English version

Алексей Иванов: Архитектура снижает риски

«Мастерская Алексея Иванова «Архстройдизайн АСД», реализовавшая более 50 проектов в разных уголках России, в этом году отметит свое 17-летие. О том, с чего все начиналось и как мастерская развивается сегодня, мы беседуем с ее руководителем, известным московским архитектором Алексеем Ивановым.

mainImg
Архи.ру: Алексей Александрович, свою профессиональную карьеру вы начинали в мастерской Владимира Степановоча Кубасова. Что для формирования личного стиля и понимания архитектуры дала вам работа с этим мастером?

Алексей Иванов: Владимира Степановича я считаю своим первым настоящим учителем в архитектуре.  Кубасов был моим руководителем на дипломе, и эти полгода оказались  важными для понимания профессии.   После диплома я напросился к нему в мастерскую. Находившийся тогда на пике своей славы после МХАТа  и только что построенного «Хамеровского центра» (ЦМТ),  энергичный и открытый для новых  идей, Кубасов являл собой образ идеального архитектора  и до сих пор остается для меня примером таланта и успеха в профессии, которому я стремлюсь следовать. Мы приходили в мастерскую в понедельник, а у каждого из нас на столе уже лежало несколько эскизов Владимира Степановича, над которыми предстояло работать. Иногда мы пытались спорить с его предложениями, но он был непреклонен: «Вы пришли с пустыми руками, поэтому сделайте так, как я прошу, потом найдите время на собственный вариант». Вот, смотрите, единственный лист графики, который висит у меня в кабинете, это его эскиз – постоянное напоминание мне, как нужно работать и что должно лежать на столе каждый понедельник у моих архитекторов. Получается, к сожалению, далеко не всегда…

Потом, в конце 1980-х, я по приглашению Андрея Владимировича Бокова перешел работать  в «СИАС», и это был второй очень важный для меня опыт работы с Мастером, также многое определивший на годы вперед. Именно Андрею Владимировичу я обязан пониманием того, что такое образный, литературный подход в архитектуре. Он научил меня, что самое главное в работе над проектом – четкая постановка задачи и поиск наиболее внятного решения.

Архи.ру: У Кубасова и Бокова работали многие проектировщики вашего поколения, а вот возможность попробовать себя в качестве архитектора в США в те годы была откровенной экзотикой. Как получилось, что вы оказались в Америке?

А.И.: Счастливое стечение обстоятельств – иначе не скажешь. Восстановление отношений между странами и семьями дало мне возможность и постажироваться в Америке, и поработать там, и даже организовать один из первых в СССР советско-американский архитектурный обмен. Сам я почти год проработал в бюро, которое занималось проектированием массового жилья, гостиниц и торгово-развлекательных центров. Подход к работе, ее интенсивность,  сроки проектирования, манера подачи материала и отношения с заказчиком, конечно, очень сильно отличались от принятых у нас, но именно этим данный опыт оказался для меня бесценен. Помню, мы за неделю могли сделать проект планировки поселка и 5 эскизных проектов домов, а через  3-4 месяца уже полностью его построить. Америка показала мне, как на самом деле нужно работать, научила уважать культ труда. Но, если честно, когда я представил, что буду еще лет пять вот так не разгибаясь делать безымянные проекты, прежде чем смогу хоть как-то заявить о себе как архитектор, мысли об эмиграции отпали. Этот вопрос я для себя закрыл раз и навсегда, а вернувшись из Штатов, занялся частной практикой.

Архи.ру: Пожалуй, одна из главных отличительных особенностей компании «Архстройдизайн» заключается в том, что вы работаете в самых разных стилях и жанрах. Вы изначально делали ставку именно на разнообразие творческого метода?

А.И.: Да, мы узнаваемы именно разнообразием. Это тоже позиция. Может быть, и не лучшая, но если стиль определять как набор планировочных или изобразительных приемов и деталей, то вы правы. Для меня стиль –  это, скорее, идеология. Мне кажется, дело в том, что я родился и вырос в Москве. Этот город с его непостижимым разнообразием архитектуры и среды буквально заставляет попробовать себя в разных стилях – почти все кажутся одинаково уместными. «Уместность» – может быть ключевым определением в подходе к проектированию. Каждое новое задание определяет свои решения.

«Историзм» в архитектуре как направление и  поиск корней меня всегда очень интересовал.  Т.е. архитектурное событие, будь то генплан, объем или интерьер, должно иметь логику своего появления на данном участке,  историю и внятный образ и обязательно иметь шанс быть построенным в том виде,  в котором ты его придумал.  В общем, на разные архитектурные вопросы я предпочитаю отвечать по-разному. И думаю, подобная разноплановость не так уж и плоха – согласитесь, нельзя одинаково строить в центре, в Жулебино и за городом.

