English version

Тотан Кузембаев: В работе над проектом меня всегда выручает интуиция

Наш сегодняшний собеседник – Тотан Кузембаев, один из самых известных в России и за рубежом современных архитекторов нашей страны. Основанная им архитектурная мастерская в этом году отметит свое 10-летие.

mainImg
Архи.ру: Тотан, когда вас спрашивают о вашей биографии, вы обычно отвечаете: «Родился в степи, учился в МАрхИ, работаю архитектором». Еще один широко известный о вас факт – свой первый дом вы построили в 15 лет. То есть уже тогда вы точно знали, кем хотите стать?

Тотан Кузембаев: Да что вы! Я вообще тогда не знал, что такое архитектура! Это был самый обычный дом из сырцового кирпича, который я сделал своими руками. Таких домов в нашем ауле имени Чапаева (Кызыл-Ординская область, Казахстан) были десятки. Пять лет назад, кстати, я там был, и дома моего уже не было – на его месте трава растет… Так вот, не знал я тогда, что такое архитектура, и никто у нас в ауле не знал. Я вернулся после армии и ближе к зиме понял, что занятий у меня всего два – в карты играть и водку пить, – и оба они мне не очень интересны. Сестра посоветовала мне выбрать – идти работать или поступить куда-нибудь учиться, – и я выбрал второе, чтобы не становиться комбайнером. Я всегда любил рисовать и, найдя в справочнике ВУЗов Советского союза Строгановский и Суриковский институты, решил пойти учиться на художника. Единственное, что меня смутило – это требование принести на вступительные экзамены натюрморт. Я не знал, что такое натюрморт, и никто в ауле не смог мне помочь с расшифровкой этого странного слова, поэтому пришлось искать ВУЗ, в котором бы тоже учили рисовать, но без непонятных натюрмортов. Таким ВУЗом оказался Московский архитектурный институт. И только подав документы и идя по коридору МАрхИ, я увидел планшеты с генпланами и начал догадываться, чем тут занимаются… И еще понял, что архитектором, наверно, стать никогда не смогу – слишком уж это сложно. Но загадал: если поступлю, то останусь учиться, и будь что будет. Тут еще важно сказать вот что: конечно, я бы никогда не поступил в МАрхИ на общих основаниях, у меня же не было никакой подготовки, никакого представления о профессии. Я даже рисовать по канонам не умел – обвел на экзамене контуры заданных предметов и через 15 минут вышел из аудитории, – но я был после армии и из союзной республики, поэтому имел право на квоту и был принят на рабфак. За это я очень благодарен тогдашней системе образования – ни при каком другом раскладе я бы не получил подобный шанс.

Архи.ру: И когда же проснулся интерес к профессии?

Т.К.: Если честно, он просыпался очень постепенно. Сначала академический рисунок заинтересовал, потом геометрия. А вообще я до сих пор учусь – всему, у всех. Думаю, эта привычка со мной уже навсегда. После окончания МАрхИ я попал по распределению в «Резинпроект» – ящик, в котором архитекторов до меня вообще не было, одни инженеры. Там приходилось заниматься привязкой типовых проектов заводов, панелей разных серий и т.д. Конечно, это не то, что могло пробудить интерес к профессии, о котором вы спрашиваете, зато у меня было много свободного времени. Я рисовал архитектурные фантазии: знаете, сидишь себе сидишь за кульманом, незаметно сдвигаешь синьку с проектом и рисуешь рапидографом разные картинки на ватмане. И, конечно, вместе со своими друзьями по институту активно занимался конкурсным проектированием.

Архи.ру: Свою первую известность вы получили именно как «бумажный» архитектор, участник и победитель многих «бумажных» конкурсов. Как вы сегодня оцениваете приобретенный тогда опыт конкурсного проектирования?

Т.К.: Бумажная архитектура, несомненно, была очень хорошим упражнением для рук и для ума. Именно она научила меня подавать проект, работать быстро, абстрагироваться, соединять фантазию с реальностью. А вообще конкурсы тогда были единственной отдушиной и способом творческой самореализации. Мы понимали, что в реальной стране никому не нужны ни наши знания, ни амбиции. Сейчас совсем другое дело – в тех же интерьерах и коттеджах можно реализовать себя больше, чем в бумажных конкурсах, поэтому и смысла в последних я лично уже не вижу. Реальные возможности для архитектора всегда ценнее. Хотя бумажные конкурсы по-прежнему проводятся, в том числе и в России, – возьмите хотя бы конкурс на концепцию застройки Зарядья или Сколково.

Архи.ру: Кстати, вы ведь в свое время участвовали в разработке проекта советской «силиконовой долины» – города электроники и информатики в Зеленограде.

