Вход через купол

Фонд «Сколково» продолжает представлять публике все новые составные части будущего иннограда. Вчера, 12 октября, в Доме архитектора была продемонстрирована архитектурная концепция центральной гостевой зоны (Z1). Это результат совместного творчества двух очень известных бюро: японского SANAA и голландского ОМА.

Автор текста:
Анна Гараненко

13 Октября 2011
mainImg
Мастерская:
OMA
SANAA
Центральная зона иннограда занимает примерно одну десятую часть от четырехсот гектар его общей площади. Это своего рода входные ворота, через которые предстоит пройти каждому гостю, сошедшему с электрички (ожидается, что основной людской поток будет прибывать в Сколково именно по железной дороге). Так что архитекторы должны были не только найти место для всех необходимых функций (транспортного «хаба» – пересадочного узла, гостиниц, торговли, развлечений, медиатеки, парковок и смотровой площадки), но также озаботиться и символической составляющей этого места.

Роль символа досталась куполу 100-метровой высоты – в исполнении японского архитектора Ишитаке Танасе, коллеги Кадзуйо Седзимы по SANAA. Купол, сделанный, по словам автора, из тонких стальных нитей и стекла, накроет и железнодорожную станцию, и всю прилегающую к ней общественную зону, и даже заложенную в проект обзорную башню со смотровой площадкой.
– У нас есть несколько вариантов структуры купола, – рассказал на презентации Ишитаке Танасе. – Мы стремились к тому, чтобы материал как можно меньше привлекал внимание зрителя, пытались создать у ощущение, что купол существует, но без оболочки. Внутри него расположится общественная площадь, место для отдыха, где также можно будет проводить различные мероприятия. Во входной зоне мы также предусмотрели обширное пространство, которое будет символизировать инновационные технологии и особое внимание к экологии в Сколкове – пока не определились, как оно будет выглядеть. Прозрачная тонкая структура купола создаст особый микроклимат – в холодные зимние дни там будет достаточно комфортно (не ниже плюс 5) за счет использования тепла земли. Летом тепло будет, наоборот, уходить в землю.

Для спасения от зноя архитектор предлагает использовать специальные климатические эффекты – например, искусственные облака, которые должны парить под куполом на высоте 50 метров и защищать пространство от летнего зноя. Он, правда, не расшифровал, кто и как будет изготавливать эти «погодные аномалии». На практический вопрос о том,  как планируется очищать купол от снега и грязи, архитектор также ответил туманно («надо исследовать этот вопрос»), но пообещал, что в любом случае «купол будет чистым».

По выходе из купола гости Сколкова будут попадать в центральную часть иннограда (если купол, по аналогии с домом – парадный вход, то следующая за ним зона выполняет роль гостиной). Район «гостиной» обеспечивает связь Технопарка с Университетом и сосредотачивает в себе все возможные общественные функции. Его курирует бюро ОМА, которое предложило создать здесь сеть павильонов – цепочку шестиугольных объемов, соединенных между собой проходами. В них, в частности, могут поселиться театр и  гостиница. В том месте, где цепочка зданий встречает естественное препятствие – пруд, планируется разместить самый крупный объект под условным названием «Скала» (Rock).
– «Скала» представляет собой кубический объем с обрезанными углами и треугольными окнами, – пояснил представлявший проект в Доме архитектора Рейнир де Граф. – Треугольники не случайная форма: здание содержит в себе другой куб – атриум. Таким образом получается куб в кубе. При наложении двух кубических форм возникают треугольные вырезы. Один из них можно использовать в качестве входа, установив в нем эскалаторы.

Внутри «Скалы» – гостиница, кинотеатр, галерея, в нижней части – большая общественная зона, в том числе, медиатека. Словом, то, что сейчас бытует в девелоперской среде под названием «торгово-развлекательный центр». В качестве фирменной сколковской «фишки» используется вода – например, пруд предлагается сохранить в пугающей близости от фундамента «Скалы» и разместить на его берегу кафе.

