English version

Жизнь в два яруса

Один из проектов, победивших в конкурсе на жилые кварталы района «Технопарка» в Сколково – квартал таунхаусов Веры Бутко и Антона Надточия. Он похож на скульптуру гигантского механизма, и, по-видимому, обыгрывает таким образом специальность своих будущих жителей.

mainImg
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Комплекс таунхаусов в квартале D2 иннограда Сколково
Россия

Авторский коллектив:
Антон Надточий, Вера Бутко, Павел Волков, Петр Алимов, Юрий Фролов, Николай Филатов

11.2011 — 3.2012

фонд «Сколково»
В марте архитектурное бюро «Атриум» стало одной из 10 команд-победителей второго этапа конкурса на проект жилой застройки района «Технопарк» (D2) иннограда «Сколково». Как известно, этот конкурс проводился в два этапа, собрал в первом туре около 300 участников, из которых вначале отобрали 30, затем, на последовавшем заказном конкурсе – 10 проектов. Предметом проектирования были 15 жилых кварталов, которые, согласно идее Жана Пистра, в плане представляют собой круги разного размера с жильем определенной типологии внутри каждого круга. Во втором туре Вере Бутко и Антону Надточему достался один из малых кругов с таунхаусами. Их проект стал одним из победителей конкурса – это значит, что его предполагается реализовать на данном участке.

Надо сказать, что таунхаусы достались «Атриуму» неслучайно. На первом этапе все участники могли свободно выбирать из трех основных типов жилья, и многие для надежности спроектировали все три: коттеджи, многоквартирные дома и таунхаусы. Бутко и Надточий, участвуя в самом звучном и представительном из российских конкурсов последних лет, с самого начала целенаправленно решили заняться проектированием таунхаусов. Причем именно потому, что эта задача для них достаточно нова: частных домов в портфолио Бутко и Надточего много, многоквартирные здания – тоже есть, а вот со средним звеном работать еще не приходилось. Таким образом архитекторы намеренно усложнили себе задачу, выбрав вместо привычной – относительно новую для себя типологию. В остальном задачу усложнил сам Жан Пистр, который предложил проектировать таунхаусы четырехэтажными, разместив по две двухэтажные квартиры друг над другом.

Такая планировка сама по себе уже нарушает традиционное представление о таунхаусе: частном доме, который занимает минимальной «пятачок» городской территории в ряду подобных ему соседей, обеспечивая жильцам собственный выход на улицу и расширяя свою площадь за счет роста вверх – нескольких этажей, соединенных внутренними лестницами Количество этажей бывает разным от классических двух до четырех и даже шести, но как правило все эти этажи принадлежат одному жилью, твердо стоящему на земле и именно поэтому называемый «хаусом», то есть домом, а не квартирой. По техзаданию Пистра отдельный выход из таунхауса на улицу становится условностью – архитекторам пришлось размещать его на уровне третьего этажа, и в сущности получившиеся блоки можно рассматривать как две двухъярусные квартиры. Впрочем, само по себе понятие «таунхауса» условно: в наше время этот термин нередко используют попросту для обозначения невысокой городской застройки.

Архитекторы бюро «Атриум» с самого начала акцентировали в проекте заданную Пистром двухъярусность композиции: каждое здание уже в их проекте первого тура состояло из пары двухэтажных объёмов, поставленных друг на друга. Поэтому мини-городок стал двухуровневым, перед входами в верхние дома появились площадки, газоны и даже подвесные пешеходные дорожки. Таким образом вход в таунхаусы второго уровня получился не с площадки лестницы, а с зеленой лужайки «висячего сада», квартал делится на два мини-городка: первого уровня и второго уровня. И типология классического таунхауса (не то, чтобы это было важно, но всё-таки) практически не нарушается: все входят домой с улицы, но только некоторые – из сквера второго уровня.

Там же, в проекте первого тура, возникло разделение мини-городка на две части не только по вертикали, но и на две половины «по горизонтали»: условно говоря, на угловатые и круглящиеся дома. Эта тема образно отразила главный тезис всего «большого Технопарка»: как мы помним, Жан Пистр сделал рабочую офисную часть ортогональной, а жилую разбил на круглые кварталы, над которыми собственно и трудились участники конкурса.

Общий вид квартала. Комплекс таунхаусов в квартале D2 иннограда Сколково
© ATRIUM
Проект, предложенный бюро «Атриум» в первом туре

В итоговом проекте второго тура архитекторам удалось сохранить все названные темы, плотно упаковав их на площади малого круга. Никакая общая дорога не разрезает этот  «островок», он спокоен и изолирован, но все равно – условно – поделен на две части. Одну половину формирует подкова первого яруса: вроде бы привычный строй двухэтажных таунхаусов, но выгнутый веером по периметру участка и прорезанный двумя узкими пешеходными дорожками. На первом этаже все входы, прихожие и лестницы компактно сгруппированы со стороны двора, к лесу же обращены большие окна. Здесь же расположены и выступы лестниц, ведущих на площадку верхнего уровня. «Подкова», безусловно, выступает наследником домов-параллелепипедов из проекта первого тура. Это классические, строгие и в чем-то даже брутальные дома, слившиеся в одну ленту, но ничем, в сущности, не нарушающие «классическую» типологию таунхауса. Их планируется облицевать кирпичом, что, надо признать, к месту: «типичные» таунхаусы любят кирпич, ведь их родина – английские и голландские города.

