Поговорим о дереве: грани реставрации и современности

Гран-при, второй раз за историю премии АрхиWOOD, дали за реставрацию. Среди общественных пространств победили два фанерных скейт-парка – с их гибкой формой сложно спорить другим сооружениям; победитель номинации интерьеры – музей расстрельного полигона в Коммунарке. Вашему вниманию рассказ о проектах-победителях и репортаж с церемонии награждения.

mainImg
Вручение 12 по счету премии АрхиWOOD прошло в ресторане Дом 12 в Мансуровском переулке, – в месте, где однажды, в 2017 году, премию уже вручали.  

 
Гран-при

Дача архитектора Г. П. Гольца

Архитектор Тапани Мустонен, при участии бюро Александра Бродского
Дача архитектора Г. П. Гольца. Реставрация. Архитектор Тапани Мустонен, при участии бюро Александра Бродского
Фотография © Владислав Ефимов

Реставрация загородного дома архитектора Гольца, о котором журнал AD вот в этой статье Олега Антонова пишет как о том, кто «в свое время считался надеждой советской архитектуры», «настоящем “бумажнике”» и «невостребованном классике в стране, где классика была главным стилем», – стала главным сюжетом премии АрхиWOOD 2021 года и заслуженным, пятым по счету в истории премии, гран-при.

По словам неизменного куратора премии и ведущего церемонии Николая Малинина, гран-при необязательная номинация и возникает только тогда, когда «все члены жюри вдруг хором, в унисон, ахают». 
  • zooming
    Дача архитектора Г. П. Гольца. Реставрация. Архитектор Тапани Мустонен, при участии бюро Александра Бродского
    Фотография © Владислав Ефимов
  • zooming
    Дача архитектора Г. П. Гольца. Реставрация. Архитектор Тапани Мустонен, при участии бюро Александра Бродского
    Фотография © Владислав Ефимов

Так вот, ахнули – дом не просто построен архитектором и сценографом Георгием Гольцем для своей семьи, не только принадлежал его дочери, известному книжному иллюстратору и автору фресок в музыкальном театре Натальи Сац Нике Гольц до ее смерти в 2012 году, но и отреставрирован, в том числе и согласно ее желанию, очень бережно.

Награду получала Елена Ольшанская, актриса, сценарист и основатель проекта «Белый город». Она владеет домом с 2013 года и все это время так или иначе занимается его реставрацией, начиная с поиска авторов проекта. По ее словам, поначалу архитекторы предлагали «разобрать и раскатать» дом по бревнышку, увезти и собрать заново, обшив заодно бревна на фасадах досками: «архитектор попался упрямый и доказывал, что Гольц планировал зашить фасады досками, но просто не успел», – рассказала Елена Ольшанская. 
Елена Ольшанская, заказчица и вдохновитель реставрации дома Г.П. Гольца
Фотография: Архи.ру

Затем Наталья Душкина посоветовала обратиться к Тапани Мустонену, финскому архитектору-реставратору, который какое время работал в бюро Алвара Аалто, а потом больше 20 лет реставрировал библиотеку Аалто в Выборге. Мустонен, взявшись за реставрацию дома, предложил очень деликатный подход – даже все замазки делались по рецептам, употреблявшимся в период его строительства и бытования: «в этом доме нет ни одного прямого угла, но мы его любим таким, какой он есть», – сказал архитектор, осмотрев дом. Интерьерами занималось бюро Александра Бродского, там, в частности, отреставрирован камин, спроектированный самим Гольцем.  
Дача архитектора Г. П. Гольца. Реставрация. Архитектор Тапани Мустонен, при участии бюро Александра Бродского
Фотография © Владислав Ефимов

Дом, однако, утеплили для того, чтобы в нем было жить зимой; одну из террас застеклили, чтобы разместить там сантехнические функции. 

По словам Елены Ольшанской, в одной из комнат она решила сделать музей Ники Гольц и уже начала собирать ее графику и книги с ее иллюстрациями. Кроме того дом Гольца уже стал своего рода музеем деревянной архитектуры: Николай Белоусов водит туда экскурсии своих студентов и показывает им узлы деревянных конструкций.

