Позитивная программа

Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.

mainImg
Их хочется назвать картонами, но к картонам в классическом понимании – подготовительным эскизам крупной академической картины или ренессансной фрески – они отношения не имеют, хотя и нарисованы углем на картоне классического бежевого оттенка, как от коробки. Вольно и размашисто, фрагментарно, в основном по кусочку от каждого из известных зданий. А ведь задача академического картона не разделить, а выстроить композицию, чтобы избежать ошибок перед ее перенесением на холст или на стену.
 
С другой стороны, если немного пофантазировать, можно представить себе, что тут, на металлической конструкции (предложенной Агнией Стерлиговой и Planet9) то ли раскладывается, то ли складывается, то ли просто левитирует – поскольку застыл в недоумении – некий калейдоскоп шпалерной развески в объеме. То есть именно картон – в академическом смысле – из которого, если повезет, может сложиться каким-нибудь волшебным образом цельная картина архитектуры всего мира. Ну или, наоборот, рассыпаться окончательно. 
Выставка «Сергей Кузнецов. Архитектура мира». Новая Третьяковка, Западное крыло, 4 зал, 13.04.2023 – 20.08.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Поскольку рисунки не висят на стенах, как полагается, а группируются на конструкции по оси зала, сооружение довольно предсказуемо оказывается похоже на храм, к примеру церковь Санта Мария деи Мираколи, о которой тут несложно вспомнить, поскольку ее изображение присутствует недалеко от входа-выхода. Еще конструкция с картонами напоминает – протяженностью и встроенностью в интерьер с отступом от стен – капеллу Ручелаи в Сан-Панкратио; только собранную из рисунков отдельных зданий, известных памятников архитектуры. Присутствие среди рисунков портала церкви Покрова на Нерли добавляет этой воображаемой церкви, к примеру, портал. В то же время на склад запасника тоже похоже. 
  • zooming
    Выставка «Сергей Кузнецов. Архитектура мира». Новая Третьяковка, Западное крыло, 4 зал, 13.04.2023 – 20.08.2023
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Сергей Кузнецов. Архитектура мира». Новая Третьяковка, Западное крыло, 4 зал, 13.04.2023 – 20.08.2023
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Воздержимся от идеи сопоставления конструкции с «храмом архитектуры всего мира», хотя она тут, возможно, и присутствует. Но достаточно очевидно, что все сооружение вместе с рисунками – посвящено скорее собиранию, чем деконструкции формы, программа кажется позитивной. 
Выставка «Сергей Кузнецов. Архитектура мира». Новая Третьяковка, Западное крыло, 4 зал, 13.04.2023 – 20.08.2023
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена пресс-службой Сергея Кузнецова
Выставка «Сергей Кузнецов. Архитектура мира». Новая Третьяковка, Западное крыло, 4 зал, 13.04.2023 – 20.08.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Это созвучно и авторскому объяснению: «собрание самых ярких и важных впечатлений, отложившихся в памяти». В темном нижнем зале той части Третьяковки, которая раньше была ЦДХ, а теперь называется Западным крылом, с черными стенами и направленной подсветкой рисунки, действительно, похожи на некие сполохи воспоминаний: они светятся живым желтым светом, как этакие фонарики, и не исчезают, удерживаются в пространстве, поддержанные музыкой, написанной Андреем Антонцем и OID специально для проекта, ее задача – передать «атмосферу присутствия в тех городах», которые показаны на рисунках.
Выставка «Сергей Кузнецов. Архитектура мира». Новая Третьяковка, Западное крыло, 4 зал, 13.04.2023 – 20.08.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Ну то есть, картина, она же инсталляция, – об архитектурном путешествии. Не просто воспоминания о туристических поездках, хотя и это тоже, а впечатления человека, который наблюдает, прежде всего, памятники архитектуры, а теперь вынужден скорее вспоминать, чем наблюдать и, в общем-то, тоскует по поездкам, как и многие люди вокруг.
  • zooming
    1 / 4
    Выставка «Сергей Кузнецов. Архитектура мира». Новая Третьяковка, Западное крыло, 4 зал, 13.04.2023 – 20.08.2023
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Выставка «Сергей Кузнецов. Архитектура мира». Новая Третьяковка, Западное крыло, 4 зал, 13.04.2023 – 20.08.2023
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Выставка «Сергей Кузнецов. Архитектура мира». Новая Третьяковка, Западное крыло, 4 зал, 13.04.2023 – 20.08.2023
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Выставка «Сергей Кузнецов. Архитектура мира». Новая Третьяковка, Западное крыло, 4 зал, 13.04.2023 – 20.08.2023
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Но здесь нельзя преувеличивать. Тоска, ностальгия и пассеизм не были свойственны работам Сергея Кузнецова раньше и не просматриваются сейчас. Несмотря на некоторое сходство техники, масштаба, фрагментарности и даже тона с картинами Валерия Кошлякова – к примеру, серии, которая была показана год назад в Анфиладе Музея архитектуры: там точно так же арки, колонны и черные провалы лоджий на холстах активно взаимодействовали с пространством залов – но поэзии руины, какого-то плача по стирающейся классической традиции у Сергея Кузнецова нет.
 
