ГТГ: конкурсные проекты

Публикуем все шесть проектов конурса на фасады Третьяковской галереи с комментариями авторов.

Алла Павликова

Автор текста:
Алла Павликова

mainImg
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Конкурсная концепция фасадов нового здания Третьяковской галереи
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Авторы проекта: Чобан С., Членов И.;
Ведущий архитектор Дигилева М.;
Визуализаторы: Злобина Н., Захаров А.

5.2013 — 6.2013
Конкурсная концепция фасадов нового здания Третьяковской галереи
Россия, Москва

Авторский коллектив:
В. Плоткин, Е. Кузнецова

5.2013 — 6.2013
Конкурсная концепция фасадов нового здания Третьяковской галереи
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Автор проекта: Мария Дехтяр

5.2013 — 6.2013
Александр Цимайло
Николай Ляшенко
Цимайло Ляшенко и Партнеры http://www.tlp-ab.com/
Конкурсная концепция фасадов нового здания Третьяковской галереи. Вариант 1
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Л. Айрапетов, В. Преображенская, Д. Грекова, Е. Косцов, Е. Легков, Ю. Преснякова, А. Ривкина

5.2013 — 6.2013
Конкурсная концепция фасадов нового здания Третьяковской галереи. Вариант 2
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Л. Айрапетов, В. Преображенская, Д. Грекова, Е. Косцов, Е. Легков, Ю. Преснякова, А. Ривкина

5.2013 — 6.2013
0 Третьего июля были объявлены итоги конкурса на решение концепцию фасадов нового здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, объявленного в конце мая. Тогда были опубликованы только проекты трех победителей: проект бюро SPEECH, занявший первое место и принятый к реализации, и два почетных места, второе и третье. Теперь мы публикуем проекты всех шести участников июньского конкурса с более подробными комментариями и мнениями авторов. В соседнем материале публикуем варианты «Моспроекта-4», который работает над проектом нового корпуса ГТГ начиная с 1996 года. Таким образом, надеемся, картина получится достаточно полной и позволит нашим читателям оценить нюансы этого конкурса, во многих отношениях сложного и спорного, но все же очень интересного с точки зрения истории московской архитектуры новейшего времени. Напомним, что конкурс проводился анонимно (проекты были представлены под номерами), а состав жюри в основном совпадал с составом архитектурного совета.
Конкурсная концепция фасадов нового здания Третьяковской галереи
© SPEECH

Первое место. SPEECH Чобан & Кузнецов
В своей пояснительной записке Сергей Чобан и Игорь Членов пишут:

«... Новое здание Третьяковской галереи завершает формирование музейного квартала, гармонично вписываясь в структуру комплекса. Стремясь объединить здания музейного квартала, фасады нового здания Третьяковской галереи поддерживают идеологию, заложенную музеем: сохранение национального достояния культуры и актуальный диалог с обществом. Материал и цветовая гамма подчеркивают преемственность архитектурного языка корпусов Третьяковской галереи, построенных в различные исторические периоды: сочетание красного цвета стены с белыми наличниками и декоративными элементами.

Опираясь на заложенный еще В.М. Васнецовым русский стиль в фасадах зданий и переосмысливая элементы исконно русской архитектуры фасады нового здания выполнены из состаренного, фактурного красного кирпича, с белыми элементами наличников окон, выполненных из архитектурного бетона, завершающих рельефных поясов, колонок. Скругленные углы отделки здания, выполненные в кирпиче, придают более мягкие очертания зданию, тесно зажатому в границах участка. Основная миссия динамичного диалога музея и города выражена в архитектурной идее фасада здания – белые рамы различного формата, в структуре оригинальной развески картин Городской Художественной Галереи П.М. и С. М. Третьяковых, образуют стену с картинами. Живыми картинами, которые создают сами посетители музея. На внешнее остекление, с плавным затуханием, нанесены фрагменты шедевров, выставляющихся в Галерее.

И неподвижная монохромная часть картин, соединяясь с движением цветного потока посетителей, наполняет эти картины жизнью, создавая эффект взаимопроникновения интерьера и экстерьера здания.

Главный вход, расположенный на пересечении основных пешеходных путей, представляет собой картинную раму, обрамленную стеклом, плавно переходящим в фонарь верхнего света, пронизывающий насквозь здание и связывающий современность с историей, превращаясь в пешеходный мост. Попадая в вестибюль, посетители становятся негласными творцами главного шедевра Третьяковской галереи – картины имени себя, постоянно меняющейся, идущей в ногу со временем, отображающей настоящую картину современности. Фасады поддерживают основную тему развешанных картин на стене. Каждая «картинная рама» фасада, как резной наличник, индивидуальна, с присущими только ей очертаниями и рисунком. Различные размеры рам обусловлены масштабом окружающих пространств.

