Дом-трибуна

В комплексе, объединяющем теннисный корт и гостиницу, родилась новая архитектурная типология – дом-трибуна, с балконов которого можно следить за соревнованиями

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

28 Ноября 2006
mainImg

Архитектор:

Владимир Плоткин

Мастерская:

ТПО «Резерв»

Проект:

Демонстрационный корт с временными сборно-разборными трибунами и гостиницей для спортсменов в составе Национального теннисного центра России имени Хуан Антонио Самаранча
Россия, Москва, Ленинградское шоссе, владение 45-47

Авторский коллектив:
В.И. Плоткин, С.А. Гусарев,Т.В. Малярчук, А.В. Бутусов, А.Н. Шумакова

НО «Фонд развития тенниса в России», заказчик
Заказчик, Федерация тенниса, распоряжается достаточно большим участком на границе Ленинградского шоссе и стихийного парка, зеленой зоны перед Химкинским водохранилищем. Владимир Плоткин работает для этого места с конца девяностых, и как нередко бывает если долго что-либо делать, проекты начинают жить своей, безусловно зависимой от заказчика и архитектора, но в то же время собственной жизнью. Так вышло и здесь: один проект отпочковался, другой присоединился, добавилось новое здание, а в итоге возник оригинальный симбиоз – дом-трибуна, обитатели которого при желании могут наблюдать за соревнованиями и тренировками, не спускаясь с собственных балконов.

Собственно говоря, не дом, а гостиница. Ее 18-этажный корпус – совершенно новая, не восходящая к ранним задумкам часть комплекса, ядро, к которому с юга примыкает  демонстрационный корт, иными словами открытый стадион для теннисных соревнований, с разбирающимися трибунами – в обычное время там можно тренироваться. Демонстрационный корт изначально был задуман как часть спроектированного Плоткиным в 1998-1999 годах Теннисного клуба, участок которого расположен неподалеку. Места для зрителей огибают корт стрех сторон а с четвертой забираются под нижний ярус гостиницы, выходящей в сторону стадиона сплошными рядами открытых лоджий, образующих своего рода «вертикальную трибуну».

С другой, северной стороны к гостинице присоединился корпус, спроектированный два года назад, сначала как отдельное сооружение. Его объем отстоит от гостиницы на 20 метров и соединяется с ней переходом; сюда по замыслу должны перейти рекреационные и деловые приложения – магазины, ресторан, офисы.
Все это вписано в распластанный по земле горизонтальный объем, лейтмотив которого – бережное обращение с природной зоной. Большая часть «полезных площадей» по-корбюзеански собрана в верхнем ярусе, похожем на гигантский «видовой сэндвич» – вверху и внизу бетонные пластины пола и потолка, между ними сплошная лента остекления, дающая тем, кто внутри виды на парк, а для тех кто снаружи облегчая массу фасадов; на плоской крыше можно будет загорать. Половина верхнего этажа поднята над землей, как очень длинная консоль, и опирается на тонкие «ножки», открывая для пешеходов путь к берегу водохранилища.

Гостиница – самая «новая» и яркая часть комплекса. Ее 18-этажная пластина решительно прорезает горизонталь, хотя и делает, со своей стороны, попытку пощадить природный ландшафт – пластина повернута к шоссе узким торцом, стремясь уменьшить зрительную преграду к парковой части.

Заполненный глубокими лоджиями южный фасад-трибуна расчерчен на фирменную плоткинскую сетку. Парапеты балконов стеклянные, весь объем с этой стороны кажется проницаемым, хрустально-легким, несет в себе какой-то южный курортный заряд.
С противоположной, северной стороны прозрачный параллелепипед прикрыт, как щитом, белым «листом» каменного фасада, равномерно перфорированного круглыми окнами. Круги вызывают сразу множество ассоциаций, начиная от радиоприемников 60-х и заканчивая знаменитым домом Константина Мельникова с его столь же равномерно распределенными, но ромбическими окнами. Последняя аналогия поддерживается тем, что каждое окно имеет одну перемычку, расположенную под разными углами, варьирующимися на 45 градусов – то продольную, вертикальную, то наклоненных влево, то вправо. Именно танец оконных рам выводит форму из состояния присущего кругу спокойствия, делает окна разными и заставляет заподозрить сходство с мельниковским шедевром. Сам архитектор получившуюся аналогию с Мельниковым считает не главной, по его словам, решение родилось из аллегории теннисного мяча – как своего рода эмблематическая вывеска на весь дом, сообщающая о назначении здания. Так или иначе, получилось неожиданно и интересно, в духе самого что ни на есть чистейшего модернизма, в последнем варианте разбавленного любимой автором асимметрией.
Демонстрационный корт с временными сборно-разборными трибунами и гостиницей для спортсменов в составе Национального теннисного центра России имени Хуан Антонио Самаранча © ТПО «Резерв»
Демонстрационный корт с временными сборно-разборными трибунами и гостиницей для спортсменов в составе Национального теннисного центра России имени Хуан Антонио Самаранча © ТПО «Резерв»
Демонстрационный корт с временными сборно-разборными трибунами и гостиницей для спортсменов в составе Национального теннисного центра России имени Хуан Антонио Самаранча © ТПО «Резерв»
Демонстрационный корт с временными сборно-разборными трибунами и гостиницей для спортсменов в составе Национального теннисного центра России имени Хуан Антонио Самаранча © ТПО «Резерв»
Демонстрационный корт с временными сборно-разборными трибунами и гостиницей для спортсменов в составе Национального теннисного центра России имени Хуан Антонио Самаранча © ТПО «Резерв»
Демонстрационный корт с временными сборно-разборными трибунами и гостиницей для спортсменов в составе Национального теннисного центра России имени Хуан Антонио Самаранча © ТПО «Резерв»
Демонстрационный корт с временными сборно-разборными трибунами и гостиницей для спортсменов в составе Национального теннисного центра России имени Хуан Антонио Самаранча © ТПО «Резерв»
Демонстрационный корт с временными сборно-разборными трибунами и гостиницей для спортсменов в составе Национального теннисного центра России имени Хуан Антонио Самаранча © ТПО «Резерв»
Демонстрационный корт с временными сборно-разборными трибунами и гостиницей для спортсменов в составе Национального теннисного центра России имени Хуан Антонио Самаранча © ТПО «Резерв»
Демонстрационный корт с временными сборно-разборными трибунами и гостиницей для спортсменов в составе Национального теннисного центра России имени Хуан Антонио Самаранча © ТПО «Резерв»


