Зазеркалье

На Кутузовском проспекте заканчивается строительство торгового центра, спроектированного Владимиром Плоткиным. Это здание обещает быть аттракционом и как нельзя более подходит к своей функции, буквально воплощает ее. Такому магазину не нужны дополнительные билборды, он сам себе рекламный щит, получше многих

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

15 Января 2007
mainImg
Архитектор:
Владимир Плоткин
Мастерская:
ТПО «Резерв»
Проект:
«Времена года». Многофункциональный торгово-развлекательный комплекс на Кутузовском проспекте
Россия, Москва, Кутузовский проспект, вл. 48

Авторский коллектив:
В.И. Плоткин, И.В. Деева, А.К.Бородушкин, Д.В. Казаков, А.С. Романова, А.В. Логвинова при участии: М.В. Шершовой, Н.Б. Анохиной

2005 – 2008

Заказчики / Подрядчики:
ООО «Октан Плюс-Альфа», ООО «ФСК «АРК-Строй»

 

Минская улица пересекает Кутузовский проспект сразу же за парком Победы, отделяя «окультуренную» часть Поклонной горы с запада. Со стороны парка на перекрестке стоят три бронзовых солдата и смотрят куда-то на абстрактный Запад. Теперь им есть куда посмотреть – прямо по диагонали заканчивается строительство эффектного торгового центра по проекту Владимира Плоткина.

Здание торгового центра вписано в сердцевину транспортной развязки, часть которой еще только будет строится. Одна «длинная» сторона смотрит на Кутузовский проспект, другая – на его будущего «дублера», параллельную трассу для разгрузки движения. Со всех сторон машины, зато удобно подъезжать. Соответственно масштаб и фасады рассчитаны на вид из проезжающего автомобиля и представляют из себя что-то среднее между витриной и рекламным билбордом.

Главный фасад, обращенный к проспекту, составлен из чередующихся в шахматном порядке стеклянных витрин и равномерно перфорированных квадратными отверстиями панелей. В отверстиях светодиоды, управляемые компьютером, что позволяет составлять из точек-лампочек рисунки. Стекла витрин слегка развернуты – верхние для тех, кто едет из города, нижние в сторону машин, направляющихся в центр – таким образом они активно улавливают зрителя, стремясь удобно повернуться и показать побольше.

Все огромное. Каждый прямоугольник на фасаде занимает высоту двух этажей, 9 метров высоты и 7 ширины. По последней версии витрины и светодиодные панели планируется объединить в один гигантский рекламный плакат: за стеклами поместят призматроны «тривижн», конструкции из вращающихся трехгранных палочек, обычно используемые в билбордах и позволяющие чередовать три разных рисунка. Каждая витрина будет показывать свой фрагмент большого, на весь фасад, «плаката», а перфорированные панели дополнят части изображения с помощью лампочек. При желании рисунок мега-билборда может быть разделен на отдельные элементы, тогда стеклянные витражи примут более привычный вид «обычных» витрин.

Тема витрины несколько иначе продолжается на соседней части фасада. Здесь поверхность стены прорезана двумя прозрачными прямоугольными «стержнями», тоже большими, толщиной в один этаж (больше 4 метров). Сильно выступающие стеклянные «аквариумы» вместо экзотических рыбок будут показывать проезжающим либо товары, работая как трехсторонние объемные витрины, либо – посетителей интернет-кафе, зависших в пространстве мегаполиса на 10-метровой высоте.

Торец, обращенный к Поклонной горе, становится продолжением шоу, но уже для тех, кто оказался внутри, точнее, для посетителей ресторанов, сосредоточенных в этой части торгового центра. На уровне верхнего четвертого этажа над входом вырастает огромный «нос» длиной в 25 метров, одновременно козырек и балкон с видом на парк Поклонной горы и с возможностью фотографироваться на ее фоне, как это многие любят, беря «в ладошку» разные известные постройки.

Внутреннее пространство столь же насыщено эмоциями: его ядро составляют четыре атриума в виде круглых световых «колодцев», расширяющихся кверху, чтобы захватить побольше дневного света, идущего из усеченных стеклянных конусов на крыше. Ярусы этажей эффектно круглятся, нанизываются друг на друга, добавляя динамики и усложняя движение. Из-за расширения верхних колец при взгляде снизу пространство атриума кажется шире и свободнее, а сверху – усиливается эффект перспективного сокращения и зрительно увеличивается высота. Количество атриумов неслучайно, их четыре по числу времен года и возможно, что дворы будут по-разному оформлены, без реализма, но ощутимо намекая на одновременное присутствие всех сезонов внутри отдельно взятого пассажа.

