Смелый образ стойкости

Армянская церковь Святого Саркиса в Карролтоне, штат Техас, по проекту бюро David Hotson_Architect.

mainImg
Возведение каждой новой церкви имеет ключевое значение для любой армянской общины, где бы она ни находилась: на протяжении многих столетий именно церковь в отсутствие государственности являлась главным национальным институтом, играя важную роль в поддержании идентичности. Это знаковый код, связь со всем, что считаешь родным, материальный символ, нередко сходящийся также с понятием монумента. Вокруг нее во многом и формируется община.
 
За пределами СССР процесс возведения церквей шел непрерывно, и религиозная архитектура развивалась параллельно. Поэтому по всему миру за последние десятилетия появилось немало армянских церквей с современной архитектурой. Среди новейших примеров – церковь Святого Саркиса в Карролтоне, пригороде Далласа, штат Техас. Ее торжественное освящение состоялось 24 апреля 2022 года, в День памяти жертв Геноцида армян в Османской империи. Этот символический посыл непосредственно отражен в архитектуре церкви, о чем мы скажем ниже. В армянских общинах вне постсоветского пространства, особенно в западных странах, преобладают потомки бежавших от Геноцида, в связи с чем построенные ими церкви отражают память об этой трагедии. Конечно, самыми распространенными мемориальными символами в армянской культуре являются хачкары, но церкви нередко тоже несут в себе этот смысл.
 
zooming
Старое здание церкви Сурб-Саркис на Рэндом-роуд

Около 30 лет назад армянская община (в основном, выходцы из ближневосточных стран, перебравшиеся сюда в 1970-е – 1980-е годы) основала в Карролтоне церковь Сурб-Саркис. Она разместилась в существовавшем одноэтажном здании на улице Рэндом-роуд в юго-западной части города, и ее торжественное освящение состоялось 3 ноября 1991 года. Однако это сооружение не удовлетворяло нуждам общины, и впоследствии та обратились к Восточной Епархии Армянской Апостольской Церкви США для содействия в возведении новой церкви. Решение об этом было принято в 2018 году. Созданием комплекса, состоящего из зданий церкви, общественного центра и спортивных сооружений, руководил предприниматель Эли Акилян. Автором проекта выступил нью-йоркский архитектор Дэвид Хотсон (David Hotson_Architect), а его соавтором – обосновавшийся в Техасе ереванский архитектор Степан Терзян, знакомый с Хотсоном еще по работе в столице Армении. Там в 2004 году по проекту Хотсона планировалось возведение музея современного искусства имени Джерарда Л. Гафесчяна, и в течение нескольких лет у его бюро был там открыт филиал. Проект музея в итоге остался на бумаге, но знание армянского контекста стало важным для реализации другого, меньшего по масштабу, но немаловажного по значению проекта Хотсона для армянского сообщества.
 
  • zooming
    1 / 3
    Музея современного искусства имени Джерарда Л. Гафесчяна в Ереване. Проект
    © David Hotson_Architect
  • zooming
    2 / 3
    Музея современного искусства имени Джерарда Л. Гафесчяна в Ереване. Проект
    © David Hotson_Architect
  • zooming
    3 / 3
    Музея современного искусства имени Джерарда Л. Гафесчяна в Ереване. Проект
    © David Hotson_Architect

Церковный комплекс расположен на Чарльз-стрит, на участке примерно в 1,8 га в северо-восточной части города. К югу от него находится одноэтажная жилая застройка, к западу – спортивные площадки, а к северу – парковка; к востоку проходит улица. Церковь на 250 прихожан расположена в южной части участка и строго ориентирована алтарем на восток.
 
