Реконструкция в законе

Пока московские СМИ пытаются выяснить, каковы шансы кинотеатра «Ударник» сохранить свой исторический облик, петербургские ищут виновных в разрушении флигеля Благовещенского синодального подворья на Васильевском острове. Участившиеся прецеденты незаконного сноса памятников культуры подвигли депутатов Госдумы принять закон, обязывающий правительство РФ ежегодно отчитываться о состоянии объектов наследия. Об этих и других новостях читайте в нашем новом обзоре прессы.

mainImg
Реконструкция  кинотеатра «Ударник» может обернуться  гибелью для  этого  памятника архитектуры. Данное здание, являющееся частью знаменитого «Дома на Набережной» (арх. Б.Иофан, 1931), буквально через несколько недель могло бы отметить свое 80-летие, но сейчас закрыто на реконструкцию. Как сообщает «Коммерсант», «на месте кинотеатра «Ударник» появится крупный концертный зал «Мега Холл». Киноконцерн «Каро», владеющий объектом, уже договорился с потенциальными соинвесторами. <...> У «Каро Фильм», по словам его представителя Павла Лопанова, есть идея сохранить на части площадей «Ударника» кинозал, а на оставшейся части создать современный концертный зал». Однако проблема заключатся в том, что «Ударник» является памятником архитектуры, а потому перепланировке не подлежит. Об этом сообщила в интервью агентству «Интерфакс» координатор общественного движения «Архнадзор» Наталья Самовер. «Произнесено слово «реконструкция», и вся реакция градозащитников сейчас направлена против этого слова, потому что кинотеатр входит в ансамбль «Дома на набережной» и является памятником архитектуры регионального значения. Закон в отношении памятников разрешает только два действия: реставрацию и приспособление к современному использованию. Слово «реконструкция» – это понятие, предполагающее существенное изменение параметров объекта. А в соответствии с законом это должно квалифицироваться как повреждение памятников истории, это уголовное преступление, которое карается по 243 статье УК лишением свободы до двух лет. Поэтому сам этот термин применительно к памятнику звучать не может»  Тем временем информационное агентство Лента.Ru опровергает заявление владельца, приводя в качестве доказательства слова нынешней администрации кинотеатра: «Никаких предложений по реконструкции или капитальному ремонту от организации, арендующей 80 процентов кинотеатра, к нам не поступало». 

Нынешняя неделя оказалась богатой на и на иные опровержения, связанные с реконструкцией различных объектов культурного наследия. Пока одни СМИ пытаются прояснить ситуацию, связанную с «Ударником», на страницах других изданий продолжается обсуждение нового облика Большого театра. Поводом для них стало громогласное выступление одного из самых востребованных артистов балета Николая Цискаридзе, обнародованное в конце прошлой недели, в день официального открытия исторического здания театра.  Напомним, Цискаридзе в достаточно экспрессивных выражениях выразил свое недовольство нынешним обликом как репетиционных и технических помещений, так и зрительного зала, заявив, что после реконструкции театр потерял не только  свой естественный облик и атмосферу, но и множество ценных деталей интерьера, начиная с бронзовых дверных ручек и заканчивая удобным напольным покрытием. Это выступление, сильно контрастирующее с другими оценками работы реставраторов, не могло остаться без внимания тех, кто посчитал себя уязвленным. В частности, министр культуры РФ Александр Авдеев официально заявил, что высказывания Цискаридзе не соответствуют действительности: «Николай напутал, там ничего пластмассового нет, а все декорации и весь декор зала сделан так, как этого требует современная акустика – специальное дерево, специальное папье-маше резонансное. А если и есть пластмасса, то это провода, которые вделаны в стену. Больше ничего», – сказал Авдеев журналистам в понедельник. «Я не хочу язвить по поводу Николая, потому что он прекрасный танцовщик и заслуживает глубокого уважения», – передает слова министра РИА Новости.

Если ответ на слова  народного артиста Цискаридзе прозвучал из уст самого министра культуры, то в дискуссию с возмущенной общественностью, выразившей свое недовольство новым обликом Аполлона, стоящего на портике ГАБТа, вступили инвесторы. Их представитель официально сообщил журналистам, что фиговый листок, украшающий фигуру Аполлона, существовал на статуе и раньше, однако во время бомбежек Москвы в 1941 году эта немаловажная деталь скульптурной композиции была разрушена. «Фигуру Аполлона в ГАБТ восстановили без искажений», заявили представители компании-генподрядчика. «Предположительно, и фиговый листок, и венок на голове Аполлона – на его появление, кстати, никто почему-то не обратил внимания – были утрачены в 1941 году, во время взрыва бомбы. Тогда же были потеряны и скульптуры музы лирической поэзии Эрато и музы танца Терпсихоры в нишах на фасаде Большого театра. Решение о восстановлении любой, даже малейшей детали, принималось коллегиально, с привлечением нескольких комиссий и независимых экспертов».