Архитектура «Времен года» удивительно точно воплощает свою функцию. Это непрекращающееся шоу, яркое, впечатляющее, качественно превосходящее обычную рекламу хотя бы просто потому, что как правило плакат бывает прилеплен к зданию или стоит рядом с ним, а здесь само здание превращается в билборд, отличающийся от привычного не только гигантскими размерами, но и тем, что в него можно войти внутрь, как в Зазеркалье. Внутри, как и полагается, сказка – город на ладони, времена года меняются по прихоти, хочешь декабрь, хочешь – апрель, а еще можно самому стать экспонатом, повиснув в стеклянном кубе интернет-кафе.

В Москве уже много торговых центров с очень разной архитектурой, этот жанр стал единственной разновидностью общественной архитектуры, которая тут сейчас имеет возможности активно развиваться, пробуя на вкус различную архитектуру. Своеобразие решения Владимира Плоткина состоит в том, что во «Временах года» архитектура очень активно включена в процесс, становясь чем-то наполовину медийным. Наверное, с этом смысле она ближе всего к «инфопространству» – не только потому, что компьютеризирована, а потому, что здесь стены и то, что они хотят нам показать, становятся неразрывным целым, и не всегда удается понять, где архитектура создает впечатление, а где информация выстраивает здание.
ТЦ «Времена года». Ночной вид с Кутузовского проспекта
вид сверху
zooming
ТЦ «Времена года». Проект размещения рекламы на фасаде
zooming
фрагемент фасада с вариантом рекламы
вид ночной
вид на главный вход
zooming


Архитектор:
Владимир Плоткин
Мастерская:
ТПО «Резерв»
Проект:
«Времена года». Многофункциональный торгово-развлекательный комплекс на Кутузовском проспекте
Россия, Москва, Кутузовский проспект, вл. 48

Авторский коллектив:
В.И. Плоткин, И.В. Деева, А.К.Бородушкин, Д.В. Казаков, А.С. Романова, А.В. Логвинова при участии: М.В. Шершовой, Н.Б. Анохиной

2005 – 2008

Заказчики / Подрядчики:
ООО «Октан Плюс-Альфа», ООО «ФСК «АРК-Строй»

 

