Новая Голландия: теперь open space

Сегодня в Санкт-Петербурге, впервые за триста лет, для посетителей открывается Новая Голландия. Одновременно в Центральном военно-морском музее на Крюковом канале начинает свою работу выставка проектов, разработанных в рамках международного архитектурного конкурса на лучшую концепцию развития этого едва ли не самого загадочного острова в городе.

mainImg
Подобная синхронность – отнюдь не совпадение. Нынешний инвестор острова – компания «Новая Голландия Девелопмент» (дочерняя структура компании Романа Абрамовича Millhouse) намерена сделать процесс ревитализации данной территории максимально открытым, если не сказать, публичным. Поэтому петербуржцы могут увидеть и оценить не только все проекты, участвовавшие в конкурсе (выставлены даже концепции, не вошедшие в шорт-лист), но и заглянуть за знаменитые краснокирпичные стены, обойти треугольный остров изнутри и мысленно «примерить» предложения архитекторов по месту. Более того, всем посетителям дается право голоса: отдельный зал на выставке, названный «Будущее», целиком отдан под высказывания горожан – главными и единственными экспонатами здесь являются заполненные анкеты, развешенные по стенам с помощью миниатюрных магнитов. Впрочем, обо всем по порядку.

Новая Голландия, основанная Петром Первым и на протяжении трех столетий остававшаяся закрытым ведомственным объектом, куда не ступала нога невоенного человека, является местом для Петербурга сколь характерным, столь и знаковым. С одной стороны, потрясающий памятник эпохи раннего классицизма – чего стоят хотя бы величественная арка Валлен-Деламота, неприступные толстостенные корпуса, торжественный ритм краснокирпичных пилонов, – а с другой совершенно не приспособленный для жизни кусок городской территории. Здесь, например, нет канализации (судостроению она как бы и ни к чему), а электричество до самого недавнего времени обеспечивали дизельные генераторы. В каком-то смысле Новая Голландия – это такие ворота в прошлое, волею судьбы оказавшиеся посреди современного города: время на острове словно остановилось, хотя сам он за прошедшие 300 лет успел не только благородно состариться, но и частично руинироваться.

Попытки что-то сделать с Новой Голландией предпринимались не раз: впервые идея передать эту территорию городу была выдвинута еще в 1977 году. В 1997-м идею создать на острове многофункциональный культурный центр начал активно лоббировать Валерий Гергиев, в 2002-м по заказу маэстро проект реконструкции его территории разработал американский архитектор Эрик Мосс. По мнению последнего,  имидж острова очень бы освежило большое количество стекла и активные деконструктивистские формы, но петербуржская общественность во главе с тогдашним главным архитектором города Олегом Харченко единодушно встала на защиту Новой Голландии. И, в общем, их пафос был понятен – стратегия «лучше никак, чем так» не раз спасала российские памятники от необдуманных вмешательств. В 2004-м остров, наконец, перешел в ведение администрации Санкт-Петербурга. В 2006 был проведен инвестиционно-архитектурный конкурс, в котором победил «СТ Девелопмент» Шалвы Чигиринского, нанявший в качестве генпроектировщика самого Нормана Фостера. Проект архитектурной звезды номер один, по сравнению с предложением Мосса, был сама тактичность: исторические стены Фостер не трогал, здания не сносил, а посреди пруда элегантно сажал небольшой «звездолет» Дворца фестивалей. У этого проекта было много как сторонников, так и противников, но реализации в итоге помешали не идеологические споры и даже не медлительность согласовательной махины, а экономический кризис. Компания «СТ Девелопмент» была объявлена банкротом, а город от услуг одного из самых дорогих архитекторов в мире благоразумно решил отказаться.

В прошлом году состоялся новый тендер на реконструкцию – его-то и выиграла компания Романа Абрамовича, хотя, строго говоря, все заранее понимали, что конкурентов у него не было. В том числе и по срокам реализации проекта: «Новая Голландия Девелопмент» взяла на себя обязательства превратить остров в динамичный общедоступный квартал всего за семь лет. В феврале этого года компания объявила архитектурный конкурс на разработку концепции реконструкции, а в мае экспертный совет обнародовал шорт-лист состязания.

Даже одного похода на остров (а журналистов организаторы любезно провели по Новой Голландии за день до ее официального открытия) достаточно, чтобы понять: потенциал у данной территории огромный. Во-первых, площадь – 7,8 га в самом центре города, во-вторых, архитектура – вблизи «крепостная» застройка Новой Голландии еще сильнее впечатляет своей величественностью и подлинностью. Впрочем, не менее огромны проблемы, которые инвесторам предстоит решить на пути к культурному будущему. Руины нуждаются в музеефикации, существующие здания – в реставрации, пространства – в продуманном и разнообразном освоении. Новая Голландия действительно оказалась местом, попав в которое, долго не хочется уходить, но, понятно, что это желание в посетителях нужно как-то поддержать коммерчески. Собственно, именно на поиск оптимальных соотношений разных функций и был направлен новый конкурс: его участники пока не считали ни ТЭПы, ни экономику своих проектов, они должны были лишь прикинуть, как использовать потенциал острова по максимуму, сделав упор на культурно-социальную составляющую.

Пока же на территории острова возможности использования наметаны лишь пунктиром: архитектор Борис Бернаскони разработал проект благоустройства его центральной части на предстоящее лето. Здесь разбит аккуратный газончик, расставлены шезлонги и лавочки, вокруг пруда построены мостки с трогательными надписями «Не купаться» и «Не нырять», выдающими, на мой взгляд, несколько избыточный оптимизм организаторов по поводу нынешнего состояния острова: вот что-что, а нырять в водоем с мутно-бурой водой, подернутой радужной бензиновой пленкой, ну абсолютно не хочется. В качестве же летних павильонов здесь выступают выкрашенные в яркие цвета морские контейнеры,  живописно разбросанные Бернаскони по зеленой траве. В одном случае это кафе, в другом магазин, в третьем выставочный зал, в четвертом лавка для реализации натурпродукта – выращенных здесь же, на импровизированном огородике, овощей.

