Няня, что ж это такое? Это Сретенка твоя…

В субботу в галерее Design Boom в Даевом переулке первый фестиваль российского дизайна Sretenka Design Week раздавал свои первые призы.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

13 Сентября 2010
mainImg
По словам Владимира Семенихина, который вел церемонию, награды попадают в унисон в исключениями русского языка: оловянный, деревянный, стеклянный. Эти награды – небольшие объекты, изготовленные специально для этого случая известными российскими дизайнерами (они поместились в пакетики приблизительно 20х20 см). 

Стеклянный приз – «за предмет промышленного тиражирования», присудили (кому бы Вы думали?) – Вере Мухиной, за граненый стакан, любимый предмет советского человека (оговоримся, что авторство Мухиной по части стакана не вполне доказано). Ни родственников, ни наследников знаменитой скульпторши пригласить на церемонию на удалось, поэтому приз получали представители музея. Того самого, который находится в новом постаменте «Рабочего и колхозницы». 

Оловянный – «за стойкость быть дизайнером в России», получил Вячеслав Колейчук, архитектор, художник, изобретатель, который в 1960-е годы сделал первые в России кинетические композиции, – им был посвящен целый зал на выставке «Феномен российского дизайна» в галерее М'АРС. Так что первые две награды получились по истории русского дизайна, двух его периодов, довоенного и послевоенного. А вот насчет современности...

Деревянный, «компании за внедрение идей дизайна в повседневную жизнь», получила Икея (IKEA). Это сообщение зрители камерной церемонии в DesignBoome-e, большинство из которых составляли молодые дизайнеры и архитекторы, встретили хорошо различимыми смешками и скептическими комментариями. Так, что другой ведущий церемонии, один из главных организаторов фестиваля, а также хозяин помещения, Андрей Самонаев, счел нужным сразу же прокомментировать: «вы не подумайте, Икея не была спонсором фестиваля и никак финансово не участвовала в его проведении. ...на этот раз нам помог только Политехнический музей… В остальном фестиваль сделан на наши собственные деньги, оторванные от семейных бюджетов, – посетовал глава Дизайн-бума. Хотя, – добавил он сразу же, мы планируем проводить его ежегодно, и тогда, может быть, будут спонсоры, и призы не символические, а денежные, и вот, может быть, и Икея подключится…» Чем сразу же поднял почти запретную для российского дизайна тему цен и конкуренции. 

Смешки молодых российских дизайнеров можно понять – когда продаешь красивую пепельницу за полторы тысячи рублей (здесь же в Дизайн Буме), а в Икее можно обнаружить похожие вещи за, скажем приблизительно, сто рублей, то есть о чем задуматься. Не так-то просто продать перевязанный ленточками фанерный стул по шесть тысяч… Сколько бы раз он не получал Red dot design Award-ы. Кстати: спешите, молодые высокооплачиваемые работники офисов, здесь можно купить замечательные подарки, красивые и уникальные. Потому что галерея запускает работы российских дизайнеров даже в производство, что очень хорошо, но – небольшими партиями. Результат больше напоминает объекты современного искусства в его сравнительно сдержанной разновидности. Можно подарить картину, а можно дизайнерскую пепельницу. Впрочем, дизайн безусловно происходит от искусства, вот только Икея не привлекает российских дизайнеров-художников к своим разработкам. Собственно, во всех отношениях замечательный сретенский фестиваль – это коллективная антикризисная мера галерей района, способ привлечь внимание к себе и своим работам.

Ну и попутно порассуждать о будущем города. Сразу же после награждения состоялось обсуждение «игры в город» Британского совета (City game – одна из «игр», проведенная в рамках проекта Creative Cities). Те же самые молодые дизайнеры и архитекторы перетекли в нижний зал, где рассказывали о проектах, придуманных накануне. Задача была – придумать концепцию развития района Сретенки. Процесс этот, очевидно, полезен и увлекателен; слушать было интересно. Хотя идеи, как впоследствии было замечено жюри, состоят из набора типовых и модных предложений, по нашим временам уже почти штампов. А именно, экология во всех видах, запрет или ограничение на въезд машин, пристальное внимание к мусору. Озеленение, в том числе на крышах – висячие сады, детские площадки; добывание подземных рек, начиная от небольших ручейков и заканчивая затапливанием квартала и превращением его в Венецию (эта идея понравилась экспертам своим размахом). В последнем случае машины уже не въедут, разумеется. 

