English version

Алексей Иванов: Архитектура снижает риски

«Мастерская Алексея Иванова «Архстройдизайн АСД», реализовавшая более 50 проектов в разных уголках России, в этом году отметит свое 17-летие. О том, с чего все начиналось и как мастерская развивается сегодня, мы беседуем с ее руководителем, известным московским архитектором Алексеем Ивановым.

mainImg
Архи.ру: Алексей Александрович, свою профессиональную карьеру вы начинали в мастерской Владимира Степановоча Кубасова. Что для формирования личного стиля и понимания архитектуры дала вам работа с этим мастером?

Алексей Иванов: Владимира Степановича я считаю своим первым настоящим учителем в архитектуре.  Кубасов был моим руководителем на дипломе, и эти полгода оказались  важными для понимания профессии.   После диплома я напросился к нему в мастерскую. Находившийся тогда на пике своей славы после МХАТа  и только что построенного «Хамеровского центра» (ЦМТ),  энергичный и открытый для новых  идей, Кубасов являл собой образ идеального архитектора  и до сих пор остается для меня примером таланта и успеха в профессии, которому я стремлюсь следовать. Мы приходили в мастерскую в понедельник, а у каждого из нас на столе уже лежало несколько эскизов Владимира Степановича, над которыми предстояло работать. Иногда мы пытались спорить с его предложениями, но он был непреклонен: «Вы пришли с пустыми руками, поэтому сделайте так, как я прошу, потом найдите время на собственный вариант». Вот, смотрите, единственный лист графики, который висит у меня в кабинете, это его эскиз – постоянное напоминание мне, как нужно работать и что должно лежать на столе каждый понедельник у моих архитекторов. Получается, к сожалению, далеко не всегда…

Потом, в конце 1980-х, я по приглашению Андрея Владимировича Бокова перешел работать  в «СИАС», и это был второй очень важный для меня опыт работы с Мастером, также многое определивший на годы вперед. Именно Андрею Владимировичу я обязан пониманием того, что такое образный, литературный подход в архитектуре. Он научил меня, что самое главное в работе над проектом – четкая постановка задачи и поиск наиболее внятного решения.

Архи.ру: У Кубасова и Бокова работали многие проектировщики вашего поколения, а вот возможность попробовать себя в качестве архитектора в США в те годы была откровенной экзотикой. Как получилось, что вы оказались в Америке?

А.И.: Счастливое стечение обстоятельств – иначе не скажешь. Восстановление отношений между странами и семьями дало мне возможность и постажироваться в Америке, и поработать там, и даже организовать один из первых в СССР советско-американский архитектурный обмен. Сам я почти год проработал в бюро, которое занималось проектированием массового жилья, гостиниц и торгово-развлекательных центров. Подход к работе, ее интенсивность,  сроки проектирования, манера подачи материала и отношения с заказчиком, конечно, очень сильно отличались от принятых у нас, но именно этим данный опыт оказался для меня бесценен. Помню, мы за неделю могли сделать проект планировки поселка и 5 эскизных проектов домов, а через  3-4 месяца уже полностью его построить. Америка показала мне, как на самом деле нужно работать, научила уважать культ труда. Но, если честно, когда я представил, что буду еще лет пять вот так не разгибаясь делать безымянные проекты, прежде чем смогу хоть как-то заявить о себе как архитектор, мысли об эмиграции отпали. Этот вопрос я для себя закрыл раз и навсегда, а вернувшись из Штатов, занялся частной практикой.

Архи.ру: Пожалуй, одна из главных отличительных особенностей компании «Архстройдизайн» заключается в том, что вы работаете в самых разных стилях и жанрах. Вы изначально делали ставку именно на разнообразие творческого метода?

А.И.: Да, мы узнаваемы именно разнообразием. Это тоже позиция. Может быть, и не лучшая, но если стиль определять как набор планировочных или изобразительных приемов и деталей, то вы правы. Для меня стиль –  это, скорее, идеология. Мне кажется, дело в том, что я родился и вырос в Москве. Этот город с его непостижимым разнообразием архитектуры и среды буквально заставляет попробовать себя в разных стилях – почти все кажутся одинаково уместными. «Уместность» – может быть ключевым определением в подходе к проектированию. Каждое новое задание определяет свои решения.