Постепенно уменьшающиеся габариты улиц и застройки от широкой набережной к более узкому Малому Толмачевскому переулку определили структуру протяженного фасада – переход от крупных, хаотично расположенных «окон-рам» к жесткой структуре, воплощая соответствие масштабу застройки. Фасад по Лаврушинскому переулку – это частичный намек, подготавливающий зрителей к основному действу «живой картины» главного входа. Уменьшенный размер рам стремится соответствовать масштабу застройки, при этом выделяясь на его фоне индивидуальностью.»
Конкурсная концепция фасадов нового здания Третьяковской галереи
© SPEECH
Конкурсная концепция фасадов нового здания Третьяковской галереи
© SPEECH
Конкурсная концепция фасадов нового здания Третьяковской галереи
© SPEECH
Конкурсная концепция фасадов нового здания Третьяковской галереи
© SPEECH
Конкурсная концепция фасадов нового здания Третьяковской галереи. Фрагмент фасада. Архитектурная мастерская SPEECH
© SPEECH
Конкурсная концепция фасадов нового здания Третьяковской галереи. Фасады по Кадашевской набережной
© SPEECH
Конкурсная концепция фасадов нового здания Третьяковской галереи. Фасады по Лаврушинскому переулку
© SPEECH

Второе место. TOTEMENT/PAPER.
Говорят Валерия Преображенская и Левон Айрапетов:

«С одной стороны, Сергей Кузнецов большой молодец, что он все это организовал, с другой стороны, конкурс довольно неоднозначный. Всем было крайне неудобно. Но для нас участие в этом конкурсе – это большая удача, потому что мы, заявив себя с российским павильоном в Шанхае, постоянно занимаемся исследованиями. У нас нет ни одного проходного проекта. Музеи и павильоны – это то направление, которое нам наиболее близко. Нам было приятно, что нас пригласили. Некоторые архитекторы отказались участвовать в конкурсе по этическим соображениям. Мы же согласились, потому что эта возможность ценна: не каждый день нам предлагают разработать проект одного из главных музеев страны – Третьяковской галереи.

Заказчиком конкурса выступила компания ООО «Зарубежпроект». Это генподрядчик и генпроектировщик в одном лице. На проектирование нам дали меньше месяца. Это очень мало даже просто для осмысления ситуации. Участок занимает довольно сложное место. Застройка здесь имеет серьезный перепад по этажности. Нужен был особый и внимательный подход. К тому же сама Третьяковка развивалась сложно и неоднозначно, вырастая из небольшого частного особняка, много раз достраивалась и менялась. В 1980-е там был построен большой современный депозитарий, но он не смог удовлетворить всем нуждам музея. В 1990-е гг. руководство галереи приняло решение о дальнейшем расширении. В соответствии с разработанным на тот момент ТЗ коллектив «Моспроекта-4» предложил свой вариант. Но пока занимались сносом построек, производили археологические раскопки, выводили коммуникации и т.п., стало очевидно, что предложенное несколько лет назад решение уже не отвечает настоящим требованиям. ТЗ было переработано, здание сильно увеличилось в объеме, притом что Замоскворечье – это район камерной застройки. Встал вопрос: что делать дальше?

Мы представили два варианта, потому что хотели показать, что мы умеем работать с культурным слоем, оставаясь в контексте, но одновременно можем предложить свое современное видение.

Первая концепция более строгая. Мы сделали демонтаж планировки, так как работать только с оберткой невозможно. Внутри мы обнаружили понятную функциональную схему – рабочий блок, выставочный зал, прогулочная улица, пожарная лестница и концертный зал. Глухой объем выставочных пространств обращен к реке, но перед ним есть еще многофункциональный зал в два яруса, над которым располагается галерея. На противоположной стороне от него запроектирован концертный зал. Между ними существует внутренняя улица. Кафе, книжные магазины и другие общественные пространства, размещенные перед глухой стеной выставочного зала, должны открываться навстречу городу. Исходя из этого данный фасад для нас был по определению стеклянным. Это северная сторона, солнца там практически нет, поэтому рельеф стены здесь не выявляется, светотень мало что дает. Но зданию необходима богатая пластика. Мы решили придать форму стеклянному фасаду, сделать скульптуру из стекла. За основу был взят элемент, похожий на пирамиду. Выбранная форма похожа на крыши домов, из которых состоит Третьяковка. Верхняя сторона стеклянной пирамиды отражает небо, нижняя – реку, справа отражается кинотеатр «Ударник» и дом Иофана, а слева – храм Василия Блаженного и Кремль. Таким четырехугольником мы вписали здание в контекст. Получилась мозаика. Красная стена выставочного зала, расположенного за стеклянной оболочкой, добавила глубины.

Фасады, лишенные окон, тоже решены в красном цвете, как отсылка к краснокирпичным стенам Третьяковки. Здесь мы также задействовали рельеф стены, перебрав все декоры, ассоциирующиеся с русскими мотивами. Стены предполагалось делать из подкрашенного бетона. В такой стилистике решены блок пожарной лестницы, фланкирующий вход с одной стороны, и концертный зал, примыкающий к прогулочной улице с другой. Улицу, которая разделяет два здания, мы накрыли прозрачной крышей. Дроблением здания на несколько объемов мы пытались уменьшить масштаб, а также воспроизвести квартал Третьяковки, состоящий из нескольких небольших зданий.

