English version

Жизнь в два яруса

Один из проектов, победивших в конкурсе на жилые кварталы района «Технопарка» в Сколково – квартал таунхаусов Веры Бутко и Антона Надточия. Он похож на скульптуру гигантского механизма, и, по-видимому, обыгрывает таким образом специальность своих будущих жителей.

mainImg
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Комплекс таунхаусов в квартале D2 иннограда Сколково
Россия

Авторский коллектив:
Антон Надточий, Вера Бутко, Павел Волков, Петр Алимов, Юрий Фролов, Николай Филатов

11.2011 — 3.2012

фонд «Сколково»
В марте архитектурное бюро «Атриум» стало одной из 10 команд-победителей второго этапа конкурса на проект жилой застройки района «Технопарк» (D2) иннограда «Сколково». Как известно, этот конкурс проводился в два этапа, собрал в первом туре около 300 участников, из которых вначале отобрали 30, затем, на последовавшем заказном конкурсе – 10 проектов. Предметом проектирования были 15 жилых кварталов, которые, согласно идее Жана Пистра, в плане представляют собой круги разного размера с жильем определенной типологии внутри каждого круга. Во втором туре Вере Бутко и Антону Надточему достался один из малых кругов с таунхаусами. Их проект стал одним из победителей конкурса – это значит, что его предполагается реализовать на данном участке.

Надо сказать, что таунхаусы достались «Атриуму» неслучайно. На первом этапе все участники могли свободно выбирать из трех основных типов жилья, и многие для надежности спроектировали все три: коттеджи, многоквартирные дома и таунхаусы. Бутко и Надточий, участвуя в самом звучном и представительном из российских конкурсов последних лет, с самого начала целенаправленно решили заняться проектированием таунхаусов. Причем именно потому, что эта задача для них достаточно нова: частных домов в портфолио Бутко и Надточего много, многоквартирные здания – тоже есть, а вот со средним звеном работать еще не приходилось. Таким образом архитекторы намеренно усложнили себе задачу, выбрав вместо привычной – относительно новую для себя типологию. В остальном задачу усложнил сам Жан Пистр, который предложил проектировать таунхаусы четырехэтажными, разместив по две двухэтажные квартиры друг над другом.

Такая планировка сама по себе уже нарушает традиционное представление о таунхаусе: частном доме, который занимает минимальной «пятачок» городской территории в ряду подобных ему соседей, обеспечивая жильцам собственный выход на улицу и расширяя свою площадь за счет роста вверх – нескольких этажей, соединенных внутренними лестницами Количество этажей бывает разным от классических двух до четырех и даже шести, но как правило все эти этажи принадлежат одному жилью, твердо стоящему на земле и именно поэтому называемый «хаусом», то есть домом, а не квартирой. По техзаданию Пистра отдельный выход из таунхауса на улицу становится условностью – архитекторам пришлось размещать его на уровне третьего этажа, и в сущности получившиеся блоки можно рассматривать как две двухъярусные квартиры. Впрочем, само по себе понятие «таунхауса» условно: в наше время этот термин нередко используют попросту для обозначения невысокой городской застройки.

Архитекторы бюро «Атриум» с самого начала акцентировали в проекте заданную Пистром двухъярусность композиции: каждое здание уже в их проекте первого тура состояло из пары двухэтажных объёмов, поставленных друг на друга. Поэтому мини-городок стал двухуровневым, перед входами в верхние дома появились площадки, газоны и даже подвесные пешеходные дорожки. Таким образом вход в таунхаусы второго уровня получился не с площадки лестницы, а с зеленой лужайки «висячего сада», квартал делится на два мини-городка: первого уровня и второго уровня. И типология классического таунхауса (не то, чтобы это было важно, но всё-таки) практически не нарушается: все входят домой с улицы, но только некоторые – из сквера второго уровня.

Там же, в проекте первого тура, возникло разделение мини-городка на две части не только по вертикали, но и на две половины «по горизонтали»: условно говоря, на угловатые и круглящиеся дома. Эта тема образно отразила главный тезис всего «большого Технопарка»: как мы помним, Жан Пистр сделал рабочую офисную часть ортогональной, а жилую разбил на круглые кварталы, над которыми собственно и трудились участники конкурса.

Общий вид квартала. Комплекс таунхаусов в квартале D2 иннограда Сколково
© ATRIUM
Проект, предложенный бюро «Атриум» в первом туре

В итоговом проекте второго тура архитекторам удалось сохранить все названные темы, плотно упаковав их на площади малого круга. Никакая общая дорога не разрезает этот  «островок», он спокоен и изолирован, но все равно – условно – поделен на две части. Одну половину формирует подкова первого яруса: вроде бы привычный строй двухэтажных таунхаусов, но выгнутый веером по периметру участка и прорезанный двумя узкими пешеходными дорожками. На первом этаже все входы, прихожие и лестницы компактно сгруппированы со стороны двора, к лесу же обращены большие окна. Здесь же расположены и выступы лестниц, ведущих на площадку верхнего уровня. «Подкова», безусловно, выступает наследником домов-параллелепипедов из проекта первого тура. Это классические, строгие и в чем-то даже брутальные дома, слившиеся в одну ленту, но ничем, в сущности, не нарушающие «классическую» типологию таунхауса. Их планируется облицевать кирпичом, что, надо признать, к месту: «типичные» таунхаусы любят кирпич, ведь их родина – английские и голландские города.

