Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

21.10.2022

Смелый образ стойкости

Тигран Арутюнян

Армянская церковь Святого Саркиса в Карролтоне, штат Техас, по проекту бюро David Hotson_Architect.

Возведение каждой новой церкви имеет ключевое значение для любой армянской общины, где бы она ни находилась: на протяжении многих столетий именно церковь в отсутствие государственности являлась главным национальным институтом, играя важную роль в поддержании идентичности. Это знаковый код, связь со всем, что считаешь родным, материальный символ, нередко сходящийся также с понятием монумента. Вокруг нее во многом и формируется община.
 
За пределами СССР процесс возведения церквей шел непрерывно, и религиозная архитектура развивалась параллельно. Поэтому по всему миру за последние десятилетия появилось немало армянских церквей с современной архитектурой. Среди новейших примеров – церковь Святого Саркиса в Карролтоне, пригороде Далласа, штат Техас. Ее торжественное освящение состоялось 24 апреля 2022 года, в День памяти жертв Геноцида армян в Османской империи. Этот символический посыл непосредственно отражен в архитектуре церкви, о чем мы скажем ниже. В армянских общинах вне постсоветского пространства, особенно в западных странах, преобладают потомки бежавших от Геноцида, в связи с чем построенные ими церкви отражают память об этой трагедии. Конечно, самыми распространенными мемориальными символами в армянской культуре являются хачкары, но церкви нередко тоже несут в себе этот смысл.
 

Старое здание церкви Сурб-Саркис на Рэндом-роуд
Старое здание церкви Сурб-Саркис на Рэндом-роуд

Около 30 лет назад армянская община (в основном, выходцы из ближневосточных стран, перебравшиеся сюда в 1970-е – 1980-е годы) основала в Карролтоне церковь Сурб-Саркис. Она разместилась в существовавшем одноэтажном здании на улице Рэндом-роуд в юго-западной части города, и ее торжественное освящение состоялось 3 ноября 1991 года. Однако это сооружение не удовлетворяло нуждам общины, и впоследствии та обратились к Восточной Епархии Армянской Апостольской Церкви США для содействия в возведении новой церкви. Решение об этом было принято в 2018 году. Созданием комплекса, состоящего из зданий церкви, общественного центра и спортивных сооружений, руководил предприниматель Эли Акилян. Автором проекта выступил нью-йоркский архитектор Дэвид Хотсон (David Hotson_Architect), а его соавтором – обосновавшийся в Техасе ереванский архитектор Степан Терзян, знакомый с Хотсоном еще по работе в столице Армении. Там в 2004 году по проекту Хотсона планировалось возведение музея современного искусства имени Джерарда Л. Гафесчяна, и в течение нескольких лет у его бюро был там открыт филиал. Проект музея в итоге остался на бумаге, но знание армянского контекста стало важным для реализации другого, меньшего по масштабу, но немаловажного по значению проекта Хотсона для армянского сообщества.
 
Музея современного искусства имени Джерарда Л. Гафесчяна в Ереване. Проект © David Hotson_Architect
Музея современного искусства имени Джерарда Л. Гафесчяна в Ереване. Проект
© David Hotson_Architect
Музея современного искусства имени Джерарда Л. Гафесчяна в Ереване. Проект © David Hotson_Architect
Музея современного искусства имени Джерарда Л. Гафесчяна в Ереване. Проект
© David Hotson_Architect
Музея современного искусства имени Джерарда Л. Гафесчяна в Ереване. Проект © David Hotson_Architect
Музея современного искусства имени Джерарда Л. Гафесчяна в Ереване. Проект
© David Hotson_Architect

Церковный комплекс расположен на Чарльз-стрит, на участке примерно в 1,8 га в северо-восточной части города. К югу от него находится одноэтажная жилая застройка, к западу – спортивные площадки, а к северу – парковка; к востоку проходит улица. Церковь на 250 прихожан расположена в южной части участка и строго ориентирована алтарем на восток.
 
В комплексе охвачены и другие функции для нужд общины. В него входят открытые спортивные площадки, крытый спортивный зал и здание общественного центра, где есть зал для проведения мероприятий на 400 человек, образовательные помещения, сцена под открытым небом и т. д.
 
Церковь Святой Рипсимэ в Эчмиадзине. 618 год. Фотография 1878 года
Церковь Святой Рипсимэ в Эчмиадзине. 618 год. Фотография 1878 года
Фотограф: Ованес Кюркчан via Wikimedia Commons. Фото находится в общественном достоянии

Композиция комплекса горизонтальна, что продиктовано окружающей застройкой и ландшафтом. Именно природный рельеф территории, по словам автора, стал основополагающим для создания образа храма. При этом Хотсон обратился к одному из шедевров армянской религиозной архитектуры – церкви Святой Рипсимэ, включенной в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это сакральное сооружение находится в городе Эчмиадзине с относительно равнинными ландшафтами, на фоне которых величественно выделяется его архитектура. Подобного эффекта стремились добиться и авторы новой церкви: выделить ее силуэт среди живописных равнин Техаса. Определенную роль в обращении к образу церкви Святой Рипсимэ сыграла также и символика чисел: между его основанием католикосом Комитасом в 618 году и принятием решения о строительстве нового храма в Карролтоне в 2018 году прошло ровно 1400 лет, что своеобразно подчеркнуло интуитивный выбор авторов.
 