В комплексе охвачены и другие функции для нужд общины. В него входят открытые спортивные площадки, крытый спортивный зал и здание общественного центра, где есть зал для проведения мероприятий на 400 человек, образовательные помещения, сцена под открытым небом и т. д.
 
zooming
Церковь Святой Рипсимэ в Эчмиадзине. 618 год. Фотография 1878 года
Фотограф: Ованес Кюркчан via Wikimedia Commons. Фото находится в общественном достоянии

Композиция комплекса горизонтальна, что продиктовано окружающей застройкой и ландшафтом. Именно природный рельеф территории, по словам автора, стал основополагающим для создания образа храма. При этом Хотсон обратился к одному из шедевров армянской религиозной архитектуры – церкви Святой Рипсимэ, включенной в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это сакральное сооружение находится в городе Эчмиадзине с относительно равнинными ландшафтами, на фоне которых величественно выделяется его архитектура. Подобного эффекта стремились добиться и авторы новой церкви: выделить ее силуэт среди живописных равнин Техаса. Определенную роль в обращении к образу церкви Святой Рипсимэ сыграла также и символика чисел: между его основанием католикосом Комитасом в 618 году и принятием решения о строительстве нового храма в Карролтоне в 2018 году прошло ровно 1400 лет, что своеобразно подчеркнуло интуитивный выбор авторов.
 
Продолжая эту тему, Хотсон отмечает: «Выдержав четырнадцать столетий потрясений, церковь Святой Рипсимэ служит архетипом армянской архитектуры и символом выносливости, упорства и стойкости армянского народа». Именно этот нарратив в виде прообраза-Абсолюта архитектор и хотел передать техасской общине.
 
Сама церковь стремится предельно точно повторить основную композицию и пропорции храма крестово-купольного типа. Однако это было сделано с отрицанием декора в желании максимально подчеркнуть силуэт и придать ему линейность. Придерживаясь эстетики минимализма, авторы оригинально подошли к разработке рисунка проемов: так, многие арочные силуэты даны в прямоугольной трактовке. В этом контексте выделяются окна барабана. Согласование их ширины с шагом облицовочных плит привело к увеличению размера окон. Поэтому барабан получился более проницаемым и менее граненным по сравнению с древним прототипом. В противоположность этому, в стенах церкви сделан минимум проемов, придавая им «замкнутый» образ. При этом характерные арочные ниши на южном и северном фасадах даны в смелой нелинейной интерпретации, которая аккуратно скрыла их добавленную функцию – тонкий световой проем во всю высоту каждой из них.
  • zooming
    Церковь Сурб-Саркис
    Фото © David Hotson
  • zooming
    Церковь Сурб-Саркис
    Фото © David Hotson

Желание придать новому храму характерную целостность тектоники армянских церквей проявилось в выборе единой цветовой гаммы для облицовочных материалов – серой, в отличие от более распространенного решения – облицовки природным камнем. Стены церкви покрыты гладкими светло-серыми керамическими панелями, а кровля, барабан, купол – цинковыми. Однако более темный тон и раскладка этого металла создает тонкий контраст между материалами.
 
В целом, смелое, минималистское прочтение образа церкви Святой Рипсимэ сделало формы техасского храма в какой-то мере более утонченными. Но, в то же время, из-за специфики облицовочных материалов здесь отсутствуют глубина колорита и фактурность, характерные для традиционной каменной кладки. Поэтому формы Сурб-Саркис кажутся более плоскостными и отчасти эфемерным, а новые материалы придают ей своего рода футуристический, идеалистический образ.
 
Церковь Сурб-Саркис
Фото © Dror Baldinger FAIA/предоставлено David Hotson

Как сказано выше, участок церкви обращен к Чарльз-стрит восточной стороной, с которой и организован въезд. Редко, когда именно восточный фасад христианского храма играет по сути роль главного. Здесь это привело к его особой трактовке, в частности, почти автономному решению абсиды. Она напоминает космические модернистские образы. Это впечатление усиливает светопрозрачный контур, через который свет проникает в алтарь и в интерьер в целом.
 
Церковь Сурб-Саркис
© David Hotson_Architect
Церковь Сурб-Саркис
Фото © Dror Baldinger FAIA/предоставлено David Hotson

Обращенный во двор официально главный – западный – фасад выполняет функцию мемориала. На его поверхности из 1,5 миллионов пикселей, символизирующих число жертв Геноцида, создан орнамент по национальным мотивам – древо жизни с большим крестом посредине, что напоминает характерный для хачкаров декор. Это оригинальный и смелый подход к увековечиванию памяти о трагедии: каждый пиксель отождествляется с жизнью отдельного человека и собран в объединяющей их системе.
 