Словом, гран-при АрхиWOODа 2021 года – трогательная, долгая и интересная сохранения и реставрации дома, который, определенно, имеет некоторое музейное значение в контексте истории советской архитектуры. Для премии современной деревянной архитектуры, которая не хочет, однако разрывать связь со своим наследием и историческими корнями, такой дом и история его реставрации может быть своего рода символом. Интересно, что это не первый гран-при, полученный проектом реставрации, предыдущим был Осташевский терем XIX века, восстановленный в Чухломском районе. А предыдущий гран-при, 2020 года, можно было бы назвать контрастным – год назад он достался мосту группы Катарсис, сожженному на масленицу в Никола-Ленивце. 

 

Загородный дом

Выбор жюри
Дача архитектора
Архитектор: Рустам Керимов, конструктор: Александр Мотков
Дача архитектора. Архитектор: Рустам Керимов, конструктор: Александр Мотков
Фотография © Илья Столяров (ТВ-проект «Дачный ответ»)

Главную, после гран-при, премию АрхиWOODа получил Рустам Керимов за его собственный дачный дом, построенный в кооперации с телевизионной передачей «Дачный ответ». Вручая приз, Анна Щетинина подчеркнула, что жюри выбирало дом по принципу креативности, что в нем «много разных приемов», но самым интересным стала лестница-амфитеатр, ведущая на крышу. Автор в свою очередь объяснил, что лестницу хотела видеть в доме его жена, но поскольку дом одноэтажный, другой вариант был невозможен. И правда, какой дом без собственной легенды. 
Выбор народа
Siberian Retreat House
A61 architects. Гульнара Морозова, Дмитрий Морозов, Данил Девяшин
Siberian Retreat House. A61 architects. Гульнара Морозова, Дмитрий Морозов, Данил Девяшин
Фотография © Илья Иванов

Алексей Розенберг, вручая приз, признался, что он сам скептически относится к выбору народа, однако именно этот объект можно отнести «к категории этической» и признать знаковым: «потому что если сегодня много народу голосует за такую архитектуру, которую отличает легкость, простота, в какой-то степени минимализм, и, самое главное, самодостаточность. С точки зрения массового признания очень хороший объект».

Другие проекты шорт-листа в номинации Загородный дом:
D.O.M.+ ARCH.625 Nasedkin Sergey, 
Roma House Buro511
архитекторы: Артур Кариев, Ксения Кариева; конструктор: Алексей Князев (Norvex)
black house in the village BELYAEV, Федор Беляев
DomBro DomBro
Белый дом. Парящий над горой ISAEV architects Кирилл Исаев
Дом Игоря Маркина Архитектурная мастерская Белоусова Николай Белоусов, Владимир Белоусов, Ринат Гильмутдинов
Дом на Истре Le Atelier Антон Архипов, Сергей Колчин, Наталья Сенюгина
Жилой дом на Николиной горе Carton Group Алексей Любимкин, Антон Любимкин, Екатерина Любимкина, Владимир Беляков
Черный дом Мастерская Кашанин-А. Алексей Кашанин, Анна Кашанина

 

Общественные сооружения

В этой, второй по значению, номинации то ли внезапно, то ли предсказуемо победили два сооружения одинакового назначения – не кафе и не рестораны, символы комфортной среды, – а фанерные скейт-парки: места для занятий экстремальным спортом. Один в Казани, один в Краснодаре. Они впечатлили и жюри, и, по-видимому, народ своей оригинальной формой и подходом к конструкциям. 
Выбор жюри
«Эйр-парк Фанерное море» в крытом экстрим-парке УРАМ, Казань
Legato Sports Architecture. Мария Зельтен (Ларина)
Эйр-парк «Фанерное море» в крытом экстрим-парке УРАМ, Казань. Legato Sports Architecture. Мария Зельтен (Ларина)
Фотография © Даниил Шведов

Николай Малинин: «Представьте себе большой ангар, в котором сделан целый город, деревянный ландшафт, очень разный и сложный, который при этом функционален и предназначен для того, чтобы там молодые люди делали вот эти страшные движения». 
Егор Егорычев вручает приз за Эйр-парк Фанерное море в Казани
Фотография: Архи.ру
Выбор народа
Bowl Alvar Aalto
XSA Ramps, Alvar Aalto. Константин Таранов, Виктор Кваша
Bowl Alvar Aalto. XSA Ramps, Alvar Aalto. Константин Таранов, Виктор Кваша
Фотография © Александр Бивол

