Круг успеха

Подведены результаты первого тура конкурса на жилые кварталы в районе «Технопарк» иннограда Сколково. Из 300 проектов отобраны 30 финалистов. В их число вошли как признанные лидеры российской архитектуры, так и немало талантливых архитекторов, еще пока не известных широкой общественности.

mainImg

В пятницу, 16 декабря в зале ДНК Центрального Дома художника заседало жюри первого этапа первого конкурса, организованного по поручению Фонда «Сколково» Институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Среди сотен проектов, присланных на конкурс из разных городов России, а также нескольких иностранных государств, члены жюри, в число которых вошли представители Фонда «Сколково», Градостроительного Совета при Фонде, а также Союза архитекторов России, должны были отобрать только 30. Для того, чтобы пройти во второй тур конкурса, проекты должны были сочетать в себе новизну и реалистичность, нестандартность подхода и средовой гуманизм, экономичность и экологичность. Вопреки пессимистическим ожиданиям, среди присланных работ таковых было подавляющее большинство. А следовательно, жюри выпала нелегкая задача. После 6 часов работы члены жюри, выступая перед представителями СМИ, не скрывали своего удовлетворения итогами конкурса. 

Иностранные архитекторы – кураторы района «Технопарк», Жан Пистр (бюро Valod&Pistre) и Мохсен Мустафави (Mohsen Mostafavi) отметили высокий профессиональный уровень представленных работ и их креативность. Многие решения удивили даже их – авторов идеи жилых кварталов, вписанных в гигантские круги (так называемые «островки»). Архитектор Алексей Бавыкин и архитектурный критик, член градсовета «Сколково» Григорий Ревзин согласились с этой оценкой. По словам Ревзина, интересно, с одной стороны, то, что работы, присланные на конкурс архитекторами из регионов, практически не уступают по качеству проектам из Москвы или Санкт-Петербурга, а некоторые из них оказались даже интереснее столичных. (Экспозиция фестиваля «Зодчество» – заметил к слову критик, каждый год убеждает нас в катастрофической разнице уровня столичной и региональной архитектуры; а вот сколковский конкурс доказал обратное). С другой стороны, – продолжил Григорий Ревзин, среди финалистов присутствуют многие из ведущих российских архитекторов, которые, таким образом, подтвердили, что свой статус они завоевали не просто так. Михаил Хазанов и Михаил Белов, Сергей Скуратов и Дмитрий Буш, Антон Надточий и Вера Бутко, Дмитрий Величкин и Николай Голованов, TOTEMENT/PAPER и UNK-project, а также еще десятки других команд продемонстрировали готовность включиться в  работу над застройкой «Сколково», изобретательно и стильно ответив на нестандартные конкурсные условия.

Финальная выборка проектов. Фото Елены Петуховой
Заключительное слово членов жюри и организаторов конкурса. Слева направо: Динара Лизунова (пресс-служба Фонда «Сколково»), Жан Пистр, Алексей Бавыкин, Гари Вентворт (директор Дирекции по управлению проектом «Технопарк», Фонд «Сколково»), Мохсен Мустафави
Обращение к собравшимся Григория Ревзина, инициатора проведения конкурса, члена Градостроительного Совета Фонда «Сколково»
Напомним, что предметом конкурса стала застройка трех жилых кварталов района «Технопарк» (D2), каждый из которых предназначался для размещения одного из трех типов домов: многоквартирные дома на «островке» диаметром 220 метров, таунхаусы на «островке» диаметром 166 м и дома на одну семью (коттеджи) на самом большом «островке» диаметром  236 метров. В этих домах будут жить сотрудники компаний-резидентов, ученые, инноваторы и их семьи. Подробнее об условиях первого открытого архитектурного конкурса для иннограда «Сколково» читайте здесь. Для каждого из «островков», на основе предварительный планировочных концепций и расчетов, были заданы подробные технико-экономические показатели, определены параметры застройки, площади и тому подобные лимиты. Более того, к конкурсному заданию прикладывались достаточно подробные схемы кварталов, в которых жилые дома, внутри круглых границ участков выстраивались в простейшие параллельные ряды или же, как в случае с коттеджами, в жесткие ортогональные сетки. Казалось бы, о какой фантазии и изобретательности можно говорить в столь ограниченных рамках. Однако участники конкурса ушли от заданных клише, в большей степени следуя принципам, положенным в основу Инновационного центра в целом и этих жилых кварталов в частности. Главное – это гармоничность среды, устойчивость и дружелюбность архитектуры, которые, возможно, способны сформировать новые стандарты жилой застройки в нашей стране. В результате жюри отобрало в финальную коллекцию 30 потрясающих градостроительных и архитектурных решений, которые заслуживают отдельного и самого подробного анализа. К слову сказать: проекты, представленные на сколковский конкурс, раскрыли тему жилого строительства гораздо лучше, чем проводимый Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (РЖС) конкурс «Дом XXI века».