«Историзм» в архитектуре как направление и  поиск корней меня всегда очень интересовал.  Т.е. архитектурное событие, будь то генплан, объем или интерьер, должно иметь логику своего появления на данном участке,  историю и внятный образ и обязательно иметь шанс быть построенным в том виде,  в котором ты его придумал.  В общем, на разные архитектурные вопросы я предпочитаю отвечать по-разному. И думаю, подобная разноплановость не так уж и плоха – согласитесь, нельзя одинаково строить в центре, в Жулебино и за городом.

Архи.ру: И столь же открыта ваша компания и для работы с разными типологиями?

А.И.: Мы активно проектируем и общественные центры, и офисные комплексы, и загородное жилье;  хотя в последние годы среди наших заказов преобладают градостроительные проекты и проекты комплексного освоения загородных территорий. В частности, за последние 10 лет мы построили более 30 поселков: примерно половина из них расположена в Московской области, остальные – в самых разных частях страны. Это и Ленинградская область, и Краснодарский край, и Уфа, Ростов-на-Дону, Пенза, Киров, даже Хабаровск.  По моим подсчетам, в наших домах живут более 10 тысяч человек.

Архи.ру: Насколько недавний экономический кризис сказался на проектах загородных поселков? Они по-прежнему востребованы?

А.И.: Я не уверен, что термин «кризис» правилен, скорее, стабилизация, возврат к прагматизму. Степан Солженицы в своей статье в «Коммерсанте» как-то отметил, что «кризис – это вообще категория во многом субъективная». Конечно, структура заказа меняется. Сейчас становится востребованным не такое претензионное жилье, как было в недавнем «докризисном» прошлом. Плюс в своих градостроительных проектах мы уже несколько лет развиваем идею полицентричной организации застройки, подразумевающей создание в рамках одного проекта нескольких функционально идентичных центров притяжения, что позволяет равномерно насытить жилую застройку  объектами инфраструктуры и снять транспортную нагрузку с одного какого-то участка. Кроме того, сами территории, с которыми приходится работать, постепенно увеличиваются – сейчас мы проектируем и на площади в 500 га, и даже на 1000 га. Столь масштабные участки открывают перед архитекторами совершенно новые возможности и в смысле генплана, и в смысле типологии. Например, мы занимаемся проектом комплексной застройки полуострова в Мякинино, где несколько микрорайонов  по требованию заказчика будут размещены на внушительном едином стилобате.  Под Переславлем-Залесским заканчиваем строительство многофункционального курорта «Золотое кольцо».

Отмечу, что мы участвовали  почти во всех подмосковных мега-проектах. В Рублево-Архангельском, например, совместно Bassenian Lagoni Architects (США) спроектировали кластерную застройку. Это был очень интересный опыт внедрения нового типа жилья в российскую практику: небольшие дома (площадью около 300 кв.м.) располагались на небольших участках (0,05 га), фактически были «подключены» к единой кровеносной системе дорог и общественных пространств, но при этом каждому из домовладений гарантировалась необходимая приватность. И  группы из 5-6 домов объединяются вокруг общей площади.

Архи.ру: Что и говорить, пока подобная градостроительная модель больше распространена и востребована за рубежом. Кстати, как часто вам приходится работать вместе с иностранными коллегами или участвовать вместе с ними в тендерах?