Кровля «подковы» задумана зеленой, и на этой кровле архитекторы разместили три дома-башни – объемы обтекаемой формы, стремящейся к цилиндру (внутри каждой башни по три-четыре квартиры). Стремящейся – потому, что каждый этаж здесь обладает собственным сложным и гибким контуром: выступы, в которых помещены лоджии, плавно переходят в стены «теплого» контура квартир. Этажи отдаленно напоминают обрезанные некруглые средневековые монеты или же неправильной формы мельничные колеса, нанизанные на один стержень. Можно подумать, что две плиты с неровными краями вращались-вращались, пообтесались за время вращения, но не до конца, и так и застыли. Очень даже техногенная форма. Словом, несовпадающие контуры этажей могут напомнить нам фрагменты некоего механизма, причем никоим образом не примитивного, а загадочным образом как будто бы обоснованного физикой, математикой и еще страшно сказать чем – отнюдь не произвольно-скульптурного, что неплохо подходит инновационной теме Сколково.

Фланкирующая башня и подъем на второй уровень двора. Комплекс таунхаусов в квартале D2 иннограда Сколково
© ATRIUM

Облицевать необычно-пластичное архитекторы собираются тонкими деревянными вертикалями: что подчеркнет изгибы, где-то усилит, где-то сгладит, но заодно уравновесит механистические ассоциации рустическим деревянным аккордом.

Две другие, четырехэтажные жилые башни архитекторы поставили на второй половине круга, уже без брутального основания: них также по два яруса двухэтажных жилищ. Их высокие круглящиеся объемы фланкируют главный въезд на территорию квартала почти как в каком-нибудь средневековом замке. За стену «замка» в этом случае можно принять подковообразный кирпичный корпус. Впрочем, стена не сплошная, гамма жизнерадостная, и никаким средневековьем здесь не пахнет, разве что мелькнет намеком что-то из воспоминаний о турпоездке по Европе и поднимет ненароком настроение.

К слову о настроении: фасады башен решены, как это нередко бывает в проектах Бутко и Надточия, в живописно-позитивном ключе. Башни наделены индивидуальностью и расставлены по контуру круглого участка, как собеседники в тесном кружке – между ними неизбежно возникает диалог. Одна из больших башен и две малые облицованы строгими вертикальными рейками, а их лоджии объединены каким-то одним «фирменным» цветом: зеленым, красным и бежевым. Еще одна большая и она маленькая башня – веселее, их деревянная облицовка мягче и ее прорезают выступы разноцветных коробочек-балконов. Они похожи на семью, где «большие» башни это родители, а малые – два сына и одна дочь.

На «островках»-кварталах Технопарка, по замыслу устроителей конкурса, должны были, помимо жилья, разместиться разные общественные функции. На этом участке архитекторам достались «детский клуб», библиотека, и, конечно же, неизбежная парковка для жителей. Все это авторы расположили в центральной части «островка», превратив ее в «искусственный холм». Который на самом деле вовсе не холм, а несколько зданий, плавная, покрытая травой кровля которых имитирует природный рельеф. По периметру, ближе к домам, там, где зеленая кровля спускается ниже, разместились автомобильный проезд и парковка, в центре, вокруг светового колодца двора – библиотека и «детский клуб». Воронка стеклянных стен, наклоненных к солнцу, позволяют им получить достаточное количество света. Надо ли говорить, зная спроектированные Бутко и Надточим школы, что стеклянные стены, скорее всего, будут цветными, в унисон с разноцветными балконами домов. Внутренний дворик, предназначенный для детей и книг, получается многократного огражденным, спокойным, и в то же время открытым к небу и «прозрачным».

Нижний уровень двора. Комплекс таунхаусов в квартале D2 иннограда Сколково
© ATRIUM