Авторы самой цельной, на мой взгляд, концепции еще и рассказали о ней лучше всех (латвийская ведущая прокомментировала это выступление так: «как я люблю эту вот русскую душу!»). Проект называется Trash Design; суть в том, чтобы каждая из арт-галерей, которых на Сретенке множество, выставила на улицы бак для особенного мусора – старых вещей, используемых этой мастерской в работе. Одновременно проводила мастер-классы по использованию, скажем, старых пластиковых очков или устаревших (в будущем) IPod-ов. …Любая бабушка, увлеченная вязанием, может собирать так старые вязаные вещи, продавать перевязанные и параллельно проводить уроки вязания для соседей – говорят авторы. Идея сама по себе красивая, во всяком случае не такая затертая, как висячие сады. Впрочем, традиционный блошиный рынок для нужд бабушки, и даже для художников эффективнее. О блошином рынке вспомнили авторы победившего по решению проекта Сретенка Голливуд (Наталия Зайченко, Лиза Киселева, Марина Хрусталева). Район предлагается (опять же) очистить от машин, убрать контейнеры с мусором под землю, закамуфлировать кондиционеры на фасадах, заменить вывески на ретро – и использовать это пространство как постоянную съемочную площадку для исторических фильмов. 

Проект Trash из членов жюри понравился самому молодому (которого мне лично даже странно было видеть в жюри, а не среди участников), Николаю Переслегину. Остальные дружно высказались за «мифологию», присутствующую в проекте «Голливуд», и это достаточно симптоматично. Мне кажется, хотя я могу ошибаться, что где-нибудь за границей перевес был бы наоборот – победило бы что-нибудь экологически-очищенное, а не насыщенное дополнительным, тем более историческим, смыслом. Не исключено, что в этом решении жюри как раз-таки угадывается «русская душа», увлеченная мифами и сказками. Хотя, строго говоря, все пять проектов очень утопичны; скажем к слову, что организаторам (неизвестно, какими усилиями) удалось установить на улицах объявления о неделе дизайна и полтора десятка объектов, также встроиться в обычный рынок выходного дня своим «сенным» художественным рынком. Но вот шествие дизайнеров по улицам им уже не согласовали. Можно себе представить, каких объемов согласований потребует реализация хотя бы небольшой части любого молодежного проекта.

В процессе обсуждения проектов членами жюри также был поднят важный вопрос – а что такое Сретенка, что на ней главное? Крыши? Дворы? Улицы (версия представителя English heritage)? У меня есть альтернативная версия. Слушая рассуждения о вязании бабушек и разглядывая под этот рассказ потихоньку соседей – модные дизайнерские туфли, крупные камни на пальцах, я подумала, что сейчас Сретенка это не дом и не улицы, это тусовка. Есть тусовщики попроще, которым хватает клубов, а есть посложнее, кого тянет в по-европейски ободранные кирпичные стены галерей. Ну вот, они и тусуются и радуются обществу друг друга. Не то, чтобы это было плохо; хотя нельзя сказать, что очень хорошо. Просто Сретенка, как и другие районы московского центра, сильно изменилась за последние 15 лет, и вот, находится теперь в поисках новой идентичности.
Сретенка, вид от Сухаревой площади. Фотографии Юлии Тарабариной
Андрей Самонаев комментирует награды фестиваля
«Фотография на память». Вверху – Вячеслав Колейчук (слева); представитель компании IKEA (справа). Внизу: Андрей Самонаев, основатель и руководитель DesignBoom; Татьяна Михалина, координатор фестиваля и проекта «Феномен российского дизайна»; Владимир Семенихин, основатель дизайн студии «Самолет»; Ирина Журавлева, координатор Sretenka Design Week.
Вячеслав Колейчук
Представитель компании IKEA
Выставка мастеров российского дизайна в галерее Design Boom
Выставка в галерее Design Boom. Эти предметы - результат сканирования овощей и фруктов и последующей печати их на трехмерном принтере
Стул с ленточками. Дмитрий Букач, Red dot degign award' 2009. Продается за 5990 рублей
Зрители обсуждения CityGame Британского Совета
Ведущая игры
Авторы концепции Trash Design Week
Дизайн-маркет журнала Seasons граничил с «рынком выходного дня»
«Инсталляция для наблюдения за облаками» (справа), была ранее показана Антоном Кочуркиным на «Архистоянии» в Николо-Ленивце. По вечерам светится
Фонарь из пластиковых стаканчиков. Инсталляция «Триумфальной марки» (?)