Отдельное решение было предложено и для дворовых фасадов, выступающих в роли фона или занавеса перед особняками и палатами музея. Там использовано вертикальное членение. Нам хотелось достичь определенной сдержанности. Декор – это восточная и московская тематика, но есть и европейская строгость, потому что речь идет о современном музее.
zooming
Проект фасадов Третьяковской галереи. Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»
zooming
Проект фасадов Третьяковской галереи. Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»
zooming
Проект фасадов Третьяковской галереи. Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»
zooming
Проект фасадов Третьяковской галереи. Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер». Ночной вид со стороны Кадашевской набережной
Проект фасадов Третьяковской галереи. Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер». Дворовый фасад
Проект фасадов Третьяковской галереи. Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»

Второй вариант по структуре практически не отличается от первого. Мы точно так же разбили здание на отдельные объемы. Если смотреть вдоль набережной, то объем новой Третьяковки помещается между семиэтажным доходным домом и низкоэтажным новоделом с круглой башенкой. У нас появилась мысль сделать козырек над входом, который сгладил бы этот перепад. Мы предложили довольно динамичную форму, придали ей скульптурность. Стеклянный фасад, так же как и в первом варианте, отражает воду и здания. А сквозь него просвечивает красная стена выставочного зала. Это очень похоже на кремлевские звезды. Мы пытались отдать дань русскому авангарду. Концертный зал мы одели в тонкую кожу с русскими чертами. Она может быть выполнена либо из металла, либо из керамики. Здесь также оставлено большое утопленное в стену окно, из которого в случае необходимости могла бы выдвигаться небольшая сцена для проведения концертов. Напротив располагается Вдовий дом, и зрители вполне бы разместились на его лестнице.

Но главная идея этого проекта – это галерея, разделяющая два основных объема здания, которую мы решили как одну большую лестницу. В предложенном нам <исходном – прим. ред.> проекте это пространство представляет собой один длинный коридор, пересекаемый эскалаторами и мостами, что недостаточно связывает две части здания. Мы же придумали лестницу с площадками, где могут сидеть люди и любоваться городом по примеру Дефанса. Через сквозные отверстия в площадках лестницы освещаются нижние уровни. В перспективе лестница сливается с кровлей здания.

Получился очень современный образ, который, как нам кажется, должен, наконец, появиться в Москве. Это смелое решение, но заказчик хотел получить самые разные идеи, что мы ему и предложили.»
Проект фасадов Третьяковской галереи. Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер». Второй вариант
Проект фасадов Третьяковской галереи. Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер». Второй вариант
Проект фасадов Третьяковской галереи. Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер». Второй вариант
Проект фасадов Третьяковской галереи. Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер». Второй вариант
Проект фасадов Третьяковской галереи. Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер». Второй вариант. План первого этажа

Третье место. ТПО «Резерв».
Владимир Плоткин:

«Это далеко не самый идеальный способ создания проекта, поскольку речь шла о фасаде для уже готового объекта. Если оставить в стороне этические вопросы конкурса, то, изрядно посомневавшись в необходимости нашего участия, мы все-таки решили поделиться своими соображениями на тему возможной трактовки фасадов Третьяковской галереи, причем рассматривали это как профессиональный совет, не более того.

У нас было несколько различных вариантов – от самых простых до радикальных. В итоге в качестве основы мы выбрали тему национальных орнаментов, что не слишком характерно для нашей мастерской. Однако для данного проекта такое решение показалось наиболее уместным. Более того, я был уверен, что большинство участников так или иначе выскажутся на эту тему. Так оно и вышло. Орнаменты в последние десять лет очень популярны, а применительно к данному проекту еще и актуальны. Мы решили довести идею орнаментального фасада до абсолюта, предложив нечто феерическое и кажущееся неправдоподобно сказочным.

Главная идея – развитие на новом уровне нео-русского стиля, в котором был решен васнецовский фриз существующего здания галереи. Изначально мы хотели использовать традиционное сочетание красного и белого цветов. Были идеи сделать что-то совершенно разноцветное, но в какой-то момент нас очень вдохновила белоснежная, перистая, похожая на морозные узоры на стекле ткань здания.

Несмотря на кажущуюся фантастичность, данное предложение более чем реалистично. Наш фасад – это ажурная сетка, которая может быть выполнена из резанного или гнутого анодированного металла. Это либо цельная, либо сцепленная с помощью точечной сварки конструкция, которая выполняет функцию наружной оболочки двойного фасада. Основной фасад, выполненный из стекла, а местами, в зависимости от функционального наполнения музея, представляющий собой глухую стену, располагается от внешней оболочки на расстоянии 60-70 см. Также мы предполагали, что для достижения двойного, глубинного эффекта на основном стеклянном фасаде тоже необходим орнаментальный рисунок, который мог бы быть выполнен методом послойной заливки. Мы знаем эту технологию.

