English version

Тотан Кузембаев: В работе над проектом меня всегда выручает интуиция

Наш сегодняшний собеседник – Тотан Кузембаев, один из самых известных в России и за рубежом современных архитекторов нашей страны. Основанная им архитектурная мастерская в этом году отметит свое 10-летие.

mainImg
Архи.ру: Тотан, когда вас спрашивают о вашей биографии, вы обычно отвечаете: «Родился в степи, учился в МАрхИ, работаю архитектором». Еще один широко известный о вас факт – свой первый дом вы построили в 15 лет. То есть уже тогда вы точно знали, кем хотите стать?

Тотан Кузембаев: Да что вы! Я вообще тогда не знал, что такое архитектура! Это был самый обычный дом из сырцового кирпича, который я сделал своими руками. Таких домов в нашем ауле имени Чапаева (Кызыл-Ординская область, Казахстан) были десятки. Пять лет назад, кстати, я там был, и дома моего уже не было – на его месте трава растет… Так вот, не знал я тогда, что такое архитектура, и никто у нас в ауле не знал. Я вернулся после армии и ближе к зиме понял, что занятий у меня всего два – в карты играть и водку пить, – и оба они мне не очень интересны. Сестра посоветовала мне выбрать – идти работать или поступить куда-нибудь учиться, – и я выбрал второе, чтобы не становиться комбайнером. Я всегда любил рисовать и, найдя в справочнике ВУЗов Советского союза Строгановский и Суриковский институты, решил пойти учиться на художника. Единственное, что меня смутило – это требование принести на вступительные экзамены натюрморт. Я не знал, что такое натюрморт, и никто в ауле не смог мне помочь с расшифровкой этого странного слова, поэтому пришлось искать ВУЗ, в котором бы тоже учили рисовать, но без непонятных натюрмортов. Таким ВУЗом оказался Московский архитектурный институт. И только подав документы и идя по коридору МАрхИ, я увидел планшеты с генпланами и начал догадываться, чем тут занимаются… И еще понял, что архитектором, наверно, стать никогда не смогу – слишком уж это сложно. Но загадал: если поступлю, то останусь учиться, и будь что будет. Тут еще важно сказать вот что: конечно, я бы никогда не поступил в МАрхИ на общих основаниях, у меня же не было никакой подготовки, никакого представления о профессии. Я даже рисовать по канонам не умел – обвел на экзамене контуры заданных предметов и через 15 минут вышел из аудитории, – но я был после армии и из союзной республики, поэтому имел право на квоту и был принят на рабфак. За это я очень благодарен тогдашней системе образования – ни при каком другом раскладе я бы не получил подобный шанс.

Архи.ру: И когда же проснулся интерес к профессии?

Т.К.: Если честно, он просыпался очень постепенно. Сначала академический рисунок заинтересовал, потом геометрия. А вообще я до сих пор учусь – всему, у всех. Думаю, эта привычка со мной уже навсегда. После окончания МАрхИ я попал по распределению в «Резинпроект» – ящик, в котором архитекторов до меня вообще не было, одни инженеры. Там приходилось заниматься привязкой типовых проектов заводов, панелей разных серий и т.д. Конечно, это не то, что могло пробудить интерес к профессии, о котором вы спрашиваете, зато у меня было много свободного времени. Я рисовал архитектурные фантазии: знаете, сидишь себе сидишь за кульманом, незаметно сдвигаешь синьку с проектом и рисуешь рапидографом разные картинки на ватмане. И, конечно, вместе со своими друзьями по институту активно занимался конкурсным проектированием.

Архи.ру: Свою первую известность вы получили именно как «бумажный» архитектор, участник и победитель многих «бумажных» конкурсов. Как вы сегодня оцениваете приобретенный тогда опыт конкурсного проектирования?

Т.К.: Бумажная архитектура, несомненно, была очень хорошим упражнением для рук и для ума. Именно она научила меня подавать проект, работать быстро, абстрагироваться, соединять фантазию с реальностью. А вообще конкурсы тогда были единственной отдушиной и способом творческой самореализации. Мы понимали, что в реальной стране никому не нужны ни наши знания, ни амбиции. Сейчас совсем другое дело – в тех же интерьерах и коттеджах можно реализовать себя больше, чем в бумажных конкурсах, поэтому и смысла в последних я лично уже не вижу. Реальные возможности для архитектора всегда ценнее. Хотя бумажные конкурсы по-прежнему проводятся, в том числе и в России, – возьмите хотя бы конкурс на концепцию застройки Зарядья или Сколково.

Архи.ру: Кстати, вы ведь в свое время участвовали в разработке проекта советской «силиконовой долины» – города электроники и информатики в Зеленограде.

