Новая Голландия: теперь open space

Сегодня в Санкт-Петербурге, впервые за триста лет, для посетителей открывается Новая Голландия. Одновременно в Центральном военно-морском музее на Крюковом канале начинает свою работу выставка проектов, разработанных в рамках международного архитектурного конкурса на лучшую концепцию развития этого едва ли не самого загадочного острова в городе.

Анна Мартовицкая

Автор текста:
Анна Мартовицкая

mainImg
0 Подобная синхронность – отнюдь не совпадение. Нынешний инвестор острова – компания «Новая Голландия Девелопмент» (дочерняя структура компании Романа Абрамовича Millhouse) намерена сделать процесс ревитализации данной территории максимально открытым, если не сказать, публичным. Поэтому петербуржцы могут увидеть и оценить не только все проекты, участвовавшие в конкурсе (выставлены даже концепции, не вошедшие в шорт-лист), но и заглянуть за знаменитые краснокирпичные стены, обойти треугольный остров изнутри и мысленно «примерить» предложения архитекторов по месту. Более того, всем посетителям дается право голоса: отдельный зал на выставке, названный «Будущее», целиком отдан под высказывания горожан – главными и единственными экспонатами здесь являются заполненные анкеты, развешенные по стенам с помощью миниатюрных магнитов. Впрочем, обо всем по порядку.

Новая Голландия, основанная Петром Первым и на протяжении трех столетий остававшаяся закрытым ведомственным объектом, куда не ступала нога невоенного человека, является местом для Петербурга сколь характерным, столь и знаковым. С одной стороны, потрясающий памятник эпохи раннего классицизма – чего стоят хотя бы величественная арка Валлен-Деламота, неприступные толстостенные корпуса, торжественный ритм краснокирпичных пилонов, – а с другой совершенно не приспособленный для жизни кусок городской территории. Здесь, например, нет канализации (судостроению она как бы и ни к чему), а электричество до самого недавнего времени обеспечивали дизельные генераторы. В каком-то смысле Новая Голландия – это такие ворота в прошлое, волею судьбы оказавшиеся посреди современного города: время на острове словно остановилось, хотя сам он за прошедшие 300 лет успел не только благородно состариться, но и частично руинироваться.

Попытки что-то сделать с Новой Голландией предпринимались не раз: впервые идея передать эту территорию городу была выдвинута еще в 1977 году. В 1997-м идею создать на острове многофункциональный культурный центр начал активно лоббировать Валерий Гергиев, в 2002-м по заказу маэстро проект реконструкции его территории разработал американский архитектор Эрик Мосс. По мнению последнего,  имидж острова очень бы освежило большое количество стекла и активные деконструктивистские формы, но петербуржская общественность во главе с тогдашним главным архитектором города Олегом Харченко единодушно встала на защиту Новой Голландии. И, в общем, их пафос был понятен – стратегия «лучше никак, чем так» не раз спасала российские памятники от необдуманных вмешательств. В 2004-м остров, наконец, перешел в ведение администрации Санкт-Петербурга. В 2006 был проведен инвестиционно-архитектурный конкурс, в котором победил «СТ Девелопмент» Шалвы Чигиринского, нанявший в качестве генпроектировщика самого Нормана Фостера. Проект архитектурной звезды номер один, по сравнению с предложением Мосса, был сама тактичность: исторические стены Фостер не трогал, здания не сносил, а посреди пруда элегантно сажал небольшой «звездолет» Дворца фестивалей. У этого проекта было много как сторонников, так и противников, но реализации в итоге помешали не идеологические споры и даже не медлительность согласовательной махины, а экономический кризис. Компания «СТ Девелопмент» была объявлена банкротом, а город от услуг одного из самых дорогих архитекторов в мире благоразумно решил отказаться.

В прошлом году состоялся новый тендер на реконструкцию – его-то и выиграла компания Романа Абрамовича, хотя, строго говоря, все заранее понимали, что конкурентов у него не было. В том числе и по срокам реализации проекта: «Новая Голландия Девелопмент» взяла на себя обязательства превратить остров в динамичный общедоступный квартал всего за семь лет. В феврале этого года компания объявила архитектурный конкурс на разработку концепции реконструкции, а в мае экспертный совет обнародовал шорт-лист состязания.

