Сегодня в Санкт-Петербурге, впервые за триста лет, для посетителей открывается Новая Голландия. Одновременно в Центральном военно-морском музее на Крюковом канале начинает свою работу выставка проектов, разработанных в рамках международного архитектурного конкурса на лучшую концепцию развития этого едва ли не самого загадочного острова в городе.
Новая Голландия. Фото А.Мартовицкой
Подобная синхронность – отнюдь не совпадение. Нынешний инвестор острова – компания «Новая Голландия Девелопмент» (дочерняя структура компании Романа Абрамовича Millhouse) намерена сделать процесс ревитализации данной территории максимально открытым, если не сказать, публичным. Поэтому петербуржцы могут увидеть и оценить не только все проекты, участвовавшие в конкурсе (выставлены даже концепции, не вошедшие в шорт-лист), но и заглянуть за знаменитые краснокирпичные стены, обойти треугольный остров изнутри и мысленно «примерить» предложения архитекторов по месту. Более того, всем посетителям дается право голоса: отдельный зал на выставке, названный «Будущее», целиком отдан под высказывания горожан – главными и единственными экспонатами здесь являются заполненные анкеты, развешенные по стенам с помощью миниатюрных магнитов. Впрочем, обо всем по порядку.
Новая Голландия, основанная Петром Первым и на протяжении трех столетий остававшаяся закрытым ведомственным объектом, куда не ступала нога невоенного человека, является местом для Петербурга сколь характерным, столь и знаковым. С одной стороны, потрясающий памятник эпохи раннего классицизма – чего стоят хотя бы величественная арка Валлен-Деламота, неприступные толстостенные корпуса, торжественный ритм краснокирпичных пилонов, – а с другой совершенно не приспособленный для жизни кусок городской территории. Здесь, например, нет канализации (судостроению она как бы и ни к чему), а электричество до самого недавнего времени обеспечивали дизельные генераторы. В каком-то смысле Новая Голландия – это такие ворота в прошлое, волею судьбы оказавшиеся посреди современного города: время на острове словно остановилось, хотя сам он за прошедшие 300 лет успел не только благородно состариться, но и частично руинироваться.
Попытки что-то сделать с Новой Голландией предпринимались не раз: впервые идея передать эту территорию городу была выдвинута еще в 1977 году. В 1997-м идею создать на острове многофункциональный культурный центр начал активно лоббировать Валерий Гергиев, в 2002-м по заказу маэстро проект реконструкции его территории разработал американский архитектор Эрик Мосс. По мнению последнего, имидж острова очень бы освежило большое количество стекла и активные деконструктивистские формы, но петербуржская общественность во главе с тогдашним главным архитектором города Олегом Харченко единодушно встала на защиту Новой Голландии. И, в общем, их пафос был понятен – стратегия «лучше никак, чем так» не раз спасала российские памятники от необдуманных вмешательств. В 2004-м остров, наконец, перешел в ведение администрации Санкт-Петербурга. В 2006 был проведен инвестиционно-архитектурный конкурс, в котором победил «СТ Девелопмент» Шалвы Чигиринского, нанявший в качестве генпроектировщика самого Нормана Фостера. Проект архитектурной звезды номер один, по сравнению с предложением Мосса, был сама тактичность: исторические стены Фостер не трогал, здания не сносил, а посреди пруда элегантно сажал небольшой «звездолет» Дворца фестивалей. У этого проекта было много как сторонников, так и противников, но реализации в итоге помешали не идеологические споры и даже не медлительность согласовательной махины, а экономический кризис. Компания «СТ Девелопмент» была объявлена банкротом, а город от услуг одного из самых дорогих архитекторов в мире благоразумно решил отказаться.
В прошлом году состоялся новый тендер на реконструкцию – его-то и выиграла компания Романа Абрамовича, хотя, строго говоря, все заранее понимали, что конкурентов у него не было. В том числе и по срокам реализации проекта: «Новая Голландия Девелопмент» взяла на себя обязательства превратить остров в динамичный общедоступный квартал всего за семь лет. В феврале этого года компания объявила архитектурный конкурс на разработку концепции реконструкции, а в мае экспертный совет обнародовал шорт-лист состязания.
Даже одного похода на остров (а журналистов организаторы любезно провели по Новой Голландии за день до ее официального открытия) достаточно, чтобы понять: потенциал у данной территории огромный. Во-первых, площадь – 7,8 га в самом центре города, во-вторых, архитектура – вблизи «крепостная» застройка Новой Голландии еще сильнее впечатляет своей величественностью и подлинностью. Впрочем, не менее огромны проблемы, которые инвесторам предстоит решить на пути к культурному будущему. Руины нуждаются в музеефикации, существующие здания – в реставрации, пространства – в продуманном и разнообразном освоении. Новая Голландия действительно оказалась местом, попав в которое, долго не хочется уходить, но, понятно, что это желание в посетителях нужно как-то поддержать коммерчески. Собственно, именно на поиск оптимальных соотношений разных функций и был направлен новый конкурс: его участники пока не считали ни ТЭПы, ни экономику своих проектов, они должны были лишь прикинуть, как использовать потенциал острова по максимуму, сделав упор на культурно-социальную составляющую.
