20.02.2007

АрхСтояние как масленица: Николо-Ленивец

В субботу в деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел второй фестиваль «АрхСтояние», посвященный концептуальному осмыслению зимы и прощанию с Масленицей. Бюро «Moscow», «Обледенение архитекторов» и журнал «Проект Россия» добавили к оставшимся после летнего фестиваля 13 объектам ландшафтной архитектуры еще три, которые в конце праздника были сожжены как «чучела зимы»

информация:

Объект «В огне» журнала «Проект России». Фотографии Ирины Фильченковой.
Объект «В огне» журнала «Проект России». Фотографии Ирины Фильченковой.открыть большое изображение

Деревня Николо-Ленивец – место концептуальное. В начале 2000-х годов здесь появились объекты художника Николая Полисского, который с помощью местных жителей построил там зиккурат сначала из сена, а потом – из дров, сплел из веток «медиа-башню» и заселил целое поле снеговиками. Затем объекты «Никола-Лениецких промыслов» стали гастролировать, то в Нижний, а то – во Францию, и наконец, прошедшим летом рамки «промыслов» расширились, к ним присоединились архитекторы, и получился фестиваль «АрхСтояние», унаследовавший свое имя от исторического стояния на Угре, когда в 1480 г. хан Ахмат пришел, постоял и ушел, на чем официально закончилось татаро-монгольское иго.

Летом в Никола-Ленивце построили целых 16 объектов, некоторые из которых сохранились для разных утилитарных целей, а некоторые просто так. Зимнее АрхСтояние приурочили к Масленице и его героями стали три проекта.

По словам кураторов, Юлии Бычковой и Антона Кочуркина, зимой вся природа покрыта снегом, отчего отчуждение между ней и человеком достигает максимума. Зимой «мы вынуждены ходить, закутавшись с головы до ног как космонавты в скафандре и пить водку, чтоб не замёрзнуть». Цель фестиваля – сократить эту дистанцию и «сделать зиму коммуникативной».

Собственно, масленица такой праздник, который всегда имел целью как-то выстроить коммуникацию между человеком и природой, преимущественно с целью воздействовать на природу – сжечь зиму, чтобы наступила весна. А коммуникация между людьми в таких случаях налаживается сама собой. Нет ничего коммуникативнее масленицы. В наше время, правда, этот праздник, многократно убитый и возрожденный, превратился в формально-народное отчасти костюмированное гуляние с профессиональными артистами в роли скоморохов. Масленица в Николо-Ленивце не такая, точнее, не совсем такая. Костюмы, угощение и «гуляние» здесь тоже были, но среди эфемерных декораций из длинных деревянных кольев. Оставшееся от летнего стояния «Николино ухо» Савинкина и Кузьмина дети использовали, чтоб прыгать в снег, а висящий над берегом реки Угры «Полумост надежды» мастерской Башкаева собрал большую очередь из желающих почувствовать состояние полёта. Общее внимание привлек колодец-«журавль», с помощью хитрого механизма опускающий и поднимающий «голову» с ведром.

Ближе к вечеру авторы зимнего «АрхСтояния» представляли свои объекты. Архитекторы бюро «Moscow» в проекте «Зимние коммуникации» набили сеном длинную полиэтиленовую трубу, и назвав ее «теплотрассой», предложили всем желающим посидеть у костра. Получилось просто и практично – на сене сидели, сено же подбрасывали в огонь. То, что на сене можно сидеть даже зимой – безусловно, приближает к природе, однако зимние коммуникации надо признать посвященными скорее общению между людьми и вообще это оказался самый «человечный» проект. Два других проекта получились отвлеченнее.

Особенно органичной красивая, но прохладная природа зимнего Никола-Ленивца оказалась для «Обледенение архитекторов», которые обледенели вплоть до превращения в крупных пингвинов. Тема коммуникации тут предстала в виде телепорта: авторы выстроили из снега кубический домик, откуда в назначенное время вышли пингвины, перенесенные, видимо, с южного полюса. Несмотря на то, что они были несколько крупнее обычных, пингвины вели они себя очень естественно – позировали фотографам, бродили по поляне, не боясь людей, и время от времени совершали брачные игры.

Самым сложным и глубокомысленным оказался объект «В огне» журнала «Проект Россия», где в виде макета были выстроены целых три варианта коммуникации. С одной стороны горел небольшой деревянный домик в масштабе 1:7, и все присутствовавшие могли посочувствовать звавшим на помощь игрушечным голосам, с другой – перспективная рамка с точкой схода где-то над горизонтом, «окно в небо», путь к общению с высшими силами. Зрители, становясь на круглый помост перед рамками, признавались в ощущении, «что кто-то сверху смотрит».