Хачкар в стене церкви Сурб-Аствацацин в Карби
Фото: Liveon001 © Travis K. Witt via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

Важно отметить, что такое решение, крест на стене церкви, напоминает об очень распространенной традиции, когда в кладку стен церкви в качестве облицовочных камней интегрированы хачкары. В Сурб-Саркис архитектор своеобразно гипертрофировал этот мотив в виде характерного для постмодернизма гротескного приема, нацеленного на усиление эффекта изначально задуманного символа.
 
Чтобы не контрастировать с рисунком фасада, проемы здесь не акцентированы, а решены предельно лаконично. В частности, входной портал выполнен в виде чистого прямоугольника со стеклянными створками. В плане притвор имеет сегментовидный контур, а над ним нависают хоры, поэтому с трех сторон его пространство сужается к востоку – в среднюю часть храма, создавая ощущение большей глубины.
 
  • zooming
    1 / 5
    Церковь Сурб-Саркис
    Фото © Dror Baldinger FAIA/предоставлено David Hotson
  • zooming
    2 / 5
    Церковь Сурб-Саркис
    Фото © David Hotson
  • zooming
    3 / 5
    Церковь Сурб-Саркис
    Фото © David Hotson
  • zooming
    4 / 5
    Церковь Сурб-Саркис
    Фото © David Hotson
  • zooming
    5 / 5
    Церковь Сурб-Саркис
    Фото © David Hotson

Для традиционных армянских церквей характерна целостность композиции, единая тектоника и стилевая система, где стирается грань между внутренним и внешним. Чаще всего интерьеры не отделаны, сохраняя естественную фактуру и цвет природного камня, что создает подчас впечатление таинственной мрачности. Интерьер техасской церкви, в отличие от внешней облика, не стремится формально придерживаться прототипа и решен более радикально. Изначально заданную стилевую минималистскую линию Хотсон сохранил и внутри, однако поменял суть тектоники, конструктивной и эстетической логики традиционных решений. В противовес традиционным цилиндрическим сводам, перекрытия Сурб-Саркис имеют совсем другую конфигурацию. Внутренне пространство существует как автономная скорлупа, непрерывная поверхность с характерными нелинейными фрагментами, перетекающая к проемам, где аккуратно скрыты естественные и искусственные источники освещения. В результате, эта целостная композиция создает фантастический эффект мягкого освещения без теней. При этом чистый белый интерьер напоминает скорее протестантскую церковь, нежели традиционную армянскую.
 
  • zooming
    1 / 9
    Церковь Сурб-Саркис
    Фото © David Hotson
  • zooming
    2 / 9
    Церковь Сурб-Саркис
    Фото © David Hotson
  • zooming
    3 / 9
    Церковь Сурб-Саркис
    Фото © David Hotson
  • zooming
    4 / 9
    Церковь Сурб-Саркис
    Фото © David Hotson
  • zooming
    5 / 9
    Церковь Сурб-Саркис
    Фото © David Hotson
  • zooming
    6 / 9
    Церковь Сурб-Саркис
    Фото © Dror Baldinger FAIA/предоставлено David Hotson
  • zooming
    7 / 9
    Церковь Сурб-Саркис
    Фото © David Hotson
  • zooming
    8 / 9
    Церковь Сурб-Саркис
    Фото © David Hotson
  • zooming
    9 / 9
    Церковь Сурб-Саркис
    Фото © David Hotson

Снаружи церкви расположены прямоугольные одноэтажные объемы общественного центра и спортивного зала, занимающие почти всю северную часть участка. Несмотря на свои внушительные размеры, они решены предельно деликатно, с фасадами из стекла и тех же керамических панелей, что и у церкви, тем самым выступая в качестве фона для нее. Кажущуюся целостность двум зданиям придает соединяющий их тонкий навес, который создает между ними полуоткрытое пространство наподобие внутреннего двора. Там устроен прямоугольный бассейн, расположенный перпендикулярно к северному фасаду церкви. Его появление продиктовано местным жарким климатом, но он также формирует «срежиссированный» вид на церковь, напоминающий приемы японского минимализма.
 
