Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

29.10.2009

И снова шахматы

Наталья Коряковская

27 октября в ЦДХ состоялось вручение «Премии Авангард». Эта церемония поставила точку в первом общероссийском конкурсе на звание лучшего молодого архитектора страны, который стартовал на «Арх Москве» нынешней весной. Премию в размере 10 тысяч долларов от фонда «Русский авангард» получил Федор Дубинников, ученик Евгения Асса.

Вручение главного приза. Фото Натальи Коряковской
Вручение главного приза. Фото Натальи Коряковской
Напомним, что конкурс, организованный Бартом Голдхоорном совместно с фондом «Русский авангард», был объявлен в мае этого года, и его первый этап состоялся в рамках выставки «Новые имена» в ЦДХ, ставшей главной интригой «Арх Москвы»-2009. Для этой экспозиции Барт Голдхоорн и президент фонда «Русский авангард» Сергей Гордеев отобрали 24 участника, которые в течение трех дней работали в режиме онлайн над выполнением клаузуры. В качестве темы им был предложен наземный гараж на 400 мест, совмещенный с какой-либо общественной функцией.

Тогда определились четыре лидера состязания – Федор Дубинников, Наталья Сухова, Наталья Зайченко и Александр Берзинг, получившие по 5 тысяч долларов от фонда в качестве аванса за проектирование на следующем, финальном этапе конкурса, который состоялся уже в рамках Роттердамской биеннале архитектуры. Тема биеннале в этом году звучала как Open city («Открытый город»), а Барт Голдхоорн, являющийся один из кураторов фестиваля, представлял на нем собственную концепцию «открытого постсоциалистического города». В рамках этого проекта в Роттердаме были представлены и номинанты «Авангарда».

Концепция Голдхооора, оформленная в виде короткого и остроумного видеоролика, пропагандирует… принципы массового производства в архитектуре и типовое строительство, правда, в их современном постсоциалистическом, то есть рыночном виде. Барт Голдхоорн убежден, что в градостроительстве совершенно необходимо сохранить такой жанр, как проектирование кварталов и микрорайонов, ибо отдельные здания, какими бы красивыми они ни были, качественную среду обитания создать не способны. Однако то, что хорошо понятно в теории, не всегда идеально работает на практике: сегодня вся городская земля поделена на неравные доли между различными девелоперами, и разработанные в советское время проекты типовых кварталов их не устраивают не столько своей идеологией, сколько, прежде всего, технико-экономическими показателями. Голдхоорн использовал очень понятную метафору, сравнив архитектурное проектирование с дизайном одежды: сшитые тридцать-сорок лет назад «костюмы» сегодня очень мало кому впору. Решение куратор видит в том, чтобы приспособить стандарт, т.е. типовой проект к условиям открытого рынка именно так, как это произошло с одеждой: от индивидуального пошива мы уже давно отказались в пользу качественных торговых марок, которые шьют в пяти-шести размерах, удовлетворяющих 95 % спроса. Иными словами, современным застройщикам нужны сотни гибких по своим площадям и набору функций проектов кварталов, и тогда, приобретая или беря в долгосрочную аренду участок земли, девелопер сможет сразу подобрать под его параметры несколько вариантов микрорайонов. Экономический смысл этой затеи очевиден: строить кварталами дешевле, чем спроектировать и реализовать десять отдельных зданий. Кроме того, при наличии типовых проектов микрорайонов нового поколения девелоперам не придется думать о том, как и какими объектами инфраструктуры их необходимо насытить, – все пропорции уже будут заложены в документацию.

В рамках именно этой концепции финалисты конкурса «Новые имена» и должны были разработать проект типового квартала, в основу которого была бы заложена возможность его модификации. Барт Голдхоорн обозначил это условие как «один проект – много опций» и призвал архитекторов предусмотреть варианты адаптации их кварталов к самым разным условиям.

