Катализатор инноваций

15-16 июня в Суздале прошло заседание Градостроительного Совета при Фонде «Сколково». Основным предметом обсуждения стали среда будущего иннограда, а также посвященная ему экспозиция российского павильона на XIII Международной архитектурной биеннале в Венеции.

mainImg
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
Напомним, проект инновационного центра «Сколково», стартовавший в 2010 году, успел пройти несколько важных этапов: разработана градостроительная концепция (проект французского бюро AREP Ville); территория разбита на районы, для каждого из которых выбраны архитекторы-кураторы, готовящие детальный проект планировки; определены и локализованы объекты, выполняющие роль архитектурно-градостроительных доминант; проведен первый открытый конкурс на проекты жилых кварталов в районе «Технопарк»; подходит к завершению согласование градостроительной документации (генпроектировщик – бюро SPEECH Чобан & Кузнецов). Облик будущего города обретает все более конкретные очертания, и сегодня внимание экспертов, входящих в состав Градостроительного Совета «Сколково», сосредоточено на средовых параметрах, определяющих восприятие города с точки зрения его жителя или гостя. Какой должна быть среда? Насколько явными в ней должны быть черты, отвечающие инновационной направленности города, или во главу угла должен быть поставлен комфорт и традиционные приемы оформления жилых и общественных пространств? Двухдневная работа Градсовета была посвящена обсуждению именно этих вопросов.
Заседание Градостроительного Совета при Фонде «Сколково». 15 июня. г. суздаль
Схема генерального плана инновационного центра «Сколково».

Первым результаты своих исследований представил профессор кафедры прикладного дизайна Технологического университета Делфта (Нидерланды) Маттис ван Дайк. По инициативе вице-президента Фонда «Сколково» Олега Алексеева, возглавляемая голландским специалистом группа ученых проанализировала генеральный план иннограда с точки зрения влияния архитектуры на инновационную культуру. Наибольшей критике был подвергнут Центральный район Z-1, который, по мнению профессора Ван Дайка, должен более активно способствовать коммуникациям между двумя основными объектами иннограда – Университетом (район D-3) и Технопарком (район D-2).
Профессор Маттис ван Дайк

Еще одной рекомендацией стало предложение создать специальный институт, в функции которого входила бы выработка стратегии развития инновационной культуры на основе экономических и социальных исследований, а также взаимодействия между всеми сторонами, участвующими в деятельности иннограда.
Панорама Центрального района (Z-1) Сколково. На переднем плане «Скала», сзади – «Купол»

За сообщением ван Дайка последовала презентация самого района Z-1. Эта центральная зона иннограда, трактуемая как основной вход для гостей и средоточие общественной жизни, имеет важнейшее градостроительное значение. Не случайно кураторами этой зоны стали бюро SANAA, возглавляемое лауреатом Притцкеровской премии Кадзуе Седжимой, и бюро Рема Кулхаса OMA. Год назад японцы предложили построить на въезде огромный (почти 300 метров в диаметре) купол, а голландцы – установить чуть дальше, в центре общественного пространства, многофункциональное здание, похожее на поставленный на один из углов гигантский куб. Потрясающая по смелости и новаторству композиция из двух столь контрастных объектов произвела большое впечатление на руководство Фонда, и с тех пор идет работа над их функциональным наполнением и конструктивным решением. И если со второй частью все более или менее ясно: на суздальском Градсовете представитель ОМА Рейнир де Грааф представил две варианта обеспечения структурной устойчивости «Скалы», – то с первой все еще много проблем. В частности, «Купол», по замыслу авторов, может быть застроен лишь в своей самой нижней части, так что практически весь объем останется пустым, что делает его строительство исключительно дотационным. Кроме того, по мере разработки проектов планировок остальных районов, в каждом из которых предусмотрено создание собственных общественных центров, стало очевидно, что такое количество публичных пространств и объектов иннограду просто не нужно. И даже перспектива проведения в 2014 году саммита G-8, который планируется разместиться на территории Z-1, не решает проблемы их переизбытка. В общем, планировка Центральной зоны достаточно далека от того уровня конкретности, которой уже могут похвастаться остальные районы будущего иннограда.
Ренье де Грааф (бюро OMA)

