открытых мастерских Баухауза проект, посвященный общественным пространствам. Методы спекулятивного дизайна и «сенсорная урбанистика» помогли поставить правильные вопросы и получить серьезные выводы.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Умер Иона Фридман
Архитектор-теоретик, озвучивший в конце 1950-х идею мобильной, саморазвивающейся силами жителей и изменяемой архитектуры – своего рода пространственной сети, приподнятой над традиционным городом и способной охватить весь мир.
Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Новое время Советской площади
Благоустройство центральной площади Гаврилова Посада, профинансированное из трех источников и призванное помочь городу стать туристическим, выглядит современно и ставит задачи осмысления местной идентичности.
Разобрано по весне
Временный и уже разобранный павильон на площади перед «Зарядьем»: кольцеобразный, с деревянной конструкцией и фасадом из металла и поликарбоната. Внутри был тот самый искусственный снег, березы елки.
Метод обнимания
TreeHugger, небольшой павильон информационного туристического центра бюро MoDusArchitects, вступая в диалог с архитектурным и природным окружением, сам становится новой достопримечательностью предальпийского городка в итальянском Трентино-Альто-Адидже.
Мёд и медь
Архитектор Роман Леонидов спроектировал подмосковный Cool House в райтовском духе, распластав его параллельно земле и подчеркнув горизонтали. Цветовая композиция основана на сопоставлении теплого медового дерева и холодной бирюзовой меди.
Пресса: Почему индустриальное домостроение оставит будущее...
О будущем жилья невозможно говорить, пытаясь обойти стену, в которую оно упирается,— массовое индустриальное домостроение. Если модель массового индустриального домостроения сохранится, то это довольно простое будущее, которое более или менее сводится к настоящему.
СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.