Архитектура для тонких людей

В то время как ЦСК «Гараж» демонстрирует свой новый павильон в Парке Горького, а Музей Булгакова – проект реконструкции, в прессе развернулись дискуссии о том, какой в принципе должна быть архитектура современных культурных центров и музеев. Об этих и других новостях прошедшей недели читайте в нашем новом обзоре прессы.

mainImg
На этой неделе Сколково неожиданно сменило курс своей градостроительной политики: как сообщает RBC daily, это произошло после того, как куратор иннограда вице-премьер Владислав Сурков раскритиковал уже утвержденную концепцию развития российской «силиконовой долины». Ее ключевыми объектами, напомним, были два сверхдорогих здания – т.н.  «Купол» и «Скала». Сурков призвал отказаться от них и вообще не строить в иннограде ничего «нависающего» и «монументального». Сколковскую среду, по его мнению, должны создавать здания, «где людям уютно и интересно». Теперь управляющей компании предстоит за месяц придумать альтернативную концепцию.
zooming
Сколково: концепция входной зоны. SANAA. Изображения предоставлены фондом Сколково
zooming
Сколково: концепция гостевой зоны. OMA. Изображения предоставлены фондом Сколково

RBC daily уточняет, что на самом деле высокое начальство собиралось на совещание в сколковском Гиперкубе совсем по другому поводу – на повестке дня был проект развития сети инновационных культурных центров в регионах, который мы упоминали в прошлом обзоре, в контексте истории с музеем современного искусства в составе ГЦСИ. Напомним, что проект региональных центров с подачи того же Владислава Суркова в Минкультуры начали разрабатывать еще летом. Сегодня, как передает издание, уже определились первые три кандидата на возведение т.н. «домов новой культуры» – это Калуга, Первоуральск и остров Русский. Вместе с чиновниками градостроительные предложения обсудили и архитекторы. Так, по мнению Сергея Чобана, которого цитируют РИА Новости, «важное значение имеет сигнальный характер самой архитектуры – она должна быть узнаваемой в любом городе, по ней будут узнавать силуэт этого города». А Юрий Григорян заметил, что «вопрос не в том, чтобы построить пафосное здание, а в том, чтобы оно вызвало интерес и цепную реакцию, когда хорошую идею хочется украсть». Против пафоса и «авангардных задумок» выступил и вице-премьер Сурков. По его словам, здания культурных центров должны быть «сообщением совершенно другого уровня цивилизации, это должно быть сообщение для своих, для тонких людей, для тех, кто в этом заинтересован».

По мнению ряда экспертов, напомним, именно инициатива по созданию региональных культурных центров стала причиной отклонения проекта нового здания музея современного искусства при ГЦСИ. Так ли это, или чиновников действительно не устроило архитектурное и концептуальное решение в проекте Хазанова-Миндлина, но разговор о его реализации, по всей видимости, закрыт. Это еще раз подтвердили состоявшиеся в прошлую пятницу публичные слушания и следом за ними совещание в Минкультуры. Как пишет в «Артхронике» побывавшая на них Мария Семендяева, слушания очень скоро вылились в «помесь балагана с публичной поркой», в которой приняли участие члены рабочей группы при общественном совете Минкульта: «Выступления Сергея Кузнецова, Сергея  Капкова, Ольги Свибловой (в видеообращении), Антона Белова, Александра Мамута были посвящены тому, как непрофессионально и безвкусно сделан проект нового здания ГЦСИ и отличались друг от друга только степенью сарказма». На другой день дискуссия в том же стиле продолжилась в Министерстве культуры, сообщает тот же автор на страницах «Коммерсанта». Впрочем, хоть критики очевидно перегнули палку, проект и вправду устарел, считает Мария Семендяева, а главное, устарела позиция «главное – чтобы здание было, а экспозицию потом придумаем», которая устраивала прежних чиновников Минкульта, но категорически не устраивает Владимира Мединского и его окружение.
zooming
Музей современного искусства в составе ГЦСИ © ПТАМ Хазанова

Впрочем, в Москве в ближайшее время все-таки станет одним инновационным музеем больше: на днях подвели итоги конкурса на лучшую концепцию развития музея Михаила Булгакова. Его будет модернизировать команда Ольги Москвиной из итальянской студии архитектора Габриеле Филиппини, пишут «Афиша» и «Московские новости». Музей писателя, как известно, занимает квартиру в доме №10 на Большой Садовой, в которой Булгаков жил в 20-е годы и которую  описал в своем бессмертном романе. Здесь на 250 кв. м. размещается и экспозиция, и архив, а на первом этаже того же дома – театр «Булгаковский дом». Итальянские архитекторы предложили объединить в единый музей-парк и квартиру, и театр, и территорию вокруг Патриарших прудов, и даже некоторые другие точки булгаковской Москвы . На Патриарших, например, согласно их проекту, появится плавучий театр, а в сквере рядом с домом № 10 – павильон для временных выставок. В самой же квартире, которая останется сердцем музея, частью экспозиции, помимо подлинных булгаковских вещей, станут произведения видеоарта, для создания которых итальянцы обещали пригласить самого Питера Гринуэя, сообщает журнал «Афиша».
zooming
Проект Музея Булгакова студии Габриеле Филиппини © Студия Габриеле Филиппини

О том, каким вообще в архитектурном плане может быть современный музей, в эфире радио «Эхо Москвы» на днях рассуждали директор Музея архитектуры им. Щусева Ирина Коробьина и профессор Жан Луи Коэн, куратор идущей сейчас в Москве выставки Ле Корбюзье. По мнению Ирины Коробьиной, лучшим выражением этой идеи в XX веке стал Музей Гуггенхайма Фрэнка Ллойда Райта. Впрочем, по ее словам, музей не всегда обязан быть революционным по своему облику: швейцарец Петер Цумтор, например, показал, как обычное «коробочное» решение экспозиции может быть очень выразительным. Кстати, у самого московского музея архитектуры, оказывается, есть планы на строительство нового здания. Подробностей, правда, Ирина Коробьина пока не сообщила.

