14.07.2010

Складки местности

Для одного из переулков, соединяющих улицы Сретенка и Трубную, Владимир Плоткин спроектировал необычный дом-скульптуру. Жилой комплекс состоит из двух разновысотных секций, одетых в складчатую кожу из стекла и травертина.

информация:

Жилой дом в Большом Сухаревском переулке © ТПО «Резерв»
Жилой дом в Большом Сухаревском переулке © ТПО «Резерв»открыть большое изображение
Этот проект разрабатывался в рамках плана развития семи кварталов в районе Сретенки, составленного архитектурной мастерской SPEECH. Задачей мастерплана Сергея Чобана и Сергея Кузнецова стало возвращение этому историческому району в центре Москвы полноценной жизни – за счет уплотнения и регенерации существующей застройки, использования потенциала существующих в глубине квартала пустырей, улучшения дорожно-транспортной сети и создания ясно считываемой пространственной схемы. Для того, чтобы разнообразить архитектуру новых объектов, к участию в проекте были приглашены несколько ведущих бюро – кто-то работал над обликом общественных пространств и коммерческих объектов, а ТПО «Резерв» получило заказ на жилой дом. Причем расположение этого комплекса не оставляло Владимиру Плоткину и его команде особых вариантов – дом должен был получиться элитным, а значит, с маленьким количеством больших по площади квартир, собственным фитнес-клубом и парковкой, и обладать ярким запоминающимся обликом.

Отведенный участок имеет форму неправильного прямоугольника, вытянутого с юга на север, от Большого Сухаревского переулка в глубину квартала, где три оставшиеся границы территории окружены скверами. Ближайший сосед по красной линии – пятиэтажное офисное здание с западной стороны, диктует новому дому, исходя из правил современного проектирования в московском центре, сравнительно небольшой масштаб. С другой, восточной, стороны расположен сквер, «приписанный» к проектируемому комплексу, – под ним будет размещена подземная автостоянка.

Если бы Владимир Плоткин разместил дом, строго следуя конфигурации участка, то тогда получился бы скошенный параллелепипед, ориентированный с юго-востока на северо-запад. Такое решение обещало интересную пластику фасадов, но замысловатые и тем не слишком удобные планировки квартир. Поэтому  дом получил более сложный трехчастный план, где две трапеции жилых секций соединены, как будто бы склеены, узкой полосой. Секции имеют разную высоту: к переулку обращена 6-этажная, а глубже во дворе поставлена 8-этажная. И хотя на самом деле дом состоит из одного объема, визуально он кажется двухчастным: секции разделены узкими глубокими нишами (в одной из них, со стороны восточного сквера, устроен главный вход), а восьмиэтажный объем консолью последнего этажа частично нависает над «уличной» секцией.

Верхний уровень шестиэтажного объема задумано полностью остеклить, для облегчения силуэта здания при взгляде из переулка. Зато основные этажи архитектор, чья творческая манера в сознании критиков прочно связана с лаконизмом и простотой, неожиданно наделяет самой активной тектоникой. В частности, Владимир Плоткин не стал полностью отказываться от идеи фасада, чья плоскость расположена под углом к переулку. Но: угол превратился в ряд треугольных выступов-эркеров, а для того, чтобы еще больше подчеркнуть ломаную структуру получившейся поверхности, автор облицовывает их грани по-разному – одну одевает в травертин, другую оставляет прозрачной. Вертикальные тяги треугольных выступов объединяют этажи попарно (попутно уменьшая масштаб, так как два этажа снаружи выглядят как один ярус) – у второго и третьего этажей каменная плоскость слева, а у четвертого и пятого справа. Таким образом фасад превращается в две разнонаправленные гребенки. И если вблизи его поверхность завораживает игрой фактур и плоскостей, то издалека такой фасад воспринимается как мираж: в зависимости от угла зрения и освещения, он то ли присутствует в панораме исторического переулка, то ли нет. Задний фасад решен похожим образом, только «гребенок» здесь уже не две, а четыре, отчего чередование ярусов становится более заметным. Заметим, что похожий прием был использован Владимиром Плоткиным в проекте жилого комплекса «Заречье», о котором мы недавно писали; только там масштаб крупнее и треугольные складки «каменных жалюзи» покрывают округлые поверхности.