Как уже говорилось, проекты финалистов «Премии Авангард» были представлены на Роттердамской архитектурной биеннале и оценивались международным жюри. После долгих обсуждений лучшим судьи признали квартал Checkers Федора Дубинникова, ученика Евгения Асса. Название проекту (в переводе с англ. – «В шахматном порядке») дал выбранный архитектором принцип компоновки жилых зданий: четырехэтажные дома с двускатными или наклонными кровлями расставлены на едином стилобате парковки словно шахматные фигуры на игральной доске. При сохранении общей структуры квартала, подчеркивает Федор Дубинников, в нем можно комбинировать здания различной этажности, формы и назначения – в зависимости от архитектурного контекста и действующего градостроительного регламента. Кроме того, каждое здание имеет четыре совершенно разных по отделке и структуре фасада, что позволяет создавать между ними дворы, обладающие подчеркнуто индивидуальным визуальным образом. Этот прием сам Дубинников остроумно назвал «конструктором дворовых пространств». В Роттердаме же Checkers получил неофициальное название «голландский», и обязан этому своим явным типологическим сходством с проектом застройки района Ypenburg в Гааге известного нидерландского бюро MVRDV.

Проекты остальных участников финала выглядели не менее достойными первой премии. Александр Берзинг, окончивший Санкт-Петербургский Государственный Академический Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина и работающий в бюро «Витрувий и сыновья», в Роттердаме представил квартал «Сборка XXI». В основе этого концепта – идея повторного использования типовых конструкций образца 1960-70-х. Каждую панель Берзинг предлагает изолировать и утеплить, а затем «собрать» из них кардинально новую жилую среду – квартал из 6-15-этажных зданий, имеющих развитые общественные пространства, а также многоуровневые квартиры с двойным светом в гостиной.

Наталья Зайченко, еще одна ученица Евгения Асса, представила в Роттердаме квартал «Калейдоскоп», основным преимуществом которого стала необычайно развитая инфраструктура. Жилой квартал как бы интегрируется в многофункциональный комплекс – связующими элементами между жилыми секциями становятся «зоны комфорта» (парковки, службы быта, магазины, офисы). Наталья Зайченко придумала даже специальный показатель комфортности – «тапочная доступность», обозначающий возможность для жителей этих домов добраться до всех нужных им предприятий быстро и без необходимости менять домашнюю обувь на уличную.

Четвертый финалист, Наталья Сухова, не смогла лично присутствовать на церемонии в ЦДА, и пояснительную записку проекта вместо нее озвучил Александр Змеул. В квартале под названием Chlorofilia она развивает идею гибридной типологии квартиры-дачи. Квартал образован 5-6-этажными блочными домами, в которых каждая квартира снабжена открытой озелененной террасой. Помимо этих частных садиков, в проекте предусмотрены также общественные площади и полузакрытые дворы. Для оформления жилых блоков разработано несколько вариантов «одежды», в зависимости от климата и времени года.

