Москва в макете, технопарк в миниатюре

Пресса следит за судьбой нового здания ГЦСИ, критикует директора Музея архитектуры им. Щусева и обсуждает проект реставрации Ново-Иерусалимского монастыря. Об этих и других новостях читайте в нашем новом обзоре архитектурных СМИ.

mainImg
На этой неделе Министерство культуры РФ неожиданно вернулось к обсуждению проекта нового здания Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), созданного еще в 2009 году. Проект, напомним, разработала мастерская Михаила Хазанова совместно с директором ГЦСИ Михаилом Миндлиным. Сначала 16-тиэтажнаое здание предполагалось возвести рядом со старым, на Зоологической улице, потом его решили перенести на место обрушившегося Басманного рынка. За несколько лет проект успел пройти совет у главного архитектора, неоднократно публиковался в прессе, а на недавнем праздновании 20-летия ГЦСИ, как пишет Анна Толстова в «Коммерсанте», о нем говорили как о деле решенном. И вдруг на заседании рабочей группы по современному искусству при Минкульте он был подвергнут столь резкой критике, что дальнейшая его судьба теперь под очень большим вопросом.
 
zooming
Музей современного искусства в составе ГЦСИ. Зоологическая ул., вл. 13. ПТАМ Хазанова. М. Хазанов, М. Миндлин, А. Нагавицын © ПТАМ Хазанова
zooming
Музей современного искусства в составе ГЦСИ. Зоологическая ул., вл. 13. ПТАМ Хазанова. М. Хазанов, М. Миндлин, А. Нагавицын © ПТАМ Хазанова

Главными критиками выступили директор ЦСК «Гараж» Антон Белов и учредитель Института «Стрелка» Александр Мамут, к которым примкнул глава московского департамента культуры Сергей Капков. Оценку последнего цитирует «Коммерсант»: «Архитектура так себе, смета завышена, концепция развития не прописана, и вообще, непонятно зачем ГЦСИ аж 16 этажей». Капков также заметил, что нелогично переносить проект на Бауманскую без каких-либо изменений. Эксперты дружно решили, что здесь необходим открытый архитектурный конкурс – но, как известно, в наших реалиях «нет более простого способа похоронить проект, чем проводить открытые конкурсы и общественные обсуждения». 16-тиэтажная башня Хазанова с ее эффектными лестницами на фасадах, перестала соответствовать духу времени, цитируют мнение Александра Мамута РИА Новости. Впрочем, скорее всего, подоплекой разразившейся в адрес проекта критики является вовсе не желание избежать «архитектурной катастрофы», убеждена Анна Толстова, а новая совместная инициатива «Стрелки» и «Гаража» по созданию сети центров культурного развития в других городах, тиражирующих опыт столичных институций. В ближайшее время в Минкульте обещали провести общественные слушания с участием чиновников, музейных экспертов, архитекторов и журналистов.

А вот другой столичный проект, о котором на днях написала газета «Известия», т.н. «Футурополис», а проще говоря, современный технопарк, духу времени соответствует вполне. Тут будет все инновационное – от асфальтового покрытия, светофоров на солнечных батареях до технологичных офисов и выставочных залов. Все бы хорошо, только место для реализации амбициозного замысла выбрано странное – строить его планируется не в пригороде, а в Замоскворечье, в квартале между Пятницкой, Малой Ордынкой, Климентовским и Черниговским переулками. Эксперты недоумевают: новые рабочие места и выставочные площади еще больше увеличат транспортную нагрузку на центр. Инициаторы проекта, в свою очередь, заверяют, что технопарк будет скорее показательным и не таким масштабным, так что нынешней градостроительной стратегии он как будто бы и не противоречит.

В центре внимания журналистов «Независимой газеты» на этой неделе оказался и Музей архитектуры им. Щусева. Дарья Курдюкова и Григорий Заславский изучили, что поменялось в нем с назначением нового руководителя. Два года назад Ирина Коробьина пришла в музей со своей большой программой по созданию музейного кластера, «с намерением принести на Воздвиженку стандарты современной музейной жизни, создать музей нового типа, функционирующий на перекрестье разных культурных инициатив», напоминают авторы статьи. Но, по мнению критиков, замах оказался сильнее удара. Вроде бы и выставки в музее открываются, и даже постоянную экспозицию частично сделали, и программу показов молодых художников, но «скучно», «сюжет не складывается», постоянная экспозиция с макетом Баженова мала и совсем не отражает всего богатства уникальных фондов.  «При Саркисяне в МУАРе тоже не было денег – а выставки открывались одна за другой, а главное – люди полюбили сюда приходить за живой, непыльной, неформальной атмосферой…», – вспоминают авторы статьи дела двухлетней давности. Есть, правда, и другое мнение: как замечает Наталья Самовер, «в свое время Давид Саркисян вкладывал свои личные средства в то, чтобы спасти это здание от разрушения. Это был подвиг, но, конечно, ситуация, когда директор как атлант держит музей на своих плечах, ненормальна».