Проект-победитель по мнению народа вдохновлен Алваром Аалто, которого авторы даже вписали в авторский коллектив. Вручая премию Александр Ремизов подчеркнул, что скейт-парк напомнил ему Метрополь Парасол в Юргена Майера Севилье, и в целом – такие объекты интересны с конструктивной точки зрения, поэтому «очень жаль, что пока в архивуде нет номинации конструкции в архитектуре, потому что конструкции в дереве очень интересны». И напомнил о международной премии Archineering. 
Комплекс Metropol Parasol
© David Franck

По словам главы команды разработчиков Константина Таранова, объект создан для «его команды» скейтбордистов и вдохновлен как бассейном Алвара Аалто 1930-х годов в форме человеческой почки, так и историей появления скейтбординга в США после засухи 1973 года. Тогда бассейны, созданные под влиянием конструкции Аалто, стали выкапывать, переносить из задних дворов американских домов, и использовать для тренировок серферов, лишившихся из-за засухи волн на морском побережье.  Авторы нашли в выборгской библиотеке чертежи Аалто и воспользовались ими для конструирования собственного пула-«почки».
zooming
Александр Ремизов вручает приз Константину Таранову и Виктору Кваше
Фотография: Архи.ру

Получая приз, Константин Таранов также посвятил конструкцию своему кумиру Сергею Галицкому. 

Другие проекты шорт-листа в номинации Общественное сооружение:
Стадион «Енисей» ООО «Большепролет» Алексей Крицин (Нижний Новгород)
Смотровая площадка с видом на скалы «Усьвинские столбы» Ad Hoc Architecture Станислав Субботин,  Дарья Кириллова
ZILAIR IS THE MOST Руслан Тетерин, Мурат Богданов, Алексей Поздняков, 
Екатерина Соколова, Марина Байдерина
Арт-отель курорта «Конаково Ривер Клаб» METAHOUSE Марк Каганский, 
Екатерина Арефьева

 

Дизайн городской среды

Выбор жюри 
Общественное пространство в Никольских рядах
KATARSIS ab Пётр Советников, Вера Степанская
Общественное пространство в Никольских рядах. KATARSIS ab
Фотография © Григорий Соколинский

При вручении приза жюри было сказано немало теплых слов в адрес петербургского бюро KATARSIS Петра Советникова и Веры Степанской, – в прошлом году, напомним, они получили гран-при за сожженный на Масленицу мост. Причем хвалили авторов как Анна Щетинина, выручавшая награду, так и главный редактор журнала Проект Россия Юлия Шишалова, которая вышла получать премию за петербужцев. 
zooming
Юлия Шишалова получает премию за KATARSIS ab
Фотография: Архи.ру
zooming
Анна Щетинина вручает приз KATARSIS ab
Фотография: Архи.ру

По словам Анны Щетининой, проект городской среды – самое сложное, что может быть, а питерский проект интересен тем, что это была территория «брошенная и не очень красивая, а стала не брошенная и очень красивая».

У проекта есть летний и зимний вариант использования: зимой горка, летом амфитеатр с изобилием зелени.
Общественное пространство в Никольских рядах. KATARSIS ab
Фотография © Григорий Соколинский
Выбор народа
Сквер в микрорайоне Северный
Главархитектура Калуги Алексей Комов, Мария Покорная, Михаил Белозеров
Сквер в микрорайоне Северный. Главархитектура Калуги. Алексей Комов, Мария Покорная, Михаил Белозеров
Фотография © Даниил Арбатский, Юрий Бучарский, Анна Лысенко

Приз народа достался главному архитектору Калуги Алексею Комову. По его словам, сквер расположен в дальнем не очень ухоженном районе города и действительно порадовал людей, которые там живут: «Они рады не программам, они рады тому, что у них появилось это пространство. Мы много смотрим на Татарстан, на другие богатые регионы, смотрим на малые города, которые получают гранты... А вот просто русский народ, который хочет жить <...> никогда мы практически этого не касаемся. <...> Это спроектировали местные, молодые калужские архитекторы, не студенты за похлебку супа, а молодые калужские архитекторы. Бюджетники. Они делают красиво, правильно. Поэтому, друзья мои, любите свою страну», – резюмировал Алексей Комов. 
zooming
Алексей Комов получает премию за сквер в районе Северный
Фотография: Архи.ру
Александр Ремизов вручает премию Алексею Комову
Фотография: Архи.ру