Церковь Сурб-Саркис
Фото © Dror Baldinger FAIA/предоставлено David Hotson

Церковь композиционно контрастирует с зданиями общественного центра и спортивного зала и одновременно, благодаря единой минималистской стилистике и выбранным материалам, вписана в общинный комплекс, создавая гармоничный ансамбль.
 
zooming
Церковь Сурб-Саркис. Визуализация
© David Hotson_Architect
* * *
 
Церковь – символ истории и идентичности армянского народа, собирающая в себе национальные идеи. Поэтому архитектор Дэвид Хотсон в работе над техасским проектом на первое место поставил именно символическое содержание. Взяв в качестве прототипа древнее воплощение вечности и стойкости, он переместил по временной траектории его неизменный образ, и стремление сохранить его композицию соединил с современной трактовкой.
 
Как прообраз церковь Святой Рипсимэ использована в проектах многих армянских храмов в США, например в Сан-Диего. Самая известная из них – собор Святого Вардана в Нью-Йорке (1968), построенный по проекту Народного архитектора СССР Рафаела Исраеляна (реализован Эдуардом Утуджяном и бюро Steinman, Cain & White). Но, в отличие от нью-йоркского сооружения, в Техасе образ Сурб-Рипсимэ взят за основу скорее как Абсолют, а не «референс». В карролтонской церкви в большей степени проявилось подражание выбранному прототипу (особенно в аспекте внешнего облика), нежели переосмысления, интерпретации или цитатности. Это обусловлено стремлением укрепить идентичность, выстроив символическую связь через повторение.
 
Церковь Сурб-Саркис
© David Hotson_Architect
Церковь Сурб-Саркис
© David Hotson_Architect
Церковь Сурб-Саркис
© David Hotson_Architect

