English version

Алексей Иванов: Архитектура снижает риски

«Мастерская Алексея Иванова «Архстройдизайн АСД», реализовавшая более 50 проектов в разных уголках России, в этом году отметит свое 17-летие. О том, с чего все начиналось и как мастерская развивается сегодня, мы беседуем с ее руководителем, известным московским архитектором Алексеем Ивановым.

mainImg
Архи.ру: Алексей Александрович, свою профессиональную карьеру вы начинали в мастерской Владимира Степановоча Кубасова. Что для формирования личного стиля и понимания архитектуры дала вам работа с этим мастером?

Алексей Иванов: Владимира Степановича я считаю своим первым настоящим учителем в архитектуре.  Кубасов был моим руководителем на дипломе, и эти полгода оказались  важными для понимания профессии.   После диплома я напросился к нему в мастерскую. Находившийся тогда на пике своей славы после МХАТа  и только что построенного «Хамеровского центра» (ЦМТ),  энергичный и открытый для новых  идей, Кубасов являл собой образ идеального архитектора  и до сих пор остается для меня примером таланта и успеха в профессии, которому я стремлюсь следовать. Мы приходили в мастерскую в понедельник, а у каждого из нас на столе уже лежало несколько эскизов Владимира Степановича, над которыми предстояло работать. Иногда мы пытались спорить с его предложениями, но он был непреклонен: «Вы пришли с пустыми руками, поэтому сделайте так, как я прошу, потом найдите время на собственный вариант». Вот, смотрите, единственный лист графики, который висит у меня в кабинете, это его эскиз – постоянное напоминание мне, как нужно работать и что должно лежать на столе каждый понедельник у моих архитекторов. Получается, к сожалению, далеко не всегда…

Потом, в конце 1980-х, я по приглашению Андрея Владимировича Бокова перешел работать  в «СИАС», и это был второй очень важный для меня опыт работы с Мастером, также многое определивший на годы вперед. Именно Андрею Владимировичу я обязан пониманием того, что такое образный, литературный подход в архитектуре. Он научил меня, что самое главное в работе над проектом – четкая постановка задачи и поиск наиболее внятного решения.

Архи.ру: У Кубасова и Бокова работали многие проектировщики вашего поколения, а вот возможность попробовать себя в качестве архитектора в США в те годы была откровенной экзотикой. Как получилось, что вы оказались в Америке?

А.И.: Счастливое стечение обстоятельств – иначе не скажешь. Восстановление отношений между странами и семьями дало мне возможность и постажироваться в Америке, и поработать там, и даже организовать один из первых в СССР советско-американский архитектурный обмен. Сам я почти год проработал в бюро, которое занималось проектированием массового жилья, гостиниц и торгово-развлекательных центров. Подход к работе, ее интенсивность,  сроки проектирования, манера подачи материала и отношения с заказчиком, конечно, очень сильно отличались от принятых у нас, но именно этим данный опыт оказался для меня бесценен. Помню, мы за неделю могли сделать проект планировки поселка и 5 эскизных проектов домов, а через  3-4 месяца уже полностью его построить. Америка показала мне, как на самом деле нужно работать, научила уважать культ труда. Но, если честно, когда я представил, что буду еще лет пять вот так не разгибаясь делать безымянные проекты, прежде чем смогу хоть как-то заявить о себе как архитектор, мысли об эмиграции отпали. Этот вопрос я для себя закрыл раз и навсегда, а вернувшись из Штатов, занялся частной практикой.

Архи.ру: Пожалуй, одна из главных отличительных особенностей компании «Архстройдизайн» заключается в том, что вы работаете в самых разных стилях и жанрах. Вы изначально делали ставку именно на разнообразие творческого метода?

А.И.: Да, мы узнаваемы именно разнообразием. Это тоже позиция. Может быть, и не лучшая, но если стиль определять как набор планировочных или изобразительных приемов и деталей, то вы правы. Для меня стиль –  это, скорее, идеология. Мне кажется, дело в том, что я родился и вырос в Москве. Этот город с его непостижимым разнообразием архитектуры и среды буквально заставляет попробовать себя в разных стилях – почти все кажутся одинаково уместными. «Уместность» – может быть ключевым определением в подходе к проектированию. Каждое новое задание определяет свои решения.