Т.К.: Да, в 1986 году я был приглашен на работу в мастерскую Игоря Покровского. Сначала мы работали над «информационным лицом» Зеленограда, пытаясь придать его безликим улицам и микрорайонам хоть какие-то ориентиры и создать общественные пространства. Придумали, в частности, торговые, перекрытые стеклом галереи, автобусные остановки, совмещенные с витринами, киоски с дисплеями, на которые бы выводилась информация о городе, погоде и т.д. Композиционными доминантами должны были стать информационные башни, и их, кстати, успели изготовить в конструкциях, но потом грянула перестройка, и проект навсегда отправился в архив. Еще в Зеленограде мы проектировали Центр электроники и информатики – в плане он представлял собой огромный круг диаметром один километр, по которому расставлялись башни разных НИИ. Предполагалось, что этот огромный комплекс и станет советской силиконовой долиной. Но опять же, перестройка не дала проекту осуществиться.

Архи.ру: Зато, если я правильно понимаю, именно смена политического и экономического режима позволила вам организовать собственную мастерскую и заняться, наконец, реальным объемным проектированием?

Т.К.: Безусловно. Я благодарен и советскому режиму за полученную возможность учиться, и тому, что он закончился, – за возможность работать. И мне очень не нравится, когда начинают огульно хаять все, что было раньше: каждое время предоставляло свои уникальные возможности. А уж то, что делается с городом сейчас, мне кажется, в разы хуже того, как он развивался в советское время. Когда город служит едва ли не главным источником дохода, это очень пагубно отражается на его среде. По нему элементарно сложно пройти и проехать, я не говорю уже об эстетической стороне дела. Уж лучше пространства для марширования, чем постоянные парковки! Да, в необратимых изменениях городской среды можно обвинять власти, но ведь для реализации ее указаний требовались архитекторы, и эти архитекторы нашлись, вот что самое обидное!

Архи.ру: Да, вам повезло несравнимо больше: вы в это время строили идеальное поселение в Пирогово.

Т.К.: Если я сейчас опять поблагодарю судьбу, это уже будет звучать навязчиво, да? И, тем не менее я действительно очень благодарен судьбе, что не участвовал в этом. Вдруг я бы тоже стекляшки построил и потом всем рассказывал, что меня просто в такое положение поставили и я из последних сил спасал силуэт? С другой стороны, и мне, конечно, хочется поработать с большими объектами. Амбиции-то остались – хочется попробовать.

Что же касается Пирогово, то там, конечно, несказанно повезло с заказчиком. Я знал его давно – мы проектировали для него разные некрупные объекты, а потом он однажды пришел к нам, сказал, что купил участок площадью 100 га и хочет, чтобы именно мы занимались этим проектом. Сначала он собирался построить на этом месте типовые домики для сдачи в аренду, и мы долго выбирали компанию-производителя готовых домов, но нам никто не понравился. В итоге решили делать все сами своими силами, во главу угла поставив экологичность и практичность. Заказчик предложил начать эксперимент с его собственного дома – это, конечно, был очень смелый шаг, потому что реального опыта в деревянном домостроении у нас тогда не было.

Архи.ру: Десять лет спустя вы считаетесь одним из ведущих российских архитекторов, работающих с деревом.

Т.К.: Если честно, я не считаю, что прямо так уж хорошо знаю дерево. Вот Николай Белоусов его знает, а я, скорее, действую интуитивно. Интуиция всегда выручала меня в ситуациях, когда знаний мало, плюс ощущение материала. Все-таки дерево – это самый добрый, родной, нежный и теплый материал.

Архи.ру: Дерева в вашем творчестве сегодня настолько много, что невольно хочется уточнить: а какие материалы вам как архитектору еще интересны?

Т.К.: Все! И железо, и кирпич, и камень. Пластик, например, люблю за его практичность и простоту. Стекло, хотя от него иногда приходится отказываться из экономических соображений. А нелюбимых материалов просто нет. Интересно работать и с совсем новыми материалами, поскольку они дают новые возможности для создания новых эстетических вещей. Другое дело, что действительно заказывают мне чаще всего объекты именно из дерева – я его иногда уже ненавижу.

Архи.ру: Поэтому собственный дом сделали не деревянным?

Т.К.: Вообще, когда начиналось строительство, мы собирались сделать дом из бруса, а верхний этаж выполнить в виде прозрачной стеклянной призмы. Но когда дело дошло до строительства, поставка бруса сорвалась, и пришлось срочно придумывать, чем бы его заменить. Выбор пал на самый доступный материал в то время — газосиликатный блок. Но на фоне этих блоков стеклянный верх смотрелся бы совсем не так, как на фоне дерева, поэтому и второй этаж решили сложить из блоков. Таким образом, ничего интересного от первоначальной идеи не осталось и нужно было придумать что-то новое – так родилась идея пустить конек двускатной крыши зигзагом. Благодаря этому издалека дом смотрится как параллелепипед, а вблизи кажется, что углы конька на разной высоте. Ну и вообще, применение газосиликатных блоков позволило существенно сэкономить. А баню через несколько лет я уже построил из дерева – она выглядит куда традиционнее дома и при этом гораздо дороже.