А.И.:  Достаточно часто. Прежде всего, скажу, что не имею ничего против самой идеи «иностранцы в России». На мой взгляд, любой обмен опытом и идеями – это всегда благо. По крайней мере, мое поколение вышло из такого информационного вакуума, что теперь нашу страсть к знаниям и к обучению ничем не искоренишь.  Питер Кук, иронизируя над присущими всем, в т.ч. и в Британии опасениям  перед иностранными архитекторами говорит: «А что, у них другая электрическая цепь, или другая ширина импоста остекления?»  Другое дело, что сегодня российские архитекторы, на мой взгляд, уже вполне соответствуют по своему уровню западным коллегам, поэтому ситуации, при которых иностранному проектировщику отдается предпочтение лишь по факту его происхождения, кажутся мне глубоко несправедливыми. Верно и то, что очень многие архитекторы, приехавшие работать в Россию из-за рубежа, позволяют себе откровенную халтуру – я лично видел, например, проект поселения, выполненный американцами, в котором на территорию с миллионом квадратных метров жилья был всего один въезд!  Знаменитые голландские ландшафтники в моем парке в проекте «Золотое кольцо» под Ярославлем посадили картошку, в миссионерском рвении предполагая, видимо, что туземцы придут в восторг от  модного невиданного в этих краях растения.  Нам повезло: туземцы – инвесторы – уже про картошку знали.  К сожалению, мода на иностранцев, особенно среди чиновников, все еще продолжается, хотя могу сказать, что лично мои заказчики, попробовавшие работать с зарубежными архитекторами, в основном, были разочарованы. Но архитектуру творят не  страны производители, а личности. Это позволяет возникать шедеврам в Пекине, в Лондоне, в Бильбао, в Сиэтле, в Берлине...

Архи.ру: А насколько полно вы выполняете требования заказчика? Пытаетесь ли, например, его образовывать?

А.И.: Чарльз Дженкс отметил, что почти невозможно создать архитектурное произведение – икону без участия заказчика и общества, которые знают, чего хотят. При этом слово «почти» важное и дает надежду на шанс обретения самостоятельности.

Я с заказчиком не воюю, всегда стараюсь его услышать и понять, найти наиболее полный ответ на его запрос. Что же касается образования… Я считаю, что точно не должен учить своего заказчика читать и писать – с таким человеком мы, скорее всего, сразу не сработаемся, и смысла в том, чтобы вкладывать в него свои силы и время, я не вижу. Вообще мне с заказчиками очень везет – за всю профессиональную практику у меня было, пожалуй, всего два по-настоящему трудных случая, со всеми остальными можно было договориться. И потом заказчики в своем развитии, как и архитекторы, не стоят на месте, учатся компромиссу, приобретают и вкус, и любопытство, толкающее их на интересные эксперименты.  Им надо помогать: они единственные, кто несет финансовые риски за наши общие решения, и только хорошая архитектура снижает риски, по крайней мере, некоторые из них. Важно также помнить о том, что вкладываться в по-настоящему инновационные технологии, столь популярные благодаря архитектурным журналам, во всем мире готовы единицы – основная масса заказчиков работает в жанре массовой застройки, и с этим необходимо считаться. И надо представлять, во что в действительности превратятся абстрактно красивые картинки, переведенные после романтического энтузиазма эскизирования в рабочий проект с его обычно убогим бюджетом. 

Архи.ру: С чего для вас начинается работа над проектом? Участвуете ли вы лично в каждом проекте вашей мастерской?

А.И.: Да, я чувствую ответственность за бренд «Архстройдизайн», и потому ни один проект не обходится без моего участия. Первоначальная идея, как правило, тоже моя.  Демократия в придумывании как-то не прижилась, так как времени на обдумывание обычно мало. Считаю, что самое важное в работе – это превратить всех своих сотрудников в единомышленников. Начинаю же проект обычно с разработки плана и функциональной схемы – они рождаются раньше, чем образ: для того, чтобы представить, каким будет объект, я должен сначала четко понимать, что именно это за объект, какие у него задачи. Тысячи раз повторенная истина остается неоспоримой:  наши ошибки как врачебные – трудно исправимы.  Даже исчезая, архитектура оставляет руины, а как сказал Луис Кан, только хорошая архитектура дает великолепные руины.

Архи.ру: Сколько всего архитекторов работает в «Архстройдизайн» и как организована работа мастерской?