Архи.ру: И столь же открыта ваша компания и для работы с разными типологиями?

А.И.: Мы активно проектируем и общественные центры, и офисные комплексы, и загородное жилье;  хотя в последние годы среди наших заказов преобладают градостроительные проекты и проекты комплексного освоения загородных территорий. В частности, за последние 10 лет мы построили более 30 поселков: примерно половина из них расположена в Московской области, остальные – в самых разных частях страны. Это и Ленинградская область, и Краснодарский край, и Уфа, Ростов-на-Дону, Пенза, Киров, даже Хабаровск.  По моим подсчетам, в наших домах живут более 10 тысяч человек.

Архи.ру: Насколько недавний экономический кризис сказался на проектах загородных поселков? Они по-прежнему востребованы?

А.И.: Я не уверен, что термин «кризис» правилен, скорее, стабилизация, возврат к прагматизму. Степан Солженицы в своей статье в «Коммерсанте» как-то отметил, что «кризис – это вообще категория во многом субъективная». Конечно, структура заказа меняется. Сейчас становится востребованным не такое претензионное жилье, как было в недавнем «докризисном» прошлом. Плюс в своих градостроительных проектах мы уже несколько лет развиваем идею полицентричной организации застройки, подразумевающей создание в рамках одного проекта нескольких функционально идентичных центров притяжения, что позволяет равномерно насытить жилую застройку  объектами инфраструктуры и снять транспортную нагрузку с одного какого-то участка. Кроме того, сами территории, с которыми приходится работать, постепенно увеличиваются – сейчас мы проектируем и на площади в 500 га, и даже на 1000 га. Столь масштабные участки открывают перед архитекторами совершенно новые возможности и в смысле генплана, и в смысле типологии. Например, мы занимаемся проектом комплексной застройки полуострова в Мякинино, где несколько микрорайонов  по требованию заказчика будут размещены на внушительном едином стилобате.  Под Переславлем-Залесским заканчиваем строительство многофункционального курорта «Золотое кольцо».

Отмечу, что мы участвовали  почти во всех подмосковных мега-проектах. В Рублево-Архангельском, например, совместно Bassenian Lagoni Architects (США) спроектировали кластерную застройку. Это был очень интересный опыт внедрения нового типа жилья в российскую практику: небольшие дома (площадью около 300 кв.м.) располагались на небольших участках (0,05 га), фактически были «подключены» к единой кровеносной системе дорог и общественных пространств, но при этом каждому из домовладений гарантировалась необходимая приватность. И  группы из 5-6 домов объединяются вокруг общей площади.

Архи.ру: Что и говорить, пока подобная градостроительная модель больше распространена и востребована за рубежом. Кстати, как часто вам приходится работать вместе с иностранными коллегами или участвовать вместе с ними в тендерах?

А.И.:  Достаточно часто. Прежде всего, скажу, что не имею ничего против самой идеи «иностранцы в России». На мой взгляд, любой обмен опытом и идеями – это всегда благо. По крайней мере, мое поколение вышло из такого информационного вакуума, что теперь нашу страсть к знаниям и к обучению ничем не искоренишь.  Питер Кук, иронизируя над присущими всем, в т.ч. и в Британии опасениям  перед иностранными архитекторами говорит: «А что, у них другая электрическая цепь, или другая ширина импоста остекления?»  Другое дело, что сегодня российские архитекторы, на мой взгляд, уже вполне соответствуют по своему уровню западным коллегам, поэтому ситуации, при которых иностранному проектировщику отдается предпочтение лишь по факту его происхождения, кажутся мне глубоко несправедливыми. Верно и то, что очень многие архитекторы, приехавшие работать в Россию из-за рубежа, позволяют себе откровенную халтуру – я лично видел, например, проект поселения, выполненный американцами, в котором на территорию с миллионом квадратных метров жилья был всего один въезд!  Знаменитые голландские ландшафтники в моем парке в проекте «Золотое кольцо» под Ярославлем посадили картошку, в миссионерском рвении предполагая, видимо, что туземцы придут в восторг от  модного невиданного в этих краях растения.  Нам повезло: туземцы – инвесторы – уже про картошку знали.  К сожалению, мода на иностранцев, особенно среди чиновников, все еще продолжается, хотя могу сказать, что лично мои заказчики, попробовавшие работать с зарубежными архитекторами, в основном, были разочарованы. Но архитектуру творят не  страны производители, а личности. Это позволяет возникать шедеврам в Пекине, в Лондоне, в Бильбао, в Сиэтле, в Берлине...

Архи.ру: А насколько полно вы выполняете требования заказчика? Пытаетесь ли, например, его образовывать?