Столь успешное окончание первого этапа конкурса на жилую застройку района «Технопарк», надо признать очень важным событием в нашей архитектурной жизни. По нескольким причинам. Прежде всего, до последнего момента была не ясна позиция российских архитекторов в отношении этого конкурса. Будут ли участвовать, если будут, то кто, сколько профессионалов из первой когорты рискнут подать свои предложения, не окажутся ли эти предложения слишком фантастическими или наоборот – слишком приземленными (как это было на конкурсе «Дом XXI века»). Можно даже сказать, что от ответов на эти вопросы зависело будущее сколковского инногорода на 20 тысяч жителей и 15 тысяч приезжих, который запланировано построить очень быстро, к 2015 году. Начав работу с западными архитектурными «звездами», организаторы задали очень высокую планку качества, которую необходимо было выдержать не только на знаковых объектах, которые составят около 30% застройки, но и на остальных объектах инфраструктуры: жилых домах, социальных и культурных объектах, офисных и торговых центрах и т.д. Только активное участие ведущих российских архитекторов могло гарантировать высокий уровень креатива и большой объем высокачественной проектной документации в течение ближайших лет. Но отношение отечественных  архитекторов к Сколково сложно назвать совсем уж положительным. Оно стало «притчей во языцех» сразу же после проведения конкурса на градостроительную концепцию, к участию в котором не были допущены россияне. В связи с этим даже инициатива проведения серии открытых конкурсов, которые, по настоянию Григория Ревзина были ориентированы прежде всего на отечественных профессионалов, не вызвала широкого воодушевления. Более того, на специально проведенном во время  фестиваля «Зодчество-2011», круглом столе, призванном познакомить с условиями первого конкурса как можно более широкий круг его потенциальных участников, организаторы были вынуждены парировать достаточно жесткие и голословные обвинения. Конструктивного диалога тогда не получилось. Дискуссия в более системном виде была перенесена на страницу конкурса на сайте Фонда, в формат интерактивной ленты «вопросов и ответов». Но и этот подход устроил не всех.

За неделю до заседания жюри первого тура на сайте Союза архитекторов России было опубликовано письмо новосибирских архитекторов на имя президента САР Андрея Бокова (http://www.uar.ru/news/95/1237) – архитекторы публично отказывались от участия в конкурсе на жилые кварталы «Технопарка», мотивируя отказ многочисленными нарушениями российской нормативной базы в конкурсном задании. Текст письма рекомендуется к прочтению всем. Особенно – параллельно с просмотром проектов-финалистов конкурса. Письмо, если оставить за скобками субъективные факторы, наглядно демонстрирует глубину информационного недопонимания между, вероятно, широким кругом российских проектировщиков и идеологами проекта Сколково. В итоге Андрей Боков не смог принять участие в работе жюри конкурса.

Конфликт мог бы вызывать серьезные опасения, если бы не итоги первого тура. Прежде всего, цифры. На конкурс было подано около 700 заявок-анкет. Правда, конкурсных проектов пришло существенно меньше – около 300. Но это предсказуемо. Все-таки проект делать – не тоже самое, что анкету заполнять. В финал выбрали 30 проектов, причем члены жюри говорили, что наиболее сложным был отбор на финише, после отсева примерно 200 проектов. То есть более 100 команд потенциально уже сейчас способны подключиться к работе. Все последующие конкурсы, а их планируется немало, благо на территории Сколково запланировано почти 900 тыс. кв. м. жилья, больше 650 тыс. кв. м. офисов, 150 тыс. кв. м. социальных объектов и еще много чего другого, что понадобится инновационному городу, очевидно, привлекут внимание новых участников, готовых подтвердить свою профессиональную квалификацию и включиться в работу. Фонд и кураторы районов, вместе с компаниями, разрабатывающими проектную документацию, планомерно, шаг за шагом, квартал за кварталом, по мере уточнения планировочных решений, смогут проводить конкурсы на отдельные элементы застройки, привлекая к процессу проектирования широкий круг архитектурных команд, и при этом не снижая изначально заданной планки качества.
 