Получился целый узел взаимодействий: один зритель сопереживает тем, кто горит в игрушечном домике, другой взывает к небесам, а между небом и домиком возникают собственные связи – небо через схематическую камеру-обскуру смотрит на инсценированную житейскую трагедию, и то ли поможет, то ли нет.
По замыслу авторов, здесь совместились два вида пограничной ситуации – мифологически-цикличная, масленичная, когда на переломе от зимы к лету надо что-то сжечь, и театрально-драматическая.

У «входа» в деревню. Проект мастерской «Атриум»
У «входа» в деревню. Проект мастерской «Атриум»открыть большое изображение
Колодец-«журавль»
Колодец-«журавль» открыть большое изображение
Вид на реку Угру и башню Николая Полисского.
Вид на реку Угру и башню Николая Полисского.открыть большое изображение
«Николино Ухо» Савинкина и Кузьмина
«Николино Ухо» Савинкина и Кузьминаоткрыть большое изображение
Масляничные гуляния на поляне
Масляничные гуляния на полянеоткрыть большое изображение
Масляничные гуляния на поляне
Масляничные гуляния на полянеоткрыть большое изображение
Проект «Зимние коммуникации» бюро “Moscow”.
Проект «Зимние коммуникации» бюро “Moscow”. открыть большое изображение
Перформанс «Телепорт» «Обледенения архитекторов».
Перформанс «Телепорт» «Обледенения архитекторов».открыть большое изображение
Перформанс «Обледеневших архитекторов»
Перформанс «Обледеневших архитекторов»открыть большое изображение
Объект «В огне» журнал «Проект России».
Объект «В огне» журнал «Проект России». открыть большое изображение
Объект «В огне» журнала «Проект России».
Объект «В огне» журнала «Проект России».открыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Никита Токарев
  • Николай Миловидов
  • Антон Лукомский
  • Юлия Тряскина
  • Алексей Гинзбург
  • Валерия Преображенская
  • Владимир Плоткин
  • Екатерина Кузнецова
  • Магда Кмита
  • Павел Андреев
  • Олег Шапиро
  • Всеволод Медведев
  • Сергей Чобан
  • Вера Бутко
  • Константин Ходнев
  • Анатолий Столярчук
  • Тотан Кузембаев
  • Арсений Леонович
  • Михаил Канунников
  • Олег Карлсон
  • Андрей Асадов
  • Сергей  Орешкин
  • Дмитрий Ликин
  • Роман Леонидов
  • Екатерина Грень
  • Алексей Иванов
  • Александр Попов
  • Шимон Матковски
  • Зураб Басария
  • Владимир Биндеман
  • Никита Бирюков
  • Петр Фонфара
  • Александр Асадов
  • Александр Бровкин
  • Антон Яр-Скрябин
  • Сергей Труханов
  • Иван Кожин
  • Никита Явейн
  • Георгий Трофимов
  • Наталья Сидорова
  • Полина Воеводина
  • Дмитрий Васильев
  • Николай Переслегин
  • Игорь Шварцман
  • Юлий Борисов
  • Даниил Лоренц
  • Карен Сапричян
  • Сергей Переслегин
  • Владимир Ковалёв
  • Андрей Романов
  • Лукаш Качмарчик
  • Олег Мединский
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Станислав Белых
  • Александра Кузьмина
  • Левон Айрапетов
  • Евгений Герасимов
  • Андрей Гнездилов
  • Сергей Кузнецов
  • Сергей Скуратов
  • Наталия Шилова
  • Илья Уткин
  • Валерий Лукомский
  • Магда Чихонь
  • Антон Надточий
  • Илья Машков
  • Александр Скокан

Постройки и проекты (новые записи):

  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии
  • Реконструкция кинотеатра «Восход»
  • ФОК в поселке «Величъ» под Москвой («Величъ Country Club»)
  • 550 Мэдисон-авеню – реконструкция
  • Реконструкция кинотеатра «Волга»
  • Реконструкция кинотеатра «Экран»
  • Жилой дом на улице Красного курсанта

Технологии:

05.12.2017

Дымчато-розовый, или «Древесная аллюзия», объявлен главным цветом 2018 года

В дополнение к «Древесной аллюзии» компания AkzoNobel разработала еще четыре цветовые коллекции для интерьеров: «Гостеприимный дом», «Открытый дом», «Уютный дом» и «Счастливый дом».
AkzoNobel , Dulux
04.12.2017

Откройте для себя стиль «ВКТ». Новые тенденции в дизайне дверей коллекции «ВКТ HOME»

Если вы находитесь в поиске дверей независимо от того, занимаетесь ли вы строительством дома или хотите сделать в вашей квартире ремонт, будет полезно узнать о новых тенденциях в дизайне дверей «ВКТ HOME».
ИП «ВКТ Констракшн» ООО
01.12.2017

Для самых красивых домов! Компания «Кирилл» представила свой новый сайт

Лицевой крипич – крупным планом, 1000 самых интересных построек и проектов, новый сервис «Готовые решения – оптимальная цена» в режиме он-лайн и многое другое.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
другие статьи