Другие проекты шорт-листа в номинации Дизайн городской среды:
Территория релакса и активации диалога с природой – правобережная набережная Енисея АДМ (Архитектура Дизайн Методология)
Алексей Мякота (автор); Лидия Грибакина (соавтор); при участии: Елена Елизарова, Марина Туровинина
Прогулочный мост для ЖК «Румянцево Парк» Alpbau AFA Landscapes
Резиденции  волжских городов Архитектурное бюро Храмова Дмитрий Храмов, Мария Храмова, Армен Арутюнов, Алексей Есин, Михаил Мятежин, Елена Загороднева
Павильон в Саду имени Н.Э. Баумана Народный архитектор Антон Ладыгин, Дмитрий Селивохин, Алексей Курков, Екатерина Макарова, Мария Нугаманов
Зимняя горка в сквере «Юбилейный» MAAN, Kidwill Юрий Ковалев, Надежда Теслер, Анастасия Зозуля
Архитектурный навес для парка Ingrad Alpbau бюро Citio

 

Малый объект

Выбор жюри
Баня и гостевой домик в Кавголово 
Архитектурное бюро​ ХВОЯ
Баня и гостевой домик в Кавголово. Архитектурное бюро​ ХВОЯ
Фотография © Григорий Соколинский

Второе молодое и знаменитое петербургское бюро – ХВОЯ (с ударением на последнем слоге, на чем авторы не перестают настаивать, а общественность обсуждать) жюри наградило за очень элегантный банный комплекс, совершенно не похожий на «типичную» баню. 
Выбор народа
Домик на сваях в сосновом лесу
Наталья Амирова, Дмитрий Целищев, Елена Макарова, Ирина Мамай
  • zooming
    Домик на сваях в сосновом лесу. Наталья Амирова, Дмитрий Целищев, Елена Макарова, Ирина Мамай
    Фотография © Кристина Мережко
  • zooming
    Домик на сваях в сосновом лесу. Наталья Амирова, Дмитрий Целищев, Елена Макарова, Ирина Мамай
    Фотография © Кристина Мережко

Достаточно парадоксальный проект: как будто фрагменты чеховский дачи перенесли в асимметричные «скворечники» игровых домиков, хорош для номинации «выбор народа», поскольку забавен снаружи и обаятелен с точки зрения уюта внутри. На мой вопрос, почему именно на ножках, авторы ответили, что так ближе к кронам и вообще они любят трудности, а заодно объявили залу, что работают с новыми проектами и ищут архитектора в свою команду. 

Другие объекты в шорт-листе номинации Малый объект:
Сарай Alexander Erman Architecture & Interior Design Саша Эрман
Садовый домик Snegiri Architects Никита Капитуров
Микродом-баня Архитектор Рустам Керимов, конструктор Александр Мотков
Дом-Антресоль Алексей Лука
Летний флигель Архитектурная мастерская Алексея Козыря Алексей Козырь, Илья Бабак

 
Реставрация

Сложная номинация, которая появилась в составе премии не сразу, но время от времени, как и в этом году (смотри выше) становится основой для гран-при. Экспертный совет не стал ничего отбирать и оставил в шорт-листе все 4 поданных на премию объекта, жюри наградило два проекта, один гран-при, другой в номинации, и народ выбрал третий. В шорт-листе остался всего лишь один объект.
Выбор жюри 
Мельница/толчея/столбовка
«Нагель» Антон Мальцев, Антон Мякише
Мельница / толчея / столбовка. Реставрация: «Нагель». Антон Мальцев, Антон Мякишев
Фотография © Антон Мальцев

По словам члена жюри архитектора Олега Попова, объекты очень разные, как типологически, так и технически, так что жюри очень долго обсуждало свой выбор.
Олег Попов вручает премию Антону Мальцеву
Фотография: Архи.ру

Выбрали мельницу-толчею, то есть такую, в которой не делали муку, а только дробили льняное семя на масло, восстановленную Антоном Мальцевым в музее Щелоковский хутор Нижегородской области. 