Достаточно оживленную дискуссию вызвала презентация комплекса зданий Университета (район D-3). Архитекторы бюро Herzog & de Meuron создали интереснейшую систему из 3 накладывающихся друг на друга структур: расставленных в шахматном порядке прямоугольных блоков лабораторий; круговых корпусов разного диаметра, в которых размещаются офисы, исследовательские центры и учебные помещения; а также расположенных внутри кругов дуг и окружностей, служащих своеобразными коммуникационными коридорами между различными частями комплекса. 
Район «Университет» (D-3). Вид с высоты птичьего полета

Такая структура позволит, по замыслу авторов, сделать большую часть комплекса доступной для всех, но у ряда экспертов эта идея вызвала больше вопросов, чем восторгов. В частности, президент РААСН и бывший ректор Московского архитектурного института Александр Кудрявцев высказал мнение, что требования безопасности неизбежно приведут к закрытию большей части проходов и тем самым фактически перечеркнут предложенную концепцию. Единственный выход – уже сейчас проанализировать вопросы безопасности и основные посетительские потоки, четко определив траекторию прохода через «Университет».
Офисы типа "open-space« в большом кольце комплекса »Университет"

С интересным докладом выступил директор Центра современного искусства в Цинциннати (США) Аарон Бетски. Фонд «Сколково» предложил ему разработать концепцию создания комплекса на стыке архитектуры и современного цифрового искусства. По мнению Бетски, создание подобного  Digital Art Museum не только привлечет в Сколково большое число посетителей, но и поможет качественно улучшить среду иннограда и создать креативную атмосферу.
Аарон Бетски, директор Центра современного искусства в Цинциннати (США)

Точка зрения Аарона Бетски иллюстрирует одну из двух активно обсуждавшихся на Градсовете стратегий создания инновационной среды. Для нее характерен провокационный и нарочито футуристический подход к формированию застройки, который будет стимулировать людей на постоянное движение вперед в попытке обогнать настоящее и достичь все более и более революционных результатов. Другое понимание среды, максимально способствующей научно-исследовательской деятельности, предложили кураторы района D-1 – Сергей Чобан (SPEECH Чобан&Кузнецов) и Александр Шварц (David Chipperfield architects). По их мнению, агрессивно-футуристическая стилистика не имеет перспективы –  она хороша как разовая и узко локализованная акция, а не как метод формирования жилой или общественной застройки. Любой человек, занимающийся интеллектуальной и исследовательской работой, нуждается, в первую очередь, в комфорте и стабильности. Именно с этих позиций проектировалась характерная поквартальная застройка района «Южный», напоминающая центр Санкт-Петербурга. И Суздаль с его умиротворяющей атмосферой стал лучшим подтверждением правоты этой точки зрения.
Вид центрального бульвара в районе D-1.

Вообще нужно отметить, что старинный город произвел большое впечатление на всех участников Градсовета. Его масштаб и количество жителей достаточно близки к параметрам «Сколково», и парадоксальное, на первый взгляд, сопоставление старинного городка, насыщенного памятниками архитектуры, и еще только проектируемого иннограда будущего помогло участникам Градсовета осознать многообразие приемов формирования комфортной среды.
Анализ средовых характеристик г. Суздаля и возможности использовать этот опыт при проектировании «Сколково»

По итогам заседания Градсовет принял решение о создании специальной комиссии по городской среде под руководством Аарона Бетски и Григория Ревзина, которая будет координировать деятельность проектировщиков и искать наиболее гармоничное сочетание общественных и приватных пространств, застройки и парков, транспортной инфраструктуры и т.д. Еще одним важным решением, принятым на этом заседании Градостроительного Совета, стало согласование концепции экспозиции, посвященной проекту инновационного центра «Сколково», в российском павильоне на XIII Международной архитектурной биеннале в Венеции.
Григорий Ревзин рассказывает членам Градсовета о концепции экспозиции российского павильона на 13 Международной Биеннале архитектуры в Венеции

Поскольку Министерство культуры  РФ категорически запрещает публиковать какие-либо изображения будущей экспозиции, комиссару павильона Григорию Ревзину и выбранному куратором экспозиции уже второй раз подряд Сергею Чобану (со-кураторы: Сергей Кузнецов и Валерия Каширина) пришлось исключительно вербально доносить до собравшихся достоинства разработанной ими концепции. Желание представить на самой авторитетной архитектурной выставке проект иннограда, не имеющий аналогов в мировой практике и собравший ведущих проектировщиков, подтолкнуло кураторов к поиску максимально эффектного и инновационного решения. «Посольство» Сколково будет оформлено разработанными для города архитектурными и градостроительными проектами и презентациями технических инноваций. Отдельный раздел экспозиции будет посвящен своего рода аналогам «Сколково» – советским наукоградам, представляющим собой интересные градостроительные и архитектурные эксперименты, с которыми до сих пор мало кто мог ознакомиться. При этом кураторы обещают, что хай-тек технологии позволят уйти от стереотипных методов показа проектных и текстовых материалов и создать внутри павильона особую информационно-насыщенную и художественно-сформированную среду.
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su

