Работа над ошибками

Продолжается архитектурный конкурс на жилую застройку района «Технопарк» инновационного центра «Сколково». Победители первого этапа встретились с организаторами конкурса и обсудили правила игры, многие из которых пришлось корректировать прямо на ходу.

mainImg
22 декабря, спустя 6 дней после объявления решения жюри, в Центре международной торговли собрались представители всех 30 команд, вышедших в финал конкурса. Архитекторы из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Ульяновска, Тюмени, Вильнюса, Риги и Парижа, именитые и пока еще малоизвестные, приехали в столицу, чтобы вместе с представителями Фонда «Сколково» и Института «Стрелка», выступающего консультантом конкурса, обсудить задание следующего этапа и более подробно ознакомиться с концепцией всего инновационного центра и района «Технопарк».

Эта встреча была необходима по нескольким причинам. Организаторы планировали познакомить финалистов с замечаниями к конкурсным работам, а также с изменениями, которые были внесены в сам проект планировки и нашли отражение в задании на второй тур (теперь оно включает не только скорректированный генплан и геоподоснову, но и разработанные недавно «Зеленые коды»). Существенные изменения коснулись и формата подачи конкурсных работ в финале. Со всеми новыми вводными архитекторам-финалистам предстояло ознакомиться за два с половиной часа, потом еще полчаса позадавать вопросы и отправиться на короткую экскурсию на территорию района «Технопарк», чтобы лично удостовериться в царящей там пустоте, а вечером подписать контракты на разработку архитектурных концепций.

Таков был план. Реальность же, как принято говорить, внесла свои коррективы. Оказалось, что у собравшихся уже накопилось немало вопросов к организаторам, а информация о новых конкурсных требованиях сработала как детонатор, запустивший термоядерную реакцию многочасовой дискуссии. И если на известие о введении трех категорий застройки (пока условно называемых «S», «M» и «L» – предназначенные для аренды различными группами будущих обитателей «Сколково», они  будут различаться между собой метражом, уровнем комфорта и качеством отделки) архитекторы прореагировали весьма индифферентно, то информация о корректировке плотностных показателей и уменьшении высотности многоквартирных домов (с 7 этажей до 5 максимум) вызвала у аудитории неподдельное волнение. Тревога еще больше усилилась после объявления о смене участков проектирования. Три участка, выделенные на первом этапе конкурса под проектирование трех типов застройки, – это лишь малая часть запланированных жилых кварталов, и теперь для того, чтобы приблизить работу конкурсантов к реальной ситуации, организаторы распределили 30 проектов-финалистов по всем имеющимся «островам» (так кураторы района «Технопарк» называют жилые кварталы). Причем распределили не случайным образом, а сгруппировав проекты по принципу сходности объемно-планировочного решения. Сделано это было лично председателем жюри Жаном Пистром, который также сопроводил каждый вышедший в финал проект небольшим списком замечаний и рекомендаций. Как не странно, сами эти рекомендации, которые изначально планировалось открыто обсудить, не вызвали особого интереса. Чего нельзя сказать о смене локализации и снижении показателей плотности застройки. В них присутствующие увидели серьезную проблему, опять-таки наиболее актуальную для авторов больших домов, ведь изменение диаметра пятна застройки (в некоторых случаях в 1,5 раза) вкупе с уменьшением этажности и плотности неизбежно повлечет за собой полную переделку проекта.

В условиях, когда большая часть отпущенного времени (сдача проектов запланирована на 3 февраля) приходится на новогодние и рождественские праздники, столь существенное увеличение объема работы не могло не вызвать встречной реакции. К общему сожалению, организаторы категорически отказались менять дату сдачи проектов или возвращаться на исходные позиции. Зато ощутимый реванш архитекторы взяли, когда речь зашла об объеме и составе конкурсных проектов. По изначальному предложению организаторов, финальная подача должна была быть представлена на 8 (!) планшетах формата А0 (и это после 1 планшета на первом туре) и состоять из основных проекций (планы, разрезы, фасады) в масштабе 1:100, визуализаций и даже эскизов интерьеров. Объем, сопоставимый с дипломной работой в архитектурном ВУЗе, категорически не устроил мэтров, у многих из которых за плечами, как они не преминули отметить, тысячи подобных конкурсов. С их стороны поступило жесткое встречное предложение сократить количество планшетов до 2, максимум 3, свести к минимуму «показушные» визуализации, отказаться от интерьеров и радикально уменьшить масштабы проекций до 1:200, а еще лучше унифицировать состав проекций и их размещение на листах, для удобства сравнения достоинств архитектурных проектов. В благородном гневе старших товарищей потонули слабые заверения молодых авторов в том, что они спокойно сделают и 8, и 10 планшетов. А организаторы поторопились скорректировать конкурсные условия (за вычетом унификации подачи), чтобы включить их в договора с участниками.