Как рассказал архитектор, который, в слову сказать, не впервые получает призы АрхиWOODа, таких мельниц было две – одну перевезли в музей, сохранили и отреставрировали, а вторая осталась на месте и уже утрачена. Что может служить аргументом в пользу перевоза памятников деревянной архитектуры в музеи – действия, в других отношениях спорного, поскольку постройки выпадают из контекста. Но в контексте они, как мы видим из примера, приведенного Мальцевым (и таких примеров немало) попросту исчезают. 
zooming
Антон Мальцев, автор реставрации мельницы-толчеи в музее Щелоковский хутор Нижегородской области
Фотография: Архи.ру
Выбор народа
Усадьба Тимохово-Салазкино
Palmira Group
Усадьба Тимохово-Салазкино. Palmira Group
Фотография © Palmira Group

Поскольку мне традиционно предлагают вручать приз за реставрацию, а как члену экспертного совета – народный, это наводит на мысли об отличии народных симпатий по отношению к реставрации, от профессиональных. Или отличиях реставрации «музейной», коим представителем, определенно, можно считать приведенную выше мельницу, и – реставрации, условно говоря, для прогулок населения. Первая сохраняет подлинные элементы, выделяет новые вкрапления, в случае талантливых авторов художественно обыгрывает их различие того и другого, подчеркивает патину и особенности старых частей как ценность. Вторая восстанавливает нам памятник на определенную эпоху, позволяя оценить его целостно, «как был», и погрузиться, в общем-то, в атмосферу. Между этими двумя полюсами есть достаточно много нюансов.

Усадьба Тимохово, тихо разрушавшаяся недалеко от МКАДа в Видном, восстановлена группой Пальмира, владельцем отеля, и проектной компанией GENPRO. Как подчеркнули на вручении представители Пальмиры Групп, все исторические постройки имели статус ОКН регионального значения, поэтому были реставрированы, а не реконструированы. Как написано, в частности, здесь, «восстановление происходило по всем стандартам реставрации исторических памятников <...> опираясь на архивные документы и фото». Сравнить, что было, и что стало, можно в публикации Вадима Разумова. По словам главного инженера проекта Веры Кабановой, к моменту реставрации усадьба сохраняла много подлинных частей. 

Сейчас она выглядит целой, но очень «новой». Возможно, наше сознание устроено так, что крашеный кирпич мы воспринимаем как исторический, а с крашеными досками все сложнее. Что затягивает нас в дискуссию о том, с какого момента восстановленное здание начинает казаться макетом, и, что особенно существенно при реставрации дерева – что делать с подгнивающими бревнами и досками, а особенно такой тонкой вещью, как дранка под штукатурку. Сохранять ли каждое едва целое бревно в составе сруба? Доску? Или показать людям, как ансамбль выглядел в целом? Ответа, строго говоря, нет, хотя я бы сохранила или воссоздала штукатурку фасадов деревянного главного дома – велика вероятность, что она существовала изначально в сочетании с деревянными рамами окон (что неплохо различимо на одной из фотографий 2014 года здесь). 

*** 

Таким образом – еще раз – опыт восстановления дачи архитектора Гольца, нынешний гран-при, и впрямь можно назвать близким к совершенству: там сохранено максимум подлинных фактур и элементов, и в то же время жилая функция осталась прежней, не говоря уже о некоем музейном флере, сопровождающем проект, воспоминаниях о Георгии Гольце, не последнем человеке в истории советской архитектуры, о запланированном музее его дочери Ники.

Так что любая реставрация – прежде всего факт культуры и отношения общества к предмету. И кажется, что выбор АрхиWOODа 2021 показал нам три разных примера такого отношения. 

Единственный оставшийся в шорт-листе объект номинации Реставрация:
Флигель усадьбы Масленниковых-Петуховых 
Вишневский и Компания / Степан Вишневский

Но вернемся к современным номинациям, а то один уважаемый архитектурный критик уже высказал мне удивление относительно того, что премия, вроде бы, призвана показывать путь развития – правильные примеры – по-настоящему современной деревянной архитектуры, устремленной, так сказать, в будущее. А премия дала гран-при дали за реставрацию, да еще и дачного дома с нотками любимой Гольцем классики. Мне же кажется, что идея сбрасывать наследие с парохода современности несколько устарела, что – будем объективны – все же не может быть поводом дать ему, наследию, себя поглотить.  


