Шкаф, яхта и другие состояния современного ландшафта

24 октября в Доме на Брестской были подведены итоги XII фестиваля «Ландшафтная архитектура. Взгляд из дома». Увы, практически в половине номинаций первые места так и не были присуждены.

mainImg
В том, что у жюри могут возникнуть проблемы с определением проектов-победителей, стало понятно еще при первом беглом знакомстве с конкурсной экспозицией. Дело в том, что в ней очевидно преобладали проекты благоустройства приусадебных участков, тогда как ландшафтов общегородских или дворовых пространств были считанные единицы. Подобная диспропорция была характерна и понятна для конца 1990-х, когда фестиваль  «Ландшафтная архитектура. Взгляд из дома» только возник, но в 2000-е соотношение проектов выровнялось (возможно, не качественно, но количественно точно), поэтому вновь сталкиваться с явным преобладанием частного капитала над муниципальным и государственным откровенно обидно. В то время как только ленивый чиновник не говорит о необходимости создания комфортных общественных пространств, российские города страдают от их острейшего дефицита. Ничем другим не получается объяснить тот факт, что большую часть призовых места в номинации «Общегородские территории» завоевали проекты из Белоруссии (первое место проект из Минска, третье – из Гомеля), а для того, чтобы хоть как-то наполнить номинацию «Городские дворовые пространства», членам жюри пришлось сначала перевести в нее проект из другого конкурсного раздела. Впрочем, обо всем по порядку.
Проект комплексного благоустройства микрорайона №52 в районе Марфино СВАО г.Москвы. Архитектурное бюро «ПланАР»
«Геометрический сад. Состояния». Мария Ожерельева, Михаил Судаков

Гран-при XII фестиваля «Ландшафтная архитектура. Взгляд из дома» практически единогласно был присужден проекту «Геометрический сад. Состояния» Марии Ожерельевой и Михаила Судакова. Это действительно очень лиричная и красивая работа – деревья и кустарники, которым приданы самые разные геометрические формы, меняют свою внешность и палитру в зависимости от времени года (показаны весна, осень и зима), но сохраняют продуманное единство композиции. Как нам рассказал один из членов жюри фестиваля, главный редактор журнала «Архитектурный вестник» Дмитрий Фесенко, это была «бесспорная победа».
«Парк Победы». Реконструкция зоны отдыха водохранилища «Комсомольское озеро» в Минске. Мастерская ландшафтной архитектуры «Минскпроект»

Первое место в номинации «Общегородские территории» разделили два проекта. Один из них, как уже было сказано, белорусский. Это «Парк Победы», реконструкция зоны отдыха водохранилища «Комсомольское озеро» в Минске, выполненная мастерской ландшафтной архитектуры «Минскпроект» (авторский коллектив под руководством А.А.Аксеновой). Монументальный, я бы даже сказала, державный дух чувствуется в этой работе буквально во всем, однако авторам следует отдать должное: огромная территория (160 га!) не просто приведена в порядок и приспособлена для отдыха горожан, но очень удачно зонирована на отдельные тематические участки.
Благоустройство и озеленение парка «Алые паруса» в Воронеже. ООО «МЕГАПАРК», Оливье Даме «Damee, Vallet & Associes»

Вторым призером в этой номинации стал проект благоустройства и озеленения парка «Алые паруса» в Воронеже – совместная работа ООО «МЕГАПАРК» и Оливье Даме из «Damee, Vallet & Associes». Как следует из названия, парк оформлен в духе знаменитой сказки Александра Грина, правда, это не значит, что на каждом углу здесь плещутся алые флаги и стоят корабли – скорее, в основу концепции положен принцип о том, что каждый посетитель сможет реализовать и занять себя. В воронежских «Алых парусах» очень много спортивных и детских площадок, также есть «Шахматный домик», дорожки для неторопливых прогулок с младенцами и уголки отдыха для пенсионеров.
Проект комплексного благоустройства микрорайона №52 в районе Марфино СВАО г.Москвы. Архитектурное бюро «ПланАР»