А.И.: Чарльз Дженкс отметил, что почти невозможно создать архитектурное произведение – икону без участия заказчика и общества, которые знают, чего хотят. При этом слово «почти» важное и дает надежду на шанс обретения самостоятельности.

Я с заказчиком не воюю, всегда стараюсь его услышать и понять, найти наиболее полный ответ на его запрос. Что же касается образования… Я считаю, что точно не должен учить своего заказчика читать и писать – с таким человеком мы, скорее всего, сразу не сработаемся, и смысла в том, чтобы вкладывать в него свои силы и время, я не вижу. Вообще мне с заказчиками очень везет – за всю профессиональную практику у меня было, пожалуй, всего два по-настоящему трудных случая, со всеми остальными можно было договориться. И потом заказчики в своем развитии, как и архитекторы, не стоят на месте, учатся компромиссу, приобретают и вкус, и любопытство, толкающее их на интересные эксперименты.  Им надо помогать: они единственные, кто несет финансовые риски за наши общие решения, и только хорошая архитектура снижает риски, по крайней мере, некоторые из них. Важно также помнить о том, что вкладываться в по-настоящему инновационные технологии, столь популярные благодаря архитектурным журналам, во всем мире готовы единицы – основная масса заказчиков работает в жанре массовой застройки, и с этим необходимо считаться. И надо представлять, во что в действительности превратятся абстрактно красивые картинки, переведенные после романтического энтузиазма эскизирования в рабочий проект с его обычно убогим бюджетом. 

Архи.ру: С чего для вас начинается работа над проектом? Участвуете ли вы лично в каждом проекте вашей мастерской?

А.И.: Да, я чувствую ответственность за бренд «Архстройдизайн», и потому ни один проект не обходится без моего участия. Первоначальная идея, как правило, тоже моя.  Демократия в придумывании как-то не прижилась, так как времени на обдумывание обычно мало. Считаю, что самое важное в работе – это превратить всех своих сотрудников в единомышленников. Начинаю же проект обычно с разработки плана и функциональной схемы – они рождаются раньше, чем образ: для того, чтобы представить, каким будет объект, я должен сначала четко понимать, что именно это за объект, какие у него задачи. Тысячи раз повторенная истина остается неоспоримой:  наши ошибки как врачебные – трудно исправимы.  Даже исчезая, архитектура оставляет руины, а как сказал Луис Кан, только хорошая архитектура дает великолепные руины.

Архи.ру: Сколько всего архитекторов работает в «Архстройдизайн» и как организована работа мастерской?

А.И.: У нас в штате 17 проектировщиков: архитекторы, конструкторы, планировщики. Каждый архитектор ведет свой объект, иногда сотрудники объединяются в небольшие команды для того, чтобы сделать рабочку. В общем, у нас небольшой, но сплоченный и профессиональный коллектив, который я очень ценю за любознательность, ответственность, открытость и талант.
Алексей Иванов
Частные жилые дома в Калифорнии, США
Реконструкция двух строений и новое строительство административного здания «ОАО – МТС», 1-й Голутвинский пер., Москва
Ресторан МакАвто на Рязанском проспекте, Москва
Реконструкция здания РБO на ул. Т. Фрунзе, Москва
Архитектурно-планировочная концепция генерального плана 1500 га вблизи г. Анапа
Генеральный план развития территории 1200 га в Ростовской области
zooming
Въездная группа поселка «Экодолье», Оренбургская область
Интерьер частного дома в п.Барвиха
Котельная в р-не Павшинской поймы, Московская область
Поселок «Бельгийская деревня» вблизи д. Летово, Московская область
Поселок «Бельгийская деревня» вблизи д. Летово, Московская область
zooming
Поселок «Новый свет», Московская область
zooming
Поселок «Новый свет», Московская область
Поселок «Велич», Московская область
Микрорайон в Мякинино
Жилой район в Мякинино, макет
конкурс в Ереване