А в Санкт-Петербурге тем временем решается судьба зданий, которым реставрация может уже не помочь. Речь идет о флигеле Благовещенского синодального подворья, расположенном на Восьмой линии Васильевского острова по адресу: дом 61, литера Б. Незаконный демонтаж здания, в ходе которого произошло частичное обрушение стен второго этажа, был осуществлен 28 октября. На следующий день КГИОП, получившее сигнал от местных жителей,  предписало прекратить разрушительные работы. Однако к этому моменту от флигеля остались одни руины. Нынешний владелец здания  выдвинул иные  причины гибели памятника архитектуры. По его словам, «никакого сноса не было.  Флигель находится рядом со школой, и дети не раз проникали внутрь. Чтобы обезопасить их от потенциальной опасности, здание решили оградить. Стали ровнять площадку для того, чтобы установить леса, и произошло обрушение второго этажа. Стены первого этажа остались на месте». Но сотрудникам КГИОП такие доводы показались неубедительными: «По поводу обрушения мне кажется, что это полная ерунда. Если произошло обрушение какого-то кусочка, это не повод флигель полностью снести. Такие работы на территории объекта культурного наследия невозможны без разрешения КГИОПа», – сообщил член совета по сохранению культурного наследия Александр Кононов.  Сейчас против нынешнего  владельца бывшего флигеля – вице-президента и директора по производству группы компаний «Восток-сервис» Дмитрия Головнева возбуждено административное дело, а он сам собирается привлечь градозащитников к уголовной ответственности за клевету.

В те же дни  Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры во главе с его новым руководителем Александром Макаровым, принял участие в спасении другой единицы  архитектурного наследия. Речь идет о так называемом «Доме Леонтьевой», расположенном в городе Сестрорецке Ленинградской области. Недобросовестный собственник, получивший в свое пользование этот памятник архитектуры, довел объект культурного наследия до критического состояния. И теперь КГИОП пробует изъять здание у владельца, основываясь на том, что оговоренные в договоре купли-продажи реставрационные работы так и не были осуществлены: «Действия «Компании «Ренессанс» были направлены на разрушение выявленного объекта культурного наследия», – цитирует заявление представителей КГИОПа Фонтанка.ru.

Следующим на тревожные вести откликнулся новый губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, обеспокоенный участившимися прецедентами незаконного снова памятников архитектурного наследия. Он сходу пообещал ужесточить  контроль над  инвесторами и арендаторами. «По словам Г.Полтавченко, им принято решение, в соответствие с которым в самое ближайшее время будет создана рабочая группа для проведения инвентаризации подобных объектов и подготовлены предложения по их содержанию и реконструкции. Речь идет не только о наложении штрафных санкций, но и об изъятии объектов у недобросовестных пользователей», – пишет Интерфакс. Позже эта же тема нашла отклик и у депутатов Госдумы, решивших внести изменения в законы, оберегающие культурное наследие нашей страны. «Госдума приняла в третьем чтении закон, обязывающий правительство РФ ежегодно представлять в обе палаты федерального собрания государственный доклад о состоянии памятников истории и культуры народов России», –  сообщает РИА Новости.

В заключение обзора упомянем искрометную статью Григория Ревзина, посвященную выставке «Цистерна» архитектора Александра Бродского, которая открылась в галерее Collector gallery на Волгоградском проспекте. «Этот коллектор – довольно бесформенное пространство, как бы такая обширная бетонная пещера, возведенная по бесхозяйственности. Оно перегорожено рядом устоев, при некотором напряжении фантазии воспринимаемых как колоннада. Стены бетонные, неприятной фактуры. <...>Бродский развесил на стенах лайт-боксы с вентиляторами и закрыл это белыми занавесками, и они чуть колышутся. Получилась городская площадь с окнами, за которыми есть живые. <...> Это не тем напоминает брежневское время, что Бродский подсветил брежневские руины, а тем, что высветил брежневское ощущение. Если кто помнит, может быть, там, в семидесятые, начались какие-то разнообразные духовные поиски незнамо чего. Такие несколько сонные духовные поиски. В религию, в мистику, в дзен, еще куда – отчасти довольно пошловато у нас это вышло, а уж чем кончилось – и вспоминать не хочется. Но за этим стоит первичная интуиция, что смысл надо поискать в себе, в своем опыте, потому что вокруг, в актуальной повестке дня, его уж точно нет».
zooming
Кинотеатр «Ударник». Фото ИТАР-ТАСС

03 Ноября 2011

Похожие статьи
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.