Архи.ру: А сегодня у вас в работе есть объекты из материалов, отличных от дерева?

Т.К.: Немного, но есть. Бетон, например, используем – в проекте усадьбы в Латвии мы делаем 10-метровые консоли, так что без бетона было не обойтись. А в Подмосковье проектируем Президентский поло-клуб – пять конюшен, два манежа и коттеджи, – и в каждом из этих объемов дерево сочетается с другими, более брутальными материалами.

Архи.ру: Как устроена ваша мастерская? Сколько человек одновременно работает над проектом?

Т.К.: Всего в архитектурной мастерской сегодня работает 15 человек. Есть ГАП, есть ГИП, есть ведущие архитекторы, и мы стараемся организовать рабочий процесс таким образом, чтобы каждый сотрудник вел свой проект – на мой взгляд, это лучшая школа для архитектора. Конструкторов и инженеров берем на субподряд.

Архи.ру: Какими качествами должен обладать архитектор, чтобы получить работу у вас?

Т.К.: Он должен четко понимать, что такое концепция, проект и рабочка, не путать эти стадии и не делать на каждой из них лишнюю работу. И еще он должен уметь правильно доводить свою мысль до строителей. До меня не надо – я и так пойму, но вот донести свой замысел до исполнителей нужно уметь обязательно. Архитектура – это ведь слова, начерченные линиями и символами, и этим языком нужно владеть, пусть не в совершенстве, но владеть. К сожалению, про большинство молодых архитекторов, приходящих сегодня после института к нам на работу, я этого сказать не могу. Так что, наверно, главное качество, которым должен обладать человек, желающий работать в нашей мастерской, это готовность долго и трудолюбиво учиться профессии.

Тотан Кузембаев
Дом-телескоп. Курорт «ПИРогово». Фото Ильи Иванова
zooming
Дом-телескоп. Курорт «ПИРогово». Фото Ильи Иванова
zooming
Ресторан «Кот Дазур». Курорт «ПИРогово». Фото Ильи Иванова
Собственный дом Тотана Кузембаева. Фото Ильи Иванова
Красные гостевые домики. Курорт «ПИРогово». Фото Ильи Иванова
zooming
Яхт-офис. Курорт «ПИРогово». Фото Ильи Иванова
zooming
Дом-скат. Курорт «ПИРогово». Фото Ильи Иванова
zooming
Дом-скат. Курорт «ПИРогово». Фото Ильи Иванова
zooming
Мост-маяк. Курорт «ПИРогово». Фото Ильи Иванова
zooming
Дом-мост. Курорт «ПИРогово». Фото Ильи Иванова
zooming
Гольф-клуб. Курорт «ПИРогово». Фото Ильи Иванова
zooming
Частная оранжерея. Курорт «ПИРогово». Фото Ильи Иванова
zooming
Дом-«К». Курорт «ПИРогово». Фото Ильи Иванова
zooming
Гараж дома «К». Курорт «ПИРогово». Фото Ильи Иванова
zooming
Дом «Ъ». Курорт «ПИРогово». Фото Ильи Иванова
zooming
Гостевые домики «Скворечники». Курорт «ПИРогово». Фото Ильи Иванова
zooming
Гостевые домики «Скворечники». Курорт «ПИРогово». Фото Ильи Иванова
Штаб строительства курорта «Золотое кольцо». Фото Ильи Иванова
Большой манеж Президентского Поло Клуба © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Большой манеж Президентского Поло Клуба © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Проект типового дома Президентского Поло Клуба © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Проект типового дома Президентского Поло Клуба © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Проект типового дома Президентского Поло Клуба © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

21 Марта 2012

Похожие статьи
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.
Перья на ветру
Павильон по проекту шанхайского бюро GN Architects, подчеркивая красоту пейзажа, служит для привлечения туристов на островок Чайшань в Восточно-Китайском море.
Дом из весенней материи
За этим домом мы наблюдаем уже пару лет: вроде бы простой, не очень сложный, но как удачно вписался в микрорайонный контекст после развязок МСД. Здорово запоминается этот дом всем, кто хотя бы время о времени ездит по шоссе. На наш взгляд, тут Сергею Никешкину, миксуя популярные приемы и подходы архитектуры 2010-х, удалось простое, вроде бы, здание превратить в высказывание «на тему дома как такового». Разбираемся, как так вышло.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Райский птичий лай
Вилла Casa Seriema, построенная в окрестностях Белу-Оризонти по проекту бюро Tetro, своими общественными пространствами обращена на горы, а частными комнатами – на густой лес.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Все в школу
Проектируя школу на 1500 учеников в районе Новоселье, архитектурная мастерская Юсупова подошла к зданию как к общественной и пространственной доминанте. Ее объемы отражают функцию и реагируют на градостроительные оси, а центр прикладных искусств и спорткомплекс доступны не только детям, но и взрослым жителям квартала.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.