02.06.2007

Рем Колхас в Москве

Лекция мировой знаменитости, архитектора и ученого, лауреата Притцкеровской премии Рема Колхаса, была организована московским Центром современной архитектуры. Архитектор и рассказал много интересного – что мир боится «Газпрома», что проекты «звезд» отрицают сами себя, а его собственные проекты в будущем окажется невозможно отреставрироать. Лекцию слушала Ирина Фильченкова

информация:

открыть большое изображение

Зал «Клуба Буревестник» Константина Мельникова, в котором выступал Рем Колхас, был заполнен до отказа, кондиционеры почти не работали, а самолет с архитектором задержался – однако все это стоило того, чтобы послушать лекцию ведущего мирового архитектора, лауреата Притцкеровской премии и основателя проектного и исследовательского бюро ОМА/АМО, и поговорить с ним потом в почти приватной обстановке 


 
Лекция Рема Колхаса проходила в клубе «Буревестник», построенном великим русским авангардистом Константином Мельниковым. Впервые за долгое время это здание открылось широкой публике – до этого в нем находился фитнес-центр, а сейчас оно принадлежит Фонду содействия сохранения культурного наследия «Русский авангард», который собирается открыть музей Мельникова в его доме в Кривоарбатском переулке. Помещение для лекции было выбрано не случайно – Рема Колхааса без сомнений можно назвать продолжателем идей русского авангарда, но любопытно другое – в 1916 году Мельников участвовал в проекте строительства московского автомобильного завода, если коротко – АМО.

Начиная лекцию, Рем Колхас сказал, что Москва - его любимый город с тех пор, как он побывал здесь впервые. Архитектор сосредоточил рассказ на своих последних проектах, а также исследованиях, которым он уделяет не меньшее внимание. Архитектура, по его мнению, есть «соединение традиций и инноваций, и вся она подчинена людям». Колхас считает, что сегодня статус архитектуры как человеческой деятельности меняется: потому что она с одной стороны служит человечеству, а с другой – частному заказчику и инвестору – в чем и проявляется ее двойственность. «В эпоху рыночных отношений, которые существуют сейчас, архитектура не может быть простой, скучной, монотонной, как это бывало раньше, она должна отражать давление и темп современной жизни, которые мы на себе испытываем».

открыть большое изображение

Что касается современных звезд архитектуры, то Колхас считает, что своими постройками они «создают семена собственного уничтожения» – потому что каждое новое здание заведомо отрицает предыдущее и действует вне традиции. Во всем мире общественность и интеллектуалы много ожидают от т.н. звезд архитекторы, но на самом деле нередко их проекты лишены идей, новых  концепций, а представляют лишь варианты коммерческих предложений.

В одном из своих проектов Рем Колхас играет с символикой Евросоюза. Кого может вдохновить, говорит он, сегодняшний символ Евросоюза? И в ответ на него он придумывает собственный разноцветный символ, где каждая страна имеет определенный цвет, обозначающий ее уникальный вклад – пока что архитектору удалось использовать этот полосатый символ для раскраски кровли одного из зданий в центре Берлина.

Своим последним проектом для Дубаи – деловым и гостиничным комплексом «Ренессанс», о котором на недавней конференции «Новые бизнес кварталы» рассказывал его партнер Рейнир де Граф, архитектор хотел привнести серьезность в среду достаточно посредственной архитектуры и показать городу новое архитектурное начало, базирующееся на лаконизме и авангардной традиции.

Самый знаменитый проект Колхаса – здание Центрального китайского телевидения, которое сейчас строится в Пекине, архитектор мыслил как контрудар после событий 11 сентября, потому что в китайском проекте тоже соединяются небоскребы. Здание будет вмещать все организации и подразделения, работающие на телевидение, а также оно будет открыт для посетителей, которые смогут посмотреть, как там работают люди и как снимаются программы. Однако сейчас власти Китая  решили разделить ТВ на государственное, которое будет в другом месте и коммерческое, что-то вроде BBC, которое будет в этом здании. Впрочем, несмотря на это идея демократичности и современности, как говорит архитектор, в его проекте остается ведущей.

Колхас рассказал и об участии в конкурсе на штаб-квартиру «Газпрома» в Петербурге. По его мнению, в мире начинается что-то наподобие газпромофобии, потому что влияние компании сильно нарастает во многих регионах. Как можно было понять из выступления, конкурс на небоскреб в исторической части города архитектор не особенно поддерживает и считает, что его собственный проект не столь сильно вторгается в среду. Проект этот представляет собой несколько разновысотных небоскребов, собранных в один пучок. Изначально архитектор представлял его частично изо льда, которого, как он считает, в Питере много, но потом решил делать из синего стекла, которое распространено в России.

