Архитектура для тонких людей

В то время как ЦСК «Гараж» демонстрирует свой новый павильон в Парке Горького, а Музей Булгакова – проект реконструкции, в прессе развернулись дискуссии о том, какой в принципе должна быть архитектура современных культурных центров и музеев. Об этих и других новостях прошедшей недели читайте в нашем новом обзоре прессы.

mainImg
На этой неделе Сколково неожиданно сменило курс своей градостроительной политики: как сообщает RBC daily, это произошло после того, как куратор иннограда вице-премьер Владислав Сурков раскритиковал уже утвержденную концепцию развития российской «силиконовой долины». Ее ключевыми объектами, напомним, были два сверхдорогих здания – т.н.  «Купол» и «Скала». Сурков призвал отказаться от них и вообще не строить в иннограде ничего «нависающего» и «монументального». Сколковскую среду, по его мнению, должны создавать здания, «где людям уютно и интересно». Теперь управляющей компании предстоит за месяц придумать альтернативную концепцию.
zooming
Сколково: концепция входной зоны. SANAA. Изображения предоставлены фондом Сколково
zooming
Сколково: концепция гостевой зоны. OMA. Изображения предоставлены фондом Сколково

RBC daily уточняет, что на самом деле высокое начальство собиралось на совещание в сколковском Гиперкубе совсем по другому поводу – на повестке дня был проект развития сети инновационных культурных центров в регионах, который мы упоминали в прошлом обзоре, в контексте истории с музеем современного искусства в составе ГЦСИ. Напомним, что проект региональных центров с подачи того же Владислава Суркова в Минкультуры начали разрабатывать еще летом. Сегодня, как передает издание, уже определились первые три кандидата на возведение т.н. «домов новой культуры» – это Калуга, Первоуральск и остров Русский. Вместе с чиновниками градостроительные предложения обсудили и архитекторы. Так, по мнению Сергея Чобана, которого цитируют РИА Новости, «важное значение имеет сигнальный характер самой архитектуры – она должна быть узнаваемой в любом городе, по ней будут узнавать силуэт этого города». А Юрий Григорян заметил, что «вопрос не в том, чтобы построить пафосное здание, а в том, чтобы оно вызвало интерес и цепную реакцию, когда хорошую идею хочется украсть». Против пафоса и «авангардных задумок» выступил и вице-премьер Сурков. По его словам, здания культурных центров должны быть «сообщением совершенно другого уровня цивилизации, это должно быть сообщение для своих, для тонких людей, для тех, кто в этом заинтересован».

По мнению ряда экспертов, напомним, именно инициатива по созданию региональных культурных центров стала причиной отклонения проекта нового здания музея современного искусства при ГЦСИ. Так ли это, или чиновников действительно не устроило архитектурное и концептуальное решение в проекте Хазанова-Миндлина, но разговор о его реализации, по всей видимости, закрыт. Это еще раз подтвердили состоявшиеся в прошлую пятницу публичные слушания и следом за ними совещание в Минкультуры. Как пишет в «Артхронике» побывавшая на них Мария Семендяева, слушания очень скоро вылились в «помесь балагана с публичной поркой», в которой приняли участие члены рабочей группы при общественном совете Минкульта: «Выступления Сергея Кузнецова, Сергея  Капкова, Ольги Свибловой (в видеообращении), Антона Белова, Александра Мамута были посвящены тому, как непрофессионально и безвкусно сделан проект нового здания ГЦСИ и отличались друг от друга только степенью сарказма». На другой день дискуссия в том же стиле продолжилась в Министерстве культуры, сообщает тот же автор на страницах «Коммерсанта». Впрочем, хоть критики очевидно перегнули палку, проект и вправду устарел, считает Мария Семендяева, а главное, устарела позиция «главное – чтобы здание было, а экспозицию потом придумаем», которая устраивала прежних чиновников Минкульта, но категорически не устраивает Владимира Мединского и его окружение.
zooming
Музей современного искусства в составе ГЦСИ © ПТАМ Хазанова

Впрочем, в Москве в ближайшее время все-таки станет одним инновационным музеем больше: на днях подвели итоги конкурса на лучшую концепцию развития музея Михаила Булгакова. Его будет модернизировать команда Ольги Москвиной из итальянской студии архитектора Габриеле Филиппини, пишут «Афиша» и «Московские новости». Музей писателя, как известно, занимает квартиру в доме №10 на Большой Садовой, в которой Булгаков жил в 20-е годы и которую  описал в своем бессмертном романе. Здесь на 250 кв. м. размещается и экспозиция, и архив, а на первом этаже того же дома – театр «Булгаковский дом». Итальянские архитекторы предложили объединить в единый музей-парк и квартиру, и театр, и территорию вокруг Патриарших прудов, и даже некоторые другие точки булгаковской Москвы . На Патриарших, например, согласно их проекту, появится плавучий театр, а в сквере рядом с домом № 10 – павильон для временных выставок. В самой же квартире, которая останется сердцем музея, частью экспозиции, помимо подлинных булгаковских вещей, станут произведения видеоарта, для создания которых итальянцы обещали пригласить самого Питера Гринуэя, сообщает журнал «Афиша».
zooming
Проект Музея Булгакова студии Габриеле Филиппини © Студия Габриеле Филиппини

О том, каким вообще в архитектурном плане может быть современный музей, в эфире радио «Эхо Москвы» на днях рассуждали директор Музея архитектуры им. Щусева Ирина Коробьина и профессор Жан Луи Коэн, куратор идущей сейчас в Москве выставки Ле Корбюзье. По мнению Ирины Коробьиной, лучшим выражением этой идеи в XX веке стал Музей Гуггенхайма Фрэнка Ллойда Райта. Впрочем, по ее словам, музей не всегда обязан быть революционным по своему облику: швейцарец Петер Цумтор, например, показал, как обычное «коробочное» решение экспозиции может быть очень выразительным. Кстати, у самого московского музея архитектуры, оказывается, есть планы на строительство нового здания. Подробностей, правда, Ирина Коробьина пока не сообщила.