В столице, тем временем, мог бы появиться и еще один не менее эффектный музей – уникального инженерного сооружения, на которое специально приезжают посмотреть туристы со всего мира – Шуховской башни на Шаболовке. Однако до сих пор, как пишет «Московский комсомолец», нет денег не то, что на музей, но даже на консервацию памятника, который проржавел до аварийного состояния. На сегодняшний день, как отмечает газета, у башни три варианта дальнейшего существования. Первый – реставрация: верхнюю часть снимут вертолетами, 100-метровую нижнюю будут ремонтировать на месте, антенны ликвидируют. Второй –  консервация: башню заключат в специальный «саркофаг», внутри которого по-прежнему можно будет подниматься на смот ровую площадку. Третий – включение памятника в единый туристический маршрут между станциями метро «Шаболовская», «Ленинский проспект» и «Тульская», с созданием целого рекреационного квартала с подводным музеем нефти, газа и трубопроводного транспорта России. Впрочем, в первых двух более реалистичных вариантах все упирается в  госэкспертизу, которая никак не может согласовать проект реставрации, а значит бюджетные деньги для памятника по-прежнему недоступны.

Состояние еще целого ряда памятников –  ровесников шуховского гиперболоида – стало темой обзора журнала «Афиша». Речь о знаменитых рабочих клубах 1920-30-х гг., выстроенных по проектам Мельникова, Голосова, братьев Весниных. Особый интерес в связи с грядущей реставрацией вызывают два из них – это  ДК ЗИЛ, который в ближайшее время станет современным культурным центром, и ДК им. Русакова. Последний – знаменитый клуб-шестеренка с выступающими объемами трансформирующихся залов на фасаде – масштабную реставрацию будет переживать впервые. Как рассказал журналу режиссер Роман Виктюк, чей театр занимает здание, работы начнутся уже этой осенью. В ДК ЗИЛ, в свою очередь, к концу года приступят только к инженерной и историко-культурной экспертизе, сообщает «Афиша».
zooming
Проект павильона ЦСК «Гараж» в ЦПКиО им. Горького. Архитектор Шигеру Бан © Shigeru Ban Architects

Продолжая тему сохранения объектов конструктивизма, РИА Новости рассказывает о том, что три из 26-ти рабочих поселков в столице точно будут сохранены – т.н. «сносная комиссия» при правительстве Москвы рекомендовала сохранить жилые дома в поселках «Буденовский городок», «Дубровка» и «Погодинская». И это несмотря на то, что, по словам чиновников, стоимость реставрации кварталов будет сопоставима со строительством на их месте новых. Что будет с остальными памятниками, пока неясно.

Конструктивизм также стал героем новой выставки: «Коммерсант» рассказывает об экспозиции, посвященной архитектуре Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года и более поздним постройкам на территории парка. Символично, что об этой чрезвычайно увлекательной теме временных сооружений рассказывается в стенах нового павильона ЦСК «Гараж», который спроектировал всемирно известный японец Шигеру Бан. Строить он предпочитает из бумаги и картона – в варианте для ЦПКиО Шигеру Бан использовал бумажные трубы, образующие овальный объем зала высотой 6 метров и общей площадью 2 400 кв.м.

По соседству с Парком Горького весной будущего года появится еще одна интересная постройка – павильоны вернисажа на Крымской набережной, спроектированные архитекторами Евгением Ассом и Олегом Шапиро. На этой неделе окончательный внешний вид сооружений утвердила специальная рабочая группа. Как рассказывает «Афиша», всего их будет 14, объединенные волнообразной кровлей, они будут включать в себя как выставочные площади, так и помещения для хранения картин.

В скором времени преобразится и еще одна выставочная площадка Москвы, более всего известная архитекторам, – Дом на Брестской. Несмотря на строительные леса, уже много лет скрывающие вход в здание, тут регулярно проходят выставки и экспонируется макет Москвы. Как передают РИА Новости, группа «Техноком» готова взяться за это  сооружение и превратить его в современный многофункциональный центр. Для этого над существующим 4-этажным зданием будет надстроено восемь этажей, а на крыше устроят бассейн, сменяющийся в холодное время года рестораном.

И в завершение обзора – многообещающая новость для защитников наследия: Минкультуры подготовило пакет поправок в федеральное законодательство, которые должны покончить с застройкой охранных зон подмосковных памятников. В кадастр будут внесены все без исключения памятники, даже те, границы которых  не определены с помощью координат (как того требует с 2007 года федеральное законодательство), а просто словесно описаны, сообщает газета «Известия». Кроме того, региональные охранные органы намерены в суде добиваться сноса того, что уже успели построить. Речь, в частности, об объектах, построенных в границах таких памятников, как усадьба «Архангельское», Бородинское поле, Ново-Иерусалимский монастырь, Серпуховское городище и многие другие.

14 Октября 2012

Похожие статьи
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Технологии и материалы
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сейчас на главной
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.