Гнутая полоса металла ставится на ребро перпендикулярно фасаду, поэтому получается очень сложный рисунок. Но он хорошо считывается, потому что мы специально подбирали крупный масштаб, опознаваемый на фоне окружающей застройки. Этот рисунок идеально подходит для фронтального восприятия. При движении вдоль фасада возникает динамическая трансформация рисунка, он рассыпается, превращаясь в красивую, завораживающую абстракцию, меняется в зависимости от освещения, при боковом утреннем солнце появляются богатые светотени.

Понятно, что качественная реализация такого проекта потребовала бы больших усилий и стоила бы приличных денег. Но это был профессиональный вызов, тем более что речь идет о важном для города объекте.

Самая главная задача, которая была поставлена перед нами заказчиком, состояла в том, чтобы ни в коем случае не пытаться переосмыслить существующее объемно-пространственное решение. На участке уже вырыт котлован, и строители готовы хоть завтра приступить к работе по возведению музея. Поэтому речь шла только об обертке. И мне кажется, что ничего оскорбительного в этом предложении не было. Этот простой прямоугольный объем, занимающий не островное положение, а лакуну вдоль набережной, выступает в роли рядовой квартальной фасадной застройки. Еще раз подумать над решением его фасада, на мой взгляд, было правильно. Еще раз подчеркну, что мы это восприняли как дружеский совет. К тому же это был очень интересный опыт.»
Проект фасадов Третьяковской галереи. ТПО «Резерв»
Проект фасадов Третьяковской галереи. ТПО «Резерв»
Проект фасадов Третьяковской галереи. ТПО «Резерв». Ночной вид
Проект фасадов Третьяковской галереи. ТПО «Резерв»
Проект фасадов Третьяковской галереи. ТПО «Резерв». Орнаменты
Проект фасадов Третьяковской галереи. ТПО «Резерв». Фасады
Проект фасадов Третьяковской галереи. ТПО «Резерв». Вид сверху
Проект фасадов Третьяковской галереи. ТПО «Резерв». Орнаментальное решение фасадов

АБ «Остоженка»,
автор проекта Мария Дехтяр:

«Конечно, это нонсенс, когда здание проектируется одним архитектором, а потом приглашаются другие бюро для разработки фасадов. Наверное, мы не стали бы участвовать в таком странном конкурсе, но автор проекта Андрей Боков лично пригласил наше бюро и Александра Скокана, поэтому мы не смогли отказаться. Перед началом работы нам был представлен существующий проект и история его развития. Заказчик нам объяснил, что он хотел бы увидеть современную европейскую архитектуру, которая в то же время соотносилась бы с традициями старой Третьяковки, выстраивая понятный ассоциативный ряд. Но конкретного задания на проектирование у нас не было.

Мы понимали, что в отличие от других зданий комплекса, выходивших в уютные Замоскворецкие переулки, главный фасад нового корпуса обращён к каналу, к открытым городским пространствам, что позволяет ему быть более парадным, нарядным. Согласно концепции развития Третьяковская галерея позиционируется как символ русской культуры и главный национальный музей страны. И строительство еще одного корпуса – это не просто расширение экспозиционных площадей, но создание нового современного образа галереи. Здание должно было отвечать данной программе, оставаясь при этом составной частью единого комплекса.

Также фасад должен был нести информационную функцию, но не в буквальном смысле, как медиа-фасад, а в виде легко считываемых ассоциаций. Нам показалось, что орнамент для этих целей подходит идеально, он воспринимается интуитивно, на уровне подсознания, рождая в голове самые разные богатые образы.

Орнамент мы использовали в отделке всех фасадов здания, кроме внутридворового, выходящего на Лаврушинский переулок вторым планом и потому решенного в более спокойной стилистике. Разумеется, мы вдохновлялись старой Третьяковкой, историческими зданиями, построенными по проектам В.М. Васнецова и А.В. Щусева, но там орнамент имел исключительно декоративно-прикладной характер. Мы же решили придать ему гипермасштаб, составив рисунок фасада, как матрицу, из элементарных геометрических фигур – треугольник, круг, полукруг, квадрат. Нам показалось, что это будет свежо, выбранный масштаб вывел орнамент на первый план. В данном проекте ему отводилась главная пластическая, а не декоративная роль. При этом орнамент мутирует, меняется, реагируя на окружение. К набережной обращен фасад с самым крупным рисунком с расчетом на восприятие здания с дальних точек, ближе к переулкам масштаб и композиция меняются. Получается что-то вроде бетонного кружева, реагирующего на контекст, хорошо работающего с водой и формирующего узнаваемый образ музея. Орнаментальная трактовка фасада нового корпуса позволила также визуально сбить масштаб, приблизив его к ритму окружающей застройки.