Пока же на территории острова возможности использования наметаны лишь пунктиром: архитектор Борис Бернаскони разработал проект благоустройства его центральной части на предстоящее лето. Здесь разбит аккуратный газончик, расставлены шезлонги и лавочки, вокруг пруда построены мостки с трогательными надписями «Не купаться» и «Не нырять», выдающими, на мой взгляд, несколько избыточный оптимизм организаторов по поводу нынешнего состояния острова: вот что-что, а нырять в водоем с мутно-бурой водой, подернутой радужной бензиновой пленкой, ну абсолютно не хочется. В качестве же летних павильонов здесь выступают выкрашенные в яркие цвета морские контейнеры, живописно разбросанные Бернаскони по зеленой траве. В одном случае это кафе, в другом магазин, в третьем выставочный зал, в четвертом лавка для реализации натурпродукта – выращенных здесь же, на импровизированном огородике, овощей.
Саму выставку придумал и воплотил в жизнь английский архитектор Дэвид Кон (David Kohn Architects). И это получилась очень стильная по форме и глубокая по содержанию экспозиция, в которой информация о проекте и его участниках становится таким же зрелищным и полноправным экспонатом, как и сами проекты реконструкции. В качестве основного и единственного цвета оформления залов выбран белый, как нельзя лучше символизирующий стадию «с чистого листа», а сами они сильно варьируются по своим габаритам, что исключает ощущение однообразия помещений, даже при том, что экспозиция закольцована. Потрясает и то, насколько многообразно представлены проекты участников: можно прочитать текстовое описание и изучить чертежи и схемы, можно посмотреть видеоролики, можно полистать альбомы. Масштаб предстоящих работ задает гигантский макет существующей застройки Новой Голландии, выполненный из фанеры: он похож на огромную змею, свернувшуюся калачиком, и занимает целый зал. Можно посмотреть и на саму героиню конкурса: еще один зал заполнен лавочками, установленными напротив большого окна, выходящего прямо на остров.
Но, конечно, больше всего внимание публики привлекают макеты. Они очень разные: есть полностью стеклянный, есть остров под колпаком (эдакое блюдо от шеф-повара), а есть и проект реконструкции, показанный в масштабе всего Адмиралтейского района. Архитекторы неукоснительно выполнили пожелание инвестора о превращении Новой Голландии в центр культурно-общественной жизни, но каждый сделал это по-своему. Для Юрия Аввакумова, например, важнее всего оказались художественные мастерские – он даже придумывает для них новый бренд «Островные Мастерские Новой Голландии», по похожему сценарию пошли и Dixon Jones. Дэвид Чипперфильд, наоборот, для всех активностей предполагает выстроить новые павильоны – стеклянные параллелепипеды, которые бы контрастировали с основной застройкой, а Рем Колхас и вовсе распиливает остров на четыре отдельных сегмента разного функционального назначения. MVRDV трактуют Новую Голландию как организм, способный к самостоятельному поступательному развитию, а WORKac превращают остров в ландшафтный парк. Проблемой парковки на острове всерьез озаботились только два участника: Лакатон & Вассаль предложили разместить 600 машиномест в глубоком цилиндре, а «Студия 44» рискнула «закопать» в грунты Новой Голландии обычный прямоугольный, но зато не очень глубокий гараж. Эта же мастерская придумала, как сделать внутренний водоем острова пригодным для купания: система шлюзов позволит очищать воду, а при необходимости и вовсе осушать бассейн, трансформируя его в сценическую площадку. Более детальный анализ каждого из представленных на выставке «Новые идеи для Новой Голландии» проектов Архи.ру опубликует на следующей неделе.
Новая Голландия. Фото: Петр Тимофеев. Иллюстрация с сайта www.newhollandsp.com
Новая Голландия. Фото: Петр Тимофеев. Иллюстрация с сайта www.newhollandsp.com
Новая Голландия. Фото: Петр Тимофеев. Иллюстрация с сайта www.newhollandsp.com
Новая Голландия. Фото: Петр Тимофеев. Иллюстрация с сайта www.newhollandsp.com
Новая Голландия. Фото: Петр Тимофеев. Иллюстрация с сайта www.newhollandsp.com
Новая Голландия. Фото А.Мартовицкой
Новая Голландия. Фото А.Мартовицкой
Новая Голландия. Фото А.Мартовицкой
Новая Голландия. Фото А.Мартовицкой
Новая Голландия. Фото А.Мартовицкой
Новая Голландия. Фото А.Мартовицкой
|