Кровля «подковы» задумана зеленой, и на этой кровле архитекторы разместили три дома-башни – объемы обтекаемой формы, стремящейся к цилиндру (внутри каждой башни по три-четыре квартиры). Стремящейся – потому, что каждый этаж здесь обладает собственным сложным и гибким контуром: выступы, в которых помещены лоджии, плавно переходят в стены «теплого» контура квартир. Этажи отдаленно напоминают обрезанные некруглые средневековые монеты или же неправильной формы мельничные колеса, нанизанные на один стержень. Можно подумать, что две плиты с неровными краями вращались-вращались, пообтесались за время вращения, но не до конца, и так и застыли. Очень даже техногенная форма. Словом, несовпадающие контуры этажей могут напомнить нам фрагменты некоего механизма, причем никоим образом не примитивного, а загадочным образом как будто бы обоснованного физикой, математикой и еще страшно сказать чем – отнюдь не произвольно-скульптурного, что неплохо подходит инновационной теме Сколково.

Фланкирующая башня и подъем на второй уровень двора. Комплекс таунхаусов в квартале D2 иннограда Сколково
© ATRIUM

Облицевать необычно-пластичное архитекторы собираются тонкими деревянными вертикалями: что подчеркнет изгибы, где-то усилит, где-то сгладит, но заодно уравновесит механистические ассоциации рустическим деревянным аккордом.

Две другие, четырехэтажные жилые башни архитекторы поставили на второй половине круга, уже без брутального основания: них также по два яруса двухэтажных жилищ. Их высокие круглящиеся объемы фланкируют главный въезд на территорию квартала почти как в каком-нибудь средневековом замке. За стену «замка» в этом случае можно принять подковообразный кирпичный корпус. Впрочем, стена не сплошная, гамма жизнерадостная, и никаким средневековьем здесь не пахнет, разве что мелькнет намеком что-то из воспоминаний о турпоездке по Европе и поднимет ненароком настроение.

К слову о настроении: фасады башен решены, как это нередко бывает в проектах Бутко и Надточия, в живописно-позитивном ключе. Башни наделены индивидуальностью и расставлены по контуру круглого участка, как собеседники в тесном кружке – между ними неизбежно возникает диалог. Одна из больших башен и две малые облицованы строгими вертикальными рейками, а их лоджии объединены каким-то одним «фирменным» цветом: зеленым, красным и бежевым. Еще одна большая и она маленькая башня – веселее, их деревянная облицовка мягче и ее прорезают выступы разноцветных коробочек-балконов. Они похожи на семью, где «большие» башни это родители, а малые – два сына и одна дочь.

На «островках»-кварталах Технопарка, по замыслу устроителей конкурса, должны были, помимо жилья, разместиться разные общественные функции. На этом участке архитекторам достались «детский клуб», библиотека, и, конечно же, неизбежная парковка для жителей. Все это авторы расположили в центральной части «островка», превратив ее в «искусственный холм». Который на самом деле вовсе не холм, а несколько зданий, плавная, покрытая травой кровля которых имитирует природный рельеф. По периметру, ближе к домам, там, где зеленая кровля спускается ниже, разместились автомобильный проезд и парковка, в центре, вокруг светового колодца двора – библиотека и «детский клуб». Воронка стеклянных стен, наклоненных к солнцу, позволяют им получить достаточное количество света. Надо ли говорить, зная спроектированные Бутко и Надточим школы, что стеклянные стены, скорее всего, будут цветными, в унисон с разноцветными балконами домов. Внутренний дворик, предназначенный для детей и книг, получается многократного огражденным, спокойным, и в то же время открытым к небу и «прозрачным».

Нижний уровень двора. Комплекс таунхаусов в квартале D2 иннограда Сколково
© ATRIUM