В номинации «Городские дворовые пространства» первое место присуждено не было, а второе (строго говоря, вообще единственное присужденное в этой категории) досталось проекту комплексного благоустройства микрорайона №52 в районе Марфино СВАО г.Москвы (архитектурное бюро «ПланАР»). Как рассказывают сами архитекторы, их задача заключалась в том, чтобы сделать типовой квартал панельных домов более комфортным и «человечным». Для того чтобы район приобрел индивидуальность и однообразные дома визуально отступили на второй план, им пришлось использовать самые яркие цвета и «кричащие» приемы – в частности, для каждого из шести кварталов микрорайона предусмотрена детская площадка с ярким разноцветным покрытием и специальное животное-символ, по которому в Марфино стало гораздо проще ориентироваться. И все же, несмотря на всю неординарность и позитивность придуманных решений, проект бюро «ПланАР» занял лишь второе место. Причина, как нам объяснил Дмитрий Фесенко, не в том, что сама работа не дотягивала до «золота»: «Просто она слишком наглядно показала, что реабилитация панельной застройки очень трудна, а, может быть, и вообще невозможна».
«Лесной сад». Юлия Новаковская

Не оказалось победителя и в номинации «Проект», зато два первых места жюри присудило в номинации «Приусадебные участки». «Золото» между собой разделили проект «125 ступеней вниз» Елены Асташкиной и «Лесной сад» Юлии Новаковской.
«Игры с цветом».Студия ландшафтного дизайна «Belstudio»

В номинации «Элемент ландшафтного дизайна» лучшими были признаны «Игры с цветом» – живописный сад студии ландшафтного дизайна «Belstudio». Растения здесь действительно тщательно подобраны друг к другу таким образом, чтобы палитра сада почти в любое время года радовала глаз насыщенностью и разнообразием оттенков.
zooming
«Беседка-яхта». Архитектурное бюро Ивана Качалова

Лучшим «Предметом в ландшафте» жюри назвало «Беседку-яхту» архитектора Ивана Качалова. Этот павильон для активного дачного отдыха был спроектирован для молодой супружеской пары, очень любящей море и все, что с ним связано. Именно поэтому архитектор придал беседке очевидное сходство с яхтой: обширная палубная кухня соседствует с вместительной кают-компанией, а на верхней «палубе» создана зона для уединения. Присудив этому проекту первое место, эксперты тем не менее отметили и его недостатки: в частности, верхняя зона отдыха никак не защищена от дождя, а все дерево покрыто густым блестящим лаком, что противоречит ключевым для жанра ландшафтной архитектуры идеям натуральности и единения с природой. «Возможно, со временем климат сможет с этим справиться, но пока лак очень бросается в глаза и портит впечатление от объекта», – признается Дмитрий Фесенко.
zooming
«Капсульный отель». Творческая мастерская «АрхНах»

И, наконец, осталась без первого места номинация «Арт-объект». С одной стороны, это даже немного странно, если учесть количество существующих сегодня фестивалей лэнд-арта и их кипучую активность, но с другой, сложно не согласиться с членами жюри в том, что почти все созданные в рамках «Архстояния» и ему подобных акций объекты носят характер шутливых высказываний «для своих».  После долгих споров эксперты присудили в этой номинации два вторых места. Одно из них досталось «Капсульному отелю» Кирилла Баира и Дарьи Лисицыной (творческая мастерская «АрхНах»). Архитекторы назвали придуманную гостиницу «Ваш шкаф», и она действительно больше всего похожа на гигантский шкаф-купе, в каждом отделении которого может переночевать постоялец. Для строительства отеля Баир и Лисицына использовали природные экоматериалы – старую деревянную мебель, найденные на свалках доски и двери. Нужно сказать, именно последнее обстоятельство во многом и не позволило этому проекту претендовать на «золото» – жюри увидело в использовании дверей слишком явную цитату известного проекта Александра Бродского.
«Холм Дружбы». Ландшафная мастерская «План Б»

Второе «серебро» досталось проекту озеленения эксплуатируемой террасы пентхауса (ландшафная мастерская «План Б»). Проект, получивший название «Холм Дружбы», представляет собой искусственную биоморфную насыпь, поднявшись на которую, можно обозреть панораму всей Москвы. Одним членам жюри проект понравился своей нетрадиционной пластикой, другие отметили явное несоответствие выбранной формы стилистике «сталинского» дома, в котором расположен пентхаус.


Ниже публикуем полный список лауреатов XII фестиваля «Ландшафтная архитектура. Взгляд из дома».