15 Января 2007

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Технологии и материалы
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Сейчас на главной
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.
Стекло и камень
В штате Вирджиния началась реконструкция руин дома Фрэнсиса Лайтфута Ли – одного из «подписантов» Декларации независимости США (1776). Чтобы не нарушить аутентичность сооружения, все новые части, включая конструктивные, будут выполнены из стекла.
Лучшее деревянное
Названы лауреаты премии «Дерево в архитектуре 2020». Работа жюри проходила в режиме он-лайн. Представляем все награжденные проекты.
Окна на Влтаву
В ходе реконструкции пражских набережных по проекту бюро Petr Janda / brainwork у них усилилась связь с городом и возникли разнообразные социальные и культурные функции.
Слоистый урбанизм
Реконструкцией бывшего промышленного района ZOHO в Роттердаме заняты планировщики ECHO Urban Design и архитекторы Orange Architects, Moederscheim Moonen, More Architects и Studio Nauta. Там появятся 550 квартир, включая социальное жилье.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Дворец спорта в Томске
Проект реконструкции Дворца зрелищ и спорта на окраине Томска предполагает трансформацию крытого катка, реализованного в 1970 году, с сохранением ядра, обстройкой с трех сторон и 8-этажной пластиной гостиницы.
Лучшая страна в мире
В Хельсинки названы 15 лучших построек финских архитекторов – результат очередного смотра-биеннале, который проводят национальные музей архитектуры и ассоциация архитекторов, а также фонд Алвара Аалто.
Допожарный классицизм
По проекту «Гинзбург Архитектс» отреставрирован особняк бригадира А.П. Сытина – редкий памятник московской деревянной архитектуры начала XIX века.
Пресса: «Люди спрашивают, не Марсу ли, богу войны, он посвящен?»
Историк архитектуры Сергей Кавтарадзе объясняет, чем хорош и чем плох храм Минобороны, открытый в Подмосковье. 14 июня в подмосковной Кубинке прошла церемония освящения Главного храма Вооруженных сил России. Настоятелем нового храма стал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Внешний вид храма Минобороны удивил многих — его раскритиковали в соцсетях, за мрачность сравнивая с объектом из игры Warhammer.
Приручение модернизма
Из жесткого образца позднесоветского градостроительства, эспланады между так и оставшимся на бумаге музеем Ленина и Горсоветом, площадь Азатлык в Набережных Челнах благодаря проекту бюро DROM превратилась в привлекательное, многофункциональное и полицентричное общественное пространство.
Идеальный план
Круглый дом теперь есть не только в Матвеевском, но и в Лозанне: общежитие Vortex из бетона и дерева на 1000 студентов с пандусом длиной почти 3 километра по проекту архитекторов Dürig AG и IttenBrechbühl опробовали в этом январе участники III Зимней юношеской Олимпиады.
5 «дистанционных» экскурсий по знаменитым зданиям:...
Экскурсия по «двойному дому» Фриды Кало и Диего Риверы, игра «в современное искусство» от Центра Помпиду, видеотур по монастырю Ле Корбюзье, а также пятиминутные прогулки по проектам Ф.Л. Райта и виртуальный «Лего-дом» от BIG.
Пресса: Урбанистика на карантине. Как строить город после...
В новейшей истории мало периодов, когда такое количество людей одновременно переживали потребность в альтернативе. Сейчас речь идет о тиражировании советского стандарта индустриального жилья на столетие вперед. Если его что и может победить, то именно вирус.
Метро у моря
Две станции метро в новом жилом и офисном районе Копенгагена Норхавн – в северной части порта. Авторы проекта – бюро COBE и архитектурное подразделение Arup.
Можно ли спасти арку?
Поговорили об «Арке Артплея» 1865 года с Ильей Заливухиным, Михаилом Блинкиным и Рустамом Рахматуллиным. Итог – три совершенно разные позиции.
«Тяжелое наследие» и его «нейтрализация»
В городке Браунау-ам-Инн на севере Австрии завершился архитектурный конкурс: дом XVII века, где родился Адольф Гитлер, будет превращен в отделение полиции по проекту Marte.Marte Architekten. Рассказываем о предыстории и обосновании этого проекта и публикуем интервью с партнером бюро Штефаном Марте.
Белый город
В проекте для южного региона России бюро ОСА использует многослойные фасады, играющие на образ курортной архитектуры, и в русле самых современных тенденций перемешивает социальные группы жильцов.
Шоколадные стены
Общественный центр с большим внутренним двором по проекту Taller Mauricio Rocha + Gabriela Carrillo в историческом центре мексиканской Куэрнаваки рассчитан на репетиции любительских оркестров, тренировки футболистов и курсы фотографии.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Часть целого
5 июня были объявлены лауреаты Архитектурной премии Москвы. В числе победителей – проект школы в Троицке на 2100 учеников со своей обсерваторией, IT-полигоном, музеем и оранжереей на крыше.
Пожарный цвет
Пожарная часть в Антверпене по проекту бюро Happel Cornelisse Verhoeven фасадами из красного глазурованного кирпича сразу сообщает прохожему о своей важной функции.
Архитектура как педагогика
Еще одна частная школа, в которой Архиматика реализует концепцию эстетического образования и ищет новую традицию: объединяя скандинавский и советский опыт, обращаясь к предметам искусства и внедряя энергоэффективные технологии.
Фантазия о дикой природе
На кампусе компании Vitra в Вайле-на-Рейне, в знаменитой «коллекции» зданий звездных авторов – пополнение: там создают сад по проекту Пита Аудолфа.
Пресса: Как клип трансформирует город. Григорий Ревзин о городе...
В надежде на будущее обычно присутствует то ли презумпция, что смутность настоящего не может не проясниться, то ли воля к ее прояснению. Будущее всегда стремилось к целостности — пожалуй, мы теперь в первый раз переживаем время, когда это не так.
Пучок травы на камне
Медиа-библиотека по проекту Co-Architectes на острове Реюньон в Индийском океане вдохновлена местными реалиями: базальтом и травой ветиверия.
Что будет с городом после пандемии
Два с половиной месяца изоляции не прошли даром для осмысления устройства современных городов, оказавшихся не подготовленными ко встрече с пандемией. Рассматриваем группы мнений и позиции экспертов, высказанные в прессе, блогах и видеоконференциях.
Музей на железной дороге
Новое здание Кантонального музея изящных искусств по проекту Barozzi Veiga – первый пункт мастерплана этих архитекторов: рядом с вокзалом Лозанны возникает арт-квартал Platform 10.
Курортная история
Про участок в Геленджике, планы развития которого начались в 2005 году и пришли к завершению только сейчас, миновав стадии многоквартирного дома среднего, затем большого размера и наконец воплотившись в таунхаусы со скатными кровлями.
Пресса: «Больше Щусева»
Проект реконструкции Каланчевского путепровода дважды изменен по настоянию градозащитников.
Премия Москвы: итоги 2020
Названы пять проектов-лауреатов Архитектурной премии Москвы. Впервые среди победителей – объект транспортной инфраструктуры и проект, реализуемый в рамках программы реновации.
Метро как источник энергии
В Лондоне заработала первая ТЭЦ, которая использует «потерянное тепло» метрополитена: для отопления жилых домов и начальной школы. Авторы архитектурного проекта – Cullinan Studio.
Городская «обманка»
Новый корпус музея Хельги де Альвеар по проекту Emilio Tuñón Arquitectos в Касересе на западе Испании кажется неприступным, но на самом деле пешеходы могут сократить путь через его сад и террасу.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.