«Историзм» в архитектуре как направление и  поиск корней меня всегда очень интересовал.  Т.е. архитектурное событие, будь то генплан, объем или интерьер, должно иметь логику своего появления на данном участке,  историю и внятный образ и обязательно иметь шанс быть построенным в том виде,  в котором ты его придумал.  В общем, на разные архитектурные вопросы я предпочитаю отвечать по-разному. И думаю, подобная разноплановость не так уж и плоха – согласитесь, нельзя одинаково строить в центре, в Жулебино и за городом.

Архи.ру: И столь же открыта ваша компания и для работы с разными типологиями?

А.И.: Мы активно проектируем и общественные центры, и офисные комплексы, и загородное жилье;  хотя в последние годы среди наших заказов преобладают градостроительные проекты и проекты комплексного освоения загородных территорий. В частности, за последние 10 лет мы построили более 30 поселков: примерно половина из них расположена в Московской области, остальные – в самых разных частях страны. Это и Ленинградская область, и Краснодарский край, и Уфа, Ростов-на-Дону, Пенза, Киров, даже Хабаровск.  По моим подсчетам, в наших домах живут более 10 тысяч человек.

Архи.ру: Насколько недавний экономический кризис сказался на проектах загородных поселков? Они по-прежнему востребованы?

А.И.: Я не уверен, что термин «кризис» правилен, скорее, стабилизация, возврат к прагматизму. Степан Солженицы в своей статье в «Коммерсанте» как-то отметил, что «кризис – это вообще категория во многом субъективная». Конечно, структура заказа меняется. Сейчас становится востребованным не такое претензионное жилье, как было в недавнем «докризисном» прошлом. Плюс в своих градостроительных проектах мы уже несколько лет развиваем идею полицентричной организации застройки, подразумевающей создание в рамках одного проекта нескольких функционально идентичных центров притяжения, что позволяет равномерно насытить жилую застройку  объектами инфраструктуры и снять транспортную нагрузку с одного какого-то участка. Кроме того, сами территории, с которыми приходится работать, постепенно увеличиваются – сейчас мы проектируем и на площади в 500 га, и даже на 1000 га. Столь масштабные участки открывают перед архитекторами совершенно новые возможности и в смысле генплана, и в смысле типологии. Например, мы занимаемся проектом комплексной застройки полуострова в Мякинино, где несколько микрорайонов  по требованию заказчика будут размещены на внушительном едином стилобате.  Под Переславлем-Залесским заканчиваем строительство многофункционального курорта «Золотое кольцо».

Отмечу, что мы участвовали  почти во всех подмосковных мега-проектах. В Рублево-Архангельском, например, совместно Bassenian Lagoni Architects (США) спроектировали кластерную застройку. Это был очень интересный опыт внедрения нового типа жилья в российскую практику: небольшие дома (площадью около 300 кв.м.) располагались на небольших участках (0,05 га), фактически были «подключены» к единой кровеносной системе дорог и общественных пространств, но при этом каждому из домовладений гарантировалась необходимая приватность. И  группы из 5-6 домов объединяются вокруг общей площади.

Архи.ру: Что и говорить, пока подобная градостроительная модель больше распространена и востребована за рубежом. Кстати, как часто вам приходится работать вместе с иностранными коллегами или участвовать вместе с ними в тендерах?

А.И.:  Достаточно часто. Прежде всего, скажу, что не имею ничего против самой идеи «иностранцы в России». На мой взгляд, любой обмен опытом и идеями – это всегда благо. По крайней мере, мое поколение вышло из такого информационного вакуума, что теперь нашу страсть к знаниям и к обучению ничем не искоренишь.  Питер Кук, иронизируя над присущими всем, в т.ч. и в Британии опасениям  перед иностранными архитекторами говорит: «А что, у них другая электрическая цепь, или другая ширина импоста остекления?»  Другое дело, что сегодня российские архитекторы, на мой взгляд, уже вполне соответствуют по своему уровню западным коллегам, поэтому ситуации, при которых иностранному проектировщику отдается предпочтение лишь по факту его происхождения, кажутся мне глубоко несправедливыми. Верно и то, что очень многие архитекторы, приехавшие работать в Россию из-за рубежа, позволяют себе откровенную халтуру – я лично видел, например, проект поселения, выполненный американцами, в котором на территорию с миллионом квадратных метров жилья был всего один въезд!  Знаменитые голландские ландшафтники в моем парке в проекте «Золотое кольцо» под Ярославлем посадили картошку, в миссионерском рвении предполагая, видимо, что туземцы придут в восторг от  модного невиданного в этих краях растения.  Нам повезло: туземцы – инвесторы – уже про картошку знали.  К сожалению, мода на иностранцев, особенно среди чиновников, все еще продолжается, хотя могу сказать, что лично мои заказчики, попробовавшие работать с зарубежными архитекторами, в основном, были разочарованы. Но архитектуру творят не  страны производители, а личности. Это позволяет возникать шедеврам в Пекине, в Лондоне, в Бильбао, в Сиэтле, в Берлине...

