Смелый образ стойкости

Армянская церковь Святого Саркиса в Карролтоне, штат Техас, по проекту бюро David Hotson_Architect.

mainImg
Возведение каждой новой церкви имеет ключевое значение для любой армянской общины, где бы она ни находилась: на протяжении многих столетий именно церковь в отсутствие государственности являлась главным национальным институтом, играя важную роль в поддержании идентичности. Это знаковый код, связь со всем, что считаешь родным, материальный символ, нередко сходящийся также с понятием монумента. Вокруг нее во многом и формируется община.
 
За пределами СССР процесс возведения церквей шел непрерывно, и религиозная архитектура развивалась параллельно. Поэтому по всему миру за последние десятилетия появилось немало армянских церквей с современной архитектурой. Среди новейших примеров – церковь Святого Саркиса в Карролтоне, пригороде Далласа, штат Техас. Ее торжественное освящение состоялось 24 апреля 2022 года, в День памяти жертв Геноцида армян в Османской империи. Этот символический посыл непосредственно отражен в архитектуре церкви, о чем мы скажем ниже. В армянских общинах вне постсоветского пространства, особенно в западных странах, преобладают потомки бежавших от Геноцида, в связи с чем построенные ими церкви отражают память об этой трагедии. Конечно, самыми распространенными мемориальными символами в армянской культуре являются хачкары, но церкви нередко тоже несут в себе этот смысл.
 
zooming
Старое здание церкви Сурб-Саркис на Рэндом-роуд

Около 30 лет назад армянская община (в основном, выходцы из ближневосточных стран, перебравшиеся сюда в 1970-е – 1980-е годы) основала в Карролтоне церковь Сурб-Саркис. Она разместилась в существовавшем одноэтажном здании на улице Рэндом-роуд в юго-западной части города, и ее торжественное освящение состоялось 3 ноября 1991 года. Однако это сооружение не удовлетворяло нуждам общины, и впоследствии та обратились к Восточной Епархии Армянской Апостольской Церкви США для содействия в возведении новой церкви. Решение об этом было принято в 2018 году. Созданием комплекса, состоящего из зданий церкви, общественного центра и спортивных сооружений, руководил предприниматель Эли Акилян. Автором проекта выступил нью-йоркский архитектор Дэвид Хотсон (David Hotson_Architect), а его соавтором – обосновавшийся в Техасе ереванский архитектор Степан Терзян, знакомый с Хотсоном еще по работе в столице Армении. Там в 2004 году по проекту Хотсона планировалось возведение музея современного искусства имени Джерарда Л. Гафесчяна, и в течение нескольких лет у его бюро был там открыт филиал. Проект музея в итоге остался на бумаге, но знание армянского контекста стало важным для реализации другого, меньшего по масштабу, но немаловажного по значению проекта Хотсона для армянского сообщества.
 
  • zooming
    1 / 3
    Музея современного искусства имени Джерарда Л. Гафесчяна в Ереване. Проект
    © David Hotson_Architect
  • zooming
    2 / 3
    Музея современного искусства имени Джерарда Л. Гафесчяна в Ереване. Проект
    © David Hotson_Architect
  • zooming
    3 / 3
    Музея современного искусства имени Джерарда Л. Гафесчяна в Ереване. Проект
    © David Hotson_Architect

Церковный комплекс расположен на Чарльз-стрит, на участке примерно в 1,8 га в северо-восточной части города. К югу от него находится одноэтажная жилая застройка, к западу – спортивные площадки, а к северу – парковка; к востоку проходит улица. Церковь на 250 прихожан расположена в южной части участка и строго ориентирована алтарем на восток.
 
В комплексе охвачены и другие функции для нужд общины. В него входят открытые спортивные площадки, крытый спортивный зал и здание общественного центра, где есть зал для проведения мероприятий на 400 человек, образовательные помещения, сцена под открытым небом и т. д.
 
zooming
Церковь Святой Рипсимэ в Эчмиадзине. 618 год. Фотография 1878 года
Фотограф: Ованес Кюркчан via Wikimedia Commons. Фото находится в общественном достоянии

Композиция комплекса горизонтальна, что продиктовано окружающей застройкой и ландшафтом. Именно природный рельеф территории, по словам автора, стал основополагающим для создания образа храма. При этом Хотсон обратился к одному из шедевров армянской религиозной архитектуры – церкви Святой Рипсимэ, включенной в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это сакральное сооружение находится в городе Эчмиадзине с относительно равнинными ландшафтами, на фоне которых величественно выделяется его архитектура. Подобного эффекта стремились добиться и авторы новой церкви: выделить ее силуэт среди живописных равнин Техаса. Определенную роль в обращении к образу церкви Святой Рипсимэ сыграла также и символика чисел: между его основанием католикосом Комитасом в 618 году и принятием решения о строительстве нового храма в Карролтоне в 2018 году прошло ровно 1400 лет, что своеобразно подчеркнуло интуитивный выбор авторов.
 