Дерево в отделке

Номинация, как в очередной раз признался Николай Малинин, двойственная и премия все никак не может придумать ей правильное определение: может показаться, что дерево в отделке это деревянные финтифлюшки типа пропильных наличников, а на самом деле тут имеется в виду другое – здания, конструктив которых не деревянный, но дерево между тем играет значительную роль в создании образа. 
Выбор жюри
Barn House
nefa architects. Дмитрий Овчаров
Barn House. Дмитрий Овчаров, nefa architects
Фотография © Илья Иванов

Дом построен в Подмосковье, но облицован досками столетней давности, привезенными с Севера России. Согласно авторскому описанию, данное решение – «гротеск в стремлении слиться с природой местности, но в реальности это имело нужный эффект...». Внутри в напольном камине использован шамотный кирпич, еще более старый, чем доски снаружи, 150-летней давности. 

Надо признать, дом оказался одним из редких объектов, который был представлен на премию с планами, которые показывают нам, в частности, винтовую лестницу в центре объема, соединяющую  два этажа. Получая премию, Дмитрий Овчаров в ответ на вопрос Николая Малинина признался, что «заказчик с домом скорее мучается». 
Дмитрий Овчаров, nefa architects
Фотография: Архи.ру


Относительно планов и архитектурной графики надо сделать небольшую ремарку. Кажется, в этом 2021 году и экспертный совет, и жюри особенно громко жаловались на то, что в большинстве представленных объектов нет планов. Кое-кто даже намекал, что жюри следовало бы осмотреть объекты в натуре, посетив их; интересно, как это сделать в Тюмени или на Камчатке. Надо признать, что нежелание публиковать планы – тенденция нашего времени. Не один раз мне приходилось сталкиваться с тем, что архитекторы не предоставляют графику, ссылаясь то на заказчика, который запретил, то на BIM, после которого долго и дорого чистить 2D чертежи... Впрочем к проектированию дачных домов BIM пока не очень относится. Но надо сказать еще следующее: как выяснилось в процессе, кое-кто из участников загружал на сайт премии планы, а они впоследствии не отобразились, и авторы получили упреки экспертов незаслуженно. Что-то со всем этим надо делать, и с желанием архитекторов показывать планы своих домов, и с системой загрузки, судя по всему.   
Выбор народа
Отель «Точка на карте. Приозерск»
Rhizome АО «НСБ»
Отель «Точка на карте», Rhizome АО «НСБ»
Фотография © АО «НСБ»

Представляя проект, главред «Архитектурного вестника» Дмитрий Фесенко вспомнил о столике для выпивания в Петербурге, сделанном теми же авторами – бюро Rhizome, также, некоторое время назад, отмеченном на АрхиWOODе.
Отель «Точка на карте», Rhizome АО «НСБ»
Фотография © АО «НСБ»

Отель уже был в прошлом году представлен на премии в виде входной группы, но теперь он доделан и получил премию, так сказать, целиком: домики, выстроившиеся в цепочку среди сосен, и общественная зона. Архитектура всех объемов очень лаконична: доски и стекло. Каждый домик имеет отдельный вход. 
zooming
Дмитрий Фесенко, главный редактор «Архитектурного вестника», вручает премию бюро Rhizome
Фотография: Архи.ру


Другие объекты шорт-листа в номинации Дерево в отделке:
Смотровая «Маяк»  АБ “MOST” Лилия Гиззятова, Карина Давлетьянова, Альфия Шафикова
Красная башня Мастерская Кашанин-А Алексей Кашанин, Анна Кашанина
Входная группа лесопарка «Дубрава» Творческая группа при мэрии города Казани Дарья Толовёнкова, Рузаль Фархуллин, Анастасия Развалова, Амир  Файзрахманов, Елизавета Строкина, Дарья Семко, Аделя Вахитова, Лейсан Минаева, Виталий Пантелеев
Беседка в парке X.Y.Z., архитектурная мастерская Светлана Головина
The Cabin Delo Design Арсений Бродач, Анастасия Гуляева