В столице, тем временем, мог бы появиться и еще один не менее эффектный музей – уникального инженерного сооружения, на которое специально приезжают посмотреть туристы со всего мира – Шуховской башни на Шаболовке. Однако до сих пор, как пишет «Московский комсомолец», нет денег не то, что на музей, но даже на консервацию памятника, который проржавел до аварийного состояния. На сегодняшний день, как отмечает газета, у башни три варианта дальнейшего существования. Первый – реставрация: верхнюю часть снимут вертолетами, 100-метровую нижнюю будут ремонтировать на месте, антенны ликвидируют. Второй –  консервация: башню заключат в специальный «саркофаг», внутри которого по-прежнему можно будет подниматься на смот ровую площадку. Третий – включение памятника в единый туристический маршрут между станциями метро «Шаболовская», «Ленинский проспект» и «Тульская», с созданием целого рекреационного квартала с подводным музеем нефти, газа и трубопроводного транспорта России. Впрочем, в первых двух более реалистичных вариантах все упирается в  госэкспертизу, которая никак не может согласовать проект реставрации, а значит бюджетные деньги для памятника по-прежнему недоступны.

Состояние еще целого ряда памятников –  ровесников шуховского гиперболоида – стало темой обзора журнала «Афиша». Речь о знаменитых рабочих клубах 1920-30-х гг., выстроенных по проектам Мельникова, Голосова, братьев Весниных. Особый интерес в связи с грядущей реставрацией вызывают два из них – это  ДК ЗИЛ, который в ближайшее время станет современным культурным центром, и ДК им. Русакова. Последний – знаменитый клуб-шестеренка с выступающими объемами трансформирующихся залов на фасаде – масштабную реставрацию будет переживать впервые. Как рассказал журналу режиссер Роман Виктюк, чей театр занимает здание, работы начнутся уже этой осенью. В ДК ЗИЛ, в свою очередь, к концу года приступят только к инженерной и историко-культурной экспертизе, сообщает «Афиша».
zooming
Проект павильона ЦСК «Гараж» в ЦПКиО им. Горького. Архитектор Шигеру Бан © Shigeru Ban Architects

Продолжая тему сохранения объектов конструктивизма, РИА Новости рассказывает о том, что три из 26-ти рабочих поселков в столице точно будут сохранены – т.н. «сносная комиссия» при правительстве Москвы рекомендовала сохранить жилые дома в поселках «Буденовский городок», «Дубровка» и «Погодинская». И это несмотря на то, что, по словам чиновников, стоимость реставрации кварталов будет сопоставима со строительством на их месте новых. Что будет с остальными памятниками, пока неясно.

Конструктивизм также стал героем новой выставки: «Коммерсант» рассказывает об экспозиции, посвященной архитектуре Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года и более поздним постройкам на территории парка. Символично, что об этой чрезвычайно увлекательной теме временных сооружений рассказывается в стенах нового павильона ЦСК «Гараж», который спроектировал всемирно известный японец Шигеру Бан. Строить он предпочитает из бумаги и картона – в варианте для ЦПКиО Шигеру Бан использовал бумажные трубы, образующие овальный объем зала высотой 6 метров и общей площадью 2 400 кв.м.

По соседству с Парком Горького весной будущего года появится еще одна интересная постройка – павильоны вернисажа на Крымской набережной, спроектированные архитекторами Евгением Ассом и Олегом Шапиро. На этой неделе окончательный внешний вид сооружений утвердила специальная рабочая группа. Как рассказывает «Афиша», всего их будет 14, объединенные волнообразной кровлей, они будут включать в себя как выставочные площади, так и помещения для хранения картин.

В скором времени преобразится и еще одна выставочная площадка Москвы, более всего известная архитекторам, – Дом на Брестской. Несмотря на строительные леса, уже много лет скрывающие вход в здание, тут регулярно проходят выставки и экспонируется макет Москвы. Как передают РИА Новости, группа «Техноком» готова взяться за это  сооружение и превратить его в современный многофункциональный центр. Для этого над существующим 4-этажным зданием будет надстроено восемь этажей, а на крыше устроят бассейн, сменяющийся в холодное время года рестораном.

И в завершение обзора – многообещающая новость для защитников наследия: Минкультуры подготовило пакет поправок в федеральное законодательство, которые должны покончить с застройкой охранных зон подмосковных памятников. В кадастр будут внесены все без исключения памятники, даже те, границы которых  не определены с помощью координат (как того требует с 2007 года федеральное законодательство), а просто словесно описаны, сообщает газета «Известия». Кроме того, региональные охранные органы намерены в суде добиваться сноса того, что уже успели построить. Речь, в частности, об объектах, построенных в границах таких памятников, как усадьба «Архангельское», Бородинское поле, Ново-Иерусалимский монастырь, Серпуховское городище и многие другие.

14 Октября 2012

Похожие статьи
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Технологии и материалы
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
Сейчас на главной
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 20 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.