А.И.: У нас в штате 17 проектировщиков: архитекторы, конструкторы, планировщики. Каждый архитектор ведет свой объект, иногда сотрудники объединяются в небольшие команды для того, чтобы сделать рабочку. В общем, у нас небольшой, но сплоченный и профессиональный коллектив, который я очень ценю за любознательность, ответственность, открытость и талант.
Алексей Иванов
Частные жилые дома в Калифорнии, США
Реконструкция двух строений и новое строительство административного здания «ОАО – МТС», 1-й Голутвинский пер., Москва
Ресторан МакАвто на Рязанском проспекте, Москва
Реконструкция здания РБO на ул. Т. Фрунзе, Москва
Архитектурно-планировочная концепция генерального плана 1500 га вблизи г. Анапа
Генеральный план развития территории 1200 га в Ростовской области
zooming
Въездная группа поселка «Экодолье», Оренбургская область
Интерьер частного дома в п.Барвиха
Котельная в р-не Павшинской поймы, Московская область
Поселок «Бельгийская деревня» вблизи д. Летово, Московская область
Поселок «Бельгийская деревня» вблизи д. Летово, Московская область
zooming
Поселок «Новый свет», Московская область
zooming
Поселок «Новый свет», Московская область
Поселок «Велич», Московская область
Микрорайон в Мякинино
Жилой район в Мякинино, макет
конкурс в Ереване

11 Апреля 2012

Похожие статьи
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.
Жалюзи для льда
В Домодедово по проекту мастерской Юрия Виссарионова построена ледовая арена. Чтобы протяженный фасад, обусловленный техническими характеристиками сооружения для зимних видов спорта, не выглядел однообразным, архитекторы предложили использовать навесные конструкции с разнонаправленными ламелями. Таким образом лед защищается от солнечных лучей, а стена приобретает фактурность и детализацию.
Деревья и арки
В условиях дефицита площади спорткомплекс Шаосинского университета вместил на разных уровнях серию игровых полей и площадок, общественные пространства и даже деревья.
Стержни и лепестки
Для московского района Преображенское бюро GAFA спроектировало камерный комплекс Artel, который состоит всего из двух корпусов по 12 этажей. Отсылки к ар-деко и его ответвлению – стримлайну – мы нашли не только в архитектуре, но и в благоустройстве, напоминающем поглощенную природой железнодорожную эстакаду.
Тетрис в порту
Смотровая башня, спроектированная для Старого порта Монреаля бюро Provencher_Roy, и общественная зеленая зона вокруг нее от ландшафтного бюро NIPPAYSAGE вобрали в себя множество элементов местной идентичности.
Баланс желтого
Архитекторы АБ ATRIUM, используя свои навыки и знания в области проектирования школ нового поколения, в которых само пространство и пластика – так задумано – работают на развитие ребенка, оживили крупный, хотя и среднеэтажный, жилой комплекс New Питер проектом, где сквозь темный кирпич прорываются лучи желтого цвета, актового зала нет, зато есть четыре амфитеатра, две открытые террасы, парк и возможность использовать возможности школы не только ученикам, но и, по вечерам, горожанам.
Очередной оазис
Stefano Boeri Architetti выиграли конкурс на проект жилого комплекса в Братиславе. Здесь не обошлось без их «фирменных» висячих садов.
Трое и башня
Офисный центр Neuer Kanzlerplatz, построенный в Бонне по проекту бюро JSWD, улучшает связанность городской ткани и интригует объемными фасадами из архитектурного бетона.
Вертикальный «парк»
Бывшая фабрика электроники в Шэньчжэне превращена по проекту JC DESIGN в многоярусное общественное пространство и офисы для «креативных индустрий».
В центре – пустота
В Лондоне открывается очередной летний павильон галереи «Серпентайн». В этом году южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies сместили фокус внимания с сооружения на свободное пространство вокруг и внутри него.
«Почвенная» архитектура
Медицинский центр в Провансе – землебитное сооружение без дополнительного каркаса: материал для него «добыли» непосредственно на стройплощадке. Авторы проекта – бюро Combas.
Серийный подход
Бюро AIM Architecture превратило четыре нефтехранилища бывшей промзоны на востоке Китая в общественные пространства.
На девятом облаке
В китайском мегаполисе Шицзячжуан началось строительство спортивного центра Cloud 9 по проекту MAD Architects. Чтобы максимально усилить сходство здания с облаком, его планируют обернуть полупрозрачной мембраной.
Новые ворота на 432 «гейта»
Архитекторы Coop Himmelb(l)au представили масштабный проект расширения дубайского аэропорта Аль-Мактум. Строительство планируется начать уже в этом году.
Купол-библиотека
Концептуальная библиотека в уезде Лунъю на востоке Китая задумана авторами, HCCH Studio, как эксперимент по соединению традиционных методов строительства и современных форм.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.