28 Июня 2012

Жилая спираль
Проект жилого квартала №11 в районе D2 «Технопарк» иннограда «Сколково», который строится по проекту французского бюро Agence d’Architecture Anthony Bechu.
Экологичный тетрис
В иннограде Сколково близится к завершению строительство трех жилых кварталов в районе D2 «Технопарк». Один из них, десятый, реализуется по проекту UNK project, который в 2012 году победил в открытом конкурсе.
Книга архитектора
Книга «Гиперкуб» Бориса Бернаскони – не только рассказ об одноименном здании в «Сколково», но и отражение времени и взгляда на него архитектора.
В Венеции Россия будет представлена проектом Сколково
В преддверии открытия 13-й Веницианской архитектурной биеннале Сергей Кузнецов, Григорий Ревзин и Сергей Чобан рассказали о том, что ждет зрителей в российском павильоне. Правда, завесу тайны они приподняли не полностью: теперь всем известно, что именно будут показывать в павильоне, но не известно – каким образом. Кураторы обещают завораживающую и по-настоящему инновационную эскпозицию.
Жизнь в два яруса
Один из проектов, победивших в конкурсе на жилые кварталы района «Технопарка» в Сколково – квартал таунхаусов Веры Бутко и Антона Надточия. Он похож на скульптуру гигантского механизма, и, по-видимому, обыгрывает таким образом специальность своих будущих жителей.
Пропуск в Сколково
Первый за историю развития проекта «Сколково» открытый конкурс на проект жилой застройки района «Технопарк» (D2) завершился. На этой неделе были объявлены 10 команд, по чьим проектам будут построены дома для будущих жителей инновационного центра.
Работа над ошибками
Продолжается архитектурный конкурс на жилую застройку района «Технопарк» инновационного центра «Сколково». Победители первого этапа встретились с организаторами конкурса и обсудили правила игры, многие из которых пришлось корректировать прямо на ходу.
Круг успеха
Подведены результаты первого тура конкурса на жилые кварталы в районе «Технопарк» иннограда Сколково. Из 300 проектов отобраны 30 финалистов. В их число вошли как признанные лидеры российской архитектуры, так и немало талантливых архитекторов, еще пока не известных широкой общественности.
Сколково: открытый конкурс
Фонд Сколково собирает заявки на участие в первом открытом конкурсе эскизных концепций жилья для будущего иннограда. Конкурс открыт для профессиональных проектировщиков с законченным высшим образованием, которым предлагается поработать с тремя основными типами жилья: многоквартирными домами, таунхаусами и коттеджами. Подать заявку на участие можно до 16 ноября.
Инноград Сколково: конкурсы для российских архитекторов
Григорий Ревзин, архитектурный критик, куратор и эксперт, входящий в состав градостроительного фонда «Сколково», выступил на Арх Москве с лекцией, в которой рассказал о перспективах привлечения российских архитекторов к участию в конкурсах на проектирование объектов иннограда. Приглашаем всех архитекторов, которым это интересно, участвовать в обсуждении планируемых архитектурных конкурсов на Архи.ру.
Сколково будут строить по генплану AREP
Совет Фонда развития инновационного центра «Сколково» определил победителя конкурса на градостроительную концепцию первого российского иннограда. Им стало французское архитектурное бюро AREP; сейчас проект-победитель обсуждается Советом в Париже.
Улица новаторов
Неделю назад, 20 декабря, градостроительный совет фонда Сколково выбрал двоих победителей конкурса на градостроительную концепция иннограда: голландско-международное бюро ОМА и французское AREP, с двумя принципиально разными концепциями. Предлагаем вашему вниманию рассказ обо всех шести проектах, участвовавших во втором туре.
Технологии и материалы
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
Сейчас на главной
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание – Посольство Эстонии. Проект бюро United Riga Architects бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая её с современными архитектурными решениями и технологиями.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.