Есть – фиксация, коллекционирование, утверждение, в том числе, как сказано в пояснениях, единства архитектуры всего мира в целом. Удивительно, но несмотря на эскизность манеры форма – в основном очень уверенная в себе, устойчивая, и почему-то кажется, что ее апофеоз и идеал – голова льва, которую можно вспомнить по более ранним работам углем на картоне (к примеру, на выставке, открытой ровно год назад в театре Фоменко). 
Выставка «Сергей Кузнецов. Архитектура мира». Новая Третьяковка, Западное крыло, 4 зал, 13.04.2023 – 20.08.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

На открытии автор подчеркнул, что на этот раз «головы» намеренно не стал включать в состав выставки, но поскольку в основном тут изображена такая архитектура, в которой много скульптуры, то и головы нет-нет да появятся, то тут, то там, то лев, то быки. Львы и быки – это такие очень позитивно настроенные существа, недаром они часто встречаются в геральдике. Однако между позитивностью энергичной формы, этих львиных голов, этого хрестоматийного набора зданий – и выбранной гиперэскизной техникой, фрагментированием, возникает некое напряжение. Если это воспоминания, то у автора очень хорошая, цепкая память.
Открытие выставки «Сергей Кузнецов. На сцене города» в Мастерской Петра Фоменко, 13.04.2022
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В углу на подиуме показывают ролик, в котором Сергей Кузнецов работает над показанной серией. С одной стороны, это свойственно работе Кузнецова как художника уже давно, кажется даже, что, благодаря соцсетям и мастер-классам мы чаще видим как рисует главный архитектор Москвы, чем что он рисует. С другой стороны, ролик помогает понять, как формируются и уточняются показанные «воспоминания».
 
И еще одна любопытная особенность: на пресс-показе, отвечая на вопрос о разнонаправленности своих интересов, Сергей Кузнецов объяснил ее примерно так: когда я проектирую – я архитектор, когда рисую – художник, когда бегу марафон – спортсмен. И от смены амплуа не скучно жить.
 