ГРАН – ПРИ
«Геометрический сад. Состояния»
Авторы: Мария Ожерельева, Михаил Судаков

I место

В номинации «Общегородские территории»
Благоустройство и озеленение парка «Алые паруса» в Воронеже
Авторы: ООО «МЕГАПАРК», Оливье Даме «Damee, Vallet & Associes»

«Парк Победы». Реконструкция зоны отдыха водохранилища «Комсомольское озеро» в Минске
Авторский коллектив: Мастерская ландшафтной архитектуры «Минскпроект», авторский коллектив под руководством А.А.Аксёновой

В номинации « Городские дворовые пространства»
Первое место не присуждено

В номинации «Приусадебные участки»
«125 ступеней вниз»
Автор: Елена Асташкина
«Лесной сад»
Авторы: Ю.Новаковская, А. Дяченко, «Природный сад», Ландшафтная компания Юлии Новаковской

В номинации «Проект»
Первое место не присуждено

В номинации «Элемент ландшафтного дизайна»
«Игры с цветом» Живописный сад
Авторы: Людмила Белых, Ольга Шадрина
«Belstudio»,Студия ландшафтного дизайна Людмилы Белых

В номинации « Предмет в ландшафте»
«Беседка-яхта»
Автор: Иван Качалов, Архитектурное бюро Ивана Качалова

В номинации « Арт-объект»
Первое место не присуждено

II место
    
В номинации «Общегородские территории»
Второе место не присуждено

В номинации «Городские дворовые пространства»
Проект комплексного благоустройства микрорайона №52 в районе Марфино СВАО г.Москвы
Авторы: Наталия Воинова, Илья Мукосей, Надежда Софинская, Дорина Рогацкина, Архитектурное бюро «ПланАР»

В номинации «Приусадебные участки»
«Сад одного настроения» в к/п «Усадьба Аносино»
Автор: Ирина Волкова

В номинации «Проект»
«Сад культур». Ландшафтная концепция микрорайона
Авторы:  Екатерина Кощеева, Ландшафтное бюро «Арбор»

В номинации «Элемент ландшафтного дизайна»
 «Теневой сад в Новогорске»: цветники
Автор: Анатолий Шахов, УПЦ «Цветущая планета»

В номинации «Предмет в ландшафте»
Эко-беседки для программы НТВ «Дачный ответ»
Авторы: Татьяна Кононова, Михаил Левин, Архитектурное бюро «Проектор»

В номинации «Арт-объект»
«Капсульный отель»
Авторы: Кирилл Баир, Дарья Лисицына. Творческая мастерская «АрхНах» (Бюро архитектурных находок)

«Холм Дружбы», проект озеленения эксплуатируемой террасы пентхауса
Авторы: Григорий Левит, Алексей Саянов, Ксения Виноградова, Ландшафная мастерская
«План Б»


III место

В номинации «Общегородские территории»
Благоустройство территории возле здания «Беларуснефть»  в Гомеле
Авторы: Алла Пацкевич, Юрий Пацкевич

В номинации «Городские дворовые пространства»
Третье место не присуждено

В номинации «Приусадебные участки»
«Перед домом»
Авторы: Александр Сергеев, Ирина Сергеева,
Ландшафтная мастерская Сергеевых

«Современный сад на берегу реки»
Авторы: Лана Гринева, ООО «Философия Дизайна» совместно с «Enea», «технология строительства», Студия «Архитектура Живой Формы»

В номинации «Проект»
Эскизный проект парка, прилегающего к территории Министерства энергетики Республики Татарстан в Казани
Авторский коллектив: Строительная компания «Атриум»

«Русский сад в Берлине» на территории комплекса "Сады Мира" в Марцане
Авторы: Александр Хомяков, «Моспроект-4»,  Александр Колосов, ООО «Фортуна»

 В номинации «Элемент ландшафтного дизайна»
«…Позови меня, тихая  Родина»  Фрагменты реализованных проектов экологических участков на территории нескольких детских садов, находящихся в разных регионах и в разных типах поселений
Автор: Татьяна Евфратова

В номинации «Предмет в ландшафте»
«Червяк-рудокоп»
Автор: Роман Шафиев, Творческая мастерская «Слово», руководитель Сергей Якутов

Скамейка «КЛУБ»
Автор: Елена Герасимова

В номинации «Арт-объект»
«Облако на воде»
Автор: Алена Хорева
 

28 Октября 2011

Похожие статьи
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Технологии и материалы
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сейчас на главной
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
«Слово и камень» №3
Альманах современного церковного искусства – издание с аскетическим дизайном и пространными текстами, в том числе со множеством интервью – вышел в третий раз. Новая книжка самая объемная. Пролистали, показываем оглавление и редакционную статью.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?