20.02.2007

АрхСтояние как масленица: Николо-Ленивец

В субботу в деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел второй фестиваль «АрхСтояние», посвященный концептуальному осмыслению зимы и прощанию с Масленицей. Бюро «Moscow», «Обледенение архитекторов» и журнал «Проект Россия» добавили к оставшимся после летнего фестиваля 13 объектам ландшафтной архитектуры еще три, которые в конце праздника были сожжены как «чучела зимы»

информация:

Объект «В огне» журнала «Проект России». Фотографии Ирины Фильченковой.
Объект «В огне» журнала «Проект России». Фотографии Ирины Фильченковой.открыть большое изображение

Деревня Николо-Ленивец – место концептуальное. В начале 2000-х годов здесь появились объекты художника Николая Полисского, который с помощью местных жителей построил там зиккурат сначала из сена, а потом – из дров, сплел из веток «медиа-башню» и заселил целое поле снеговиками. Затем объекты «Никола-Лениецких промыслов» стали гастролировать, то в Нижний, а то – во Францию, и наконец, прошедшим летом рамки «промыслов» расширились, к ним присоединились архитекторы, и получился фестиваль «АрхСтояние», унаследовавший свое имя от исторического стояния на Угре, когда в 1480 г. хан Ахмат пришел, постоял и ушел, на чем официально закончилось татаро-монгольское иго.

Летом в Никола-Ленивце построили целых 16 объектов, некоторые из которых сохранились для разных утилитарных целей, а некоторые просто так. Зимнее АрхСтояние приурочили к Масленице и его героями стали три проекта.

По словам кураторов, Юлии Бычковой и Антона Кочуркина, зимой вся природа покрыта снегом, отчего отчуждение между ней и человеком достигает максимума. Зимой «мы вынуждены ходить, закутавшись с головы до ног как космонавты в скафандре и пить водку, чтоб не замёрзнуть». Цель фестиваля – сократить эту дистанцию и «сделать зиму коммуникативной».

Собственно, масленица такой праздник, который всегда имел целью как-то выстроить коммуникацию между человеком и природой, преимущественно с целью воздействовать на природу – сжечь зиму, чтобы наступила весна. А коммуникация между людьми в таких случаях налаживается сама собой. Нет ничего коммуникативнее масленицы. В наше время, правда, этот праздник, многократно убитый и возрожденный, превратился в формально-народное отчасти костюмированное гуляние с профессиональными артистами в роли скоморохов. Масленица в Николо-Ленивце не такая, точнее, не совсем такая. Костюмы, угощение и «гуляние» здесь тоже были, но среди эфемерных декораций из длинных деревянных кольев. Оставшееся от летнего стояния «Николино ухо» Савинкина и Кузьмина дети использовали, чтоб прыгать в снег, а висящий над берегом реки Угры «Полумост надежды» мастерской Башкаева собрал большую очередь из желающих почувствовать состояние полёта. Общее внимание привлек колодец-«журавль», с помощью хитрого механизма опускающий и поднимающий «голову» с ведром.

Ближе к вечеру авторы зимнего «АрхСтояния» представляли свои объекты. Архитекторы бюро «Moscow» в проекте «Зимние коммуникации» набили сеном длинную полиэтиленовую трубу, и назвав ее «теплотрассой», предложили всем желающим посидеть у костра. Получилось просто и практично – на сене сидели, сено же подбрасывали в огонь. То, что на сене можно сидеть даже зимой – безусловно, приближает к природе, однако зимние коммуникации надо признать посвященными скорее общению между людьми и вообще это оказался самый «человечный» проект. Два других проекта получились отвлеченнее.

Особенно органичной красивая, но прохладная природа зимнего Никола-Ленивца оказалась для «Обледенение архитекторов», которые обледенели вплоть до превращения в крупных пингвинов. Тема коммуникации тут предстала в виде телепорта: авторы выстроили из снега кубический домик, откуда в назначенное время вышли пингвины, перенесенные, видимо, с южного полюса. Несмотря на то, что они были несколько крупнее обычных, пингвины вели они себя очень естественно – позировали фотографам, бродили по поляне, не боясь людей, и время от времени совершали брачные игры.

Самым сложным и глубокомысленным оказался объект «В огне» журнала «Проект Россия», где в виде макета были выстроены целых три варианта коммуникации. С одной стороны горел небольшой деревянный домик в масштабе 1:7, и все присутствовавшие могли посочувствовать звавшим на помощь игрушечным голосам, с другой – перспективная рамка с точкой схода где-то над горизонтом, «окно в небо», путь к общению с высшими силами. Зрители, становясь на круглый помост перед рамками, признавались в ощущении, «что кто-то сверху смотрит».

Получился целый узел взаимодействий: один зритель сопереживает тем, кто горит в игрушечном домике, другой взывает к небесам, а между небом и домиком возникают собственные связи – небо через схематическую камеру-обскуру смотрит на инсценированную житейскую трагедию, и то ли поможет, то ли нет.
По замыслу авторов, здесь совместились два вида пограничной ситуации – мифологически-цикличная, масленичная, когда на переломе от зимы к лету надо что-то сжечь, и театрально-драматическая.