Таким образом Бутко и Надточему удалось, избежав видимой тесноты, уместить многое на небольшом участке. Для этого архитекторы использовали множество своих излюбленных приемов, которые делают проект узнаваемым: «геологические пласты» бетонных кровель двора; лепные объемы, строго мотивированные функцией и все же заведомо гибкие, несмотря на некоторую массивную материальность; неизменное разноцветье и многообразие фактур. Все вместе связано плотно сплетенным архитектурным сюжетом, и человек с воображением может разглядеть в этом квартале либо сказочный замок, либо механизм, прорезавшийся сквозь почву и замерший – вероятно, в ожидании будущих инноваций.
Второй уровень двора. Комплекс таунхаусов в квартале D2 иннограда Сколково
© ATRIUM
Вид из проема в пандусе. Комплекс таунхаусов в квартале D2 иннограда Сколково
© ATRIUM
Вид на квартал с противоположной от въезда стороны. Комплекс таунхаусов в квартале D2 иннограда Сколково
© ATRIUM
Фрагмент генплана жилых кварталов Сколково. Комплекс таунхаусов в квартале D2 иннограда Сколково
© ATRIUM
План квартала. Комплекс таунхаусов в квартале D2 иннограда Сколково
© ATRIUM
Поэтажный план одной из башен. Комплекс таунхаусов в квартале D2 иннограда Сколково
© ATRIUM
Поэтажный план блокированной части с надстройкой. Комплекс таунхаусов в квартале D2 иннограда Сколково
© ATRIUM
zooming
Разрез. Комплекс таунхаусов в квартале D2 иннограда Сколково
© ATRIUM
Планшет с проектным предложением, победившим в первом этапе конкурса
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Комплекс таунхаусов в квартале D2 иннограда Сколково
Россия

Авторский коллектив:
Антон Надточий, Вера Бутко, Павел Волков, Петр Алимов, Юрий Фролов, Николай Филатов

11.2011 — 3.2012

фонд «Сколково»

07 Сентября 2012

Жилая спираль
Проект жилого квартала №11 в районе D2 «Технопарк» иннограда «Сколково», который строится по проекту французского бюро Agence d’Architecture Anthony Bechu.
Экологичный тетрис
В иннограде Сколково близится к завершению строительство трех жилых кварталов в районе D2 «Технопарк». Один из них, десятый, реализуется по проекту UNK project, который в 2012 году победил в открытом конкурсе.
Книга архитектора
Книга «Гиперкуб» Бориса Бернаскони – не только рассказ об одноименном здании в «Сколково», но и отражение времени и взгляда на него архитектора.
В Венеции Россия будет представлена проектом Сколково
В преддверии открытия 13-й Веницианской архитектурной биеннале Сергей Кузнецов, Григорий Ревзин и Сергей Чобан рассказали о том, что ждет зрителей в российском павильоне. Правда, завесу тайны они приподняли не полностью: теперь всем известно, что именно будут показывать в павильоне, но не известно – каким образом. Кураторы обещают завораживающую и по-настоящему инновационную эскпозицию.
Катализатор инноваций
15-16 июня в Суздале прошло заседание Градостроительного Совета при Фонде «Сколково». Основным предметом обсуждения стали среда будущего иннограда, а также посвященная ему экспозиция российского павильона на XIII Международной архитектурной биеннале в Венеции.
Пропуск в Сколково
Первый за историю развития проекта «Сколково» открытый конкурс на проект жилой застройки района «Технопарк» (D2) завершился. На этой неделе были объявлены 10 команд, по чьим проектам будут построены дома для будущих жителей инновационного центра.
Работа над ошибками
Продолжается архитектурный конкурс на жилую застройку района «Технопарк» инновационного центра «Сколково». Победители первого этапа встретились с организаторами конкурса и обсудили правила игры, многие из которых пришлось корректировать прямо на ходу.
Круг успеха
Подведены результаты первого тура конкурса на жилые кварталы в районе «Технопарк» иннограда Сколково. Из 300 проектов отобраны 30 финалистов. В их число вошли как признанные лидеры российской архитектуры, так и немало талантливых архитекторов, еще пока не известных широкой общественности.
Сколково: открытый конкурс
Фонд Сколково собирает заявки на участие в первом открытом конкурсе эскизных концепций жилья для будущего иннограда. Конкурс открыт для профессиональных проектировщиков с законченным высшим образованием, которым предлагается поработать с тремя основными типами жилья: многоквартирными домами, таунхаусами и коттеджами. Подать заявку на участие можно до 16 ноября.
Инноград Сколково: конкурсы для российских архитекторов
Григорий Ревзин, архитектурный критик, куратор и эксперт, входящий в состав градостроительного фонда «Сколково», выступил на Арх Москве с лекцией, в которой рассказал о перспективах привлечения российских архитекторов к участию в конкурсах на проектирование объектов иннограда. Приглашаем всех архитекторов, которым это интересно, участвовать в обсуждении планируемых архитектурных конкурсов на Архи.ру.
Сколково будут строить по генплану AREP
Совет Фонда развития инновационного центра «Сколково» определил победителя конкурса на градостроительную концепцию первого российского иннограда. Им стало французское архитектурное бюро AREP; сейчас проект-победитель обсуждается Советом в Париже.
Улица новаторов
Неделю назад, 20 декабря, градостроительный совет фонда Сколково выбрал двоих победителей конкурса на градостроительную концепция иннограда: голландско-международное бюро ОМА и французское AREP, с двумя принципиально разными концепциями. Предлагаем вашему вниманию рассказ обо всех шести проектах, участвовавших во втором туре.
Технологии и материалы
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Сейчас на главной
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».