Художественная часть представленных проектов гостевой зоны вызвала у собравшихся бурю положительных эмоций – как прокомментировал один из участников дискуссии, «будто встретились на одной площадке Леонидов и Мельников». Это красивая, но опасная аналогия: всем известно, что многие проекты великих остались на бумаге. Впрочем, для того, чтобы понять, не грозит ли проектам SANAA и OMA судьба пропавших втуне фантазий авангардиста Ивана Леонидова, нам остается дождаться начала строительства. Или же начала приспособления предложенных идей к реальности – как-никак, пока что нам показали только концепции.

zooming
Сколково: концепция входной зоны. SANAA. Изображения предоставлены фондом Сколково
Сколково: концепция входной зоны. SANAA. Изображения предоставлены фондом Сколково
Сколково: концепция входной зоны. SANAA. Изображения предоставлены фондом Сколково
Сколково: концепция гостевой зоны. OMA. Изображения предоставлены фондом Сколково
zooming
Сколково: концепция гостевой зоны. OMA. Изображения предоставлены фондом Сколково
Сколково: концепция гостевой зоны. OMA. Изображения предоставлены фондом Сколково
Сколково: входная зона SANAA и гостевая зона OMA. Изображения предоставлены фондом Сколково
zooming
Рейнир де Граф показывает концепцию гостевой зоны Сколково. Фотография Анны Гараненко
Ишитака Танасе (SANAA), Лаура Берд и Рейнир де Граф (OMA). Фотография Анны Гараненко


Мастерская:
OMA
SANAA

13 Октября 2011

Автор текста:

Анна Гараненко
Технологии и материалы
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Сейчас на главной
Эффект диафрагмы
Для жилого комплекса в Пушкино бюро «Крупный план» придумало фасады, регулирующие поток света при помощи геометрии стены.
Лужайка взлетает
Так как онкологический центр Мэгги занял последний кусочек газона в больнице Лидса, его архитекторы Heatherwick Studio превратили крышу своего здания в роскошный сад: как будто прежняя лужайка поднялась над землей.
СПбГАСУ-2020. Часть II
Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.
Летающий форум
Архитекторы MVRDV выиграли конкурс на мастерплан района в центре Карлсруэ: градостроительную ось дворца XVIII века замкнет «летающий» общественный форум с садом на крыше.
СПбГАСУ-2020. Часть I.
Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.
Алюминиевые лепестки
Олимпийский и паралимпийский музей США в Колорадо-Спрингс по проекту Diller Scofidio + Renfro равно рассчитан на посетителей с любыми физическими возможностями.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Форум на холме
Недалеко от Штутгарта по проекту бюро Дэвида Чипперфильда полностью завершен культурный центр Carmen Würth Forum: теперь там открылись музей и конференц-центр.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Городок у старой казармы
Бюро melix воссоздает атмосферу старого Оренбурга в проекте жилого комплекса у Михайловских казарм – важного городского памятника, пришедшего в упадок. Проект победил в конкурсе, проведенном городской администрацией и теперь ищет инвестора.
Мозаика этажей
Жилой комплекс Etaget по проекту архитекторов Kjellander Sjöberg встроен в сложившуюся застройку центральной части Стокгольма, имитируя «город в городе».
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Второе дыхание «революционного движения профсоюзов»
Архитекторы KCAP и Cityförster представили проект реконструкции в Братиславе конгресс-центра Дома профсоюзов и прилегающей территории: они планируют вернуть жизнь на историческую площадь, в начале 1980-х превращенную в позднемодернистский «плац» с транспортной развязкой.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Старые стены
Восьмиэтажный кирпичный склад на чугунном каркасе в Манчестере превращен архитекторами Archer Humphryes в самый большой британский апарт-отель.
Агент визуальной устойчивости
Сравнительно небольшой дом на границе фабрики «Большевик» сочетает два противоположных качества: дорогие материалы и декоративизм ар-деко и крупную, несколько даже брутальную сетку фасадов с акцентом на пластинчатом аттике.
Деревянный треугольник
У вокзала в Ассене на севере Нидерландов нет главного фасада: он соединяет части города, а не разделяет их. Авторы проекта – бюро Powerhouse Company и De Zwarte Hond.
Пресса: Рейтинг экспертов в сфере урбанистики
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил первый публичный рейтинг экспертов. Представляем вашему вниманию Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере урбанистики.
Новый двор
Термы, руины и городской лабиринт – предложения для Никольских рядов, разработанные в рамках форсайта, организованного журналом «Проект Балтия».
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное пространство, рассчитанное на самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.