Основная тема продолжается и на внутренних фасадах прогулочной улицы, разделяющей объем выставочных пространств и концертный зал. Непрерывный рисунок плавно затекает внутрь прохода, образуя что-то вроде каньона с цветными орнаментальными стенами. Мы предполагали, что фасады будут выполнены из бетона, окрашенного в массе в цвета, корреспондирующиеся с историческим зданием Третьяковской галереи. Промежутки между бетонных элементов заполнены витражными конструкциями.»
Проект фасадов Третьяковской галереи. АБ «Остоженка»
Проект фасадов Третьяковской галереи. АБ «Остоженка»
Проект фасадов Третьяковской галереи. АБ «Остоженка»
Проект фасадов Третьяковской галереи. АБ «Остоженка»
Проект фасадов Третьяковской галереи. АБ «Остоженка»
Проект фасадов Третьяковской галереи. АБ «Остоженка»
Орнамент. Проект фасадов Третьяковской галереи. АБ «Остоженка»


UNK project,
Юлий Борисов:

«Во-первых, хочу сказать, что это был достаточно необычный конкурс. Перед участниками была поставлена откровенно сложная задача – надеть на существующие планировки и архитектурное решение новые фасады. Кроме того, сделать это надо было в очень сжатые сроки – меньше месяца. А ведь речь шла об очень важном, знаковом объекте. Заказчик не предложил нам никакого определенного задания, он просто хотел получить наше видение, предполагая, что это должно быть вполне современное здание, отражающее дух Третьяковки.

Наше решение основывалось на использовании в новом проекте архетипов существующего здания, чтобы, с одной стороны, была преемственность, а с другой – новый уникальный подход. В качестве главного образного элемента был выбран фриз, присутствующий во всех постройках галереи. На главном фасаде нового корпуса фриз превратился в огромную раму, обрамляющую стеклянное полотно гигантской картины, отражающей реку и город. Лента из разноцветных стекол интерпретирует васнецовский фриз из майолики и изразцов, только переведенный в более крупный масштаб. Мы взяли существующий рисунок и воплотили его в современных материалах и технологиях. Еще один очень характерный элемент, соответствующий традициям галереи – это световые фонари.

Помимо всего прочего, Третьяковке присущи определенные цвета – белый и красный. Мы решили воспроизвести их не в классических материалах – кирпиче, штукатурке или бетоне, а использовали крашеное стекло, подобрав нужную цветовую палитру. Кроме цветного стекла-хамелеона, меняющего цвет в зависимости от угла зрения и освещения, на фасадах присутствует и прозрачное остекление – в тех зонах, где требуется естественное освещение. Ночью, благодаря подсветке, стеклянные фасады становятся полупрозрачными, что позволяет наблюдать внутреннее пространство музея с улицы. Также в отделке предполагалось использовать натуральный камень и изразцы.  

Выбранные материалы и композиция позволяют нивелировать тектонику здания, оно растворяется в отражениях, становится частью среды. Зону входа мы предложили полностью перекрыть, тем самым обеспечена защита от осадков и создана комфортная и представительская атмосфера.»
Проект фасадов Третьяковской галереи. UNK project
Проект фасадов Третьяковской галереи. UNK project
Проект фасадов Третьяковской галереи. UNK project


«Цимайло Ляшенко&Партнеры»,
Николай Ляшенко и Александр Цимайло:

«В своем предложении мы позволили себе изменить и расширить рамки задания конкурса, который предполагал разработку только фасадов для уже существующего проекта. Мы же посчитали возможным частично пересмотреть предложенные решения. В частности, в нашем проекте изменения затронули угловую часть, на пересечении набережной с Лаврушинским переулком. При этом структура и планировка здания сохранены практически полностью. Была минимально откорректирована конфигурация основных помещений, концертный зал перемещен в подземную часть.

Мы попытались создать перед главным входом в здание новое общественное пространство, выходящее на набережную, в которое интегрированы все расположенные на территории галереи исторические здания вдоль Лаврушинского переулка. Созданное общественное пространство с прозрачным павильоном, обращенным к набережной должно превратиться в территорию демонстрации всего самого актуального и важного в области современного искусства. Его наполнение могло бы динамично меняться и трансформироваться, подстраиваясь под нужды галереи и выступая в роли места встреч людей, приобщая город к искусству.

Если говорить о стилистическом решении, то для себя мы сформулировали определенную позицию. Поскольку музей – это хранилище художественных ценностей разных эпох и времени, то его фасад мы трактовали как наслоение различных культурных пластов. Для отделки был выбран белый кирпич – материал очень характерный для окружающей застройки. Неравномерная кирпичная кладка придала определенный рельеф и фактуру фасаду. Мы хотели превратить процесс возведения сложной кирпичной стены в публичную акцию, в которой могли бы принять участие самые достойные представители общества, имеющие отношение к культуре. Таким образом, строительство галереи стало бы по-настоящему национальным проектом. Кирпичная кладка разбавлена большими пролетами остекления в тех зонах, где сосредоточены основные людские потоки: зоны кафе, галерей с видами на реку и город.