Продолжая эту тему, Хотсон отмечает: «Выдержав четырнадцать столетий потрясений, церковь Святой Рипсимэ служит архетипом армянской архитектуры и символом выносливости, упорства и стойкости армянского народа». Именно этот нарратив в виде прообраза-Абсолюта архитектор и хотел передать техасской общине.
 
Сама церковь стремится предельно точно повторить основную композицию и пропорции храма крестово-купольного типа. Однако это было сделано с отрицанием декора в желании максимально подчеркнуть силуэт и придать ему линейность. Придерживаясь эстетики минимализма, авторы оригинально подошли к разработке рисунка проемов: так, многие арочные силуэты даны в прямоугольной трактовке. В этом контексте выделяются окна барабана. Согласование их ширины с шагом облицовочных плит привело к увеличению размера окон. Поэтому барабан получился более проницаемым и менее граненным по сравнению с древним прототипом. В противоположность этому, в стенах церкви сделан минимум проемов, придавая им «замкнутый» образ. При этом характерные арочные ниши на южном и северном фасадах даны в смелой нелинейной интерпретации, которая аккуратно скрыла их добавленную функцию – тонкий световой проем во всю высоту каждой из них.
  • zooming
    Церковь Сурб-Саркис
    Фото © David Hotson
  • zooming
    Церковь Сурб-Саркис
    Фото © David Hotson

Желание придать новому храму характерную целостность тектоники армянских церквей проявилось в выборе единой цветовой гаммы для облицовочных материалов – серой, в отличие от более распространенного решения – облицовки природным камнем. Стены церкви покрыты гладкими светло-серыми керамическими панелями, а кровля, барабан, купол – цинковыми. Однако более темный тон и раскладка этого металла создает тонкий контраст между материалами.
 
В целом, смелое, минималистское прочтение образа церкви Святой Рипсимэ сделало формы техасского храма в какой-то мере более утонченными. Но, в то же время, из-за специфики облицовочных материалов здесь отсутствуют глубина колорита и фактурность, характерные для традиционной каменной кладки. Поэтому формы Сурб-Саркис кажутся более плоскостными и отчасти эфемерным, а новые материалы придают ей своего рода футуристический, идеалистический образ.
 
Церковь Сурб-Саркис
Фото © Dror Baldinger FAIA/предоставлено David Hotson

Как сказано выше, участок церкви обращен к Чарльз-стрит восточной стороной, с которой и организован въезд. Редко, когда именно восточный фасад христианского храма играет по сути роль главного. Здесь это привело к его особой трактовке, в частности, почти автономному решению абсиды. Она напоминает космические модернистские образы. Это впечатление усиливает светопрозрачный контур, через который свет проникает в алтарь и в интерьер в целом.
 
Церковь Сурб-Саркис
© David Hotson_Architect
Церковь Сурб-Саркис
Фото © Dror Baldinger FAIA/предоставлено David Hotson

Обращенный во двор официально главный – западный – фасад выполняет функцию мемориала. На его поверхности из 1,5 миллионов пикселей, символизирующих число жертв Геноцида, создан орнамент по национальным мотивам – древо жизни с большим крестом посредине, что напоминает характерный для хачкаров декор. Это оригинальный и смелый подход к увековечиванию памяти о трагедии: каждый пиксель отождествляется с жизнью отдельного человека и собран в объединяющей их системе.
 
Хачкар в стене церкви Сурб-Аствацацин в Карби
Фото: Liveon001 © Travis K. Witt via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

Важно отметить, что такое решение, крест на стене церкви, напоминает об очень распространенной традиции, когда в кладку стен церкви в качестве облицовочных камней интегрированы хачкары. В Сурб-Саркис архитектор своеобразно гипертрофировал этот мотив в виде характерного для постмодернизма гротескного приема, нацеленного на усиление эффекта изначально задуманного символа.
 
Чтобы не контрастировать с рисунком фасада, проемы здесь не акцентированы, а решены предельно лаконично. В частности, входной портал выполнен в виде чистого прямоугольника со стеклянными створками. В плане притвор имеет сегментовидный контур, а над ним нависают хоры, поэтому с трех сторон его пространство сужается к востоку – в среднюю часть храма, создавая ощущение большей глубины.
 
  • zooming
    1 / 5
    Церковь Сурб-Саркис
    Фото © Dror Baldinger FAIA/предоставлено David Hotson
  • zooming
    2 / 5
    Церковь Сурб-Саркис
    Фото © David Hotson
  • zooming
    3 / 5
    Церковь Сурб-Саркис
    Фото © David Hotson
  • zooming
    4 / 5
    Церковь Сурб-Саркис
    Фото © David Hotson
  • zooming
    5 / 5
    Церковь Сурб-Саркис
    Фото © David Hotson

Для традиционных армянских церквей характерна целостность композиции, единая тектоника и стилевая система, где стирается грань между внутренним и внешним. Чаще всего интерьеры не отделаны, сохраняя естественную фактуру и цвет природного камня, что создает подчас впечатление таинственной мрачности. Интерьер техасской церкви, в отличие от внешней облика, не стремится формально придерживаться прототипа и решен более радикально. Изначально заданную стилевую минималистскую линию Хотсон сохранил и внутри, однако поменял суть тектоники, конструктивной и эстетической логики традиционных решений. В противовес традиционным цилиндрическим сводам, перекрытия Сурб-Саркис имеют совсем другую конфигурацию. Внутренне пространство существует как автономная скорлупа, непрерывная поверхность с характерными нелинейными фрагментами, перетекающая к проемам, где аккуратно скрыты естественные и искусственные источники освещения. В результате, эта целостная композиция создает фантастический эффект мягкого освещения без теней. При этом чистый белый интерьер напоминает скорее протестантскую церковь, нежели традиционную армянскую.
 