Наконец, подбор объектов – тоже особенность. Показано 24 рисунка, для проекта за полтора года Сергей Кузнецов сделал 37. Сюжеты отбирал автор, работы для показа ­– куратор Полина Могилина. Половину работ, 12 из 24, вертикального формата, недавно уже успели показать на выставке в Анненкирхе. В этом тоже завидная регулярность: 12 вертикальных, 12 горизонтальных, итого 24. Так вот, подбор сюжетов. Все это очень известные, можно сказать хрестоматийные здания, от собора Покрова на Рву на входе до медресе Улугбека в Бухаре на противоположном торце. Заметно преобладает Венеция, Рим, Италия, портал церкви Покрова на Нерли примыкает к ним вполне органично.
Выставка «Сергей Кузнецов. Архитектура мира». Новая Третьяковка, Западное крыло, 4 зал, 13.04.2023 – 20.08.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

А вот собор Покрова на Рву на входе кажется чужеродным: с одной стороны, как мы знаем, он тоже принадлежит к той же ренессансной европейской традиции, что и, скажем, церковь Санта Мария деи Мираколи по соседству, но с другой стороны, люди настолько привыкли считать его символом средневековой Москвы, фантазией кондитера по Виолле ле Дюку, плюс это самый цветной рисунок, хотя игольчатый, но почти не фрагментарный, да еще и на входе – как открытка. Также несколько не отсюда три резных наличника, как будто для разнообразия и широты охвата. Зато они напоминают ранние рисунки Сергея Кузнецова, один такой я видела несколько лет назад на выставке 2016 года в МАММ, карандашом, небольшой, очень аккуратный и детальный, а изображен был деревянный дом. С тех пор много воды утекло, года два назад появился уголь на картоне. И заметно, что, уже довольно давно, автора больше увлекают арки, купола, колонны и ниши.

В этом смысле мне показалось несколько противоречивым появление цитаты Ле Корбюзье в эпиграфе к экспликации выставки: «Архитектура – это выученная, правильная и великолепная игра форм, собранных в свете». Предположу, что цитата появилась там из-за присутствующих в ней слов «свет», и «игра форм», могу ошибаться, но мне кажется, ничего специфически корбюзеанского в ней нет, много кто мог бы такое сказать. И еще цитата может здесь быть для того, чтобы подчеркнуть: автор показанных рисунков – архитектор. И все же что-то царапает: на входе цитата Корбю, а среди рисунков ничего похожего на его архитектуру. Ну, я и спросила автора на пресс-показе, почему так. Сергей Кузнецов ответил примерно следующее: Корбюзье бывает разный, есть ведь капелла в Роншане; и еще он переоценен; а выбранная техника рисования углем, между тем, вполне могла бы подойти для рисования его архитектуры, как и, к примеру, какого-нибудь прома.

Ну, значит, будем ждать новых серий.

Выставка открыта в 4 зале Западного крыла Новой Третьяковки (от входа налево) и продлится до 20 августа 2023.
Выставка «Сергей Кузнецов. Архитектура мира». Новая Третьяковка, Западное крыло, 4 зал, 13.04.2023 – 20.08.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

13 Апреля 2023

Похожие статьи
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
НИИФИЛ <аретова>
Борис Бернаскони в ММОМА показывает, как устаревшее слово НИИ делает куратора по-настоящему главным на выставке, как подчинить живопись архитектуре и еще рассказывает, что творчество – это только придумывание нового. Разбираемся в масштабе новаций.
Константинов: путь к архитектуре
До 26 мая включительно не поздно успеть на распределенную по двум площадкам выставку Александра Константинова, доктора математики и художника-концептуалиста, автора объектов, причем очень крупных, городского и ландшафтного масштаба. Выставка – в Западном крыле ГТГ, два восстановленных объекта – в ГЭС-2. Автор экспозиции в ГТГ – Евгений Асс.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Переживание звука
Для музея звука Audeum в Сеуле Кэнго Кума создал архитектуру, которая обращается к природным мотивам и стимулирует все пять чувств человека.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
Субурбию в центр
Архитектурная студия Grad предлагает адаптировать городскую жилую ячейку к типологии и комфорту индивидуального жилого дома. Наилучшая для этого технология, по мнению архитекторов, – модульная деревогибридная система.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Белый свод
Herzog & de Meuron превратили руину исторического дома в центре австрийского Брегенца в «стопку» функций: культурное пространство с баром, гостиница, квартира.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.