Мы намеренно не стали делать много окон, поскольку не хотели вступать в диалог с существующей исторической застройкой во многом задающей атмосферу и масштаб этого места. Задача скорее сводилась к формированию пространства, где новое здание должно было выполнять одновременно роль фона и знака и вполне могло быть не похоже на дом в его привычном понимании. Что касается взаимодействия нового корпуса с Третьяковкой, то нам показалось уместным выбрать стилистику, которая направлена не на противопоставление, а скорее на обозначение потенциала прогрессивности и открытости сегодняшней Третьяковской галереи как одной из основных культурных площадок страны.»
Проект фасадов Третьяковской галереи
Цимайло ляшенко & партнеры
Проект фасадов Третьяковской галереи
Цимайло ляшенко & партнеры
Проект фасадов Третьяковской галереи
Цимайло ляшенко & партнеры
Проект фасадов Третьяковской галереи
Цимайло ляшенко & партнеры
Проект фасадов Третьяковской галереи
Цимайло ляшенко & партнеры
Проект фасадов Третьяковской галереи
Цимайло ляшенко & партнеры
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Конкурсная концепция фасадов нового здания Третьяковской галереи
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Авторы проекта: Чобан С., Членов И.;
Ведущий архитектор Дигилева М.;
Визуализаторы: Злобина Н., Захаров А.

5.2013 — 6.2013
Конкурсная концепция фасадов нового здания Третьяковской галереи
Россия, Москва

Авторский коллектив:
В. Плоткин, Е. Кузнецова

5.2013 — 6.2013
Конкурсная концепция фасадов нового здания Третьяковской галереи
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Автор проекта: Мария Дехтяр

5.2013 — 6.2013
Александр Цимайло
Николай Ляшенко
Цимайло Ляшенко и Партнеры http://www.tlp-ab.com/
Конкурсная концепция фасадов нового здания Третьяковской галереи. Вариант 1
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Л. Айрапетов, В. Преображенская, Д. Грекова, Е. Косцов, Е. Легков, Ю. Преснякова, А. Ривкина

5.2013 — 6.2013
Конкурсная концепция фасадов нового здания Третьяковской галереи. Вариант 2
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Л. Айрапетов, В. Преображенская, Д. Грекова, Е. Косцов, Е. Легков, Ю. Преснякова, А. Ривкина

5.2013 — 6.2013

29 Июля 2013

Алла Павликова

Автор текста:

