Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

03.07.2024

Книга в будущем

Юлия Тарабарина

Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.

Выставка расположена на 2 этаже экспозиционного корпуса ГИМ, здания бывшей царской Госдумы, и занимает один зал. Первое впечатление, когда входишь – какая она маленькая. А потом понимаешь, что работа, на самом деле, большая.  

Куратор Марк Акопян и фотограф Вадим Разумов съездили, при поддержке инициатора проекта фонда Таволга, в две экспедиции по БАМу – а его длина больше 3000 километров. Привлекли частные архивы архитекторов и хранилища проектных институтов, как работавших над проектами, так и курировавших пять участков магистрали. В архивных исследованиях участвовал Константин Антипин. Куратор Дарья Кисельникова – кандидат архитектуры, ее диссертация посвящена архитектуре многоквартирных домов Новосибирска конца XX – начала XXI века – на основе собранного материала сделала 3D-модели вокзалов всех 47 поселков, они распечатаны в одном масштабе и расставлены цепочкой, слева западный БАМ, где, по словам кураторов, в силу сложности рельефа было больше проектов с уникальной авторской архитектурой, справа восточный, где рельеф более пологий больше типовых проектов, впрочем, все они отмечены индивидуальными различиями. 

Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Куратор Марк Акопян. Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Куратор Марк Акопян. Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Куратор Дарья Кисельникова. Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Куратор Дарья Кисельникова. Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

То есть это не столько выставка, сколько масштабное исследование. Важно, что исследование сложного материала, и что не законченное. 

А БАМе мы вроде бы все знаем хорошо, что он был, но и не знаем почти ничего, кроме того, что строился на старательно подогреваемом энтузиазме комсомольской молодежи: БАМСтрой, ТАМСтрой, СЯМСтрой, как писали Стругацкие. 

Здесь же собраны проекты множества вокзалов, для большинства названы проектные организации и даже имена авторов проектов. Плюс – градостроительное исследование, показаны планы всех поселков с цветовым обозначением функциональной типологии зданий, и общая схема БАМовского поселка, все они состояли из вокзала, жилья и ТОЦев, торгово-общественных центров, где объединяли и магазины, и клубы, иногда и администрацию. Очень похоже на НЭР – говорю я, – и кураторы подхватывают, да-да, мы считаем его воплощением мечты НЭРа, и даже хотели снабдить экспозицию информацией о нем... 
 
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Еще один результат исследовательской работы – уже из экспедиций, а не из архивов, – найдены новые, ранее не известные, во всяком случае кураторам, мозаики: из них сделан коллаж, в экседре по оси зала, он встречает входящего и поначалу кажется цельной мозаикой. На самом деле элементов из разных мест – довольно много, а в коллаже, который, конечно, радует глаз и организует пространство, можно разглядеть и намек на «религию» советской идеологии: веру в светлое будущее, в нового человека и солнечный прогресс – недаром же его поместили в нишу, которая напоминает храмовую апсиду.
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Кроме того, коллаж еще и показывает стилевую цельность того искусства, которое развивалось в период строительства БАМа. А именно оттепельного модернизма, позитивного, но уже «приправленного» национальной тематикой, благо и строительство магистрали, как известно, было поделено между республиками – к примеру, проектировала и строила Прибалтика, через которую магистраль, конечно, не проходила. 

И вокзалы, и города продолжали строиться потом еще довольно долго – и вот дат в подписях под макетами нет, а жаль, потому что для некоторых зданий особенно хотелось бы их знать и видеть. С определением дат еще сложнее, чем с поиском авторов, – рассказала мне Дарья Кисельникова, – здания меняли и достраивали, переделывали. Тут и с авторством не всегда просто: одни предлагали концепцию, другие дорабатывали и адаптировали, временами впадая в грех сотворчества; то же происходило и в типовыми проектами, вроде они повторяются, а не вполне. 

Так что исследование впечатляющее и ценное, но не завершенное, тут хочется пожелать авторам и Таволге его продолжить и издать. Пока, вероятно, к концу этого года, планируется альбом по следам экспедиций. 

Я спросила Марка Акопяна про лагеря – ведь наверняка какие-то да посетили. Говорит, не очень много, но вот в Борлаге были, и это довольно яркое впечатление, поскольку устроен он был далеко от дорог и в лощине, где снег лежит даже летом. М-да. 

Но основная нота выставки, конечно, позитивная. Исследовательские «стены» дополняют два вагончика, в общих чертах изображающие модули, в которых жили строители магистрали. Их сопровождает буклет, где комсомольцы похожи на лыжников в Альпах, а тему легкости бытия поддерживает видеоролик в соседнем «вагончике», – в нем говорится, что рождаемость на стройках магистрали приближалась к среднеазиатским показателям, и показывают юных мам, толкающих коляски по бездорожью. 
Вагончики строителей БАМа. Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вагончики строителей БАМа. Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вагончики строителей БАМа. Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вагончики строителей БАМа. Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Все почти там делали руками – невольно подслушиваешь разговоры людей не открытии; и строили, и укладывали, и переносили... И как они успевали на лыжах кататься и детей рожать? 

В правом вагончике еще – красивая графика, фотографии и проекты первых жилых домов и столовых, очень современные на вид, хоть на АрхиWOOD их подавай. 
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», ГИМ, 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Словом, выставка хоть и кажется небольшой, на самом деле огромная, рассматривать макеты так и вообще одно удовольствие. Хочется, чтобы работа продолжилась и превратилась в книгу, где будут и авторы, и проекты, и даты. Хорошее же начинание и представляет целый пласт не очень пока что изученной советской архитектуры.