Команды, вышедшие в финал самого первого конкурса, подготовят ко второму туру уточненные версии своих проектов. В середине февраля жюри выберет из их числа 9 победителей (5 проектов многоквартирных домов, 3 проекта таунхауса и 1 проект коттеджа).

Поздравляем финалистов!

Автор проекта: Валентин Олейник (Санкт-Петербург)
ООО «БРТ Рус». Архитекторы: Хади Тегерани, Юрий Журавлев, Кристоф Воон, Вадим Таранов, Роман Горачек (Москва)
Архитектурная группа ДНК. Архитекторы: Даниил Лоренц, Наталья Сидорова, Константин Ходнев, Анна Баранова (Москва)
Авторы проекта: Никита Богачкин, Анна Богачкина (Москва)
Saltans architects Intl., LTD + Jaeger & Partner Architects LTD
Авторы проекта: Георгий Снежкин, Лиза Бриллиантова, Маша Виноградова, Андрей Патрикеев, Владимир Лемехов, Антон Скрябин, Иван Кожин, Максим Цыбин (Санкт-Петербург)
Автор проекта: Борис Крутик (Рига, Латвия)
Автор проекта: Михаил Белов (Москва)
Проектная группа А2. Архитекторы: Петр Виноградов, Алексей Сергеев, Евгений Золотухин, Юлия Стехова, Полина Романова (Москва)
ООО «Гинзбург архитектс» (Москва)
АБ студия. Архитекторы: Иван Анищенко, Александра Белявская, Евгений Волков, Антон Иванов, Андрей Савин (Москва)
Автор проекта: Евгений Жабрев (Тюмень)
Авторы проекта: Дмитрий Дегтярев, Елена Акулова, Кристина Салата, Ахтем Межмединов, Сусанна Селимова, Павел Никишин (Москва)
«Totement/Paper». Архитекторы: Левон Айрапетов, Д. Александров, Д. Грекова, Е. Косцов, Е. Легков, Валерия Преображенская, Ю. Преснякова, А. Ривкина, Е. Савенкова, А. Чердаков, Н. Шелухо (Москва)
Творческая группа «Architipai». Архитекторы: Виталий Ананченко, Евгений Ананченко (Вильнюс, Литва)
Автор проекта: Алексей Невзоров (Москва)
Персональная творческая мастерская архитектора Михаила Хазанова. Архитекторы: Андрей Одуд, Игорь Смирягин, Владислав Рябов, Виктор Русаков, Лариса Борисова, Ольга Гульнева, Мария Величкина, Ольга Березовская, Ольга Сазонова, Марианн Калашникова, Николай Гоцев, Максим Хазанов. При участии: Владимир Алексеев, Анна Щербакова, Галина Местецкая, Михаил Хазанов (Москва)
Архитектурная мастерская «Атриум». Архитекторы: Антон Надточий, Вера Бутко, Павел Волков, Юрий Фролов, Петр Алимов (Москва)
ООО «Архи-До». Архитекторы: Вадим Кондрашев, Ксения Прокофьева, Иван Гадалов, Мария Аникина, Анна Ставрова, Надежда Стасова, Максим Богородцев (Санкт-Петербург)
ООО «Портнер». Архитекторы: Майа Драгишич, Милан Божич, Марко Стойкович, Милица Милосавлевич, Дуня Раткович, Саша Лучич (Москва)
Авторы проекта: Артем Стаборовский, Николай Матынов, Артем Китаев (Москва)
Авторы проекта: Алексей Яблоков, Евгений Кицелев (Санкт-Петербург)
Авторы проекта: Игорь Каширин, Елена Яблонская (Москва)
“Сергей Скуратов Architects”. Архитекторы: Сергей Скуратов, Виктор Обвинцев, Иван Ильин (Москва)
Автор проекта: Энтони Эммануэль Бечу (Париж, Франция)
Архитектурная компания «UNK project» (Москва)
ООО «Паритет Поволжья». Архитекторы: Ирина Ваганова, Кирилл Штемпель, Игнасио Батиста Руез, Пабло Гарсия Мора, Сергей Фролов, Павел Кормишин, Ирина Кальникова, Лилия Мушарапова (Ульяновск)
Архитектурно-художественные мастерские архитекторов Д. Величкина и Н. Голованова. Архитекторы: Дмитрий Величкин, Николай Голованов, Александр Шевченко, Полина Балабанова, Илья Галинский, Кристиан Ладжевац, Кирилл Ренов, Салават Алиулов, Александр Горкин
Автор проекта: Алексей Сорокин (Москва)
Авторы проекта: Дмитрий Буш, Алексей Орлов, Владислав Тулупов, Антон Заключаев, Ирина Бердникова, Константин Заиграев, Владимир Алехин (Москва)