Саму выставку придумал и воплотил в жизнь английский архитектор Дэвид Кон (David Kohn Architects). И это получилась очень стильная по форме и глубокая по содержанию экспозиция, в которой информация о проекте и его участниках становится таким же зрелищным и полноправным экспонатом, как и сами проекты реконструкции. В качестве основного и единственного цвета оформления залов выбран белый, как нельзя лучше символизирующий стадию «с чистого листа», а сами они сильно варьируются по своим габаритам, что исключает ощущение однообразия помещений, даже при том, что экспозиция закольцована. Потрясает и то, насколько многообразно представлены проекты участников: можно прочитать текстовое описание и изучить чертежи и схемы, можно посмотреть видеоролики, можно полистать альбомы. Масштаб предстоящих работ задает гигантский макет существующей застройки Новой Голландии, выполненный из фанеры: он похож на огромную змею, свернувшуюся калачиком, и занимает целый зал. Можно посмотреть и на саму героиню конкурса: еще один зал заполнен лавочками, установленными напротив большого окна, выходящего прямо на остров.

Но, конечно, больше всего внимание публики привлекают макеты. Они очень разные: есть полностью стеклянный, есть остров под колпаком (эдакое блюдо от шеф-повара), а есть и проект реконструкции, показанный в масштабе всего Адмиралтейского района. Архитекторы неукоснительно выполнили пожелание инвестора о превращении Новой Голландии в центр культурно-общественной жизни, но каждый сделал это по-своему. Для Юрия Аввакумова, например, важнее всего оказались художественные мастерские – он даже придумывает для них новый бренд «Островные Мастерские Новой Голландии», по похожему сценарию пошли и Dixon Jones. Дэвид Чипперфильд, наоборот, для всех активностей предполагает выстроить новые павильоны – стеклянные параллелепипеды, которые бы контрастировали с основной застройкой, а Рем Колхас и вовсе распиливает остров на четыре отдельных сегмента разного функционального назначения. MVRDV трактуют Новую Голландию как организм, способный к самостоятельному поступательному развитию, а WORKac превращают остров в ландшафтный парк. Проблемой парковки на острове всерьез озаботились только два участника: Лакатон & Вассаль предложили разместить 600 машиномест в глубоком цилиндре, а «Студия 44» рискнула «закопать» в грунты Новой Голландии обычный прямоугольный, но зато не очень глубокий гараж. Эта же мастерская придумала, как сделать внутренний водоем острова пригодным для купания: система шлюзов позволит очищать воду, а при необходимости и вовсе осушать бассейн, трансформируя его в сценическую площадку. Более детальный анализ каждого из представленных на выставке «Новые идеи для Новой Голландии» проектов Архи.ру опубликует на следующей неделе. 
Новая Голландия. Фото А.Мартовицкой
zooming
Новая Голландия. Фото: Петр Тимофеев. Иллюстрация с сайта www.newhollandsp.com
zooming
Новая Голландия. Фото: Петр Тимофеев. Иллюстрация с сайта www.newhollandsp.com
zooming
Новая Голландия. Фото: Петр Тимофеев. Иллюстрация с сайта www.newhollandsp.com
zooming
Новая Голландия. Фото: Петр Тимофеев. Иллюстрация с сайта www.newhollandsp.com
zooming
Новая Голландия. Фото: Петр Тимофеев. Иллюстрация с сайта www.newhollandsp.com
Новая Голландия. Фото А.Мартовицкой
Новая Голландия. Фото А.Мартовицкой
Новая Голландия. Фото А.Мартовицкой
Новая Голландия. Фото А.Мартовицкой
Новая Голландия. Фото А.Мартовицкой
Новая Голландия. Фото А.Мартовицкой

16 Июля 2011

Похожие статьи
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.
Перья на ветру
Павильон по проекту шанхайского бюро GN Architects, подчеркивая красоту пейзажа, служит для привлечения туристов на островок Чайшань в Восточно-Китайском море.
Дом из весенней материи
За этим домом мы наблюдаем уже пару лет: вроде бы простой, не очень сложный, но как удачно вписался в микрорайонный контекст после развязок МСД. Здорово запоминается этот дом всем, кто хотя бы время о времени ездит по шоссе. На наш взгляд, тут Сергею Никешкину, миксуя популярные приемы и подходы архитектуры 2010-х, удалось простое, вроде бы, здание превратить в высказывание «на тему дома как такового». Разбираемся, как так вышло.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Райский птичий лай
Вилла Casa Seriema, построенная в окрестностях Белу-Оризонти по проекту бюро Tetro, своими общественными пространствами обращена на горы, а частными комнатами – на густой лес.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Ковчег в заповеднике
Проект апарт-отеля мастерской Ильи Гринберга для Куршской косы – одновременно архитектурная капитуляция, как называют ее авторы, и осознанный выбор. Подход, вероятно, оценил бы Джон Рёскин, для которого в архитектуре была важна честность: здание не притворяется маленьким, не стремится раствориться или мимикрировать, но заявляет о себе с достоинством. Приняв данность ТЭПов и экономической модели, оно не увязает в рефлексии и демонстрирует сильные стороны. Подробную историю формообразования рассказывает главный архитектор проекта Илья Гринберг.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.