Круг успеха

Подведены результаты первого тура конкурса на жилые кварталы в районе «Технопарк» иннограда Сколково. Из 300 проектов отобраны 30 финалистов. В их число вошли как признанные лидеры российской архитектуры, так и немало талантливых архитекторов, еще пока не известных широкой общественности.

mainImg

В пятницу, 16 декабря в зале ДНК Центрального Дома художника заседало жюри первого этапа первого конкурса, организованного по поручению Фонда «Сколково» Институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Среди сотен проектов, присланных на конкурс из разных городов России, а также нескольких иностранных государств, члены жюри, в число которых вошли представители Фонда «Сколково», Градостроительного Совета при Фонде, а также Союза архитекторов России, должны были отобрать только 30. Для того, чтобы пройти во второй тур конкурса, проекты должны были сочетать в себе новизну и реалистичность, нестандартность подхода и средовой гуманизм, экономичность и экологичность. Вопреки пессимистическим ожиданиям, среди присланных работ таковых было подавляющее большинство. А следовательно, жюри выпала нелегкая задача. После 6 часов работы члены жюри, выступая перед представителями СМИ, не скрывали своего удовлетворения итогами конкурса. 

Иностранные архитекторы – кураторы района «Технопарк», Жан Пистр (бюро Valod&Pistre) и Мохсен Мустафави (Mohsen Mostafavi) отметили высокий профессиональный уровень представленных работ и их креативность. Многие решения удивили даже их – авторов идеи жилых кварталов, вписанных в гигантские круги (так называемые «островки»). Архитектор Алексей Бавыкин и архитектурный критик, член градсовета «Сколково» Григорий Ревзин согласились с этой оценкой. По словам Ревзина, интересно, с одной стороны, то, что работы, присланные на конкурс архитекторами из регионов, практически не уступают по качеству проектам из Москвы или Санкт-Петербурга, а некоторые из них оказались даже интереснее столичных. (Экспозиция фестиваля «Зодчество» – заметил к слову критик, каждый год убеждает нас в катастрофической разнице уровня столичной и региональной архитектуры; а вот сколковский конкурс доказал обратное). С другой стороны, – продолжил Григорий Ревзин, среди финалистов присутствуют многие из ведущих российских архитекторов, которые, таким образом, подтвердили, что свой статус они завоевали не просто так. Михаил Хазанов и Михаил Белов, Сергей Скуратов и Дмитрий Буш, Антон Надточий и Вера Бутко, Дмитрий Величкин и Николай Голованов, TOTEMENT/PAPER и UNK-project, а также еще десятки других команд продемонстрировали готовность включиться в  работу над застройкой «Сколково», изобретательно и стильно ответив на нестандартные конкурсные условия.

Финальная выборка проектов. Фото Елены Петуховой
Заключительное слово членов жюри и организаторов конкурса. Слева направо: Динара Лизунова (пресс-служба Фонда «Сколково»), Жан Пистр, Алексей Бавыкин, Гари Вентворт (директор Дирекции по управлению проектом «Технопарк», Фонд «Сколково»), Мохсен Мустафави
Обращение к собравшимся Григория Ревзина, инициатора проведения конкурса, члена Градостроительного Совета Фонда «Сколково»
Напомним, что предметом конкурса стала застройка трех жилых кварталов района «Технопарк» (D2), каждый из которых предназначался для размещения одного из трех типов домов: многоквартирные дома на «островке» диаметром 220 метров, таунхаусы на «островке» диаметром 166 м и дома на одну семью (коттеджи) на самом большом «островке» диаметром  236 метров. В этих домах будут жить сотрудники компаний-резидентов, ученые, инноваторы и их семьи. Подробнее об условиях первого открытого архитектурного конкурса для иннограда «Сколково» читайте здесь. Для каждого из «островков», на основе предварительный планировочных концепций и расчетов, были заданы подробные технико-экономические показатели, определены параметры застройки, площади и тому подобные лимиты. Более того, к конкурсному заданию прикладывались достаточно подробные схемы кварталов, в которых жилые дома, внутри круглых границ участков выстраивались в простейшие параллельные ряды или же, как в случае с коттеджами, в жесткие ортогональные сетки. Казалось бы, о какой фантазии и изобретательности можно говорить в столь ограниченных рамках. Однако участники конкурса ушли от заданных клише, в большей степени следуя принципам, положенным в основу Инновационного центра в целом и этих жилых кварталов в частности. Главное – это гармоничность среды, устойчивость и дружелюбность архитектуры, которые, возможно, способны сформировать новые стандарты жилой застройки в нашей стране. В результате жюри отобрало в финальную коллекцию 30 потрясающих градостроительных и архитектурных решений, которые заслуживают отдельного и самого подробного анализа. К слову сказать: проекты, представленные на сколковский конкурс, раскрыли тему жилого строительства гораздо лучше, чем проводимый Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (РЖС) конкурс «Дом XXI века».