13 Сентября 2010

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments
Дизайн в сарае
Одним из главных событий проходящего в эти дни городского фестиваля Sretenka Design Week стало подведение итогов конкурса на лучший проект музея дизайна в Москве. Первое место жюри присудило архитекторам из Барнаула за остроумную интерпретацию деревенской архитектуры и национального характера. Этот проект и другие работы, вошедшие в шорт лист конкурса, можно увидеть на выставке в галерее ВХУТЕМАС до 25 сентября.
Брызги дизайна
В Москве вчера, 4 сентября стартовал фестиваль Sretenka design week. В течение недели в районе Сретенки будут проходить выставки, лекции, мастер-классы, дома будут украшены графитти, а на улицах появятся объекты современного искусства.
Технологии и материалы
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Сейчас на главной
Красная ботаника
Жилой комплекс рядом с петербургским Ботаническим садом невысок и уютно-контекстуален. На основе современного средового и орнаментального модернизма он совмещает аллюзии на соседние исторические здания и тему флорального декора, также продиктованную гением места.
Занавес из фибробетона
Реконструкция театра начала XX века в Эврё включает напоминающие занавес фасады из фибробетона толщиной 8 см и весом 11,2 тонн. Авторы проекта – бюро Opus 5.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Лес и башни
Перед авторами проекта ЖК «В самом сердце Пушкино» стояла непростая задача: сохранить существующий на участке лесопарк, уместив на нем жилой комплекс достаточно высокой плотности. Так появились три башни на краю леса с развитыми общественными пространствами в стилобатах и элегантными «защипами» в венчающей части 18-этажных объемов.
Жить у воды
Рассказываем об итогах конкурса на проект ЖК «Кристальный» на берегу водохранилища в Воронеже и концепцию благоустройства прилегающей территории – Спортивной набережной.
И овцы сыты
Дом четы архитекторов, Каспера и Лесли Морк-Ульнес, в горах Норвегии использует традиционные методы строительства из дерева и служит также убежищем для овец.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Шоу-рум в ландшафте
Павильон девелопера OCT представляет красоты пейзажа покупателям квартир в очередном «новом городе» на востоке Китая. Авторы проекта шоу-рума – шанхайское бюро Lacime Architects.
Бинокулярный взгляд на культуру
Музей Западной Австралии «Була Бардип» в Перте по проекту бюро Hassell и OMA предлагает экспозицию, одновременно учитывающую аборигенный и западный взгляд на историю и культуру.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.
«Панельный дом для богатых»
Лучшим небоскребом мира за 2018–2020 годы Немецкий музей архитектуры выбрал башни Norra tornen в Стокгольме по проекту OMA: сборный бетонный жилой комплекс, напоминающий своими модульными «кубиками» Habitat’67. Публикуем его и небоскребы-финалисты.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Открытая структура
В Екатеринбурге сдано в эксплуатацию здание штаб-квартиры Русской медной компании, ставшее первым реализованным в России проектом знаменитого британского архитектурного бюро Foster + Partners. Об этой во всех смыслах очень заметной постройке специально для Архи.ру рассказывает автор youtube-канала «Архиблог» Анна Мартовицкая.
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».
Кружево и кортен
Мастерская LMN Architects построила в Эверетте на северо-западе США пешеходный мост, соединивший оторванные друг от друга городские районы. Сооружение, первоначально задуманное как часть канализационной системы, превратилось в популярное общественное пространство.