Т.К.: Да, в 1986 году я был приглашен на работу в мастерскую Игоря Покровского. Сначала мы работали над «информационным лицом» Зеленограда, пытаясь придать его безликим улицам и микрорайонам хоть какие-то ориентиры и создать общественные пространства. Придумали, в частности, торговые, перекрытые стеклом галереи, автобусные остановки, совмещенные с витринами, киоски с дисплеями, на которые бы выводилась информация о городе, погоде и т.д. Композиционными доминантами должны были стать информационные башни, и их, кстати, успели изготовить в конструкциях, но потом грянула перестройка, и проект навсегда отправился в архив. Еще в Зеленограде мы проектировали Центр электроники и информатики – в плане он представлял собой огромный круг диаметром один километр, по которому расставлялись башни разных НИИ. Предполагалось, что этот огромный комплекс и станет советской силиконовой долиной. Но опять же, перестройка не дала проекту осуществиться.

Архи.ру: Зато, если я правильно понимаю, именно смена политического и экономического режима позволила вам организовать собственную мастерскую и заняться, наконец, реальным объемным проектированием?

Т.К.: Безусловно. Я благодарен и советскому режиму за полученную возможность учиться, и тому, что он закончился, – за возможность работать. И мне очень не нравится, когда начинают огульно хаять все, что было раньше: каждое время предоставляло свои уникальные возможности. А уж то, что делается с городом сейчас, мне кажется, в разы хуже того, как он развивался в советское время. Когда город служит едва ли не главным источником дохода, это очень пагубно отражается на его среде. По нему элементарно сложно пройти и проехать, я не говорю уже об эстетической стороне дела. Уж лучше пространства для марширования, чем постоянные парковки! Да, в необратимых изменениях городской среды можно обвинять власти, но ведь для реализации ее указаний требовались архитекторы, и эти архитекторы нашлись, вот что самое обидное!

Архи.ру: Да, вам повезло несравнимо больше: вы в это время строили идеальное поселение в Пирогово.

Т.К.: Если я сейчас опять поблагодарю судьбу, это уже будет звучать навязчиво, да? И, тем не менее я действительно очень благодарен судьбе, что не участвовал в этом. Вдруг я бы тоже стекляшки построил и потом всем рассказывал, что меня просто в такое положение поставили и я из последних сил спасал силуэт? С другой стороны, и мне, конечно, хочется поработать с большими объектами. Амбиции-то остались – хочется попробовать.

Что же касается Пирогово, то там, конечно, несказанно повезло с заказчиком. Я знал его давно – мы проектировали для него разные некрупные объекты, а потом он однажды пришел к нам, сказал, что купил участок площадью 100 га и хочет, чтобы именно мы занимались этим проектом. Сначала он собирался построить на этом месте типовые домики для сдачи в аренду, и мы долго выбирали компанию-производителя готовых домов, но нам никто не понравился. В итоге решили делать все сами своими силами, во главу угла поставив экологичность и практичность. Заказчик предложил начать эксперимент с его собственного дома – это, конечно, был очень смелый шаг, потому что реального опыта в деревянном домостроении у нас тогда не было.

Архи.ру: Десять лет спустя вы считаетесь одним из ведущих российских архитекторов, работающих с деревом.

Т.К.: Если честно, я не считаю, что прямо так уж хорошо знаю дерево. Вот Николай Белоусов его знает, а я, скорее, действую интуитивно. Интуиция всегда выручала меня в ситуациях, когда знаний мало, плюс ощущение материала. Все-таки дерево – это самый добрый, родной, нежный и теплый материал.

Архи.ру: Дерева в вашем творчестве сегодня настолько много, что невольно хочется уточнить: а какие материалы вам как архитектору еще интересны?

Т.К.: Все! И железо, и кирпич, и камень. Пластик, например, люблю за его практичность и простоту. Стекло, хотя от него иногда приходится отказываться из экономических соображений. А нелюбимых материалов просто нет. Интересно работать и с совсем новыми материалами, поскольку они дают новые возможности для создания новых эстетических вещей. Другое дело, что действительно заказывают мне чаще всего объекты именно из дерева – я его иногда уже ненавижу.

Архи.ру: Поэтому собственный дом сделали не деревянным?

Т.К.: Вообще, когда начиналось строительство, мы собирались сделать дом из бруса, а верхний этаж выполнить в виде прозрачной стеклянной призмы. Но когда дело дошло до строительства, поставка бруса сорвалась, и пришлось срочно придумывать, чем бы его заменить. Выбор пал на самый доступный материал в то время — газосиликатный блок. Но на фоне этих блоков стеклянный верх смотрелся бы совсем не так, как на фоне дерева, поэтому и второй этаж решили сложить из блоков. Таким образом, ничего интересного от первоначальной идеи не осталось и нужно было придумать что-то новое – так родилась идея пустить конек двускатной крыши зигзагом. Благодаря этому издалека дом смотрится как параллелепипед, а вблизи кажется, что углы конька на разной высоте. Ну и вообще, применение газосиликатных блоков позволило существенно сэкономить. А баню через несколько лет я уже построил из дерева – она выглядит куда традиционнее дома и при этом гораздо дороже.