Боковые фасады решены традиционнее – панорамное остекление и облицованные натуральным камнем «переплеты» перекрытий, – но и тут присутствует архитектурный сюжет. Так, восточный фасад, обращенный к скверику, маскирующему подземную парковку, слегка вогнут, и за счет этого, а также уже упомянутой «расщелины» и брутального профиля консоли, кажется, что дом сделан на шарнире, как застывший механизм. Эта подспудная, скрытая в недрах художественного образа динамика особенно остро воспринимается в условиях исторического центра: в сочетании с упомянутым выше чередованием прозрачных и каменных плоскостей, множеством углов, подсечек и консолей, она формирует у наблюдателя даже не впечатление – ощущение крайне чуткой реакции дома на контекст.
Жилой дом в Большом Сухаревском переулке © ТПО «Резерв»
Жилой дом в Большом Сухаревском переулке © ТПО «Резерв»открыть большое изображение
Жилой дом в Большом Сухаревском переулке © ТПО «Резерв»
Жилой дом в Большом Сухаревском переулке © ТПО «Резерв»открыть большое изображение
Жилой дом в Большом Сухаревском переулке © ТПО «Резерв»
Жилой дом в Большом Сухаревском переулке © ТПО «Резерв»открыть большое изображение
Жилой дом в Большом Сухаревском переулке © ТПО «Резерв»
Жилой дом в Большом Сухаревском переулке © ТПО «Резерв»открыть большое изображение
Генеральный план
Генеральный планоткрыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Илья Уткин
  • Даниил Лоренц
  • Антон Ладыгин
  • Роман Леонидов
  • Игорь Шварцман
  • Сергей Чобан
  • Павел Андреев
  • Никита Явейн
  • Евгений Герасимов
  • Александр Асадов
  • Владимир Биндеман
  • Алексей Курков
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Екатерина Грень
  • Николай Миловидов
  • Илья Машков
  • Левон Айрапетов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Олег Карлсон
  • Дмитрий Ликин
  • Дмитрий Селивохин
  • Никита Токарев
  • Александра Кузьмина
  • Арсений Леонович
  • Андрей Гнездилов
  • Иван Кожин
  • Алексей Гинзбург
  • Дмитрий Васильев
  • Антон Барклянский
  • Анатолий Столярчук
  • Сергей Труханов
  • Екатерина Кузнецова
  • Александр Попов
  • Юлий Борисов
  • Сергей  Орешкин
  • Наталья Сидорова
  • Андрей Романов
  • Константин Ходнев
  • Карен Сапричян
  • Валерий Лукомский
  • Антон Надточий
  • Валерия Преображенская
  • Олег Шапиро
  • Станислав Белых
  • Юлия Тряскина
  • Зураб Басария
  • Владимир Плоткин
  • Сергей Сенкевич
  • Александр Скокан
  • Антон Лукомский
  • Наталия Шилова
  • Вера Бутко
  • Александр Бровкин
  • Владимир Ковалёв
  • Андрей Асадов
  • Василий Крапивин
  • Сергей Кузнецов
  • Никита Бирюков
  • Михаил Канунников
  • Полина Воеводина
  • Сергей Скуратов
  • Антон Бондаренко
  • Олег Мединский
  • Всеволод Медведев
  • Тотан Кузембаев

Постройки и проекты (новые записи):

  • ЖК Bauman House
  • Жилой комплекс Urban Ranch
  • Жилой комплекс «ТЫ И Я»
  • ЗИЛАРТ. 3-ая очередь. Квартал 26. «Мастер-ключ»
  • Архитектурная композиция Recycle Chapel
  • Комплекс апартаментов в микрорайоне Тушино
  • Павильон «Фермерия»
  • Проект реновации территории «Проспект Вернадского»
  • Проект застройки малоэтажными жилыми домами в респ. Карелия

Технологии:

11.09.2018

Благородный серый

Многоквартирные дома в поселке «Западная долина» облицованы фиброцементными плитами EQUITONE, которые выгодно подчеркивают лаконичные фасады и позволяют зданиям вписаться в окружающий ландшафт.
EQUITONE
24.08.2018

Затеряться в горах

Фасадные панели из фиброцемента EQUITONE помогли апарт-отелю SkyPark в Красной Поляне слиться с природным окружением.
EQUITONE
22.08.2018

Брусчатка Bockhorn: оценка из прошлого

Иван Григорьевич Малюга – профессор Николаевской инженерной академии в Петербурге, химик-технолог в своей книге начала 20 века рассказывает о брусчатке Bockhorn.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
22.08.2018

Как предотвратить потерю концентрации сотрудников в open space?

Рабочее пространство должно предоставлять четко разделенные зоны для коллективной, индивидуальной и сфокусированной работы. Эти зоны должны не конкурировать, а дополнять друг друга. Комментирует Денис Черничкин, Директор Haworth Business Interiors
HAWORTH
другие статьи