Столь успешное окончание первого этапа конкурса на жилую застройку района «Технопарк», надо признать очень важным событием в нашей архитектурной жизни. По нескольким причинам. Прежде всего, до последнего момента была не ясна позиция российских архитекторов в отношении этого конкурса. Будут ли участвовать, если будут, то кто, сколько профессионалов из первой когорты рискнут подать свои предложения, не окажутся ли эти предложения слишком фантастическими или наоборот – слишком приземленными (как это было на конкурсе «Дом XXI века»). Можно даже сказать, что от ответов на эти вопросы зависело будущее сколковского инногорода на 20 тысяч жителей и 15 тысяч приезжих, который запланировано построить очень быстро, к 2015 году. Начав работу с западными архитектурными «звездами», организаторы задали очень высокую планку качества, которую необходимо было выдержать не только на знаковых объектах, которые составят около 30% застройки, но и на остальных объектах инфраструктуры: жилых домах, социальных и культурных объектах, офисных и торговых центрах и т.д. Только активное участие ведущих российских архитекторов могло гарантировать высокий уровень креатива и большой объем высокачественной проектной документации в течение ближайших лет. Но отношение отечественных  архитекторов к Сколково сложно назвать совсем уж положительным. Оно стало «притчей во языцех» сразу же после проведения конкурса на градостроительную концепцию, к участию в котором не были допущены россияне. В связи с этим даже инициатива проведения серии открытых конкурсов, которые, по настоянию Григория Ревзина были ориентированы прежде всего на отечественных профессионалов, не вызвала широкого воодушевления. Более того, на специально проведенном во время  фестиваля «Зодчество-2011», круглом столе, призванном познакомить с условиями первого конкурса как можно более широкий круг его потенциальных участников, организаторы были вынуждены парировать достаточно жесткие и голословные обвинения. Конструктивного диалога тогда не получилось. Дискуссия в более системном виде была перенесена на страницу конкурса на сайте Фонда, в формат интерактивной ленты «вопросов и ответов». Но и этот подход устроил не всех.

За неделю до заседания жюри первого тура на сайте Союза архитекторов России было опубликовано письмо новосибирских архитекторов на имя президента САР Андрея Бокова (http://www.uar.ru/news/95/1237) – архитекторы публично отказывались от участия в конкурсе на жилые кварталы «Технопарка», мотивируя отказ многочисленными нарушениями российской нормативной базы в конкурсном задании. Текст письма рекомендуется к прочтению всем. Особенно – параллельно с просмотром проектов-финалистов конкурса. Письмо, если оставить за скобками субъективные факторы, наглядно демонстрирует глубину информационного недопонимания между, вероятно, широким кругом российских проектировщиков и идеологами проекта Сколково. В итоге Андрей Боков не смог принять участие в работе жюри конкурса.

Конфликт мог бы вызывать серьезные опасения, если бы не итоги первого тура. Прежде всего, цифры. На конкурс было подано около 700 заявок-анкет. Правда, конкурсных проектов пришло существенно меньше – около 300. Но это предсказуемо. Все-таки проект делать – не тоже самое, что анкету заполнять. В финал выбрали 30 проектов, причем члены жюри говорили, что наиболее сложным был отбор на финише, после отсева примерно 200 проектов. То есть более 100 команд потенциально уже сейчас способны подключиться к работе. Все последующие конкурсы, а их планируется немало, благо на территории Сколково запланировано почти 900 тыс. кв. м. жилья, больше 650 тыс. кв. м. офисов, 150 тыс. кв. м. социальных объектов и еще много чего другого, что понадобится инновационному городу, очевидно, привлекут внимание новых участников, готовых подтвердить свою профессиональную квалификацию и включиться в работу. Фонд и кураторы районов, вместе с компаниями, разрабатывающими проектную документацию, планомерно, шаг за шагом, квартал за кварталом, по мере уточнения планировочных решений, смогут проводить конкурсы на отдельные элементы застройки, привлекая к процессу проектирования широкий круг архитектурных команд, и при этом не снижая изначально заданной планки качества.
 
