В то время как ЦСК «Гараж» демонстрирует свой новый павильон в Парке Горького, а Музей Булгакова – проект реконструкции, в прессе развернулись дискуссии о том, какой в принципе должна быть архитектура современных культурных центров и музеев. Об этих и других новостях прошедшей недели читайте в нашем новом обзоре прессы.
Сколково: концепция входной зоны. SANAA. Изображения предоставлены фондом Сколково
На этой неделе Сколково неожиданно сменило курс своей градостроительной политики: как сообщает RBC daily, это произошло после того, как куратор иннограда вице-премьер Владислав Сурков раскритиковал уже утвержденную концепцию развития российской «силиконовой долины». Ее ключевыми объектами, напомним, были два сверхдорогих здания – т.н. «Купол» и «Скала». Сурков призвал отказаться от них и вообще не строить в иннограде ничего «нависающего» и «монументального». Сколковскую среду, по его мнению, должны создавать здания, «где людям уютно и интересно». Теперь управляющей компании предстоит за месяц придумать альтернативную концепцию.
Сколково: концепция гостевой зоны. OMA. Изображения предоставлены фондом Сколково
RBC daily уточняет, что на самом деле высокое начальство собиралось на совещание в сколковском Гиперкубе совсем по другому поводу – на повестке дня был проект развития сети инновационных культурных центров в регионах, который мы упоминали в прошлом обзоре, в контексте истории с музеем современного искусства в составе ГЦСИ. Напомним, что проект региональных центров с подачи того же Владислава Суркова в Минкультуры начали разрабатывать еще летом. Сегодня, как передает издание, уже определились первые три кандидата на возведение т.н. «домов новой культуры» – это Калуга, Первоуральск и остров Русский. Вместе с чиновниками градостроительные предложения обсудили и архитекторы. Так, по мнению Сергея Чобана, которого цитируют РИА Новости, «важное значение имеет сигнальный характер самой архитектуры – она должна быть узнаваемой в любом городе, по ней будут узнавать силуэт этого города». А Юрий Григорян заметил, что «вопрос не в том, чтобы построить пафосное здание, а в том, чтобы оно вызвало интерес и цепную реакцию, когда хорошую идею хочется украсть». Против пафоса и «авангардных задумок» выступил и вице-премьер Сурков. По его словам, здания культурных центров должны быть «сообщением совершенно другого уровня цивилизации, это должно быть сообщение для своих, для тонких людей, для тех, кто в этом заинтересован».
По мнению ряда экспертов, напомним, именно инициатива по созданию региональных культурных центров стала причиной отклонения проекта нового здания музея современного искусства при ГЦСИ. Так ли это, или чиновников действительно не устроило архитектурное и концептуальное решение в проекте Хазанова-Миндлина, но разговор о его реализации, по всей видимости, закрыт. Это еще раз подтвердили состоявшиеся в прошлую пятницу публичные слушания и следом за ними совещание в Минкультуры. Как пишет в «Артхронике» побывавшая на них Мария Семендяева, слушания очень скоро вылились в «помесь балагана с публичной поркой», в которой приняли участие члены рабочей группы при общественном совете Минкульта: «Выступления Сергея Кузнецова, Сергея Капкова, Ольги Свибловой (в видеообращении), Антона Белова, Александра Мамута были посвящены тому, как непрофессионально и безвкусно сделан проект нового здания ГЦСИ и отличались друг от друга только степенью сарказма». На другой день дискуссия в том же стиле продолжилась в Министерстве культуры, сообщает тот же автор на страницах «Коммерсанта». Впрочем, хоть критики очевидно перегнули палку, проект и вправду устарел, считает Мария Семендяева, а главное, устарела позиция «главное – чтобы здание было, а экспозицию потом придумаем», которая устраивала прежних чиновников Минкульта, но категорически не устраивает Владимира Мединского и его окружение.
Впрочем, в Москве в ближайшее время все-таки станет одним инновационным музеем больше: на днях подвели итоги конкурса на лучшую концепцию развития музея Михаила Булгакова. Его будет модернизировать команда Ольги Москвиной из итальянской студии архитектора Габриеле Филиппини, пишут «Афиша» и «Московские новости». Музей писателя, как известно, занимает квартиру в доме №10 на Большой Садовой, в которой Булгаков жил в 20-е годы и которую описал в своем бессмертном романе. Здесь на 250 кв. м. размещается и экспозиция, и архив, а на первом этаже того же дома – театр «Булгаковский дом». Итальянские архитекторы предложили объединить в единый музей-парк и квартиру, и театр, и территорию вокруг Патриарших прудов, и даже некоторые другие точки булгаковской Москвы . На Патриарших, например, согласно их проекту, появится плавучий театр, а в сквере рядом с домом № 10 – павильон для временных выставок. В самой же квартире, которая останется сердцем музея, частью экспозиции, помимо подлинных булгаковских вещей, станут произведения видеоарта, для создания которых итальянцы обещали пригласить самого Питера Гринуэя, сообщает журнал «Афиша».