Как оказалось, состав проектов – это отдельная «больная тема». Публикация проектов-финалистов на Архи.ру позволила всем участникам сравнить свои работы и обнаружить существенные, порой принципиальные расхождения. В адрес жюри было высказано немало претензий по поводу того, что эксперты столь снисходительно отнеслись к допущенным отдельными конкурсантами нарушениям не только заданных градостроительных и проектных параметров, но и общего требования представить свою работу на одном планшете. Попытки организаторов обратить внимание недовольных, что в первом туре требования были не столь жесткими исключительно из-за желания собрать в финале наиболее талантливые и перспективные коллективы, особого эффекта не возымели. И перед устроителями был жестко поставлен вопрос о недопустимости подобных поблажек.

В общем, три часа пролетели незаметно. Количество вопросов и уточнений, которые участники конкурса адресовали присутствующим представителям организаторов, а также отсутствующим членам жюри и идеологам проекта «Сколково», впечатляло. В какой-то момент было даже трудно понять, что именно движет архитекторами: профессиональное возмущение непродуманностью конкурса, амбициозное желание прояснить все нюансы, чтобы сделать качественный проект и победить, или патриотичное стремление уличить «чужаков», посягнувших на «общую поляну» в тотальном незнании местных «правил игры». Азарт вопрошающих и их нередкое невнимание к ответам не только организаторов, но и своих же коллег, нередко заставлял сомневаться в желании вести конструктивный диалог.

Несомненно, и сам проект «Сколково» и данный конкурс оказались на острие архитектурной дискуссии не случайно. На него спроецировались многие проблемы, тяготящие профессиональное сообщество на протяжении последних 10 лет.. Это и захват рынка иностранными «гастролерами», и теневые игры при распределении крупных и значимых заказов, и двойные, если не тройные стандарты в прохождении экспертизы различными проектами, и утрата хоть сколько-нибудь заметного влияния на этот процесс профессиональных общественных организаций. Возможно, именно проект «Сколково», в рамках которого предполагается провести еще несколько конкурсов, станет катализатором качественного изменения ситуации, но произойти это может только благодаря совместной работе обеих сторон. Впрочем, организаторы конкурса несколько раз повторили, что все замечания и предложения, высказанные участниками семинара, чрезвычайно важны для них и будут учтены.

По итогам второго тура конкурса не менее 10 участников получат контракт с Фондом «Сколково». В случае, если в их числе окажутся молодые архитекторы, не имеющие собственных проектных бюро, они получат поддержку выбранного Фондом Генерального проектировщика, задачей которого является подготовка необходимой документации.

PS Многие вопросы архитекторов на семинаре были адресованы организаторам конкурса и членам жюри. Судя по репликам выступающих, в роли первых выступал исключительно Фонд «Сколково» (на самом деле непосредственно координацией конкурса занимается институт «Стрелка»), а вторые ассоциировались лично с Жаном Пистром. Как-то в стороне оказалось соображение, что все ключевые вопросы архитекторы могли адресовать не только сюда, но и в Союз архитекторов России, т.е. в свою собственную общественную организацию. Как указано в анонсе состязания на сайте САР «Цель конкурса, подготовленного Фондом «Сколково» совместно с Союзом архитекторов России, – выбор эффективного архитектурно-планировочного и объемно-пространственного решения объектов жилых кварталов района «Технопарк». Правда, после объявления о начале приема заявок 16 октября 2011 года на «Зодчестве», в котором принимал участие Андрей Боков, Союз архитекторов занял позицию избирательной вовлеченности в процесс проведения конкурса. Характерно, например, что на сайте САР проекты победители I тура так и не были опубликованы. Официальные представители Союза не присутствовал и на семинаре, хотя там должны были быть определены принципы проведения второго – решающего – этапа конкурса и преодолены все вскрытые проблемы, о которых заявляли сами деятели Союза. Иными словами, отстаивать интересы архитекторов, принимающих участие в конкурсе, пришлось самим архитекторам, а никак не той общественной организации, которая как бы обязана осуществлять эти функции, в том числе и в силу  своего официального участия в подготовке конкурса.