Команды, вышедшие в финал самого первого конкурса, подготовят ко второму туру уточненные версии своих проектов. В середине февраля жюри выберет из их числа 9 победителей (5 проектов многоквартирных домов, 3 проекта таунхауса и 1 проект коттеджа).

Поздравляем финалистов!

Автор проекта: Валентин Олейник (Санкт-Петербург)
ООО «БРТ Рус». Архитекторы: Хади Тегерани, Юрий Журавлев, Кристоф Воон, Вадим Таранов, Роман Горачек (Москва)
Архитектурная группа ДНК. Архитекторы: Даниил Лоренц, Наталья Сидорова, Константин Ходнев, Анна Баранова (Москва)
Авторы проекта: Никита Богачкин, Анна Богачкина (Москва)
Saltans architects Intl., LTD + Jaeger & Partner Architects LTD
Авторы проекта: Георгий Снежкин, Лиза Бриллиантова, Маша Виноградова, Андрей Патрикеев, Владимир Лемехов, Антон Скрябин, Иван Кожин, Максим Цыбин (Санкт-Петербург)
Автор проекта: Борис Крутик (Рига, Латвия)
Автор проекта: Михаил Белов (Москва)
Проектная группа А2. Архитекторы: Петр Виноградов, Алексей Сергеев, Евгений Золотухин, Юлия Стехова, Полина Романова (Москва)
ООО «Гинзбург архитектс» (Москва)
АБ студия. Архитекторы: Иван Анищенко, Александра Белявская, Евгений Волков, Антон Иванов, Андрей Савин (Москва)
Автор проекта: Евгений Жабрев (Тюмень)
Авторы проекта: Дмитрий Дегтярев, Елена Акулова, Кристина Салата, Ахтем Межмединов, Сусанна Селимова, Павел Никишин (Москва)
«Totement/Paper». Архитекторы: Левон Айрапетов, Д. Александров, Д. Грекова, Е. Косцов, Е. Легков, Валерия Преображенская, Ю. Преснякова, А. Ривкина, Е. Савенкова, А. Чердаков, Н. Шелухо (Москва)
Творческая группа «Architipai». Архитекторы: Виталий Ананченко, Евгений Ананченко (Вильнюс, Литва)
Автор проекта: Алексей Невзоров (Москва)
Персональная творческая мастерская архитектора Михаила Хазанова. Архитекторы: Андрей Одуд, Игорь Смирягин, Владислав Рябов, Виктор Русаков, Лариса Борисова, Ольга Гульнева, Мария Величкина, Ольга Березовская, Ольга Сазонова, Марианн Калашникова, Николай Гоцев, Максим Хазанов. При участии: Владимир Алексеев, Анна Щербакова, Галина Местецкая, Михаил Хазанов (Москва)
Архитектурная мастерская «Атриум». Архитекторы: Антон Надточий, Вера Бутко, Павел Волков, Юрий Фролов, Петр Алимов (Москва)
ООО «Архи-До». Архитекторы: Вадим Кондрашев, Ксения Прокофьева, Иван Гадалов, Мария Аникина, Анна Ставрова, Надежда Стасова, Максим Богородцев (Санкт-Петербург)
ООО «Портнер». Архитекторы: Майа Драгишич, Милан Божич, Марко Стойкович, Милица Милосавлевич, Дуня Раткович, Саша Лучич (Москва)
Авторы проекта: Артем Стаборовский, Николай Матынов, Артем Китаев (Москва)
Авторы проекта: Алексей Яблоков, Евгений Кицелев (Санкт-Петербург)
Авторы проекта: Игорь Каширин, Елена Яблонская (Москва)
“Сергей Скуратов Architects”. Архитекторы: Сергей Скуратов, Виктор Обвинцев, Иван Ильин (Москва)
Автор проекта: Энтони Эммануэль Бечу (Париж, Франция)
Архитектурная компания «UNK project» (Москва)
ООО «Паритет Поволжья». Архитекторы: Ирина Ваганова, Кирилл Штемпель, Игнасио Батиста Руез, Пабло Гарсия Мора, Сергей Фролов, Павел Кормишин, Ирина Кальникова, Лилия Мушарапова (Ульяновск)
Архитектурно-художественные мастерские архитекторов Д. Величкина и Н. Голованова. Архитекторы: Дмитрий Величкин, Николай Голованов, Александр Шевченко, Полина Балабанова, Илья Галинский, Кристиан Ладжевац, Кирилл Ренов, Салават Алиулов, Александр Горкин
Автор проекта: Алексей Сорокин (Москва)
Авторы проекта: Дмитрий Буш, Алексей Орлов, Владислав Тулупов, Антон Заключаев, Ирина Бердникова, Константин Заиграев, Владимир Алехин (Москва)