Архи.ру: А насколько полно вы выполняете требования заказчика? Пытаетесь ли, например, его образовывать?

А.И.: Чарльз Дженкс отметил, что почти невозможно создать архитектурное произведение – икону без участия заказчика и общества, которые знают, чего хотят. При этом слово «почти» важное и дает надежду на шанс обретения самостоятельности.

Я с заказчиком не воюю, всегда стараюсь его услышать и понять, найти наиболее полный ответ на его запрос. Что же касается образования… Я считаю, что точно не должен учить своего заказчика читать и писать – с таким человеком мы, скорее всего, сразу не сработаемся, и смысла в том, чтобы вкладывать в него свои силы и время, я не вижу. Вообще мне с заказчиками очень везет – за всю профессиональную практику у меня было, пожалуй, всего два по-настоящему трудных случая, со всеми остальными можно было договориться. И потом заказчики в своем развитии, как и архитекторы, не стоят на месте, учатся компромиссу, приобретают и вкус, и любопытство, толкающее их на интересные эксперименты.  Им надо помогать: они единственные, кто несет финансовые риски за наши общие решения, и только хорошая архитектура снижает риски, по крайней мере, некоторые из них. Важно также помнить о том, что вкладываться в по-настоящему инновационные технологии, столь популярные благодаря архитектурным журналам, во всем мире готовы единицы – основная масса заказчиков работает в жанре массовой застройки, и с этим необходимо считаться. И надо представлять, во что в действительности превратятся абстрактно красивые картинки, переведенные после романтического энтузиазма эскизирования в рабочий проект с его обычно убогим бюджетом. 

Архи.ру: С чего для вас начинается работа над проектом? Участвуете ли вы лично в каждом проекте вашей мастерской?

А.И.: Да, я чувствую ответственность за бренд «Архстройдизайн», и потому ни один проект не обходится без моего участия. Первоначальная идея, как правило, тоже моя.  Демократия в придумывании как-то не прижилась, так как времени на обдумывание обычно мало. Считаю, что самое важное в работе – это превратить всех своих сотрудников в единомышленников. Начинаю же проект обычно с разработки плана и функциональной схемы – они рождаются раньше, чем образ: для того, чтобы представить, каким будет объект, я должен сначала четко понимать, что именно это за объект, какие у него задачи. Тысячи раз повторенная истина остается неоспоримой:  наши ошибки как врачебные – трудно исправимы.  Даже исчезая, архитектура оставляет руины, а как сказал Луис Кан, только хорошая архитектура дает великолепные руины.

Архи.ру: Сколько всего архитекторов работает в «Архстройдизайн» и как организована работа мастерской?

А.И.: У нас в штате 17 проектировщиков: архитекторы, конструкторы, планировщики. Каждый архитектор ведет свой объект, иногда сотрудники объединяются в небольшие команды для того, чтобы сделать рабочку. В общем, у нас небольшой, но сплоченный и профессиональный коллектив, который я очень ценю за любознательность, ответственность, открытость и талант.
Алексей Иванов
Частные жилые дома в Калифорнии, США
Реконструкция двух строений и новое строительство административного здания «ОАО – МТС», 1-й Голутвинский пер., Москва
Ресторан МакАвто на Рязанском проспекте, Москва
Реконструкция здания РБO на ул. Т. Фрунзе, Москва
Архитектурно-планировочная концепция генерального плана 1500 га вблизи г. Анапа
Генеральный план развития территории 1200 га в Ростовской области
zooming
Въездная группа поселка «Экодолье», Оренбургская область
Интерьер частного дома в п.Барвиха
Котельная в р-не Павшинской поймы, Московская область
Поселок «Бельгийская деревня» вблизи д. Летово, Московская область
Поселок «Бельгийская деревня» вблизи д. Летово, Московская область
zooming
Поселок «Новый свет», Московская область
zooming
Поселок «Новый свет», Московская область
Поселок «Велич», Московская область
Микрорайон в Мякинино
Жилой район в Мякинино, макет
конкурс в Ереване

11 Апреля 2012

Похожие статьи
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Технологии и материалы
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Сейчас на главной
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 километров – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.