11 Апреля 2012

Похожие статьи
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.
Перья на ветру
Павильон по проекту шанхайского бюро GN Architects, подчеркивая красоту пейзажа, служит для привлечения туристов на островок Чайшань в Восточно-Китайском море.
Дом из весенней материи
За этим домом мы наблюдаем уже пару лет: вроде бы простой, не очень сложный, но как удачно вписался в микрорайонный контекст после развязок МСД. Здорово запоминается этот дом всем, кто хотя бы время о времени ездит по шоссе. На наш взгляд, тут Сергею Никешкину, миксуя популярные приемы и подходы архитектуры 2010-х, удалось простое, вроде бы, здание превратить в высказывание «на тему дома как такового». Разбираемся, как так вышло.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Райский птичий лай
Вилла Casa Seriema, построенная в окрестностях Белу-Оризонти по проекту бюро Tetro, своими общественными пространствами обращена на горы, а частными комнатами – на густой лес.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Полезные связи
Zaha Hadid Architects представили проект мастерплана Наполи-Порта-Эст, который призван оживить заброшенные промышленные кварталы Неаполя и соединить их с центральной частью города.
Архитектура в рельефе
Трансформация исторического здания педагогического института в отель и офисы по проекту CBA architectes дала городу Руан новую смотровую площадку.
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.
Ленты и складки
Выставочный центр по проекту Zaha Hadid Architects в Пекине реализован как модульное сооружение, что сократило затраты на строительство и его сроки.
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Технологии и материалы
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Сейчас на главной
Галерея у реки
Проект благоустройства набережной Волги в Тутаеве бюро SOTA подготовило для Конкурса малых городов. Набережная решена в виде променада, который предлагает больше способов взаимодействия с рекой: от купания и катания на лодках до просмотра кинолент. Малые архитектурные формы вдохновлены деревянным зодчеством.
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...
Вино из одуванчиков
Работая над интерьером кафе в Казани, архитектурное бюро «Дюплекс» постаралось воссоздать настроение, присущее безмятежному летнему дню. Для этого авторы использовали не только теплую зеленую палитру и декор в виде растений, но и достаточно неожиданные текстуры камня и текстиля, а также световой дизайн.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Лекарство и не только
В нижегородском баре «Травник» бюро INT2architecture создало атмосферу мастерской зельевара: пучки трав-ингредиентов свисают с потолка, штукатурка имитирует землебитные стены, а самая эффектная часть – потолок с кратерами, напоминающими гнездо птицы ремез.
Наедине с лесом
Архитектор Станислав Зыков спроектировал для небольшого лесного участка, свободного от деревьев, башню с бассейном на крыше: плавая в нем, можно рассматривать верхушки елей. Все наружные стены дома стеклянные и даже водосток находится внутри, чтобы гости могли лучше слышать шум дождя.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Архитектура впечатлений
Бюро Planet9 выпустило книгу «Архитектура впечатлений», посвященную значению экспозиционного дизайна в современном культурном пространстве. В ней собраны размышления о ключевых принципах выставочной архитектуры, реальные кейсы и закулисные истории масштабных проектов. Предлагаем познакомиться с фрагментом книги, где речь идет о нескольких биеннале – венецианских и уральской.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Перья на ветру
Павильон по проекту шанхайского бюро GN Architects, подчеркивая красоту пейзажа, служит для привлечения туристов на островок Чайшань в Восточно-Китайском море.
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.
Зеленый и чистый
Водно-ландшафтный парк в Екатеринбурге, созданный компанией Urban Green для проведения фестиваля ландшафтного искусства «Атмофест», включает семь «зеленых» технологий – от посевных цветников до датчиков замера качества воздуха и очищающего воду биоплато.
Пресса: Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который...
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет.
Дом из весенней материи
За этим домом мы наблюдаем уже пару лет: вроде бы простой, не очень сложный, но как удачно вписался в микрорайонный контекст после развязок МСД. Здорово запоминается этот дом всем, кто хотя бы время о времени ездит по шоссе. На наш взгляд, тут Сергею Никешкину, миксуя популярные приемы и подходы архитектуры 2010-х, удалось простое, вроде бы, здание превратить в высказывание «на тему дома как такового». Разбираемся, как так вышло.
Что я несу?
До апреля в зале ожидания московского Северного речного вокзала можно посмотреть инсталляцию, посвященную истории грузоперевозок по Москве-реке. Используя эстетику контейнеров и кранов бюро .dpt создает скульптурный павильон, который заставляет по-новому взглянуть на пышные интерьеры вокзала, а также узнать, как менялась роль реки.
Слои и синергия
Концепция «Студии 44» для конкурса редевелопмента Ижевского оружейного завода основана на выявлении и сохранении всех исторических слоев главного корпуса, который получает функцию культурно-инновационного центра. «Программа» здания помогает соединить профессионалов из разных сфер, а эспланада, набережная Ижа и «заводской» сад – провоцировать дальнейшее изменение прилегающих территорий.
Выросший из своего окружения
Объявлены результаты конкурса по концепции Большого московского цирка, и теперь можно более полно показывать конкурсные проекты. Здесь – проект Маркс Инжиниринг, вызвавший наибольший интерес и одобрение у нашей аудитории.
Райский птичий лай
Вилла Casa Seriema, построенная в окрестностях Белу-Оризонти по проекту бюро Tetro, своими общественными пространствами обращена на горы, а частными комнатами – на густой лес.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.