19 Декабря 2011

Жилая спираль
Проект жилого квартала №11 в районе D2 «Технопарк» иннограда «Сколково», который строится по проекту французского бюро Agence d’Architecture Anthony Bechu.
Экологичный тетрис
В иннограде Сколково близится к завершению строительство трех жилых кварталов в районе D2 «Технопарк». Один из них, десятый, реализуется по проекту UNK project, который в 2012 году победил в открытом конкурсе.
Книга архитектора
Книга «Гиперкуб» Бориса Бернаскони – не только рассказ об одноименном здании в «Сколково», но и отражение времени и взгляда на него архитектора.
В Венеции Россия будет представлена проектом Сколково
В преддверии открытия 13-й Веницианской архитектурной биеннале Сергей Кузнецов, Григорий Ревзин и Сергей Чобан рассказали о том, что ждет зрителей в российском павильоне. Правда, завесу тайны они приподняли не полностью: теперь всем известно, что именно будут показывать в павильоне, но не известно – каким образом. Кураторы обещают завораживающую и по-настоящему инновационную эскпозицию.
Жизнь в два яруса
Один из проектов, победивших в конкурсе на жилые кварталы района «Технопарка» в Сколково – квартал таунхаусов Веры Бутко и Антона Надточия. Он похож на скульптуру гигантского механизма, и, по-видимому, обыгрывает таким образом специальность своих будущих жителей.
Катализатор инноваций
15-16 июня в Суздале прошло заседание Градостроительного Совета при Фонде «Сколково». Основным предметом обсуждения стали среда будущего иннограда, а также посвященная ему экспозиция российского павильона на XIII Международной архитектурной биеннале в Венеции.
Пропуск в Сколково
Первый за историю развития проекта «Сколково» открытый конкурс на проект жилой застройки района «Технопарк» (D2) завершился. На этой неделе были объявлены 10 команд, по чьим проектам будут построены дома для будущих жителей инновационного центра.
Работа над ошибками
Продолжается архитектурный конкурс на жилую застройку района «Технопарк» инновационного центра «Сколково». Победители первого этапа встретились с организаторами конкурса и обсудили правила игры, многие из которых пришлось корректировать прямо на ходу.
Сколково: открытый конкурс
Фонд Сколково собирает заявки на участие в первом открытом конкурсе эскизных концепций жилья для будущего иннограда. Конкурс открыт для профессиональных проектировщиков с законченным высшим образованием, которым предлагается поработать с тремя основными типами жилья: многоквартирными домами, таунхаусами и коттеджами. Подать заявку на участие можно до 16 ноября.
Инноград Сколково: конкурсы для российских архитекторов
Григорий Ревзин, архитектурный критик, куратор и эксперт, входящий в состав градостроительного фонда «Сколково», выступил на Арх Москве с лекцией, в которой рассказал о перспективах привлечения российских архитекторов к участию в конкурсах на проектирование объектов иннограда. Приглашаем всех архитекторов, которым это интересно, участвовать в обсуждении планируемых архитектурных конкурсов на Архи.ру.
Сколково будут строить по генплану AREP
Совет Фонда развития инновационного центра «Сколково» определил победителя конкурса на градостроительную концепцию первого российского иннограда. Им стало французское архитектурное бюро AREP; сейчас проект-победитель обсуждается Советом в Париже.
Улица новаторов
Неделю назад, 20 декабря, градостроительный совет фонда Сколково выбрал двоих победителей конкурса на градостроительную концепция иннограда: голландско-международное бюро ОМА и французское AREP, с двумя принципиально разными концепциями. Предлагаем вашему вниманию рассказ обо всех шести проектах, участвовавших во втором туре.
Технологии и материалы
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
Сейчас на главной
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.