 
Интерьер

В 2021 году номинация Интерьер, традиционно подсобная и собирающая, в основном, интерьеры загородных домов и квартир, оказалась немногочисленной, но с очень контрастным набором сюжетов. Как прокомментировал состав номинации Николай Малинин: «вы понимаете, библиотека, потом музей, потом интерьер бани. Конечно, выбирать между этими объектами очень сложно».
Выбор жюри
Инфоцентр «Коммунарка»
NOYD collab Игорь Апарин
Инфоцентр «Коммунарка», NOYD Collab Игорь Апарин
Фотография © Серафима Тельканова

Инфоцентр – мини-музей расстрельного полигона «Спецобъект НКВД СССР Коммунарка» / дача Ягоды, создан по инициативе Фонда Памяти и Государственного музея истории ГУЛАГа. В нем собрана как общая информация о терроре, так и конкретная о полигоне и ведущихся на нем археологических работах. Согласно описанию, крашеная серой краской вагонка была переложена внутренней стороной вверх и покрыта серой морилкой, а простенки между окнами разобраны, чтобы создать длинное окно. В общем-то очевидно, что жюри не могло не отметить такой серьезный проект, ответивший на сложную задачу трагического музея строгим и лаконичным решением. 
Инфоцентр «Коммунарка», NOYD Collab Игорь Апарин
Фотография © Серафима Тельканова
Выбор народа
Библиотека для Классической гимназии
Архитектурное бюро 11. Анна Дельгядо, Александра Янкевич, Николай Конашенок, Александр Ломаев
Библиотека для Классической гимназии. Архитектурное бюро 11. Анна Дельгядо, Александра Янкевич, Николай Конашенок, Александр Ломаев
Фотография © Дмитрий Цыренщиков, Михаил Гринев

Николай Малинин, комментируя номинантов, признался в любви к книгам как предметам материального мира – было очевидно, что куратор рад вручить награду библиотеке. Интерьер библиотеки сконструирован для школы №610 в Санкт-Петербурге, причем дети активно участвовали в обсуждении, предложили столики на колесах и скамейки в окнах, кроме того, один из авторов проекта – выпускница той же школы, консультировалась со своими бывшими одноклассниками.  

«...если убрать из этой фотографии все книжки, то возможно, этот проект будет очень и очень простым. Сказать, что это плохое качество, нельзя, потому что как только появляется мусор, который должен наполнять все это, то и фотография получается высокохудожественная, как из большого кино», – сказал Алексей Розенберг, вручая премию.

Единственный объект,
оставшийся в шорт-листе номинации Интерьер:

Интерьер бани в «Лесном» Архитектурная мастерская
Антона Литовского / Антон Литовский

 

Предметный дизайн

Выбор жюри / выбор народа
Flexy
Daria Volkova Design Дарья Волкова
Стул Flexy. Дарья Волкова
Фотография © Дмитрий Цыренщиков

Единственная номинация, в которой мнение жюри на народа совпало. И жюри, и куратор назвали объект неожиданно элегантным в нашем российском контексте, который, по правилам Александра Ермолаева, должен быть сермяжным и кряжистым, а вовсе не таким вот красивым, тяготеющим к интернационализму. Но тенденции, судя по совпавшему выбору, меняются: не все же проектировать стул для лешего, можно и вот такое, легкое и изящное. 
zooming
Дарья Волкова, автор стула Flexy
Фотография: Архи.ру

Другие объекты шорт-листа в номинации Предметный дизайн:
Мебель для комнаты юноши Архитектурное бюро «ДИА» Дмитрий Быков, Евгения Фурменкова. Исполнение: Фаргат Галлимулин, Игорь Селивёрстов
Буханочка Дарья Литвак
19341 Console Fly Massive Millworks Макарий Щербаков
 

 
Арт-объект

Вручая премию, Владимир Кузьмин много говорил о девушках. На Байкале, при холодном ветре, команды, состоявшие почти только из представительниц слабого, а, может быть, сильного? – предположил архитектор, пола построили замечательные объекты – такие, как «Взлетающая рыба», или «Двумах», шевелящий «крыльями» при любом проходе по доскам под ними. Так или иначе, приз жюри получил «Омут» из Древолюции, а приз зрительских симпатий – байкальская «рыба».
Выбор жюри
Омут
Полина Минина, Настасья Иванова, Дмитрий Мухин, Настя Минина,  Полина Шевчук
Омут. Полина Минина, Настасья Иванова, Дмитрий Мухин, Настя Минина, Полина Шевчук
Фотография © Полина Шевчук, Настя Минина, Дмитрий Мухин, Настасья Иванова, Полина Минина