У «входа» в деревню. Проект мастерской «Атриум»
У «входа» в деревню. Проект мастерской «Атриум»открыть большое изображение
Колодец-«журавль»
Колодец-«журавль» открыть большое изображение
Вид на реку Угру и башню Николая Полисского.
Вид на реку Угру и башню Николая Полисского.открыть большое изображение
«Николино Ухо» Савинкина и Кузьмина
«Николино Ухо» Савинкина и Кузьминаоткрыть большое изображение
Масляничные гуляния на поляне
Масляничные гуляния на полянеоткрыть большое изображение
Масляничные гуляния на поляне
Масляничные гуляния на полянеоткрыть большое изображение
Проект «Зимние коммуникации» бюро “Moscow”.
Проект «Зимние коммуникации» бюро “Moscow”. открыть большое изображение
Перформанс «Телепорт» «Обледенения архитекторов».
Перформанс «Телепорт» «Обледенения архитекторов».открыть большое изображение
Перформанс «Обледеневших архитекторов»
Перформанс «Обледеневших архитекторов»открыть большое изображение
Объект «В огне» журнал «Проект России».
Объект «В огне» журнал «Проект России». открыть большое изображение
Объект «В огне» журнала «Проект России».
Объект «В огне» журнала «Проект России».открыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Арсений Леонович
  • Павел Андреев
  • Владимир Биндеман
  • Александр Асадов
  • Всеволод Медведев
  • Тотан Кузембаев
  • Сергей Сенкевич
  • Карен Сапричян
  • Антон Лукомский
  • Никита Явейн
  • Иван Кожин
  • Илья Уткин
  • Полина Воеводина
  • Владимир Плоткин
  • Станислав Белых
  • Анатолий Столярчук
  • Екатерина Кузнецова
  • Антон Ладыгин
  • Сергей Кузнецов
  • Наталия Шилова
  • Игорь Шварцман
  • Андрей Гнездилов
  • Олег Мединский
  • Дмитрий Селивохин
  • Андрей Романов
  • Никита Бирюков
  • Сергей Чобан
  • Александр Попов
  • Юрий Сафронов
  • Александр Бровкин
  • Даниил Лоренц
  • Антон Яр-Скрябин
  • Антон Барклянский
  • Олег Шапиро
  • Сергей Труханов
  • Александр Скокан
  • Николай Миловидов
  • Константин Ходнев
  • Вера Бутко
  • Алексей Курков
  • Валерия Преображенская
  • Наталья Сидорова
  • Рустам Керимов
  • Евгений Герасимов
  • Дмитрий Ликин
  • Владимир Ковалёв
  • Никита Токарев
  • Роман Леонидов
  • Алексей Гинзбург
  • Илья Машков
  • Левон Айрапетов
  • Екатерина Грень
  • Антон Надточий
  • Михаил Канунников
  • Валерий Лукомский
  • Марк Сафронов
  • Наталия Зайченко
  • Александра Кузьмина
  • Сергей Скуратов
  • Юлия Тряскина
  • Сергей Орешкин
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Андрей Асадов
  • Дмитрий Васильев
  • Василий Крапивин
  • Олег Карлсон
  • Антон Бондаренко
  • Юлий Борисов
  • Зураб Басария

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект остановки общественного транспорта
  • Гимназия А+
  • Реконструкция здания на Зубовской площади
  • Свердловская филармония
  • Международный терминал Ватерлоо
  • Здание офиса продаж ЖК «Селигер Сити»
  • Жилой комплекс WhiteLines
  • Редевелопмент территории мукомольного комбината
  • Гостиница на площади Советской Армии

Технологии:

12.10.2018

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
10.10.2018

Русский авангард в интерьерах нового терминала аэропорта Шереметьево

Когда появляется желание сделать что-то абсолютно новое или индивидуальное или воссоздать что-то историческое и гениальное, даже большой палитры стандартных декоров FunderMax может не хватить для полета фантазии архитектора или дизайнера. И тут на помощь приходит FunderMax Individual.
ООО «Декотек Инжиниринг»
01.10.2018

Капремонт системы отопления без сварки

Инновационные решения от Viega Megapress: впервые в России ремонт системы отопления многоэтажного дома проведен полностью без применения сварки, методом холодной опрессовки.
Viega
01.10.2018

Пространства для создания инноваций и почему они важны для всех компаний

Креативность и новые идеи становятся новым ключевым параметром деятельности компаний, без которого не обходится ни один лидер рынка. Но чтобы процесс создания инноваций действительно работал, необходимо создать для сотрудников подходящие рабочие условия, в которых они будут максимально креативными. По материалам исследования Ideation Group, Haworth Inc.
HAWORTH
25.09.2018

Пространство без границ

Современные архитектурные решения предполагают размытие границы между внутренней и внешней средой. Новые защитные ограждения системы «Реалит» RPE 35 и RPI 23 расширяют пространство, превращая стекло в огромный световоздушный экран.
Архитектурные системы «Реалит»
другие статьи