Архитектор:

Владимир Плоткин

Мастерская:

ТПО «Резерв»

Проект:

Демонстрационный корт с временными сборно-разборными трибунами и гостиницей для спортсменов в составе Национального теннисного центра России имени Хуан Антонио Самаранча
Россия, Москва, Ленинградское шоссе, владение 45-47

Авторский коллектив:
В.И. Плоткин, С.А. Гусарев,Т.В. Малярчук, А.В. Бутусов, А.Н. Шумакова

НО «Фонд развития тенниса в России», заказчик

28 Ноября 2006

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина

Технологии и материалы

«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.
Tejas Borja. Революция в керамической черепице
Уникальность производства керамики Tejas Borja – в применении технологии цифровой струйной печати на поверхности черепицы, которая позволяет получить полную имитацию природных материалов: сланца, камня, дерева, цемента, мрамора и других.
Свет и тень
Панели из фиброцемента EQUITONE [linea] – современный материал, который способен вдохновить на творческий эксперимент. Он создан архитекторами, и его главные свойства: контрастная фактура, тактильность и долговечность.
Ключевой элемент
Специально для ЖК «Садовые кварталы» компания «ОртОст-Фасад» разработала материал, сочетающий силу стеклофибробетона и эстетику кирпича. Рассказываем о его особенностях и достоинствах на примере трех новых реализованных корпусов.
Живой дизайн для фасадов
Скучные однообразные фасадные решения уходят в прошлое с появлением новых дизайнерских решений от RHEINZINK: с разнообразием привлекательных вариантов дизайна любая поверхность теперь становится многомерным, несомненно, привлекающим внимание, зрелищем.