О том, каким вообще в архитектурном плане может быть современный музей, в эфире радио «Эхо Москвы» на днях рассуждали директор Музея архитектуры им. Щусева Ирина Коробьина и профессор Жан Луи Коэн, куратор идущей сейчас в Москве выставки Ле Корбюзье. По мнению Ирины Коробьиной, лучшим выражением этой идеи в XX веке стал Музей Гуггенхайма Фрэнка Ллойда Райта. Впрочем, по ее словам, музей не всегда обязан быть революционным по своему облику: швейцарец Петер Цумтор, например, показал, как обычное «коробочное» решение экспозиции может быть очень выразительным. Кстати, у самого московского музея архитектуры, оказывается, есть планы на строительство нового здания. Подробностей, правда, Ирина Коробьина пока не сообщила.
В столице, тем временем, мог бы появиться и еще один не менее эффектный музей – уникального инженерного сооружения, на которое специально приезжают посмотреть туристы со всего мира – Шуховской башни на Шаболовке. Однако до сих пор, как пишет «Московский комсомолец», нет денег не то, что на музей, но даже на консервацию памятника, который проржавел до аварийного состояния. На сегодняшний день, как отмечает газета, у башни три варианта дальнейшего существования. Первый – реставрация: верхнюю часть снимут вертолетами, 100-метровую нижнюю будут ремонтировать на месте, антенны ликвидируют. Второй – консервация: башню заключат в специальный «саркофаг», внутри которого по-прежнему можно будет подниматься на смот ровую площадку. Третий – включение памятника в единый туристический маршрут между станциями метро «Шаболовская», «Ленинский проспект» и «Тульская», с созданием целого рекреационного квартала с подводным музеем нефти, газа и трубопроводного транспорта России. Впрочем, в первых двух более реалистичных вариантах все упирается в госэкспертизу, которая никак не может согласовать проект реставрации, а значит бюджетные деньги для памятника по-прежнему недоступны.
Состояние еще целого ряда памятников – ровесников шуховского гиперболоида – стало темой обзора журнала «Афиша». Речь о знаменитых рабочих клубах 1920-30-х гг., выстроенных по проектам Мельникова, Голосова, братьев Весниных. Особый интерес в связи с грядущей реставрацией вызывают два из них – это ДК ЗИЛ, который в ближайшее время станет современным культурным центром, и ДК им. Русакова. Последний – знаменитый клуб-шестеренка с выступающими объемами трансформирующихся залов на фасаде – масштабную реставрацию будет переживать впервые. Как рассказал журналу режиссер Роман Виктюк, чей театр занимает здание, работы начнутся уже этой осенью. В ДК ЗИЛ, в свою очередь, к концу года приступят только к инженерной и историко-культурной экспертизе, сообщает «Афиша».
Продолжая тему сохранения объектов конструктивизма, РИА Новости рассказывает о том, что три из 26-ти рабочих поселков в столице точно будут сохранены – т.н. «сносная комиссия» при правительстве Москвы рекомендовала сохранить жилые дома в поселках «Буденовский городок», «Дубровка» и «Погодинская». И это несмотря на то, что, по словам чиновников, стоимость реставрации кварталов будет сопоставима со строительством на их месте новых. Что будет с остальными памятниками, пока неясно.
Конструктивизм также стал героем новой выставки: «Коммерсант» рассказывает об экспозиции, посвященной архитектуре Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года и более поздним постройкам на территории парка. Символично, что об этой чрезвычайно увлекательной теме временных сооружений рассказывается в стенах нового павильона ЦСК «Гараж», который спроектировал всемирно известный японец Шигеру Бан. Строить он предпочитает из бумаги и картона – в варианте для ЦПКиО Шигеру Бан использовал бумажные трубы, образующие овальный объем зала высотой 6 метров и общей площадью 2 400 кв.м.
По соседству с Парком Горького весной будущего года появится еще одна интересная постройка – павильоны вернисажа на Крымской набережной, спроектированные архитекторами Евгением Ассом и Олегом Шапиро. На этой неделе окончательный внешний вид сооружений утвердила специальная рабочая группа. Как рассказывает «Афиша», всего их будет 14, объединенные волнообразной кровлей, они будут включать в себя как выставочные площади, так и помещения для хранения картин.
В скором времени преобразится и еще одна выставочная площадка Москвы, более всего известная архитекторам, – Дом на Брестской. Несмотря на строительные леса, уже много лет скрывающие вход в здание, тут регулярно проходят выставки и экспонируется макет Москвы. Как передают РИА Новости, группа «Техноком» готова взяться за это сооружение и превратить его в современный многофункциональный центр. Для этого над существующим 4-этажным зданием будет надстроено восемь этажей, а на крыше устроят бассейн, сменяющийся в холодное время года рестораном.
И в завершение обзора – многообещающая новость для защитников наследия: Минкультуры подготовило пакет поправок в федеральное законодательство, которые должны покончить с застройкой охранных зон подмосковных памятников. В кадастр будут внесены все без исключения памятники, даже те, границы которых не определены с помощью координат (как того требует с 2007 года федеральное законодательство), а просто словесно описаны, сообщает газета «Известия». Кроме того, региональные охранные органы намерены в суде добиваться сноса того, что уже успели построить. Речь, в частности, об объектах, построенных в границах таких памятников, как усадьба «Архангельское», Бородинское поле, Ново-Иерусалимский монастырь, Серпуховское городище и многие другие.