19 Декабря 2011

Жилая спираль
Проект жилого квартала №11 в районе D2 «Технопарк» иннограда «Сколково», который строится по проекту французского бюро Agence d’Architecture Anthony Bechu.
Экологичный тетрис
В иннограде Сколково близится к завершению строительство трех жилых кварталов в районе D2 «Технопарк». Один из них, десятый, реализуется по проекту UNK project, который в 2012 году победил в открытом конкурсе.
Книга архитектора
Книга «Гиперкуб» Бориса Бернаскони – не только рассказ об одноименном здании в «Сколково», но и отражение времени и взгляда на него архитектора.
В Венеции Россия будет представлена проектом Сколково
В преддверии открытия 13-й Веницианской архитектурной биеннале Сергей Кузнецов, Григорий Ревзин и Сергей Чобан рассказали о том, что ждет зрителей в российском павильоне. Правда, завесу тайны они приподняли не полностью: теперь всем известно, что именно будут показывать в павильоне, но не известно – каким образом. Кураторы обещают завораживающую и по-настоящему инновационную эскпозицию.
Жизнь в два яруса
Один из проектов, победивших в конкурсе на жилые кварталы района «Технопарка» в Сколково – квартал таунхаусов Веры Бутко и Антона Надточия. Он похож на скульптуру гигантского механизма, и, по-видимому, обыгрывает таким образом специальность своих будущих жителей.
Катализатор инноваций
15-16 июня в Суздале прошло заседание Градостроительного Совета при Фонде «Сколково». Основным предметом обсуждения стали среда будущего иннограда, а также посвященная ему экспозиция российского павильона на XIII Международной архитектурной биеннале в Венеции.
Пропуск в Сколково
Первый за историю развития проекта «Сколково» открытый конкурс на проект жилой застройки района «Технопарк» (D2) завершился. На этой неделе были объявлены 10 команд, по чьим проектам будут построены дома для будущих жителей инновационного центра.
Работа над ошибками
Продолжается архитектурный конкурс на жилую застройку района «Технопарк» инновационного центра «Сколково». Победители первого этапа встретились с организаторами конкурса и обсудили правила игры, многие из которых пришлось корректировать прямо на ходу.
Сколково: открытый конкурс
Фонд Сколково собирает заявки на участие в первом открытом конкурсе эскизных концепций жилья для будущего иннограда. Конкурс открыт для профессиональных проектировщиков с законченным высшим образованием, которым предлагается поработать с тремя основными типами жилья: многоквартирными домами, таунхаусами и коттеджами. Подать заявку на участие можно до 16 ноября.
Инноград Сколково: конкурсы для российских архитекторов
Григорий Ревзин, архитектурный критик, куратор и эксперт, входящий в состав градостроительного фонда «Сколково», выступил на Арх Москве с лекцией, в которой рассказал о перспективах привлечения российских архитекторов к участию в конкурсах на проектирование объектов иннограда. Приглашаем всех архитекторов, которым это интересно, участвовать в обсуждении планируемых архитектурных конкурсов на Архи.ру.
Сколково будут строить по генплану AREP
Совет Фонда развития инновационного центра «Сколково» определил победителя конкурса на градостроительную концепцию первого российского иннограда. Им стало французское архитектурное бюро AREP; сейчас проект-победитель обсуждается Советом в Париже.
Улица новаторов
Неделю назад, 20 декабря, градостроительный совет фонда Сколково выбрал двоих победителей конкурса на градостроительную концепция иннограда: голландско-международное бюро ОМА и французское AREP, с двумя принципиально разными концепциями. Предлагаем вашему вниманию рассказ обо всех шести проектах, участвовавших во втором туре.
Технологии и материалы
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Сейчас на главной
Ответы провинции
Как нет маленьких ролей, так нет и скучных тем: бюро «Метаформа» совместно с командой музея-усадьбы «Ясная Поляна» придумали и открыли в городке Крапивна Музей Земства и градостроительной истории, куда обязательно стоит доехать, если вы оказались в Туле. В стенах «дома с колоннами» разворачивается энциклопедия провинциальной жизни, в которой нашлось место архитектуре и благоустройству, женскому образованию и инфраструктуре, дорогам и почтовым маркам Фаберже, а также Дэниэлу Рэдклиффу и Тонино Гуэрра. Какие средства и подходы сделали эту энциклопедию увлекательной – рассказываем в нашем материале.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Кинохолод