Сейчас на главной

Решетчатая «опора»
Энергоэффективное офисное здание oxxeo с несущим фасадом, одновременно работающим как солнцезащитный экран: проект Rafael de La-Hoz Arquitectos на севере Мадрида.
«Стальная змея»
Основная часть Северного вокзала Кёге, нового транспортного узла для Большого Копенгагена, – это 225-метровый пешеходный мост через шоссе и железнодорожные пути. Авторы проекта – DISSING+WEITLING architecture и COBE.
МАРШ: Fuck Context
Под руководством Наринэ Тютчевой и Екатерины Ровновой студенты 2018/2019 учебного года формируют свое отношение к контексту, исследуя Трехгорную мануфактуру.
И вновь о прожиточном минимуме
«Экономичное», но качественное жилье во Франкфурте-на-Майне по образцовому проекту schneider+schumacher рассчитано на арендную плату на треть ниже среднерыночной ставки в этом городе.
Наследие, экология и очень, очень плохие архитекторы
Рассматриваем восемь работ воркшопов, проведенных на «Открытом городе» и один особенно понравившийся дипломный проект студии Евгения Асса. Многие проекты затрагивают актуальные и болезненные темы современности.
Семь рецептов успеха
Участники марафона «Свое бюро» в рамках «Открытого города» рассказали/умолчали о своих удачах/неудачах. На основе их выступлений мы сформулировали семь рецептов, которые точно помогут начать карьеру.
«Скромный шедевр»
Социальный малоэтажный комплекс на сотню семей в Норидже по проекту бюро Mikhail Riches и Кэти Холи получил премию Стерлинга как лучшее здание Британии 2019 года, уникальный дом из пробки награжден как лучший небольшой проект, а национальная железнодорожная компания – как лучший заказчик.
Видный дом
Art View House на открыточном «перекрестке» Мойки и Крюкова канала – еще один эксперимент бюро «Евгений Герасимов и партнеры» с неоклассикой, а также аккуратное завершение архитектурной панорамы в центре города.
Внимание деталям
Почти 150 идей для улучшения городской среды предложили дизайнеры-участники конкурса в рамках выставки «Город: детали», которая прошла в Москве на прошлой неделе. Представляем лучшие из них.
Пресса: Как все превратится в курорт
Если вы посмотрите на мировые проекты благоустройства, то увидите: все составляющие остроту города элементы — канализация, отопление, водопровод, метро, миллионы километров проводов, автомобили, грузовики, склады, больницы, морги, милиция, военные, — все это спрятано ...
Внутренний город
Два дома на территории бывшего завода «Рассвет» – пример тонкой работы с контекстом, формой и, главное, внутренней структурой апартаментов, которая стала, без преувеличения, уникальной для современной Москвы. Они уже неплохо известны профессиональной общественности. Рассматриваем подробно.
«Оптимистическая профессия»
Дублинское бюро Grafton награждено Золотой медалью RIBA. Его основательницы, Шелли МакНамара и Ивонн Фаррелл, курировали венецианскую биеннале архитектуры-2018, а в 2008 стали первыми лауреатами гран-при WAF.
Юбилейное ожерелье
Главная площадь Якутска будет преобразована по проекту консорциума под лидерством ТПО «Резерв». Представляем проекты победителя и призеров недавно завершившегося конкурса.
«Если проанализировать их сходство, становится ясно:...
Кураторы выставки о Джузеппе Терраньи и Илье Голосове в московском Музее архитектуры Анна Вяземцева и Алессандро Де Маджистрис – о том, как миф о копировании домом «Новокомум» в Комо композиции клуба имени Зуева скрывает под собой важные сюжеты об архитектуре, политике, обмене идеями в довоенной и даже послевоенной Европе.
Экстравертный интроверт
Построив в Люблино фитнес-клуб La Salute (в переводе с итальянского «здоровье»), архитекторы бюро ASADOV оздоровили жизнь района, принесли в стандартное окружение авторскую архитектуру и полезные функции. Выразительная тектоника здания подчеркнула спортивную устремленность.
Архи-события: 30 сентября–6 октября
Интерактивная выставка-презентация «Город: детали», два новых лекционных курса в Музее архитектуры, ежегодная конференция об архитектурном образовании и карьере «Открытый город».
Пресса: Последний из главных
Президент Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Кузьмин скончался в больнице в ночь на пятницу на 69-м году жизни. О нем — Григорий Ревзин.
Умер Александр Кузьмин
Сегодня ночью не стало Александра Викторовича Кузьмина, президента Российской академии архитектуры и строительных наук, с 1996 по 2012 годы – главного архитектора города Москвы.
Миллионы к миллионам
В Пекине открылся новый аэропорт Дасин по проекту Zaha Hadid Architects и ADP Ingénierie: стартовая «мощность» – 45 млн человек в год, в 2025 – 72 млн, затем – все сто.
Разворот к красоте
Первый приз конкурса Таллинской биеннале на концепцию ревитализации промышленной зоны получила команда российских архитекторов. Авторы разработали генплан, вдохновляясь железнодорожным поворотным кругом, и предложили застройку с «градиентом» приватных и общественных пространств.
Дорога к парку
«Братеевские телепортеры» – навес, который позволил оформить и защитить вход в одноименный парк, и получил недавно спецприз жюри АРХИWOOD. Рассматриваем проект и отчасти – дискуссию экспертов премии вокруг него.
Дом для друзей
Юбилейная, десяти лет от роду, премия АРХИWOOD присудила гран-при Николаю Белоусову за достижения, предложила одну нестандартную номинацию, а главная премия досталась Сергею Мишину за его собственный дом. Рассказываем о победителях и о церемонии.
На реке
Любопытный пример освоения «хипстерской» стилистки в ресторане-дебаркадере, расположенном в центре Ростова-на-Дону: сравнительно лаконичный фасад и крайне насыщенный интерьер.
Как в фотокамере
Недалеко от Осло по проекту BIG построен изогнутый музей-мост – в дополнение к самому крупному в Северной Европе парку скульптур.
Пресса: Как город соединит виртуальное с реальным
Интернет, как мы уже тут неоднократно обсудили, лишает город многих его преимуществ перед не-городом, но он же сделает города центрами своего всевластия и всеведения.
Холм в кольце
Смотровая терраса по проекту архитекторов WaterScales у средневекового замка на юге Испании помещает посетителей в контекст исторического ландшафта.
Савинкин & Кузьмин: «Оставить указатели, но убрать...
С 17 по 19 октября в Гостином дворе пройдёт XXVII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество’19», главной темой которого в этом году стала «Прозрачность». О нынешней концепции и опыте организации фестиваля мы поговорили с его кураторами Владиславом Савинкиным и Владимиром Кузьминым.
Архи-события: 23–29 сентября
Открытие лекционного сезона в Музее архитектуры, мероприятия «Открытого города», новый учебный год в Ре-школе и экскурсия на курорт «ПИРогово».
Материальность модулей
Центр искусств Aranya на китайском курорте Циньхуандао по проекту бюро Neri&Hu получил «орнаментальный» фасад из стеклофибробетонных модулей.