Продолжая эту тему, Хотсон отмечает: «Выдержав четырнадцать столетий потрясений, церковь Святой Рипсимэ служит архетипом армянской архитектуры и символом выносливости, упорства и стойкости армянского народа». Именно этот нарратив в виде прообраза-Абсолюта архитектор и хотел передать техасской общине.
 
Сама церковь стремится предельно точно повторить основную композицию и пропорции храма крестово-купольного типа. Однако это было сделано с отрицанием декора в желании максимально подчеркнуть силуэт и придать ему линейность. Придерживаясь эстетики минимализма, авторы оригинально подошли к разработке рисунка проемов: так, многие арочные силуэты даны в прямоугольной трактовке. В этом контексте выделяются окна барабана. Согласование их ширины с шагом облицовочных плит привело к увеличению размера окон. Поэтому барабан получился более проницаемым и менее граненным по сравнению с древним прототипом. В противоположность этому, в стенах церкви сделан минимум проемов, придавая им «замкнутый» образ. При этом характерные арочные ниши на южном и северном фасадах даны в смелой нелинейной интерпретации, которая аккуратно скрыла их добавленную функцию – тонкий световой проем во всю высоту каждой из них.
Церковь Сурб-Саркис Фото © David Hotson
Церковь Сурб-Саркис
Фото © David Hotson
Церковь Сурб-Саркис Фото © David Hotson
Церковь Сурб-Саркис
Фото © David Hotson

Желание придать новому храму характерную целостность тектоники армянских церквей проявилось в выборе единой цветовой гаммы для облицовочных материалов – серой, в отличие от более распространенного решения – облицовки природным камнем. Стены церкви покрыты гладкими светло-серыми керамическими панелями, а кровля, барабан, купол – цинковыми. Однако более темный тон и раскладка этого металла создает тонкий контраст между материалами.
 
В целом, смелое, минималистское прочтение образа церкви Святой Рипсимэ сделало формы техасского храма в какой-то мере более утонченными. Но, в то же время, из-за специфики облицовочных материалов здесь отсутствуют глубина колорита и фактурность, характерные для традиционной каменной кладки. Поэтому формы Сурб-Саркис кажутся более плоскостными и отчасти эфемерным, а новые материалы придают ей своего рода футуристический, идеалистический образ.
 
Церковь Сурб-Саркис
Церковь Сурб-Саркис
Фото © Dror Baldinger FAIA/предоставлено David Hotson

Как сказано выше, участок церкви обращен к Чарльз-стрит восточной стороной, с которой и организован въезд. Редко, когда именно восточный фасад христианского храма играет по сути роль главного. Здесь это привело к его особой трактовке, в частности, почти автономному решению абсиды. Она напоминает космические модернистские образы. Это впечатление усиливает светопрозрачный контур, через который свет проникает в алтарь и в интерьер в целом.
 
Церковь Сурб-Саркис
Церковь Сурб-Саркис
© David Hotson_Architect
Церковь Сурб-Саркис
Церковь Сурб-Саркис
Фото © Dror Baldinger FAIA/предоставлено David Hotson

Обращенный во двор официально главный – западный – фасад выполняет функцию мемориала. На его поверхности из 1,5 миллионов пикселей, символизирующих число жертв Геноцида, создан орнамент по национальным мотивам – древо жизни с большим крестом посредине, что напоминает характерный для хачкаров декор. Это оригинальный и смелый подход к увековечиванию памяти о трагедии: каждый пиксель отождествляется с жизнью отдельного человека и собран в объединяющей их системе.
 
Хачкар в стене церкви Сурб-Аствацацин в Карби
Хачкар в стене церкви Сурб-Аствацацин в Карби
Фото: Liveon001 © Travis K. Witt via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

Важно отметить, что такое решение, крест на стене церкви, напоминает об очень распространенной традиции, когда в кладку стен церкви в качестве облицовочных камней интегрированы хачкары. В Сурб-Саркис архитектор своеобразно гипертрофировал этот мотив в виде характерного для постмодернизма гротескного приема, нацеленного на усиление эффекта изначально задуманного символа.
 
Чтобы не контрастировать с рисунком фасада, проемы здесь не акцентированы, а решены предельно лаконично. В частности, входной портал выполнен в виде чистого прямоугольника со стеклянными створками. В плане притвор имеет сегментовидный контур, а над ним нависают хоры, поэтому с трех сторон его пространство сужается к востоку – в среднюю часть храма, создавая ощущение большей глубины.
 
