Соборы Грозного

Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.

mainImg
Долгое время считалось, что архитектор должен знать историю своей профессии. Сначала – чтобы тоньше интерпретировать ордер древних, потом – чтобы отвечать национальному духу. Затем на некоторое время архитекторы решили, что лучше не знать или знать не всё – ради свежести взгляда; но все равно продолжили подсматривать, уже за новациями. Потому что как ты сделаешь следующий шаг, если не сверишься с предыдущим. А потом опять по кругу: античность, Италия, русский дух и коллеги. 

Но есть и другая разновидность исторического знания: самого по себе; оно отпочковалось от «знания для дела» где-то на рубеже XIX и XX веков, а может и раньше, и зажило своей жизнью, лишь косвенно касаясь профессионалов проектирования в период их подготовки в институте, ну и еще тогда, когда им по каким-либо причинам надо блеснуть знанием истории, потому что – ну учили же их чему-нибудь. Действительно, учили, чему-нибудь и как-нибудь, поскольку с первых курсов надо же еще и работать, осваивать практику. Ладно, архитекторы, не сердитесь на меня, ваш труд тяжел и упорен, – и тем не менее в той части истории архитектуры, которая не служит непосредственно для внедрения в современные проекты, даже от лучших, чутких и внимательных профессионалов иногда можно услышать настолько устаревшие суждения, что волосы дыбом. К примеру, что шатер церкви Вознесения в Коломенском происходит от деревянных шатров, которые русский народ строил издавна, и как следствие служит, как и все шатровые храмы, выражением «русского народного» взгляда на архитектуру. 

Так что выставка «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», на днях открывшаяся в Музее архитектуры, имеет большое просветительское значение. Мне не нравится ее маркетинговое название, речь скорее не о тайнах, а об историографических мифах, развенчиванию которых она, в сущности, посвящена. А вот это уже интересно, скажете вы, давайте что-нибудь развенчаем. Но не тут-то было, историки люди крайне острожные, правду не «рубят», тихо так говорят. Тихушники. Из экспликаций, обширных, но осторожных, ее можно не сразу и вычитать, хотя она там точно есть (проверяли).

Следовательно, вкратце перескажем.

Церковь Вознесения в Коломенском (1530–1532) – постройка итальянца Петра Ганнибала, или Пьетро Аннибале, известного как Петрок Малый, – первый шатровый храм, и один из самых ярких и величественных, дал начало развитию всей типологии, которая уже затем была усвоена в дереве. Декоративная, но слепленная довольно мощно, аркада у нее внутри имитирует круговой обход и вероятно, ее архитектура может быть поставлена в ряд копий Гроба Господня, как и Пизанский баптистерий. 
Церковь Вознесения в Коломенском. Графика из фондов Музея архитектуры. Выставка «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», – 12.05.2024, Музей архитектуры
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Церковь Вознесения в Коломенском, 1530–1532. Шатер и аркада с интерьере
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Церковь Вознесения в Коломенском, 1530–1532. Фрагмент ренессансного декора в интерьере
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Церковь Трифона в Напрудной построена не в 1492 году, а в 1560-е. Крещатый свод – тоже «изобретение» итальянских архитекторов, вариант одной из известных в период Ренессанса конструкций, спроецированный на русский контекст. Первый известный памятник – церковь Рождества Христова в селе Юркино, построена в самом начале XVI века и имеет совершенно итальянский декор: керамические ионики и аканты.

Собор Новодевичьего монастыря построили не в 1525 году, а к концу 1540-х – 1550 году, и это первая копия Успенского собора Московского Кремля периода Ивана Грозного, более точная, нежели ранние, такие, как Архангельский собор того же Кремля. 

Да что там, даже соборы московского Рождественского монастыря и владимирского Успенского Княгинина монастыря, – храмы со ступенчатым верхом-горкой, – построены не в начале XVI века, как долгое время считали, а в 1540-е, тогда же, когда и собор Медведевой пустыни и собор Успенского монастыря в Странице (1537).
Собор Рождественского монастыря в Москве. Реконструкция Александра Фуфаева. Выставка «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», – 12.05.2024, Музей архитектуры
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Керамика собора Медведевой пустыни. Выставка «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», – 12.05.2024, Музей архитектуры
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В середине XVI века Иван IV инициировал сначала большое паломничество, собирая святыни, которым молился о победе над Казанью, и потом – строительство храмов в честь победы, говоря точнее, конечно, в благодарение Богу и святым, – многие из них были многопридельными, то есть представляли собой либо живописные асимметричные комплексы, как собор Авраамиева Богоявленского монастыря, где Иван Грозный заимствовал посох Авраамия Ростовского, данный Иоанном Богословом в видении для сокрушения идола Велеса (посох вернул и, собственно, для его последующего хранения построил собор). 