Впрочем, даже у выставки Ле Корбюзье, которая с триумфом проходит в ГМИИ им.А.С.Пушкина уже вторую неделю, нашлись свои критики. В прошлый раз мы писали о нескольких рецензиях, авторы которых были в восторге от экспозиции. На этой же неделе в «Коммерсанте» появилась статья Николая Малинина, в которой критик сравнил выставку с «универсамом»: по отдельности все ее экспонаты интересны, но в целом нисколько не проясняют, в чем же, собственно, заключается гений Корбюзье. «Ощущение тесноты и духоты удивительно точно подчеркивает всю нелепость запихивания Корбюзье в Пушкинский музей. Все то, за что он боролся, – простор, широта, высота, чистота – загромождено и запружено», – пишет критик. С содержанием тоже вышло, по мнению Малинина, коряво: кураторы хотели противопоставить «трепетного поэта и художника Шарля Эдуарда Жаннере (его настоящее имя) и Ле Корбюзье, бескомпромиссного догматика, мечтающего стереть с лица Земли исторические центры Парижа и Москвы». Первый «выпячен», второй «приглушен и припрятан», в итоге – «титан, радикал, ниспровергатель превратился в опрятного буржуа, который балуется на досуге всем, что полагается многогранной личности».

«Афиша» и «Ведомости» анонсируют приближающиеся Дни архитектуры – в этом году героями фестиваля вновь станут сразу несколько современных зданий и их создателей. Так, в разноцветный Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии экскурсия отправится вместе с Андреем Асадовым, Тотан Кузембаев приглашает посетить свою мастерскую, а Анна Броновицкая расскажет о современном урбанизме на примере архитектуры 1920-х в легендарном ДК ЗИЛ. В этом году в программе Дней архитектуры появились мероприятия для детей и новый любопытный жанр – рассказы архитекторов о работах коллег. Например, архитектор Борис Стучебрюков из ABD Architects расскажет о квартале модернистских НИИ, построенном на пересечении Профсоюзной улицы и Нахимовского проспекта.
zooming
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии». Фото: Архи.ру

 Москомархитектура тем временем заказала сразу два новых гигантских архитектурных макета столицы – один большой, с присоединенными территориями в масштабе 1:4000 и площадью 278 квадратных метров, другой еще больше – 925 квадратных метров, на которых Москва будет показана в пределах Третьего кольца, сообщает «Афиша». Предполагается, что новые модели позволят сделать процесс изменения городской застройки более наглядным и понятным для горожан. Напомним, что пока подобный макет центра города существует только в варианте 1980-х гг. – он выставлен в «Доме на Брестской».

Возможно, подобный макет было бы полезно иметь и Санкт-Петербургу: новые высотные доминанты, вроде Лахта-центра, смотрелись бы на нем куда очевиднее, чем на 3D-визуализациях. Между тем, вокруг газпромовской высотки снова заспорили: теперь прения переместились в Союз архитекторов. На этой неделе часть его членов, как сообщает портал АСН Инфо, резко выступила против проекта. По мнению архитекторов, Лахта-центр выполнен совсем для другого места, экономически нецелесообразен, «не петербургский», на конкурс не выносился, Градсовету не предъявлялся. Впрочем, бороться с ним архитекторы, в отличие от градозащитников, не собираются, сознавая его большое социальное и экономическое значение, передает АСН.

Архитектурно-градостроительный спор развернулся и в Пскове. Как сообщает «Псковская лента новостей», поводом для возмущения градозащитников стал недавно построенный храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии в Крестах – в региональном отделении ВООПИиК возмущены тем, что федеральные деньги тратятся на возведение новоделов, тогда как десятки подлинных памятников церковной и гражданской архитектуры в самом городе и его окрестностях гибнут от бесхозности. По сведениям защитников наследия, РПЦ получает «раз в восемь больше» бюджетных средств на реставрацию храмов, чем региональные органы охраны памятников, и, тем не менее, до сих пор не может привести в порядок ценнейшие памятники – церковь Сергия с Залужья, Церковь Космы и Дамиана на Гремячей горе и другие.

А в подмосковном Новом Иерусалиме члены ВООПИиК бьют тревогу уже по поводу того, как именно РПЦ проводит реставрационные работы. Руководствуясь проектом восстановления монастырских сооружений, рабочие недавно начали демонтаж шатра знаменитого Воскресенского собора, сообщает Радио Свобода. Дело в том, что нынешний шатер на основе металлических конструкций был возведен советскими реставраторами после войны: т.о. они хотели сохранить уцелевшие стены ротонды. Авторы нынешнего проекта подсчитали, что эта реконструкция имеет погрешность на 80 см, а кроме того не воспроизводит галерею с хором, которая находилась в основании шатра изначально. Кроме того, новый шатер предполагается выполнить в «подлинном материале» – дереве. Эксперты ВООПИиК, со своей стороны, убеждены, что при замене конструкции риск утратить белокаменное основание времен патриарха Никона чрезвычайно велик.

06 Октября 2012

Похожие статьи
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Технологии и материалы
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
Сейчас на главной
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.