Таким образом Бутко и Надточему удалось, избежав видимой тесноты, уместить многое на небольшом участке. Для этого архитекторы использовали множество своих излюбленных приемов, которые делают проект узнаваемым: «геологические пласты» бетонных кровель двора; лепные объемы, строго мотивированные функцией и все же заведомо гибкие, несмотря на некоторую массивную материальность; неизменное разноцветье и многообразие фактур. Все вместе связано плотно сплетенным архитектурным сюжетом, и человек с воображением может разглядеть в этом квартале либо сказочный замок, либо механизм, прорезавшийся сквозь почву и замерший – вероятно, в ожидании будущих инноваций.
Второй уровень двора. Комплекс таунхаусов в квартале D2 иннограда Сколково
© ATRIUM
Вид из проема в пандусе. Комплекс таунхаусов в квартале D2 иннограда Сколково
© ATRIUM
Вид на квартал с противоположной от въезда стороны. Комплекс таунхаусов в квартале D2 иннограда Сколково
© ATRIUM
Фрагмент генплана жилых кварталов Сколково. Комплекс таунхаусов в квартале D2 иннограда Сколково
© ATRIUM
План квартала. Комплекс таунхаусов в квартале D2 иннограда Сколково
© ATRIUM
Поэтажный план одной из башен. Комплекс таунхаусов в квартале D2 иннограда Сколково
© ATRIUM
Поэтажный план блокированной части с надстройкой. Комплекс таунхаусов в квартале D2 иннограда Сколково
© ATRIUM
zooming
Разрез. Комплекс таунхаусов в квартале D2 иннограда Сколково
© ATRIUM
Планшет с проектным предложением, победившим в первом этапе конкурса
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Комплекс таунхаусов в квартале D2 иннограда Сколково
Россия

Авторский коллектив:
Антон Надточий, Вера Бутко, Павел Волков, Петр Алимов, Юрий Фролов, Николай Филатов

11.2011 — 3.2012

фонд «Сколково»

07 Сентября 2012

Жилая спираль
Проект жилого квартала №11 в районе D2 «Технопарк» иннограда «Сколково», который строится по проекту французского бюро Agence d’Architecture Anthony Bechu.
Экологичный тетрис
В иннограде Сколково близится к завершению строительство трех жилых кварталов в районе D2 «Технопарк». Один из них, десятый, реализуется по проекту UNK project, который в 2012 году победил в открытом конкурсе.
Книга архитектора
Книга «Гиперкуб» Бориса Бернаскони – не только рассказ об одноименном здании в «Сколково», но и отражение времени и взгляда на него архитектора.
В Венеции Россия будет представлена проектом Сколково
В преддверии открытия 13-й Веницианской архитектурной биеннале Сергей Кузнецов, Григорий Ревзин и Сергей Чобан рассказали о том, что ждет зрителей в российском павильоне. Правда, завесу тайны они приподняли не полностью: теперь всем известно, что именно будут показывать в павильоне, но не известно – каким образом. Кураторы обещают завораживающую и по-настоящему инновационную эскпозицию.
Катализатор инноваций
15-16 июня в Суздале прошло заседание Градостроительного Совета при Фонде «Сколково». Основным предметом обсуждения стали среда будущего иннограда, а также посвященная ему экспозиция российского павильона на XIII Международной архитектурной биеннале в Венеции.
Пропуск в Сколково
Первый за историю развития проекта «Сколково» открытый конкурс на проект жилой застройки района «Технопарк» (D2) завершился. На этой неделе были объявлены 10 команд, по чьим проектам будут построены дома для будущих жителей инновационного центра.
Работа над ошибками
Продолжается архитектурный конкурс на жилую застройку района «Технопарк» инновационного центра «Сколково». Победители первого этапа встретились с организаторами конкурса и обсудили правила игры, многие из которых пришлось корректировать прямо на ходу.
Круг успеха
Подведены результаты первого тура конкурса на жилые кварталы в районе «Технопарк» иннограда Сколково. Из 300 проектов отобраны 30 финалистов. В их число вошли как признанные лидеры российской архитектуры, так и немало талантливых архитекторов, еще пока не известных широкой общественности.
Сколково: открытый конкурс
Фонд Сколково собирает заявки на участие в первом открытом конкурсе эскизных концепций жилья для будущего иннограда. Конкурс открыт для профессиональных проектировщиков с законченным высшим образованием, которым предлагается поработать с тремя основными типами жилья: многоквартирными домами, таунхаусами и коттеджами. Подать заявку на участие можно до 16 ноября.
Инноград Сколково: конкурсы для российских архитекторов
Григорий Ревзин, архитектурный критик, куратор и эксперт, входящий в состав градостроительного фонда «Сколково», выступил на Арх Москве с лекцией, в которой рассказал о перспективах привлечения российских архитекторов к участию в конкурсах на проектирование объектов иннограда. Приглашаем всех архитекторов, которым это интересно, участвовать в обсуждении планируемых архитектурных конкурсов на Архи.ру.
Сколково будут строить по генплану AREP
Совет Фонда развития инновационного центра «Сколково» определил победителя конкурса на градостроительную концепцию первого российского иннограда. Им стало французское архитектурное бюро AREP; сейчас проект-победитель обсуждается Советом в Париже.
Улица новаторов
Неделю назад, 20 декабря, градостроительный совет фонда Сколково выбрал двоих победителей конкурса на градостроительную концепция иннограда: голландско-международное бюро ОМА и французское AREP, с двумя принципиально разными концепциями. Предлагаем вашему вниманию рассказ обо всех шести проектах, участвовавших во втором туре.
Технологии и материалы
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
Сейчас на главной
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».