Другие храмы из этого же ряда – тоже живописные, но симметричные. Самый заметный и известный, главный из них, – собор Покрова на Рву, он же храм Василия Блаженного (1555–1561). Его тоже построили архитекторы ренессансной выучки, которых Иван Грозный не без труда, но, по-видимому все же заполучил несмотря на противодействие ближайших западных соседей, опасавшихся проникновению в Московию квалифицированных специалистов. Опасения понятны: специалистов вербовали, в основном, для военных нужд; но и архитекторов тоже попутно искали. 
  • zooming
    Собор Покрова на Рву, 1555-1561. Интерьер шатра центральной Покровской церкви
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Собор Покрова на Рву, 1555-1561. Муфтированные колоны центрального восьмерика
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Церковь Косьмы и Дамиана в Муроме. Между 1556–1565. Один из храмов-«памятников» победе над Казанью – с шатром, архитектурные особенности которого близки шатру собора Покрова на Рву. Макет. Выставка «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», – 12.05.2024, Музей архитектуры
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Борисоглебский собор в Старице. 1558. Составной макет. Собор был пятишатровым – единственное каменное пятишатровое здание, известное и для XVI, и для XVII века в русской архитектуре. Его центрально-симметричная композиция родственна особенностям композиции собора Покрова на Рву. Выставка «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», – 12.05.2024, Музей архитектуры
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове, рядом с Коломенским, – сейчас они составляют один московский парк – построили не в 1526 году, а в 1560-е, после Покрова на Рву, как его реплику, – тоже центрально-симметричную, с четырьмя храмами-башнями по углам.
Церковь Иоанна Предтечи в Дьякове. Реконструкция Владислава Рябова. Выставка «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», – 12.05.2024, Музей архитектуры
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Такие же реплики композиции собора Покрова – приделы Благовещенского собора в Кремле и Преображенский собор Соловецкого монастыря, центральный барабан которого – шатровый, а на иконах его и вообще изображали с шатровым храмом в центре, – что вторит композиции собора Покрова на Рву, где тоже в центре шатер. 
Макет-реконструкция Соловецкого монастыря, собор в центре. Выставка «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», – 12.05.2024, Музей архитектуры
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Ну и наконец – следите за руками – комплекс Александровой слободы, который служил столицей Ивана Грозного в период опричнины – построен не в начале XVI века Василием III, а в 1570-е годы: собственно, как опричный дворец. И собор, и шатровая церковь; а вот колокольню реконструировали, надстроили. 

Главная ценность выставки в том, что все эти новые и уточненные датировки указаны в текстах и в подписях, памятники выстроены в правильном порядке. Выставку консультировал историк архитектуры, доктор искусствоведения Андрей Баталов, автор нескольких больших книг об архитектуре XVI века (вот про собор Покрова на Рву, а вот про Вознесение в Коломенском) и многих из перечисленных передатировок – иными словами, тут мы получаем самую новую информацию из первых рук. 
Доктор искусствоведения Андрей Баталов
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

А идея и работа по наполнению принадлежат куратору выставки, ученому секретарю Музея архитектуры Юлии Ратомской; она тоже специалист по истории архитектуры XVI века и курирует в музее не первую выставку, посвященную истории архитектуры: только что, в январе закрылась выставка о церквях Щусева в составе большой, юбилейной, и относительно недавно была выставка, посвященная реставратору деревянной архитектуры Александру Ополовникову.   
Куратор выставки, Ученый секретарь ГНИМА Юлия Ратомская. Выставка «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», – 12.05.2024, Музей архитектуры
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Словом, выставку можно понять как просветительскую: на ней этак вкратце представлена самая актуальная версия истории самого яркого периода русской архитектуры XVI века, самые интересные и впечатляющие памятники, каждый уникален, хрестоматиен, – тем более важен свежий взгляд на них.

Немаловажно и то, что вся эта вереница шедевров представляет собой результат взаимодействия московского контекста с работами европейских архитекторов, носителей ренессансной традиции. Грубо говоря, версию Ренессанса, адаптированную его же мастерами для Москвы: с ее становящимся новым типом государственности и ее государя с его специфическими планами и сложным характером, но, тем не менее, большими талантами в разных областях. 