Что касается исследовательской деятельности, то бюро АМО, название которого игриво перекликается с основным проектным бюро ОМА, занимается изучением различных аспектов архитектурной деятельности, среди которых ключевой вопрос – трансформация роли архитектора в современном мире и его роль в процессе принятия решений по проекту. Также в бюро есть подразделение, занимающееся созданием архитектурных форм, близких к простым геометрическим фигурам – треугольнику, квадрату и т.д.

После выступления Рем Колхас отвечал на вопросы из зала не с трибуны по микрофону, а по-дружески спустившись на ступеньки сцены и собрав вокруг себя самую активную публику. На вопрос о лучшем архитектурном институте, Рем ответил парадоксально, что образование играет наименьшую роль в становлении архитектора, важнее где он живет и что видит каждый день. На вопрос о том, как он считает, будут ли в будущем реконструироваться его здания, он ответил, что они настолько сложны в построении, что реставраторам понадобятся специальные документы и его собственные комментарии. «Боюсь, что когда я умру, этого уже никто не сможет сделать. В этом я вижу большую проблему».

На вопрос о проектах в Москве, Колхас ответил, что пока у него нет никаких планов по поводу российской столицы. А на вопрос о том, не жалеет ли он, что стал архитектором, ответил, что иногда задумывается об этом и возможно если бы не эта профессия, он стал бы писателем, что не исключается и сейчас, а также вероятно в будущем он займет какой-нибудь политический пост».


Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Арсений Леонович
  • Полина Воеводина
  • Олег Карлсон
  • Андрей Гнездилов
  • Андрей Асадов
  • Никита Токарев
  • Екатерина Грень
  • Сергей Сенкевич
  • Сергей Чобан
  • Павел Андреев
  • Никита Бирюков
  • Валерий Лукомский
  • Иван Кожин
  • Антон Надточий
  • Никита Явейн
  • Екатерина Кузнецова
  • Олег Шапиро
  • Алексей Гинзбург
  • Сергей Скуратов
  • Зураб Басария
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Александр Скокан
  • Александр Попов
  • Сергей Кузнецов
  • Сергей Труханов
  • Антон Бондаренко
  • Роман Леонидов
  • Алексей Курков
  • Евгений Герасимов
  • Олег Мединский
  • Игорь Шварцман
  • Андрей Романов
  • Всеволод Медведев
  • Анатолий Столярчук
  • Антон Лукомский
  • Юлия Тряскина
  • Дмитрий Селивохин
  • Владимир Ковалёв
  • Антон Барклянский
  • Вера Бутко
  • Константин Ходнев
  • Николай Миловидов
  • Василий Крапивин
  • Антон Ладыгин
  • Станислав Белых
  • Александр Бровкин
  • Левон Айрапетов
  • Владимир Биндеман
  • Дмитрий Ликин
  • Антон Яр-Скрябин
  • Александр Асадов
  • Наталья Сидорова
  • Александра Кузьмина
  • Тотан Кузембаев
  • Валерия Преображенская
  • Юлий Борисов
  • Наталия Шилова
  • Сергей Орешкин
  • Даниил Лоренц
  • Владимир Плоткин
  • Илья Уткин
  • Михаил Канунников
  • Карен Сапричян
  • Дмитрий Васильев
  • Илья Машков

Постройки и проекты (новые записи):

  • Гимназия А+
  • Реконструкция здания на Зубовской площади
  • Свердловская филармония
  • Международный терминал Ватерлоо
  • Здание офиса продаж ЖК «Селигер Сити»
  • Жилой комплекс WhiteLines
  • Редевелопмент территории мукомольного комбината
  • Гостиница на площади Советской Армии
  • Парк Domino

Технологии:

12.10.2018

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
10.10.2018

Русский авангард в интерьерах нового терминала аэропорта Шереметьево

Когда появляется желание сделать что-то абсолютно новое или индивидуальное или воссоздать что-то историческое и гениальное, даже большой палитры стандартных декоров FunderMax может не хватить для полета фантазии архитектора или дизайнера. И тут на помощь приходит FunderMax Individual.
ООО «Декотек Инжиниринг»
01.10.2018

Капремонт системы отопления без сварки

Инновационные решения от Viega Megapress: впервые в России ремонт системы отопления многоэтажного дома проведен полностью без применения сварки, методом холодной опрессовки.
Viega
01.10.2018

Пространства для создания инноваций и почему они важны для всех компаний

Креативность и новые идеи становятся новым ключевым параметром деятельности компаний, без которого не обходится ни один лидер рынка. Но чтобы процесс создания инноваций действительно работал, необходимо создать для сотрудников подходящие рабочие условия, в которых они будут максимально креативными. По материалам исследования Ideation Group, Haworth Inc.
HAWORTH
25.09.2018

Пространство без границ

Современные архитектурные решения предполагают размытие границы между внутренней и внешней средой. Новые защитные ограждения системы «Реалит» RPE 35 и RPI 23 расширяют пространство, превращая стекло в огромный световоздушный экран.
Архитектурные системы «Реалит»
другие статьи