Обложка Domus №1052 (декабрь 2020)
© Domus
Проект стартовал в 2018 – тогда журнал возглавил итальянский архитектор и дизайнер Микеле де Лукки; ему на смену пришел основатель нидерландского бюро MVRDV Вини Маас, а третьим куратором стал Дэвид Чипперфильд. На страницах издания «главреды» писали о вещах, которые волнуют их больше всего: Вини Мас говорил об экологии и городах будущего, Дэвид Чипперфильд – об основах профессии, а Микеле де Лукки все десять номеров посвятил объектам и их значению. Тадао Андо объявил темой года вечность.
Свой выбор японский архитектор объяснил в манифесте. «Все рано или поздно превращается в прах. История архитектуры – это история противостояния этой непреложной истине», – пишет Тадао Андо. Для него вечность заключается не в попытках продлить до бесконечности срок службы какой-либо вещи и не в стремлении «законсервировать» ту или иную материю или форму, а в «эмоциях и воспоминаниях, живущих в умах и сердцах людей». В своем письменном обращении к читателям Тадао Андо упоминает пандемию 2020 года – в качестве одного из катализаторов неизбежного разобщения и дистанцирования, начавшегося с приходом информационных технологий. Однако, пишет архитектор, кое-что остается неизменным: люди столь же несовершенны и смертны как и сто лет назад, воспоминания и общение с себе подобными – по-прежнему главная ценность, да и задачи у архитектуры те же – «создавать среду обитания для человеческого духа, сохранять историю и память о прошлом и развивать культуру через самое себя».
В дополнение к декабрьскому номеру Domus'а вышла также монография Тадао Андо, содержащая эксклюзивное интервью с новоиспеченным редактором. В разговоре с журналистом экс-боксер – в юности Андо зарабатывал на жизнь участием в поединках – размышляет о профессии архитектора и проводит параллель с поведением спортсменов на ринге. И там, и там необходимо иметь смелость и постоянно рисковать, чтобы применить все свои навыки и в конце концов победить. «Архитектура – словно затянутый раунд, длящийся гораздо дольше трех минут, однако напряжение здесь ничуть не меньше», – поясняет обладатель Притцкера.