  • zooming
    1 / 9
    Церковь Сурб-Саркис
    Фото © David Hotson
  • zooming
    2 / 9
    Церковь Сурб-Саркис
    Фото © David Hotson
  • zooming
    3 / 9
    Церковь Сурб-Саркис
    Фото © David Hotson
  • zooming
    4 / 9
    Церковь Сурб-Саркис
    Фото © David Hotson
  • zooming
    5 / 9
    Церковь Сурб-Саркис
    Фото © David Hotson
  • zooming
    6 / 9
    Церковь Сурб-Саркис
    Фото © Dror Baldinger FAIA/предоставлено David Hotson
  • zooming
    7 / 9
    Церковь Сурб-Саркис
    Фото © David Hotson
  • zooming
    8 / 9
    Церковь Сурб-Саркис
    Фото © David Hotson
  • zooming
    9 / 9
    Церковь Сурб-Саркис
    Фото © David Hotson

Снаружи церкви расположены прямоугольные одноэтажные объемы общественного центра и спортивного зала, занимающие почти всю северную часть участка. Несмотря на свои внушительные размеры, они решены предельно деликатно, с фасадами из стекла и тех же керамических панелей, что и у церкви, тем самым выступая в качестве фона для нее. Кажущуюся целостность двум зданиям придает соединяющий их тонкий навес, который создает между ними полуоткрытое пространство наподобие внутреннего двора. Там устроен прямоугольный бассейн, расположенный перпендикулярно к северному фасаду церкви. Его появление продиктовано местным жарким климатом, но он также формирует «срежиссированный» вид на церковь, напоминающий приемы японского минимализма.
 
Церковь Сурб-Саркис
Фото © Dror Baldinger FAIA/предоставлено David Hotson

Церковь композиционно контрастирует с зданиями общественного центра и спортивного зала и одновременно, благодаря единой минималистской стилистике и выбранным материалам, вписана в общинный комплекс, создавая гармоничный ансамбль.
 
zooming
Церковь Сурб-Саркис. Визуализация
© David Hotson_Architect
* * *
 
Церковь – символ истории и идентичности армянского народа, собирающая в себе национальные идеи. Поэтому архитектор Дэвид Хотсон в работе над техасским проектом на первое место поставил именно символическое содержание. Взяв в качестве прототипа древнее воплощение вечности и стойкости, он переместил по временной траектории его неизменный образ, и стремление сохранить его композицию соединил с современной трактовкой.
 
Как прообраз церковь Святой Рипсимэ использована в проектах многих армянских храмов в США, например в Сан-Диего. Самая известная из них – собор Святого Вардана в Нью-Йорке (1968), построенный по проекту Народного архитектора СССР Рафаела Исраеляна (реализован Эдуардом Утуджяном и бюро Steinman, Cain & White). Но, в отличие от нью-йоркского сооружения, в Техасе образ Сурб-Рипсимэ взят за основу скорее как Абсолют, а не «референс». В карролтонской церкви в большей степени проявилось подражание выбранному прототипу (особенно в аспекте внешнего облика), нежели переосмысления, интерпретации или цитатности. Это обусловлено стремлением укрепить идентичность, выстроив символическую связь через повторение.
 
Церковь Сурб-Саркис
© David Hotson_Architect
Церковь Сурб-Саркис
© David Hotson_Architect
Церковь Сурб-Саркис
© David Hotson_Architect

21 Октября 2022

Похожие статьи
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Технологии и материалы
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Сейчас на главной
Ласточкин хвост
Бюро Artel architects спроектировало для московского жилого комплекса «Сидней Сити» квартал, который сочетает застройку башенного и секционного типа. Любопытны фасады: клинкерный кирпич сочетается с полимербетоном и латунью, пилоны в виде хвоста ласточки формируют ритм и глубокие оконные откосы, аттик выделен белым цветом.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Ступени в горах
Бюро Axis Project представило проект санаторно-курортного комплекса в Кисловодске, который может появиться на месте недостроенного санатория «Каскад». Архитекторы сохранили и развили прием предшественников: террасированные и ступенчатые корпуса следуют рельефу, образуя эффектную композицию и открывая виды на живописный ландшафт из окон и приватных террас.
Сопряжение масс
Загородный дом, построенный в Пензенской области по проекту бюро Design-Center, отличают брутальный характер и разноплановые ракурсы. Со стороны дороги дом представляет одноэтажную линейную композицию, с торца напоминает бастион с мощными стенами, а в саду набирает высоту и раскрывается панорамными окнами.
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.