Даже одного похода на остров (а журналистов организаторы любезно провели по Новой Голландии за день до ее официального открытия) достаточно, чтобы понять: потенциал у данной территории огромный. Во-первых, площадь – 7,8 га в самом центре города, во-вторых, архитектура – вблизи «крепостная» застройка Новой Голландии еще сильнее впечатляет своей величественностью и подлинностью. Впрочем, не менее огромны проблемы, которые инвесторам предстоит решить на пути к культурному будущему. Руины нуждаются в музеефикации, существующие здания – в реставрации, пространства – в продуманном и разнообразном освоении. Новая Голландия действительно оказалась местом, попав в которое, долго не хочется уходить, но, понятно, что это желание в посетителях нужно как-то поддержать коммерчески. Собственно, именно на поиск оптимальных соотношений разных функций и был направлен новый конкурс: его участники пока не считали ни ТЭПы, ни экономику своих проектов, они должны были лишь прикинуть, как использовать потенциал острова по максимуму, сделав упор на культурно-социальную составляющую.

Пока же на территории острова возможности использования наметаны лишь пунктиром: архитектор Борис Бернаскони разработал проект благоустройства его центральной части на предстоящее лето. Здесь разбит аккуратный газончик, расставлены шезлонги и лавочки, вокруг пруда построены мостки с трогательными надписями «Не купаться» и «Не нырять», выдающими, на мой взгляд, несколько избыточный оптимизм организаторов по поводу нынешнего состояния острова: вот что-что, а нырять в водоем с мутно-бурой водой, подернутой радужной бензиновой пленкой, ну абсолютно не хочется. В качестве же летних павильонов здесь выступают выкрашенные в яркие цвета морские контейнеры,  живописно разбросанные Бернаскони по зеленой траве. В одном случае это кафе, в другом магазин, в третьем выставочный зал, в четвертом лавка для реализации натурпродукта – выращенных здесь же, на импровизированном огородике, овощей.

Саму выставку придумал и воплотил в жизнь английский архитектор Дэвид Кон (David Kohn Architects). И это получилась очень стильная по форме и глубокая по содержанию экспозиция, в которой информация о проекте и его участниках становится таким же зрелищным и полноправным экспонатом, как и сами проекты реконструкции. В качестве основного и единственного цвета оформления залов выбран белый, как нельзя лучше символизирующий стадию «с чистого листа», а сами они сильно варьируются по своим габаритам, что исключает ощущение однообразия помещений, даже при том, что экспозиция закольцована. Потрясает и то, насколько многообразно представлены проекты участников: можно прочитать текстовое описание и изучить чертежи и схемы, можно посмотреть видеоролики, можно полистать альбомы. Масштаб предстоящих работ задает гигантский макет существующей застройки Новой Голландии, выполненный из фанеры: он похож на огромную змею, свернувшуюся калачиком, и занимает целый зал. Можно посмотреть и на саму героиню конкурса: еще один зал заполнен лавочками, установленными напротив большого окна, выходящего прямо на остров.