Ознакомительный семинар второго этапа конкурса на архитектурную концепцию жилых кварталов района «Технопарк» инновационного центра «Сколково»
Участники семинара - представители 30 архитектурных команд, победивших в первом туре конкурса
Ведущие семинара (слева-на право): Джемал Сурманидзе, Наиль Бородина, Анна Тургеньева, Ольга Хохлова, Гари Вентворт
Директор района «Технопарк» Гари Вентворт
Смену «островов» комментирует Наиль Бородина, менеджер проекта
Корректировка условий конкурса по замечаниям архитекторов
На переднем плане: Сергей Скуратов и Дмитрий Буш
На переднем плане: Дмитрий Величкин и Николай Голованов
Михаил Белов
Справа: Вера Бутко и Антон Надточий
Сергей Скуратов
Андрей Савин и Михаил Хазанов
Выступает Левон Айрапетов
Георгий Снежкин (Санкт-Петербург)

27 Декабря 2011

Жилая спираль
Проект жилого квартала №11 в районе D2 «Технопарк» иннограда «Сколково», который строится по проекту французского бюро Agence d’Architecture Anthony Bechu.
Экологичный тетрис
В иннограде Сколково близится к завершению строительство трех жилых кварталов в районе D2 «Технопарк». Один из них, десятый, реализуется по проекту UNK project, который в 2012 году победил в открытом конкурсе.
Книга архитектора
Книга «Гиперкуб» Бориса Бернаскони – не только рассказ об одноименном здании в «Сколково», но и отражение времени и взгляда на него архитектора.
В Венеции Россия будет представлена проектом Сколково
В преддверии открытия 13-й Веницианской архитектурной биеннале Сергей Кузнецов, Григорий Ревзин и Сергей Чобан рассказали о том, что ждет зрителей в российском павильоне. Правда, завесу тайны они приподняли не полностью: теперь всем известно, что именно будут показывать в павильоне, но не известно – каким образом. Кураторы обещают завораживающую и по-настоящему инновационную эскпозицию.
Жизнь в два яруса
Один из проектов, победивших в конкурсе на жилые кварталы района «Технопарка» в Сколково – квартал таунхаусов Веры Бутко и Антона Надточия. Он похож на скульптуру гигантского механизма, и, по-видимому, обыгрывает таким образом специальность своих будущих жителей.
Катализатор инноваций
15-16 июня в Суздале прошло заседание Градостроительного Совета при Фонде «Сколково». Основным предметом обсуждения стали среда будущего иннограда, а также посвященная ему экспозиция российского павильона на XIII Международной архитектурной биеннале в Венеции.
Пропуск в Сколково
Первый за историю развития проекта «Сколково» открытый конкурс на проект жилой застройки района «Технопарк» (D2) завершился. На этой неделе были объявлены 10 команд, по чьим проектам будут построены дома для будущих жителей инновационного центра.
Круг успеха
Подведены результаты первого тура конкурса на жилые кварталы в районе «Технопарк» иннограда Сколково. Из 300 проектов отобраны 30 финалистов. В их число вошли как признанные лидеры российской архитектуры, так и немало талантливых архитекторов, еще пока не известных широкой общественности.
Сколково: открытый конкурс
Фонд Сколково собирает заявки на участие в первом открытом конкурсе эскизных концепций жилья для будущего иннограда. Конкурс открыт для профессиональных проектировщиков с законченным высшим образованием, которым предлагается поработать с тремя основными типами жилья: многоквартирными домами, таунхаусами и коттеджами. Подать заявку на участие можно до 16 ноября.
Инноград Сколково: конкурсы для российских архитекторов
Григорий Ревзин, архитектурный критик, куратор и эксперт, входящий в состав градостроительного фонда «Сколково», выступил на Арх Москве с лекцией, в которой рассказал о перспективах привлечения российских архитекторов к участию в конкурсах на проектирование объектов иннограда. Приглашаем всех архитекторов, которым это интересно, участвовать в обсуждении планируемых архитектурных конкурсов на Архи.ру.
Сколково будут строить по генплану AREP
Совет Фонда развития инновационного центра «Сколково» определил победителя конкурса на градостроительную концепцию первого российского иннограда. Им стало французское архитектурное бюро AREP; сейчас проект-победитель обсуждается Советом в Париже.
Улица новаторов
Неделю назад, 20 декабря, градостроительный совет фонда Сколково выбрал двоих победителей конкурса на градостроительную концепция иннограда: голландско-международное бюро ОМА и французское AREP, с двумя принципиально разными концепциями. Предлагаем вашему вниманию рассказ обо всех шести проектах, участвовавших во втором туре.
Технологии и материалы
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
Сейчас на главной
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание – Посольство Эстонии. Проект бюро United Riga Architects бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая её с современными архитектурными решениями и технологиями.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.