Объект, исполненный в рамках фестиваля Древолюция, и получивший по решению его жюри высшую награду. Он состоит из обычного пирса, который продолжается досками под водой, когда кто-то по ним идет, кажется, что он идет по воде. В конце пути – пень для, скажем так, чтобы избежать слова «медитация», то ли отдыха, то размышлений: "Садишься на пень. Может и закуриваешь. Может погружаешься в мысли. Может сидишь один в темноте под звёздами и над звёздами под ногами. А может просто ныряешь в холодную воду. Ныряешь в омут с головой". Как надо нырять, авторы показали на Древолюции. 
Авторы объекта «Омут», Древолюция 2021
Фотография: Архи.ру
Выбор народа
Взлетающая рыба
Анастасия Мина (руководитель группы  студентов Института бизнеса и дизайна), Анастасия Павлова, София Гнитеева, София Левчук, София Горячева, Екатерина Родичева, Таисия Лысенкова (студенты)
Взлетающая рыба. Анастасия Мина, Анастасия Павлова, София Гнитеева, София Левчук, София Горячева, Екатерина Родичева, Таисия Лысенкова
Фотография © Даниил Васильев

Скульптура «Взлетающая рыба» построена в рамках фестиваля АрхБухта, прошедшего в марте 2021 года. Каркасом головы и хвоста служат 2 кабельные катушки, а облицовка и обрешетка изготовлены из досок от сгоревшего рыбзавода на территории арт-резиденции «Порт Ольхон».
Авторы объекта «Взлетающая рыба»
Фотография: Архи.ру


Другие объекты шорт-листа в номинации Арт-объект:
Диафрагма Команда «КЛЕТКА» Антон Тендитный, Юлия Самарина, Виталия Григоренко, Вероника Брацихина
Двумах Валентина Синчурина, Алина Шевелёва, Виктория Анриянова, Мария Золотухина, Мария Рубанникова, Дарья Соколова


Премия имени Олега Паниткова 2021

Дом Игоря Маркина
Архитектурная мастерская Белоусова
Николай Белоусов, Владимир Белоусов,  Ринат Гильмутдинов

 
Специальный приз от компании HONKA

Siberian Retreat House
A61architects Гульнара Морозова, Дмитрий Морозов, Данил Девяшин

***

Жюри премии АрхиWOOD 2021 года:
Анна Щетинина, основатель творческого агентства TERRA
Борис Левянт, генеральный директор ABD architects
Лиза Фонская, архитектор
Егор Егорычев, инженер-архитектор
Нина Фролова, шеф-редактор Архи.ру
Николай Калошин, архитектор, дизайнер
Олег Попов, руководитель архитектурного бюро «Попов и Архитекторы»
 

27 Сентября 2021

Эконом-вилла
Доступный, просторный и эстетичный каркасный дом от бюро ISAEV architects предназначен для отдыха от города и созерцания природы.
Черный лес
Небольшое помещение инфоцентра от бюро NOYD не просто знакомит посетителя с историей бывшего расстрельного полигона, но и вызывает глубокий эмоциональный отклик.
Дерево живет и регулярно побеждает
Невзирая на вирусы и прочих короедов современная русская деревянная архитектура демонстрирует чудеса выживаемости. Определен шорт-лист премии АРХИWOOD – 12-й по счету. Куратор премии Николай Малинин представляет финалистов.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Оленьими тропами
Бюро Snøhetta соединило в здании саамского культурного и образовательного центра Čoarvemátta в норвежском Заполярье, казалось бы, мало сочетающиеся функции: национальный театр, училище и школу оленеводства.
Дерево и свет
В центре трудовой деятельности для людей с ментальными особенностями в пригороде Парижа широкое использование древесины призвано обеспечить психологический комфорт. Авторы проекта – бюро DREAM.
Технологии и материалы
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Сейчас на главной
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.