Алла Павликова
Похожие статьи
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Метавселенная ATRIUM
Архитектурная мастерская ATRIUM открыла в метавселенной собственную галерею. Внутри можно ознакомиться с подходом и последними достижениями бюро, а также испытать определенный эмоциональный опыт. В галерее уже назначают деловые встречи и проводят корпоративные праздники.
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Гараж-гараж
Вчера в Москве презентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
«Пражский дневник»
По приглашению Пражского института планирования и развития архитектурный фотограф Иван Баан неделю снимал чешскую столицу – часто с неожиданных ракурсов. Получившаяся серия сейчас составила выставку.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Ледяное перемирие
Древолюция 2023 зимняя, январская, дополнила деревянные постройки лета 2023 года временными объектами из льда и снега. Самые понятные осмыслили главную ось, самый тонкий и лиричный объект, «Оттепель» или «Проталина», появился в перспективе объекта «Другой».
Мега-светлячок
МКА сообщает о согласовании проекта ТЦ Матвеевский​ на Очаковском шоссе. Его матовые светящиеся фасады способны украсить собой место, которое, определенно, требует каких-то украшений.
Геопластический подход
T+T architects сообщают о завершении благоустройства двора 1 очереди ЖК «Александровский сад» в Екатеринбурге – ландшафт дополняет контекстуальную архитектуру, приспособленную к предпочтениям покупателей и к центру города, смелыми неомодернистскими росчерками и пышной разнообразной зеленью.
Архитектор как граффити
В Нижнем Новгороде провели конкурс и реализовали победивший проект граффити в честь Александра Харитонова. Оно разместилось на улице архитектора, в арке между первой и второй очередью банка Гарантия. Илья Сакович – о конкурсе, граффити, Александре Харитонове.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Игра с восприятием
Третьяковская галерея и Альфа-Банк установили перед Фабрикой-кухней в Самаре «Супрематический куб» Николая Полисского.
Память дерева
Во флигеле-Руине Музея архитектуры открылось сразу две выставки, посвященные истории изучения деревянной архитектуры. Одна беглая, но фактурная, – другая подробная и красивая, поскольку работы Александра Ополовникова из фондов музея очень хороши.
Пластины Багратиона
Обнародован проект нового небоскреба от архитекторов СПИЧ в Москва-Сити. В нем можно увидеть: московские высотки, Чикаго, архитектон Малевича и попытку деконструкции цельного образа московского небоскреба, найденного авторами в недавних предшествующих работах.
Секрет Полишинеля
Вчера, помимо церемонии награждения Архитектурной премии Москвы, вручили дипломы лучшим архитектурным журналистам. Приз в новой номинации Адаптация получил тг-канал «Недвижимость. Инсайды»; несмотря на анонимность, премию получил реальный человек.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Лошарик
Москомархитектура обнародовала проект пешеходного моста между ММДЦ Москва Сити и ТПУ Деловой центр. Авторы – Сергей Кузнецов и Дмитрий Сухов.
Кино как поиск
В ГЭС-2 на презентации 99 номера «Проекта Россия» показали фильм – «архитектурное высказывание» бюро Мегабудка. Говорят, первый такого рода опыт в нашем контексте: то ли часть заявленного архитекторами поиска «русского стиля», то ли завершающий штрих исследования.
Стандарты по школам
Москомархитектура представила новые рекомендации проектирования объектов образования и инженерной инфраструктуры.
Озерный город
Максим Атаянц спроектировал крупный жилой комплекс на озере Черном в городе Кургане. Его каналы напоминают о «Городе набережных», а колокольня на острове призвана перекликаться с калязинской.
Стеклянное общежитие
Москомархитектура и ТПО «Прайд» обнародовали новый вариант проекта общежитий МТГУ имени Н.Э. Баумана на Госпитальной набережной.
4 сложные темы
Всемирный фонд памятников (WMF) представил очередной список из 25 объектов наследия под угрозой. Каждый из них страдает от одной из четырех глобальных проблем.
Технологии и материалы
Больше стекла: окна РЕХАУ в загородных домах
Оконная и дверная индустрия кажется консервативной в плане дизайна, но на самом деле изменения, которые произошли с ней в последние годы, значительны. Анализируем тренды на проектах выставки Open Village, индикатора всего самого популярного в мире частного домостроения.
Карусель для авиаторов
Для обновленного Парка Авиаторов в Петербурге компания «Новые горизонты» спроектировала и построила игровой комплекс «Карусель». Яркий объект с двумя ярусами маркирует главную событийную площадь парка, а детям предлагает разнообразные сценарии игры на разной высоте.
Устойчивое завтра
Названы победители Holcim Awards – премии за достижения в области устойчивой архитектуры. Показываем все проекты из «короткого списка».
Новые декоры в европейской коллекции Homapal 2022-23
Еще больше уникальных цветов и поверхностей металлизированных HPL пластиков появилось в обновленной коллекции бренда Homapal. Самые изысканные металлические текстуры сочетаются с преимуществами износостойкого и гибкого ламината.
Блестящая жизнь в деталях
В ряду металлов, которые выигрышно смотрятся как в классическом, так и в ультрасовременном интерьере, латунь занимает особое место. Неслучайно ее называют «новым золотом». На примере проектов компании HÖGER смотрим, как добиваться эффекта “латуни” и других металлов при помощи современных технологий.
Фасадная подсистема от «ОРТОСТ-ФАСАД»: надежность...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» разработала и запустила собственное производство подсистемы для устройства облицовки навесных фасадов. Инновационная разработка позволяет решать проблемы, связанные со сложной геометрией фасадов и работами на высотных зданиях.
Декоративное панно из алюминиевых панелей ГК АСП...
На путевой стене станции метро «Яхромская» в Москве установили монументальное панно в честь празднования 800-летия столицы в 1947 году. Панно выполнялось из трехслойных алюминиевых панелей с сотовым заполнением от компании ГК АСП.
Зимний сценарий
Осень и зима – не повод грустить и сидеть дома.
Рассказываем, какие малые архитектурные формы делают общественные пространства теплее, уютнее и интереснее даже в самые промозглые, пасмурные или студеные дни.
Больше чем детская площадка
Компания «КБЭА» из Чебоксар переосмысливает функционал детских площадок: с их помощью наука выходит в городское пространство и становится частью социокультурного программирования территорий.
Будущее фасадной инженерии: как решить проблемы строительства...