Концептуальный проект киностудии-фабрики в Якутске, разработанный бюро База 14, интересен и типологией, которая редко становится объектом архитектурного внимания, и экстремальной географией. Проект предлагает строгую и элегантную архитектуру, где функциональность первична, но не лишена выразительности.
Река как конструктор
Очередной воркшоп «Открытого города» – предложил новую оптику для работы с прибрежными территориями через проектирование пользовательского опыта и модульных решений. Три команды переосмыслили ключевые объекты у воды: пассажирский причал, марину для жилого района и яхт-клуб, превратив их в открытые городские хабы.
Сосуд для актуального искусства
Архитекторы Snøhetta реконструировали арт-центр в Дартмутском колледже на северо-востоке США в соответствии с меняющимися формами и методами творчества и преподавания.
Шорох страниц
Одним из объектов, созданных в рамках Биеннале в Бухаре в этом году, была библиотека в древней мечети и превратившая ее в волшебное книжное царство, но не благодаря стилизации под старину, а при помощи простых и элегантных предметов обстановки в модернистском стиле.
Алексей Ильин: «На все задачи я смотрю с интересом»
Алексей Ильин работает с крупными проектами в городе больше 30 лет. Располагает всеми необходимыми навыками для высотного строительства в Москве – но считает важным поддерживать разнообразие типологии и масштаба объектов, составляющих его портфолио. Увлеченно рисует – но только с натуры. И еще в процессе работы над проектом. Говорим о структуре и оптимальном размере бюро, о старых и новых проектах, крупных и небольших задачах; и о творческих приоритетах.
Функция переключения
Мастерская LATIFUNDIA спроектировала виллу в духе конструктивизма, предназначенную для краткосрочной аренды в парк-отеле Московской области. Сменить обстановку гостям предлагается с помощью новых пространственных ощущений и необычных планировок.
Пресса: Главный архитектор Москвы — Forbes: «Москва моей старости...
Замена жилого фонда — это один из самых больших вызовов для всех городов нашего времени, считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В интервью Forbes Talk он рассказал, зачем вообще обновлять облик города, какие здания, по его мнению, станут объектами наследия, будут ли сохранять «Лужковский стиль» и пойдут ли дома серии II-18/12 вслед за «хрущевками» в программу реновации.
Всмотреться в тишину
Проектируя смотровую площадку над рекой Леной архитекторы якутского бюро grd:studio размышляли, как обеспечить комфорт людям, не меняя при этом характер территории, одновременно подчеркивая энергию и тишину места. Решением стала заимствованная у природы форма и кортен – материал, который способен выдержать холод, отразить монументальность пейзажа и запечатлеть ход времени в своей фактуре.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
Сибириада нового быта
Публикуем рецензию на книгу Ивана Атапина «Утопия в снегах. Социально-архитектурные эксперименты в Сибири, 1910–1930-е», выпущенную издательством Музея современного искусства «Гараж».
Диалог с памятью места
Показываем избранные дипломные проекты выпускников профиля «Дизайн среды и интерьера» Школы дизайна НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Сквозная тема – бережный диалог с историческим и природным контекстом. Итак, четыре проекта: глэмпинг в Карелии, музей в древнем Аркаиме, ревитализация конюшен в Петербурге и новая жизнь советского ДК.
Возврат к реальности
Кураторами Венецианской архитектурной биеннале-2027 назначены китайские архитекторы Ван Шу и Лу Вэньюй, которые обещают показать «простые и истинные методы и идеи» – в отличие от оторванной от действительности погони за новизной, которую они считают причиной кризиса в архитектуре.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.