Архи.ру: А сегодня у вас в работе есть объекты из материалов, отличных от дерева?

Т.К.: Немного, но есть. Бетон, например, используем – в проекте усадьбы в Латвии мы делаем 10-метровые консоли, так что без бетона было не обойтись. А в Подмосковье проектируем Президентский поло-клуб – пять конюшен, два манежа и коттеджи, – и в каждом из этих объемов дерево сочетается с другими, более брутальными материалами.

Архи.ру: Как устроена ваша мастерская? Сколько человек одновременно работает над проектом?

Т.К.: Всего в архитектурной мастерской сегодня работает 15 человек. Есть ГАП, есть ГИП, есть ведущие архитекторы, и мы стараемся организовать рабочий процесс таким образом, чтобы каждый сотрудник вел свой проект – на мой взгляд, это лучшая школа для архитектора. Конструкторов и инженеров берем на субподряд.

Архи.ру: Какими качествами должен обладать архитектор, чтобы получить работу у вас?

Т.К.: Он должен четко понимать, что такое концепция, проект и рабочка, не путать эти стадии и не делать на каждой из них лишнюю работу. И еще он должен уметь правильно доводить свою мысль до строителей. До меня не надо – я и так пойму, но вот донести свой замысел до исполнителей нужно уметь обязательно. Архитектура – это ведь слова, начерченные линиями и символами, и этим языком нужно владеть, пусть не в совершенстве, но владеть. К сожалению, про большинство молодых архитекторов, приходящих сегодня после института к нам на работу, я этого сказать не могу. Так что, наверно, главное качество, которым должен обладать человек, желающий работать в нашей мастерской, это готовность долго и трудолюбиво учиться профессии.

Тотан Кузембаев
Дом-телескоп. Курорт «ПИРогово». Фото Ильи Иванова
zooming
Дом-телескоп. Курорт «ПИРогово». Фото Ильи Иванова
zooming
Ресторан «Кот Дазур». Курорт «ПИРогово». Фото Ильи Иванова
Собственный дом Тотана Кузембаева. Фото Ильи Иванова
Красные гостевые домики. Курорт «ПИРогово». Фото Ильи Иванова
zooming
Яхт-офис. Курорт «ПИРогово». Фото Ильи Иванова
zooming
Дом-скат. Курорт «ПИРогово». Фото Ильи Иванова
zooming
Дом-скат. Курорт «ПИРогово». Фото Ильи Иванова
zooming
Мост-маяк. Курорт «ПИРогово». Фото Ильи Иванова
zooming
Дом-мост. Курорт «ПИРогово». Фото Ильи Иванова
zooming
Гольф-клуб. Курорт «ПИРогово». Фото Ильи Иванова
zooming
Частная оранжерея. Курорт «ПИРогово». Фото Ильи Иванова
zooming
Дом-«К». Курорт «ПИРогово». Фото Ильи Иванова
zooming
Гараж дома «К». Курорт «ПИРогово». Фото Ильи Иванова
zooming
Дом «Ъ». Курорт «ПИРогово». Фото Ильи Иванова
zooming
Гостевые домики «Скворечники». Курорт «ПИРогово». Фото Ильи Иванова
zooming
Гостевые домики «Скворечники». Курорт «ПИРогово». Фото Ильи Иванова
Штаб строительства курорта «Золотое кольцо». Фото Ильи Иванова
Большой манеж Президентского Поло Клуба © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Большой манеж Президентского Поло Клуба © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Проект типового дома Президентского Поло Клуба © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Проект типового дома Президентского Поло Клуба © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Проект типового дома Президентского Поло Клуба © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

21 Марта 2012

Похожие статьи
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
Технологии и материалы
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
Сейчас на главной
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро TOTAN и SAGA предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Призы Архитектона
В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.
Курганы, вепсы и трилобиты
Выставка «Область», открытая на «Архитектоне», представляет собой сумму впечатлений об отдаленных уголках Ленинградской области, которую группы студентов открывали для себя во время трехдневных экспедиций под руководством опытных проводников-архитекторов. Здесь вы не увидите дворцов, церквей и готовых решений, зато точно почувствуете азарт первооткрывателя и подивитесь миру, лежащему по ту сторону градостроительства. Предлагаем небольшой путеводитель по экспозиции.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.