Вместе с постоянно развивающимися технологиями строительства область фасадной инженерии также переживает значительные изменения, однако далеко не все оказались к ним готовы. Опытом делится компания Unistem, лидер на рынке фасадного консалтинга.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Краски и штукатурки Baumit: идеальное финишное покрытие
В процессе отделки дома или квартиры одним из главных вопросов является выбор финишного покрытия, ведь это решение влияет не только на внешний вид стен сегодня, но и на то, как они будут выглядеть со временем. Рассказываем о том, какие штукатурки и краски предлагает Baumit для создания идеального фасада и интерьера, которые будут радовать много лет.
Облицовочный кирпич от BRAER: размер имеет значение
Сегодня наиболее распространенными форматами кирпича являются 1НФ, 0,7 НФ и 1,4НФ. У каждого есть свои преимущества. В линейке облицовочных кирпичей BRAER есть все три, но как определиться с выбором нужного? Попробуем разобраться.
Отдых в большом городе
Простая скамейка, установленная в нужном месте, способна дарить минуты отдыха и объединять. Рассказываем, как с помощью городской мебели «Хоббика» даже в самом урбанизированном контексте можно устроить островки для полноценной релаксации.
Кто построит будущее
Детские площадки меняются вместе с городской средой и предлагают детям не только палитру сенсорных ощущений и физической активности, но и образы, заимствованные у мировой архитектуры. Один из примеров – футуристические игровые комплексы, спроектированные компанией «Новые горизонты».
Сейчас на главной
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера и фрагменты классического города, нарисованные Михаилом Филипповым и его учениками.
Урбанистический катализатор
Модернистское офисное здание в 1960-е изменило характер амстердамской промзоны, а теперь превратилось в корпус студенческого жилья и вновь оживило свой район. Авторы реконструкции – Studioninedots.
Космос в матрешке
Школа креативных индустрий в Воронеже заняла необычное здание в форме матрешки. Авторы интерьерной концепции постарались сделать пространство функциональным, а также добавили связь с историей города: первый общественный этаж украшает мозаика и горельеф на космическую тему, которые в том или ином виде удалось спасти из снесенного ДК 50-летия Октября.
Портик нового времени
В начале года в новосибирском аэропорте Толмачево открылся терминал С. Масштабный и прозрачный входной зал со светящимися колоннами внутри умело сочетает лаконизм с яркой фотогеничностью WOW-эффекта. Он – и новый фасад всего комплекса, и точка отсчета планируемой реконструкции, по завершении которой Толмачево станет крупнейшим региональным аэропортом России. Рассматриваем здание в контексте модернистских прототипов как Новосибирска, так и Ленинграда: они собираются в отдельную, не лишенную любопытных нюансов, историю.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
Пресса: Место под солнцем: как архитекторы «Студии 44» находят...
Архитекторы из «Студии 44» Антон Яр-Скрябин, Евгений Новосадюк, Иван Кожин и Илья Сабанцев рассказали о новом поколении архитекторов, о проектах, которые уже сейчас формируют облик современных российских (и не только) городов, а также о том, как молодому архитектору найти свое место под солнцем.
Опыт, чувства и баланс
Бюро GAFA подготовило проект благоустройства «Дом Дау» – нового полностью жилого небоскреба в Москва-Сити. Вызовом стала компактная площадь дворов и «портрет» будущего жильца: архитекторы предлагают ему практику созерцания и замедления, обращаясь как к традиционным ландшафтным средствам, так и новым, способным удивить. Например, кинетическим скульптурам.
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Карельский лабиринт
Лабиринт-квест на территории музея «Карельский дом в Чашково» привлекает внимание посетителей и работает как продолжение экспозиции: для его создания архитекторы использовали национальные орнаменты и элементы традиционного зодчества.
Чайка серебристая
Реконструкция здания ресторана на Верхневолжской набережной в Нижнем Новгороде, по сути, окончательно утвердила название этого объекта. Даже если ресторану присвоят иное официальное наименование, все равно это – «серебристая чайка» – достаточно посмотреть на него и вспомнить историю места.
Здание D
Проект Харбинского центр дизайна на севере Китая создан архитекторами Wuxing Youxing Space Design на основе «типографского» мотива – буквы D.
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Лепка ракурсом
Степан Липгарт внедряет на окраине Казани «схематизированное ар-деко», да еще и зеленого цвета, со стеклянистой корочкой на фасадах. Главные достоинства проекта – он тщательно выстраивает ракурсы, стремясь сформировать в непростом окружении зародыш города не только в смысле пешеходности, но и пластически. Работает с силуэтами, предлагает любопытные треугольные «горки» террас. Да и выстроен он как кристалл, по двум сеткам, ортогональной и диагональной. Что получилось, что нет, в чем особенности – читайте в тексте.
«Плавательный оперный театр»
Крытый бассейн начала 1970-х годов в Гамбурге, памятник архитектуры модернизма и одна из крупнейших оболочечных конструкций в Европе, реконструирован архитекторами gmp и конструкторами schlaich bergermann partner.
Разнообразие фасадов
Комплекс из жилья и офисов по проекту бюро ALTA в ближнем пригороде Парижа учитывает соседство маловысотной частной застройки, будущей станции метро и послевоенных многоэтажек.
Образовательный эксперимент для Севера
Бюро «Сити-Арх» продолжает работу над проектами экспериментальных государственных ДОУ: по многим параметрам им могут позавидовать частные сады и школы. На этот раз – в городе Губкинском Ямало-Ненецкого автономного округа. Будущих воспитанников ждет разнообразная образовательная и игровая среда, которая включает зимний сад, педагогов – возможности для внедрения новых практик.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Над Жемчужной рекой
Самый большой в мире пешеходный мост Хайсинь в Гуанчжоу стал важнейшим общественным пространством этого гигантского города.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Парк на острове
Рядом с Королевским оперным театром во внутренней гавани Копенгагена открылся парк по проекту бюро Cobe.
Стиль лобби
Магазин бренда Emka выделяется в галерее торгового центра Ростова-на-Дону за счет ставки на сдержанность, ритм и асимметрию: проектируя пространство, архитекторы вдохновлялись образами хороших отелей. Среди сложных решений: гранитная кассовая стойка и деревянные кессоны на потолке.