Заслуженных оваций на церемонии награждения удостоился и Евгений Асс, воспитавший десять из двадцати четырех участников первого этапа конкурса и двоих финалистов. Сам же проект «Новые имена» был признан очень интересным и удачным, и организаторы конкурса обнародовали свое решение проводить его каждые два года, то есть в рамках «Арх Москвы», посвященной творчеству молодых архитекторов. Для этих целей фонд «Русский авангард» уже зарезервировал соответствующие средства и уверен, что никакой кризис не помешает продолжить поиски архитектурных талантов.
Профессор МАрхИ Оскар Мамлеев вручает Диплом финалиста Федору Дубинникову. Фото: Андрей Ягубский
Профессор МАрхИ Оскар Мамлеев вручает Диплом финалиста Федору Дубинникову. Фото: Андрей Ягубский
Федор Дубинников, ведущий церемонии Алексей Муратов и профессор МАрхИ Оскар Мамлеев. Фото: Наталья Коряковская
Федор Дубинников, ведущий церемонии Алексей Муратов и профессор МАрхИ Оскар Мамлеев. Фото: Наталья Коряковская
Алексей Муратов, Наталья Зайченко и Андрей Гозак. Фото: Наталья Коряковская
Алексей Муратов, Наталья Зайченко и Андрей Гозак. Фото: Наталья Коряковская
Доктор архитектуры Андрей Гозак поздравляет и вручает Диплом финалиста Наталье Зайченко. Фото: Андрей Ягубский
Доктор архитектуры Андрей Гозак поздравляет и вручает Диплом финалиста Наталье Зайченко. Фото: Андрей Ягубский
Александр Берзинг, ведущий церемонии Алексей Муратов и президент САР Андрей Боков. Фото: Наталья Коряковская
Александр Берзинг, ведущий церемонии Алексей Муратов и президент САР Андрей Боков. Фото: Наталья Коряковская
Ректор МАрхИ Дмитрий Швидковский поздравляет и передает Диплом финалиста Наталье Суховой через представляющего ее на церемонии Александра Змеула (на заднем плане). Фото: Андрей Ягубский
Ректор МАрхИ Дмитрий Швидковский поздравляет и передает Диплом финалиста Наталье Суховой через представляющего ее на церемонии Александра Змеула (на заднем плане). Фото: Андрей Ягубский
Барт Голдхоорн рассказывает о проекте для Роттердамской биеннале. Фото: Наталья Коряковская
Барт Голдхоорн рассказывает о проекте для Роттердамской биеннале. Фото: Наталья Коряковская
Профессор МАрхИ Евгений Асс. Фото: Наталья Коряковская
Профессор МАрхИ Евгений Асс. Фото: Наталья Коряковская
Федор Дубинников. Checkers housing system. IABR – International Architectural Biennale in Rotterdam
Федор Дубинников. Checkers housing system. IABR – International Architectural Biennale in Rotterdam
Федор Дубинников. Checkers housing system. IABR – International Architectural Biennale in Rotterdam
Федор Дубинников. Checkers housing system. IABR – International Architectural Biennale in Rotterdam
Федор Дубинников. Checkers housing system. IABR – International Architectural Biennale in Rotterdam
Федор Дубинников. Checkers housing system. IABR – International Architectural Biennale in Rotterdam
Федор Дубинников. Checkers housing system. IABR – International Architectural Biennale in Rotterdam
Федор Дубинников. Checkers housing system. IABR – International Architectural Biennale in Rotterdam
Александр Берзинг. Сборка XXI. IABR – International Architectural Biennale in Rotterdam
Александр Берзинг. Сборка XXI. IABR – International Architectural Biennale in Rotterdam
Александр Берзинг. Сборка XXI. IABR – International Architectural Biennale in Rotterdam
Александр Берзинг. Сборка XXI. IABR – International Architectural Biennale in Rotterdam
Александр Берзинг. Сборка XXI. IABR – International Architectural Biennale in Rotterdam
Александр Берзинг. Сборка XXI. IABR – International Architectural Biennale in Rotterdam
Наталья Сухова. Chrolophilia housing. IABR – International Architectural Biennale in Rotterdam
Наталья Сухова. Chrolophilia housing. IABR – International Architectural Biennale in Rotterdam
Наталья Сухова. Chrolophilia housing. IABR – International Architectural Biennale in Rotterdam
Наталья Сухова. Chrolophilia housing. IABR – International Architectural Biennale in Rotterdam
Наталья Сухова. Chrolophilia housing. IABR – International Architectural Biennale in Rotterdam
Наталья Сухова. Chrolophilia housing. IABR – International Architectural Biennale in Rotterdam
Наталья Сухова. Chrolophilia housing. IABR – International Architectural Biennale in Rotterdam
Наталья Сухова. Chrolophilia housing. IABR – International Architectural Biennale in Rotterdam
Наталья Зайченко. Типовой квартал  КАЛЕЙДОСКОП. 
IABR – International Architectural Biennale in Rotterdam
Наталья Зайченко. Типовой квартал КАЛЕЙДОСКОП. IABR – International Architectural Biennale in Rotterdam
Наталья Зайченко. Типовой квартал  КАЛЕЙДОСКОП. 
IABR – International Architectural Biennale in Rotterdam
Наталья Зайченко. Типовой квартал КАЛЕЙДОСКОП. IABR – International Architectural Biennale in Rotterdam
Наталья Зайченко. Типовой квартал  КАЛЕЙДОСКОП. 
IABR – International Architectural Biennale in Rotterdam
Наталья Зайченко. Типовой квартал КАЛЕЙДОСКОП. IABR – International Architectural Biennale in Rotterdam
Наталья Зайченко. Типовой квартал  КАЛЕЙДОСКОП. 
IABR – International Architectural Biennale in Rotterdam
Наталья Зайченко. Типовой квартал КАЛЕЙДОСКОП. IABR – International Architectural Biennale in Rotterdam