21 Октября 2022

Похожие статьи
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.
Ленты и складки
Выставочный центр по проекту Zaha Hadid Architects в Пекине реализован как модульное сооружение, что сократило затраты на строительство и его сроки.
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Ткани и свет
Бюро OMA выполнило экспозиционный дизайн для 2-й Биеннале исламских искусств в саудовском городе Джидда. Архитекторы уже второй раз занимаются оформлением выставок этой биеннале.
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Технологии и материалы
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
Сейчас на главной
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Классика для статуса
По проекту архитектурной студии AN Architects отель в Великом Новгороде поднял свой статус с трех звезд до уверенных пяти. В интерьерах много мрамора и натурального дерева, номера оформлены в английском стиле, в ресторане же используются русские мотивы: резные наличники, традиционный орнамент, кольчуга.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Акценты для луга
Мы раньше и города такого не знали, Княгинино. А там каждый пятый житель студент, прямо мечта Азимова. Реализованный по проекту ГОРА «Студенческий луг» расположен далековато от университета, зато близко к центру. Главный акцент – покрытая гонтом вышка-«обсерватория». Существенно еще то, что, согласно плану, каждый павильон закреплен за одним из факультетов Нижегородского государственного инженерно-экономического университета.
«Аристократизм, приватность, de luxe… разнообразие»
У Мытного двора в Петербурге не так давно, примерно полгода назад, сменился владелец, класс жилья, проект и архитектор. О проекте мы уже рассказывали по итогам рассмотрения на Градостроительном совете Петербурга. А сегодня беседуем с представителями девелопера о ЖК «Евгеньевский», теперь – de luxe, авторства Евгения Герасимова. Он построен на теме аристократизма и отсылках к разным видам исторической архитектуры, по части которых бюро «Евгений Герасимов и партнеры» – большие мастера.
Полезные связи
Zaha Hadid Architects представили проект мастерплана Наполи-Порта-Эст, который призван оживить заброшенные промышленные кварталы Неаполя и соединить их с центральной частью города.
Архитектура в рельефе
Трансформация исторического здания педагогического института в отель и офисы по проекту CBA architectes дала городу Руан новую смотровую площадку.
Пресса: Советский модернизм, который мы теряем
Общественная дискуссия вокруг судьбы Большого Московского цирка и сноса комплекса зданий бывшего СЭВа вновь привлекла внимание к проблеме сохранения архитектуры послевоенного модернизма
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Здоровый дух
Для спортивной базы в Зеленогорске бюро «Луч» предложило корпуса, которые свободно размещаются в сосновом лесу, гармонируя с ним скатными кровлями, природными материалами и цветовой гаммой. Также проект предусматривает приспособление бывшего финского усадебного дома, сохранившегося на участке.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Стеклянная граница оптимума
Очень маленький дом с оптимальной планировкой – 21 м2 – тем не менее включает две роскошные вещи. Во-первых, сауну, хотя и в виде кабины; во-вторых, угол из структурного стекла, изнутри стекло – от пола до потолка. Вот это, правда, роскошь для дома с фанерным конструктивом, что признает и сам автор.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
Щепотка ностальгии
Кафе-кулинария по проекту студии архитектуры и дизайна OBJCT открылось в Волгограде в здании бывшего Тракторного завода, который сейчас играет роль бизнес-парка. Чтобы воссоздать дух советского времени, архитекторы использовали мозаику, стеклоблоки, растения в кадках, а также терраццо. Фанера и красные акценты сделали интерьер светлым и свежим.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Пресса: Александр Скокан: «Ужас в том, что “Аушвиц” — идеальный...
В начале 1945 года советские войска освободили польский город Освенцим, а с ним и самый известный лагерь смерти, одно из главных свидетельств Холокоста — «Аушвиц». 40 лет спустя архитектор Александр Скокан и художник Иван Лубенников разработали проект реконструкции советского раздела музея-мемориала. Обновленная экспозиция открылась 8 мая 1985 года и просуществовала вплоть до 2013-го, когда ее в очередной раз осовременили. По просьбе «Сноба» публицист, соучредитель и бывший главред архитектурного журнала «Проект Россия» Анатолий Белов встретился с Александром Скоканом, чтобы узнать о правоверном модернизме проектировщиков «Аушвица», искусстве добывать стройматериалы в эпоху позднего застоя и о том, каково жилось в бывшей гостинице для офицеров СС.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Тяга к ремеслу
По проекту бюро KIDZ в Тель-Авиве открылась нео-изакая. Учитывая равнодушие горожан к сложным дизайнерским решениям, архитекторы сосредоточились на материалах, освещении и мебели. Такой подход соотносится с японскими понятиями «шокунин» и «коадавари», означающими искусного мастера и внимание к деталям. Единственным предметом декора стала лаковая миниатюра, найденная на блошином рынке.
Компактное построение
В буколическом окружении рисовых полей престижного района Бали Pererenan, на возвышении с видом на океан, Антон Кочуркин и 8Lines, выиграв конкурс, спроектировали апарт-отель. Его уже начали строить. Особенность проекта – оптимальные компактные планировки, он рассчитан на средний достаток.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.
Большой брат
Жилой комплекс Architecton построен в Екатеринбурге по проекту бюро Archinform на месте техникума 1930-х годов. Снос конструктивистского здания стал потерей для города, которую архитекторы попытались восполнить, сохраняя память места через эксперимент с формой.
Ленты и складки
Выставочный центр по проекту Zaha Hadid Architects в Пекине реализован как модульное сооружение, что сократило затраты на строительство и его сроки.
Красный конь
Суперграфика на фасадах жилого комплекса, построенного в Екатеринбурге по проекту бюро «План Б», вдохновлена мезенской росписью. Красный пигмент для 23-этажной башни выбрали не только как акцентный, но и устойчивый в штукатурке. Не менее яркими получились вестибюли подъездов, оформленные приемом color block.
Памяти Александра Раппапорта
Человек, «глубоко мыслящий и всесторонне одаренный»; «ренессансный гений – уникальный эрудит, мудрый философ, тончайший поэт, виртуозный музыкант и проницательный художник»; «один из последних архитекторов, входивших в интеллектуальную элиту»... С нами больше нет Александра Раппапорта.
Производство знаний
Компания «Даль» заняла второе место в конкурсе на редевелопмент Главного корпуса Ижевского завода. Команда предложила будущим инвесторам на выбор два сценария развития территории – межвузовский кампус или бизнес-хаб, но в обоих случаях отвела историческому зданию Семёна Дудина роль центра популяризации наук. Внушительное предпроектное исследование определило архитектурные решения.
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.