В субботу в деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел второй фестиваль «АрхСтояние», посвященный концептуальному осмыслению зимы и прощанию с Масленицей. Бюро «Moscow», «Обледенение архитекторов» и журнал «Проект Россия» добавили к оставшимся после летнего фестиваля 13 объектам ландшафтной архитектуры еще три, которые в конце праздника были сожжены как «чучела зимы»
Объект «В огне» журнала «Проект России». Фотографии Ирины Фильченковой.
Деревня Николо-Ленивец – место концептуальное. В начале 2000-х годов здесь появились объекты художника Николая Полисского, который с помощью местных жителей построил там зиккурат сначала из сена, а потом – из дров, сплел из веток «медиа-башню» и заселил целое поле снеговиками. Затем объекты «Никола-Лениецких промыслов» стали гастролировать, то в Нижний, а то – во Францию, и наконец, прошедшим летом рамки «промыслов» расширились, к ним присоединились архитекторы, и получился фестиваль «АрхСтояние», унаследовавший свое имя от исторического стояния на Угре, когда в 1480 г. хан Ахмат пришел, постоял и ушел, на чем официально закончилось татаро-монгольское иго.
Летом в Никола-Ленивце построили целых 16 объектов, некоторые из которых сохранились для разных утилитарных целей, а некоторые просто так. Зимнее АрхСтояние приурочили к Масленице и его героями стали три проекта.
По словам кураторов, Юлии Бычковой и Антона Кочуркина, зимой вся природа покрыта снегом, отчего отчуждение между ней и человеком достигает максимума. Зимой «мы вынуждены ходить, закутавшись с головы до ног как космонавты в скафандре и пить водку, чтоб не замёрзнуть». Цель фестиваля – сократить эту дистанцию и «сделать зиму коммуникативной».
Собственно, масленица такой праздник, который всегда имел целью как-то выстроить коммуникацию между человеком и природой, преимущественно с целью воздействовать на природу – сжечь зиму, чтобы наступила весна. А коммуникация между людьми в таких случаях налаживается сама собой. Нет ничего коммуникативнее масленицы. В наше время, правда, этот праздник, многократно убитый и возрожденный, превратился в формально-народное отчасти костюмированное гуляние с профессиональными артистами в роли скоморохов. Масленица в Николо-Ленивце не такая, точнее, не совсем такая. Костюмы, угощение и «гуляние» здесь тоже были, но среди эфемерных декораций из длинных деревянных кольев. Оставшееся от летнего стояния «Николино ухо» Савинкина и Кузьмина дети использовали, чтоб прыгать в снег, а висящий над берегом реки Угры «Полумост надежды» мастерской Башкаева собрал большую очередь из желающих почувствовать состояние полёта. Общее внимание привлек колодец-«журавль», с помощью хитрого механизма опускающий и поднимающий «голову» с ведром.
Ближе к вечеру авторы зимнего «АрхСтояния» представляли свои объекты. Архитекторы бюро «Moscow» в проекте «Зимние коммуникации» набили сеном длинную полиэтиленовую трубу, и назвав ее «теплотрассой», предложили всем желающим посидеть у костра. Получилось просто и практично – на сене сидели, сено же подбрасывали в огонь. То, что на сене можно сидеть даже зимой – безусловно, приближает к природе, однако зимние коммуникации надо признать посвященными скорее общению между людьми и вообще это оказался самый «человечный» проект. Два других проекта получились отвлеченнее.
Особенно органичной красивая, но прохладная природа зимнего Никола-Ленивца оказалась для «Обледенение архитекторов», которые обледенели вплоть до превращения в крупных пингвинов. Тема коммуникации тут предстала в виде телепорта: авторы выстроили из снега кубический домик, откуда в назначенное время вышли пингвины, перенесенные, видимо, с южного полюса. Несмотря на то, что они были несколько крупнее обычных, пингвины вели они себя очень естественно – позировали фотографам, бродили по поляне, не боясь людей, и время от времени совершали брачные игры.
Самым сложным и глубокомысленным оказался объект «В огне» журнала «Проект Россия», где в виде макета были выстроены целых три варианта коммуникации. С одной стороны горел небольшой деревянный домик в масштабе 1:7, и все присутствовавшие могли посочувствовать звавшим на помощь игрушечным голосам, с другой – перспективная рамка с точкой схода где-то над горизонтом, «окно в небо», путь к общению с высшими силами. Зрители, становясь на круглый помост перед рамками, признавались в ощущении, «что кто-то сверху смотрит».
Получился целый узел взаимодействий: один зритель сопереживает тем, кто горит в игрушечном домике, другой взывает к небесам, а между небом и домиком возникают собственные связи – небо через схематическую камеру-обскуру смотрит на инсценированную житейскую трагедию, и то ли поможет, то ли нет. По замыслу авторов, здесь совместились два вида пограничной ситуации – мифологически-цикличная, масленичная, когда на переломе от зимы к лету надо что-то сжечь, и театрально-драматическая. У «входа» в деревню. Проект мастерской «Атриум»
Колодец-«журавль»
Вид на реку Угру и башню Николая Полисского.
«Николино Ухо» Савинкина и Кузьмина
Масляничные гуляния на поляне
Масляничные гуляния на поляне
Проект «Зимние коммуникации» бюро Moscow.
Перформанс «Телепорт» «Обледенения архитекторов».
Перформанс «Обледеневших архитекторов»
Объект «В огне» журнал «Проект России».
Объект «В огне» журнала «Проект России».
|