Церковь Сурб-Саркис Фото © Dror Baldinger FAIA/предоставлено David Hotson
Церковь Сурб-Саркис
Фото © Dror Baldinger FAIA/предоставлено David Hotson
Церковь Сурб-Саркис Фото © David Hotson
Церковь Сурб-Саркис
Фото © David Hotson
Церковь Сурб-Саркис Фото © David Hotson
Церковь Сурб-Саркис
Фото © David Hotson
Церковь Сурб-Саркис Фото © David Hotson
Церковь Сурб-Саркис
Фото © David Hotson
Церковь Сурб-Саркис Фото © David Hotson
Церковь Сурб-Саркис
Фото © David Hotson

Для традиционных армянских церквей характерна целостность композиции, единая тектоника и стилевая система, где стирается грань между внутренним и внешним. Чаще всего интерьеры не отделаны, сохраняя естественную фактуру и цвет природного камня, что создает подчас впечатление таинственной мрачности. Интерьер техасской церкви, в отличие от внешней облика, не стремится формально придерживаться прототипа и решен более радикально. Изначально заданную стилевую минималистскую линию Хотсон сохранил и внутри, однако поменял суть тектоники, конструктивной и эстетической логики традиционных решений. В противовес традиционным цилиндрическим сводам, перекрытия Сурб-Саркис имеют совсем другую конфигурацию. Внутренне пространство существует как автономная скорлупа, непрерывная поверхность с характерными нелинейными фрагментами, перетекающая к проемам, где аккуратно скрыты естественные и искусственные источники освещения. В результате, эта целостная композиция создает фантастический эффект мягкого освещения без теней. При этом чистый белый интерьер напоминает скорее протестантскую церковь, нежели традиционную армянскую.
 
Церковь Сурб-Саркис Фото © David Hotson
Церковь Сурб-Саркис
Фото © David Hotson
Церковь Сурб-Саркис Фото © David Hotson
Церковь Сурб-Саркис
Фото © David Hotson
Церковь Сурб-Саркис Фото © David Hotson
Церковь Сурб-Саркис
Фото © David Hotson
Церковь Сурб-Саркис Фото © David Hotson
Церковь Сурб-Саркис
Фото © David Hotson
Церковь Сурб-Саркис Фото © David Hotson
Церковь Сурб-Саркис
Фото © David Hotson
Церковь Сурб-Саркис Фото © Dror Baldinger FAIA/предоставлено David Hotson
Церковь Сурб-Саркис
Фото © Dror Baldinger FAIA/предоставлено David Hotson
Церковь Сурб-Саркис Фото © David Hotson
Церковь Сурб-Саркис
Фото © David Hotson
Церковь Сурб-Саркис Фото © David Hotson
Церковь Сурб-Саркис
Фото © David Hotson
Церковь Сурб-Саркис Фото © David Hotson
Церковь Сурб-Саркис
Фото © David Hotson

Снаружи церкви расположены прямоугольные одноэтажные объемы общественного центра и спортивного зала, занимающие почти всю северную часть участка. Несмотря на свои внушительные размеры, они решены предельно деликатно, с фасадами из стекла и тех же керамических панелей, что и у церкви, тем самым выступая в качестве фона для нее. Кажущуюся целостность двум зданиям придает соединяющий их тонкий навес, который создает между ними полуоткрытое пространство наподобие внутреннего двора. Там устроен прямоугольный бассейн, расположенный перпендикулярно к северному фасаду церкви. Его появление продиктовано местным жарким климатом, но он также формирует «срежиссированный» вид на церковь, напоминающий приемы японского минимализма.
 
Церковь Сурб-Саркис
Церковь Сурб-Саркис
Фото © Dror Baldinger FAIA/предоставлено David Hotson

Церковь композиционно контрастирует с зданиями общественного центра и спортивного зала и одновременно, благодаря единой минималистской стилистике и выбранным материалам, вписана в общинный комплекс, создавая гармоничный ансамбль.
 
Церковь Сурб-Саркис. Визуализация
Церковь Сурб-Саркис. Визуализация
© David Hotson_Architect
* * *
 
Церковь – символ истории и идентичности армянского народа, собирающая в себе национальные идеи. Поэтому архитектор Дэвид Хотсон в работе над техасским проектом на первое место поставил именно символическое содержание. Взяв в качестве прототипа древнее воплощение вечности и стойкости, он переместил по временной траектории его неизменный образ, и стремление сохранить его композицию соединил с современной трактовкой.
 
Как прообраз церковь Святой Рипсимэ использована в проектах многих армянских храмов в США, например в Сан-Диего. Самая известная из них – собор Святого Вардана в Нью-Йорке (1968), построенный по проекту Народного архитектора СССР Рафаела Исраеляна (реализован Эдуардом Утуджяном и бюро Steinman, Cain & White). Но, в отличие от нью-йоркского сооружения, в Техасе образ Сурб-Рипсимэ взят за основу скорее как Абсолют, а не «референс». В карролтонской церкви в большей степени проявилось подражание выбранному прототипу (особенно в аспекте внешнего облика), нежели переосмысления, интерпретации или цитатности. Это обусловлено стремлением укрепить идентичность, выстроив символическую связь через повторение.
 
Церковь Сурб-Саркис
Церковь Сурб-Саркис
© David Hotson_Architect
Церковь Сурб-Саркис
Церковь Сурб-Саркис
© David Hotson_Architect
Церковь Сурб-Саркис
Церковь Сурб-Саркис
© David Hotson_Architect