Вход через купол

Фонд «Сколково» продолжает представлять публике все новые составные части будущего иннограда. Вчера, 12 октября, в Доме архитектора была продемонстрирована архитектурная концепция центральной гостевой зоны (Z1). Это результат совместного творчества двух очень известных бюро: японского SANAA и голландского ОМА.

Автор текста:
Анна Гараненко

13 Октября 2011
mainImg

Мастерская:

OMA
SANAA
Центральная зона иннограда занимает примерно одну десятую часть от четырехсот гектар его общей площади. Это своего рода входные ворота, через которые предстоит пройти каждому гостю, сошедшему с электрички (ожидается, что основной людской поток будет прибывать в Сколково именно по железной дороге). Так что архитекторы должны были не только найти место для всех необходимых функций (транспортного «хаба» – пересадочного узла, гостиниц, торговли, развлечений, медиатеки, парковок и смотровой площадки), но также озаботиться и символической составляющей этого места.

Роль символа досталась куполу 100-метровой высоты – в исполнении японского архитектора Ишитаке Танасе, коллеги Кадзуйо Седзимы по SANAA. Купол, сделанный, по словам автора, из тонких стальных нитей и стекла, накроет и железнодорожную станцию, и всю прилегающую к ней общественную зону, и даже заложенную в проект обзорную башню со смотровой площадкой.
– У нас есть несколько вариантов структуры купола, – рассказал на презентации Ишитаке Танасе. – Мы стремились к тому, чтобы материал как можно меньше привлекал внимание зрителя, пытались создать у ощущение, что купол существует, но без оболочки. Внутри него расположится общественная площадь, место для отдыха, где также можно будет проводить различные мероприятия. Во входной зоне мы также предусмотрели обширное пространство, которое будет символизировать инновационные технологии и особое внимание к экологии в Сколкове – пока не определились, как оно будет выглядеть. Прозрачная тонкая структура купола создаст особый микроклимат – в холодные зимние дни там будет достаточно комфортно (не ниже плюс 5) за счет использования тепла земли. Летом тепло будет, наоборот, уходить в землю.

Для спасения от зноя архитектор предлагает использовать специальные климатические эффекты – например, искусственные облака, которые должны парить под куполом на высоте 50 метров и защищать пространство от летнего зноя. Он, правда, не расшифровал, кто и как будет изготавливать эти «погодные аномалии». На практический вопрос о том,  как планируется очищать купол от снега и грязи, архитектор также ответил туманно («надо исследовать этот вопрос»), но пообещал, что в любом случае «купол будет чистым».

По выходе из купола гости Сколкова будут попадать в центральную часть иннограда (если купол, по аналогии с домом – парадный вход, то следующая за ним зона выполняет роль гостиной). Район «гостиной» обеспечивает связь Технопарка с Университетом и сосредотачивает в себе все возможные общественные функции. Его курирует бюро ОМА, которое предложило создать здесь сеть павильонов – цепочку шестиугольных объемов, соединенных между собой проходами. В них, в частности, могут поселиться театр и  гостиница. В том месте, где цепочка зданий встречает естественное препятствие – пруд, планируется разместить самый крупный объект под условным названием «Скала» (Rock).
– «Скала» представляет собой кубический объем с обрезанными углами и треугольными окнами, – пояснил представлявший проект в Доме архитектора Рейнир де Граф. – Треугольники не случайная форма: здание содержит в себе другой куб – атриум. Таким образом получается куб в кубе. При наложении двух кубических форм возникают треугольные вырезы. Один из них можно использовать в качестве входа, установив в нем эскалаторы.

Внутри «Скалы» – гостиница, кинотеатр, галерея, в нижней части – большая общественная зона, в том числе, медиатека. Словом, то, что сейчас бытует в девелоперской среде под названием «торгово-развлекательный центр». В качестве фирменной сколковской «фишки» используется вода – например, пруд предлагается сохранить в пугающей близости от фундамента «Скалы» и разместить на его берегу кафе.

Художественная часть представленных проектов гостевой зоны вызвала у собравшихся бурю положительных эмоций – как прокомментировал один из участников дискуссии, «будто встретились на одной площадке Леонидов и Мельников». Это красивая, но опасная аналогия: всем известно, что многие проекты великих остались на бумаге. Впрочем, для того, чтобы понять, не грозит ли проектам SANAA и OMA судьба пропавших втуне фантазий авангардиста Ивана Леонидова, нам остается дождаться начала строительства. Или же начала приспособления предложенных идей к реальности – как-никак, пока что нам показали только концепции.

zooming
Сколково: концепция входной зоны. SANAA. Изображения предоставлены фондом Сколково
Сколково: концепция входной зоны. SANAA. Изображения предоставлены фондом Сколково
Сколково: концепция входной зоны. SANAA. Изображения предоставлены фондом Сколково
Сколково: концепция гостевой зоны. OMA. Изображения предоставлены фондом Сколково
zooming
Сколково: концепция гостевой зоны. OMA. Изображения предоставлены фондом Сколково
Сколково: концепция гостевой зоны. OMA. Изображения предоставлены фондом Сколково
Сколково: входная зона SANAA и гостевая зона OMA. Изображения предоставлены фондом Сколково
zooming
Рейнир де Граф показывает концепцию гостевой зоны Сколково. Фотография Анны Гараненко
Ишитака Танасе (SANAA), Лаура Берд и Рейнир де Граф (OMA). Фотография Анны Гараненко


Мастерская:

OMA
SANAA

13 Октября 2011

Автор текста:

Анна Гараненко

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
Пресса: Как в город вернется производство
В том, что постиндустриальный город ничего не производит, есть нечто тревожное. Понятно, что он производит знания и услуги, понятно, что он производит много чего для себя (поэтому пищевая промышленность в Москве даже растет), но как же без всего остального?
Укрупнение
В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.