Но, конечно, больше всего внимание публики привлекают макеты. Они очень разные: есть полностью стеклянный, есть остров под колпаком (эдакое блюдо от шеф-повара), а есть и проект реконструкции, показанный в масштабе всего Адмиралтейского района. Архитекторы неукоснительно выполнили пожелание инвестора о превращении Новой Голландии в центр культурно-общественной жизни, но каждый сделал это по-своему. Для Юрия Аввакумова, например, важнее всего оказались художественные мастерские – он даже придумывает для них новый бренд «Островные Мастерские Новой Голландии», по похожему сценарию пошли и Dixon Jones. Дэвид Чипперфильд, наоборот, для всех активностей предполагает выстроить новые павильоны – стеклянные параллелепипеды, которые бы контрастировали с основной застройкой, а Рем Колхас и вовсе распиливает остров на четыре отдельных сегмента разного функционального назначения. MVRDV трактуют Новую Голландию как организм, способный к самостоятельному поступательному развитию, а WORKac превращают остров в ландшафтный парк. Проблемой парковки на острове всерьез озаботились только два участника: Лакатон & Вассаль предложили разместить 600 машиномест в глубоком цилиндре, а «Студия 44» рискнула «закопать» в грунты Новой Голландии обычный прямоугольный, но зато не очень глубокий гараж. Эта же мастерская придумала, как сделать внутренний водоем острова пригодным для купания: система шлюзов позволит очищать воду, а при необходимости и вовсе осушать бассейн, трансформируя его в сценическую площадку. Более детальный анализ каждого из представленных на выставке «Новые идеи для Новой Голландии» проектов Архи.ру опубликует на следующей неделе. 
Новая Голландия. Фото А.Мартовицкой
zooming
Новая Голландия. Фото: Петр Тимофеев. Иллюстрация с сайта www.newhollandsp.com
zooming
Новая Голландия. Фото: Петр Тимофеев. Иллюстрация с сайта www.newhollandsp.com
zooming
Новая Голландия. Фото: Петр Тимофеев. Иллюстрация с сайта www.newhollandsp.com
zooming
Новая Голландия. Фото: Петр Тимофеев. Иллюстрация с сайта www.newhollandsp.com
zooming
Новая Голландия. Фото: Петр Тимофеев. Иллюстрация с сайта www.newhollandsp.com
Новая Голландия. Фото А.Мартовицкой
Новая Голландия. Фото А.Мартовицкой
Новая Голландия. Фото А.Мартовицкой
Новая Голландия. Фото А.Мартовицкой
Новая Голландия. Фото А.Мартовицкой
Новая Голландия. Фото А.Мартовицкой

16 Июля 2011

Анна Мартовицкая

Автор текста:

Анна Мартовицкая
Похожие статьи
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Промежуточное состояние
Общественный центр нового района в Цзясине по проекту B.L.U.E. Architecture Studio совмещает достоинства интерьерных и открытых пространств, городских и природных зон.
Контринтуитивное решение
Архитекторы UNStudio выяснили на примере своего свежего люксембургского проекта, что углеродный след гибридной бетонно-стальной конструкции может быть меньше, чем у деревянного каркаса.
На нулевом уровне
Кэнго Кума построил в префектуре Эхиме небольшой отель Itomachi 0 с нулевым уровнем потребления энергии из внешних источников. Это первый подобный объект на территории Японии.
Всех накормить
На ВДНХ для выставки «Россия» силами Концерна КРОСТ был спроектирован и реализован «Дом российской кухни» – в рекордные сроки. Он умело выстроен с точки зрения современного общепита, помноженного на шумную культурную программу, – и столь же успешно интерпретирует разностилевой характер выставки достижений. В то же время значительная часть его интерьера восходит к прообразам 1960-х годов, хоть «про зайцев» тут пой.
Образовательные технологии
Бюро Vallet de Martinis architectes построило недалеко от Парижа корпус новой инженерной школы ESIEE-IT. Среда здесь стимулирует разноуровневую коммуникацию как неотъемлемую часть современного процесса обучения.
Вокзал в лесу
В основу проекта железнодорожного вокзала Цзясина, разработанного бюро MAD, легла концепция «вокзал в лесу».
Ансамбль у мечети
Бюро ОСА подготовило мастер-план микрорайона в южной части Дербента. Его задача – положить начало формированию современной комфортной среды в городе. Организация жилых кварталов подчинена духовному центру: в зависимости от расположения относительно соборной мечети дома отличаются фасадными и пластическими решениями. Программа также включает центр гостеприимства, административные здания, образовательный кластер и воздушный мост.
«Зеленая» сладкая жизнь
Zaha Hadid Architects представили типовой проект заправочной станции для прогулочных судов на водородном топливе. Сначала станции планируется возводить в Средиземноморье, а затем и в других популярных у любителей катеров и яхт регионах мира.
Дом за колоннадой
Жилой дом Highnote по проекту бюро Studioninedots в Алмере включает полуобщественные пространства, которые должны оживить центр этого основанного в 1970-х нидерландского города.
Спасти книжный
Бюро Wutopia Lab спроектировало в Шанхае книжный магазин для тех, кто не читает. Чтобы заставить потенциальных посетителей вынырнуть из своих смартфонов, для них создали целый вертикальный город и наполнили его жизнью.
Технологии и материалы
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?