Характер государя отчасти иллюстрируют 6 минут фильма 1915 года. Фильм немой, но парадоксальным образом снят по опере Римского-Корсакова «Псковитянка». Грозного в нем играет Шаляпин. А показывают кино в зале с колоннами, сейчас он посвящен наименее сохранному собору – Бориса и Глеба в Старице (1558-1561), в XIX веке его разобрали на кирпич, а он был пятишатровым и построен не Грозным, а его кузеном князем Владимиром Старицким, который в начале 1550-х входил в ближний круг и помогал брать Казань и Астрахань, а в 1569 попал в опалу и был казнен по подозрению в покушении на жизнь царя. 
  • zooming
    Керамическое панно Борисоглебского собора в Старице. Выставка «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», – 12.05.2024, Музей архитектуры
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Федор Шаляпин в роли Ивана Грозного в немом фильме 1915 года. Выставка «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», – 12.05.2024, Музей архитектуры
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Старицкий собор был украшен прекрасной полихромной керамикой, и на выставке для нас ее собрали из разных музеев: ГИМа, Старицкого музея и рисунки из ГНИМА, и предлагают не только восхититься маленькими керамическими дланями, собранными из фрагментов, и большими панно с Распятием и Спасом Нерукотворным: цельная форма, уверенный обобщенный орнамент, – но и сравнить их с панно на Успенском соборе в Дмитрове. Собор – начала XVI века и построен итальянцами, а панно – вероятно, «старицкого» времени, 1550-х, поскольку совпадают во многих деталях и технике исполнения. 
  • zooming
    Керамическое панно Борисоглебского собора в Старице. Выставка «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», – 12.05.2024, Музей архитектуры
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Керамическое панно Борисоглебского собора в Старице. Выставка «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», – 12.05.2024, Музей архитектуры
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Керамическое панно Борисоглебского собора в Старице. Выставка «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», – 12.05.2024, Музей архитектуры
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Керамический декор Борисоглебского собора в Старице. Выставка «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», – 12.05.2024, Музей архитектуры
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Керамический декор Борисоглебского собора в Старице. Выставка «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», – 12.05.2024, Музей архитектуры
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Керамика – одно из сильных и увлекательнейших мест «топовых» памятников грозненской архитектуры. Керамику московская архитектура получает сначала с познеготической традицией – см. церковь Сошествия Святого Духа в Троице-Сергиевом монастыре, она тоже есть на выставке, в первом зале с предисторией, – затем архитектурный керамический декор есть по всех, практически, итальянских постройках XVI века – а в полихромном виде он расцветает как раз в грозненское время. Это и шары, и вставки-звездочки на шатре собора Покрова на Рву. Его фрагменты тоже привезли на выставку из Исторического музея. 

И керамика, и макеты, которых ГНИМА хранит немало, составляют зрелищную основу выставки – тут есть, что рассматривать, и смотрится все вместе довольно величественно. Как и медитативная комната в самом конце анфилады, в которой зрителю предлагают, по словам куратора Юлии Ратомской, задуматься над еще не раскрытыми тайнами, – а на самом деле отдохнуть наедине с собой и красивой графикой, романтизированной острыми тенями. 
Собор Покрова на Рву. Реконструкция Владислава Рябова в «медитативном» последнем зале Анфилады. Выставка «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», – 12.05.2024, Музей архитектуры
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Но выставка ценна не только тем, что наглядно показывает новый взгляд на историю русского XVI века и не только зрелищностью объектов. Во время ее подготовки, как это нередко бывает, были обнаружены и сопоставлены некоторые листы и предметы. Часть экспонатов показывают впервые: например, чертежи собора Авраамиева монастыря из Ростовского музея или копию изображения Старицкого собора, найденную архивистом Ольгой Ким как раз во время подготовки выставки. В процессе также сошлись некоторые вещи из разных музеев. Эти сравнительно небольшие, но совершенно новые открытия не акцентированы – а зря! – но они есть. 

И еще есть роскошная графика Владислава Рябова, архитектора-реставратора и художника, знаменитого множеством исторических реконструкций и панорам средневекового города, и отдельных памятников.

В его графике и собор Покрова на Рву, и Дьяковская церковь и – совсем недавняя реконструкция – Старицкий собор, предстают не только детально прорисованными, по кирпичику, и от того особенно ажурными. В них памятники показаны и в сечениях, часть стен «снята» для наглядности, лестницы парят, наглядно демонстрируя нам структуру зданий. 
Собор Покрова на Рву. Графика Владислава Рябова. Выставка «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», – 12.05.2024, Музей архитектуры
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Словом, посмотреть есть на что. И в целях ликвидации безграмотности, и просто потому, что красиво. 

Еще надо сказать вот что. Для выставки не нашли партнеров и музей делал ее, полагаясь исключительно на свои силы. Дизайн экспозиции сделала Александра Шейнер на совершенно общественных началах, используя части стендов выставки, посвященной 150-летию Алексея Щусева, – их ступенчатые края получили окраску терракотовых полос, деликатно намекающую на декор собора Покрова. «Недорого, зато экологично, – говорит директор музея Наталья Шашкова. – Мы, конечно, дополнили решения предыдущей застройки, но и не так много выбросили». 
Выставка «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», – 12.05.2024, Музей архитектуры
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Кто-то, может быть, спросит, зачем музей все это делает? А оправдывает свой авторитет самого большого архитектурного музея, чья задача еще и просветительская, завещана, к слову, и Щусевым в том числе. Сравнить там, кирпичи, изразцы, объемы, пропорции, чертежи... На открытии много говорили о том, что музей едва ли не единственный, который позволяет себе показывать чертежи, – материал, казалось бы, для профанного зрителя не интересный. Зато информативный. 
Выставка «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», – 12.05.2024, Музей архитектуры
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», – 12.05.2024, Музей архитектуры
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Архитекторов сюда надо бы водить, и группами, и по одному. 

03 Марта 2024

Похожие статьи
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
Технологии и материалы
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Сейчас на главной
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Вторая ступень
Парк покорителей космоса имени Юрия Гагарина, расположенный недалеко от Саратова в месте приземления космонавта, власти города планируют развивать как тематический развлекательно-познавательный кластер. Согласно концепции, подготовленной архитектурной мастерской Алексея Ильина и медиагруппой «Красный квадрат», на его территории появится серия объектов, главным из которых станет павильон «Восток-1».
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.