Куратор Марк Акопян и фотограф Вадим Разумов съездили, при поддержке инициатора проекта фонда Таволга, в две экспедиции по БАМу – а его длина больше 3000 километров. Привлекли частные архивы архитекторов и хранилища проектных институтов, как работавших над проектами, так и курировавших пять участков магистрали. В архивных исследованиях участвовал Константин Антипин. Куратор Дарья Кисельникова – кандидат архитектуры, ее диссертация посвящена архитектуре многоквартирных домов Новосибирска конца XX – начала XXI века – на основе собранного материала сделала 3D-модели вокзалов всех 47 поселков, они распечатаны в одном масштабе и расставлены цепочкой, слева западный БАМ, где, по словам кураторов, в силу сложности рельефа было больше проектов с уникальной авторской архитектурой, справа восточный, где рельеф более пологий больше типовых проектов, впрочем, все они отмечены индивидуальными различиями.
То есть это не столько выставка, сколько масштабное исследование. Важно, что исследование сложного материала, и что не законченное.
А БАМе мы вроде бы все знаем хорошо, что он был, но и не знаем почти ничего, кроме того, что строился на старательно подогреваемом энтузиазме комсомольской молодежи: БАМСтрой, ТАМСтрой, СЯМСтрой, как писали Стругацкие.
Здесь же собраны проекты множества вокзалов, для большинства названы проектные организации и даже имена авторов проектов. Плюс – градостроительное исследование, показаны планы всех поселков с цветовым обозначением функциональной типологии зданий, и общая схема БАМовского поселка, все они состояли из вокзала, жилья и ТОЦев, торгово-общественных центров, где объединяли и магазины, и клубы, иногда и администрацию. Очень похоже на НЭР – говорю я, – и кураторы подхватывают, да-да, мы считаем его воплощением мечты НЭРа, и даже хотели снабдить экспозицию информацией о нем...
Еще один результат исследовательской работы – уже из экспедиций, а не из архивов, – найдены новые, ранее не известные, во всяком случае кураторам, мозаики: из них сделан коллаж, в экседре по оси зала, он встречает входящего и поначалу кажется цельной мозаикой. На самом деле элементов из разных мест – довольно много, а в коллаже, который, конечно, радует глаз и организует пространство, можно разглядеть и намек на «религию» советской идеологии: веру в светлое будущее, в нового человека и солнечный прогресс – недаром же его поместили в нишу, которая напоминает храмовую апсиду.
Кроме того, коллаж еще и показывает стилевую цельность того искусства, которое развивалось в период строительства БАМа. А именно оттепельного модернизма, позитивного, но уже «приправленного» национальной тематикой, благо и строительство магистрали, как известно, было поделено между республиками – к примеру, проектировала и строила Прибалтика, через которую магистраль, конечно, не проходила.
И вокзалы, и города продолжали строиться потом еще довольно долго – и вот дат в подписях под макетами нет, а жаль, потому что для некоторых зданий особенно хотелось бы их знать и видеть. С определением дат еще сложнее, чем с поиском авторов, – рассказала мне Дарья Кисельникова, – здания меняли и достраивали, переделывали. Тут и с авторством не всегда просто: одни предлагали концепцию, другие дорабатывали и адаптировали, временами впадая в грех сотворчества; то же происходило и в типовыми проектами, вроде они повторяются, а не вполне.
Так что исследование впечатляющее и ценное, но не завершенное, тут хочется пожелать авторам и Таволге его продолжить и издать. Пока, вероятно, к концу этого года, планируется альбом по следам экспедиций.
Я спросила Марка Акопяна про лагеря – ведь наверняка какие-то да посетили. Говорит, не очень много, но вот в Борлаге были, и это довольно яркое впечатление, поскольку устроен он был далеко от дорог и в лощине, где снег лежит даже летом. М-да.
Но основная нота выставки, конечно, позитивная. Исследовательские «стены» дополняют два вагончика, в общих чертах изображающие модули, в которых жили строители магистрали. Их сопровождает буклет, где комсомольцы похожи на лыжников в Альпах, а тему легкости бытия поддерживает видеоролик в соседнем «вагончике», – в нем говорится, что рождаемость на стройках магистрали приближалась к среднеазиатским показателям, и показывают юных мам, толкающих коляски по бездорожью.
Все почти там делали руками – невольно подслушиваешь разговоры людей не открытии; и строили, и укладывали, и переносили... И как они успевали на лыжах кататься и детей рожать?
В правом вагончике еще – красивая графика, фотографии и проекты первых жилых домов и столовых, очень современные на вид, хоть на АрхиWOOD их подавай.
Словом, выставка хоть и кажется небольшой, на самом деле огромная, рассматривать макеты так и вообще одно удовольствие. Хочется, чтобы работа продолжилась и превратилась в книгу, где будут и авторы, и проекты, и даты. Хорошее же начинание и представляет целый пласт не очень пока что изученной советской архитектуры.