Первым был рассмотрен проект регенерации объекта торгового назначения с апартаментами на Арбате, 22/2, стр.1,4 (ООО «Арх Строй Проект», арх. А.В. Кукушкин). Существующий одноэтажный дом планируется увеличить до трех этажей – что не вызвало нареканий со стороны группы, поскольку Арбат давно подрос и «как-то надо использовать одноэтажную халупку». Однако вопросы вызвало то, что здание выходит за красную линию, а поскольку регенерация – понятие градостроительное, то Виктор Шередега предложил воспользоваться этим фактором и восстановить единый фронт застройки. В итоге решили согласиться с «натянутой регенерацией», а среди трех представленных вариантов выбрали тот, что без мезонина.
Проект корректировки строительства административного здания на ул. Новорязанская, 38 стр. 2 (ЗАО «Компания Атротек», арх. А.В. Шишков) был снят с рассмотрения, поскольку со стороны заказчика не было представлено историко-архитектурного исследования участка, который частично находится в охраной зоне.
Третьим был представлен проект апарт-отеля с подземной автостоянкой на Космодамианской набережной, 22, стр. 1,1 А (Моспроект-2, маст. №5, арх. М.Г. Леонов). Когда-то в этом районе была церковь Козьмы и Дамиана, которая сейчас утрачена – сейчас участок строительства расположен вне охранной зоны, однако находится рядом с памятником архитектуры, здания Кригс-комиссариата Николя Леграна (на той же набережной дом 24). На месте предполагаемой застройки расположено 2-этажное здание поликлиники с пристройкой, которую в 1990-е гг. хотели переоборудовать в организацию для борьбы со СПИДом. Однако в результате смены владельца сменились и ориентиры – теперь поликлинику решено снести и на ее месте построить 6–этажный апарт-отеля. У экспертов сразу возник вопрос о том, как функция борьбы со СПИДом сменилась «прямо-таки на противоположную»… На что авторами был дан ответ, что «подобная функция будет на первом этаже» гостиницы.
Однако главный вопрос оказался связан с известной двойственностью понятия апарт-отель, который в сегодняшней практике, как известно, по названию отель, а по сути – жилье без прописки. Судя по ходу обсуждения, согласования эти гибридные здания проходят, опираясь на слово «отель» в названии – в данном случае, однако, это сработало не совсем. Эксперты обратили внимание на то, что планировка здания с четырьмя лестницами, кухнями и большим количеством машиномест указывает больше на жилую функцию, чем на гостиничную. Поэтому было рекомендовано обсудить «что там будет» с заказчиком, поскольку «гостиница здесь может пройти, а вот жилье уже нет». А также, в связи с тем, что новый дом, повторяя сносимую поликлинику, заходит за красную линию Комиссариата, рекомендовали «выдержать красную линию», а потом уже возвращаться на обсуждение.
Предпроект учебно-методического центра МГТС со встроенной АТС в 3-й Люсиновском пер., 1 (АБ «АБВ-Проект», И.В. Остапенко). Место предполагаемой застройки находится вне охраной зоны, напротив Морозовской больницы, а ближайший к нему памятник – Мытный двор. На участке предлагается построить 14-этажное здание среднего учебного заведения, в том числе и для обучения сотрудников МГТС. Как заметили эксперты, сейчас вся МГТС может поместиться в одну квартиру, и получается, что это учебное заведение рассчитано чуть ли не на всю Евразию. Также группа отметила, что проект вызовет недовольство со стороны жителей элитного «Английского квартала», которые вынуждены будут «упереться глазами» в выросший перед ними объем. Поэтому предложено было снизить этажность и принести в следующий раз несколько вариантов.
Предпроект комплексной реконструкции учебно-спортивного комплекса «Искра» на Сельскохозяйственной ул., 26. (АБ ч.к. РААСН Р.Г. Кананина) был рассмотрен для составления АРИ. Объект находится вне охранной зоны, рядом с Ивановой и Леоновой пустошью, и соответственно с церковью Ризположения в Леоново, а также строящимся китайским парком «Хуанин», из-за которого на территории произошла корректировка охранной зоны. Рядом стоит высотная башня «ВДНХ» архитектора Алексея Бавыкина. Проект предполагает реконструкцию детско-юношеского спортивного комплекса, создание двух подземных паркингов (на 500 и 190 м/м) и строительство гостиницы на 260 номеров. Как рассказали авторы, они «гуманно подходят к местности», каскадом снижая этажность гостиницы по мере приближения к Яузе с 24-х до 10-ти этажей. По поводу двух подземных стоянок Виктор Шередега высказался резко критично, мол, как можно такую нежную природу всю заливать бетоном, тем более у воды. Второй критический момент состоял в том, что стадион в проекте концептуально остается таким же, как и полвека назад. И третье самое большое возражение вызвал проект гостиницы.
После того, как на Сельскохозяйственной была построена башня Алексея Бавыкина, единственное высотное здание с этой стороны проспекта Мира, Александр Кузьмин предложил разработать всю территорию, для того, чтобы создать там «поддерживающие среду» объемы. Показанный проект Р. Кананина в целом продолжает заданную линию, однако, как отметили все эксперты, огромная стена здания действует угнетающе и ее пропорции не увязаны с ландшафтом местности, плюс ко всему – вообще не понятно зачем детскому спортивному центру гостиница и на кого она рассчитана. Поэтому предложено было «разорвать» объем и сделать несколько вариантов, провести расчет фактических потребностей гостиницы и действовать деликатно – не с 24-х до 10 этажей, а с 10-ти до трех.